Творчество в будущем – три пути развития



 

До настоящего времени, когда речь заходила о развитии творчества, во главу угла ставился человек и его креативные способности. Именно число творческих людей, сконцентрированных в определенном месте и в определенное время (Афины в V веке до н. э., Флоренция времен Ренессанса, Вена и Париж начала XX века, Кремниевая долина в 1990-х), обусловливает возможность для длительного новаторства и научных открытий. Социолог Ричард Флорида говорит об урбанистических центрах Америки – Остине, Сан-Диего, Сиэтле, – которые возникли из-за того, что привлекали людей молодых, разбирающихся в технологиях, с либеральными взглядами, интересующихся искусством[42]. Без сомнения, подобные центры развиваются в Европе, Азии и Латинской Америке. В скором будущем, однако, ключевой роли человека в творческом процессе будут угрожать три фактора.

Узнавая больше о природе человека – и особенно о мозге и генах, – мы поймем, какие факторы увеличивают или уменьшают вероятность развития у личности творческих способностей. Не исключено, что будут выявлены гены, отвечающие за личные качества или темперамент, склонность к новаторству и творческому непокою. Возможно, ученые выяснят, что определенные места в лимбической системе быстрее активизируются у людей, которых считают «хронически креативными» в той или иной области. Такие открытия могут остаться достоянием научных лабораторий. Но скорее всего люди, ценящие креативность, будут стараться развивать (надеюсь, не разводить в пробирках!) людей, обладающих биологическими склонностями к творчеству. Однако нет сомнений и в том, что структуры, стремящиеся к тотальному контролю, найдут способы избавиться от этих творческих «отклонений». И в будущем, вместо того чтобы сжигать книги, тоталитарные лидеры, будут удалять у потенциальных «творцов» ключевые мозговые центры или уничтожать определенные гены. То, что когда-то было плодом научной фантастики, может стать реальностью.

Новые разработки, несомненно, появятся и в области изучения искусственного разума и компьютерной симуляции человеческого интеллекта. Будут изобретены компьютерные программы – на самом деле они уже существуют, – которые смогут создавать произведения в области визуальных искусств, музыки, дизайна и т. д. Люди, занимающиеся творческой деятельностью, также будут пользоваться компьютерами как своеобразным интеллектуальным «протезом»: аккумулировать огромные объемы данных, которые нельзя было освоить, когда компьютеров еще не было. Сегодня большинство инноваций – от архитектурных проектов Франка Гери до декодирования геномов компанией Celera – не были бы осуществлены без мощных компьютеров (хотя сам Гери все еще работает вручную). Опять-таки те, кто использует новые формы интеллекта в благих целях, и те, кому они нужны для контроля и разрушения, будут бороться между собой.

Цели генных, кремниевых и нейротехнологий нейтральны с точки зрения морали. Пока СМИ восхваляют разработки «нового века», ученый-компьютерщик Билл Джой предупреждает о разрушительном потенциале нанотехнологий, генной инженерии и робототехники[43]. Я разделяю его тревогу: ведь, например, клонированное отравляющее вещество или компьютер, запрограммированный, чтобы запустить ядерные боеголовки, могут уничтожить жизнь на земле. Сегодня креативность как никогда нужна в гуманно-ориентированных сферах – в области межличностных, межнациональных отношений, гражданского долга, толерантности и терпимости. Таким образом, следующие главы будут посвящены вопросам морали и этики.

 

 

Респектологический тип мышления

 

Старая как мир игра в бисер

 

Уже сто тысяч лет назад предшественники homo sapiens украшали себя разноцветными бусами. По мнению ученых, члены одной группы первобытных людей сознательно делали это, чтобы отличаться от членов других групп[44]. Точно не известно, для чего служили эти украшения первобытному человеку – только ли для того, чтобы создать отличительные признаки группы. Не известно также, общались ли наши прародители на своеобразном протоязыке; и как попытки выделиться связаны с другими ранними символами – от церемонии погребения до рисунков животных в пещерах. Однако очевидно, что использование знаков, отличающих одну группу от другой, – это важная постоянная характеристика нашего вида.

Антропологи и археологи изучали членство в группах с разных точек зрения. Они выяснили, что многие артефакты, такие как маски, тотемные столбы, щиты, были украшены отличительными знаками. Модели родства были, как правило, экзогамны: мужчины приводили партнерш из соседних племен, в соответствии с принадлежностью к племени выбирали имена детей и т. д. Обмен подарками между группами был церемониальным ритуалом. Однако отличительные знаки использовались не только в повседневных или праздничных ситуациях. Племена часто участвовали в ритуальных войнах, длящихся, пока определенное число представителей племени с той или иной стороны не погибнет. В настоящее время ритуальные аспекты конфликтов практически сошли на нет, но их отголоски прослеживаются в таких леденящих кровь выражениях, как «тотальная война», «мировая война», «глобальный конфликт» или «взаимное уничтожение ».

Люди следуют глубоко укоренившейся тенденции к созданию групп, они тем или иным способом отмечают отличия между ними, усваивают четко позитивное или четко негативное отношение к соседним и более отдаленным группам. Взаимоотношения могут быть разными – от крепкой дружбы до длительного соперничества и смертельной вражды. Антрополог Клод Леви-Стросс считал дихотомию взаимоотношений основной характеристикой человека. Он полагал, что отношения в социуме базируются на идее обмена между культурными группами. Предметами обмена являются войны, товары и женщины.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!