Причины многообразия теорий о происхождении государства и права.



Вопрос о происхождении государства и права является дискуссионным. О причинах возникновения гос-ва и права говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия;

6.Неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;

7.Преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных соображений;

8.В преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами.

Каждая из теорий отражает взгляды различных групп, слоев, классов, наций или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на процесс возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь в данном случае идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, а обо всем спектре существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Именно коренные изменения в экономической сфере и в самом обществе привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

 

11. Общество как способ существования человека и человечества.

Еще Аристотель определял человеческое общество как совокупность разных группировок (филиа, койнониа, политейа), соответствующих таким образованиям как семья, общественная, политическая группа. Сен-Симон квалифицировал его как форму господства над природой, Прудон – как множество противоречивых отношений разных социальных групп и классов, а один из ведущих современных социологов Все эти подходы к пониманию общества можно классифицировать в соотв. со следующими характеристиками:

а) содержательно-функциональная харак-ка общества (взаимодействие, социальные роли, взаимовлияние, отн-я противоречий между классами и т.п.);

б) структурная характ-ка (система поведения, совокупность социальных институтов, групп людей и сословий).

Но в этих подходах не удерживается то, что общество есть способ существования человека. Ведь человек существует только в форме социального взаимодействия. Ибо, если нет человека, то нет и общества, а если нет общества, нет и не может быть человека.

Следует прояснить такой подход: общество как способ существования человека. Человек – при всей его социальной сущности, является существом биологическим, проще сказать, биологическим организмом. И соответственно его жизнедеятельность как организма проявляется прежде всего в характере осуществления этой жизнедеятельности. Она имеет несколько особенностей.

1. Человек – есть метаболическая система, способом существования которой является обмен веществ между организмом и окружающей средой. Человек и существует только в определенных условиях физической, химической, биологической, экологической и социальной среди. При этом важен вывод о том, что человек и среда его обитания - понятия неразрывные: убери од- но, не будет и втоpoгo.

2. Все биологические организмы имеют свойство адаптации к среде. Человек - исключение и одновременно, не исключение. Он тоже адаптируется к среде, но при этом адаптирует и среду к самому себе, к своим потребностям.

3. Свойством любой метаболической системы в ее адаптации к среде является активность. В отличие от всех систем подобного вида, особенностью человека является не просто активность, но, прежде всего трудовая активность. Более того, это коллективная трудовая активность.

Особенностью отношения человека как метаболической системы и среды является то, что основными формами человеческой (социальной) активности являются трудовая деятельность, поведение, взаимодействие и общение. Эти формы адаптации к среде создают феномен общества как формы существования человека.

Общество как форма существования человека– концептуальная характеристика. Содержательно квалифицируя общество, мы должны понимать, что существует не человек сам по себе, а множество людей. Следовательно, общество – это совокупность отношений между ними, а еще вернее сказать, система отношений. Отношение или система отношений может определяться как совокупный вектор, выражающий направленность активности различных субъектов.

 Отношения, складывающиеся в обществе – это субъектно-субъектные отношения. Они выражают различные формы связи и зависимости между людьми, группами лю-дей, социальными слоями и т.п.

Общественное бытие человека, будучи разнообразным и многосторонним, реально проявляется на трёх уровнях, которые соответствуют трем уровням бытия в мире:

* Объективный или материальный уровень общественного бытия

* Субъективный или идеальный уровень общественного бытия

* Трансцендентный или духовный уровень общественного бытия.

Объективный уровень общественного бытия представлен институтами и отношениями, максимально независимыми от воли и сознания людей и выступающими по отношению к ним как первичная реальность. Объективный характер общественных связей определяется общественно-образующими функциями, то есть тем, что выступает в качестве основной причины появления общества. Главной из этих функций считается хозяйственная. В отличие от животного, человек не может долгое время довольствоваться только тем, что он получает в готовом виде от природы. Следовательно, для удовлетворения все расширяющихся потребностей есть единственно возможный путь - трудовая деятельность, материальное производство.

Главной характеристикой субъективного уровня общественного бытия является то, что он есть результат проекции вовне идей и ценностей, которые лежат в основе деятельности людей, даже если эта деятельность и продиктована объективными потребностями. Это собственно "человеческая" составляющая общественного бытия, то в нем, что идет не от природы, а от свободы. Сфера субъективности - это пространство общественной свободы человека, своеобразный зазор между природной и социальной объективностью. Наиболее адекватно и органично субъективность человека выражена в культурной деятельности. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или социальной группы. Свои моральные, эстетические, религиозные и иные ценности человек объективирует (воплощает) в предметной форме, начиная от орудий труда и заканчивая произведениями искусства. По своему содержанию культура распадается на такие сферы, как материальная и духовная культура.

Общественное бытие, наряду с объективным и субъективным измерением, имеет ещё трансцендентное измерение, которое выражает подлинную онтологию общественной жизни. Трансцендентные параметры общественной жизни составляют основу её подлинного единства. Различные прагматические интересы, заставляющие людей образовывать социальные общности, имеют недолговечную природу. Они меняются, исчезают, на смену им приходят новые интересы, такие же преходящие. В зависимости от интересов изменяются форма и состав общественных союзов: вчерашние враги превращаются в друзей, а друзья становятся врагами. По мере своего развития, человек становится все менее зависимым от общества, и все более проявляет свои эгоистические наклонности. Если допустить, что общественно-образующие связи не являются онтологически укорененными, а носят внешний, ситуационный, прагматический характер, то вполне логичным будет вывод о неизбежности постепенного разрушения стабильных больших социальных общностей.

12. Эволюция развития первобытного общества.

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость общественного развития привела к неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая исходная точка развития первобытное, или примитивное, общество. Но даже в начале ХХI столетия народы достигли разных его уровней, что было обусловлено различными причинами.

Первобытное общество первая форма бытия человеческого общества и, соответственно, - первая стадия его исторического развития. Видимо, для этой формы жизнедеятельности людей были характерны коллективизм во имя обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов общества.

Если оставить в стороне теорию божественного или космического происхождения человека, то бесспорным остается во всяком случае одно — самый ранний период доистории человечества, длившийся несколько миллионов лет, начался с перехода от биологической формы развития материи к социальной, то есть с периода становления отдаленных предков человека. Формирующиеся люди, к которым относят архантропов и палеантропов, жили в обществе,
которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом
(праобщиной).

 

В развитии первобытного общества достаточно четко прослеживаются две стадии (периода):

1) стадия ранней первобытной общины или, как ее иногда называют в литературе, первобытной коммуны;

2) стадия поздней первобытной общины.

На первобытной стадии развития люди из камня, кости, рога, дерева и возможно других природных материалов создавали орудия, но пищу еще производить не умели. Основными способами добывания средств для обеспечения жизни являлись собирательство и охота, позднее рыболовство. Избыточный продукт был либо крайне мал, либо добывать его не удавалось. Скорее всего сообщество людей создавало продукта не больше, или не намного больше, чем его требовалось для физического обеспечения существования всех его членов. Этот тип (или способ) ведения хозяйства нередко называют присваивающим.

В условиях присваивающего ведения хозяйства, скорее всего, существовала общая собственность на средства производства и предметы потребления, особенно на пищу, которая распределялась между членами общества независимо от участия или неучастия в ее добывании. Такое распределение обычно называют уравнительным. Его суть заключается в том, что член коллектива имел право на часть полученного продукта исключительно в силу принадлежности к данному сообществу. Однако размер доли, видимо, зависел от объема полученного или добытого продукта и от потребностей членов сообщества.

Можно предполагать, что распределение продукта осуществлялось дифференцированно (основные получатели продукта — охотники, собиратели плодов и других съедобных продуктов, женщины, дети, старики) и с учетом потребностей. Хотя потребность в условиях первобытного общества, очевидно, носила чисто условный характер. Иногда метод распределения называют «методом распределения то потребностям», а первобытный социальный организм — «коммуной».

Начав осознанно трудиться, человек вынужден был вести учет добычи, результатов труда, создания “складских запасов».По мере развития человека шел процесс накопления знаний — он начал учитывать время, смену времен года, движение ближайших небесных тел (Солнца, Луны, звезд). По всей вероятности, стали появляться члены общества (общины), которые былиспособны вести учет и им создавались условия для такой деятельности, поскольку учет помогал поддерживать порядок и давал возможность выжить.

Исходя из накопленных знаний, по всей вероятности, можно было уже делать первые примитивные, но необходимые для выживания прогнозы: когда следует начинать делать запасы, как и сколько времени их хранить, когда начинать ими пользоваться, когда и куда можно и нужно мигрировать и т.д. Тогда же, вероятно, появился учет реально воспринимаемых предметов, планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Появление излишков продуктов могло привести к обмену, который мог осуществляться как обмен натурального продукта на натуральный продукт, так и с использованием обменного эквивалента (украшений, раковин, орудий — природного происхождения и изготовленных человеком).

Учет потребовал ведения записей. Ими могли быть зарубки, насечки, обнаруженные археологами. Примитивные «документы», фиксирующие счет, позволяют предполагать, что оставленные знаки имеют определенную значимость, поскольку имеется разное их начертание — линии (прямые, волнистые. дугообразные), точки. Древние носители информации получили у археологов обобщенное название бирки. К доисторическому периоду можно отнести появление вариантов учета, при котором значение имели цвет, форма знака, его длина. Инки использовали для этого систему разноцветных шнуров (простые шнуры соединялись в более сложные), китайцы — узелки.

Так складывалась экономика в примитивных обществах, Системы сбора,
обработки, анализа учета еще не было. Они появятся позднее — в древневосточных цивилизациях.

Первобытное объединение людей первоначально полностью совпадало с материнским родом. В силу характерной для общинно-родового строя экзогамия (запрет браков между близкими родственниками). Совместное поселение супругов привело к тому, что новое объединение людей перестало совпадать с родом. Парный брак, видимо, начал формироваться у древнейших ископаемых людей. Начинает складываться родство по определенной линии, запрещается кровосмешение (инцест, т.е. браки между родителями и детьми), что в конечном итоге приводит к общественной регуляции брака, появления рода и семьи.

Появление дуальной организации племени, по-видимому, было связано с матриархатом, который характеризовался доминирующим положением женщины. В общественном сознании и ритуальных обрядах матриархат нашел отражение в культе богини-матери и других женских божествах.

В период позднего палеолита происходит своего рода социальная инновацияисключение из брачных отношений близких родственников. Все происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую революцию.

Однако, существует еще одна периодизация первобытного общества:

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. По данным ученых, человек появился в теплых, благоприятных условиях Евразии и Африки около 3 млн. лет назад.

Первобытное общество условно разделяется на каменный век (палеолит, мезолит, неолит), медно-бронзовый и железный века. Каждому из этих этапов мировой истории присущи определенные черты, особенности, орудия труда, достижения материальной культуры.

Палеолит (древний каменный век, 3 млн. – 10 тыс. лет назад) – был самым продолжительным периодом. Для него были характерны примитивные орудия труда, собирательство, охота, рыболовство как основные виды хозяйственной деятельности. Характер эпохи был присваивающий. Люди научились добывать огонь, появились постоянные жилища. Палеолит совпал с ледниковым периодом в истории человечества.

В мезолите (средний каменный век) усовершенствовались орудия труда, изобрели лук и стрелы, появился древнейший транспорт – водный (лодки, плоты).

В неолите (новый каменный век) произошла «неолитическая революция» - воспроизводящее хозяйство становится доминирующим. Основные занятия людей – земледелие, животноводство, гончарное дело. Постепенно появился наземный транспорт – телеги, сани. Формируется система обмена.

Определяющими чертами медно-бронзового века были существование воспроизводственного хозяйства, появилось разделение труда на земледелие, животноводство, началась обработка меди и бронзы. Обмен становится постоянным.

Ранний железный век (на рубеже II-I тыс. до н.э.) возник с переходом к производству железа. Начали развиваться ремесла (гончарство, ювелирное дело, кузнечество).

Возрастает производительность сельского хозяйства, развивается птицеводство. Для раннего железного века характерно быстрое развитие торговли. В целом хозяйство первых эпох носило натуральный характер.

Главной хозяйственной формой того времени была община. Община – это коллектив с полной или частичной собственностью на средства производства.

С общественным разделением труда (отделение скотоводства от земледелия и отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена, зарождение частной собственности.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 7608; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!