Учиться, чтобы достойно работать



 

До тридцати лет человек большую часть своего времени проводит за партой. Учителей дети видят чаще, чем родителей, одноклассников – чаще, чем соседских детей. Образовательные учреждения играют ключевую роль в том, станет ли человек достойным работником и ответственным гражданином.

Учителя – главный пример для детей. Они знакомят их с профессией, которая будет играть основную роль в их жизни. Дети наблюдают за поведением учителей, их отношением к работе, тем, как они взаимодействуют со своим начальством, коллегами и помощниками, как относятся к ученикам. Самое важное, что дети видят, как учителя реагируют на вопросы, ответы и работы своих учеников. Говорят, что студенты юридических школ судят о том, каков преподаватель, по тому, как он справляется с конфликтами в аудитории. Наше исследование показало, что дети больше всего верят не друзьям и членам семьи, а учителям. Задача школы – вложить в детей базовые знания – грамотность, основные дисциплины или (если смотреть в будущее) – основы креативного и синтезирующего мышления. Сегодня в большинстве школ основное внимание уделяется лишь успехам в учебных предметах, не имеющих отношения к реальной жизни.

Преподаватели могут помочь ученикам научиться мыслить этично. Ученики должны понимать, почему они учатся, что они изучают, и как можно применить полученные знания на практике. Как люди, изучающие дисциплины, мы должны понять мир. Но в стремлении к этике нам следует применять эти знания для того, чтобы повысить качество жизни, и незамедлительно действовать, когда понимание (или непонимание) мира используется в разрушительных целях. Вот почему в учебный план любой школы должны входить основы этики. Ученики, видя, что их знания можно применить с пользой, скорее получат удовольствие от обучения и найдут в нем смысл.

Как я уже говорил, осмысление этих вопросов зависит от того, умеет ли молодой человек размышлять о себе как о работнике и гражданине. Конечно, на людей с детства влияет то, что они видят вокруг, за что их хвалят и за что ругают. Они, несомненно, могут совершать моральные или аморальные действия. Им даже полезно слышать разговоры взрослых, затрагивающие проблемы этики. Однако лишь повзрослев, ученики смогут грамотно обдумывать и анализировать роли, которые им придется играть в обществе.

Взрослея, люди пытаются осознать, что значит быть порядочным или непорядочным человеком, посвятившим себя обществу или интересующимся только собой гражданином. Они больше не ассоциируют себя с родителями и не мечтают стать пожарными или космонавтами. Молодежь часто увлекается утопическими и экстремистскими концепциями и легко преступает черту, чтобы посмотреть, что за ней. Обычно идеализм смягчается, когда молодой человек вступает во взрослую жизнь и сталкивается с трудностями, заставляющими его идти на компромисс. Однако «лучшие работники» и «лучшие граждане» делают все возможное, чтобы справиться даже с трудной задачей.

Сейчас самое время вернуться к вопросу, о котором мы говорили выше: связь уважения и этики. Между этими двумя понятиями сложно провести четкую границу. Сложно представить себе нравственного человека, не уважающего других людей. Те молодые люди, что выказывают искреннее уважение окружающим, скорее всего, станут хорошими работниками и ответственными гражданами.

Однако, путая эти две понятия, мы заблуждаемся. Уважение (или неуважение) закладывается в человека на самых ранних этапах жизни– оно, по сути, определяет, как человек ведет себя с другими людьми. Уважение можно изобразить с помощью схемы:

 

 

Человек → Другой человек

 

Этический тип мышления предполагает, что человек способен мыслить абстрактно, поэтому нравственные установки формируются в юности и в последующие десятилетия. Встав на нравственную позицию, человек думает о себе как о представителе профессии, размышляет, как он должен себя вести для того, чтобы соответствовать этому званию. Он может размышлять о себе как о жителе своего района, региона, всего мира и задаваться вопросом о том, как ему действовать в этой роли. В этом случае схема будет такой:

 

 

Человек → Роль

 

Философ Питер Сингер хорошо уловил это различие:

 

«Если мы стремимся к цели большей, чем наши интересы, стремимся познать то, что шире нашего сознания, единственно возможное для нас решение – встать на этическую позицию. Этическая позиция… требует, чтобы мы отказались от личной точки зрения и стали беспристрастными наблюдателями. Таким образом, смотря на вещи нравственно, вы выходите за пределы внутренних соображений и идентифицируете себя с самой объективной из возможных точек зрения»[83].

 

Рассмотрим два примера – личный и исторический. Я поддерживал Лоренса Саммерса, когда в июле 2001 года он стал президентом Гарвардского университета. Я восхищался его достижениями, он нравился мне как человек, я уважал его. В последующие годы я много раз наблюдал, как он неуважительно относится к людям и наносит вред университету, который дорог мне. Сначала, как и многие другие, я старался дать Саммерсу совет, который мог бы помочь ему лучше выполнять свои обязанности, однако советы не помогали. В начале 2005 года я принял решение, которое далось мне с трудом. Я решил публично выступить против него, а наедине – посоветовать подать в отставку. Я был вынужден заглушить свои личные чувства к Саммерсу. Я задал себе этический вопрос: что я должен сделать как человек, долгое время являющийся членом сообщества Гарварда? Я выбрал путь нравственности, и это стоило мне нескольких друзей и душевных страданий.

С детства Авраам Линкольн ненавидел рабство. У него самого не было рабов, и он не хотел, чтобы рабство существовало в его стране. Во время избирательных кампаний в Сенат и на президентский пост он публично критиковал рабство и противостоял сильной оппозиции рабовладельцев. Многие ожидали, что, став президентом, Линкольн быстро откажется от своих прошлых взглядов. Но он не сделал этого. Хотя первые несколько лет своего правления он старался не допустить конфликта в стране, который могла спровоцировать отмена рабства. Он писал: «Здесь я поставил себе цели, соответствующие моему видению официальных обязанностей, и я не намерен изменять тому, о чем я говорил неоднократно: желанию, чтобы все мужчины и женщины были свободны»[84]. И еще:

 

«Все мое естество противится рабству. Если рабство не зло, то ничто не является злом. Я не помню, когда я не думал и не чувствовал именно так. Но до сих пор я не понимал, что пост президента дает мне право бороться с рабством официально. Я давал клятву всеми силами сохранять, защищать, отстаивать конституцию Соединенных Штатов. Я не мог занять этот пост, не принеся клятвы. Я никогда не считал, что могу принести клятву, чтобы получить власть, а затем нарушить ее, воспользовавшись своей властью»[85].

 

Говоря в наших терминах, Линкольн предпочел пожертвовать личными убеждениями ради соблюдения этических принципов лидера страны. В конце концов он все же пришел к выводу, что его роль защитника целостности страны невозможно исполнить без освобождения рабов.

Ни одна волшебная формула не поможет вам научиться мыслить этично. Наше исследование показывает, что все профессионалы работают достойно, если стремятся к единой цели. Например, в конце 1990-х для генетиков в США настало счастливое время, поскольку практически все ждали от них одинаковых результатов – улучшения здоровья и продолжительности жизни. А журналистам тогда было нелегко. Те из них, кто стремился создавать профессиональные, объективные материалы, сталкивались с жадностью публики к сенсациям и стремлением издателей к увеличению прибыли.

Достойно работать легче, если профессионал занят лишь своим делом и точно знает, в чем оно заключается. Врач, разрываясь между лечением пациентов и удовлетворением требований организации, в которой он работает, чаще совершает ошибки или идет на сделки с совестью. Биолог, каждое утро работающий в финансируемой правительством университетской лаборатории, должен позаботиться о том, чтобы не скомпрометировать принцип научной открытости. Ведь каждый вечер он идет в частную компанию, занимающуюся биотехнологиями, – где он возглавляет совет научных консультантов и является основным владельцем акций. Студенты чувствуют, преподают ли им учителя то, что считают важным, или просто выполняют новейшее предписание начальства, руководства штата или страны. В целом очень важно, находятся ли разные группы, совместно реализующие проект, в состоянии гармонии или конфликта; точно ли знают, каковы их ролевые модели, сопротивляются ли тому, что на них пытаются возложить мешающие их работе обязанности.

Гораздо сложнее работать достойно, когда заинтересованные стороны движутся в разных направлениях. Возвращаясь к двум нашим примерам, можно сказать, что цели и средства президента Саммерса – какими бы благими ни были его намерения – расходились с целями широких кругов Гарвардского университета. Справедливо и то, что Линкольн многие годы не мог решиться освободить рабов, пока, наконец, не заключил, что сохранение целостности страны требует отмены рабства. Сегодня почти все согласны с тем, что Линкольн поступил правильно, однако за это ему пришлось заплатить жизнью.

Вспомнив скандалы во многих организациях, мы поймем, что призывать к нравственности нужно всех. Без сомнения, институты, отвечающие за профессиональное и бизнес-образование, должны ответить на этот призыв. Сегодня слишком многие юридические и бизнес-школы считают обучение менеджеров чисто техническим вопросом и игнорируют этические проблемы.

Однако то, что бизнес-школы будут вести себя более ответственно, не освобождает от ответственности сами компании. Сотрудники прислушиваются к тому, что говорят их руководители и, наблюдают за их действиями. Очевидна разница между поведением Джеймса Берка, генерального директора Johnson & Johnson, немедленно отозвавшего из аптек все упаковки тайленола во время паники 1980-х, и руководством Coca-Cola 1990-х и Merck США в начале 2000-х, отказывавшихся признавать любые проблемы, связанные с их продуктами до тех пор, пока средства массовой информации и широкая общественность не вынудили их к этому.

Поучительна история Lockheed Martin, которую рассказал специалист по этике Дэниел Террис[86]. На пике корпоративных скандалов 1970-х эта компания, как и многие другие, создала подразделение этики и делового поведения. Это подразделение сумело привлечь внимание сотрудников интересными деловыми играми с участием персонажа мультфильмов Дилберта. Все сотрудники компании должны были хотя бы час в день посвящать тренингам, на которых их учили этичному поведению. В результате сотрудники стали лучше разбираться в вопросах нравственности. Однако, как говорит Террис, программа внедрение этики в корпоративную культуру вошла в противоречие с политикой компании. Она не затрагивала такие важные вопросы, как вознаграждение топ-менеджеров, расовые и этнические предрассудки, не говоря уже о том, что Lockheed Martin занималась различными разработками в области секретных оборонных систем, этичность которых можно поставить под сомнение.

В целом станет ли человек достойным работником, зависит от его стремления работать хорошо, желания достичь цели, особенно если это нелегко. Мы решили, что полезно указать четыре направления, которые должен учитывать человек, желающий работать достойно.

1. Миссия . В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без четкого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.

2. Примеры . Очень важно брать пример – лучше у достойных людей, но можно через книги или средства массовой информации – с людей, которые воплощают собой качества достойного работника. Если таких примеров нет, молодому сотруднику сложно двигаться вперед. Временами отрицательный пример также может преподать необходимый урок.

3. Самокритичность . Молодой сотрудник должен иногда смотреть на себя со стороны и оценивать собственные поступки. Нужно задать себе вопрос: «Хорошо ли я работаю, и если нет, что мне сделать, чтобы работать лучше?» Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно прислушаться к мнению знающих и беспристрастных людей.

4. Профессиональная ответственность . Сначала молодому сотруднику нужно обратиться к самому себе. Однако этого мало. Даже если человек сам работает хорошо – в компании Arthur Andersen, газете The New York Times , юридической фирме Hill and Barlow, – этого недостаточно, если поступки его коллег несовместимы с гордым именем профессионала. Когда у сотрудника появляется авторитет, ему следует начать наблюдать, что делают его коллеги, и в случае необходимости призывать их к ответу. Как сказал Жан-Батист Мольер, «мы отвечаем не только за то, что делаем, но и за то, чего мы не делаем».

 

В нашем исследовании (www.goodworkproject.org) мы представили различные методы обучения этическому мышлению. Мы определили, как различные группы могут совместно работать в духе синергии, чтобы их интересы совпадали с интересами компании и общества в целом.

Родители и учителя не могут полностью подготовить ребенка к трудовой жизни, поскольку они не в состоянии предвидеть, какую профессию он выберет, не говоря уже о специфических проблемах, которые ему в будущем придется решать. (Обратите внимание на параллель с обучением дисциплинам, где понимание предмета можно проверить, лишь предложив студенту объяснить незнакомое ему явление, которое, однако, поддается толкованию в рамках концепции, которую он изучал.) Однако родители и учителя могут служить примерами этичного отношения к работе и помочь ребенку сформировать нравственные установки, которые будут полезны в любой профессии. Тем не менее важно, чтобы молодой человек сам начал размышлять о собственных целях, будущей профессии и нравственных установках. То, насколько эти размышления станут для него привычкой (или типом мышления), определит, сможет ли он ответственно относиться к своей работе – отвечать за ее качество и этичность. И, возможно, в один прекрасный день он сможет стать признанным профессионалом в своей области. Он сможет внести вклад в воспитание последующих поколений и, соответственно, в мир, в котором хотели бы жить наши потомки.

Как-то я спросил виолончелиста Йо-Йо Ма, что отличает достойного профессионала. Ма, много размышлявший об этом на собственном примере, наметил три отдельных качества: 1) играть свой репертуар как можно лучше; 2) уметь работать с другими музыкантами, особенно когда нужно быстро подготовиться к выступлению, создать необходимое взаимопонимание и доверие; 3) передавать знания и навыки следующему поколению, чтобы музыка могла жить вечно[87]. Эта формулировка, произнесенная человеком, который воплощает собой достойное отношение к работе, имеет особую ценность.

Хотя наше исследование было сосредоточено в области профессиональной деятельности, его результаты применимы к поступкам человека как гражданина. Эта сфера также требует способности к абстрактному мышлению. Человек, стремящийся стать хорошим гражданином, думает о миссии своего сообщества, о том, как ее можно осуществить, о положительных и отрицательных примерах среди представителей сообщества. Он оценивает, насколько хорошо он исполняет свой профессиональный и гражданский долг. Возможно, в Древней Греции гражданином было быть легче, однако гражданственность сегодня важна как никогда. Более того, во времена, когда США призывают другие государства пойти по пути демократии, нам следует стать примером истинно гражданского общества. В противном случае защитники «всеобщей демократии» станут всего лишь лицемерами.

 

 

Заключение

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!