Что ещё надо знать начинающему лозоходцу



О языке лозоходцев

Владение "энергетическим" языком заключается в понимании значений термина "энергия". Постижение этих значений затруднено, поскольку прямо их никто не может объяснить, они существуют имплицитно.

Т.Б.Щепанская, «Имена социального»

 

Обособление любой сферы человеческой деятельности автоматически приводит к появлению специфической системы понятий. Помимо общеизвестных слов, которыми каждый из нас пользуется в повседневном общении, у представителей любой профессии, социальной группы или клана существует свой внутренний язык, профессиональный или клановый жаргон. Это вполне понятно: речь — основа общения людей друг с другом, а там, где совершаются специфические действия, используются специфические предметы, необходимы специфические же слова. Иногда хорошо известным словам придаётся иное, отличное от общепринятого, прочтение. Например, самое распространённое сегодня название главного инструмента лозоходца — «рамка» — у человека, далёкого от лозоходства, вызовет, наверное, немало ассоциаций, — но только не те, которые возникнут у самого лозоходца.

Кроме того, в силу различных исторических — и не только исторических — обстоятельств случилось так, что некоторые области человеческой деятельности оказались вольно или невольно скрытыми от посторонних глаз и ушей. Соответственно, одним из основных средств сокрытия стал язык (речь).

В глубокой древности (как, впрочем, и ныне) «закрытые» социальные группы использовали свой особенный язык — арго, жаргон, сленг. Посвящённые в мистические таинства общались между собою на так называемом «языке птиц», который позволял им обмениваться информацией, в том числе и при посторонних, исключая возможность её утечки. Чем-то подобным иногда пользуется каждый из нас, когда вынужденно прибегает к иносказаниям, намёкам, понятным только узкому кругу хорошо знакомых людей.

Мы не знаем, пользовались ли лозоходцы древности своим особенным языком. Если лозоходство было «частным случаем» какой-либо более широкой области магического искусства, лозоходцы, возможно, пользовались принятыми в ней понятиями. О системе представлеинй и о языке магов прошлого мы можем получить некоторое (но — только некоторое, и весьма неполное) представление, исследуя древние источники. А вот вычурный и эклектичный язык многочисленных нынешних «адептов тайных знаний» едва ли в этом поможет.

Пристрастие к загадочным словесным конструкциям типа «это вещи, которые нельзя раскрывать на современном этапе духовной эволюции грядущей ...дцатой расы», мешанина школ и стилей, свойственные «посвящённым» нашего времени, не только ничего не проясняют в древних знаниях, но, напротив, затуманивают их суть, окончательно всё запутывают. Если на каком-то этапе развития цивилизации «язык птиц» был необходимостью, средством сохранения тайны и даже выживания, то ныне он (а скорее, пародия на него) чаще всего есть лишь средство демонстрации чьей-то личной исключительности или принадлежности к неким «допущенным к тайнам внутреннего круга».

Язык современной «паранормальной» науки, подобно зеркалу, отражает метания исследователей между стремлением объяснить мистические идеи в рамках представлений и в терминах современного естествознания и желанием доказать, что без них, гениальных учёных, вся нынешняя наука не стоит ломаного гроша. В результате на белый свет появляются либо формулы, при составлении которых нарушены базовые законы физики, либо философские терминологические конструкции, в которых с трудом, вероятно, разбираются и сами их авторы.

* * *

Среди законов людского общения есть одно незыблемое правило, которое действовало, действует и будет действовать до тех пор, пока существуют язык и речь как средство этого общения: если мы имеем действительно чёткое представление о чём-либо как о феномене (то есть о явлении), то мы всегда сумеем достаточно адекватно и чётко обозначить, описать его. На мой взгляд, лишь глубинный, внутренний опыт не поддаётся абсолютно адекватному описанию.

Назвать какое-либо явление — значит определить его сущность, как она представляется человеку (не обязательно правильно, но ведь и мысль уже важна!). Вспомните, какие названия давали и лозоходству, и людям, которые владели этим методом в прошлом.

С течением времени лозоходство — по крайней мере, в нашей стране, — оказалось «персоной нон грата», а связанные с этой отраслью деятельности слова исчезли из активной части русского языка и даже из словарей. Во всяком случае, в изданном в 50-х годах XX века «Словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожёгова и А.Б.Шапиро слова «лозоискательство», «лозоходство», «лозоходец» отсутствуют. Позднее, в 1960-1970-х годах, с возрождением этого древнего искусства, появились, взамен насильственно преданных забвению, новые, «осовремененные» слова, иногда искусственные до нелепости («биолокатор»).

Вот, например. Ну, кто из вас не встречался хоть раз в радио— и телепередачах, в книгах или в газетных статьях с таким высказыванием:

«Биорамка в моих руках, повернулась. Я понял, что она отрицательно отвечает на мой вопрос...» Большинство читателей «проглотит» подобный текст не задумываясь, как нечто само собою разумеющееся. А если вчитаться внимательнее, то легко заметить, что уже само слово «биорамка» звучит странновато (не все догадаются, что это просто сокращение от «биолокационная рамка»), и уж «ответить» на какой бы то ин было вопрос рамка эта сама по себе просто-напросто не в состоянии...

Тем не менее, базовые термины лозоходства в современном русском языке существуют, и их (вне зависимости от того, «научны» они или нет) следует знать, чтобы избежать взаимного непонимания при знакомстве с результатами работы и идеями других лозоходцев. При этом надо помнить, что терминология специальной и популярной литературы по проблемам лозоходства — это, порою, «небо и земля»; что специалист в отличие от не очень-то компетентного журналиста или дилетанта скажет не «биорамка», а «индикатор», «рамка» или «лоза» и т.п.

Поэтому в 1993 г. нам пришлось подготовить перечень значений наиболее распространённых терминов, используемых современными лозоходцами, — своего рода толковый словарь. Мы старались составить или подобрать определения таким образом, чтобы смысл того или иного термина был понятен сколь возможно большему кругу лиц, в том числе и непрофессионалам[35]. Сразу читать весь словарь, помещённый в конце книги, совершенно не требуется, вы можете просто обращаться к нему тогда, когда доберётесь до фрагментов текста, где использованы те или иные термины, не объяснённые по ходу повествования.

Тайна слова «рамка»

Слово — это семиотический знак, символ, семиотическая формула того или иного мифопоэтического образа, который предстаёт перед нами только в слове.

М. Маковский

 

Как ни удивительно, ни в одной теоретической книжке, ни в одном пособии по лозоходству мне не удалось отыскать ответа на банальнейший, казалось бы, вопрос: когда и откуда появилось нынешнее название главного инструмента лозоходца — «рамка»? Более того, подавляющее большинство моих знакомых, владеющих лозоходством, даже не задумывались над этим вопросом.

Однажды встретилось такое высказывание: «Большинство операторов используют термин "рамка", хотя последний не отвечает смысловому значению слова»[36].

Мне показалось, что это слово может быть заимствовано из радиотехники, подобно тому, как заимствованы из неё многие слова и представления, связанные с гипотезой о локационной природе лозоходства (приём прямого и отражённого сигнала; человек в качестве локатора и т.п.). Действительно, в радиотехнике используют понятие «рамочная антенна». Но исчерпывается ли этим глубинный смысл термина?

«Словарь русского языка» С.И.Ожёгова (1953) содержит следующее определение слова «рама»:

«Чертырёхугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок, в к-рое вставляется стекло, картина и т.п... 2. Техническое приспособление в виде скреплённых под углом друг к другу брусьев, балок... 3. Оконный переплёт вместе со стеклом».

Есть в словаре и «рамка», то есть:

«1. Небольшая рама (в 1 знач.). 2. Прямоугольное обрамление какого-н. теста или рисунка. 3. Пределы, границы чего-н.»

Легко убедиться, что ни малейшего отношения к лозоходству приведённые значения не имеют.

Если вспомнить, что язык — нечто несравненно большее, нежели просто набор звуков, складывающихся в слова, которыми обозначают некие понятия, многое встанет на свои места. Иногда случайно или по аналогии подобранное слово оказывается носителем скрытой неожиданной информации, как бы отражает истинное имя явления.

Когда и другие справочные издания советского времени не дали никакого результата, настала очередь «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. И вот тут-то началось самое интересное...

В.И.Даль рассматривает слово «рама» не как самостоятельное, а как производное от «рамо (...) плечо, плеко, уступ от шеи, округлый спуск и часть руки до локтя; плечевая кость...» Рабочую часть индикатора действительно принято называть «плечом», и на этом вполне можно было бы остановиться, но далее мы читаем: «Мочь, сила, могучая рука, власть»[37]. Уж не становится ли в этом случае слово «рамка» синонимом понятия «жезл Силы», что вполне оправданно, если рассматривать лозоходство в первую очередь как Волшебное искусство?

Но и это ещё не всё! Ниже в той же статье указано: «Рама, стар. межа, граница, обвод, обход участка земли, по владенью; рама, ныне обраменье, край, предел, конец пашин, которая упирается в лес, либо расчищена среди леса, как встарь большею частью, и ныне тоже нередко на севере и востоке Руси...»

Если учесть неслучайность проведения границ в далёком прошлом, то можно выдвинуть фантастическую гипотезу: лоза как один из возможных инструментов древних геомантов — специалистов по предсказанию свойств земли — вполне могла использоваться и для определения границ участков, земельных владений, то есть для «размежевания»[38]. Более того, держа её в руках, совершали обход участка.

Исследование принципов, которые легли в основу практики проведения границ земельной собственности, и правил, которыми при этом пользовались, лежит вне пределов тематики нашей книги.

Таким образом, основа «рам-» очень древняя, и само слово «рамка» применительно к биолокационному индикатору мы можем понимать как «жезл силы, магический жезл» (а с учётом уменьшительного суффикса «-к», — как «маленький, небольшой магический жезл»). Правильное слово!

Вот уж воистину прав был поэт: «Ничто случайное случайно не случается».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!