СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 42 страница



Мир Без Форм (Арупа-лока) – каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части: 1) состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп; 2) состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп; 3) состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп; 4) состояние ни познания, ни непознания, вне времени. Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.

Мирные божества – проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).

Мироощущение (бхавана) – мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.

Мир Форм (Рупа-лока) – астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир – это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.

Мир Явлений (сансара) – материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть – после оставления физического тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.

Мистическое тепло (шуддхи-ушанам) – священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.

Моменты естественного вхождения пран в центральный канал
1) момент оргазма; 2) момент зевания; 3) момент смерти; 4) в промежутке между двумя дыханиями; 5) в сверхсознательном состоянии (самадхи).

Наги – могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человеческий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.

Нада-йога – йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога – один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.

Нада-янтра – Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использующая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.

Нади – каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) – основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара – дополнительные.

Намерение (санкальпа) – четко сформулированное намерение, волеизъявление.

«Не бить свинью в пятачок» – выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.

Неведение (авидья) – оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретенное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.

Недвойственное видение – три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:
1) «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное – нереально»;
2) «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»; 3) «Я есть Все».

Нектар (амрита) – мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.

Неотвлечение – цельность практики созерцания, ее непрерывность.

Нечистые таттвы (ашуддха-таттвы) – пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.

Нидидхьясана – последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.

Нидра-янтра – Вселенная Сновидений, одна из пяти янтр Лайя-йоги. В Нидра-янтру входит Йога Сновидений и Йога Сна. В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком теле сновидений до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие. В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании пространства Ясного Света.

Нирвана – исчерпание всех причин сансарного бытия. «Малой Нирваной» называют Освобождение от круговорота бытия, которого достигают архаты практикой сутры. Когда говорят о полном Просветлении, то имеется в виду совершенное состояние, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом.

Омрачения сознания (клеши) – пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую Природу Ума: 1) гнев, 2) жадность, 3)привязанность к материальному, 4) гордость и зависть, 5) тупость и неведение. Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения».

Освобождение (Мокша) – прямое переживание света недвойственной Реальности в самадхи. Способность войти в Нирвану путем отъединения, благодаря энергии или концентрации.

Основа – Основа Бытия, основание как ума, так и чистых и нечистых явлений. Синоним Праджняны, Природы Будды.

«Оставить все, как есть» – выражение, означающее, что при восприятии объектов к ним не устанавливается какого-либо отношения, они не отвергаются и не принимаются, а оставляются в своей собственной природе. Объекты воспринимаются, но йогин при этом не покидает состояния созерцания, оставаясь в недеянии.

Отвлечение – отвлечение от созерцательного присутствия, которое нужно вовремя замечать и возвращаться к осознанности.

Отклонение в видении – практиковать и получать опыты, но не понимать недвойственную природу Реальности, мира и «Я».

Отпускание и расслабление – ключевые моменты в практике созерцания.

«Отпускание себя» («полый бамбук») – выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, цепляния и страхи, оставить свои эгоистичные восприятия и открыться превосходящей силе Света исконной пробужденной Мудрости абсолютного «Я» (стадия самотрансценденции).

«Отсечение надежды и страха» – самотрансценденция, путь отсечения надежды и страха, предания себя на милость исконного Света абсолютного «Я».

Паранада – согласно философии Нада-йоги, Паранада – это изначальный «беззвучный звук», неотделимый от света, из которого исходит первичный звук «ОМ» (Пранава) и все остальные виды звуков (Нада).

Пишачи – духи невысокого уровня.

Плод – результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является реализация радужного тела Света (Саруба-мукти).

Поведение – привнесение созерцательного присутствия во все действия повседневной жизни, смешивание созерцательного присутствия с тремя видами действий: благоприятными, нейтральными и неблагоприятными.

«Поддержание жаркого глаза» – см. «Глаз Дхармы».

«Поддержание свежести» – выражение, указывающее на объединение созерцания с повседневной деятельностью. Практика непрерывного созерцания, поддержание естественного состояния Природы Ума без понятий созерцания и созерцающего.

Праджня-янтра – Вселенная Мудрости, одна из пяти янтр Лайя-йоги, ключевой раздел Учения, связанный с наставлениями по открытию Природы Ума. Включает в себя практики прямого введения, медитации Пустоты и самоисследования, концентрацию и различные методы самооcвобождения.

Пранава – первичный звук «ОМ», источник всех остальных звуков во Вселенной.

Прана-ум – единство праны и ума. Сиддхи единства праны и ума – это полный контроль ветра, т.е. такой уровень практики, при котором мудрость (джняна) и метод (упайя) неотличны, прана входит в центральный канал только силой созерцания.

Праны мудрости – очищенные праны, не содержащие нечистых карм. Исходят из центрального канала.

Прапатти – самоотдача. 1. Отбрасывание себя, отказ от цепляния за установки личного «я». 2. Вторая ступень созерцания после самоосвобождения, предшествующая самоузнаванию.

Предание себя высшему «Я» (Атма-ниведана) – практика самоотдачи в бхакти.

Препятствия – существует три типа препятствий в духовной практике: внешние, внутренние и тайные. 1. Внешние препятствия – это препятствия пяти элементов (болезни) и отсутствие возможностей встретить Гуру, истинное Учение, поселиться в святом месте. Они устраняются практикой жертвования, верой в Три Драгоценности и в свою изначальную Пробужденность. 2. Внутренние препятствия связаны с кармическими ветрами, каналами и «каплей души». Устраняются техническими практиками Кундалини-йоги, очистительными практиками, визуализацией, начитыванием мантр. 3. Тайные препятствия: цепляние за субъект-объектное восприятие. Они устраняются поддержанием правильного видения, отпусканием себя, самоотдачей, обменом себя на других, служением внеличностному. Тайные препятствия практически невозможно разрушить без помощи Гуру.

Преты – голодные духи; люди, привязанные к материальному, после смерти которых не совершались обряды (неприкаянные души).

Принятие «великого решения» – «великое решение» о недеянии – намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия вплоть до полной реализации.

Природа Ума – Ум как таковой, неизменная основа движущегося ума (манаса).

Пробужденность – самопребывающее неотвлечение, нераздельность изначально свободного осознавания (Сахаджья) и внимательности.

Промежуточное состояние (санскр. «антарбхава», тиб. «бардо») – состояние человека после смерти перед новым воплощением. Говорится о восьми видах промежуточного состояния.

Промежуточный знак – термин Йоги Света, касающийся смешивания внутреннего и внешнего пространства. На этой ступени проявляются и переживаются видения второго и третьего уровня.

Просветление – высшая цель духовной практики, слияние индивидуального сознания с абсолютным путем мудрости (джняны). Сознание, расширяясь, последовательно проходит четыре состояния Мира Без Форм, утрачивает чувство эго, после чего осознается великая Пустота. Критерием Просветления является непрерывное сознание во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Пространство (акаша) – 1. Исконная осознанность, проявляющаяся как три вида пространства: 1) внешнее пространство Вселенной, которое содержит все проявленные феномены сансары (бхут-акаша); 2) внутреннее пространство сознания живого существа, т.е. его мысли и эмоции (чит-акаша); 3) тайное пространство сердца (хрид-акаша). В Реальности эти три пространства неотделимы друг от друга.

2. Раздел учения Лайя-йоги, использующий тайные методы созерцания, которые способны привести опытного йогина к полной реализации.

Прямое введение (пратьябхиджня даршан) – непосредственная передача недвойственного взгляда от Учителя к ученику. Введение в исконную осознанность молчанием или криком, с помощью символов, загадок и с помощью разъяснений.

Пустота (Шуньята, от санскр. «шунья» – Пустота, «та» – способность Пустоты познавать) – основа, сущность всех явлений и ума. Трансцендентное сознание. Маханирвана.

Путь – особые методы практики, позволяющие раскрыть изничальное состояние Основы и обрести плод конечной. Вторая из трех составляющих Учения (две другие: описание Основы и реализация плода).

Пятеричное наставление растворения (панча санкальпа лайя чинтана) – мистический алгоритм, передающийся в традиции сиддхов при прямом введении, указывающий йогину последовательность безошибочного продвижения к высшей реализации. Его суть: 1) все видимое сводить к уму; 2) ум сводить к Пустоте; 3) Пустоту сводить к Ясному Свету; 4) Свет сводить к недвойственности; 5) недвойственность сводить к блаженству.

Пять мудростей – при очищении первоэлементов пять нечистых состояний (клеш) превращаются в пять пространств пяти мудростей: 1) равностная мудрость (элемент земли); 2) зерцалоподобная мудрость (элемент воды): 3) различающая мудрость (элемент огня); 4) всесвершающая мудрость (элемент воздуха); 5) всеохватывающая мудрость (элемент пространства).

Пять первоэлементов (махабхуты) – элементы, из которых состоят вся внутренняя и внешняя Вселенная: 1) земля (притхиви); 2) вода (апас); 3) огонь (агни); 4) воздух (вайю); 5) пространство (акаша).

 

Радужное тело (Пранава-дехам) – бессмертное нематериальное тело Света.

Ракшасы – демоны, чинящие препятствия.

Раса – букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.

Расслабление – основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.

Рита – «космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.

Ритрит – уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.

Риши – (санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.

Рудры – неистовые полубоги-полудемоны.

Самадхи – состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-самадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).

Самайя – священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне – как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания – лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.

Самоисследование (Атма-вичара) – высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».

Самоосвобождение (пратимокша) – главный процесс практики созерцания, присущий Лайя-йоге. Заключается в том, чтобы при возникновении мыслей и эмоций расслабиться и, поддерживая созерцательное присутствие, «оставить все, как есть», т. е. позволить мыслям самим раствориться в естественном состоянии распахнутого Ума, подобного пространству. Существует четыре основных уровня самоосвобождения, а также, как подготовительная практика – два вида ментального самоосвобождения.

Самотрансценденция (прапатти) – самоотдача, следующая ступень после самоосвобождения. Стадия, когда созерцательное присутствие раскрыто и происходит нисхождение ответного импульса Ануграхи.

Самоузнавание (пратьябхиджня) – заключительная стадия после самотрансценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии.

Сансара – круговорот бытия, цикл рождения, смерти и перерождения. Миры сансары включают в себя область Мира Явлений. Иногда сюда также относят и Мир Форм, поскольку считается, что он имеет отношение к сотворению шести миров Мира Страстей.

Саруба-мукти – реализации высшего Освобождения за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренним светом и звуком. При этом происходит полное растворение грубых элементов в теле йогина и превращение тела в радужное тело Света.

Сатгуру – санскр. «Сат» – Бытие, «Гуру» – Мастер. Совершенный Гуру. Тот, кто передает Просветление.

Сахаджа-нирвикальпа (санскр. «сахаджа» – естественное, «нирвикальпа» – без различий) – состояние просветленного мудреца, когда эго окончательно уничтожено. Какие бы действия ни совершал йогин, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в первичном, чистом естественном состоянии без усилий.

Сахаджаяна – «путь естественности». Индуистская тантра, ассимилировавшая идеи Ваджраяны, сложившаяся в конце первого тысячелетия нашей эры. Родоначальником Сахаджаяны считают махасиддху Брахмана Сараху.

Сбивающая прана – движение энергии исконного Ума в первый момент выхода сознания из Ясного Света в промежуточном состоянии.

Свободная от мыслей пробужденность – свободная от концепций способность ума познавать. Постигающая ясность без привязанности к субъекту и объекту, воспринимающему и воспринимаемому.

Сиддха – «совершенный мастер». Человек, познавший посредством йогического самадхи запредельный Свет и всю полноту энергий Вселенной (шакти), реализовавший сверхъестественные силы.

Сиддхи – санскр. «совершенство», «сверхъестественные силы». Появляются как следствие практики Дхармы. Выделяют два вида сиддхи: 1) высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» (акальпита); 2) обычные или мирские сиддхи (кальпита).

1. Высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» – главные достижения на пути, являющиеся критерием правильной практики: 1) обретение сострадания; 2) непоколебимая вера; 3) непривязанность; 4) правильное воззрение; 5) реализация высшего «Я», Ума, подобного бесконечному пространству.

2. Обычные (мирские) сиддхи обретаются через освоение и просветление пяти первостихий в теле йогина. В разных традициях они описываются по-разному. Восемь классических сиддхи Раджа-йоги: 1) ясновидение; 2) яснослышание; 3) левитация; 4) способность становиться невидимым; 5) быть вечно юным; 6) менять свой облик по желанию; 7) владеть телом; 8) управлять внешним миром. Считается, что обретение сиддхи до самореализации является препятствием.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!