Ю. Козлова, Е. Синельникова, Я. Ярошевец (4 класс)
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
ПЛАН
Введение.
1. Заготовка глины.
2. Цвет глины.
3. Подготовка глины к работе.
4. Игрушки своими руками.
4.1 Последовательность лепки свистка.
4.2 Роспись игрушек.
4.3 Дымковская игрушка.
Введение
В настоящее время в нашей стране широко развивается туристический бизнес. Когда гости или туристы приезжают в Россию, чаще всего на память они покупают или им дарят произведения народного искусства - деревянные резные игрушки, кукол в национальных костюмах, глиняные свистульки, точеных матрешек и т. д.
Каждый район, область, город имеет свое лицо, свои образцы народного искусства, которые выражают душу народа, его стремления, особенности культуры. Поэтому очень важно возрождение старых традиций и создание новых. В нашем городе с новой силой возрождается Покровская ярмарка. Недавно появился новый «Праздник козы», но уже полюбился всем жителям города.
Мы тоже хотим сделать глиняную игрушку, отличную от всех известных, которая понравилась бы нашей детворе, несмотря на засилье китайских штамповок.
Цель нашей работы - изучить технологию изготовления глиняной игрушки, опробовать на практике и придумать неповторимый образ урюпинской глиняной игрушки.
Заготовка глины
Наш район богат глиной, она буквально лежит под ногами. Глина, встречающаяся в природе, разнообразна по составу. В земных недрах можно найти даже готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики, в том числе и игрушек. К примеру, жирная железистая глина отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Игрушки из такой глины отличаются высокой прочностью, но жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается.
|
|
Тощая глина содержит значительное количество песка. У игрушек шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко.
Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жидкость. Жирной считается глина, содержащая менее 5 % песка. Тощая - включает в себя до 30 % песка. В глину средней жирности входит 15 % песка.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы.
Цвет глины
На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют органические частички, минеральные примеси и слои металлов. Например: если в состав глины входит оксид железа, то после обжига она становится красной. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают:
|
|
· беложгущуюся глину (белый цвет);
· светложгущуюся (светло-розовый);^
· темножгущуюся (красный, красно-коричневый).
В нашем районе глина темножгущаяся. Заготовленную глину залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Чем больше глина находится во влажном состоянии, тем лучше.
Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в специальной яме, стены которой делали из бревен. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, иногда она там лежала несколько лет. Чем больше вылеживается глина, тем лучше и качество.
Подготовка глины к работе
Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно хорошо промять и выбрать камушки и другие включения. Для этого в глину добавляют воду, чтобы она была жидкой, затем ее пропускают через сито и оставляют до высыхания.
После того как глина приобретет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к рукам, ее закрывают пленкой до начала лепных работ.
|
|
Промин глины - это последняя стадия подготовки глиняного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины и раскатывают его так, чтобы получился удлиненный валик. Затем опять сгибают пополам и обминают ее так, чтобы опять получился округлый ком. С этого момента все операции промина повторяются в той же последовательности несколько раз. Пластичность глиняного теста зависит не только от однородности его структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее обильно сбрызгивают водой.
Определяют пластичность глины уже известным вам способом. Небольшой комок глины раскатывают между ладонями. Полученный жгут сгибают пополам. Если глина имеет высокую пластичность, то на изгибе жгута не появится ни единой трещины. Если появится трещина, то глина пересохла, ее необходимо увлажнить.
Игрушки своими руками
Заслуженной славой пользуются игрушки, сделанные в деревнях Дымково (Вятская область), Филимонов (Тульская область), Хлуднево (Калужская область), Абашево (Пензенская область) и другие.
Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая зачастую используется для украшения современного интерьера.
|
|
Свистульки как самостоятельные изделия были известны i' еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.
Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значе-
ние, превратившись в детскую забаву. В последнее время они
стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные
музыкальные инструменты. Лепят свистульки в виде коней,
оленей, птиц и фантастических животных.
: 4.1. Последовательность лепки свистка
Выполняем фигурку игрушки.
Затем при помощи специального инструмента разрезаем почти пополам и убираем глину из игрушки, оставляя толщину стенок 4-5 мм.
При помощи глиняного раствора склеиваем обе половины и лопаточками прорезаем отверстия для свистка.
Можно выполнить дополнительные отверстия для изменения тона звука свистка.
Затем сушим, обжигаем. После обжига звук свистка становится звонче и громче.
Роспись игрушек
Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске, и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.
Желтая краска - самая светлая по тональности, именно с нее и нужно начинать расписывать фигурку. Далее берут более глубокие тона: красный, зеленый, синий. Черную и коричневую краски берут для отдельных деталей.
Для детей более безопасно и привычно работать гуашевыми красками с последующим покрытием лаком.
Из небольшого комка увлажнённой глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуется трещин или их совсем мало, то глина пригодна для работы.
Выполняем фигурку игрушки, затем разрезаем пополам и убираем глину из игрушки. Склеиваем обе половины и прорезаем отверстия для свистка. Затем сушим и обжигаем.
Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски, затем переходят к более темной. Черную и коричневую берут для отдельных деталей. Безопаснее и привычнее детям работать гуашевыми красками с последующим покрытием лаком.
Дымковская игрушка
Игрушка - «Няня с ребенком». Процесс изготовления. 1. Лепка юбки - колокола и головки игрушки.
2. Лепка ручек, кокошника, декоративных деталей, фигурки ребенка.
3. Игрушка после обжига, побелка, роспись.
Литература
1. Арбат, Ю. Добрым людям на загляденье [Текст] / Ю. Арбат. -М.: Детская литература, 1964.
S. Барадулим , В. А. Основы художественного ремесла [Текст] / В. А. Барадулин. - М.: Просвещение, 1979.
32. Федотов, Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г. Федотов. - М.: Арт-Пресс, 1997.
36. Энциклопедия для детей. История России [Текст]. - М.: «Аванта +», 1995.
17. История Киева. Древний и средневековый Киев [Текст]. -Киев, 1984.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!