ЭСТЕТИКА—ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 14 страница



Лит.: Флоренский П. А., Общечеловеч. корни
идеализма, Сергиев Посад, 1909; Катаров Б. Т., Культ
фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913;
Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин,
т. 1, П., 1916; Зелинский Ф. Ф., Др.-греч. религия,
П., 1918; Иванов В. И., Дионис и ирадионисийство,
Баку, 1923; Фрезер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., вып.
1—5, М., 1928; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма
и мифологии, т. 1, М., 1930; Preuss К., Der religiose Ge-
halt der Mythen, Tubingen, 1933; Jung K. G., Kcrenji
K., Einiiihrung in das Wesen der Mytliologie, [4 Aufl.J, Z.,
1951.                                                    С. Аверипцеь. Москва.

ЯКОВ (Jacob), Людвиг Генрих Конрад (Людвиг Кондратьевич) (1759—22 июля 1827) — нем. философ, проф. (с 1787) и ректор (с 1794) ун-та в Галле. С 1807 работал в России; проф. Харьковского ун-та (с 1807). Я. выступил в России как просветитель, популяри­затор филос. знаний; издал уникальный по своей полноте «Курс философии для гимназий Российской империи» (ч. 1—8, СПБ, 1811 — 17). Взгляды Я. на общество испытали влияние идей Смита, а также теории естественного права. С этих позиций Я. обос­новывал необходимость отмены в России крепост­ного права (см. «Курс философии», ч. 4, с. 6; ч. 7, с. 9 —10, 15). Политич. идеал Я.— «народоправство»


при конституц. монархии (см. там же, ч. 7, с. 116—17). В философии Я. пропагандировал сенсуализм, про­являя тенденции к агностицизму; в «самонаблюде­нии» Я. видел единств, источник психология, сведе­ний. По Я., основой познания является его «низшая часть» — «чувственное познание» и «ощущение»; свою теорию чувств, познания Я. обосновывал естеств.-на­уч. данными. «Высшей частью» познания является «мысль о предметах», или «способность... представ­лять себе общее в вещах» (см. там же, ч. 3, с. 42). Эта способность подразделяется Я. на «рассудок», «разум» н «ум». В эстетич. взглядах Я. придерживался кантианского формализма, особенно проявившегося в трактовке прекрасного (см. там же, ч. 5, с. 8, 18— 19). Я. критиковал концепцию подражания, свойст­венную эстетике просветит, классицизма (см. там же, с. 58—59).

Соч.: Grundsatze der Policeygesetzgebung und der Poli-ceyanstalten, X., 1809; Ответ на задачу об определении выгод­но ли обрабатывать землю своими или наемными работниками, в кн.: Труды Вольного экономич. об-ва к поощрению в Рос­сии земледелия и домостроительства, ч. 66, СПБ, 1814.

Лит.: X о дне в А. И., История Имп. Вольного эко­
номич. об-ва с 1765 до 1865 года, СПБ, 1865, с. 418, 453—58;
Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус.
лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889, с. 102, ИЗ, 137—38;
Радлов Э., Очерк истории рус. философии, 2 изд., П.,
1920, с. 16; III n e т Г., Очерк развития рус. философии, ч. 1,
П., 1922, с. 115 — 16, 119, 222. 3. Каменский. Москва.

ЯКОБИ (Jacobi), Фридрих Генрих (25 янв. 1743— 10 марта 1819) — нем. писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры (Glau-bensphilosophie). Полемика с Мендельсоном привела его к разрыву с берлинскими просветителями. Я. враждебно отнесся к Франц. революции, франц. ма­териализму и атеизму. В своей философии он высту­пил с критикой рационализма Просвещения и уче­ния Канта. Согласно Я., логика развития науки и философии, опирающаяся на формы рассудочного мышления, неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или к субъективному идеа­лизму (Кант). Выступая против этих тенденций, Я. выдвигал на первый план права чувства. Всякое обоснование согласно достаточного основания прин­ципу может сводиться только к чему-то уже обосно­ванному; доказывающее знание всегда опосредст­вовано, не может проникнуть за пределы связей при­роды и необходимо ведет к фатализму. Анализ тож­дества закона и закона достаточного основания Я. ис­пользовал для резкого противопоставления непос-редств. чувства опосредствов. знанию. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование удо­стоверяется верой. Юму он следовал и в утверждении, что отношение между основанием и следствием не совпадает с отношением между причиной и дейст­вием. Т. к. понятие причинности могут развить только действующие, а не созерцающие существа, то, согла­сно Я., это понятие покоится не на знании, а на чув­стве. Ни самодеятельность, ни свобода не доказуемы: их действительность дана нашему сознанию непо­средственно. Эту непосредств. достоверность Я. на­зывал верой (Glaube) или чувством (Sinn), атакжеп «разумом» (Vernmift), противопоставляя его опо­средствованному знанию — «рассудку» (Verstand). Мысль о различии рассудка и разума была развита Фихте, Шеллингом и Гегелем, к-рый, однако, крити­ковал Я.: непосредственность есть результат пред­шествующего ей длит, опосредствования (см. Соч., т. 11,*М.—Л., 1935, с. 405—16).

Я. выявил одно из осн. противоречий учения Канта: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться.

Соч.: Werke, Gesamtausgabe, Bd 1—6, Lpz., 1812—24; Auserlesener Briefwechsel, Bd 1—2, Lpz., 1825—27; Briefwecbsel zwischen Goethe und F. H. Jacotji, Lpz., 1846; Briefwechsel zwischen Herder und F. H. Jacobi, Bd 2, Fr./M., 1857, S. 248-


ЯКОВЕНКО—ЯМБУЛ


613


 


332; J. G. Hamann's Briefwechsel mit F. H. Jacobi, Gotna, 1868 (J. G. Hamann's des Magus in Norden, Leben und Schrif-ten, Bd 5); Briefe an F. Bouterwek aus den Jahren 1800 bis 1819, Gottingen, 1868; Aus F. H. Jacobis Nachlass, Ungedruckte Briefe von und an Jakobi und andere, hrsg. R. Zoppritz, Bd 1—2, Lpz., 1869; в рус. пер.— О трансцендентальном идеализ­ме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и
веры..., ч. 1, М., 1897; История философии, т. 3, М., 1943, с.
124—26; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии
и математике, 2 изд., М., 1965; Фейербах Л., Якоби и
философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2,
М., 1967; Levy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, P.,
1894; Frank A., Jacobis Lehre vom Glauben, Halle, 1910
(библ.); Heraeus O., F. Jacobi und der Sturm und
Drang, Hdlb., 1928; Bollnow O. F., Die Lebensphiloso-
phie F. H. Jacobis, Stuttg., 1933; Holters H., Der spino-
zistische Gottesbegriff bei M. Mendelssohn und F. H. Jacobi
und der Gottesbegriff Spinozas, Emsdetten, 1938; Groce В.,
Considerazionisullafilosofia del Jacobi, «La Gritica», 1941, v. 39,
№ 6; V e r r a V., Jacobi e il rifiuto della filosofia, «Filoso-
fia», 1953, №4, p. 575—600; Fischer G., J. M. Sailer
und F. H. Jacobi, Freiburg, 1955.           В. Асмус. Москва.

ЯКОВЕНКО, Борис Валентинович (1884—1948) — рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912—14 редактировал сб. «Логос». После 1917 жил в Италии, с 1922 — в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал жури. «Russische Gedanke» и отд. тома «Bibliotheque Internationale de Philosophie».

В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является «...беспредельная и беспощадная критика всего дан­ного, предстоящего, непосредственного, феноменаль­ного...» («Очерки рус. философии», Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. ндеалистич. мы­сли, Я. считает теоретико-познават. критицизм под­готовит, этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики — постижение абс. бытия («Сущего») и практич. достижения «жизни в Сущем» (см. там же). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от «субъективных одеяний» от догма-тич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает «Сущее» в его «множественности», что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство «Сущего» — «Всемножественного Всесущего Всё» (см. там же, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плю­рализм Я. связан с рус. персоналистпч. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую ин­дивидуальность: «Каждая отдельность в нем (в Су­щем.— Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопредели­тельное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно осо­бенное» (там же).

Я. известен как острый критик филос. концепций; напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психо­логизм «высшего» типа (см. «Философия Э. Гуссерля», в сб.: «Новые идеи в философии», сб. 3, СПБ, 1913).

По отношению к марксизму Я. занимал резко отри-цат. позиции.

С о ч.: О теоретич. философии Г. Когена, «Логос», 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911 —12, кн. 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманен-тизме и дуализме вообще, там же, 1912—13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, «Вопр. филос. и психол.», 1912, кн. 114, 115; Уче­ние Риккерта о сущности философии, тамже, 1913, кн. 119—120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиоз­ное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, «Логос», 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phanomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

ЯКОВЛЕВ, Михаил Васильевич (р. 10 дек. 1918) — сов. философ, д-р филос. наук, проф. (с 1965). Чл. КПСС с 1942. Окончил историч. фак-т Киевского иед.


ин-та (1946) и аспирантуру Академии обществ, наук при ЦК КПСС (1953). С 1947 ведет преподаватель­скую работу, в 1953—55 — старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР, с 1955 — зам. руководи­теля кафедры философии Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Науч. работу ведет в области истории философии, критики совр. нем. бурж. философии.

Соч.: Рус. революц. демократы в борьбе против религии, М., 1955; Мировоззрение Н. П. Огарева, М., 1957; Обществ, сознание и его формы, Политическая и правовая идеология, Мораль как форма обществ, сознания, Религия и пути ее преодоления, в кн.: Историч. материализм, М., 1963; Марксизм и совр. бурж. история философии, М., 1964; Обществ, созна­ние и его структура, в сб.: Марксистско-ленинская философия, [ч. ,2]— Историч. материализм, М., 1967.

ЯКОУБЕК из Стршибра (Jakoubek ze Stfib-га), Я к у б е к (1370—1429) — один из идеологов гор. гусизма, соратник Гуса. В 1397 стал магистром Пражского ун-та; после смерти Гуса унаследовал его место проповедника в Вифлеемской часовне. В пе­риод 1414—19 Я. выступил с радикальной критикой церкви, заложившей основы религ. учения таборитов, однако в дальнейшем он отказался от революц. соци­альной программы гусизма. Взгляды Я. последнего периода изложены в его осн. труде «Толкование от­кровения св. Яна» («Vyklad na zievenie sv. Jana», dl 1—2, Praha, 1932).

Соч.: Olomouc Studie a texty k nabozenskim dejinam ces-kym, red. I. Sedlak, [Praha], 1913.

Лит .: BartoS F. M., Literarni cinnost M. Jakoubka ze Stfibra, Praha, 1925 (имеется библ.). Р. Каливода. Прага.

ЯКУШКИН, Иван Дмитриевич (29 дек. 1793 — 11 авг. 1857) — рус. философ-материалист, участник революц.-освободит, движения декабристов. Учился в частном пансионе и на словесном фак-те Моск. ун-та, где прослушал курс лекций по философии у проф. Буле. В 1811 вступил в гвардию. Участник Отечеств, войны 1812. Один из первых основателей тайного об-ва. Судом по делу декабристов был при­говорен к смертной казни, замененной 15-летней ка­торгой. После выхода на поселение организовал в Си­бири начальные детские школы. Приветствовал дея­тельность Герцена.

Интересуясь философией, Я. изучал Декарта, Локка, франц. материалистов 18 в. и нем. ндеали­стич. философию {Лейбница, Канта, Шеллинга), занимался естествознанием. На всю жизнь сохранил отрпцат. отношение к религии. Я. с материалистич. позиций подходит к проблеме жизни вообще и жизни человека в частности. По Я., вся природа состоит из бесчисленного множества движущихся частиц («еди­ниц»), «особый способ и порядок» к-рых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности и качеств, разнооб­разие, зависящее от степени развития материи. Че­ловек — только звено в бесконечной цепи явлений органич. природы, но выделяется из нее «силой мыш­ления». Высшей ступенью развития жизни Я. считал сознание, мышление, способность к познанию. Про­цесс познания Я. представляет себе начинающимся с чувств, опыта, к к-рому человек относится изби­рательно. Я. признает внутреннюю имманентную активность материи, многообразие ее качеств, прояв­лений, стоит на т. зр. эволюционизма, диалектически подходит к проблеме чувственного и логического в познании. Я. наиболее глубоко представляет пере­довую филос. мысль декабристов.

Соч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Я., М., 1951; Избранные социально-политические и филос. произв. декабристов, т. 1, [М.], 1951.

Лит. .-Кулаков Г., Философские взгляды декабриста
И. Д. Я., «Науч. зап. (Днепропетровский гос. ун-т)», 1951,
т. 40, вып. 1;Кошурников А. А., Декабрист И. Д. Я.,
Жизнь и мировоззрение, «Уч. зап. (Свердловский гос. пед.
ин-т)», 1957, вып. 14; История философии в СССР, т. 2, М.,
1968.                                              п. Нипандров. Ленинград.

ЯМБУЛ('1аироиА,од) — близкий к стоицизму др.-греч. утопист 3 в. до н. э. Эксцерпт из соч. Я. сохра­нился у Диодора Сицилийского (II 55—60). Здесь


614


ЯМВЛИХ—ЯНОВСКАЯ


 


автор описывает некие острова близ экватора, где среди людей, почитателей солнца, царят полное равенство, свобода от труда и брака, а также общность жен и де­тей. Влияние этого сообщения о древнем утописте на Кампанеллу и Мора очевидно.

Лит .: Rohde E., Der griechische Roman und seine
vorlaufer, В., 1960, S. 241 — 60.         А. Лосев. Москва.

ЯМВЛИХ (ЧацРАд^ое) (р. ок. 280 — ум. ок. 330) — антич. философ, основатель сирийской школы нео­платонизма, ученик Порфирия, продолживший ли­нию развития неоплатонизма, ведшую от Плотина, в область мистики и теургии. Я. принадлежит боль­шой «Свод пифагорейских учений», от к-рого до нас дошло пять трактатов. В теоретич. фило­софии Я. продолжил осн. тенденцию неоплато­низма к умножению и терминологич. закрепле­нию различных моментов трех плотиновых ипоста­сей. «Единое» Плотина Я. разделял — вполне в духе Плотина — на два начала: «Единое», к-рое выше вся­кого познания и бытия и выше всякого наименова­ния, и «Единое», к-рое является началом всего по­следующего и потому заслуживает наименования в качестве «единого» и «блага». «Ум» же Я. расчленял на мыслимый (vor|Tog) и мыслящий (voepoc,), указывая т. о. на наличие в нем субъекта и объекта. Оба эти ума делятся у Я. триадически. Мыслимый «ум» содержит в себе 1) «отца», или «бытие»; 2) «потенцию» и 3) «мыш­ление потенции» (Damasc. I 108, 17—24 Ru.); мысля­щий же — 1) ум, 2) жизнь и 3) демиурга. Каждый момент этой мыслящей триады тоже триадичен. Все мыслящие умы, по Я., суть идеи, а мыслимые умы — прообразы (Procl. in Tim. I 230, 5—8 321, 24—30 Diehl; Damasc. De princ. II 149, 25 ел.). «Душу» Я. также представлял триадически (Procl. II 105, 15—18, II 240, 4—12), трактуя первую душу в духе Плотина как надмирную и абсолютную, а две другие — как исходящие из нее и как внутрпмировые (Procl. in Tim. I 308, 15—310, 2).

В философии мифологи и Я. вводит большое число богов различных уровней: боги над-мирные (чистые умы и душа), боги небесные, или «водительные», предводительствующие 12 ми­ровыми сферами (земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира), затем боги поднебесные и, наконец, «охраняющие» боги и демоны для отдельных людей и для народов (Procl. in Tim. I 145, 5—12). В духе неоплатонизма разделение богов производится у Я. триадически. По Я. (Procl. in Tim. II 313, 15 ел.), су­ществует 1) то, в чем нечто участвует (или чему оно подражает), т. е. предмет участия, 2) само участвующее и 3) то среднее, что их объединяет. Каждый из этих трех моментов Я. также понимал триадически. В этой разработанной системе катего­рий Я. пытался охватить все главнейшие божества древней мифологии. В целом эти воззрения Я. пред­ставляют собой облеченные в философские формы усилия умиравшего языч. политеизма отстоять свое право на жизнь перед лицом побеждавшего христи­анства с его монотеизмом.

В практич. философии Я. также вос­станавливал древнюю религию с ее обрядами, чуде­сами, пророчествами, предзнаменованиями, молит­вами и вообще со всем ее культом. Главным в чело­веке он считал веру в богов и общение с ними, по срав­нению с чем все др. добродетели — моральные, по-литич. и даже чисто внутренние — являются низ­шими. Я. хотел понять сущность теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы и дать классификацию осн. явлений в каждой из этих религ. областей (трак­тат «О егип. мистериях»).

Большое историко-филос. значение имел метод комментирования диалогов Платона у Я., к к-рому восходят все позднейшие неоплатонич. комментарии.


Истолковывая Платона с т. зр. развитого неоплато­низма с его учением об иерархии бытия и взаимоотра­жением всех его сфер, Я. соответственно трактовал любой диалог Платона во всех возможных аспектах— этическом, логическом, космологическом, физиче­ском и т. д. Этот метод Я. надолго пережил антич­ность, дойдя до флорентийской Академии платонов­ской и найдя себе поклонника в лице Пико делла Ми-рандолы, не говоря уже о влиянии его на всю мировую литературу оккультизма.

Тексты.: Iamblichi... de vita Pythagorica liber, ed. M. T. Kiessling, I—Ha, lib, Lipsiae, 1815—16; Iamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884; Iamblichi Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lipsiae, 1888; Iamblichi in Nico-machi arithmeticam introductionem liber,, ed. H. Pistelli, Lip­siae, 1894; TIspt Tf s kolv^s доЛпцотк^е вяю"тг,дт)2, ed. N. Festa, Lipsiae, 1891; Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco, Lipsiae, 1922: Jamblichi de mysteriis liber rec. G. Parthey, Berolini, 1857.

Лит .: История философии, т. 1, М., 1940, с. 372—75; В i d e z J.. Le philosophe Jamblique et son ecole, «Revue des etudes grecques», 1921, t. 32, an. 1919, с 29 — 40.

А. Лосев. Москва. ЯНАГИДА, Кэндзюро (р. 23 нояб. 1893) — япон. философ-марксист и обществ, деятель. Член КПЯ (с 1960). Род. в крест, семье. В 1913 окончил пед. учи­лище и работал преподавателем, в 1925 окончил ун-т в Киото (филос. отделение) и затем получил должность преподавателя повышенной средней шко­лы; в 1929—42 Я. — доцент Тайваньского ун-та, а в 1942—44 — профессор ун-та в Отани; д-р философии (с 1943). В начале филос. деятельности Я. — привер­женец и пропагандист нем. классич. идеализма, от исследования к-рого он отходит в 1936 в связи с увле­чением философией Нисида, рассматриваемой Я. как единств, путь к осуществлению чаяний япон. народа— к светлому будущему. Под влиянием философии Нисида он пишет ряд работ («Этика диалектич. ми­ра» — «Бэнсёхотэки сэкай-но ринри»; «Философия Ни­сида как философия практики» — «Дзиссэн тэцугаку то-ситэ-но Нисида тэцугаку»; «Действенный мир» — «Коитэки сэкай»; «Система философии Нисида» — «Нисида тэцугаку кэйтай», 12 тт. и др.). В конце 40-х гг. начинается переход Я. на позиции материа­лизма, затем марксизма («Пролетарская этика» — «Пурорэтариа — но ринри»; «Проблемы гуманизма XX в.» — «Нидзюсэки-ни-окэру хюманид-зуму-но мондай»; «Преодоление философии Нисида» — «Ни­сида тэцугаку-но тёкоку» и др.). В нач. 50-х гг. деятельность Я. в япон. Комитете мира совпа­дает с его активной пропагандой марксизма («10 лекций по диалектике» — «Бэнсёхо дзюко»; «Этика» — «Ринригаку»; «Совр. философия практики» — «Гэн-дай дзиссэн тэцугаку»; «Живой путь к правде» — «Синдзицу — ни икиру мити» и др.). Истина марк­сизма выступает для Я. прежде всего как программа преобразования жизни нар. масс. С 1953 Я. — во главе «Об-ва содействия просвещению рабочих». В 1954 принимает участие в работе сессии Всемирного Совета Мира в Берлине и Всемирного конгресса мира в Стокгольме. В 1958 и 1963 Я. возглавлял делега­ции япон. философов, посещавших Советский Союз. Последние 15 лет прошли для Я. также под знаком дальнейшего изучения, разработки и пропаганды марксистской теории («Философия истории», М., 1969; «Философия свободы», М., 1958; «10 лет по пути материализма», М., 1961, и мн. др.).

Соч.: Тёсакусю (Собр. соч.), т. 1—8, Токио, 1967—68; в рус. пер.— Эволюция моего мировоззрения, М., 1957; Сво­бода и прогресс знаний, «ПМ и С», 1962, № 4.

Лит.: Назар Ш., О свободе действительной и свободе мнимой, «ПМ и С», 1958, 1; Богомолов А., От идеа­лизма к материализму, «Коммунист», 1958, № 4.

Л. Шахназарова. Москва.

ЯНОВСКАЯ, Софья Александровна (31 янв. 1896— 24 окт. 1966) — сов. философ, логик, математик, д-р физ.-матем. наук, проф. МГУ (с 1930). Член КПСС с 1918. В 1936 Я. прочла первый в МГУ курс по матема-


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!