Понятие игры, игровой деятельности



Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)

Ресурсный молодежный центр

ФГОБУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»

Центр студенческих добровольческих инициатив «Бумеранг»

Волонтёрского движения ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р.Державина»

Автономная некоммерческая организация «Студенческое молодежное сообщество»

Автономная некоммерческая организация

Содействия воспитанию подрастающих поколений

«Детские и молодёжные социальные инициативы»

Серия «Методическая копилка выпускника

Школы волонтёров»

Е.В. ВЕЛИКАНОВА

Е. И. ГРИГОРЬЕВА

С.В. ТЕТЕРСКИЙ

С. Г. ТЕТЕРСКАЯ

Марафон командных  идей

Сборник методических материалов для волонтеров
по командообразованию

Москва-Тамбов

2018


УДК 371; 140.8

ББК 60; 87.77

Т 37

Великанова Е.В., Григорьева Е.И., Тетерский С.В., Тетерская С.Г., Марафон командных идей: Сборник методических материалов для волонтеров по командообразованию / Серия «Методическая копилка выпускника Школы волонтеров». – М., Тамбов: НИИ школьных технологий, 2018. – 104 с. (6,04 п.л.)

ISBN 978-5-91447-195-5

В Сборник методических материалов для волонтеров по командообразованию Серия «Методическая копилка выпускника Школы волонтеров» представлены материалы по истории и теории игры, игровой деятельности, дана классификация игр, особенности организации и проведения их в различных условиях.

Особую ценность представляют практические наработки ЦСДИ «Бумеранг» волонтёрского движения ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р. Державина», АНО «Студенческое молодежное сообщество», АНО содействия воспитанию подрастающих поколений ДИМСИ («Детские и молодёжные социальные инициативы»), Авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии», которые позволяют овладеть методами рекреативно-оздоровительной и досуговой педагогики; развивать умения и навыки в сфере досуга при помощи игропрактики, знакомят с занятиями по игровым тренинговым системам; дают возможность освоить технологию создания собственных игровых проектов.

Методические материалы адресованы специалистам-организаторам социально-культурной деятельности, педагогам и студентам вузов культуры и искусства, студентам педагогических вузов, классным руководителям, работникам внешкольных учреждений, добровольческим организациям и объединениям.

 

Сборник издан в рамках проекта «Межрегиональный волонтерский форум ЦФО «От проекта - к воплощению!» - победителя Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2018 году, организатором которого выступают Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и Ресурсный молодежный центр.

ISBN 978-5-91447-195-5

© Великанова Е.В., Григорьева Е.И.,

Тетерский С.В., Тетерская С.Г., 2018


Содержание

Содержание. 3

Введение. 5

1. Игра и игровая деятельность: понятия, виды, особенности организации. 7

1.1. Понятие игры, игровой деятельности. 7

1.2. Классификация игр. 9

1.3. Виды игр. 15

1.3.1. Ролевые игры.. 15

1.3.2. Компьютерные игры.. 19

1.3.3. Телевизионные игры.. 21

1.3.4. Творческие конкурсы. Игровые конкурсные программы. 21

1.3.5. Интеллектуально-творческие игры.. 22

1.3.6. Деловые игры.. 23

1.3.7.Устные игры.. 24

1.3.8. Азартные игры.. 25

1.3.9. Развивающие игры.. 27

1.3.10. Игры-Кричалки. 30

1.3.11. Массовые игры.. 32

1.4. Особенности проектирования зрелищно-игровых программ (концептуальные и организационные аспекты) 38

1.4.1. Проблема определения смыслов и приоритетов игровой деятельности 38

1.4.2. Концептуальные основы проектирования игровых программ.. 44

1.4.3. Организационно-методическая работа игротехника по подготовке и воплощению игрового мероприятия 48

2. Упражнения на построение команды.. 51

Упражнение «Лидер (командир) руководит (командует) группой (командой)» 52

Упражнение «Анкета группы». 52

Упражнение «Вместе создаём коллектив». 53

Упражнение «Скульптор образа». 54

Упражнение «Аватарка». 55

Упражнение «Он такой!». 55

Упражнение «Предложения». 56

Упражнение «Когда тебе было 5 лет». 56

Упражнение «Поиск сокровищ». 57

Упражнение «В паре веселее». 59

Упражнение «Мечтатель. Критик. Реалист». 60

Упражнение «Оперативная группа реагирования». 62

Упражнение «Ожившая книжная история». 62

Упражнение «ВАУ-организация». 63

Упражнение «Циферблат возможностей». 64

Упражнение «Командное осязание». 65

Упражнение «Командное зрение». 65

Упражнение «Командный слух». 66

Упражнение «Командный вкус». 66

Упражнение «Командное обоняние». 67

Упражнение «Командное равновесие». 67

Упражнение «Идеальная общественная организация». 68

Упражнение «Знаете ли вы свою организацию?». 68

Упражнение «Эффективна ли наша организация?». 68

Упражнение «”Качели времени” реализованного проекта». 69

«НОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЙСТВИИ.. 70

Список литературы.. 102


Введение

 

Роль игры и игровых действий в жизни человека велика, так как с их помощью можно донести оригинальность самовыражения того или иного народа, рассмотреть образ жизни людей, их быт, труд, раскрыть положительные или отрицательные моменты жизнедеятельности.

Играя, каждое существо познает мир. Через игровую деятельность происходит самовыражение своего «Я» в сотворении собственного игрового мира. Играя для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, каждый находит удовлетворение своих потребностей, импровизируя и «творя» собственные действия.

Игра развивает интеллектуальные и физические возможности человека. Она способствует реализации и стимулированию способностей личности, так как активизирует сознание и раскрепощает подсознание. С помощью игровой деятельности быстро усваивается и закрепляется информация, используемая в игре. Любое творчество проявляется в разработке замысла игры и в поиске средств в его реализации.

Команда – это объединение людей вокруг командира, раздающего команды. Главный образ для команды – идеальный образ командира. Командир, который управляет людьми без объяснения им целей своего командования, – командир-манипулятор.

Формирование коллектива всегда начинается с команд командира – предъявляемых им требований другим участникам. Можно быть неформальным, скрытым лидером, можно быть публичным лидером-командиром, и в первом и во втором случае командир должен овладеть искусством эмпатического слушания и лидерством будущего: индивидуального и коллективного и в этом процессе значимую роль играет взаимная деятельность. Игра – важнейший вид человеческой деятельности, и особенно большое значение она имеет в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Игровая деятельность – всегда является добровольной и включает элементы соревнования и самореализации. Она предполагает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяет специфику востребованности кадров в области социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности.

Важность игровых движений бесспорна, так как ни создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь более полной, насыщенной активностью и поиском. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.

В данном сборнике представлены материалы по истории и теории игры, игровой деятельности, дана классификация игр, особенности организации и их проведения в различных условиях. Особую ценность представляют практические наработки ЦСДИ «Бумеранг» волонтёрского движения ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р. Державина», АНО «Студенческое молодежное сообщество», АНО содействия воспитанию подрастающих поколений ДИМСИ («Детские и молодёжные социальные инициативы»), Авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии», которые позволяют овладеть методами рекреативно-оздоровительной и досуговой педагогики; развивать умения и навыки в сфере досуга при помощи игропрактики, знакомят с занятиями по игровым тренинговым системам; дают возможность освоить технологию создания собственных игровых проектов.


1. Игра и игровая деятельность:
понятия, виды, особенности организации

 

Великанова Е.В., Григорьева Е.И.

 

Понятие игры, игровой деятельности

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра», раскрывающихспектр различных трактовок этого определения. Одни считают это процессом, дающим определенные установки для исполнения определенной роли (Д.Г. Мид), другие - развитие и воспитание (Н.Ушинский, Л.С. Выготский и др.). Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор придерживается собственной научной теории игр, раскрытой в процессе исследований.

Автор игры - человек (или группа людей), создавший концепцию (или идею) принципиально новой формы игровой деятельности.

 Значительными являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других. «К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения. Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет. Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке. В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств» [4].

Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие» [2].

Рассматривая точнее можно сказать об организации мероприятия развлекательного характера или пользуясь современным языком - досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для активного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное. На наш взгляд зрелищное - зрелище как основная характеристика мероприятия, где существует разделение на исполнителей и зрителей. Ему присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней выразительности, предназначенных исключительно для визуального восприятия.

Привлечение зрителей в процесс игры развлекательного мероприятия можно определить как игровую акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение к конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.).

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

Существует ряд положений этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

– игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

– игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;

– игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

– игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации [1, 17-18].

В исследованиях С.А. Шмакова отмечаются основные игровые методы (игры, игрового тренинга и театрализации). Все исследователи сходны в едином мнении, что основным в игре является метод состязательности, который способствует всестороннему развитию личности, не затрагивая нравственной.

 «С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. Рассмотрение игр с позиций рекреативных, досуговых, педагогических, психических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе» [4].

Рассматривая множество определений, мы считаем, что игра - вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм жизнедеятельности человека в свободной манере. Игре присущи определенные условия существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства ее осуществления) функционально-ролевого разделения участников в игропрактике. Зачастую игре присуще наличие соревновательного момента.

К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.

Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом.

Классификация игр

До сих пор нет единой классификации игр, а также точного определения самого понятия «игра». Как отмечает Т.С. Бибарцева, классификация может быть точной лишь в том случае, если правильно определен сущностный классификационный признак. Безусловно, игра – деятельность. Э. Кант сущность игры сопоставлял с деятельностью, цель которой не выходила за ее пределы. Он отмечал, что в игровой деятельности самоценен любой момент. Сущностью понятия «досуг» также является деятельность. Поэтому игры и досуговые развлечения – имитация настоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений происходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой.

Участие игропрактики на работе, в учебном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие, рекреационные и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний (философия, педагогика, психология, экология, искусствоведение и т.д.). Этим и определяется трудность написания четкой квалификационной типологии.

Однако бесспорно то, что все игры имеют развлекательный и познавательный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится всегда в настоящем и поэтому, может внезапно начинаться, прерываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, при рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:

по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);

по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);

по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).

Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. Однако мы считаем их ближе к досуговедческим, в то же время выделяя в этом функционале игр интеллектуальное творчество: спортивно-оздоровительные игры; азартные, коммерческие и престижные; имитационные и театральные; игровые программы; традиционные.

Наиболее полно раскрывающей классификационный функционал педагогических (дидактических) игр является теория профессора В.И. Андреева в учебном курсе для творческого саморазвития. Автор относит педагогические игры к одной из форм организации общения и воспитания. Он предлагает свою классификацию, в которой раскрывает виды учебной деятельности, такие, как обучающие, воспитывающие и развивающие, контролирующие, диагностические и многие другие, относящиеся к группе «по целям их применения». По характеру деятельности отмечаются такие виды, как интеллектуальные, физические, трудовые, социальные и другие. В группу раздела «по особенностям методики и технологии их организации» относятся следующие виды: ролевые, эвристические, имитационные, деловые, психодрама и другие. Математические, физические, литературные, музыкальные, спортивные – к группе по учебному предмету, а тренинговые, репродуктивные и творческие – по уровню проблемности. Соотношение индивидуальных, парных, групповых и коллективных игр В.И. Андреев относит к группе по коммуникативному взаимодействию. В группу игр по применению технических средств входят тренажерные, компьютерные, телевизионные и другие [1].

С детских игр начинается формирование культуры поведения, миропонимания, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлинский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что она вырабатывает пытливость и любознательность. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.

Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:

- игры по времени проведения;

- игры по месту проведения;

- игры по возрасту участников;

- игры по степени регулирования;

- игры с предметами и без предметов;

- игры по содержанию.

Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяет специфику востребованности кадров в области социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение игр с позиций развлекательных, досуговых, педагогических, психологических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.

В основе любой классификации присутствуют видовые признаки объекта.

Вид - видимое. Вид - одна из таксономических категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, группой. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариант вида.

Тип - образец, форма чего-либо, единица расчленения, группа предметов, явлений, объединенных внешними или внутренними чертами, стандартность свойств объекта. Тип - обобщенный образ, в данном случае игры.

К понятию «классификация» относят термин (категорию) «класс». Класс - совокупность, группа предметов, явлений, обладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчиненных явлений, нечто устоявшееся, «классическое», общепризнанное, в соответствии с чем идет классификация. Он отражает место объекта в ряду ему подобных.

По отношению к классификации феномена игры, с нашей точки зрения, логичнее всего использовать понятие «вид», именно оно отражает сущность игры, вбирает в себя типы, образцы, формы. Понятие «класс» методологически не соответствует явлению игры.

Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:

1. игры с готовыми «жесткими» правилами;

2. игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 6308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!