СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 41 страница



Виная (Виная Самхита) – конкретные нормы поведения в конкретных ситуациях во внешнем мире, предназначенные для монахов, особенно в период практики сутры. Включает в себя: пять Махавратам («Великих обетов»); четыре Параджика (четыре особых правила); семь правил гармоничной жизни. Впервые были прочитаны на собрании пятиста архатов Махакашьяпой сразу после ухода Будды.

Внемысленное (аманаска) – конечное состояние реализации в Йоге Света, поглощение двойственного ума Источником.

Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана) – проявление внешнего света. Знак реализации в Йоге Света, возникающий на второй ступени созерцания.

Внимательность – непрерывная направленность ума на объект. Намеренное усилие в медитации, способ не отвлекаться. В Лайя-йоге является одной из предварительных практик для развития созерцательного присутствия как подготовительная к основной практике созерцания. Внимательность развивается в два этапа: сначала она намеренная, затем становится непрерывной и непринужденной. Основной спутник внимательности – бдительность.

Внутренний знак реализации (антар лакшья даршана) – проявление внутреннего света, которое возникает при практике Йоги Света на первой ступени созерцания.

Воззрение – способ практически пребывать в недвойственности без всякой опоры (Нираламбха).

Восемь мирских забот – изъяны непросветленного сознания: привязанность к удовольствию, приобретению, похвалам и славе, неприязнь к потере, боли, хуле и позору.

Вселенский импульс Абсолюта (Ануграха) – одна из пяти энергий Садашивы, сила благословения, самораскрытия (другие четыре: силы творения, поддержания, разрушения и сила сокрытия или иллюзии). Ответный импульс, нисхождение Абсолюта через тело истинного блаженства (анандамайя-коша) во все тела йогина вплоть до их полной трансформации в состояние Света. Нисхождение вселенского потока милости Ануграхи – основной метод практики в Лайя-йоге.

Въйоман – пространство, реализованное в практике Йоги Света. В текстах говорится о пяти пространствах: 1) Гуна-рахита-акаша – восприятие «пространства сознания без качеств», возникает в начале созерцания; 2) Парам-акаша – «высшее пространство». Представляет собой полную темноту, которую озаряет свет, возникающий в результате созерцания; 3) Маха-акаша – «великое пространство», оно подобно пламени вселенского пожара в конце мирового цикла, когда разрушается Вселенная; 4) Таттва-акаша – «сущностное, истинное пространство», превосходящее все своей яркостью; 5) Сурья-акаша – пространство, напоминающее сияние ста тысяч солнц. Эти виды пространства раскрываются йогином в момент достижения радужного тела Света.

Гандхарвы – Божественные существа из Мира Форм, небесные танцоры, певцы и музыканты.

Глаз Дхармы – особая искусность в поддержании созерцательного присутствия во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Гневные божества – чистое проявление яростных энергий йогина (энергии нижних чакр).

Гуру – букв. «тот, кто разрушает неведение ученика». 1. Духовный Мастер. 2. В Лайя-йоге Гуру – это Абсолют, единство всех Учителей и святых, само бесконечное сознание ученика, источник благословения и причина реализации.

Гуру-йога – ключевая практика высших тантр. Слияние сознания ученика с умом Мастера. Путь передачи созерцательного присутствия.

Гухьяки – спутники бога богатства Куберы.

Гухьясамаджа – «тайные общины». 1. Собрание йогинов, практикующих секретные Учения тантры. К ним принадлежали многие святые из канона восьмидесяти четырех махасиддхов. 2. «Гухьясамаджа-тантра» – Учение отцовской тантры о Кундалини и методах порождения, «великий царь тайных текстов» Ваджраяны, приписываемое Брахману Сарахе или Нагарджуне. 3. Гухьясамаджа – трехликое божество Ануттара-тантры, которое символизирует совершенство трех каналов (лунного, солнечного и центрального). 4. Общее выражение для всех Просветленных: «гухья» – тайная тройственная сущность тела, речи и ума; «самаджа» – собранные вместе.

Дакини – женские тантрические божества, покровительствующие практикам и передающие тайные наставления.

Два способа проявления чистых элементов – 1. В естественном состоянии, когда пять чистых сияний порождают пять мудростей, что приводит к развитию тела Света. 2. В кармическом видении, когда свет пяти первоэлементов воспринимается отдельным от естественного состояния, внешним, тогда пять первоэлементов и их сияния последовательно нисходят до состояние грубых первоэлементов и пяти омрачающих эмоций.

Девы – общее название божественных существ, имеющих сияющие духовные тела. Девы обитают в Мире Страстей и верхнем Мире Форм.

«Делать клеши мудростью» – выражение, означающее объединение или интеграцию созерцательного присутствия с энергией эмоций и страстей. Существует пять ступеней при интеграции: 1) свидетельствование; 2) слышание; 3) аромат; 4) касание; 5) превращение.

Десять видов звука в Нада-йоге – ступени раскрытия изначального звука в практике Нада-йоги, каждой из которых соответствует определенное переживание в уме и теле практикующего. Интеграция с этими звуками в естественном состоянии приводит к состоянию Просветления. Тексты по Нада-йоге говорят о десяти видах звука: «тинь», «тинь-тинь», звуке колокольчика, раковины, струнного инструмента, хлопка, флейты, мриданга (индийского барабана), большого боевого барабана, грома.

Десять неблагих деяний – существуют неблагие деяния тела, неблагия деяния речи, неблагие деяния ума. 1. Неблагие деяния тела: убийство, присвоение чужого, неправильное сексуальное поведение. 2. Неблагие деяния речи: ложь, подстрекательство к раздорам, резкие слова и пустословие. 3. Неблагие деяния ума: жадность, недоброжелательность и ложные воззрения. Совершение этих десяти неблагих деяний ведет к накоплению дурной кармы и перерождению в трех низших мирах.

Джняна – мудрость.

Джняна бхуми – семь ступеней Просветления: 1) желание Просветления (шубхекша); 2) исследование (вичарана); 3) утонченный ум (тануманаса); 4) самореализация (сатвапатти); 5) непривязанность (асамшанти); 6) невосприятие объектов (падармбхабхавана); 7) трансцендентальность (турьяга).

Джьоти-янтра – Вселенная Света. Одна из пяти янтр Лайя-йоги. В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки, раскрываются пять пространств и происходит растворение тонких концептуальных слоев ума.

Дохи – мистические песни, написанные сиддхами. Появились в конце VIII в. н.э. в Индии. Передавались изустно и были популярны среди простого народа вплоть XII в. Дохи простым языком передают совершенную реализацию Просветления Сахаджаяны.

Дхарма – букв. «то, на чем все держится». Вторая из Трех Драгоценностей. Сущность духовного Пути, позволяющего выйти за пределы ложного восприятия Реальности. Реальность как таковая.

Дхьяна – медитация; состояние однонаправленной концентрации в течение 144 секунд; однонаправленность внимания в сторону трансцендентного Сознания. В буддизме выделяют восемь состояний медитативной погруженности, после чего реализуется Просветление.

Единая самайя созерцания – непрерывное узнавание естественного Ума. Главная самайя, ненарушение которой означает соблюдение остальных многочисленных самай. Совершенные качества единой самайи: бессущностность всех явлений, непостижимость всех явлений (ачинтья), изначальная чистота (ниранджана), бесконечность (ананта), всепроникновение и нераздельность единства (адвайта).

Единство блаженства и Пустоты – реализация тантры. 1. Соединение блаженства в теле с пустотным осознаванием. 2. Соединение красной и белой бинду, в результате которого раскрывается изначальное состояние Просветления и «великое блаженство» (Махасукха).

«Единый вкус» (сомараса) – глубокий уровень созерцательного присутствия йогина-авадхуты, когда все внутренние и внешние явления воспринимаются равностно, без оценок, приятия и отвержения, интегрируясь в состояние созерцания.

Естественное состояние (сахаджа авастха) – естественное состояние пробужденного Ума, саморожденная Мудрость изначального «Я», спонтанно присущая каждому живому существу. 

Заслуги –положительное кармическое следствие благих деяний. Накопление заслуг и уменьшение плохой кармы приводит к перерождению в высших мирах.

Звуки Нада –звуки, возникающие в результате практики Нада-йоги, являются чистым проявлением изначального звука.

«Золотое правило созерцания» – три сущностных принципа:1) получить прямое введение в естественное состояние (шравана); 2) утвердиться в нем, устранив все сомнения (манана); 3) пребывать в естественном состоянии, не отвлекаясь, вплоть до полной реализации (нидидхьясана).

Измерение (лока) – мир, сфера или план существования. Выделяют три уровня существования: 1) Мир Явлений – материальная, видимая Вселенная; 2) Мир Форм (астральный мир) – мир чистых форм. Его обитатели обладают тонкими сияющими телами и не имеют грубых привязанностей; 3) Мир Без Форм (каузальный мир) – живые существа здесь не имеют формы и являются чистым сознанием. В тантре считается, что вся Вселенная уже находится в теле йогина и проявляется как различные энергетические каналы и чакры.

Изначальная энергия Вселенной (Адья Шакти) – изначальная недифференцированная энергия, проявление игры, полноты энергий Абсолюта. Она – источник энергии познания (джняна), энергии воли (иччха) и энергии действия (крийя). Через практику Адья-шакти узнается как многообразные манифестации световых видений и сияний-божеств (Девата-спхурана), как различные грани проявления изначального звука (Нада).

Изначальный Владыка (Адинатха)­ – 1. В Лайя-йоге «Изначальный Владыка» это одно из названий Ясного Света, естественного состояния Бытия. 2. Бхагаван Шива как изначальный Гуру в традиции йога-натхов.

Иллюзорное тело (Майя-дехам) – 1. Тонкое тело йогина, созданное силой медитации в астральном мире. 2. Иллюзорное тело божества, один из видов Освобождения в тело Света (Пранава-дехам), реализуемый методами преображения (тантры), визуализациями и начитыванием мантр. Такое тело действует в верхнем астральном мире. 3. Иллюзорное тело божества, один из видов тела Света, реализуемый силой одного только созерцания. 4. Одна из шести доктрин Наропы.

Интеграция двух пространств – интеграция субъекта и объекта, следующая фаза после пробуждающего импульса божественного самораскрытия. Является кульминационной точкой в практике созерцания или моментом полного Пробуждения.

Исконная Мудрость (Праджняна) ­– изначальная Мудрость естественного состояния, свободная от умозрительных понятий.

Исконный Ясный Свет – «Свет Матери», изначальная Основа (Ади-сахаджа). Он обладает четырьмя качествами: 1) изначальной чистотой; 2) спонтанным совершенством; 3) нейтральностью; 4) единой сферой тотальности. В процессе созерцания «Свет Матери» объединяется со «Светом Сына», и йогин узнает свое лицо до рождения.

Истинное «Я» (Атман) – истинная Самость, тождественная Абсолюту (Брахману), абсолютная Реальность в йоге. Описывается как Сат-Чит-Ананда – одновременное переживание Вечного Бытия-Осознавания-Великого Блаженства. В Лайя-йоге высшее «Я» – саморожденная Мудрость (Сахаджья).

Ишта-девата – санскр. «избранное божество». 1. В высших тантрах избранное божество рассматривается неотличным от изначального Ума самого практикующего. Созерцание единства стадий развития и завершения приводит практика к Просветлению через реализацию иллюзорного тела. 2. В двойственных тантрах избранное божество воспринимается как Бог, превосходящий как мир, так и индивидуальное «я». Практикующий связывается с ним через установление определенного вида взаимоотношений (расы) слуги, друга, родителей или возлюбленного, что приводит к одному из четырех видов Освобождения.

Йога «не-медитации» (анупайя) – созерцательное недеяние. Основной метод практики в Ануттара-тантре, при котором йогин не поддается отвлечению ни на миг, не делает объектом медитации ни пылинки, не придумывает и не воображает. В ней нет нужды что-то делать, так как это ненамеренная медитация.

Йога Света (Джьоти-йога, Тарака-йога) – эзотерическая практика созерцания, кратчайшим способом ведущая к окончательной реализации – достижению Радужного тела. Является сердцевиной Учения Лайя-йоги.

Йога Сна (Йога Ясного Света) – раздел Нидра-янтры, позволяющий раскрыть созерцательное присутствие и различные виды света в момент сна.

Йога Сновидений (Йога-нидра) – раздел Нидра-янтры, позволяющий развить осознанность в сновидении, трансформировать сны и развивать тело сновидения.

Йога-тантра – одна из четырех тантр. Методы йога-тантры: работа с каналами, ветрами и сущностными каплями в теле, визуализация божеств. Классически, методы йога-тантры позволяют достичь Просветления в течение семи жизней.

Йонистхана – место в области ниже пупа, являющееся резервуаром жизненной силы в теле человека, аналог дань-тянь в даосизме.

Карма – закон причин и следствий, который обуславливает перерождение живого существа.

Кармические ветры – нечистые ветры (праны) в тонком теле человека. Потеря созерцания и следование в момент смерти за кармическими ветрами приводит к перерождению.

Кармические отпечатки (самскары) – подсознательные тенденции и ментальные впечатления, из которых возникают колебания мыслей (вритти) и тонкие импульсы (васаны).

Кармическое видение – обыденное непросветленное восприятие себя и мира. Видение энергии Ясного Света, обусловленное предыдущими кармическими отпечатками в потоке сознания.

Карья-гиты – «песни истинного Пути». Возникновение карья-гит можно отнести к X–XII вв. Они отражают идеи тантрического буддизма и описывают эзотерический опыт сиддхов (мастеров «безумной мудрости»), используя язык символов, иносказаний и парадоксов.

Ключевые моменты в практике шамбхави-мудры – невынесение оценок и суждений, отсутствие усилий, признание чистоты и совершенства созерцаемого, однонаправленность в поддержании созерцания.

Ключевые моменты в созерцании – 1) поддерживать расслабленным тело; 2) поддерживать расслабленным ум; 3) отождествлять все с Изначальным Источником.

Колебания мыслей (вритти – санскр. «водоворот», «мыслеволны»). Двойственные колебания мысли, которыми как бы затмевается исконная Мудрость. Мысли этого вида ума (читты) разделяются, согласно Раджа-йоге, на пять групп: 1) правильные идеи; 2) ложные идеи; 3) фантазии; 4) идеи, приходящие во время сна; 5) воспоминания.

Концентрация (дхарана) – сужение ума и принудительная концентрация на объекте или мысли. Концентрация бывает на грубом, внутреннем или абстрактном объекте.

Коши – согласно Учению йога-тантры, человек обладает пятью телами, которые скрывают собой сияние истинной Реальности (Атмана): 1) оболочка физического тела – аннамайя-коша; 2) эфирного тела – пранамайя-коша; 3) астрального тела – маномайя-коша; 4) каузального тела – виджнянамайя-коша; 5) оболочка первичного неведения или тело истинного блаженства – анандамайя-коша. Сущность всех этих состояний сознания – изначальная Реальность Ясного Света.

Крайние воззрения –крайние воззрения на Реальность, такие как этернализм и нигилизм. Этерналисты утверждают, что чувственно воспринимаемый мир является внешним по отношению к «я» и реально существует вне воспринимающего субъекта. Нигилисты, наоборот, полагают, что не существует ни кармы, ни потока сознания, признавая действительной Реальностью лишь непроявленное, отвергая игру энергий Абсолюта.

Крийя-тантра – путь достижения Освобождения через использование ритуальных действий и поклонения. Низшая из четырех тантр в классификации индуизма и тантрического буддизма.

Лайя – «растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.

Лайя-йога – 1. Прямой путь практической Адвайты, находящийся за пределами слов и методов; высшая колесница, квинтэссенция Учений йоги и тантры. 2. Мистическая традиция Учения о реализации высшего Освобождения в радужное тело Света за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренними светом и звуком.

Впервые о Лайя-йоге упоминается в таких текстах, как «Йога Таттва Упанишада», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита». Патриархами Лайя-йоги считаются несколько богов и святых: Шри Авадхута Даттатрейя, Бхагаван Шива, махасиддхи Матсиендранатх, Горакшанатх и Брахман Сараха, Анама Прабху. В рамках тантрического индуизма существует несколько школ Лайя-йоги. В основном они разделяются на два пути: антахкарана лайя чинтана и панчабхута лайя чинтана.

Лайя-крама – процесс последовательного полного растворения элементов физического тела и втягивание их в центральный канал вплоть до превращения в бессмертное радужное тело Света. Признаки успешной практики Лайя-йоги.

Лила – букв. «игра», «развлечение». 1. Спонтанная игра, ничем не обусловленная эманация Абсолюта. 2. Недвойственное, спонтанное поведение йогина-авадхуты, его отклик на любые обстоятельства без приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое.

Линия передачи Учения (Парампара) прямая передача Учения из чистого измерения через просветленных богов по цепи ученической преемственности от Учителя к ученику. Таким образом сохраняется чистота передачи Учения.

Манана – «памятование». Второй из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, означающий укрепление в естественном состоянии и устранение всех сомнений относительно него.

Мандала – «круг». Священное мистическое пространство «чистого видения», божество вместе с его окружением.

Мара – демон. Четыре мары, создающие препятствия в духовной практике: 1) Мара скандх – цепляние за самосущее существование пяти оболочек сознания; 2) Мара клеш (демон омраченных состояний сознания) – потворствование пяти ядам: гневу, жадности, привязанности, неведению, гордости и зависти; 3) Мара «сын небожителя» – цепляние за различные переживания в практике (ясность, блаженство и Пустоту); желание остановиться на достигнутом в духовной практике, не достигнув Просветления; 4) Мара цепляния за «я» – при переживании недвойственности цепляние за субъект-объектные взаимоотношения.

«Мать кормит сына» – термин высших методов созерцания пространства в Лайя-йоге. Указывает на переходную стадию созерцания от самотрансценденции (прапатти) к самоузнаванию (пратьябхиджня). Означает состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!