Какое значение придается в педагогике нравственному воспитанию?



С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Только оно обеспечивает формирование у нее добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям.

Я.А.Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил мысль древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

На первый план в развитии личности выдвигал нравственное воспитание И.Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Великий Л.Н.Толстой утверждал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Весьма выразительно определял роль нравственного воспитания детей К.Д.Ушинский: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые должны обладать чувством социальной справедливости, совестливостью и сознательной дисциплиной. Естественно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

 

3. В чем состоит специфика морали и нравственности как этических понятий? Какие моральные отношения составляют содержание нравственного воспитания? 

 

Осмысливая сущность нравственного воспитания, нельзя не отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.

Под моралью в этике, специальной философской дисциплине, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те  нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т.д. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе  (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям  (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т.д.);

отношение к себе  (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка и т.д.).

 

Какого человека следует считать нравственным и в чем состоит сущность нравственного воспитания?

Для осуществления нравственного воспитания нужно не только знать его содержание, т.е. то, какие моральные отношения и качества нужно формировать у учащихся, но и хорошо представлять, какого человека можно считать нравственным. Нравственность обычно связывается с соблюдением личностью моральных норм, правил и требований. Но ведь выполнять эти нормы и требования можно под влиянием различных внешних понуждений, стремясь, например, «показывать» свою нравственную воспитанность в целях личной карьеры и выгоды. При малейшем изменении социальной или бытовой обстановки такой человек быстро изменяет свое поведение и свою моральную окраску и часто начинает отрицать и поносить то, что раньше хвалил и чему поклонялся. В этом случае речь должна идти не о нравственной воспитанности, а о моральном хамелеонстве и лицемерии. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

По определению И.Канта, нравственность в ее истинном значении есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных стимулов которого выступают ее здоровые внутренние общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле о нравственности человека не всегда можно судить по его внешним проявлениям и действиям. А.С.Макаренко большое значение придавал поступку «наедине с собой», т.е. тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает внешнего контроля, и как проявляет свою реальную воспитанность и зрелость.

В чем же в таком случае состоит сущность нравственного воспитания? Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств. Подчеркнем: нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и  организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Исходя из  содержания нравственных отношений,  необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранительную, межличностное общение, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления;

выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении норм и правил морали.


Глава ХХIII

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 51; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ