Пять типов мышления и будущее



 

Описанные пять типов мышления были важны и в прошлом. Но именно сейчас они приобретают решающее значение. Это вызвано развитием науки и технологий и тем морем информации, которой обмениваются современные люди. В этом мире рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления, будут преуспевать.

В идеале педагоги и наставники должны в совершенстве владеть описанными типами. На практике же многие из них не умеют мыслить в соответствии с одним или даже несколькими типами. Сосредоточенность на фактической информации, стандартизированное тестирование, деспотичная атмосфера в школе не дают нам осознать, насколько эти типы мышления необходимы. Ситуацию можно исправить, если в процессе обучения в человеке будут активно развивать навыки и склонности, возникшие в результате использования каждой из моделей мышления.

Как узнать, что человек добивается успеха в развитии какого-либо типа мышления? Ответ очевиден. Нужно хорошо понимать, что значит добиться успеха в этом направлении и что значит потерпеть неудачу. Всегда стоит ставить перед собой разумные цели. Молодой музыкант, математик или маркетолог должен лучше знать свою дисциплину к концу учебного года, чем в его начале. Преподаватель должен точно знать, что в типе мышления самое важное , чтобы и он, и его студент могли оценивать свои усилия по соответствующим критериям. Эффективный педагог – будь то школьный учитель или руководитель научно-исследовательской группы – должен понимать, что в ходе обучения обязательно возникнут препятствия, и уметь противостоять им. Кроме того, нужно уметь отличать псевдоформы пяти типов мышления, которые непосвященному будут казаться настоящим проявлением умения мыслить в дисциплинарной манере, синтезировать, творить и т. д.

Пять типов мышления ни в коем случае не должны приводить к деструктивным последствиям. Цивилизация, основанная на одном типе, не должна мешать цивилизациям, основанным на других. Слишком сильная сосредоточенность на дисциплине препятствует развитию креативности. Между стремлением к уважению и креативностью также может возникнуть противоречие. Творчество требует, чтобы человек был готов бросить вызов установленным правилам, но что делать, если ваш любимый преподаватель является настоящим воплощением ортодоксальности? Иногда даже уважение и этика могут вступить в конфликт. Этические установки могут заставить вас уволить непорядочного сотрудника, к которому вы старались относиться с уважением. Или, как видно из примера с Линкольном, властные полномочия, которыми обладает человек, могут заставить его отказаться от того, к чему он стремится в силу своих личных убеждений.

Система образования в целом должна гарантировать обществу, что все описанные типы мышления будут развиваться. С одной стороны, это задача синтеза – сделать так, чтобы развивались все пять типов. Но это и этическое обязательство. Нашей цивилизации не выжить и не добиться процветания, если мы не будем развивать в себе пять типов мышления, ценность которых я продемонстрировал. Говоря о «системе образования в целом», я имею в виду, что школам не под силу решить такую задачу. В ее решении должны принять участие семья, сообщества, средства массовой информации, церковь и другие общественные институты. Например, учить уважению можно в семье и в школе. Средства массовой информации могут способствовать развитию дисциплинарного мышления в одном обществе, междисциплинарного – в другом и недисциплинарного – в третьем. Если какой-либо общественный институт уклоняется от участия в обучении или подает дурной пример (скажем, средства массовой информации), другие институты (например, родители и церковь) должны компенсировать такой пробел. Если же ни один из институтов не хочет брать на себя ответственность, вся ее тяжесть, как это ни печально, неизбежно ложится на школу.

Нужно помнить, что образование не заканчивается в школе. Оно продолжается в профессиональной деятельности, общественной жизни, даже в семье. В идеале грамотный руководитель или менеджер выбирает сотрудников, уже освоивших эти пять типов мышления. В этом случае его основная задача – удержать их, отточить их навыки, сделать их примером для новых сотрудников. Однако везет далеко не всем руководителям. Если оказывается, что человек, которого вы взяли на работу, не обладает одной или несколькими типами мышления, у вас есть несколько вариантов, чтобы решить эту проблему.

1. Избавиться от него как можно скорее. Человек, не способный к уважению или склонный к неэтичным действиям, может отравить атмосферу во всей организации.

2. Назначить его на должность, где потенциальный вред, который он может нанести компании, минимален. Так, не каждый вид деятельности требует обязательного умения синтезировать или творчески мыслить.

3. Объяснить сотруднику, что ему необходимо поработать над одним или несколькими из этих мыслительных навыков. Нужно подавать ему пример поведения, которого вы от него ждете, постоянно общаться с ним, объяснять, в чем он добился успеха, а что ему не удается. Если в его поведении заметен прогресс, вам остается только радоваться, если он не движется вперед, вам придется обратиться к вариантам 1 и 2. И если вы обнаружите, что многие ваши сотрудники не обладают тем или иным типом мышления, значит в вашей компании проблемы с подбором персонала.

 

Когда я думаю об образовательных, политических и управленческих системах, которые помогают воспитывать эти пять типов мышления, я убеждаюсь, что положительные человеческие качества можно развить. Дисциплины, синтез и креативность могут преследовать самые разные цели, в том числе и негативные. Но это произойдет с меньшей вероятностью, если мы будем учить людей нравственности и прививать чувство уважения. Пять типов мышления могут и должны работать в духе синергии.

Мудрым человеком и гражданином можно считать того, кто своевременно развивает эти типы мышления и использует каждый, когда это необходимо. Тут следует обратить внимание на важность целей и ценностей: система образования неэффективна, если ее представители не могут объяснить, чего она стремится достичь, а что – искоренить. Возможно, компьютеры вскоре частично заменят дисциплинарное мышление. Однако, двигаясь вперед к синтезу и креативности, мы приближаемся к сфере, где главное – именно человеческие ценности. И слова уважение и этика имеют смысл лишь в обществе неравнодушных людей. Ведь невозможно сказать о компьютерах «уважительный» или «этический», независимо от того, насколько они быстры и мощны.

Как бы то ни было, выживание человека как вида и дальнейшее развитие и процветание невозможно без опоры на нравственные и гуманистические ценности.

 

 


[1] Howard Gardner, The Mind’s New Science: The History of the Cognitive Revolution (NewYork: Basic Books, 1985).

 

[2] Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: Вильямс, 2007.

 

[3] Howard Gardner, Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (1983; repr., New York: Basic Books, 2004).

 

[4] «The Battle for Brainpower,» The Economist, October 7 2006, 3.

 

[5] See Jagdish Bhagwati, In Defense of Globalization (New York: Oxford University Press, 2005); Thomas Friedman, The World Is Flat (New York: Farrar, Straus and Giroux, 2005); and Marcelo Suarez-Orozco and Desiree Qin-Hilliard, Globalization and Education (Berkeley, CA: University of California Press, 2004).

 

[6] Alan Bennett, The History Boys (London: Faber & Faber, 2004).

 

[7] Lee S. Shulman, «Signature Pedagogies,» Daedalus, Summer 2005, 52–59.

 

[8] David Perkins, «Education for the Unknown» (paper presented at Harvard Project Zero, Cambridge, MA, March 5, 2006).

 

[9] В учебную программу гуманитарных школ и колледжей входили гуманитарные науки – языки, философия, история, литература и так называемые основы научных знаний, изучаемые в рамках общего или гуманитарного образования. Этот вид образования был весьма популярен до 1970-х, но к концу 1980-х степень бакалавра по гуманитарным наукам (Ph. B.) получали только 13 % выпускников колледжей. – Прим. ред.

 

[10] Donald Schon, The Reflective Practitioner (NewYork: Basic Books, 1983).

 

[11] Arthur Rubinstein, My Many Years (New York: Knopf, 1980), 218–219, 258.

 

[12] Michael Maccoby, personal communication, October 11 2006.

 

[13] Severs’s comments from personal communication, August 29, 2006.

 

[14] Gerald Holton, Thematic Origins of Scientific Thought (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988).

 

[15] Clayton Christensen, The Innovator’s Dilemma (New York: Harper Business, 1997).

 

[16] Jim Collins, Good to Great and the Social Sectors (Boulder, CO: Jim Collins, 2005).

 

[17] Peter Galison, Einstein’s Clocks, Poincare’s Maps: Empires of Time (New York: Norton, 2004).

 

[18] Bill Bryson, A Short History of Nearly Everything (New York: Broadway, 2003), 1.

 

[19] Там же, с. 476.

 

[20] Ken Wilber. A Brief History of Everything (Boston: Shambhala, 1996), 16.

 

[21] Ken Wilber, The Essential Ken Wilber (Boston: Shambhala, 1998), 7.

 

[22] Wilber, A Brief History of Everything, 42.

 

[23] Wilber, The Essential Ken Wilber, 113.

 

[24] C. P. Snow, The Search (London: Penguin, 1950), 243.

 

[25] John Gardner (1912–2002) was an outstanding American public servant.We were not related.

 

[26] Steven Johnson, «Tool for Thought,» New York Times Book Review, January 30, 2005, end piece.

 

[27] Richard Light, Making the Most of College (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2001).

 

[28] Edward O. Wilson, Consilience (New York: Knopf, 1998).

 

[29] Vartan Gregorian, «Colleges Must Reconstruct the Unity of Knowledge,» Chronicle of Higher Education , June 4, 2004, B-12.

 

[30] Quoted in David Remnick, «The Wanderer,» The NewYorker, September 18, 2006, 65.

 

[31] Edward de Bono, Lateral Thinking (New York: Harper, 1973).

 

[32] Mihaly Csikszentmihalyi, Creativity (NewYork: Harper Collins, 1996).

 

[33] John Maynard Keynes, The General Theory of Employment, Interest, and Money (1936; repr., New York: Prometheus, 1977).

 

[34] Quoted in Howard Gardner, Artful Scribbles (NewYork: Basic Books, 1982) 8.

 

[35] Howard Gardner, To Open Minds: Chinese Clues to the Dilemma of American Education (NewYork: Basic Books, 1989).

 

[36] Teresa Amabile, How to Kill Creativity (Boston: Harvard Business School Press, 2000).

 

[37] Bethany McLean and Peter Elkind, The Smartest Guys in the Room (New York: Viking, 2004).

 

[38] Jeffrey Immelt, «Growth as a Process: The HBR Interview,» Harvard Business Review, June 2006.

 

[39] Gary Taubes, Bad Science: The Short Life and Weird Times of Cold Fusion (New York: Random House, 1993), xviii.

 

[40] Там же, с. 112.

 

[41] Там же, с. 72–73.

 

[42] Richard Florida, The Rise of the Creative Class (New York: Basic Books, 2003).

 

[43] Bill Joy, Why the Future Doesn’t Need Us: How 21st Century Technologies Threaten to Make Humans an Endangered Species (New York: Random House Audio, 2006).

 

[44] Michael Balter, «First Jewelry? Old Shell Beads Suggest Early Use of Symbols,» Science 23, no. 5781 (2006): 1731.

 

[45] Имеется в виду Мюнхенский сговор – соглашение, подписанное в Мюнхене 30 сентября 1938 года главами крупнейших европейских государств. Соглашение касалось передачи Германии Чехословакией Судетской области. – Прим. ред.

 

[46] W. H. Auden, «September 1, 1939.»

 

[47] Margaret Talbot, «The Baby Lab: How Elizabeth Spelke Peers into the Infant Mind,» The NewYorker, September 4, 2006.

 

[48] Vivian Paley, You Can’t Say You Can’t Play (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993).

 

[49] Знаменитый судебный процесс 1954 года, положивший конец расовой дискриминации в американских школах; к данному прецеденту апеллировали позднейшие источники антидискриминационного законодательства. – Прим. ред.

 

[50] Yarrow Dunham, A. S. Baron, and M. R. Banaji, «From American City to Japanese Village: A Cross-Cultural Investigation of Implicit Race Attitudes,» Child Development (forthcoming).

 

[51] Sara Lawrence-Lightfoot, Respect (New York: Perseus Books, 1999).

 

[52] James Atlas, Bellow: A Biography (New York: Modern Library, 2002), 574.

 

[53] Robert Payne, The Life and Death of Mahatma Gandhi (1969; repr. New York: Dutton, 1995), 412.

 

[54] Niall Ferguson, Empire (New York: Penguin, 2004), 335.

 

[55] Amy Edmondson, R. Bohmer, and G. Pisano, «Speeding Up Team Learning,» Harvard Business Review, October 2001.

 

[56] Such books include J. R. Huizenga, Cold Fusion: The Scientific Farce of the Century (NewYork: Oxford University Press, 1994); Eugene F. Mallove, Fire from Ice: Searching for the Truth Behind the Cold Fusion Furor (New York: John Wiley, 1991); Bart Simon, Undead Science (New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2002); and Taubes, Bad Science.

 

[57] John Seely Brown, «Towards Respectful Organization» in Organizations as Knowledge Systems, ed. Haridimos Tsoukas and Nikolaos Myolonopoulus (Houndmills, UK: Palgrave Macmillan, 2003).

 

[58] Rodney Kramer, «The Great Intimidators,» Harvard Business Review, February 2006.

 

[59] Samuel Oliner, Altruistic Personality (New York: Touchstone, 1992).

 

[60] Daniel Barenboim and Edward W. Said, Parallels and Paradoxes: Explorations in Music and Society (New York: Pantheon, 2002), 6, 10, 11.

 

[61] Alan Riding, «Harmony Across the Divide,» New York Times, August 20, 2006, Arts and Leisure, 1.

 

[62] Там же.

 

[63] See www.silkroadproject.org/press/faq.html.

 

[64] See Rudy Govier and WilhelmVerwoerd, «Trust and the Problem of National Reconciliation,» Philosophy of the Social Sciences 32, no. 3 (2002): 187–205; Priscilla B. Hayner, «Fifteen Truth Commissions, 1974–1994: A Comparative Study,» Human Rights Quarterly 16, no. 4 (1994): 597–655; Charles O. Lerche, «Truth Commissions and National Reconciliation: Some Reflections on Theory and Practice,» http://www.gmu.edu/academic/pcs/LERCHE7lPCS.html; and Martha Minow, Between Vengeance and Forgiveness: Facing History After Genocide and Mass Violence (Boston: Beacon Press, 1998).

 

[65] Lerche, «Trutn Commissions and National Reconciliation.»

 

[66] Minow, Between Vengeance and Forgiveness.

 

[67] Howard Gardner, Mihaly Csikszentmihalyi, and William Damon, Good Work: When Excellence and Ethics Meet (New York: Basic Books, 2001). Online at www.goodworkproject.org.

 

[68] «The Ten Best Schools in the World and What We Can Learn from Them,» Newsweek, December 2, 1991, 50–59.

 

[69] Robert Putnam, Robert Leonardi, and Rafaella Nanetti, Making Democracy Work (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994).

 

[70] Carolyn Edwards, Leila Gandini, and George Forman, eds., The Hundred Languages of Children (Norwood, NJ: Ablex, 1993). Harvard Project Zero, Making Learning Visible (Reggio Emilia, Italy: Reggio Children Publishers, 2001).

 

[71] Judith Rich Harris, The Nurture Assumption (New York: Free Press, 1999).

 

[72] Wendy Fischman, Becca Solomon, Deborah Greenspan, and Howard Gardner, Making Good: How Young People Cope with Moral Dilemmas at Work (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004).

 

[73] Transcript of interview with Steve Skowron, transmitted to author June 10, 2005.

 

[74] Compare this stance with John Hasnas, Trapped: When Acting Ethically Is Against the Law (Washington DC: Cato Institute, 2006).

 

[75] Quoted in Peter J. Dougherty, Who’s Afraid of Adam Smith? How the Market Lost Its Soul (New York: Wiley, 2002), 6.

 

[76] Там же, frontispiece; J. Sacks, To Heal a Fractured World: The Ethics of Responsibility (New York: Shocken), 2005.

 

[77] Elizabeth Kolbert, New Yorker, June 30, 2002.

 

[78] Paula Marshall, «Facing the Storm: The Closing of a Great Form» (paper prepared for the GoodWork Project, Cambridge, MA, 2004).

 

[79] Debbie Freier, «Compromised Work in the Public Accounting Profession: The Issue of Independence» (paper prepared for the GoodWork Project, Cambridge, MA, 2004).

 

[80] Bethany McLean and Peter Elkind, The Smartest Guys in the Room (New York: Viking, 2004).

 

[81] G. William Dauphinais and Colin Price, eds., Straight from the CEO (New York: Simon and Schuster, 1998), 257.

 

[82] Quoted in «Summer Jobs,» New Yorker, July 4, 2005, 30.

 

[83] Peter Singer, Practical Ethics (New York: Cambridge University Press, 1999).

 

[84] Quoted in Ronald White, The Eloquent President (New York: Random House, 2005), 150.

 

[85] White, The Eloquent President, 260.

 

[86] Daniel Terris, Ethics at Work (Waltham, MA: Brandeis University Press, 2005).

 

[87] Yo-Yo Ma, personal communication with the author, June 23, 2005.

 

[88] Benjamin Bloom, Taxonomy of Educational Objectives (New York: Longmans, Green, and Co., 1956).

 

[89] Erik H. Erikson, Childhood and Society (New York: Norton, 1963).

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!