ТРИЗ: теория решения изобретательных задач



 

ТРИЗ, или теория изобретательного решения проблемы, была развита советским ученым Генрихом Альтшуллером и его коллегами. Техника стремится систематически решать проблемы и создавать инновационные решения вначале идентификацией и затем устранением, что Альтшуллер расценивал как технические противоречия.

Основная философия этого метода в том, что девяносто девять процентов всех изобретений являются в основном измененными версиями прошлых открытий и что проблемы могут, опять же в основном, быть определены как противоречия между двумя элементами.

Технические противоречия заключаются в том, что, желая получить нечто превосходящее уже имеющееся, мы должны улучшить то, что имеем. Например, если мы хотим получить больше места для ног пассажиров в автомобиле, мы или делаем автомобиль большего размера, что в свою очередь увеличивает затраты, или уменьшаем размер багажника, что, в свою очередь, оставляет меньше места для чемоданов и клюшек для гольфа.

Уловка с творческим подходом применяется для того, чтобы разрешить противоречия, которые были определены. Например:

● чтобы увеличить объем багажника в джипе, запасное колесо было помещено на заднюю дверь как особенность транспортного средства;

● чтобы преодолеть маленькую область просмотра на персональных мобильных устройствах, была разработана технология зумирования, которая позволяет изменять масштаб изображения пальцами.

 

Альтшуллер проанализировал множество патентов, чтобы сформулировать матрицу типичных противоречий с типичными решениями, используемую для разрешения противоречий. Собственно, хоть теория и была разработана для технических решений, вы можете творчески применять ее для решения прочих задач.

 

Техника аннулирования

 

Техника аннулирования предлагает вам перечислять ваши предположения о конкретной теме и затем просто полностью изменить эти предположения, чтобы заставить их работать.

Два примера помогут вам лучше понять эту технику, которая на самом деле способна преобразовать привычные положения, полностью изменяя их.

Пример 1. Предположим, вы хотите открыть новое кафе в вашем районе. Одно предположение состоит в том, что все кафе имеют персонал. Используя эту технику, вы взяли бы противоположность этого предположения. Таким образом, работа кафе начинается без обслуживающего персонала. Теперь вы должны искать способы использовать технику аннулирования. Задайте себе несколько вопросов: «Возможно ли поставить торговый автомат, распределяющий напитки клиентам?»; «Могут ли клиенты сделать предварительный заказ или заранее заплатить за напитки через свои мобильные телефоны?»; «Есть ли способ сделать так, чтобы вообще клиенты обслуживали других клиентов?»

Пример 2. Перед вами стоит задача сократить расходы библиотеки. Предположением могло бы быть то, что люди посещают библиотеку, чтобы взять на время книги.

Если вам надо увидеть обратную сторону этого предположения, тогда не люди бы посещали библиотеку, а она их. Думая, как это полностью измененное предположение может работать, вы могли бы рассмотреть осуществление мобильного обслуживания библиотеки. И люди могли бы оформлять читательские билеты онлайн, также онлайн посещая библиотеку и читая книги в цифровом формате.

Иногда изменение предположений может привести к сумасшедшим идеям, но, применяя этот процесс, вы можете наткнуться на такое, что приведет вас к поистине инновационным идеям и открытиям. Вот это – пространство для творчества! И помните, что дети потому являются столь творческими, что не ограничены в соответствии с предположениями, которые мы наработали через жизненный опыт. Попробуйте – ведь «нет ничего особенного в том, чтобы сделать простое сложным. Сделать сложное простым, удивительно простым, – это и есть творчество» (Чарльз Мингус).

 

ТНГ: техника номинальной группы

 

Техника номинальной группы базируется на коллективном творческом генерировании идей. Техника позволяет преодолеть многие из проблем, связанных с тем, что не все члены команды вносят одинаково ценный вклад в производство и обсуждение идеи.

В некотором смысле ТНГ похожа на технику мозгового штурма, так как тоже производит идеи, ви2дения и решения областей проблемы. Но здеь людям предоставляется возможность вносить свои предложения анонимно.

ТНГ обычно вовлекает группу из двенадцати или менее участников. Один человек назначается помощником, другой – регистратором.

Помощник описывает фон и цель сессии, и затем каждого человека просят внести идеи, записывая их анонимно на листе бумаги. Обычно помощник устанавливает срок для каждой идеи, например десять или пятнадцать минут. Когда все закончили, регистратор собирает записи. Этот метод позволяет включить участие всех людей, при этом им не приходится беспокоиться о последствиях своих высказываний. Когда все идеи собраны, помощник зачитывает их вслух всей группе.

После того как каждая идея озвучена, участников снова просят анонимно проставить оценку каждой идее по шкале от 1 до 10. Оценки также возвращают регистратору, который подсчитывает их и предъявляет группе. Идеи, набравшие малое число баллов, могут быть исключены из списка, если группа принимает такое решение.

Как только процесс завершен, группа может обсудить идеи, – знать, кто именно что предложил, нужды нет.

Как любой процесс, выполняемый группой, ТНГ желательное начать с определения основных правил. Одно правило, которое стоит особенно подчеркнуть именно для ТНГ, состоит в следующем: соблюдение тишины во время генерирования идей. Вы не должны обсуждать свои идеи с другими членами группы, задавать вопросы, чтобы разъяснить область проблемы или цели. Каждый должен гарантировать, что он полностью понимает процесс и цели до того, как начинается эта фаза.

Ключевые преимущества использования ТНГ перед мозговым штурмом заключаются в том, что ТНГ получает участие всей группы и избегает доминирования одного-двух участников, которые говорят больше других.

Неудобство же ТНГ состоит в том, что эта техника ограничивает взаимный прирост идей, то есть идея одного человека не приводит к искре, чтобы зажечь идею следующего или усовершенствовать предыдущую. Впрочем, этот недостаток можно преодолеть, открыв второй раунд генерирования идей после того, как первая волна идей прошла. Процесс также критикуется как слишком обычный и механический по своей природе и как ограничивающий идеи одной специфической областью проблемы или пунктом обсуждения.

 

Скрэмпер

 

Скрэмпер (название происходит от английского «бежать») – это техника, базовые понятия которой:

● замена;

● объединение;

● приспособление;

● увеличение;

● модификация;

● помещение в другие сферы применения;

● устранение;

● перестроение;

● перемена.

 

Это девять путей, которыми вы можете решать проблему. Пути эти были изначально определены Алексом Осборном, «отцом» мозгового штурма. Как их использовать?

Размышляя над какой-либо идеей, подумайте над следующим.

1. Вы можете заменить обсуждаемый предмет или проблему другими? Использовать что-либо еще, типа другого времени или места, материала или компонента? Эта идея может быть реализована в другом месте, может ли быть использована другая форма энергии, чтобы привести ее в действие?

2. Вы можете объединить ваш предмет с чем-либо еще? Две вещи с различными целями, когда их объединяют, могут привести к абсолютно новому результату.

3. Вы можете приспособить что-либо к вашему предмету, что-то адаптировать под него? Похож ли ваш предмет на что-то существующее, может ли то, что уже существует, служить совсем другой цели?

4. Вы можете увеличить или добавить что-либо к вашему предмету? Сделайте его больше, дольше, шире, выше, медленнее, быстрее.

5. Вы можете изменить или модифицировать ваш предмет тем или иным способом?

6. Вы можете поместить ваш предмет в иную сферу использования? Вы могли бы использовать его для чего-то еще без каких-нибудь изменений или только с несколькими маленькими модификациями? Этот предмет может использоваться различным числом людей, которые не обладают специальными знаниями или, напротив, обладают ими?

7. Вы можете устранить что-либо из этого предмета? Удалите нечто, чтобы сделать проект более доступным для реализации, – будет ли при этом все же достигнута цель?

8. Вы можете так или иначе перестроить ваш предмет? Выверните его наизнанку или поместите в новую последовательность событий. Переверните все вверх дном и обратно.

9. И наконец, что случится, если вы полностью измените ваш предмет?

 

Пусть вас не смущает, что многие из примеров относятся к техническим сферам. Этот метод при творческом подходе можно применять к любой области, от улучшения стула до реорганизации отдела, от художественных экспериментов до личной жизни.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!