Человека красит дело                                                            



Учредителем конкурса «Сокская радуга» является Отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике Администрации м.р. Исаклинский. Инициатором и организатором – Сокская сельская библиотека, МАУ «Исаклинский МЦК»

 В этом году конкурс отмечает свое 15е. Когда стало очевидно, что конкурс актуален и перспективен, библиотека обратилась к Лебакиной Наталье Сергеевне за поддержкой. И именно благодаря ей статус «Сокской радуги» вырос до районного.

В 2018году на конкурс заявлено 83 работы из 15 учреждений Исаклинского и Похвистневского районов! И это дает надежду, что конкурс может стать ежегодным. В роли соорганизатора I районного творческого конкурса «Сокская радуга» выступила ГБОУ СОШ пос. Сокский (директор - Аникина Л. И.)

Итак, друзья, предлагаем Вашему вниманию сборник лучших литературных работ конкурса. А в качестве иллюстраций прилагаются фотографии рисунков и поделок, победивших в номинациях «Изобразительное творчество» и «Декоративно-прикладное искусство»

Слышал про деревню?

Заблудившись в тумане, деревья

поднялися к небу в зенит.

А на плоской равнине деревня

где-то здесь, в России, стоит.

И равнина эта – чудесна,

словно детства родной островок.

А вдоль дороги плавно

стелет кроны лесок.

Здесь поля просторные,

чудный здесь расцвет.

Слышал про деревню?

Это есть «Рассвет»

Здесь на улицах где-то шутливо

про свое обсуждают житье.


 

 

 «Путь из «Рассвета» в Вечканов»

Здесь детишки где-то игриво

детство славно проводят свое.

Здесь есть клуб и библиотека.

То на танцы придут, то в кино.

Это родина малая наша.

Жизнь веселую жить здесь дано.

Милана Уфиркина, с. Н. Ганькино.



О чём молчат камни?                                                      

Исторический памятник «Каменная баба»

 Легенда о «Каменной бабе» записана во время полевых исследований в с. Саперкино в1990 годы и феврале 2013 года В.В. Семеновой.

При въезде в с. Саперкино, со стороны с. Исаклы, за Вечкановским поворотом есть башкирское захоронение, которое давно обросло легендами. По устному преданию, этот исторический памятник, названный в народе «Каменная баба»[1],- башкирское захоронение.

Народное предание возникло задолго до появления первых поселенцев с. Саперкино, передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. И гласит оно о том, что здесь захоронен башкирский военный начальник – хан, участник битвы на берегу реки Кондурча (ныне – Красноярский район Самарской области), состоявшейся в июне 1391 г. между войсками Тимура Тамерлана и золотоордынской армией хана Тохтамыша. Будто бы башкирский хан был смертельно ранен, не удалось его довести до дома. Эта местность – башкирские кочевья – и была расположена по пути следования в Башкирию.         

Вблизи на сотни километров не было никакого населённого пункта, а по мусульманским законам покойного нужно похоронить сразу, до захода солнца. Потому и осталось, возможно, это захоронение вдали от сегодняшней Башкирии. И доныне остался в этом месте фундамент от большого загадочного каменного строительства. Откуда такие большие камни? Если привезены, то на чём, и откуда? В округе же даже старожилы таких камней больше нигде не видели. Жители с. Саперкино и близлежащих сел и деревень до сих пор удивляются масштабам плоских больших камней.

Оказывается, башкиры на могилах великих военачальников и ханов строили каменные мавзолеи. На саперкинском захоронении кроме больших величавых камней сохранился прямоугольный фундамент от большой каменной постройки, толщина стен которого была более 1,7 м, а ширина здания – 18 х 20 м, длина 50 - 60 м. За столетия здание обветшало и разрушилось; камни растащили на строительство каменных подвалов и других построек. Даже с моего первого посещения в начале 1990-х годов до сего дня камней изрядно поубавилось. Если каменный фундамент в начале 1990 –х годов был прямоугольной формы, то теперь остались лишь две продольные полоски, при этом одна сторона короче метров на 20, так как камни увозили в с. Исаклы на строительство

 По архивным данным, в середине XVIII века 45- летний выходец из «Свияжского уезду деревни Мокшины Савелий Борисов, по-чувашски Сапер Тоимкеев» основал в данной местности д. Саперкино. Это были чуваши языческой веры, но в условиях христианизации народов Поволжья, на условиях получения новокрещеными дополнительной земли, чуваши приняли крещение и стали православными. Вместе с тем, продолжали в определенных местах (киреметях) молиться своим языческим богам.

 Со временем было принято решение о строительстве церкви в д. Саперкино. Начали строить её в 1898 г. в честь Казанской иконы Божией Матери и закончили в 1902 г. С тех пор деревня Саперкино стала селом. Появился в с. Саперкино священнослужитель. Он убежденно стал отвращать чувашей от языческой веры. Не давало ему покоя башкирское захоронение. И потому три его сына (сам не осмеливался) неоднократно сносили с башкирской могилы камни, но увозить куда-то не могли, так как камни были неподъёмные. Приезжали башкиры и могилу восстанавливали снова.

В 1990-е гг. камни с башкирского захоронения снесли, специально или случайно задев стогом сена при перевозке. Упали камни, и никто не печалился и не заморачивался по этому поводу. Но камни снова оказались восстановленными. Кем и как – неизвестно.

Наш современник Александр Филиппович Лукьянов 1926 года рождения, уроженец с. Саперкино, вспоминал о месте захоронения: «В детские годы, помню, стоял один очень большой камень, но наши родители и дедушки вспоминали о тех временах, когда этих камней было гораздо больше. За этим камнем еще много камней было, как какой-то высокий фундамент, но со временем люди растащили удобно лежащие камни на строительство фундаментов домов. И сейчас остались камни, лежащие в земле намного глубже. Местные, зная устные предания о башкирской могиле, камней не трогали. Предпочитали вытаскивать с каменной карьеры. Недалеко от камней стояла сторожевая башня, расположенная на высокой рельефной местности со стороны Вечкановского поворота; я там в детские годы часто лазил. С вершины башни мы видели окрестность, как на ладони. Нам даже удавалось видеть дым Пронинских паровозов Клявлинского района. Башня была выстроена из рубленых бревен размером 4 на 4 метра, где располагались лестничные пролеты на 7 – 8 метровую высоту».

Наши предки и даже современники помнили и помнят, как в определённый летний день приезжали на могилу башкиры и совершали моленья. В народной памяти сохранились посещения могилы башкирами на 100 белых лошадях, а в 1970-е годы приезжали они на белых Жигулях и тоже весь день проводили в моленьях. Примерно в 2013-2015 годы один из жителей проездом увидел семь белых Жигулей с башкирскими номерами. Машины стояли недалеко от могил и от Старо-Вечкановского поворота (до могил доехать нет дороги).

Можно сделать вывод, что исторический памятник «Каменная баба» и вправду – место башкирского захоронения. Только можно удивляться тому, как башкиры веками чтут и хранят память о своих предках, передавая из поколения в поколение, до восьми веков. Значит, и вправду похоронен какой-то великий военачальник или хан. И место захоронения, по всей видимости, было привязано к башкирской сторожевой башне, о чем свидетельствует рассказ Александра Филипповича Лукьянова. Но мы можем только предположить, а тайну знают величавые камни, но они молчат.

Двухключёвское башкирское захоронение.

На восточной стороне д. Два Ключа, недалеко от Саперкинской посадки, около песчаного карьера тоже есть небольшая возвышенность, и на ней – большой камень. Предположительно, это тоже башкирское захоронение.

При строительстве асфальтированной дороги через озеро Янгул «Два Ключа – Исаклы» возили песок с местного Двухключёвского карьера. Добыча песка расширялась, и карьер приблизился к лежачему на пригорке большому камню. И тут один из местных жителей, знавший тайну о башкирском захоронении, вмешался и предупредил, что здесь находится древнее башкирское захоронение и священное место нельзя беспокоить.

Конечно, дорожники не стали осквернять могилу и переехали на другой близлежащий песчаный карьер, но известие заинтересовало их. Любопытство взяло верх. Решили уточнить, это правда или только легенда. Ковшом экскаватора подняли камень и увидели углубление, уходящее в землю; после этого камень вернули на место. Таким путём убедились в правдивости, что это не только легенда, а древнее захоронение.

Через некоторое время умер экскаваторщик, хотя был не очень старым. Ведь есть в народе поверье, что древние могилы заговорены, и нельзя их трогать. И подтверждение тому – ещё одна легенда о башкирском захоронении в Исаклинском крае.

Старинное башкирское кладбище.

Старинное башкирское кладбище - его местоположение доказано и известно. Это нынешний подъём асфальтированной дороги М 5 около д. Старый Шунгут – от речки Шунгут в сторону Самары. В старину, когда наша земля принадлежала башкирам, здесь была бескрайная степь. И потому место для кладбища выбрали по рельефу местности, чтобы было приметным и запоминающимся.

 По народной легенде, при строительстве асфальтированной дороги М 5 на шунгутском подъёме в бассейне р. Шунгут находили останки людей, которые не были перезахоронены. Информация об этом не была доведена до соответствующих служб. Дорогу построили, и она до сих пор радует нас, но только почему-то стали частыми массовые аварии на трассе около д. Шунгут.

Об этом свидетельствуют множество аварий, но опишем хотя бы две из них:

1) 13 января 1991 г. мой братишка, Пётр Васильевич Гаврилов уроженец д. Малое Микушкино выехал из г. Самары в д. Два Ключа для подготовки к свадьбе, но не доехал – погиб. Ехал он с земляками на машине «Москвич». Их было пятеро: Петр Васильевич, водитель с женой и двумя сыновьями. Четверо из пяти человек погибли. Осталась живой только супруга водителя.

Позже в тот же год случилась более масштабная трагедия. Авария с участием Мордово-Аделяковского автобуса, следовавшего по маршруту «Самара – Мордово - Аделяково». Число погибших уже шло на десятки человек. Это авария повергло в ужас всех жителей района.                        Родные погибших на месте аварии установили каменную стелу. В народе стали поговаривать, что аварии были и будут, так как дорога проложена по древнему башкирскому кладбищу. Наши земляки крепко задумались, как поправить положение. Старожилы с. Мордово Аделяково обратились к духовенству и на том месте дороги М5 отслужили молебен. С тех пор об аварии на месте башкирского кладбища информации не поступало.

Я считаю, что легенды и были - это факты исторической памяти народа. И они, как правило, основаны на реальных событиях

Валентина Васильевна Семенова,

библиотекарь Двухключёвской сельской библиотеки

Человека красит дело                                                            

«Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость», - сказал римский философ Корнелий. Я вижу вокруг себя самых разных людей. Одни постоянно работают, не могут сидеть без дела ни минуты. Так, моя мама даже когда смотрит телевизор, обязательно занимается чем-то еще: чистит картошку для супа, вяжет носки или помогает мне создавать поделки. Она работает в отделении социальной реабилитации, куда приходят бабушки и дедушки. И чего они только не делают! Замечательные напольные вазы, изумительные деревья и цветы из бисера, стильные вязаные игрушки — всё это украшает помещение отделения. А также прекрасные цветы, выращенные моей бабушкой. Она считает, что только красота может спасти наш мир. И любую работу старается делать со вкусом, будь то готовка, или мытье посуды, или прополка огорода. Мне нравятся люди, которые работают как бы играючи. На мамину работу ходит Валентина Никитовна Митрофанова — настоящий ас в любом деле. Именно она заразила окружающих жаждой творчества. Оригинальные садовые фигурки, поделки из бисера, вязаные тапочки — изготовлению этих великолепных работ она может научить каждого. Летом этого года мы с моей двоюродной сестрой Машей ходили на местный родник, помогали Валентине Никитовне красить автомобильные колеса, служащие клумбами для цветов, выращенных пенсионерами. Я хочу быть похожей на таких хороших людей и тоже стараюсь помогать всем.

Именно по делам судят о человеке. Если он живет только в свое удовольствие, не принося пользу или даже вредя другим, можно сказать, что его жизнь пуста и бессмысленна. Житель древнегреческого города Эфеса Герострат сжег знаменитый храм Артемиды для того, чтобы его имя помнили потомки. Храм-то восстановили, а вот имя Герострата теперь связывают только с дурной славой. «Добрые дела красят человека», - гласит народная мудрость. Лучше не скажешь...                             Константинова Анна,10 лет, с. Малое Микушкино.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!