Аристарх Чернышев. «Критически важное обновление». 2018 год



Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Посреди затемненного экспозиционного зала лучи света выхватывают три автопортрета, выстроенных в ряд. Каждый из них художник Аристарх Чернышев напечатал на 3D-принтере и покрыл органическим материалом, в точности похожим на кожу человека. Первое вышло полностью идентичным, в центре второго крутится компьютерный значок обработки изображения, а при печати третьего лица машина абсолютно по-человечески допустила ошибку — и посреди лица случайно проступил прозрачный куб, исказивший лицо модели до неузнаваемости. По соседству Московский научно-исследовательский онкологический институт им. Герцена представил распечатанные на похожем принтере структуры, которые помогают регенерации органов и костей пациентов. Что общего у исканий отечественного медиаискусства может быть с современной медициной, понятнее всего, как это ни странно, объясняют не художники, а ученый.

— Вот, например, 3D-принтинг, представленный на выставке, используется как основа для замещения костных дефектов, потому что у нее уникальное соотношение площади поверхности и пористости. Такое сделала бы и сама природа,— подчеркивает Наталья Сергеева, профессор кафедры биологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова.— В наше дело уже давно пришли термины художников: дизайн, 3D-биопринтинг… Знаете, когда-то Павлов разделил всех людей на две категории: на художников и мыслителей. Задача ведь у нас одна: вы пытаетесь представить, какова природа, а тем временем мы пытаемся ее понять.

Отправная точка выставки, которую готовили в течение года,— это работа Сергея Мироненко New. На иллюстрации XIX века, выведенной на огромный постер, джентльмен в сюртуке внимательно пытается разглядеть кислотно-разноцветную картинку, лежащую за пределами его черно-белого мира. Видит ли он ее, наверняка не знает даже сам художник, который в 1990-е годы перебросил этой работой мостик от романтики московского концептуализма к эпохе новых технологий. Прорыв в будущее начинается прямо за углом — уже с соседнего зала.

На пластмассовое лицо натянута прозрачная маска, под ней, как веснушки, рассыпаны светодиоды, которые мигают в такт музыке или настроению владельца. Это своего рода тайный язык, объясняет медиахудожница Анастасия Алехина, сродни мушкам, которые в XVIII веке наклеивали на кожу француженки и без которых женщина казалась вульгарно естественной. Электрический румянец, искусственные слезы, пиксели на лбу — в скором времени косметика будет подчеркивать экспериментальную красоту, а сам художник станет инженером, работающим на стыке жанров, уверена Анастасия Алехина.

Вид экспозиции лауреатов конкурса «Такеда. Art-Help. Прорыв»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Если искусство все чаще подает идеи науке, то и научному открытию сегодня ничто не мешает превратиться в метафору. По полу рассыпаны выключенные офисные лампы, которые постепенно переходят к ярко горящим, вперемежку с гнутыми железными листами. Так инсталляция выполненная Ольгой и Олегом Татаринцевыми, переосмысляет статью о гене альтруизма, напечатанную в 1971 году знаменитым советским генетиком Владимиром Эфроимсоном. Лампы-гены — метафора выбора, который стоит перед каждым человеком. Ведь с точки зрения генетики в биологическую природу человека одинаково заложено как негативное вместе с животной агрессией, так и доброе.

В соседнем зале в самом разгаре арт-дуэль между Максимом Орлицким и Алексеем Дубинским — вместо бортика мольберты, вместо револьверов кисти, видеокамера в роли секунданта. Правила сложнее, чем в рэп-баттлах: если там в ход идут личные оскорбления, то тут доказать правоту гораздо сложнее — искусство предельно субъективно. Художники-дуэлянты даже не смотрят друг на друга — каждый молча и заткнув уши музыкой, чтобы не отвлекаться на посетителей, покушается на святое: дорабатывает уже оконченную работу противника.

— На протяжении трех часов я и мой визави, которого я вызвал на баттл, будем переделывать картины друг друга, чтобы, надавив друг на друга, открыть что-то новое в искусстве,— объяснил «Огоньку» Максим Орлицкий до открытия выставки.— Все это снимаем на видео, чтобы остальные посетители тоже смогли увидеть весь процесс от начала до конца. Это новый тип перформанса, новый способ интерпретации, когда акцент ставится на создание произведения, когда художники вступают во взаимодействие.

Пожалуй, среди всех художников, чьи работы собраны в первой части выставки,— это единственные авторы, которые еще используют краски, кисти и холст для создания своих работ. Остальные уже открыли для себя трехмерную живопись, в которой таким инструментам и идеям прошлого нет места. Биоморфный объект, созданный Дмитрием Каваргой, показывает, что технологии давно стали частью человека — клубок из нитей, проволоки и механизмов, подвешенный под потолок, только отдаленно напоминает человеческий силуэт, над ним зависла сорванная прозрачная маска.

— Это мое представление о будущем человека, но главным образом — о его сознании, которое искусственно,— пояснил художник «Огоньку».— Мы отходим все дальше от природного начала и превращаемся в какой-то программный код.

Эстетика под микроскопом


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!