P.S. Твоим демонам посвящается



Жанр: мистика

 

Ветер сорвет последний листочек с дуба и бросит его тлеть вместе с углями в нашем костре. Ночь никогда еще не была так черна, а небо – чисто и усеяно звездами.

Или я просто не замечала этого раньше.

Я чувствую липкий холод на кончиках пальцев – это твоя кровь. Точно знаю, но побоюсь глядеть на тебя, пока не придет рассвет. Теперь, когда тебя нет и больше не будет, кто-то таится уже за моей спиной, и хоть дотронуться не может, кожа все равно пылает адским огнем. Будто твой демон жмет нас обоих в костлявых объятиях.

Я знаю, когда-нибудь нашу историю будут рассказывать у костра усталые путники, но время пройдет, и от правды не останется ни праха, ни червей-падальщиков, ползающих в гнилой земле. Даже после смерти твое лицо напряжено – а ведь обещал, с тобой все иначе будет. Ты завещал душу мне, но если бы она была моя, то его руки не дотянулись бы до нас.

Но он здесь, как гробовщик у вырытой ямы, стоит у меня за спиной.

Я не обернусь, пусть солнце его прогонит.

 

– Окно! – командуешь ты и взлетаешь по лестнице – бесшумно и стремительно, словно утренняя тень.

Я еще не понимаю, что это последние минуты, когда вижу тебя живым. Не чувствую дурного, хоть все давно идет наперекосяк. Я слышу крик – он звенит в ушах еще с тех давних пор, когда твой демон посещает нас и заполоняет твою голову подобно лихорадочному бреду. Это прошлое надсаживает горло – как некстати. Старые ставни сопротивляются, мои ладони ободраны, но я не дам воли слезам, пусть они душат не первый час.

А может, и не первый день, год, жизнь...

Ты ненавидишь слезы – особенно собственные.

Когда ты вернешься, последняя свеча не горит, и дом тонет в болоте мрака. Наверное, это он погасил свечу – ты привел его с собой, сам не ведая, что творишь. Меня не обманешь, я чувствую присутствие третьего в этих покошенных стенах, вижу его черный силуэт в зеркалах.

В твоих руках старая винтовка – смотрит дулом в пол и безучастно ждет, когда дернешь за спусковой крючок. Я не вижу больше дьявольского блеска в твоих бледно-голубых глазах. Да и вообще тебя не вижу, но чувствую, как ты крадешься во тьме прихожей. Твое присутствие, словно каменная глыба, наваливается мне на плечи: еще немного – и позвоночник треснет.

Если существует что-то темнее самой темноты, то я это вижу прямо перед собой: меня он не достанет, потому что застрял между нашим миром и своим. И все же когда он дышит, затхлый воздух прихожей колышется. Я тяну руку – попробовать бы только прикоснуться, ведь хуже уже не может быть – но между нами вырастаешь ты и перехватываешь мое запястье. Ты теплый, но пальцы начинают стыть: в доме холоднее, чем снаружи, камин давно погашен.

Ты говоришь, старику легко было раздавить глотку? Это твои пальцы сжимают его шею, но мне кажется, это я там была, в подвале, и тело упало к моим ногам. Я не могу оставаться столь же хладнокровной, как ты, недостает ни уверенности, ни жажды мести.

За местью в этот дом пришел ты. Ты и твой демон, что жрет тебя изнутри вот уже десять лет.

Вы с ним давно срослись в единое целое – кто знает, может, ты теперь и есть сам демон? Но хуже всего, что меня затягивает в пучину вместе с вами. И с чем я останусь после твоей смерти?

Промозглый ветер жалит в лицо. Скоро гроза, и полусгнивший дом продует сверху донизу, так что даже вездесущие мыши под полом передохнут. Половицы скрипят – словно смычком по расстроенной струне – до того тоскливо, что я не представляю в те мгновения, куда себя деть. Больше всего, конечно, хочется лечь рядом со стариком в подвале и долго глядеть в его стеклянные глаза, может, тогда-то жажда жизни вновь наполнит вены.

– Наверху меня уже ждут, – ты шепчешь мне в ухо, а я слышу еще десяток голосов, и каждый что-то просит, требует.

Уйди. Убей. Уйди. Убей.

Как мне им всем угодить?

Половицы скрипят – но никогда под твоими сапогами. Как ты это проделываешь? Жив ли ты еще или чудишься мне? Вдруг завтра на рассвете меня найдут у сгоревшего, опутанного сорняком и поздними осенними цветами фургона? Невменяемую, с винтовкой в руках, в пропитанном кровью и запахом старости плаще.

Нет.

Доски прогибаются под неосторожными шагами – там, на втором этаже, откуда тянется призрачный, золотистый свет свеч. Да, она ждет.

Ты настолько слепнешь от ненависти, что даже мысль о возможной неудаче не заставляет сделать шаг назад. Это не позор! Но ты не внимаешь. Ты одержим: говоришь, мной сильнее всего, но я-то знаю, это не так. Месть украла тебя у меня давным-давно.

«В темноте не увидит, не ночной зверь». Ты так твердо заверяешь меня в этом, прежде чем мы проникнем через старое окно в чертов дом, что я готова поверить. На первых порах. «Будь моей тенью», – просишь ты, но без света теней не бывает.

Я слишком слаба, чтобы заставить тебя отступить. Почему иду за тобой? Потому что тоже одержима.

Свет перемещается. В прихожей все еще пахнет оплавленным воском. Да, она ждет, но не знает пока, кого именно. Кроме меня, никто в этом богом забытом поселении не помнит тебя, а если и помнит – не признает старого знакомца. Ты пропал, увезли в город – так говорят. Одна я езжу исправно раз в неделю навестить тебя, все десять лет, а на вопросы не отвечаю. Мне умудряются сочувствовать, даже не зная толком в чем дело.

«Мой брат полоумный убийца», – звучит абсурдно, но это клеймо жжет тебе лоб до сих пор, пусть тебя и оправдали.

Ты так и не скажешь, что же совершил на самом деле, но постоянно повторяешь: «Я повинен в другом». Тебя наказывают за чужое преступление, и несправедливость гнет твою душу, как тростинку. Наказали, да не за то.

Мой брат полоумный убийца. Может, и убийца, но в своем уме. Один полоумный уже лежит мертвый в подвале, а вторая готовится, выжидает.

Она узнает тебя, едва увидит, и хоть оружия у нее нет, хитрости ей не занимать. Я боюсь раскрыть рот – услышит, мысленно молю тебя не медлить, закончить начатое и убираться поскорее. Но твой долговязый демон все еще выстаивает за спиной, качается из стороны в сторону и что-то мычит, какой-то знакомый мотив. Вы двое тоже ждете чего-то. Мой карман оттягивает револьвер, и раз пятый воспаленное сознание требует решительных действий: застрели всех к черту – и ту, что бродит на втором этаже, не решаясь спуститься, и его, любимого брата, и его демона – да себе пулю в висок не забудь пустить.

Но я просто дура.

По всему дому – от чердака до паучьих углов – разносится протяжный вой. Это она, понимаю я, ушла прочь от лестницы и зовет деда. Поднимет ли мертвеца? Боится спускаться, чует опасность. Мне не страшно – обычно не страшно, но в поле твоего присутствия все переворачивается вверх дном, а уж моя жизнь так давно на голове стоит. Ты дышишь мне в шею, в одной руке – ружье, второй прижимаешь меня к себе и точно чувствуешь мою дрожь.

Тебе ничего не стоит развернуться, взбежать по крутым ступенькам и оборвать вторую жизнь, за которой десять лет клялся прийти. Но вы – ты и демон – медлите. Не за местью пришли, иначе бы нас след уже простыл. А зачем тогда? Ответа нет, сколько бы я ни искала.

Я вцепляюсь в полы твоей куртки и пытаюсь тише дышать – внезапное отчаяние стремится вырваться слезами, и я захлебываюсь воздухом. Ты обнимаешь меня, как при первой встрече на воле, будто нам некуда спешить. Ветер, предвестник грозы, как и тогда, колышет волосы и забирается под кожу, словно змея. Я глажу твой коротко остриженный затылок, стараясь успокоиться, твоя щека колет мою щеку. Ты улыбаешься – тебе всегда нравилось, когда я так делала, помню. Мне тоже нравилось, но сейчас не время, сейчас слишком опасно, все висит на волоске.

Твои губы ищут мои, и я впервые не сопротивляюсь: одержима тобой, твоими демонами, а где-то в глубине кровоточащей души скребутся и мои, наконец-то пробудившись ото сна и ликуя.

Свет опять перемещается к лестнице, и в твоих черных зрачках отражается бешеная пляска сумрачного огня. Я отвожу взгляд. В зеркале не видно нас с тобой – лишь два тощих демона с длинными руками, что бессильно волочатся по полу.

– Марион! – ты надрываешь горло, кажется, ни капли не стараясь передразнить ее деда, оно само собой получается. Босые шаги стихают, а в следующий миг Марион шлепает – бежит, как зверь в разинутую пасть капкана – к лестнице.

Ты рванешь туда же так стремительно, что я едва не падаю. Я лишена опоры, но наши с тобой демоны крепко держат меня под локти, и я с удушающей ясностью осознаю, что с пальцев капает кровь.

Легко, говоришь, старик умер? Но о том, что ранен, мне не сообщаешь. Мне! Чем я заслужила неведение?

Ты коротко оборачиваешься, словно хочешь убедиться, что я никуда не пропала. Твой поцелуй нестерпимо горит на губах.

Эта Марион, такая же долговязая, как наши демоны, с черными волосами в сосульку, появляется наверху в одной тонкой ночной сорочке. Я и в свитере продрогла, а ее что греет? Вооружившись подсвечником и кухонным ножом, она всматривается в тебя, и ты даешь ей время осознать. В одно мгновение в ее глазах звериная ненависть, граничащая с настоящим безумием, сменяется диким испугом, и она беспомощно мечется – отчаяннее всего в душе.

Ты решаешь все одним выстрелом, растягивая лицо в кровожадной улыбке. Грохот выстрела, падающих тел и подсвечника разрывают мою несчастную голову, и пройдет немало времени, прежде чем я отползу от стены к тебе, опрокинутому навзничь.

 

Наши демоны помогут мне вытащить тебя из этого проклятого дома к погорелому фургону, одна бы я не сумела. Помнишь, мы когда-то ютились в замшелом салоне и несли какую-то несусветную чушь о «том мире»? Наши демоны теперь сидят там, подальше от костра – они боятся света, а я все пытаюсь что-то высмотреть в языках пламени.

Мне страшно смотреть на тебя. Ты мертв, а я не хочу с этим мириться.

В полуразвалившийся дом Марион и ее деда нескоро заглянут гости – может, их тела успеют истлеть. Ни у кого и причин-то нет ехать в такую даль, хватит раз глянуть из часовни или пожарной башенки на обветшалое пристанище полоумных сектантов. О них мало кто вспоминает. Это ты не мог забыть, и я теперь тоже не забуду.

Что я привезу обратно домой? Твое тело и демонов? Они, как тени, расползутся по углам моего одинокого дома, и лишь один будет торчать за моей спиной… как кто? Демон вместо ангела-хранителя?

Твои волосы щекочут мне пальцы. Я всматриваюсь в далекие огни деревеньки, из которой мы с тобой родом, и понимаю, что не смогу увидеть твое лицо и услышать голос, если очень захочу. Я их не помню.

И только наших демонов мне не забыть. Они теперь всегда со мной.

 

Отзывы

Sapràhen Larmacht

Оценка: 5       

Отзыв: Невероятно мрачная атмосфера, автор очень умело держит в напряжении. Стиль довольно хороший. Самая лучшая работа из всех.

Аноним

Оценка: 4

Отзыв: ох, я тут думала долго. И всё-таки 4, а не пять, потому что я, наверное, тот читатель, который хочет чуть более внятного повествования. Вроде даны все кусочки паззла, а я до конца не поняла – так что произошло-то? Что за дед, что за Марион?

Но мне очень понравился сам язык и текст истории. А ещё братско-сестринские отношения, ну это просто бальзам на душу. Наверное, как раз хорошо было бы почитать более полную версию, как вы мне писали. Здесь пробирает, завораживает, эмоции переданы здорово, картинки встают перед глазами… но всё-таки 4 за мою непонятливость) Простите.

Евгения Мялицина

Оценка: 5

Отзыв: «Какие демоны тебя ведут?

На что они готовы для тебя?

И врут они тебе или не врут,

Целуя в сердце нежно и любя»

Вспомнились слова песни Глюков.

А ещё вспомнился тот факт, что я когда-то очень любила мистику, готику и иже с ними, надо пополнить библиотеку в этом направлении.

И песню обязательно переслушать.

Спасибо, что напомнили!

 

Элюсик Ханова

Оценка: 5

 

Кира Маркова

Оценка: 4

 

Наталия Колмогорова

Отзыв: талантливо – 5

 

Xhappy Pandax

Отзыв: 5

 

 

Екатерина Смирнова

Оценка: 4

 

 

Мария Куличкова

Оценка: 5

Отзыв: Красивый стиль… и даже слов больше нет

 

Катерина Логинова

Оценка: 3 (3,5)

Отзыв Язык красивый, очень яркие образы, и, кажется, что слог очень похож на стихотворный, из-за чего чтение усложняется. Текст выглядит очень эмоциональным, картинки резко сменяются друг друга и переплетаются с яркими чувствами героини. Событийная линия меня не захватила, всё показалось слишком сумбурным и неясным.

 

Ольга Зеленская

Оценка: 4

Отзыв: Хороший слог. Удачно выстроенный рассказ – начинается сразу с концовки, интригует, постепенно разворачивая историю. Но разворачивается все-таки не целиком, немного не хватает предыстории – что за дед, что за Марион, за что месть (не потому что сектанты же?), откуда взялись демоны…

 

Милена Тархова

Оценка: 

Отзыв:

 

Аноним

Оценка: 3

Отзыв: Мне нравится название, чувствуется, что автор умеет писать… но здесь ощущение только одно – «перемудрил». Какой-то поток, в котором сложно разобраться, а в итоге оказывается и вовсе невозможно. Реальны ли демоны, или это безумие. Откуда это взялось. Зачем кого-то убивать. Почему этот брат-то умер? Ничего не понятно.

 

Мария Кузнецова

Оценка: 3

Отзыв: Рассказ не доработан. Какая мотивация у героев? Кто все эти люди? Что именно вообще произошло? Нет ответа.

 

Аноним

Оценка: 5

Отзыв: Очень красивый язык просто втягивает в повествование.

Захватывающая работа, больше не могу ничего сказать. Жутко и не отпускает.

 

 

Октябрина Коллет

Оценка: 4

 

Catherine Trofimova

Оценка: 4

Отзыв: Интересно. Красиво. Но упоминания демонов и обилие описаний буквально "забивают фон" - их слишком много, текст воспринимать тяжело.

 

 

Анна Клейменова

Оценка: 5

Отзыв: Очень необычный и новый для меня взгляд в замечательном исполнении!

 

Николай Ольховский

Оценка: 4

Отзыв: Хорошо. Не хватает ещё пары страниц с предысторией, где можно было бы понять кто есть кто, и откуда взялась идея демонической мести. Но хорошо. Надеюсь, автор продолжит каким-то образом эту историю.

 

 

Татьяна Кожаева

Оценка: 4

Отзыв: Хороший язык и стиль написания. Чуть-чуть не хватило подробностей в сюжете и объяснений происходящего, хотя, возможно именно на это и был расчет у автора

 

Margarita Lomakina

Оценка: 4

Отзыв: Написано захватывающе и даже жутко, интригует и пугает. Но так и не понятно за что были убиты женщина и её дед. Это делает сюжет обрезанным, неполным.

 

Нола Никмааль

Оценка: 5

 


 

Слияние душ

Жанр: фэнтези

 

Лес стоял тихий, угрожающе молчаливый, концами острых ветвей царапая темневшее золотисто-лиловое небо. Аида и Кристиан, изредка поднимая голову и щурясь от ярких тёплых лучей заходящего октябрьского солнца, смело шли вперёд. За их спинами оставался ненавистный королевский замок, его холодные темницы, хитрая регентша и жестокие приказы короля, находившегося на войне. Удивительно, но даже находясь за пределами государства, он умудрялся портить жизнь всем тёмным магам.

Падчерице и её учителю – в первую очередь.

Аида смело раздвинула колючие ветки шиповника. Острые шипы оставили на её чёрных перчатках глубокие вмятины. Аида смело шагнула на небольшую площадку, укрытую красно-золотистым ковром из облетевших листьев. И замерла посередине. Кристиан, позволив ветвям шиповника хлестнуть себя по телу, подошёл к ней со спины и положил ладони на её худые и подрагивающие то ли от страха, то ли от холода, забиравшегося под тёмно-синие платье, плечи. Ободряюще, как это бывало в самом начале их обучения, сжал. И прошептал тихо, но заглушая шум и хруст ветвей, нещадно ломаемых ветром:

- Ты боишься?

Аида мотнула головой, но обернуться не посмела: не хотела признаться ни самой себе, ни Кристиану в том, что боялась ритуала. Боялась того ритуала, на который уламывала Кристиана две недели.

- Если что – мы всегда можем вернуться, Аида. Иногда, чтобы сделать два шага вперёд…

- Надо сделать два шага назад, - нервно усмехнулась Аида, аккуратно откинула капюшон, обернулась. Её серо-зелёные глаза яростно сверкнули. – Знаю, слышала. Вот только пройденное расстояние не изменится, Крис!

       Кристиан отступил на шаг назад, погладив Аиду по плечам, удовлетворённо хмыкнул, Аида спешно стянула перчатки и швырнула их под ноги, обнажая покрытые мелкими тёмными пятнами ладони, дрожащими руками расстегнула серебряную пряжку с деревом жизни. Бордовый тяжёлый плащ слетел на землю, взметнув вверх ещё не затоптанные листья. Аида оттянула вырез платья в сторону, обнажая тонкий шрам на ключице. Кристиан болезненно поморщился, вспоминая, как вырезал проклятье из Аиды, как она кричала, как её слёзы смешивались с уходящей из её души серостью и алой кровью.

- Ты знаешь, что начнётся после возвращения его Величества, - Аида никогда не называла отчима по имени.

- Охота на ведьм, - прохрипел Кристиан. – Но мы же справились в тот раз. Справимся и сейчас.

- В тот раз моя матушка была рядом, - Аида отпустила воротник, пряча шрам. – А теперь – нет. И я не хочу повторения.

- Ты понимаешь, на какой риск идёшь? – Кристиан сделал осторожный шаг к Аиде, скользнул по ней тёплым взглядом кофейно-карих глаз.

- А разве наша жизнь – не риск? – Аида приподняла бровь, скрестила руки на груди в защитном жесте. – Мы и так каждый день ходим по грани. Бастард-полукровка и чистокровный тёмный маг. Адская смесь, не так ли? Удивительно, что мы всё ещё живы.

Кристиан усмехнулся. Аида подняла голову к уже потемневшему небу, мягко улыбнулась Кристиану, достала из сумки книгу и присела на землю. Ветер сам листал страницы, а Аида задумчиво смотрела на буквы, не вникая в них. Тёмная магия приятным холодком стелилась под кожей, так и норовя сорваться с пальцев. Аида сжала руку в кулак: «Ещё не время!» Кристиан присел напротив, согнув одну ногу в колене, а другу вытянув на земле.

Аида снова и снова пробегалась взглядом по выученным наизусть словам ритуала слияния душ и по легенде, сопровождавшей его. Ключевые фразы сами слетали с губ, растворяясь в туманном воздухе, пахшем дымом и таинствами.

Души двух тёмных магом может связать лишь жар священного костра в ведьминскую ночь.

Если помыслы одного нечисты, то огонь поглотит обоих, а ветер разнесёт пепел их тел.

Связанные маги смогут чувствовать друг друга и делиться силой.

Только сильным духом огонь подарит своё благословление.

Малодушным – погибель.

- Ты готов? – Аида накрыла рукой страницу с клятвой, поднимая глаза на Кристиана.

Тот почесал короткую щетину, испытующе посмотрел на Аиду, красноречиво скинул на траву плотные перчатки и чёрный плащ:

- А ты?

Они поднялись. Ритуал должен был быть проведён.

       Кристиан набирал ветви для костра, вкладывая между ними сушёные ветки мяты и полыни. Аида подсыпала порошки и бормотала заговоры для вызова священного огня, кидала взгляд на небо, ожидая, когда едва заметные созвездия станут ярче и займут необходимое положение на небе.

Тьма приятным холодом обволакивала лес. С рук Аиды срывались серо-сизые искры, поджигая лавандовые свечи и неприятно царапая подушечки пальцев. Кристиан вальяжно опустился на землю напротив аккуратно сложенных веток, поднял голову к небу, изучая созвездия. Аида плавно опустилась рядом с ним, поставив в землю свечу и заворожённо глядя на её сияние. Кристиан накрыл её нежную ладонь своей грубоватой от ожогов магии и зелий рукой, сжал. Одними губами спросил, страшно ли ей. Аида поджала губы, нервно помяла края платья, сдавленно кивнула.

- Чего ты боишься?

- Не сгореть, - уголки губ Аиды дёрнулись в нервной улыбке. – Я давно уже горю. Вместе с тобой. В одном огне. Я боюсь лишь, что это всего лишь красивая легенда. И что мы так и останемся принцессой-бастардом и тёмным магом. Порознь.

- Но мы всё равно одно целое, Аида. В нас одна магия.

Кристиан, доказывая свою правоту, позволил холодной змейке тьмы сорваться с пальцев и коснуться кожи Аиды. Та вздрогнула: магия внутри зазудела и приятно разлилась под кожей, отзываясь на знакомые прикосновения. Кристиан сжал руку в кулак. Змейка с шипением исчезла.

- Я не хочу, Крис, - прошептала Аида, - я не хочу больше мучиться от бессилия. Не хочу оставаться в полном одиночестве, одержимая проклятьем. Не хочу мучиться от незнания. Я хочу всегда знать, что с тобой.

 Кристиан усмехнулся. Удивительно, что девчонка, в четырнадцать лет испуганно взиравшая на тьму, бесконечным потоком хлеставшую из её маленьких ладошек, за шесть лет превратилась в мудрую и властную ведьму, которая по праву могла бы занять престол. Девчонка, на которую он в двадцать четыре года и не посмотрел бы, не будь у неё такой силы, вдруг к его тридцати годам стала ему единственным другом и напарником в подпольной войне за свободу магов.

Аида испуганно смотрела на Кристиана сверху вниз, прижимая к груди сжатые в кулаки ладони, мотала головой. Кристиан уже умолял её спустить магию из души, чтобы Аида не погибла, не сгорела заживо в собственном огне, не растворилась в собственной тьме. Но она боялась. Четырнадцатилетняя королевна, запуганная отчимом, боялась самой себя.

- Аида, поверь мне. Ты ничем не отличаешься от других магов. Это. Нормально. – Кристиан с каждым шагом приближался к зажавшейся в угол, как напуганный мышонок, Аиде. – Просто позволь ей оставить тебя.

- Во мне живут демоны, - с уст Аиды непроизвольно сорвался всхлип. – Я могу убить всех.

- А во мне ад для твоих демонов, - Кристиан сделал шаг, с силой сжал Аидины кулаки, тщетно пытаясь их разжать.

Чем сильнее он вплетал пальцы между пальцами Аиды, тем крепче та сжимала кулаки. Кристиан вздохнул, наклонился чуть ниже, так что его глаза оказались на уровне глаз Аиды, прошептал:

- Посели их во мне, ладно?

Аида слабо улыбнулась и разжала кулаки.

Мощным обжигающим потоком тьма хлынула из ладоней Аиды в ладони Кристиана. Тёмные ветра иногда вырывались из общего потока, взвиваясь под потолок подземелья. И комната расцветала запахами. Сырость осени. Дым костров. Холод зимы.

- Запомни, - прохрипел усталый Кристиан, когда Аида отдала всю лишнюю магию ему, - я всегда смогу стать сосудом для твоих сил.

- А это вам не навредит?

- Только если ты этого не пожелаешь.

- Не пожелаю, - и тогда во взгляде испуганной девчонки впервые промелькнула властность, свойственная королям.

Кристиан запрокинул голову. Небо налилось насыщенно чёрным цветом, в воздухе ещё сильнее запахло дымом и тьмой. Созвездия ярко сверкали, прокладывая ведьмам дорогу на их шабаш.

- Пора, - Кристиан поднялся.

- Пора, - эхом отозвалась Аида.

Они сняли обувь и встали по разные стороны костра.

- Ты готова? – спросил Кристиан, понимая, что пути назад нет.

- А ты? – выдохнула в ответ Аида.

Они одновременно встряхнули кистями рук, сбрасывая с пальцев на сухой хворост чёрные искры. Пламя с треском вспыхнуло почти что мгновенно. Аида и Кристиан сделали шаг назад. Бледный тёмный огонь разгорался всё ярче, треск веток становился всё громче, оглушая лес. Пламя наливалось красным цветом и вытягивалось всё выше и выше вверх. Казалось, ещё немного – и его языки коснутся верхушек небес, зажгут там новые яркие звёзды.

Маги тяжело дышали. Серый дым причудливыми витками спускался вниз и ласкал их ноги покалывающим теплом. Когда Аида и Кристиан смогли увидеть лица друг друга лишь через яркое пламя, они коротко кивнули друг другу и сделали шаг к костру. Вытянули руки вперёд, окутывая их чёрной магией и позволяя языкам огня слизывать их магию.

- Я тебе верю, - начала Аида.

- Ты моя вера, - эхом отозвался Кристиан.

- Я стану твоим оберегом, - сделала шаг, погружая кисти рук в горячее пламя.

- Я стану твоим щитом, - Кристиан отразил её жест. – Если я погрязну во тьме…

- Я стану твоей путеводной звездой, - языки пламени лизнули длинную юбку платья, медленно и неравномерно расползаясь по ткани, Аида сглотнула, чувствуя, как тревожно вспорола кожу ладоней тьма. – Когда мне некуда будет деть своих демонов…

- Я приду к тебе и стану адом для них, - Кристан сделал шаг, позволяя огню окутать его с ног до головы. – Если я пойду по тропе вперёд…

- Я тенью последую за тобой, - выдохнув, Аида сделала решительный шаг и позволила пламени поглотить её.

Со змеиным шипением схлестнулись тьма и огонь. Волосы Аиды, чёрными мягкими волнами спадавшие на плечи, зажглись. Искры бегали по ним, но не сжигали. Лишь приятно щекотали кожу щёк. Аида внимательно смотрела только в глаза Кристиана, стараясь не отвлекаться на непривычные и не очень приятные ощущения. Нервно облизала губы, вспомнив следующее предложение:

- Когда я подумаю о тебе…

- Я отзовусь. И ты услышишь, как бьётся моё сердце. Когда я заблужусь в море…

- Я стану твоим маяком и землёй. Когда я буду в опасности…

- Я приду и стану твоим щитом и оружием. Когда я буду без сил…

- Я поделюсь своими с тобой, - Аида чуть улыбнулась: - Дыши со мной.

- И будь моим смыслом.

Кристиан и Аида сделали ещё один шаг друг к другу, коснулись лишь подушечками пальцев. Между их руками промелькнули сизые искры. Маги переплели пальцы. Внимательно смотрели друг на друга. Сердца бились часто-часто, кровь и магия смешивались и бешено пульсировали под кожей. Кристиан и Аида соприкоснулись лбами. Не чувствуя жара огня, они однако же почувствовали тепло дыхания друг друга. Тяжело дыша и глядя друг другу в глаза, прошептали одновременно:

- И если помыслы наши темны и нечисты, то светлый огонь поглотит нас и обратит в пепел навек!

Закрыли глаза. Крепче прижали руки, чувствуя сердцебиения друг друга. Жар костра окружал их, сдавливая лёгкие. Дышать становилось тяжелее. Горький запах мяты и полыни дурманил голову.

А потом всё пропало.

Огонь опал. Вверх взвилась сизая горьковатая дымка, оставляя на левом плече каждого мага метку: красный рубец, похожий на молнию. Кристиан и Аида ещё какое-то время стояли в той же позе, соприкасаясь лбами и прижимаясь друг к другу ладонями. Кристиан открыл глаза и осторожно отпрянул ото лба Аиды. Аккуратно коснулся её виска губами. Аида распахнула глаза, приоткрыв рот, жадным взглядом осмотрела Кристиана, сделала осторожный шаг назад, утопая босыми ногами в пепле, отпустила руки. Внимательно посмотрела на криво обожжённое пламенем платье, на короткий подол, на неаккуратные обуглившиеся рукава, прижала руку к дрогнувшей губе:

- Мы живы?

И тогда Кристиан понял, что он сомневалась. До последнего сомневалась и боялась, но всё-таки рискнула.

Потому что вдвоём погибать гораздо легче, чем по одиночке.

Потому что Аида хотела стать частью Кристиана, а он – её.

Кристиан кивнул, пригладил чёрные волосы, по которым ещё пробегались искорки чистого горячего огня. Сделал два шага вперёд, аккуратно провёл средней фалангой согнутого указательного пальца по её щеке. На глазах Аиды блеснули слёзы.

- Мы живы. Теперь ты – моя половина, Аида.

Аида коснулась обугленных краёв чёрной рубахи Кристиана, открывавшей вид на шрам-метку. Провела вдоль него указательным пальцем. Стойко глотая слёзы счастья и ужаса одновременно, прошептала:

- Мы теперь не только одно целое, Крис. Мы – легенда. Первые тёмные маги, кто совершил ритуал единения душ. Первые тёмные маги, которых не испугал жар костра и свет его пламени.

Кристиан подался вперёд, снова утыкаясь лбом в лоб Аиды. Её тонкие пальцы, барабанили по его груди, подбираясь выше. Кристиан потёрся носом о нос Аиды. Её руки сжали его плечи. Он подался вперёд, аккуратно касаясь губами её губ.

Между ними промелькнули искры.

Зашумела листва под ногами. Сырые утренние туманы, мешаясь с сизым дымом костра, скользнули по земле. Октябрьский ветер подхватил пепел и, мазнув им на прощание лица тёмных магов, умчался прочь. Разнося по свету историю о двух магах, всю жизнь ходивших по лезвию ножа и не испугавшихся смерти.

- Пора возвращаться, - сожалением прошептала Аида, плавно разорвав поцелуй с Кристианом. – Наша война только началась.

Кристиан кивнул, поднял плащ Аиды с земли и накинул на её плечи. Аида уверенно застегнула его и поправила капюшон. Надела сапоги, потуже затянув шнуровку. Кристиан поднял повыше ворот плаща, скрывая в его тени половину лица.

Из леса на рассвете, когда багряное солнце только-только начинало проглядывать из-за горизонта, не вышли падчерица короля и её учитель. Не вышли бастард и придворный маг.

А вышли два сильных тёмных мага, дважды связавших свои души нерушимыми узами, невидимыми нитями, которые никогда не порвутся и не истончатся.

Они пережили проклятия, холод, пережили огонь. Переживут и охоту на ведьм, которая уже началась.

Отзывы

Sapràhen Larmacht

Оценка: 4       

 

Аноним

Оценка: 3       

Отзыв: Над оценкой я думала очень долго. Колебалась, снимать один или два балла. И…. всё-таки сняла два. Простите.

Почему?

Тут я просто процитирую пару фраз и не буду вдаваться в объяснения.

«Вышли два сильных тёмных мага, дважды связавших свои души нерушимыми узами, невидимыми нитями, которые никогда не порвутся и не истончатся.»

«…они коротко кивнули друг другу и сделали шаг к костру. Вытянули руки вперёд, окутывая их чёрной магией и позволяя языкам огня слизывать их магию.»

«Я стану твоим маяком и землёй.»

«Когда мне некуда будет деть своих демонов…

- Я приду к тебе и стану адом для них».

 

На самом деле, я ещё поняла, что меня не торкнуло. Тут нет предыстории. Полной и сложной. Вроде оба идут на сложный ритуал, вроде за них надо переживать, а я не верю. Какой путь они прошли? Что преодолевали вместе? Почему им это так важно сейчас?
К тому же, много событий осталось за кадром, а история явно требует продолжения.

 

Евгения Мялицина

Оценка: 5

Отзыв: Добротный стиль и язык, соответствующие фэнтезийные герои, которые смогли заинтересовать. Явно намечены штрихи большого мира, но не раскрыты до конца, как если бы это была первая глава крупного произведения. Оно и понятно: объём рассказа, к сожалению, не позволяет это сделать. Мир, придуманный автором, явно интересен. Может, не оригинален, но увлекателен точно. И жаль, что более мы о нём ничего не можем узнать: «интрижек-зацепок» по тексту автор рассыпал щедрою рукой, а мы теперь мучайся)

 

Элюсик Ханова

Оценка: 5

Отзыв: Почему это так захватывает? Два тёмных мага, охота на ведьм. И эта милота. (мой внутренний шиппер визжит от радости)

 

Аноним

Оценка: 3

Отзыв: Это выглядит как рерайт «Тумана и грозы». Простите, автор, я читала оригинал. И считаю это неэтичным. Одно дело вдохновляться, а другое – рерайтить.

 

Кира Маркова

Оценка: 5

 

Наталия Колмогорова

Отзыв: не впечатлило – 3

 

Xhappy Pandax

Отзыв: 4

Екатерина Смирнова

Оценка: 4

 

 

Мария Куличкова

Оценка: 5

Отзыв: Интересный сюжет, на эту тему можно целый любовный роман написать. Но автору хватило и нескольких страниц. Не рассказ, а викицитатник (в хорошем смысле). Я бы некоторые оформила красивенько в пост :D

 

Катерина Логинова

Оценка: 4

Отзыв: Текст написан неплохим языком, но сюжет кажется простоватым.

 

Ольга Зеленская

Оценка: 3

Отзыв: Слабее на фоне других рассказов, поэтому – 3.

 

Хороший слог, но субъективно неинтереная мне как читателю история. Вымышленные королевства, темные маги, противостояние магов и не-магов, закос под средневековье… Какая-то, толком не раскрытая драма. Моментами уж очень завышенный слог и довольно много клише («во мне живут демоны – а во мне ад для твоих демонов», «между ними промелькнули искры» и т.п.). Хотя есть просто отлично прописанные детали – вырезание проклятия из кожи, подготовка ритуала, его проведение. Но в целом и на конкурсной основе рядом с другими рассказами – это тройка.

 

Милена Тархова

Оценка: 

Отзыв:

 

Аноним

Оценка: 4

Отзыв:

 

Аноним

Оценка: 3

Отзыв: Это выглядит как рерайт «Тумана и грозы». Простите, автор, я читала оригинал. И считаю это неэтичным. Одно дело вдохновляться, а другое – рерайтить.

 

Мария Кузнецова

Оценка: 4

Отзыв: Чего-то не хватает. Где изюминка? Как будто вырвали кусок из романа и попытались выдать это за рассказ. Сам сюжет интересен, но вот стиль ещё предстоит поискать.

 

Аноним

Оценка: 4

 

 

Catherine Trofimova

Оценка: 5

Отзыв: БОЖЕЭТОПРЕКРАСНО!!! Настолько, что мне хочется просто сидеть, вопить и перечитывать. ИЩООООО!!!)))

 

 

Анна Клейменова

Оценка: 4

Отзыв: Напомнило по атмосфере один фильм про ведьм, там ещё Джереми Реннер в главной роли, совершенно забыла название… очень живо, много эмоций, мне нравится!

 

Николай Ольховский

Оценка: 3

Отзыв: Фэнтези, над которым ещё стоило бы поработать. Связь учителя с ученицей, которую он по сути вырастил несколько отталкивает. В тексте много клише (со всякими скользящими тёплыми взглядами и какое они одно целое). А есть стилистические ляпы (весь слог такой высокий, не без пафоса и вдруг «уламывала на ритуал»). И ощущение, что автор писал не от души, а вот у него в голове есть стандарт как должно выглядеть такое фэнтези, и он старательно ему следовал. Ещё неясно почему маги дважды связали нерушимыми клятвами себя, мы вроде бы видели только одну клятву на этом ритуале, то есть что-то было до, о чём или не сказали или сказали очень вскользь.

 

 

Татьяна Кожаева

Оценка: 4

Отзыв: Было стойкое ощущение, что у этой истории есть очень интересная предыстория, которая могла прояснить многие детали сюжета

 

Margarita Lomakina

Оценка: 3

Отзыв: Не самое плохое фентези, которое доводилось читать, но и не относится к лучшим. Из этого может получиться что-то хорошее, но - моё мнение - автору стоило бы ещё поработать. Снизить градус пафоса, почистить текст от клише. Сюжет пресноват и не захватил. Обычное фентези, не зажигает.

 

Нола Никмааль

Оценка: 5

Отзыв: До чего же всё сказочно и гармонично! Завораживающая история, сильные персонажи, незабываемая концовка. Несмотря на то, что рассказ логически завершён, хочется узнать продолжение. Авторский стиль вызывает восхищение.


 

Vergissmeinnicht

Жанр: hurt / comfort

 

Тихо щёлкает костёр.

Ты да я. Молчим.

Помнишь ли ты, прелесть моя?

Подсаживаюсь поближе к костру, то и дело вздрагивая от холода ночи, что так и хочет заполучить меня в свои ледяные объятия. Так близко, что я чувствую горячее дыхание огня на себе, на своём лице, и кажется, будто сейчас огонь протянет руки и заберет меня к себе гореть.

Осень.

Ты всегда любила осень, любила неспешное падение листьев, ты жалела деревья, что так лениво сбрасывали листву, и восхищалась величеством осени. Да ты даже одевалась в её цвета - вечно была самой яркой, я в шутку звал тебя хранителем осени, её ребёнком. Осень…У тебя есть гербарий, я помню. Больше всего ты любила кленовые листья цвета крови. Такие красивые, ты так радовалась каждому идеальному для тебя листу, что я не поленился достать для тебя чёрный клён. О, я помню этот детский восторг в твоих глазах.

Остался ли он сейчас?

Твой дом сгорел, ты переехала. Неужели ты забыла? Однако я достаю из рюкзака потрёпанную временем книгу, и ты сияешь. Твой гербарий. Ты не помнишь, что отдала его мне, а я сохранил и пронёс сквозь время.

Маленькая девочка. Помнишь ли ты? Наблюдаю, как ты вырываешь из рук заветную книгу, жадно перелистываешь страницу за страницей, ты словно пытаешься вспомнить то, что упустила. Я лишь подкидываю дров в костёр, наблюдаю, как он моментально проглатывает их, словно голодный волк, тут же разгораясь всё сильнее. И никакой ветер его не убьёт. Мы в безопасности, прелесть моя. Оглядываюсь, а рядом лишь беспокойное озеро, в котором отражается луна да деревья. Я смотрю на тебя, а ты...Что с тобой стало?

Помнишь ли ты?

Ты да я, мы бежим в лес, продираясь сквозь колючие кусты, что весьма сильно цепляют нас за всевозможные места, но мы всегда знаем: лес играет с нами. Мы всегда здесь желанные гости, это наш дом. Ты всегда знала, что здесь мы в безопасности, а я всегда угадывал, где наш домик. Домик? Дом. Мы звали это домом, ведь здесь мы оставили себя, свою душу и сердце. Идём вслепую, в этом лесу нет тропинок, никто не ходит сюда. Этот лес наш, и только нас он принимает как родных. И ты не боишься потеряться, ведь ты знаешь, что я всегда найду дорогу домой. А я…Ты мой друг. Что может быть важнее? Нам бы лишь найти одно деревце, одиноко стоящее посреди опушки леса, – молчаливый молодой клён, который ты не трогаешь и чьими листьями любишь любоваться. Этот клён и есть наш указатель. Повернуть от него направо, а затем…бежать. На запах воды, моря, бежать, а там… там ты привязала свой алый шарф к деревцу, чтобы не забыть. Наше убежище? Наше ли...Мы там каждый вечер. Я развожу костёр, ты достаёшь гербарий и бережно кладёшь лист в тетрадку, не желая помять. Наш домик… Несмотря на то, что мы ещё дети, нам можно тут оставаться. Я рассказываю тебе истории… Мы говорим обо всём. Будущее – далеко, настоящее - рядом. Что нам стоит резко упасть в землю, укрытую в листву и подраться, пусть и шуточно? Мы смеёмся, листва везде: на руках, на шее, лице, и даже во рту. Но вот, чувствуешь? Сладкий манящий запах исходит на весь лес, это зефир. Ты робко пробуешь с моей руки, а потом жадно отбираешь, вон как тебе понравилось! Я лишь молча ем, слушая твои рассказы. Учишься рисовать, мама сегодня что-то грустная, и шапку ты, конечно, не наденешь. Но зато ты безумно любишь свой красный шарф, у тебя красивые сине-зелёные глаза, а я твой друг. Мы же будем дружить вечно?

Что случилось тогда?

Судьба.

Забрала у нас друг друга. Я помню, однажды ты не пришла. Однажды я больше не увидел завязанного на деревце алого шарфа, ты больше не рассказывала мне, как прошёл день, и что ты не ешь капусту. Моя милая искорка цвета лисы, куда же ты пропала на долгие десять лет?.. Я не решусь спросить это. Я лишь протяну тебе руку, которую ты заметишь не сразу, лишь через мгновение, ведь я…я вернул тебе гербарий, твоё сокровище. Я вернул тебе детство. Робко сжимаешь её, где же твой блеск в глазах? Только робость, испуг. Ты повзрослела, родная. Всё не так. Ты боишься меня? Но ты же знаешь меня всю жизнь, прелесть моя. Жизнь разлучила нас, но ты всё равно мой друг. Я всё равно люблю тебя, даже если ты изменилась. Поговори со мной. Я не спрошу, как твои дела, я не спрошу, как ты. Я лишь притяну тебя к себе и обниму. Я скучал, прелесть моя. Скучал по нашим посиделкам, по нашим разговорам. Поговори со мной. Не говори о том, как ты, говори обо всём. О том, как любишь осень, о том, как не хотела уезжать, как на прощание пришла, но не нашла меня. Ты не успела. Я не успел. Пойдём со мной, видишь, как красиво вечернее озеро? Тяну тебя за собой, чтобы тут же обрызгать прохладной водой, отчего ты забавно вздрагиваешь и тут же наносишь ответный удар, толкая меня, из-за чего я теряю равновесие и падаю в воду, промочив штаны. И всё равно брызгаю. А в воздухе уже начинает витать сладковатый запах зефира, а мне кажется, что всё это неправда, что сейчас-то я точно проснусь. Но я тру глаза, а ты всё ещё рядом, собираешь листья деревьев и кидаешь в меня, в костёр, который ворчливо скрипит и, казалось бы, протягивает свои огненные ручонки ко мне в мольбе о помощи, на что я подкидываю дров, наблюдаю, как огонь благодарно разрастается, а дым уходит далеко наверх, к небу. В всё ещё мокрых штанах сажусь на мягкую перину из листьев, осторожно достаю палочку с зефиром, и, едва ты садишься напротив, как я начинаю дуть на зефир, чтобы остудить его. Я протягиваю тебе, а ты, как и в старые добрые времена, ешь прямо так, не дожидаясь, когда остынет, ведь ты не боишься обжечься. Ведь я знаю, когда я рядом, твоё сердце спокойно. Мы сидим… Костёр то и дело тянет к нам руки, заботливо грея своим дыханием, и впервые за долгое время спокоен и я.

Ведь мы снова вместе, друг мой.

 

 

Примечание от автора:

Мне будет неприятно, если гг будут шипперить, потому как это моё видение дружбы, тут нет любви.

Отзывы

Аноним

Оценка: 3

Отзыв: Получился, скорее, не рассказ, а просто поток мыслей персонажа. Вроде с воспоминаниями, вроде у костра… но как-то блёкло. Не увидела персонажей, не прониклась атмосферой рассказа.

Не знаю, была в этом задумка или нет – но начало получилось немного напевным, что в целом сразу настроило на что-то такое… томное и романтичное. Без шипперства! Просто по ощущениям.

И идею до конца я не поняла. Сначала думала, может, кто-то из них умер? И пришёл посидеть призраком у костра? Но, видимо, тут просто про близких друзей и общие воспоминания.

 

Евгения Мялицина

Оценка: 4

Отзыв: «Примечание от автора:

Мне будет неприятно, если гг будут шипперить, потому как это моё видение дружбы, тут нет любви». Уважаемый автор, как только вы выпускаете своё детище в свет, оно перестаёт принадлежать Вам (не в юридическом смысле), и каждый волен его интерпретировать так, как ему видится, чувствуется и просто хочется. Для Вас

это - видение дружбы, для кого-то, в силу жизненного опыта и определённых событий - любви, о которой напомнил Ваш рассказ, и т. д. Надеюсь, Вы меня поняли и согласитесь со мной. Представьте, что произведение - Ваш ребёнок (в принципе, я его и назвала «детищем»)), и этот ребёнок вырастает, уходит от Вас, начинает жить своей жизнью. Люди воспринимают его абсолютно по разному. И, к сожалению, Вы не сможете каждому из знакомых ребёнка объяснить, какой он чудесный, замечательный - и только такой)

В интернете можно найти много статей на тему взаимодействия «автор - произведение - читатель». Поищите, если интересно.

В остальном рассказ понравился. Внимание к деталям - это чудесно. Дружба, которую не разрушило ни время, ни расстояние (по крайней мере, для него) - тронуло, заставило задуматься, тем более что в моей жизни сейчас актуален вопрос, что есть такое дружба и кого можно назвать друзьями, а кто ими только кажется. Спасибо за рассказ!

 

Элюсик Ханова

Оценка: 5

Отзыв: Я не совсем поняла перевод названия. "Не забывай меня"? Или "Не забывай моё"? Ну и... Это красиво. Детская, беззаботная дружба. И то, что с ней стало.

Кира Маркова

Оценка: 4

 

Наталия Колмогорова

Отзыв: хорошо – 4

 

Xhappy Pandax

Отзыв: 5

 

Екатерина Смирнова

Оценка: 4

Мария Куличкова

Оценка: 4

Отзыв: Красиво и стильно (если так можно выразится), немного, конечно, перегружено. Ощущение, что просто вылили ведро слов и с ними нужно разбираться.

 

Катерина Логинова

Оценка: 4 (3,75)

Отзыв: Написано неплохо, но текст оставил ощущение затянутости, постоянное повторение одной и той же идеи разными словами. Рассказ очень тёплый, но больше похож на некую зарисовку, лишённую сюжета и идеи (не считая идеи описания искренней дружбы).

 

Ольга Зеленская

Оценка: 4

Отзыв: Приятно написано, очень – по-осеннему. Осень природы, осень чувств – прошедшее лето, прошедшие чувства (дружба – тоже чувство). Неплохой, настроенческий рассказ. Прощальное письмо. Возможно, многовато рефлексии, но – письмо же все-таки или почти дневниковая запись.

 

Милена Тархова

Оценка: 

Отзыв:

 

Аноним

Оценка: 4

 

Мэй

Оценка: 3

Отзыв: Честно говоря, ожидала какого-нибудь интересного поворота… хоть чего-то. А в итоге просто зарисовка «они дружили». Хочется спросить: ну и? В чем соль-то? Почему об этом написан рассказ? Что такого особенного?

 

А еще я вот не знаю немецкого. Так что для меня название – абракадабра. Так принципиально было его делать не русским?

 

Мария Кузнецова

Оценка: 3

Отзыв: Милая история, но сюжет не нов. Читать скучно. Просто необходимо внести что-то новенькое, иначе не откладывается и сразу забывается после прочтения.

 

Аноним

Оценка: 4

 

Октябрина Коллет

Оценка: 4

 

Catherine Trofimova

Оценка: 5

Отзыв: Если это дружба, то как у автора выглядит любовь? Серьёзно, я с самого начала была уверена, что гг любят друг друга, и тут автор в конце "Это дружба, идите в пень!!!" (да, я понимаю, что на самом деле это звучало не совсем так, но не суть) Что ж, право автора, но я, как читатель, вижу тут именно что любовь. Автор, не обессудьте, пожалуйста. Если отбросить в сторону разноглася, очень красивая, милая и трогательная работа.

 

 

Анна Клейменова

Оценка: 5

Отзыв: Очень глубоко, затрагивает и оставляет послевкусие. А это самое главное!

 

Николай Ольховский

Оценка: 4

Отзыв: Как страница из дневника. Слог красивый.

 

 

Татьяна Кожаева

Оценка: 3

Отзыв: И опять… Дорогой автор, пожалуйста, разделяй отступами абзацы и выделяй красными строками их начало. Очень тяжело читалось( Кроме этого, абсолютно не понятна отсылка в названии. Если это фраза на немецком, то в ней как минимум две ошибки – грамматическая (mir, а не mein) и слитное написание, это ведь три отдельных слова. Я знаю, что многие авторы превосходно держат сюжет и внимание читателя, используя короткие и броские фразы. Но в данном случае это только путало: читаешь отрывисто, не всегда сопоставляется смысл. Верю, что у автора есть стиль, слог и идея-то хорошая! Но тут почему-то не получилось.

 

Margarita Lomakina

Оценка: 4

Отзыв: Очень милый и нежный рассказ о ностальгической нежной дружбе, но плохо раскрыт сюжет и сами герои. Кроме чувств главного героя к подруге и сплошной рефлексии ничего то и нет. Чувства автора, конечно, прекрасны, как и его слог, но ждёшь чего-то ещё. Мило и приятно читать, но не слишком захватывает. За красивый и грамотный язык - четыре.

 

Нола Никмааль

Оценка: 4


 

Сказка о лешем

Жанр: мистика

 

Егор никогда не был заядлым грибником. Грибы его интересовали только в банке и исключительно в виде закуски. Но, послушав рассказы коллеги о «золотой» грибной жиле, он решил попытать свое счастье в лесу. Тем более, что проветрить голову от вечных смет и отчетов не помешало бы. Узнав у коллеги поточнее, где можно набрать первоклассных грибов, Егор получил еще и напутствие: до темна не задерживаться и одному не ехать. Свою заботу коллега аргументировал весьма странно: «говорят, там леший бродит, путников в самую чащу заманивает».

О своем решении ехать Егор пожалел еще с сигналом будильника, который пришлось поставить на час раньше, чем обычно. Но, рассматривая две полосы ярко-желтых посадок на подъезде к лесу, мужчина решил, что это не такая уж плохая идея.

Заходя вглубь, Егор с восхищением рассматривал окружающую желтизну. Берёзы приветливо шелестели листьями, приглашая нового посетителя. Оторвавшиеся от веток листья-одиночки плавно опускались на золотой ковер прямо под ноги мужчины. С ветки на ветку перелетали редкие черные птицы, готовящиеся к зимовке в этом лесу. Запрокинув голову, Егор улыбнулся, глядя на то, как качаются золотисто-багровые верхушки деревьев на фоне голубого неба.

Мужчина зашагал дальше, зорко смотря себе под ноги. Листва приятно шелестела, заменяя шарканье по серому асфальту. Первые находки не заставили себя ждать. Поляна опят раскинулась недалеко от кромки леса. Егор срезал их, изредка отбрасывая червивые грибы. Говорят, что если у входа в лес попался хороший гриб, то и дальше будет сопутствовать удача.

И примета сбылась. Егор не успевал наклоняться, чтобы срезать очередную находку. С каждым часом, проведенным за сбором грибов, гуща леса становилась всё темнее, и всё чаще на глаза попадались старые деревья, поросшие слоем мха и плесени, преграждающие дорогу. После того, как Егор ещё раз обогнул один из таких не приглядных пеньков, его одолели сомнения. Он остановился и осмотрелся, с каждой секундой всё больше понимая, что заблудился. Вроде бы совсем недавно он слышал чириканье перелетающих с ветки на ветку птиц, а теперь не слышал ничего — они не подавали ему никаких знаков. С нарастающей паникой Егор присел на сухой обломок бревна, надеясь, что ему удастся придумать, как вернуться назад. Приложив все свои усилия, он пытался вспомнить, откуда именно он пришел. Но ответ не приходил. Мужчина достал из внутреннего кармашка куртки чекушку коньяка, пустую почти наполовину. Сделав глоток, ему пришла гениальная мысль: пить перед входом в лес было плохой идей. Сейчас он точно не мог вспомнить, куда ему идти.

— Что нам говорили на ОБЖ? Не сходить с места и ждать пока вас найдут, — свой собственный голос дал понять, что он все еще может соображать. Да и так хотя бы он смог разбавить гробовую тишину леса.

Осенью темнеет рано. Но, находясь в самой чаще леса, ночь наступила для Егора еще раньше. Сумерки нагоняют страх, даже на взрослых мужчин. Особенно на тех, кто остался в полном одиночестве и не знает, что делать. Дрожь в руках Егор пытался объяснить тем, что замерз. Полная растерянность не давала здраво мыслить, в добавок на ум приходили самые страшные и нелепые истории. Туристов задрал медведь, женщина потеряна без вести в лесу… Леший, что уводит души.

За спиной послышались тяжелые шаги и звериное дыхание. С тяжело бьющимся сердцем Егор обернулся, готовый бежать в любой момент.

— Заблудился?

Перед Егором стоял мужчина, наперевес с ружьем, в высоких сапогах. В другой руке он держал тяжелый фонарь, что светил Егору прямо в глаза. А рядом с ним… Тело сковал страх; коньяк и сумерки леса заставляли видеть перед собой еще и волка.

— Да, заблудился, понял, — ухмыльнулся мужчина, — Я — Леша, лесник. И ты не первый, кого я тут нахожу.

— А, лесник, — выдохнул Егор. Голова закружилась, видимо снова подскочило давление. — Да, я тут немного потерялся. Поможешь?

— Куда деваться, сейчас уже поздно. Сегодня у меня переночуешь, а завтра отведу в деревню. Оттуда и уедешь.

Егор кивнул и подхватил ведра с грибами. Леша — лесник, а значит этот лес, как свои пять пальцев знает. Вот только волк, стоящий рядом с ним, не давал покоя. Поправляя лямки рюкзака, Егор недоверчиво посматривал на четвероногого спутника своего спасителя. Лесник заметил его взгляд.

— Нет, не волк. Точнее, не чистокровный. Мать овчарка, а вот отец… Единственный, кто выжил из приплода. Ваней зовут.

Лёша нежно потрепал полуволка по голове и поторопил Егора. Идти оказалось недалеко. Буквально через полчаса они оказались у маленького домика. Темнота вокруг стала еще гуще. Пока Егор умывался в бочке, Лёша развел костёр.

Тепло огня успокоило Егора. Свет, что разлился вокруг, вдруг стал таким родным и надежным, будто, пока он горит, ему никто и ничто не сможет навредить. А ведь, быть может, на него так действовала романтика леса. Присев на бревно сбоку от Лёши, что подбрасывал в огонь ветки, Егор достал из своего рюкзака бутерброды и протянул один леснику. Мужчина улыбнулся.

— Лучше Ваню покорми, это он тебя нашел.

Ваня, лежавший у ног хозяина, лениво подергал ушами. Он не отрываясь смотрел на костер, а в черных глазах отображались блики огня. Егор аккуратно положил угощение перед собакой. Видимо, Ваня оценил благодарность, поскольку ему понадобилось всего мгновение, чтобы съесть бутерброд.

Хозяин улыбнулся.

— А почему Ваня? — поинтересовался Егор у лесника.

— Сказка есть: Иван-царевич и Серый волк. Сначала Серым хотел назвать, но потом передумал, — ответил Лёша, насаживая на шампур сардельки, тоже принадлежащие Егору.

Егор хмыкнул. Не вязался образ любителя сказок с этим брутальным мужчиной. Леша отдал один шампур мужчине и показал, как надо держать его над огнём, чтобы еда не сгорела. Некоторое время Егор молча переворачивал в руке шампур, наблюдая, как на сардельке появляется аппетитная тёмная корочка.

— Слушай, — наконец-то собрался с мыслями Егор, — спасибо, что помог.

— Да не за что. Работа у меня такая. Каждую неделю по нескольку человек отсюда вывожу. Тебя, наверное, искать твои будут?

— Я тут один.

— Вот как, — ответил Лёша, проверяя готовность сарделек, — в лес обычно по-одиночке не ходят.

— Но ты тут один!

— Я — живу здесь, — спокойно ответил Лёша, откусывая от сардельки кусок и, прожевав, добавил, — да и я тут с Ваней.

Треск огня заглушал слова. Тяжело, наверное, жить тут наедине с собакой. Поговорить можно или с ней, или с такими же заблудившимися людьми, как Егор. Что могло подтолкнуть человека на решение бросить все блага цивилизации и жить в лесу? Егор задал этот вопрос Лёше.

— Жил всегда в деревне, что недалеко отсюда. Дед тоже был лесником, часто брал меня сюда. Мы ходили с ним, собирали грибы, иногда находили ежевику. Он научил меня различать птиц и животных.

— А волки? — Егор кивнул на Ваню, доедающего свою часть ужина.

— А это на что? — лесник кивнул на ружье, — дед еще и с ним обращаться научил.

Егор рассмеялся. Он внезапно успокоился совсем. Смотря на то, как Лёша отпивает из термоса, он понял, что такое доверие к человеку испытываешь в вагоне поезда. Знаешь, что больше никогда не увидишь его и можешь говорить с ним на любые темы. Достав из карманчика ту самую бутылку, Егор глотнул и предложил выпивку Леше. Но он отказался.

— В лесу нужно иметь ясный ум и трезвую голову. Иначе мерещиться всякое начнет.

Лёша многозначительно посмотрел на Егора. Тот вспомнил в каком виде предстал перед ним и смутился. Напуганный был, как воробей. Сгорая от стыда, Егор закрутил бутылку и убрал её обратно. Лёша налил из термоса в свой бокал нечто, испускающее призрачный пар. Егор отпил, почувствовав, что тепло, которым согревал огонь, не стояло рядом с тем, что разливалось внутри. Оказывается, чай может согреть лучше, чем алкоголь.

— Конечно. Чай — греет душу, а алкоголь, только подогревает наши страхи, подталкивает на совершение ужасных поступков, — подметил Леша, заметив, как расслабился Егор.

— Ну да, как позвонить бывшей жене. А про страхи… Не только. Когда начало темнеть, мне вспомнились самые страшные истории. Не только из новостей, но и сказки.

— Про лешего? — перебил Егора лесник. Егор заметил, что он улыбается, а в уголках его глаз появились милые морщинки. — Самая известная легенда.

Снова сделав глоток, Егор продолжил.

— Вроде бы сорок лет, а так испугался.

— А не знал бы о легенде — не испугался бы.

— Да как тут не испугаться! Леший заводит глубоко в лес. Путники без вести пропадают, и их вообще не находят. Конечно, выйти из этого леса самому непросто, но все равно. Лучше винить во всем лешего, чем своё незнание.

— Ты прав, но твоя версия неправильная. Хочешь, расскажу другую?

Егор кивнул. Сейчас ему бояться было нечего. Лёша утром отведет его в деревню, оттуда он уедет домой, а его страхи навсегда останутся в этом лесу.

— Эту историю я слышал от деда. Он рассказывал так: леший — это оборотень. Он может принимать любое обличье, от трухлявого пня и зайца, до человека. Леший, в отличие от других сказок, никогда не был хозяином этого леса. Он его заложник. Он не принимает дары и ему не нужны жертвы. К этому лешему не стоит приходить за помощью. Он преследует только свою цель. А у него она только одна: выбраться из этого леса и обрести покой.

Огонь ласкал своим теплом лицо Егора, но он замечал лишь хриплый голос лесника, в унисон говорящий с треском костра.

— Когда-то леший этого леса был обычным человеком. Но однажды, он сильно повздорил с ведьмой из нашей деревни. Поговаривают даже, что она была его женой и прознала об измене. Ведьма отправила его в лес за грибами к ужину, а сама заколдовала, чтобы тот не смог вернуться. Зайдя в лес, мужчина забыл в какой стороне его дом и не смог даже приблизится к выходу из леса. Потеряв надежду на спасение, он нашел у себя за пазухой послание от жены. Он сможет выйти из леса, лишь когда заманит в него другого мужчину. Поначалу он обрадовался — ведь это так просто оставить вместо себя кого-то другого. Но шли годы, а на пути не попался ни один человек. Мужчина так сильно сжился с мыслью остаться в лесу, что постепенно стал его частью — кожа покрылась корой, а вместо пальцев отрасли ветки. Его признали звери, а волки стали его преданными слугами, что отыскивали потерявшихся людей и приводили к ним хозяина. Но стоило ему приблизится к потерявшемуся, как на того сразу же находило озарение, как вернуться. Приехав домой, они рассказывали, что видели ходячее дерево, что просило их остаться здесь. Тогда тот мужчина и получил новое имя — Леший. Прошло не одно столетие прежде, чем он совсем потерял надежду на спасение. Говорят, что он до сих пор ходит по лесу, скрипя старыми ветками, ища того, кого можно оставить вместо себя.

Лёша замолчал. Тишина наступила резко. Егор аж вздрогнул от того, что больше не слышал голоса лесника. По спине пробежал холодок. У Лёши, видимо, был большой опыт в рассказывании этой истории: он говорил так, словно рассказывал о разновидности грибов, а не о сущей нелепице. Так рассказывают лишь то, что знают не понаслышке.

— Жуткая история, — проворчал Егор, прислушиваясь к тишине леса: не слышно ли скрипа? Лишь только треск костра, дыхание людей и зверя. — А ты в нее веришь?

— Иногда, — ответил лесник и тут же ответил на немой вопрос собеседника, — просто иногда столько потеряшек отвожу, словно их специально кто-то сюда привозит.

Егор снова рассмеялся и почувствовал, как напряжение отпускает. Действительно, как можно в это верить. А Лёша тоже хорош — такого страху нагнал.

— Но, если он стал деревом, то как может стать кем-то еще? — внезапно включил в себе внутреннего зануду Егор.

Лесник пожал плечами и потрепал Ваню между ушей. Полуволк лениво поднял голову и преданно посмотрел на хозяина.

— Человеком он был всегда и может вернуться к своему настоящему обличью. А вот насчет других… Думаю, что это просто байка на байке. Надо же как-то объяснить почему обычный ёж до приступа довёл. Вот и делают бедную животинку лешим.

И снова наступила тишина, прерываемая только треском костра. Лёша поворочал дрова шампуром, и вверх полетели яркие искры. Словно звезды, они сияли всего несколько секунд перед тем, как раствориться в темноте. Лёша снова налил чай Егору и глотнул свой, закрыв глаза от наслаждения.

— Но это не единственная легенда этого леса. Есть менее известная, но связанная с той, — проговорил Леша, не открывая глаз.

— А сколько всего в прайс-листе историй? — не удержался от колкости Егор. Лесник не ответил. Егору вдруг стало стыдно: Лёша и так редко с людьми разговаривает, а он еще и издевается. Тем более, его истории звучали явно по-интереснее обычных баек. — Хотя, рассказывай.

Лёша покивал головой и в первый раз за весь вечер посмотрел Егору в глаза.

— Как думаешь, с кем мог изменить тот мужчина? — Лесник дал Егору некоторое время подумать. — Нет, обычную жительницу деревни ведьма бы со свету с жила. Явно всё сложнее было. Деревня ведь наша расположена между этим лесом и рекой. А в реках, как ты знаешь, русалки живут. Прекрасные девушки, что топят влюбленных в них мужчин. Как-то летом, когда еще ведьма и мужчина, давай-ка назовем его… — Леша сначала замялся, но, взглянув на пса, продолжил, — Ваней. Пошел Ваня в ночь Ивана-купала на реку. С чего ему это вздумалось — никто не знает, но вот на реке он оказался. А в то время девушки гадали: венки в воду пускали и бежали за ними. Кого-то они к суженному приводили. Так вот, пришел Ваня на реку и видит, что в камышах один из девичьих венков запутался. Решил помочь и полез в воду, а как только взял в руки венок, из-под воды показалась невиданной красы девица. Посмотрела на него своими голубыми глазами и поблагодарила за спасение её венка. За руки его взяла, и речами своими сладкими стала голову дурить, за собой на дно звать. Её голос так прочно засел в голове, что Иван был почти на гране смерти. Но пришло к нему спасение — их окрикнул девчачий голосок. Русалка испугалась и бросила Ивана, а тот словно ото сна очнулся. Обернулся, а на берегу девушка босая, с косой до пояса, разодетая по-праздничному. Вывела Ваню на берег и говорит, что если бы не стала свой венок искать, погиб бы он. Так и познакомился Иван с женой. И жили они душа в душу, и дети у них были… — Лёша сначала по-доброму улыбнулся, но потом с тоской продолжил: — Да только вот русалочья магия не сразу проявилась. С каждым годом она всё плотнее закрадывалась в сердце, хоть Иван и пытался подавить её. А магия продолжала ждать своего часа, когда сможет победить колеблющееся сердце и разразиться вволю. И однажды осенью, когда листья с деревьев уже облетели, оказался Иван на том самом берегу, где встретил русалку. Вырвалась магия, затуманила разум, и решил Ваня, что судьба его — на дне реки лежит, а жена околдовала и обманом держит. Пошел домой, стал требовать ответа от жены… Та разозлилась… А дальше знаешь. Решила, что к любовнице на речку бегал, и по тому навсегда оставила его здесь для того, чтобы не смог к ней вернуться.

Мурашки волнами прошлись по телу Егора. Таких историй он не в одной пьяной компании не слышал. А ведь ещё давно ему говорили, что в каждой легенде или сказке есть реальная основа. Неужели и вправду было что-то, что послужило основой для этой истории? И почему эти истории так прочно засели в умах жителей деревни?

— Но, раз уж этот Ваня пришёл на реку… Русалка бы его мигом утопила. А он ведь жив, домой вернулся, так? Выходит, что жена его всё-таки спасла, — вывел из этой истории итог Егор.

— Конечно, спасла. Любила его очень. И он её… Пока магия русалочья не погубила, — ответил лесник, допивая свой чай. — Ну, послушал лесных историй и будет. Пойдем спать?

Ночью Егору спалось плохо: и чудились скрипучие шаги, и казалось, что не просто ветка в окошко бьет, а хозяин леса на ночлег просится. А где-то вдалеке точно выли волки, которым изредка подвывал лесничий пес. А с утра, глядя на сероватую дымку леса, Егор подумал, что в этом месте и правда могло произойти что-то магическое, необъяснимое обычным людям. Вдруг где-то там ходит дерево? А на дне реки живет русалка? Ждет ли она ещё свою жертву, даже спустя сотни лет?

Наутро Лёша вышел из домика, потягиваясь всем телом. Он любезно уступил единственную кровать гостю, а сам спал на старом, обшарпанном кресле. Егор оставил ему свой номер и адрес, если вдруг Лёша когда-нибудь окажется в городе. Просил рассказать свои легенды коллеге, что был заядлым любителем баек и «не выдуманных» историй.

Пока лесник приводил себя в порядок после сна, Егор думал о том, что ему повезло встретить Лешу. Не только по тому, что он его спас, а по тому, что познакомил с обратной стороной жизни леса. Жизнью, в которой есть место сказкам, магии и любви. Смотря на утренний лес и солнце, что поднималось на горизонте и проливало свой свет даже в самую чащу, Егор понял, что лесник — не профессия, а стиль жизни. Наверное, прожил бы тут Егор хотя бы год, то никогда бы не вернулся в офис.

Мужчине повезло — удалось поймать попутку, не доходя до деревни. В оплату водитель попросил отсыпать немного грибов, а Егор, по доброте душевной, даже целое ведро отдал. С лесником мужчина прощался, как со старым другом. Просил взять выходной и обязательно приехать. Не «если получится», а обязательно. Лёша смеялся и обещал вырваться из родного леса, шутил, что его Ваня давно в зоопарк сходить хочет, может отец его там есть или братья.

Машина вместе с Егором уехала, снова оставив Лёшу одного. Он никогда не стремился в город, ему нравилось в своем лесу, которому он посвятил почти всю свою жизнь. Он пропитался духом этого места и никогда бы не променял его на шум и вонь города. Шагая по сырым, гниющим листьям, и ощущая рядом идущего волка, леший знал, что никогда не заставит кого-то расплачиваться за его ошибки, совершенные сотни лет назад. Это не он был проклят той русалкой, а любимая жена. Стоит ему покинуть этот лес и душа его Настеньки будет обречена на вечные скитания между мирами. А пока он часть этого леса — любимая может покоиться с миром.

Волк бежал к своей стае, зная, что скоро он вернется обратно к старому пню, поросшему мхом и плесенью. Обязательно придет, когда кто-то потеряется в лесу, и ему понадобится помощь хозяина леса.

 

Отзывы

Sapràhen Larmacht

Оценка: 4

Аноним

Оценка: 4

Евгения Мялицина

Оценка: 4

Отзыв: В современном фэнтези среди вампиров, эльфов, ведьм и колдунов, оборотней, избранных бастардов и т. д. так редко встречаются милые сердцу, представители славянской мифологии....Тем более в таком необычном варианте, со своей печальной историей и с человеческой душой. Как правило, все лешии, русалки, водяные и их собратья очень далеки от понятий нашей с вами морали. У них она своя, особая, не понятная и зачастую отталкивающая. Что ж, приятно представить, что, возможно, среди всей этой нечистой компании есть такие вот экземпляры, готовые ради кого-то пожертвовать собой в чисто человеческом смысле. Хотя лично мне нравится, когда авторы пытаются создать образ мифологического или фэнтезийного персонажа, далёкого от знакомых нам этических норм, с собственными представлениями о мире, с непохожими на наши эмоциями и т. п. Но это дело вкуса. В данном рассказе задумка была иной, и, на мой взгляд, автору удалось её реализовать.

Единственное, если автор хотел создать неожиданную интригу, кто же такой Лёша, то, к сожалению, это не удалось: я сразу догадалась, что он и есть леший. А вот его печальная история хоть и не оригинальна, но, по крайней мере, не повторяет общеизвестные мифы и легенды об этих существах.

Спасибо за рассказ!

 

Элюсик Ханова

Оценка: 5

 

Кира Маркова

Оценка: 4

 

Наталия Колмогорова

Отзыв: талантливо – 5

 

Xhappy Pandax

Отзыв: 4

 

Екатерина Смирнова

Оценка: 5

Катерина Логинова

Оценка: 5

Отзыв: Начало похоже на забавный русский анекдот, язык повествования лёгкий. Было бы интересней, если идея о леснике-лешем не казалось такой ожидаемой. Эта история отличается ото всех предоставленных своей самобытностью, добротой и какой-то русской душевностью.

 

Ольга Зеленская

Оценка: 4

Отзыв: Рассказ про очень впечатлительного юношу, наверное, впервые оказавшегося в лесу, где ему рассказывали вовсе и не страшную историю, от которой у него бегали мурашки. Но написано складно, повествование выстроено хорошо. Хотя немного неясно – что там с Настенькой, не считая сказанного в самом конце, русалка прокляла ведьму что ль? Куда тогда русалка делась, прокляла и уплыла? Как умерла Настенька? Что из рассказанного Егору правда? Но эта недосказанность в общем-то не портит впечатления.

 

Милена Тархова

Оценка: 

Отзыв:

 

Аноним

Оценка: 4

 

Аноним

Оценка: 5

Отзыв: Вообще, до темна уходить и не одному – адекватный совет человеку, который в лесу бывает редко. Как бы заблудиться можно!

 

Многие рассказы на конкурсе я буквально заставляла себя читать, продираться сквозь нагромождение слов. Тут же читалось гладко и легко, как минимум язык точно один из лучших на конкурсе. Персонажи обрисовываются парой фраз, но видятся сразу очень четко и ясно.

 

Единственное, что меня разочаровало, это концовка. С одной стороны, очень круто, что автор не пошел банальным путем, и герой не остался в лесу. Всё-таки Лёша-леший, это было сразу понятно. А с другой, было ощущение скомканности, когда истинную природу того, что леший в лесу, мы видим буквально в одном предложении. И остается куча вопросов, почему же так с возлюбленной вышло.

 

Мария Кузнецова

Оценка: 4

Отзыв: Ох уж эти деепричастные обороты! Сюжет хорош, интересно и не банально. Эффект произведён. Но вот с речью необходимо что-то делать. Очень много ошибок в грамматике и язык бедноват. Над этим надо работать.

 

Аноним

Оценка: 4

 

Октябрина Коллет

Оценка: 5

Отзыв: Очень колоритный образ лесника-лешего. И не менее яркие легенды. Они цепляют за живое. И хочет верить в такого лешего, доброго, отзывчивого, который живёт в лесу по доброй воле, спасая заблудших путников, а не завлекая их в чащу леса. Весь рассказ пропитан буквально-таки духом мифов и леса, так что невозможно оторваться.

 

 

Catherine Trofimova

Оценка: 5

Отзыв: Про то, что Лёша - леший, я догадалась с самого начала. Несмотря на атмосферную мракоту, очень милая и тёплая история. Но автору всё же стоит подучить употребление деепричастных оборотов, а то у него мысли пьют и ночь в лесу находится.)

 

 

Анна Клейменова

Оценка: 5

Отзыв: Обожаю отечественный фольклор, а у Вас ещё и исполнение замечательное! Было очень интересно читать такую волшебную «грибную» историю, спасибо!

 

Николай Ольховский

Оценка: 4

Отзыв: Хороший рассказ. Правда, история лесника немного недораскрыта. А в конце ощущается, что может леший, о котором думал, Егор вообще этот волк, который точно знает, что у пня появится очередной нуждающийся в спасении. Акцентов в общем не хватило авторских, получается слишком много читательских домыслов.

 

 

Татьяна Кожаева

Оценка: 5

Отзыв: Сказочно и немного печально, очень здорово

 

Margarita Lomakina

Оценка: 4

Отзыв: Ожидаешь от истории русское фентези с попаданцем, и как минимум встречу с настоящим лешим, а получаешь встречу со странным лесником, который то ли действительно леший, то ли заколдованный мужик, то ли сказочный герой, то ли просто любит байки рассказывать. Не понятно в итоге. История с русалкой, Настенькой и мужем её тоже до конца не понятна. В общем, сюжет кажется не проработанным до конца. За качественный язык - четыре.

 

Нола Никмааль

Оценка: 5

Отзыв: Финал. Без лишних слов – финал восхищает. С самого начала чувствуется, что Лёша не совсем обычный лесник; читаешь рассказ и думаешь – а что будет дальше? В рассказе встречаются ошибки (возможно, опечатки?), но на них не обращаешь внимания за сюжетом.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!