Введение в систематическое богословие



Уэйн Грудем

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Введение в библейское учение

Санкт- Петербург

Издательство «Мирт»

2004


Перевод с английского


ББК 86.37 Г90

Wayne Grudem

SYSTEMATIC THEOLOGY

An Introduction to Biblical Doctrine

Inter-Varsity Press Leicester, England

Zondervan Publishing House

Grand Rapids, Michigan A Division of Harper Collins Publishers

All rights reserved.

This translation of Systematic Theology

first published in 1994 is published by arrangement

with Inter-Varsity Press, Leicester, United Kingdom

Грудем, Уэйн

Г90    Систематическое богословие: Введение в библейское уче­ние: Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 2004. — 1453 с. ISBN 5-88869-160-7.

Эта книга не для преподавателей богословия (хотя многие из них на­верняка прочитают ее). Она написана для студентов — и не только для них, но и для каждого христианина, который стремится глубже изучить основ­ные библейские учения. Автор старался сделать ее доступной даже для тех христиан, которые прежде никогда не изучали богословие. В конце глав да­ется список литературы в помощь тем, кто захочет продолжить изучение той или иной темы, а в конце книги — обширная библиография. Книга снаб­жена также тематическим указателем и словарем, где разъясняются наибо­лее трудные термины.

ББК 86.37

© 1994, Wayne Grudem

ISBN 5-88869-160-7 (рус.)                                         © Издание на русском языке, перевод на

ISBN 0-85110-652-8 (англ.) (GB)                                   русский язык, оформление. МРОЕХ

ISBN 0-310-28670-0 (англ.) (USA)                                «ХЦ «Мирт», 2004


ПРЕДИСЛОВИЕ

Я написал эту книгу не для преподавателей богословия (хотя, надеюсь, многие из них прочитают ее). Я написал ее для студентов — и не только для них, а и для каждого христианина, который стремится глубже изучить основ­ные библейские учения.

Поэтому я дал подзаголовок к этой книге: «Введение в библейское уче­ние». Я старался сделать ее доступной даже для тех христиан, которые прежде никогда не изучали богословие. Я избегал употребления специальных терми­нов без предварительного пояснения их значения. Большинство глав может быть прочитано отдельно, так что читатель может начинать с любой главы, без ознакомления с предшествующим материалом.

Вводные курсы совсем не обязательно должны быть краткими или при­митивными. Я убежден, что большинство христиан способно понять богослов­ские положения Библии достаточно глубоко, если только материал излагает­ся ясно и без употребления сугубо специальной терминологии. Поэтому там, где это казалось мне необходимым, я касался и богословских споров.

И все же эта книга, несмотря на ее размер, является введением в система­тическое богословие. На темы, разбираемые в главах, были написаны целые книги, и целые статьи были написаны по поводу стихов, цитируемых в этой книге. Поэтому каждая глава — это путь к дальнейшему изучению, матери­ал может быть взят шире и глубже всеми, кто к этому стремится. Библиогра­фия, приведенная в конце глав, может оказаться очень полезной для подоб­ных целей.

Мои представление о том, что такое систематическое богословие и как его следует преподавать, можно изложить в следующих шести пунктах:

1. Четкое библейское обоснование учения. Я убежден, что богословие долж­но быть обосновано учением Писания, и поэтому в каждой главе сделаны ссылки на Библию. Я убежден также, что сами слова Писания имеют боль­шую силу, чем любые человеческие слова, и поэтому не просто давал ссылки


Предисловие

на Библию, а часто цитировал отрывки из Библии, чтобы читатели могли са­мостоятельно изучить их, подобно благородным жителям Верии, которые про­веряли то, что им говорили, «ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). В конце каждой главы приводится отрывок из Писания, реко­мендуемый для запоминания.

2. Ясность изложения учения. Я не верю, что Бог желает, чтобы изучение богословия вызывало смятение и отчаяние. Студент, окончивший курс бого­словия и не получивший ответы на тысячу вопросов, чувствующий себя не­уверенно, едва ли «силен и наставлять в здравом учении и противящихся об­личать» (Тит. 1:9). Поэтому я старался излагать учение ясно и всегда показы­вать, где в Писании есть подтверждение сказанному. Я не жду, что все, кто прочитает эту книгу, согласятся со мной во всех аспектах учения; я полагаю, что каждый читатель осмыслит ту точку зрения, которую я отстаиваю, и ма­териал из Писания, который подтверждает ее.

Хочу с самого начала пояснить читателям этой книги мои взгляды на неко­торые вопросы, которые вызывают споры среди евангельских христиан.

Я придерживаюсь консервативного взгляда по вопросу о непогрешимос­ти Библии (который согласуется с «Чикагским заявлением» Международно­го совета по непогрешимости Библии, гл. 5, прил. 1, с. 1203—1206) и традици­онной реформатской точки зрения по вопросу о суверенности Бога и ответ­ственности человека (гл. 15), искупительной жертвы (гл. 26) и предопределения (гл. 31). В соответствии с реформатскими взглядами, я считаю, что люди, ко­торые подлинно родились заново, не утратят своего спасения (гл. 39).

Что касается отношений мужчины и женщины, я придерживаюсь точки зрения, которая не является ни традиционной, ни феминистской, а «компле-ментаристской» — она заключается в том, что Бог создал мужчину и жен­щину равными как в личностном плане, так и по достоинству, и они в рав­ной степени являются Его образом, однако как акт творения, так и спасения указывают на разные роли мужчины и женщины в браке (гл. 21) и в церкви (гл. 46).

В отношении церковного управления я придерживаюсь умеренных кон-грегационалистских убеждений и являюсь сторонником такой формы прав­ления, в которой властью наделено несколько пресвитеров (гл. 46).

Я придерживаюсь «баптистской» точки зрения по вопросу о крещении, т. е. считаю, что крещены должны быть люди, которые дают заслуживающее доверия исповедание веры (гл. 48).

Полагаю, что выражение «крещение Святым Духом» является описани­ем обращения и любой последующий опыт правильнее было бы называть «ис­полнением Святым Духом» (гл. 38); кроме того, считаю, что все дары, упомя­нутые в Новом Завете, продолжают действовать и сегодня, однако «апостол» — это не дар, а служение, и в наши дни оно отсутствует (гл. 51,52).


Предисловие

Считаю, что второе пришествие Христа может произойти в любое время, и Христос возвратится до миллениума (т. е. до начала тысячелетнего правле­ния совершенного мира на земле), однако после периода скорби (т. е. многие христиане пройдут через скорбь; гл. 53,54).

Это не означает, что я игнорирую другие точки зрения. Там, где среди еван­гельских христиан существуют разногласия, я старался честно изложить дру­гие взгляды, объяснить, почему я не согласен с ними, и указать на источники, где эти точки зрения защищаются наиболее убедительно. Каждому студенту я обеспечил возможность ознакомиться с консервативной точкой зрения по каждому вопросу в рамках собственной богословской традиции — в каждой главе содержится указатель тридцати четырех других текстов по богословию, в которых рассматривается тот или иной вопрос. Указатель классифициро­ван по деноминационному признаку.

(Если мне не удалось правильно изложить какую-либо точку зрения, с которой я не согласен, буду благодарен любому человеку, разделяющему эту точку зрения, за письмо и постараюсь внести изменения в последующие из­дания этой книги.)

3. Практическое применение в жизни. Я не думаю, что Бог желает, чтобы
изучение богословия было сухим и скучным. Ведь богословие — это изучение
Бога и всех Его деяний! Богословием нужно жить, молиться о нем, воспевать
его! Все великие богословские писания Библии (такие, как послание Павла
римлянам) полны прославления Бога и указаний к практическому примене­
нию в жизни. Поэтому иногда я ввожу в текст замечания о практическом при­
менении учения, а в конце каждой главы привожу «вопросы для самостоятель­
ной работы». Подлинное богословие — это «учение о благочестии» (1 Тим. 6:3),
и если богословие изучается должным образом, то результатом будет рост в
нашей христианской жизни и истинное поклонение.

4. Акцент на евангельском мире. Я не думаю, что подлинная богословская
система может опираться на так называемую «либеральную» богословскую
традицию, — когда отрицают абсолютную истинность Библии и не считают,
что слова Библии — это слова Самого Бога (об авторитете Писания см. в гл. 4).
По этой причине я в основном ссылаюсь на авторов, которые принадлежат к
широкой «консервативной евангельской» традиции — от великих реформа­
торов Жана Кальвина и Мартина Лютера до современных евангельских ав­
торов. Я пишу, как евангельский христианин и для евангельских христиан.
Это не означает, что последователи либеральной традиции не могут сказать
ничего ценного; просто различия в подходе, если речь идет о либеральном бо­
гословии, почти всегда восходят к различиям во мнениях, касающихся при­
роды Библии и ее авторитета. Степень богословского согласия, которое мо­
жет быть достигнуто между людьми, ссылающимися на разные авторитеты,


Предисловие

весьма невелика. Я благодарен моим друзьям — евангельским христианам, которые пишут обширные критические работы, посвященные либеральному богословию, однако я не думаю, что все призваны к этому. И не думаю также, что подробный анализ либеральных взглядов — это наиболее правильный путь создания позитивной богословской системы, способной отразить всю полно­ту библейской истины. Едва ли либеральные богословы достигли такого глу­бокого понимания учения Писания, которое было бы недоступно евангель­ским авторам.

Люди не всегда ценят тот факт, что мир консервативных евангельских исследователей настолько широк и разнообразен, что в его рамках возможны самые различные подходы к Писанию. Я полагаю, что в конечном счете мы достигнем гораздо более глубокого понимания Писания, если сможем зани­маться исследованиями совместно с большим количеством исследователей, каждый из которых будет исходить из того убеждения, что Библия абсолютно истинна и является непререкаемым авторитетом. Ссылки на другие тридцать четыре работы по евангельскому систематическому богословию, которые я поместил в конце каждой главы, отражают это убеждение. Хотя они подраз­делены на семь широких богословских традиций (англиканскую/епископаль­ную, арминианскую/уэслианскую/методистскую, баптистскую, диспенса-ционалистскую, лютеранскую, реформатскую/пресвитерианскую и обнов-ленческую/харизматическую/пятидесятническую), в рамках каждой из них признается непогрешимость Библии, и все их можно в наши дни назвать при­надлежащими к консервативной евангельской традиции. (В дополнение к этим тридцати четырем работам в конце каждой главы я привожу раздел, со­держащий в себе ссылки на два авторитетных римско-католических богосло­вия, поскольку католицизм во всем мире продолжает играть весьма значи­тельную роль.)

5. Надежда на прогресс в достижении единства учения в Церкви. Я верю, что все еще есть надежда на то, что Церковь достигнет более глубокого и более чистого понимания учения и преодолеет старые барьеры, даже те, которые су­ществовали в течение веков. Иисус приводит Церковь к совершенству, «что­бы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27), и Он дал ей дары, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божь­его, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Хотя история Церкви в прошлом может казаться не столь вдохновляющей, все же сказанное в Писании остается истинным, и мы не должны терять надежду на большее согласие. Ведь в этом веке мы уже пришли к большему взаимопони­манию и большему согласию между богословами завета и диспенсационали-стами, между харизматами и нехаризматами; кроме того, полагаю, что за по­следние несколько десятилетий Церковь гораздо глубже осмыслила учения


Предисловие

о непогрешимости Библии и о духовных дарах. Я думаю, что современная дис­куссия о роли женщины и мужчины в семье и в церкви со временем также приведет к гораздо более глубокому осмыслению Писания, какими бы непри­ятными ни были нынешние разногласия. Поэтому в этой книге я не опасался поднять некоторые темы, которые прежде были причиной споров (напр., кре­щение, Вечеря Господня, церковное управление, миллениум и период скорби, предопределение), надеясь, что, по крайней мере в некоторых случаях, све­жий взгляд на Писание может привести к новому исследованию этих учений, и, вероятно, приведет не только к более глубокому их пониманию и терпимос­ти к иным взглядам, но также к большему богословскому единству Церкви.

6. Чувство острой необходимости более глубокого понимания учения всей Церкви. Я убежден, что сегодня в церкви есть острая необходимость более глу­бокого понимания христианского учения, или систематического богословия. Не только пасторам и учителям следует понимать богословие глубже, это не­обходимо всей Церкви. Однажды, по благодати Божьей, у нас будет Церковь, в которой христиане смогут обсуждать учение Библии, применять его и жить им настолько же естественно, насколько они могут обсуждать свою работу, или хобби, или свои любимые спортивные команды и телевизионные переда­чи. Для понимания библейского учения христианам нужны не особые способ­ности, а доступ к учению, выраженному в понятной форме. Когда у них будет такая возможность, думаю, многие христиане смогут понимать учение (и жить им), и это станет для них величайшей радостью.

При написании этой книги мне помогали многие люди. Прежде всего я должен упомянуть моих студентов, бывших и нынешних, из Bethel College, Сент-Пол, Миннесота (1977—1981), и из Trinity Evangelical Divinity School (с 1981 г. по настоящее время). Их вдумчивые, глубокие рассуждения во вре­мя занятий помогали при написании каждой главы этой книги.

Бог благословил меня помощью нескольких прекрасных машинисток. Много лет назад рукопись начала печатать Шерри Калл. Позднее различные части были напечатаны Мэри Моррис, Роном Тилли, Кэтрин Шихан, Шелли Миллз, Ребеккой Хайденрайх, Дженни Харт и Кэрол Педерсон. Затем самая большая часть рукописи была напечатана Тамми Томас, которая помогала так­же с редактированием. С фотокопированием много раз мне помогали Энди Ледесма и Джойс Л еонг. И наконец, Ким Пеннингтон тщательно и аккуратно внес все исправления и изменения, которые возникли в процессе редактиро­вания. Я всем им благодарен за их помощь.

Джон О. Стивенсон проделал прекрасную работу по составлению библио­графий, а Дон Ротвелл составил значительную часть ссылок на богословские тексты. Скотт Болдуин, Том Провенцола и Марк Рапинчук очень помогли, вы­читывая гранки и проводя библиотечные исследования. Марк Рапинчук


Предисловие

составил также список авторов и ссылок на Писание. Бет Мэнли прекрасно вычитала фанки. Джордж Найт-третий, Роберт Реймонд, Харолд Хехнер, Ро­берт Соси, Даг Моо, Том Неттлз, Том Маккомиски, Даг Халсни, Стив Ни-колсон, Даг Брандт, Стив Фигард, Грег Эллисон, Эллин Кларк и Терри Мор-тенсон составили подробные комментарии к различным частям книги. Рей­монд Диллард любезно предоставил мне компьютерную версию текста Вестминстерского исповедания веры. Брюс Шаугер неоднократно помогал мне устранять проблемы, возникавшие с компьютером, а Тим Маклафлин почи­нил его, когда он был мне нужнее всего. Мой старый друг Джон Хьюз давал мне полезные советы относительно компьютера и публикации рукописи. Ког­да подходили сроки сдачи работы, мне помогали также мои сыновья: Эллиот — в библиотеке, а Оливер и Алегзандер (и друг Алегзандера Мэтт Тули) — в со­ставлении и исправлении указателей.

Один человек оказал влияние на окончательный вид этой книги, как ни­кто другой: Дейвид Кингдон, редактор богословских изданий «Inter-Varsity Press» (Англия), проницательный, добросовестный и мудрый. Он с огромной тщательностью работал над каждой главой, предлагал исправления, допол­нения и указывал на тот материал, который, по его мнению, не следовало вклю­чать в книгу. На мою аргументацию он отзывался обширными комментария­ми. Для меня были невероятно ценны его широкие познания в области бого­словия, библейских исследований и истории учения, и в результате его работы книга получилась гораздо лучше, чем могла бы быть без его участия. Кроме того, Фрэнк Энтуистл из «Inter-Varsity Press» и Стэн Гандри, Джим Руарк и Лора Уэллер из «Zondervan» были любезны и терпеливы со мной при уточне­нии многих деталей, касавшихся публикации книги.

Я не смог бы окончить эту работу без щедрого предоставления Trinity Evangelical Divinity School свободных от лекций периодов — осенью 1983 г., осенью 1985 г., зимой 1989 г. и осенью 1991 г., и я благодарен совету директо­ров зато, что в это время мне было разрешено писать эту книгу. Я также очень благодарен моим родителям, Ардену и Джин Грудем, которые великодушно поддерживали меня финансами, когда я работал над книгой, и постоянно обо­дряли меня как молитвами, так и своей твердой уверенностью в том, что по­добная книга (написанная так, чтобы они сами и тысячи других христиан могли бы легко понять ее) будет очень ценной для церкви.

Думаю, практически все, кто знает меня, молились об этом проекте в тот или иной период времени — особенно мои студенты в «Trinity» и мои друзья в церкви. Я часто ощущал помощь Господа в ответ на эти молитвы, и эта по­мощь придавала мне здоровья и сил, устраняла все, что мешало мне, и вселя­ла в меня непоколебимое желание завершить работу над этой книгой.

Больше всего я благодарен за поддержку моей жене Маргарет и моим сы­новьям Эллиоту, Оливеру и Алегзандеру. Они были терпеливы, молились обо мне и любили меня; моя семья — величайший источник радости в моей жиз­ни, за что я и благодарю Бога.


Предисловие

Я уверен, что в этой книге, как и в любой человеческой книге, есть ошиб­ки и неточности, а возможно также, и ошибочные аргументы. Если бы я знал о них, я бы с радостью их исправил! Поэтому буду благодарен всем читателям, которые пришлют мне предложения по изменениям и поправкам. Я не могу га­рантировать, что отзовусь на каждое письмо, но обязательно рассмотрю ма­териал, содержащийся в каждом из них, и сделаю исправления там, где это возможно.

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс. 117:29). Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113:9).

Уэйн Грудем,

Trinity Evangelical Divinity School,

2065 Half Day Road,

Deerfield, Illinois 60015,

USA


 


СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Введение в библейское учение


Эту книгу я посвящаю людям,

с которыми, по воле Божьей, была связана моя жизнь:

АрденуиДжин Грудем, моим родителям,

которые научили меня доверять Библии, верить в Бога,

четко излагать мои мысли устно и письменно;

А. Кеннету Хэму, моему баптистскому пастору,

который пробудил вомнелюбовь к систематическому богословию,

который вел занятия по христианскому учению,

когда мне было тринадцать лет,

и который своим примером научил меня верить

каждому слову Писания;

Эдмунду Клоуни, Джону Фрейму и Верну Пойтрессу,

профессорам Вестминстерской семинарии и моим друзьям,

которые повлияли на формирование моих богословских взглядов

более чем кто-либо другой

и которые обучили меня реформатскому богословию

в смиренном повиновении каждому слову Писания;

Харолду Бредсену и Джону Уимберу,

пасторам и моим друзьям,

которые в большей степени, чем кто-либо другой,

научили меня пониманию силы и действия Святого Духа


Введение в систематическое богословие


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!