Этап логопедической коррекции: шепотная речь и сопряженная речь



90. «Жуки»

Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдохнув носом, произнести протяжно и ровно звук «ф» или «х». Выполнять это же упражнение со звуками «в», «н», «л». Затем то же со звуками «с-з», «ш-ж», «ф-в». Звук не должен «качаться», высота голоса должна быть удобной, выдох плавным, исключить мышечное напряжение.

91. «Сирена»

Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч или сидя. Руки на пояс (или руки выполняют плавные движения). Вдохнуть носом и ртом и пропеть звук «А», постепенно усиливая, а затем ослабляя силу звука: а-а-а-А-А-А-а-а-а. То же с гласными «о», «у», «и».

Этап логопедической коррекции: сопряженная речь

92. «Дочки-матери»

Цель: обучение выдоху с фонацией цепочек гласных звуков и слогов.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Пропеть на одном выдохе так, будто укачиваешь куклу: «А-а, А-а, А-а». То же со звуком «о», «у», «э», «и».


104


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


105


 


93. «Ежик»

Цель: та же.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнув ртом и носом, протяжно произносить на выдохе слоговые цепочки. Для удлинения выдоха количество слогов постепенно увеличивается:

фаф

фаф, фоф

фаф, фоф, фуф

фаф, фоф, фуф, фыф

фаф, фоф, фуф, фыф, фэф

фаф, фоф, фуф, фыф, фэф, фиф

Возможны варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, хах, мом и др.

Этап логопедической коррекции: сопряженно-отраженная речь

Дровосек»

Цель: обучение фонационному выдоху в сочетании с расслаблением.

Инструкция. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в замок. Вдох поднять руки над головой.

Выдох, резко опустить руки с наклоном туловища, произнося: « У-у-у-х!».

На выдохе, опуская руки, расслабить плечевой пояс и мышцы спины.

95. «Лягушка»

Цель: обучение фонационному выдоху в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища (наклоны, полуприседы, повороты и т. д.).


Инструкция. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук вверх. На взмахе глубокий вдох, во время приземления — выдох с произнесением «ква». Следить за мягким приземлением в прыжках.

96. «Опускаю руки я...»

Цель: обучение сопряженному произнесению 2—3—4 слов с равномерным выдохом на данное количество слов.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги врозь, руки внизу. Вдохнуть носом и ртом, сделать взмах руками. На выдохе, опуская руки проговаривать: «Опускаю руки я». На вторую фразу опять взмах руками и вдох носом и ртом, опуская руки проговорить: «Будто крылья журавля». Стараться равномерно распределять выдох на всю фразу.

Этап логопедической коррекции: вопросно-ответная речь

97. «Стирка»

Цель: обучение выдоху с фонацией слов и коротких фраз в сочетании с расслаблением или различными движениями.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги врозь, полунаклон туловища вперед, руки расслаблены, опущены вниз. Имитировать полоскание белья, проговаривая:

Полощем, полощем, полощем белье, чтоб было душистым и чистым оно.

98. «Мельница»

Цель: обучение выдоху с фонацией слов и коротких фраз в сочетании с расслаблением или различными движениями.


106


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


107


 


Инструкция. И.п. — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Круговые движения руками вперед — поочередно, имитируя мельницу, проговаривая:

Мельница, мельница мелет муку, Из этой муки я пирог испеку.

Этап логопедической коррекции: самостоятельная речь

99. «Кошки-мышки»

Цель: обучение правилам игры с диалогической речью. Инструкция. Водящий сидит в кругу, остальные дети ходят на носочках вокруг водящего и проговаривают:

Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спит. Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите.

Дети останавливаются, водящий встает со словами:

Надоели, я встаю, Всех сейчас переловлю.

Дети разбегаются, водящий ловит их.

V . ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Утрата конечностей или их врожденное недоразвитие понижает двигательные возможности детей, что, в свою очередь, ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если у


ребенка до и после него двигательная активность организована таким образом, чтобы способствовать формированию мышечной моторики, соответствующей его возрасту. Для управления протезами ребенку необходимо обладать навыками раздельного сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных сокращений, точностью движений и др. Однако все это определяется не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка, складывающимся из основных компонентов умственной деятельности: внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и времени и т.д. Если физическое здоровье ребенка нарушено, он неизбежно отстает от сверстников, временно выбывает из коллектива, и формирование его психики, интеллекта, сознания происходит под знаком физической неполноценности. Положительное влияние на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка во время адаптации оказывает вовлечение его в различные коллективные занятия.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений. Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра


108


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


109


 


проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

100. «Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Количество игроков — 2 и более.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

Методические указания. Дети играют сидя на земле, или в колясках, или стоя на протезах.

101. «Серсо»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.


Количество игроков — 2 и более.

Инвентарь: кольца, палки.

Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2—3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.

Вариант: разделившись на пары, дети становятся друг против друга На расстоянии 34 метров. У одного из них в руках палка, у другого палка и несколько колец (24). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца па палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

102. «В кругу»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Количество игроков — 4 и более.

Инвентарь: мячи.

Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.

Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.


но


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


111


 


103. «Точные броски»

Цель: развитие глазомера, меткости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: пластмассовые тарелочки, обручи (веревки).

Инструкция. На земле проводят линию, а от нее на расстоянии 6 и 14 метров чертят три квадрата размером 1x1 метр. Вместо квадратов можно положить обручи или сделать мишени из веревок. Игроки по очереди подносят к линии и бросают одну за другой три тарелки в цель. За каждое попадание начисляются очки^вгдальний квадрат — 3 очка, в средний — 2 очка, в ближний — 1 очко. Побеждает самый меткий участник игры, набравший наибольшее количество очков.

Методические указания. Попадание от земли не засчиты-вается. Если брошенная тарелка осталась в квадрате, то добавляется еще одно очко.

104. «Кто перетянет»

Цель: развитие ловкости, силы, равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли, чувства партнерства, дружелюбия.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли.

Инструкция. Детей делят попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов одна от другой, в середине играющие — соревнующаяся пара—держатся за правые руки, стоя спиной друг к другу и лицом к кеглям, помещенным за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить кеглю. Если соревнуются команды, то подсчитывают количество победивших игроков в каждой команде.

Вариант: игрок, проигравший поединок, выбывает, а победитель соревнуется с победителем из другой пары. Игра продол-э/сается до тех пор, пока не выявится самый сильный игрок.


Методические указания. Дети соревнуются на протезах стоя. Если игроки без протезов, они соревнуются сидя. В колясках играть запрещено.

105. «Сбить кеглю»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.

Количество игроков — любое.

Инвентарь: кегли, маленькие мячи.

Инструкция. Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5—2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель — попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.

Вариант: ставятся ворота из кеглей. Задача: прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив за воротами «мост». Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.

Методические указания

• Мяч можно бросать одной или двумя руками.

• Ведущему следует обратить внимание на осанку детей.

106. «Вороны и воробьи»

Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 4 и более (четное).

Инвентарь: любые небольшие предметы (кольца, кегли, мячи и др.).

Инструкция. Игроки выстраиваются в колонну (в шаге друг от друга на середине площадки), рассчитываются на «первый-


112


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


113


 


второй». Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих в 10—15 шагах от них на поперечных линиях кладут предметы по числу вдвое меньше, чем общее количество участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие справа — «вороны», слева — «воробьи». Ведущий объясняет, какое исходное положение должны принять игроки (стоя, сидя, упор присев), а затем по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание «бьи», то все игроки бегут с той же целью налево. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.

Методические указания

• Игра проводится несколько раз, после чего подсчитыва-ется число удачных стартов каждой команды и объявляется победитель.

• Дети играют сидя или стоя на протезах.

• Можно дать задание передвигаться к предметам различными способами.

107. «Разведчики и часовые»

Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции, выдержки, внимания, инициативы.

Количество игроков — 4 и более.

Инвентарь: кольцо или небольшая палка.

Инструкция. Играющие делятся на две команды — разведчиков и часовых — и выстраиваются вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 14—16 метров одна от другой. В трех шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине в очерченный круг кладется кольцо. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача команды разведчиков — унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды — воспрепятствовать этому.


Ведущий громко называет номер, и игроки, имеющие этот номер, подбегают к кольцу. Если часовой зазевался, разведчик хватает кольцо и убегает с ним в свой «дом», а часовой идет в «плен», становясь за спиной разведчика. Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача разведчика заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений (движения руками, прыжки на месте, повороты и т.п.), отвлечь внимание часового (он должен повторять вслед за разведчиком эти движения) и унести кольцо. Если разведчик схватил кольцо, но часовой настиг его и запятнал рукой, пленным становится разведчик, в противном случае он выигрывает поединок. Игра повторяется до тех пор, пока все номера не примут в ней участие. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды, игроки при этом меняются ролями. В итоге победа засчитывается команде, сумевшей взять больше пленных.

Методические указания

• Правила игры обязывают часового повторять все движения разведчика, иначе он проиграет. Преследовать убегающего игрока можно только до черты его «дома». Игрок, уронивший кольцо, считается пойманным. Каждый раз кольцо на место кладет разведчик.

• Пары игроков следует подбирать с учетом возраста и двигательных возможностей детей. В колясках играть не рекомендуется.

108. «Двенадцать палочек»

Цель: активизация «вялых» детей, развитие внимания, быстроты реакции, подвижности, переключаемое™, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — не более 10.

Инвентарь: камень (бревно), дощечка, 12 палочек.

Инструкция. Небольшая дощечка кладется на камень так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На нижний конец дощечки укладывают 12 палочек. Одного из играю-


114


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


115


 


щих выбирают водящим. Водящий ударяет ногой по свободному концу дощечки. Палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает собирать палочки. За это время все играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и снова уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Каждый найденный игрок выбывает из игры и садится в стороне.

Спрятавшийся игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке и со словами: «Двенадцать палочек летят!» — ударить ногой по дощечке. Водящий в этом случае должен снова собрать палочки, а все играющие, в том числе и пойманные, перепрятываются. Игра идет до тех пор, пока водящий не найдет всех. Игрок, найденный последним, становится водящим. Прятаться можно только после того, как водящий ударит ногой по дощечке.

Методические указания. Дети играют на костылях и протезах, поэтому территорию для игры следует выбирать по возможности ровную, чтобы не было ям, пней, выступающих корней деревьев и т.д.

109. «Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (или веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!» — все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится па линию, прочерченную на расстоянии 34 метров от стула, и бросает на пего один за другим три мешочка так, чтобы все они


остались леэ/сать па стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий. Методические указания

• Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.

• Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

110. «Два Мороза»

Цель: развитие навыков передвижения, быстроты реакции, координации движений, внимания, чувства партнерства.

Количество игроков — 5 и более.

Инструкция. На противоположных сторонах игровой площадки на расстоянии 10—20 метров линиями отмечают «дом» и «школу». Выбирают двух водящих — Морозов, остальные играющие выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые.

Один из них, указывая на себя, говорит:

Я Мороз красный нос. Другой:

Я Мороз синий нос. И вместе:

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?


116


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


117


 


Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне). Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Запятнанные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их задержал Мороз. Затем Морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая замороженных игроков, дотрагиваясь до них рукой, и те присоединяются к остальным. Морозы снова пятнают перебегающих ребят и тем самым мешают им выручить замороженных. Во второй раз Морозы говорят не весь речитатив, а только последнюю фразу: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» После двух перебежек выбирают новых Морозов из непойманных ребят, а пойманных подсчитывают и отпускают. Игра начинается сначала. Водящих меняют 3—4 раза. В конце игры поощряются игроки, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

Методические указания

• Играющие выбегают из дома только после слов: «И не страшен нам Мороз». Выбежав из дома, они не имеют права бежать обратно. Задерживаться в доме тоже нельзя.

• Играть можно на протезах или без них, но не в колясках.

111. «По кругу»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.

Количество игроков — 6 и более.

Инвентарь: пластмассовая тарелочка (мяч).

Инструкция. Игроки встают по кругу в 6—8 шагах один от другого, первый и четвертый номера берут в руки тарелочки.


По сигналу они одновременно бросают тарелочки в одну сторону рядом стоящему игроку. Каждый старается поймать тарелочку и точно бросить ее следующему игроку. В ходе игры одна тарелочка должна догнать другую. Игрок, который не успел освободиться от тарелочки в то время, как к нему уже прилетела вторая, выходит из круга, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда из всех игроков право продолжать игру останется лишь у двоих. Они и объявляются победителями. Однако и они могут продолжать игру, передавая тарелочку друг другу одновременно — один снизу, другой сверху (по договоренности) до тех пор, пока один из них не выронит тарелочку из рук.

Методические указания. Игра средней интенсивности, ее можно повторять 2—3 раза.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!