Шаги 3 и 4: ваш личный ритуал. Принятие переживания



 

Зевота, сверхмедленное растягивание и концентрация на ощущениях, воспринимаемых вами в настоящий момент, усиливают форму любой медитации, любого созерцательного размышления и любой духовной практики, благодаря чему вам становится легче испытать преображающий опыт. Никакого установленного порядка для выполнения этих шагов нет. Но все же постарайтесь разработать программу – ваш личный ритуал, который лучше всего подойдет для вас и позволит именно вам войти в спокойное и расслабленное состояние. Особенно важно сделать это перед выполнением более интенсивных практик, о которых мы расскажем в следующей главе.

Чем лучше вы расслабитесь, тем легче вам полностью отдаться переживаниям. Именно это мы подразумеваем под «смирением». Вы отпускаете себя. Вы сознательно прерываете склонность ума анализировать и интерпретировать и просто позволяете переживаниям происходить. Чем больше вы доверитесь ощущениям и чувству расслабления, тем больше вы отойдете от повседневных мыслей, порожденных обыденным сознанием (уровень 3).

Вы можете посвятить упомянутым упражнениям сколько угодно времени. Секрет в том, чтобы выполнять их до тех пор, пока они приносят радость и удовольствие. Нет необходимости овладевать продвинутыми техниками медитации и расслабления. По сути, минута в час, уделяемая упражнениям в течение дня, окажет такой же эффект, как двадцатиминутное занятие, – поскольку интегрирует духовную практику в ваш рабочий день, когда снижение стресса наиболее необходимо.

Тем не менее, когда вы будете осваивать техники, приведенные в следующей главе, мы рекомендуем вам уделять от десяти до двадцати минут на спокойное расслабление до выполнения каждой интенсивной практики и после нее. Если конкретное упражнение или ритуал становится скучным, измените его. Скука является признаком того, что пребывание в «здесь и сейчас» становится рутинным, снижается до привычки (уровень 2) и не оказывает практически никакого эффекта на ваше сознание. Именно так и случилось с Ибрагимом – мусульманином, регулярно совершающим намаз. О нем мы рассказывали в предыдущей главе.

 

Шаг 5: Осмысление переживания

 

Когда вы полностью расслабитесь, позвольте уму свободно «витать» и сознательно обращайте внимание на отблески мимолетных мыслей, чувств и образов. Обычно мы понятия не имеем, куда идет наш «ум». Но простая техника осознанной медитации поможет разобраться в непрестанной внутренней болтовне, происходящей на задворках разума. Мы не замечаем этих «голосов», потому что они присутствуют всегда, сменяясь так быстро, что их почти невозможно отследить.

Прежде чем я покажу, как практиковать осознанность, позвольте отвлечь вас еще на несколько минут – и объяснить, каким образом различные уровни сознания генерируют в голове разные «голоса». Язык является одним из самых важных инструментов развития человеческого мозга. Это наше главное средство изучения новой информации, работы с другими людьми и достижения целей. К тому времени как нам исполняется два года, в лобной доле начинается постоянный диалог17. Мы, как правило, не осознаем этих мыслей, но они, тем не менее, помогают нам принимать осознанные решения и блокируют импульсивное поведение18.

Вот самый легкий способ осознать эту внутреннюю речь: закройте глаза и попытайтесь ни о чем не думать в течение минуты. Большинство людей способны поддерживать внутреннюю тишину на протяжении примерно десяти секунд. Даже люди, опытные в искусстве медитации, редко могут дольше минуты удерживать ум в покое. Чем больше старания вы приложите к тому, чтобы успокоить ум, тем яснее начнете осознавать какофонию внутренних диалогов, мнений и суждений, порождаемых лобной долей. В общем, внутренняя речь – язык вашего творческого ума (уровень 4 «Спектра осознания») 19. Это состояние идеально подходит для того, чтобы взглянуть на мир по‑иному.

Но пока вы будете наблюдать за внутренними диалогами творческого ума, может произойти и кое‑что еще. Возможно, вы начнете слышать «другие» голоса – подобно тому, как их слышат пятидесятники и медиумы во время своих уникальных сеансов общения с духовным миром. Эти переживания – этот тихий «шепот», который вы можете услышать, когда войдете на пятый уровень «Спектра осознания», уровень осознанной рефлексии, – могут дать вам новое понимание мира и резко изменить ваши убеждения.

 

Осознанная медитация

 

Прослушивание «внутреннего диалога» увеличивает активность лобной доли. Упражнения, приведенные в следующей главе, напротив, устраняют этот диалог. Если вы хотите вызвать наиболее значительный неврологический сдвиг, рекомендуем практиковать осознанную медитацию непосредственно до интенсивных практик, о которых мы расскажем чуть позже, – и сразу же после них. Идея осознанности проста: вы просто сидите и наблюдаете за всеми внутренними разговорами. Не оценивайте то, что слышите, просто наблюдайте. По мере наблюдения за порождениями ума вы развиваете своего «внутреннего свидетеля» – так часто называют этот феномен. Когда вы осознаете, что сами наблюдаете за собой, то внезапно поймете, что не прикованы ни к одному из будничных страхов и беспокойств. Впрочем, не забывайте: иногда осознанная медитация может оказаться довольно сложной. И если вы чувствуете, что боретесь с собой, просто дайте себе время, не судите себя и продолжайте тренироваться.

На самом деле, чем больше вы идентифицируете себя с «внутренним свидетелем», тем сильнее начнут возрастать ваша уверенность и ваша самооценка. Почему? Потому что «внутренний свидетель» – это уникальная форма неврологического осознания, возникшая в другой области мозга. Он не подключен к тревожным мыслям, порожденным правой лобной долей, а также не является частью оптимистичных мыслей, порожденных левой лобной долей20. Другими словами, чем больше осознанности будет в вашей повседневной жизни, тем легче вам будет справиться со многими эмоциональными проблемами. Осознание собственных мыслей снижает активность мозговых центров, порождающих беспокойство и страх21. Когда вы наблюдаете за своей тревогой, уровень обеспокоенности снижается22. Если вы будете наблюдать без оценивания, начнут исчезать депрессия и печали23. Исследования также показывают, что возросшая осознанность позволила многим преобразить жизнь, а тем, кто страдал от опасных для жизни болезней, смогла принести облегчение24.

Попробуйте провести осознанную медитацию прямо сейчас. Закройте глаза и выполните приведенные выше упражнения на расслабление. Теперь начинайте наблюдать за собственными мыслями и чувствами. Вам не нужно заставлять их приходить – они и так приходят все время. Обратите внимание на то, как они постоянно изменяются, и когда сделаете это, на протяжении минуты несколько раз зевните и потянитесь, чтобы привести ум обратно в состояние тишины. Вот типичный пример того, что происходит в вашем уме, когда вы наблюдаете за собственными мыслями и чувствами, не оценивая их:

 

1. Заметил свое дыхание. Приятно. Интересно, что будет дальше.

2. Услышал шум. Осознал, что отвлекся. Зевнул. Хорошо.

3. Спина болит. Ничего не происходит. А я хоть правильно делаю?

4. У меня есть другие, более важные дела.

5. Да, приятно. Но скучно. О, я начинаю понимать!

6. Просто осознавать. Спокойно. Я – не мои мысли.

7. Ничего себе!

 

В этом процессе свободных ассоциаций деятельность лобной и теменной долей сперва будет возрастать, но если медитация продлится достаточно долго, эта активность может внезапно и резко снизиться. У людей, принимавших участие в наших экспериментах, падение активности лобных и теменных долей происходило через сорок‑шестьдесят минут. Когда это происходит, многие ощущают умиротворенность, ясность ума, пребывание в «потоке переживаний» и чувство единства с миром – характерные черты Просветления.

Осознанность – медленный путь преображения. Но благодаря таким тренировкам мозг обретает способность сохранять спокойствие, когда вы сталкиваетесь с проблемами. Во время выполнения практик, с которыми мы познакомим вас в следующей главе, неврологические изменения будут происходить очень быстро. И если вы не знакомы с основами осознанной медитации и не можете остаться расслабленным при входе в измененные состояния сознания и при выходе из них, есть вероятность, что вы испытаете переживания, напоминающие галлюцинации. Возможно, вам лучше всего сперва добавить в свой арсенал техник по развитию мозга упражнения на расслабление и осознанность. Это ваша лучшая страховка. Она позволяет получить максимум из практик, которым посвящена следующая глава. Более того, овладев этими методами, вы уже не рискуете взбудоражить осиное гнездо негативных чувств или воспоминаний – это очень часто случается с теми, кто впервые участвует в интенсивных формах ритуального пения, медитации или молитвы.

Осознанность держит вас и ваш мозг «заземленным». Благодаря этому вы переходите в настоящий момент и можете интегрировать пережитый опыт в обычное сознание, при помощи которого решаете простые задачи и взаимодействуете с другими людьми. Стремясь представить вам ряд спокойных техник, призванных расширить сознание, мы создали обучающий аудиокурс под названием NeuroWisdom 101 . Курс рассчитан на восемь недель. Его подробное описание можно найти в приложении к этой книге и на сайте www.NeuroWisdom.com. В программе приведены упражнения на расслабление и позитивное мышление, о которых мы рассказывали в наших предыдущих книгах, а помимо них – еще пятьдесят практических упражнений, которые помогут вам создавать ваши собственные ритуалы и медитативные практики.

 

 

Усиление переживаний

 

В предыдущих книгах мы исследовали специфические изменения мозга, характерные для спокойных созерцательных практик – таких как буддийская медитация и христианская центрирующая молитва. Но Просветление – это не практика . Это внезапное, стихийное переживание, которое может случиться, когда мозг переходит с одного уровня сознания на другой. В восточной и западной философии переживание великого Просветления рассматривается либо как постепенное восхождение к осознанию главных ценностей, означенных в разных священных текстах, либо как внезапное преображающее озарение, часто связанное с интенсивными духовными практиками.

Наши исследования показывают: чем быстрее вы изменяете работу мозга, вызывая стремительное увеличение и последующее падение нейронной активности, особенно в лобных и теменных долях, тем больше вероятность того, что вы выйдете за рамки своих старых убеждений, которые, возможно, не позволяют вам почувствовать жизнь с иной стороны. Представьте, что совершаете авиаперелет. В какой момент вы чувствуете самые резкие изменения в движении? Когда самолет стоит на взлетной полосе? Или когда он летит в тридцати тысячах футов над землей со скоростью в пятьсот миль в час? Нет! Вас радикально пробуждают именно взлет или посадка – те мгновения, когда начинается подъем на невероятную высоту или завершается максимальное снижение.

Кажется, не имеет значения, медленно или быстро вы движетесь к Просветлению. Оно все равно может оказаться поразительным, словно прорыв реактивного лайнера через звуковой барьер. Удар! Сознание резко сдвигается – и меняется весь мир, а вместе с этой переменой приходят понимание, ясность ума, чувство единства, блаженный покой или любое из десятка различных проявлений озарения.

В необычных духовных практиках, таких как суфийское пение, говорение на языках, психография и множество других, мы теперь ясно видим характерную черту: для них свойственно изначальное повышение активности мозга, за которым следует внезапное падение, часто приносящее вам невероятный прилив энергии и силы. Вы переходите в состояние новой осознанности – и пробиваете «звуковой барьер» обыденного сознания.

Большинство ученых в своих исследованиях концентрировались на том, что происходит в мозге медитирующих в то время, когда те «плывут» в блаженном переживании, и фиксировали те изменения, которые происходили после возвращения участников опыта к повседневной реальности. Да и мы сами, проводя эксперименты, отмечаем то, какие чувства владеют людьми после события. Но Просветление – это именно момент перехода! Это мгновение, когда наши убеждения и мировоззрение внезапно меняются, причем так, что мы обретаем новый смысл жизни, новые ценности и новые цели.

В исследованиях по сканированию мозга, которые мы не раз упоминали в книге, обозначены некоторые структуры, лежащие в основе этого преображающего мгновения. В предыдущей главе мы дали вам разминочные упражнения, призванные обеспечить первоначальное увеличение активности мозга – особенно лобной и теменной долей. Это помогает подготовить мозг к переживанию различных состояний сознания – и в конечном итоге обеспечивает более значительное снижение активности в тех областях, которые, как мы считаем, связаны с переживанием Просветления.

В этой главе мы приведем упражнения, которые, по данным исследований, резко отключали активность тех же самых областей. Прекращение активности лобной доли может привести к тому, что ваши привычки и система убеждений могут на время «утратить хватку». А за счет снижения активности теменной доли вы, возможно, перестанете осознавать свое привычное «я». В этот момент многие испытывают необыкновенные озарения, приносящие ясность ума и эйфорию, – и с их помощью познают и собственную суть, и сущность мира, и природу Вселенной.

Сила Просветления не зависит только лишь от снижения нейронной активности. Скорее всего, в преображающие состояния нас выталкивает именно амплитуда изменений. И если вы объедините упражнения из предыдущей главы, призванные увеличить нейронную активность, и упражнения из этой главы, которые ее понижают, то сможете, образно говоря, «выдернуть коврик из‑под ног» вашего обычного восприятия мира.

Само по себе ожидание эйфории или экстаза приведет к выплеску дофамина в те области вашего мозга, которые регулируют сознательные переживания, и возникшее удовольствие еще сильнее вовлечет мозг в какую‑либо деятельность, связанную с Просветлением1. Наше исследование, равно как и другие, показывает, что сознательное желание, намерение и стремление к Просветлению помогает запустить преображающие процессы. То же самое справедливо для медицины: ваше намерение и стремление выздороветь действительно запускают лечебные процессы в организме2. Конечно, мы не можем гарантировать, что вы достигнете Просветления. Никто не знает, когда оно случится, – и никто не знает, случится ли оно. Но наши данные подтверждают, что подходы, описанные в книге, в значительной мере содействуют этой возможности.

 

Медицинский совет

 

Несколько лет назад, во время интервью на одном из каналов, я говорил о медитативных практиках, частью которых были упражнения на спокойное дыхание, и продюсеры хотели услышать от нас медицинский отказ от ответственности. Марк в шутку предложил следующее: «Перед вдохом или выдохом обратитесь к врачу!» В литературе мы не обнаружим упоминания о какой‑либо опасности спокойного дыхания. Впрочем, в некоторых медитациях, призванных вызвать мощный сдвиг сознания, нужно дышать очень глубоко и быстро. Даже упражнения, приведенные в этой главе, способны резко изменить кровоснабжение мозга. И если во время их выполнения у вас начнет кружиться голова или вы вдруг почувствуете, что теряете ориентацию в пространстве, пожалуйста, прекратите любые тренировки и посоветуйтесь с вашим лечащим врачом. Риск очень мал, но все же людям, страдающим от глубоких эмоциональных проблем, психозов, расстройств личности, когнитивных нарушений или проблем с сердечно‑сосудистой системой, а также принимающим какие‑либо лекарства, имеющие отношение к таким симптомам, не следует практиковать эти упражнения без надзора лицензированного медработника3.

 

«Нечто» обращается в «ничто»

 

Наше первое упражнение – одна из самых мягких техник, призванных снизить активность лобной доли. Она заимствована из медитации дзэн, основанной на интенсивной концентрации, и очень эффективно пресекает внутренний диалог, а также постепенно снижает сознательное восприятие окружающего мира4. В этом упражнении вы заставите лист бумаги исчезнуть из визуальных центров мозга. Вы собираетесь обратить «нечто» в «ничто».

В дзэн вы должны очистить ум от всего. Сделать это мучительно сложно. Конкретная цель дзэн‑буддизма – Просветление. Но мастера говорят, что любые мысли о Просветлении могут скрыть от вас его истинную природу. Они не хотят, чтобы вы думали о нем, – они хотят, чтобы вы пережили его всеми своими чувствами:

 

Один профессор отправился к мастеру дзэн, желая узнать о Просветлении. Монах молча вручил ему чайную чашку и начал лить в нее воду. Чашка заполнилась доверху, но мастер все лил и лил. «Стойте! – воскликнул профессор. – Чашка и так переполнена! Я не смогу выпить чаю!» Тогда монах ответил: «Ваш ум – как эта чашка. В нем слишком много идей. Как вы сможете ощутить Просветление, если в вашей чашке больше нет места?»

 

Так все же – работают ли эти «бессмысленные» подходы? По‑видимому, да. Исследования по сканированию мозга показали: опытные адепты дзэн могут постепенно снижать активность лобной доли, понижая реакцию на тревоги, страхи и сомнения. Они становятся более спокойными и безмятежными – отличительные черты Просветления в дзэнской традиции. Эксперименты даже показали, что у тех, кто посвятил медитациям дзэн много времени, уменьшился размер миндалевидного тела – структуры, которая участвует в регулировании реакции страха5. Эта перемена соотносится со снижением тревоги и стресса и улучшением эмоциональной регуляции.

Я прошу вас «опустошить» ум – «чашку» из дзэнской притчи – и на несколько мгновений отключить сознание. Если вы сможете осознать это состояние, не думая о нем , вы испытаете совершенно иную эмоциональную реальность и ощутите невероятный покой. Все, что вам нужно, – белый лист бумаги. Можно разместить его на столе или прикрепить к стене, поставив кресло так, чтобы вы могли спокойно смотреть на лист.

Закройте глаза, расслабьтесь и перейдите в «здесь и сейчас», обращая внимание на естественный ритм дыхания. Проведите так несколько минут. Затем откройте глаза и смотрите на бумагу, думая только о ней. Исследуйте лист и в течение двух‑трех минут изучите столько деталей, сколько сможете: края листа, его размер, степень белизны бумаги…

Теперь пристально смотрите в центр белой страницы. Когда взгляд будет приближаться к краю, снова возвращайте внимание в центр и удерживайте взгляд там, пока края не исчезнут из сознания. Вы больше не будете их видеть (это нейронный процесс, известный как выборочное невнимание), и благодаря этому перестанете думать об изначальной идее «бумаги». Сознание превратится в нечто неопределенное – вы постепенно снизите способность мозга мыслить, в прямом значении этого слова. Некоторые могут сделать это в течение нескольких минут, у других это, вероятно, отнимет гораздо больше времени, но когда это действительно произойдет, то вы, возможно, не будете осознавать вообще ничего, словно в трансе. Исчезнет и бумага, и ваше осознание собственного «я».

У большинства людей это переживание длится недолго. Но опытным монахам, чтобы вернуться обратно в повседневную реальность, к взаимодействию с миром, иногда нужен кто‑то посторонний! Впрочем, многие будут то «растворяться в белизне», то резко возвращаться к нормальному сознанию. С неврологической точки зрения вы вызываете быстрое увеличение и уменьшение активности во многих областях мозга, и это может привести к внезапному озарению. Так как легче использовать аудиокурс, способный направлять вас при столь интенсивной концентрации, мы включили его в программу тренировок NeuroWisdom . О ней подробно говорится в приложении. Если вы посредством этой медитации сознательно разовьете навык избирательного устранения других визуальных стимулов, то сможете приучиться к большему оптимизму и игнорированию тревожных мыслей, вызванных повышенной активностью вашей лобной доли6.

Некоторые ученики, практикующие зикр, прежде чем перейти к более интенсивным формам воспевания, сначала пристально смотрят на открытку, где каллиграфической арабской вязью написано «Аллах». Подобная практика есть и у тибетцев – они смотрят на мандалы, состоящие из геометрических фигур и изображений божеств. Индейцы навахо используют песочные картины, чтобы растворить свое «я» в духовных символах, характерных для их традиции. Но взгляд на пустую страницу отличается от всех этих практик. Вы устраняете все свои мысли о чем‑либо – о Боге, о собственном «я», и особенно о Просветлении – и непрестанно стремитесь очистить от них свой ум. В случае успеха бумага теряет смысл, и из небытия рождается нечто превыше слов. Для адепта дзэн это и есть Просветление. Это также отражает неврологическую истину: ваше ощущение бумаги, себя или чего‑нибудь еще в мире – не более чем перцептивная иллюзия, конструкция, которая создается в теменной доле, а затем помечается в языковых центрах лобной доли. Другими словами, наши мысли и чувства – просто конструкции в разуме, воспоминания, взятые из прошлого и спроецированные на данный момент. Для многих осознание этого простого факта становится преображающим озарением.

 

Автоматическое письмо

 

Бразильские медиумы, принимавшие участие в нашем исследовании, выполняли такое же упражнение для опустошения ума, прежде чем обратиться к духам умерших. Они закрывали глаза и прекращали обычные процессы мышления, связанные с нормальной активностью лобной доли. Когда активность снижалась, они входили в транс и после записи полученных сведений не помнили ничего из того, что им говорила «сущность». Они просто разрешали руке двигаться по бумаге и писать слова.

Возникает вопрос: может ли каждый входить в состояние транса для обретения знаний, обычно недоступных нам в нормальном состоянии сознания? История отвечает «да». А сеанс автоматического письма – когда вы позволяете другому «голосу» общаться с вами или через вас – оказывается простым, веселым и на удивление познавательным. Это так же просто, как обращение к воображаемому наставнику с просьбой ответить на вопрос, с которым вы не можете справиться. Кого бы мы ни представили – святого, художника, философа, далекого предка, – наш творческий ум способен говорить с нами через воображаемую музу. Такие внутренние диалоги могут оказать сильный исцеляющий эффект и помочь нам в разрешении проблем, с которыми обыденное сознание справиться не в силах7. Это форма ченнелинга, и на самом деле не имеет значения, считаете ли вы эти голоса реальными или воображаемыми.

Общение с духовными сущностями до сих пор остается популярной темой в современной американской культуре. Например, Эстер Хикс, знаменитый писатель и лектор, общается с просветленной сущностью по имени Абрахам, видя в нем источник вдохновения и бесконечного разума. Хикс, как и многие другие приверженцы ченнелинга, легко допускает, что Абрахам, возможно, – просто голос его собственной внутренней мудрости. Джей Зи Найт, которая часто мелькает на телевидении, общается с тридцатитысячелетним духом по имени Рамта. О нем упоминали создатели независимого фильма «Покрытое тайной: Так что же мы знаем?!» (What the Bleep Do We Know? ). Джейн Робертс, получившая международную известность в 1970‑х годах, общалась с сущностью по имени Сет, и у ее книг и по сей день много почитателей.

Также можно вспомнить о Хелен Шакман: в 1965 году она начала получать указания от внутреннего голоса, который представился как Иисус. В результате появился бестселлер под названием «Курс чудес» (A Course in Miracles ). Доктор Шакман была профессором медицинской психологии в Колумбийском университете Нью‑Йорка, поэтому решила опубликовать материал под псевдонимом. Карл Юнг, знаменитый психоаналитик и ближайший сподвижник Фрейда, записал многие воспринятые встречи с двумя библейскими сущностями, Илией и Саломеей. У него также был личный «внутренний гуру» по имени Филимон, и Юнг использовал свои спонтанные переживания для развития техники под названием «активное воображение» – это форма осознанного сна, которая, как он считал, поможет людям раскрыть бессознательные блоки и обнаружить их истинное «я»8.

Для выполнения ченнелинга, снижающего активность в лобных и теменных долях, вам нужно будет взять несколько листков бумаги и расположиться в спокойном месте, где вас никто не потревожит. Сперва решите, на какой вопрос хотите услышать ответ, и запишите вопрос в верхней части страницы.

Теперь снова выполните упражнение со взглядом на бумагу, приведенное выше. Держа ручку в руке и «опустошив» разум, насколько это возможно, осознайте, можете ли вы позволить другому голосу – шепоту, интуиции, чувственному впечатлению – прийти через вас. Если ничего не происходит, повторите вопрос вслух. Если вы и теперь ничего не слышите, спросите себя: «Что бы сказал?» и вставьте на пустое место имя человека – живого или покойного, – которого вы считаете знающим и мудрым. Если ваш ум остается пустым, можете порадоваться: вы только что обрели способность опустошать ум! Или просто используйте свое воображение, чтобы запустить хоть что‑то, поскольку это переведет вас из состояния обыденного сознания (уровень 3) к творческим процессам, связанным с уровнем 4.

Допустим, вы решаете проблему в отношениях. Запишите, так быстро, как только сможете, не особенно размышляя об этом, пять различных условий, которые позволили бы вам хоть немного их улучшить. Используйте свое воображение, будьте смелее и пишите все, что приходит на ум. Спросите себя, что вам сможет сказать самый известный в мире психолог. Если вы так и не найдете решения проблемы, спросите себя, что сказали бы ваши родители или друзья, – это тоже форма «ченнелинга». А если вы действительно хотите «выйти за предел», спросите себя, что бы сказал вам Бог, Иисус или Будда, и запишите все, что придет на ум. Многим настолько нравится это упражнение, что они тратят на вопросы к своей интуиции по полчаса и больше.

 

«Ом», милый «ом»

 

Давайте обратимся к очень простой и сильной звуковой медитации, которая также снижает активность лобной доли и устраняет внутреннюю речь – неотъемлемую часть обычного сознания. Она предполагает повторение звука «Ом», часто используемого в различных медитативных практиках Востока.

Когда ученые провели ФМРТ‑исследование мозга во время этой медитации, то обнаружили: чем дольше люди повторяли звук «Ом», тем меньше была активность лобной доли, передней части поясной извилины, таламуса и эмоциональных центров, расположенных в лимбической системе9. Переживание может быть очень сильным, потому что все, что вы осознаете, начинает исчезать: и ваши мысли, и ваши эмоции, и даже чувство реальности окружающего мира.

Желая проверить, возможно ли достичь такого же эффекта при использовании других звуков, ученые попросили участников эксперимента произнести звук «с‑с‑с‑с», который устранял ощущения вибрации в теле и лице. Мы действительно не знаем, почему звук «м‑м‑м‑м» так важен для снижения нейронной активности, только звук «с‑с‑с‑с» не оказал на мозг никакого влияния. Исследователи предположили, что медитация на мантру «Ом» может вызвать улучшения при лечении депрессии и эпилепсии. Кроме того, мы считаем, что это один из самых легких способов подготовки мозга к Просветлению.

Для овладения этой техникой прошу вас сделать вот что: сядьте на стуле прямо и закройте глаза. Уделите себе минуту, зевните, медленно потянитесь и расслабьтесь, насколько это возможно. Теперь очень медленно и глубоко вдохните через рот и на медленном выдохе произнесите звук «о‑о‑о‑о‑мммммм», растягивая его максимально долго, только помните, что дискомфорта быть не должно. Звук «о» прозвучит первым, и когда вы будете медленно закрывать рот, звук «м‑м‑м» заставит ваши губы дрожать.

Когда звук стихнет, еще раз медленно и глубоко вдохните ртом. По мере повторения медитации на мантру «Ом» обращайте пристальное внимание на мельчайшие оттенки переживания: резонирующие звуки, ощущения в груди, горле и лице; изменения в характерисктиках тона, когда вы по‑разному произносите звук. Проверьте, сумеете ли вы на самом деле утратить свое «я» в звуках и ощущениях, которые вам дарит «Ом».

Продолжайте до тех пор, пока вам нравится. Когда интуиция даст вам сигнал остановиться, спокойно посидите еще несколько минут и наблюдайте за чувствами и мыслями. Медитация на мантру «Ом» воздействует еще сильнее, если проводить ее в группе: голоса сливаются воедино, вы очень быстро начинаете испытывать чувство единства. Это пример того, что мы называем нейронным резонансом, – так определяют явление, когда нейроны в мозге каждого участника группы начинают «возгораться» схожим образом.

 

Мощь движения и ритма

 

Несколько лет назад я провел ФМРТ‑исследование мозга в группе лиц с когнитивными нарушениями. Тогда участники эксперимента провели медитацию Киртан Крийя – они мелодически пропевали звуки «СА‑ТА‑НА‑МА» и в то же время поочередно смыкали в кольцо пальцы рук – сперва большой с указательным, потом – большой со средним, с безымянным, с мизинцем, а затем большой палец снова соединялся с указательным, и начинался новый цикл. Медитация длилась двенадцать минут под аудиозапись – гитарный аккомпанемент и спокойный напев. Мы наблюдали увеличение активности в лобных и теменных долях, что происходило и во время других созерцательных практик10. По всей видимости, этот эффект был вызван повторением звуков в сочетании с музыкой и пением. Как продемонстрировали другие исследования, даже простое прослушивание приятной музыки способно увеличить активность в лобной доле и ввести вас в состояние блаженства, так что добавление музыки к медитации может оказаться очень полезным11.

Но распев наших суфиев был намного мощнее. Они быстро повторяли фразу «ля иляха илля Ллах» и ритмично раскачивались. Напев был монотонным, а не мелодичным, и звуки произносились после глубокого вдоха – на таком же глубоком выдохе. Сочетание этих элементов – учащенное дыхание, повторяющиеся звуки, ритмичные движения – привело к значительным изменениям в работе мозга. В итоге активность в лобных и теменных долях снижалась по мере того, как продолжалась медитация.

К слову, мы считаем, что добавление движений к любой медитации увеличивает силу переживания. Но подтвердить эффект ритмичного раскачивания документально мы не в силах: на эту тему проведено слишком мало исследований. Тем не менее мы знаем, что для детей младшего возраста это самое обычное занятие. Оно помогает им координировать тело с помощью мысленной активности12. Мы знаем, что медитации, основанные на спокойном движении, например тай‑чи, приносят множество физиологических и неврологических преимуществ и практически не имеют побочных эффектов13. Медленные движения повышают активность в лобных и теменных долях, а более быстрые ритуалы предположительно стремительно снижают активность в этих же областях. Исследования, проведенные нами с группами пятидесятников и суфиев, наводят на мысль, что быстрое ритмичное раскачивание и танец способны ввести вас в экстатический транс за считанные минуты.

Приверженцы иных духовных традиций также считают, что ритмичные действия способны ввести их в состояние более глубокой молитвы и медитации. Иудеи раскачиваются во время молитв, такой традиции уже по меньшей мере тысяча лет, и многие богословы утверждают, что это усиливает концентрацию и эмоциональную интенсивность молитвы14. В хасидской мистической традиции некоторые сравнивают практику раскачиваний с пламенем свечи: она танцует и качается, стремясь освободиться от фитиля – вашего тела, – чтобы ваша душа могла воссоединиться с Источником.

Теперь у вас есть «формула» для сознательного повышения и снижения активности в различных частях мозга. Если вы будете чередовать медленные и быстрые движения с медленным и быстрым дыханием и либо мелодичным, либо монотонным напевом, то сможете самостоятельно вызвать наивысший подъем и максимальное падение активности нейронов. При желании вы сможете сделать свое сознание более ясным – или устранить его. Вы сможет побудить мозг к действию – или ввести его в состояние полного покоя, и это даст вам более осознанный контроль над чувствами, эмоциями и мыслями.

 

Власть ритуала

 

Как считает Харви Уайтхаус, знаменитый антрополог из Оксфорда, ритуалы – это «клей, скрепляющий социальные группы»15. Такое впечатление, что даже микроорганизмы проявляют признаки ритуального поведения для передачи информации и знаний16.

Почти все животные используют сложные движения, звуки и другие ритуальные формы поведения для идентификации других особей своего вида, а также для спаривания. Когда дело доходит до этих ритмичных действий, мозг животных активизируется и изменяет их восприятие мира. Кроме того, ритуалы создают примитивную форму единого сознания, когда все участники группы начинают вести себя схожим образом. Такие формы поведения позволяют нам устранить границы между собственным «я» и другими людьми – и пережить сильное чувство единства или неразрывной связи с миром. Это уровень 6 в нашем «Спектре осознания»17.

В биологии животных многие брачные ритуалы содержат знаковые действия: резкие колебания тела и странные позы в сочетании с тщательно выверенными криками или песнями. Поведение служит определенной цели – оно объявляет о намерении животного. Зверь говорит: «Я здесь ради чего‑то особенного – не соверши ошибку и не восприми это как угрозу».

Те же элементы мы видим и в человеческих ритуалах. Рассмотрим, например, знаковые действия, используемые священниками, раввинами, имамами и шаманами всех культур, – торжественные поклоны, коленопреклонения, простирания на земле, ритуальные хождения со священными текстами, воздевания рук, а также постоянное использование специфических ароматов, продуктов и напитков. Такие действия приводят наш мозг в состояние внимания и означают, что мы делаем нечто важное18.

Для того чтобы помочь нам подняться на более высокий уровень сознания, ритуал должен содержать ритмические паттерны, исполняемые на протяжении некоторого времени. Практически все религиозные традиции используют какой‑то вид ритмичного напева, молитву, гимн или танец. Эти ритмы могут быть медленными и величавыми, как молитвы по четкам; живыми и громкими, как говорение на языках, используемое пятидесятниками; или зажигательными и энергичными, как полинезийский обряд плодородия, проходящий под бой барабанов.

Неслучайно церемониальные ритуалы людей – особенно связанные с рождением, свадьбой, похоронами и подростковыми обрядами принятия в братство, – склонны включать элементы ритма, повторений и знаковых действий. На мой взгляд, это отражает биологическое желание сформировать единое сообщество, где ментальность «ты‑против‑меня» растворяется в единстве, принятии и сотрудничестве. В сущности, ритуал помогает нам переключаться с одного на другой уровень сознания – и соединяет нас с нашими высшими ценностями и принципами в духовной и социальной сфере.

 

Где он, лучший ритуал?

 

Если вы хотите быстро изменить сознание, сделайте свой ритуал более мощным. Наш мозг, естественно, сопротивляется выходу за рамки комфортной зоны обыденного сознания. Но многие духовные обряды преодолевают это сопротивление. Сюда входят и действия, приводящие к перегрузке чувств: сидение в парной, нахождение в барабанном круге; принятие наркотиков, изменяющих сознание; гипервентиляция; голодание в течение нескольких дней или выполнение болезненных ритуалов, которые будут шокировать нервную систему. Они безусловно могут вызвать преображающий опыт, но также могут причинить вам травму.

Чтобы избежать эмоционального стресса, который иногда может возникнуть от чрезмерной ритуальной практики, мы советуем всегда начинать тренировку с серии упражнений на расслабление, о которых мы говорили в предыдущей главе. Затем уделите подготовке еще несколько минут и проясните для себя, в чем заключается ваше намерение. Другими словами, сосредоточьтесь на цели, к которой вы стремитесь.

Можете начать с любого ритуала: с ритмических движений, с повторения значимого слова или фразы, с чтения текста, со счета дыхания – главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно и действие было исполнено для вас особого значения. Интенсивная концентрация и максимальная вовлеченность в переживание очень важны для снижения активности мозга, и чем быстрее вы продвигаетесь вперед, тем сильнее будут выражены неврологические изменения. Кроме того, чем больше ритуалов вы можете объединить, тем лучше. Попробуйте соединить звук или слово с движением, а затем попытайтесь координировать все с дыханием. Но не выходите за пределы своей зоны комфорта.

На то, чтобы достичь высокого уровня интенсивности, может уйти от десяти до пятидесяти минут – после этого вы можете почувствовать или сильные эмоции, или покалывание в различных частях тела. Когда дойдете до этой точки, начинайте замедлять все: дыхание, движения, пение и т. д. Вы можете даже двигаться сверхмедленно, замечая крошечные сдвиги в чувствах и ощущениях. Это увеличит нейронную активность. И именно во время этого колебания между высокой и низкой активностью нейронов вы, что наиболее вероятно, испытаете озарение. Не тратьте на занятия больше часа, и когда закончите ритуал, сделайте еще одну серию упражнений на расслабление.

Затем позвольте себе наблюдать за всеми фрагментарными мыслями и чувствами, которые начнут заполнять ваше сознание. Это самый важный шаг (уровень 5, рефлексия). В это время мозговая активность быстро меняется, и вы можете совершенно внезапно испытать озарение. Часто приносит пользу спонтанная запись любых мыслей или прозрений, пришедших к вам в эти минуты.

Подведем итог: сначала отдохните, а затем решите намеренно искать Просветления. Найдите значимое слово, фразу или звук и начинайте их повторять. Добавьте к этому простые движения. Глубоко сосредоточьтесь на звуках и движениях и постепенно увеличивайте скорость. При этом ваше дыхание автоматически станет более глубоким. Теперь доверьтесь чувствам, примите все, что с вами происходит, и продолжайте до тех пор, пока не почувствуете резкий сдвиг в сознании, а затем замедлите и движения, и напев. Остановитесь, медленно потянитесь, зевните и наблюдайте за разными мыслями и чувствами, которые всплывают в сознании. Попросите интуицию дать вам озарение – малое или великое – о любой стороне вашей жизни, и запишите все мысли, которые приходят на ум.

 

Ваш личный зикр

 

Наше исследование показывает: чем больше вы знакомитесь с другими культурами и разными духовными традициями, тем более терпимыми вы становитесь к людям и к себе самому. Поэтому мне хотелось бы показать вам элементы суфийского ритуала – зикра. В переводе «зикр» означает «поминание» или «воззвание». Это процесс, в котором вы входите в соприкосновение с таинственными божественными силами. Мы хотим подчеркнуть, что зикр, как и другие ритуалы, можно наполнить личным смыслом – и сделать его более значимым именно для вас. Впрочем, нужно понимать, что каждый раз, когда вы вносите изменения в ритуал, вы отходите от принятой традиции. Изменение ритуала зикра не согласуется с догмами ислама. Но оно, возможно, поможет вам лучше понять сам зикр – как часть вашего личного пути к Просветлению. В любом случае приведенное упражнение позволит вам ощутить красоту этой мирной ветви мистического ислама.

Несмотря на то что вы можете выполнить зикр самостоятельно, обычно он совершается в группе, и участники ритуала выстраиваются в круг. Они могут как сидеть, так и стоять. В группе часто присутствует лидер – он стоит в центре круга и задает темп, ускоряя и замедляя напев для достижения желанного духовного пробуждения. Зикр может длиться меньше часа – или, напротив, продолжаться на протяжении многих часов, – но в качестве эксперимента я проведу вас через шесть циклов пения и ритмических движений, каждый из которых длится около пяти минут. У опытных суфиев активность лобных и теменных долей может снизиться уже в первые десять минут, у других это может занять около часа.

Лучше всего выполнять эти упражнения, сев на пол и подложив под ноги подушку. Вам должно хватать места, чтобы свободно раскачиваться вперед и назад. Чем быстрее вы поете и двигаетесь, тем легче вам войти в состояние транса и утратить ощущение собственного тела и ума.

Чаще всего в зикре повторяется слово «Аллах». Произнесите его, протягивая начальное «А‑а‑а», а затем, с сильным выдохом – «ллах». Сделайте быстрый вдох и вновь повторите все действия. Сперва вы можете почувствовать себя слегка неловко, но не волнуйтесь, что выполните упражнение неправильно, – ваше тело будет автоматически синхронизировать звук и дыхание по мере того, как ваши движения начнут ускоряться.

Если вас смущает слово «Аллах», вспомните о том, что арабы‑христиане именуют Бога именно так. Это слово происходит от древнееврейских слов «иль», «эль», «аль»19. В определенных мистических кругах слово «Аллах» означает «дыхание» или «единство». Даже если вам неловко, рекомендую повторять его на протяжении пяти минут, сосредотачиваясь на звуках – и на тех ощущениях, которые эти звуки пробуждают в вашем теле. Если вы все еще чувствуете сопротивление, можете повторять слово «Иса» (произносится как «и‑и‑са», арабское имя Иисуса), «Муса» (произносится как «му‑у‑са», имя Моисея), или просто повторяйте долгий звук «а‑а‑а».

Если вы сумеете, хотя бы на несколько минут, отложить в сторону все ваши религиозные верования и предрассудки, уверяем вас: это упражнение позволит вам с необычайной ясностью увидеть и вашу собственную суть, и природу мощных суфийских практик. Начните с первого цикла и с каждым новым все сильнее погружайтесь в медитативное состояние.

 

Цикл 1: Сядьте на стул или на пол в удобном положении. Повторяйте «а‑а‑ллах» от тридцати до ста раз. Пусть интуиция подскажет вам, когда следует ускорить напев, а когда – замедлить. Уделите этому по крайней мере пять минут, а когда закончите, на минуту остановитесь и прислушайтесь к собственным чувствам.

 

Цикл 2: В этот раз при повторении «а‑а‑ллах» качнитесь вперед на звуке «а‑а‑а» и назад на звуке «ллах». Пусть интуиция подскажет вам, когда следует ускорить напев и раскачивание, а когда – замедлить. Делайте это на протяжении пяти минут. Затем на несколько минут замрите в тишине. Сейчас вы приучаете мозг к осознанному повышению и снижению нейронной активности.

 

Цикл 3: Теперь я прошу вас повторять слова, обозначающие два самых священных качества Аллаха: милосердие и сострадание. На арабском эти слова – «Рахман» (произносится как «рах‑ма‑ан») и «Рахим» (произносится как «Ра‑хи‑им»). Вот что вам предстоит повторять во время раскачиваний: «Ир Рахман ир Рахим» («милосердие и сострадание»). При этом растягивайте гласные во второй половине каждого слова. Повторите эти слова от тридцати до ста раз, и через пять‑десять минут замрите и наслаждайтесь тишиной, прислушиваясь к ощущениям в теле.

 

Цикл 4: Начните напевать «алла‑ху» и одновременно раскачивайтесь из стороны в сторону. «Ху» – еще одно имя Бога. Вольно его можно перевести как «Бог есть». При повторении этого звука обратите внимание на то, как напев начинает приобретать собственную естественную мелодию. Это, к слову, задокументированный неврологический феномен. Он объясняет, почему многие люди слышат «небесную» музыку во время определенных медитаций20. Когда будете напевать «алла‑ху», экспериментируйте с различными способами растягивания каждого слога, повторяя те распевы, которые кажутся самыми прекрасными. Повторите сто раз или больше (от пяти до десяти минут) и потом где‑то с минуту отдохните и насладитесь этим восхитительным переживанием.

 

Цикл 5: Этот цикл включает в себя один из самых мощных суфийских напевов. Чтобы произнести его плавно, необходима практика. Вам предстоит повторять фразу «ля иляха илля Ллах» – как угодно, но наподобие стихотворной строки. Фраза произносится так: «ля‑иии‑лях‑ха илля‑я‑я‑ллах». Но не волнуйтесь о произношении: ритм и модуляции голоса введут вас в экстатическое состояние, подобное трансу.

 

Когда будете произносить фразу «ля иляха илля Ллах», осторожно двигайте головой. На звуке «ля» слегка наклоните голову вправо. «Иляха» – вновь верните голову в обычное положение и плавно кивните. Затем отведите голову назад. На следующем слоге – «ил» – наклоните голову влево, а когда будете произносить «ля‑Ллах», – опять вернитесь в нормальное положение. Амплитуда движений сначала должна быть очень незначительной, до тех пор, пока вы не уловите ритм и не сможете повторить всю последовательность от тридцати до ста раз, постепенно увеличивая скорость. Следите за тем, чтобы вы чувствовали себя комфортно. Можете уделить этому совсем немного времени – даже десять минут, – но эффект окажется гораздо мощнее, если вы будете выполнять медитацию на протяжении двадцати минут или дольше. После этого замедлите движения, и когда закончите, закройте глаза и попросите у самых глубинных частей вашего существа (или у Бога) озарения – для понимания своей природы или сути жизни. Не удивляйтесь, если услышите тихий «шепот» мудрости, и запишите все, что вы чувствовали во время переживания.

Если решите создать собственную версию зикра, не волнуйтесь, «правильно» ли вы делаете. В Америке и Европе существуют сотни суфийских групп. Каждая из них имеет собственный вариант этого ритуала. Если бы вам пришлось проехаться по Северной Африке и Ближнему Востоку, вы бы увидели, что ритуалы уникальны в каждой племенной общине, – все двигаются, скандируют, бьют в барабаны и поют совершенно по‑разному. Кроме того, можете зайти на YouTube и прослушать разные версии исполнения молитв. С десяток их точно наберется.

Конечно, если вы верите в основополагающие принципы ислама, эта практика может дать еще более значительный эффект – поскольку вы будете повторять фразы, на которые с готовностью отзовется ваш мозг. Но независимо от убеждений, произносите звуки, которые, на ваш взгляд, будут для вас совершенно естественными. И не стесняйтесь заменять как звуки, так и слова, если захотите, – помните, вы создаете ваш собственный ритуал.

 

Танцуй, стремясь к блаженству!

 

Из всех духовных практик, которые нам с Марком довелось изучать, и из множества личных историй, рассказанных теми, кто занимался такими практиками, суфийский зикр, как кажется, представляет собой одну из наиболее мощных техник для быстрого изменения сознания. Он похож на практику «говорения на языках», которую используют пятидесятники: она тоже предполагает применение евангельской музыки и танцев для входа в ритуал, меняющий мозг. Возникает интригующий вопрос: способна ли любая форма быстрого движения увеличить вероятность Просветления? Мы считаем, что это так, – но только если вы сознательно стремитесь к преображающему озарению. По‑видимому, это очень важный компонент.

В 1960‑х годах многие молодые люди, входившие в контркультурное движение, экспериментировали с мощными наркотиками, желая выяснить истинную природу сознания. Многие из них преуспели в изменении своей внутренней реальности. Но в 1970‑х годах, когда психоделики стали развлекательными наркотиками, уже мало кто рассказывал о переживании чего‑либо, похожего на просветление. То же самое произошло, когда МДМА, широко известный как «экстази», приобрел репутацию терапевтического средства, способного усилить взаимное влечение пар. Многие испытали настоящий прорыв сознания – но все изменилось в 1980‑х годах, когда «экстази» превратился в «наркотик для вечеринок».

Наркотики, безусловно, радикально изменяли сознание. Но когда поиск Просветления переставал быть частью уравнения, люди просто «улетали». Они весело проводили время – но у них не было преображающих переживаний, потому что люди к ним просто не стремились. Как мы уже подчеркивали, намерение увеличивает вероятность преображения.

Это верно и для других ритуальных мероприятий. Например, танцы могут привести к серьезным неврологическим изменениям в мозге. Вы можете выбрать – или танцевать для удовольствия, или создать ритуал с явным желанием обрести просветление. Вот простая формула для использования музыки и танца – она позволит вам изменить сознание и подключиться к интуитивной мудрости мозга:

 

1. Составьте два плейлиста с вашими любимыми песнями, доставляющими вам блаженство или эйфорию. Включите в один плейлист медленные композиции – от трех до десяти, а в другой – столько же быстрых, и добавьте оба списка в плеер. Теперь в каждом плейлисте у вас должно получиться от десяти до пятидесяти минут музыки.

2. Прежде чем танцевать под любой плейлист, максимально ясно озвучьте или запишите цель желанного озарения. Какую проблему вам нужно решить? Какое состояние разума вы хотели бы пережить? Блаженство, экстаз, покой, ясность ума, нечто другое? Если хотите выйти за пределы обыденного сознания и узнать что‑нибудь новое о себе и о мире, просто оставьте «открытый финал».

3. Запустите «медленный» плейлист (здесь вам предстоит решить, будут ли вокальные композиции отвлекать вас сильнее, чем инструментальные, и отредактировать список). С самых первых минут танца сделайте движения «ритуальными» – как тренировочный сет или последовательность йоговских асан. Каждое движение должно быть намеренным и повторяющимся. Затем запустите «быстрый» плейлист. Не забывайте о намерении «выключить» обычное сознание и войти в измененное состояние, в котором вы станете единым целым с музыкой. Когда вы достигнете предела и «потеряете себя», то войдете в переживание «потока», о котором мы говорили раньше.

4. Когда почувствуете, что готовы, замедлите танец, выключите музыку и несколько минут посидите в тишине, позволяя уму свободно «витать». Затем верните внимание к намерению обрести озарение, доверьтесь интуиции, и если вам придет интересная мысль, запишите ее на листке.

 

Вы даже можете делать это в группе. Так часто поступали участники наших экспериментов – суфии и пятидесятники. Когда все в одной комнате стремятся к созданию преднамеренного изменения, могут произойти удивительные вещи: кажется, что личные проблемы растворяются по мере того, как мозг каждого участника входит в резонанс с блаженным состоянием другого. Как выяснили ученые из Университетского Медицинского центра гронингена (Нидерланды), танцы, ритуальные песнопения и барабанный бой заставляют всю группу чувствовать единство21. Это форма социального и группового просветления.

То же самое может произойти во время физической тренировки. Быстрое движение в сочетании с автоматическим учащением и увеличением глубины дыхания, известное как «эйфория бегуна», воздействует на структуры мозга почти так же, как и переживание просветления22. Исследователи отмечали, что в сознательных центрах профессиональных атлетов происходит четкая «диссоциация»23. Они так глубоко концентрируются на беге, что входят в состояние «потока», в котором не существует ничего, кроме этого переживания. Это очень похоже на гипнотический транс. В настоящее время бегуны и танцоры довольно редко сообщают о каких‑либо озарениях при выполнении упражнений – но, возможно, эти озарения произошли бы при сознательном стремлении к Просветлению во время занятий.

Исследования также показывают, что барабанный бой – это один из самых быстрых и безопасных способов перейти в иное состояние сознания. Когда ваша группа ритмично бьет в барабаны, вы все обретаете связь на неврологическом уровне – и это, в свою очередь, приводит к улучшению отношений в коллективе24, снижает утомляемость от работы25 и повышает активность иммунной системы26. Барабанщик даже может воздействовать на животных. Например, обезьяны используют барабанный бой, чтобы общаться и координировать поведенческие реакции27, птицы синхронно поворачивают головы, когда слышат удары в барабан28, а определенные виды пауков барабанят, стремясь привлечь внимание партнеров29.

Также установлено, что игра на барабанах, исполняемая в группе, помогает детям сохранять концентрацию и лучше контролировать эмоции30. Лично я хочу предложить вот что: когда в семье случается какая‑то проблема, ведите ваш разговор с родными под барабанный бой. Так вы превратите обсуждение серьезных проблем в игру – и семье будет легче справиться с ними. В одной из статей, опубликованной в «Американском журнале общественного здоровья», говорится, что «барабанный бой ослабляет эгоцентризм, а также стремление к изоляции и отчуждению и создает чувство того, что вы связаны и с другими людьми, и со своей внутренней сутью»31. Барабанный бой – форма музыки, а музыка – форма общения, так почему же не петь, не танцевать и не бить в барабаны на пути к общему просветлению и радости? Это одно из самых простых и мощных средств, приводящих к изменениям в мозге.

 

Просветляющая аэробика

Самый простой и быстрый способ повысить активность в лобной доле сверх нормального уровня (под «нормальным уровнем» мы имеем в виду сознательную деятельность, проходящую на уровнях 1–3 «Спектра осознания») – это занятия аэробикой. Если вы ложитесь на коврик с ясным намерением обрести просветление и глубоко расслабляетесь по мере того, как осознаете все ощущения, возникающие в теле (эта медитативная практика известна как «йога нидра»), активность лобной доли быстро падает ниже исходной, позволяя вам выйти на уровни 4 и 5. На это уйдет всего три – пять минут аэробики (например, бегайте на месте с максимально возможной скоростью), за которыми следуют пять – десять минут расслабленного осознавания – оно призвано запустить в действие неврологические механизмы, призванные пробудить внезапное озарение. Но помните: вы должны намеренно желать новых открытий. Ученые из Университета Джорджии полагают, что переход от напряженных упражнений к глубокому расслаблению улучшает развитие мозга. Может быть, намеренный переход с одного уровня сознания на другие – это самый быстрый способ подготовки мозга к будущему Просветлению.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!