Когда беседа становится слишком прямой или переходит в фазу конфронтации, у меня возникает чувство неловкости.



a. в большинстве случаев.

b. в 50 % случаев.

c. в 25 % случаев или менее.

Когда мне дают на работе проект, я веду его через все стадии вплоть до завершения. Среди моих сильных черт — надежность, практичность и настойчивость.

a. обычно.

b. в 50 % случаев.

c. не часто.

Я предпочитаю постоянство и стабильность неуверенности и переменам.

a. в 80 % случаев или более.

b. приблизительно в 50 % случаев.

c. в 25 % случаев или менее.

Среди моих отрицательных качеств я, вероятно, выделил бы упрямство: я...

a. чрезвычайно упрям.

b. упрям в 50 % случаев.

c. не упрям вообще.

Финансовая и эмоциональная безопасность...

a. чрезвычайно важны.

b. умеренно важны.

c. не очень важны.

Больше всего я боюсь...

a. банкротства или бедности в старости.

b. потеря личной независимости.

c. что выйдет на свет моя самая глубокая и самая темная тайна.

Самое большое препятствие моему успеху происходит из-за...

a. меня самого, неуверенности в себе.

b. обстоятельств внешнего мира за пределами моего контроля.

Я чувствую, что самая слабая часть моего организма...

a. горло, кости челюсти, голосовые связки или щитовидная железа.

b. голова и пазухи.

c. пищеварительный тракт.

В моей жизни важны такие интересы Венеры, как социальная жизнь, социальный статус, сберегательный счет и материальное имущество. Они...

a. очень важны.

b. умеренно важны.

c. не важны вообще.

Когда меня просят выступить перед большой или незнакомой аудиторией, у меня обычно начинает болеть горло или внезапно возникает ларингит, независимо от того, как интенсивно я репетировал. Это случается...

a. редко.

b. приблизительно в 50 % случаев.

c. часто.

 

Те, кто набрал пять или более ответов (а), очень сильно подвержены своим инстинктам.

Те, кто набрал пять или более ответов (с), стремятся к полярной крайности на уровне инстинктов — они не позволяют своей Венере проявиться должным образом. Один из признаков «расстроенной» Венеры состоит в том, что человек заболевает, когда от него требуется выступить в незнакомых социальных обстоятельствах.

Те, кто ответили (с) на 10-й вопрос, должны рассмотреть свою натальную Венеру. Находится ли она в Двенадцатом Доме? Действительно ли она ретроградна? Или перехвачена? Для них важно сознательно поработать с планетами, находящимися в аспекте к натальной Венере, чтобы помочь Венере выразить свои положительные инстинкты — тепло, изящество самовыражения, социальный комфорт, художественность и обаяние.

Где находится точка равновесия между Тельцом и Скорпионом? Как Телец объединяет личные ресурсы с преобразованием? Хотя это имеет отношение особенно к тем, у кого в натальной карте Солнце находится в Тельце или восходящий Телец, у каждого где-нибудь в гороскопе имеются Венера и Марс. У многих есть планеты во Втором или Восьмом Домах. Для всех нас полярность Телец — Скорпион подразумевает необходимость научиться уравновешивать личную безопасность с переменами и преобразованием.

 

Когда мой супруг отказывается пойти на запланированное мероприятие, важное для меня, я снисходительно принимаю его потребность в одиночестве.

a. в 25 % случаев или менее.

b. приблизительно в 50 % случаев.

c. в 80 % случаев или более.

Когда я захожу в магазин, я приобретаю товар той марки, о которой говорил мой супруг или сосед по комнате, а не то, что, по моему мнению, было бы лучшим выбором.

a. в 25 % случаев или менее.

b. в 50 % случаев.

c. в 80 % случаев или более.

Мне легко сказать «нет» тому, кто просит о покровительстве, когда я действительно не хочу делать это или когда у меня действительно нет времени на это.

a. в большинстве случаев.

b. приблизительно в половине случаев.

c. почти никогда.

Я обычно пассивно сопротивляюсь, а не спорю, говорю «нет» или открыто выступаю против.

a. в 25 % случаев или менее.

b. приблизительно в 50 % случаев.

c. в 80 % случаев или более.

Другие считают меня упрямым и требовательным, когда дело касается перемен в проекте, в котором я заинтересован.

a. в 25 % случаев или менее.

b. приблизительно в 50 % случаев.

c. в 80 % случаев или более.

 

Те, кто набрал три или более ответов (b), хорошо работают с интеграцией индивидуальности в Тельце — Скорпионе или полярностью личных ресурсов — преобразований.

Те, кто имеют три или более ответов (с), должны работать более сознательно над развитием Марса в своих натальных гороскопах.

Те, у кого три или более ответов (а), могут не иметь равновесия в другом направлении — они не достаточно развили Венеру. Изучите обе планеты в натальной карте. Есть ли между ними аспект? У какой из них более сильное положение в Доме или местоположение в правящем знаке или знаке возвышения? Действительно ли одна из них ретроградна, перехвачена, в падении или в изгнании? Аспекты к более слабой планете могут указывать путь к интеграции.

Что это значит — быть эзотерическим Тельцом? Как Телец интегрирует влияние Вулкана в свою личность? Помните, что Вулкан — это архетип Вулканических перемен. Каждый Телец в какой-то период жизни имеет дело с Вулканом (переворот в финансах, отношениях, организации, привязанностях). Восходящая мутабельность или планеты в мутабельных знаках дают гибкость натальной карте и помогают Тельцу приспособиться к переменам Вулкана. Урок Вулкана заключается в том, что без перемен вообще не бывает роста.

Ответы на следующие вопросы укажут степень открытости Тельца для перемен и нахождения в контакте с Вулканом, его эзотерическим управителем.

 

1. Я считаю себя адаптирующейся личностью.

a. в 80 % случаев.

b. в 50 % случаев,

c. в 25 % случаев или менее.

2. Когда происходит внезапная и катастрофическая перемена в моих финансах, отношениях или в организации, к которой я принадлежу, я адаптируюсь...

a. очень хорошо.

b. довольно хорошо.

c. плохо; я сопротивляюсь переменам.

3. Когда требуется изменение в жизни из-за внешних обстоятельств типа отставки, смены работы, развода или смерти любимого человека, моя способность отпустить прошлое...

a. очень хорошая.

b. довольно хорошая.

c. плохая.

4. Пройдя через серьезный кризис или переворот, я теперь могу понять и оценить, насколько перемены были необходимы для моего роста и преобразования.

a. определенно.

b. возможно.

c. это не так.

5. Моя внутренняя изобретательность, мои сотрудники, семья и друзья оказывают мне поддержку во время перемен.

a. всегда.

b. иногда.

c. никогда.

 

Те, кто набрал три или более ответов (а), находятся в контакте с эзотерическим управителем.

Те, кто набрал три или более ответов (b), должны сознательно работать над тем, чтобы стать более восприимчивыми и адаптирующимися к переменам.

У тех, кто набрал три или более ответов (c), может быть мало мутабельности (переменчивости) в натальной карте. К счастью, Телец эволюционирует и развивается во время своей тридцатилетней прогрессии в Близнецах, Мутабельном знаке. Важный урок для Тельца заключается в том, что те, кто сопротивляется переменам, часто подвергаются принудительным переменам. Поскольку эзотерически Второй Дом — это Дом Ценностей, Телец представляет духовную восприимчивость или открытость Божественной милости. Именно эта милость помогает Тельцу выдержать перемены и облегчает рост во время переворотов Вулкана.

Глава 3 . БЛИЗНЕЦЫ: Поиск разнообразия

Мы исследовали Кардинальный Огонь и Фиксированную Землю. Теперь мы подошли к легкому и свежему знаку Близнецов. Человек-Близнецы весел, игрив и довольно боек, подобно его правящей планете Меркурию (Гермесу). Гермес был известен грекам как Проводник к Трем Мирам, Обитатель Сумерек, бог пастухов (эзотерический управитель Овна), легендарный покровитель торговцев и воров. Неофициально его считали покровителем волшебства, колдовства и алхимии, правителем удачи на перекрестках судьбы, камнем преткновения в жизни тех, кому не хватало проницательности. Он помогал героям и людям в поисках быстрого решения. Это — единственный из богов греческого пантеона, у кого не было дома на Олимпе и кто всегда путешествовал между тремя мирами. Гермес был проводником и посланником между Олимпом, Землей и Аидом.

Он всегда был молод — это вечный юноша. В большинстве случаев статуи Гермеса изображают его как молодого человека с остроконечной бородкой, а иногда он бывает безбородым, но почти всегда он молод. Римляне и позже средневековые алхимики называли его именем, знакомым нам из астрологии — Меркурий, Mercurius alchemius.

 

Гермес - творческий разум Близнецов

 

В астрологии Гермес (Меркурий) управляет знаками Близнецов и Девы. Интересно, что люди с этими двумя знаками на Асценденте имеют тенденцию казаться на несколько лет моложе, чем на самом деле. Асцендент — это отношение и дары Гермеса Близнецам и Деве, включая Мутабельное или гибкое отношение к изменчивым обстоятельствам жизни. Он подарил им способность анализировать ошибки и адаптировать свое поведение; чувство юмора по отношению к самому себе и живое интеллектуальное любопытство по отношению к жизни. Многосторонность — это также подарок Гермеса. Восхождение в Фиксированном знаке может рассматриваться только как один из способов реагировать в определенных обстоятельствах и твердо придерживаться этого образца; Меркурий же обеспечивает восходящих Близнецов разнообразием выбора — несколькими возможными способами отреагировать, чтобы измениться.

Юнг говорит нам, что в алхимии «астрологический Меркурий» представлял подвижное, мобильное, быстрое сознание. Сознание само по себе (кроме остальной части души) является двойственным и не имеет морали. Оно может вести нас как в положительном, так и в отрицательном направлении. Гермес — это «два сознания», особенно в качестве управителя Близнецов. Во снах, говорит Юнг, мужчина в головном уборе и с черной остроконечной бородкой считается дьяволом. Мефистофель в Фаусте был отрицательным наставником души. (Юнг, «Психология и алхимия», Сон № 14.) Ментальное любопытство может привести к блестящим открытиям или к опытам с болезненными последствиями.

 

Близнецы: светлая и темная стороны (глава 3)

 

Именно поэтому средневековые алхимики молились о том, чтобы получить силу различать добро и зло, «... очистить темноту нашего сознания» (Юнг, «Алхимические исследования»), У индусов есть подобная молитва: «Бог, проведи нас от Темноты к Свету». Юнг указывает, что западная цивилизация предала забвению скромную молитву алхимиков и, боготворя разум, по-видимому, забыла о темной стороне двойственного сознания. В XVIII веке, напоминает нам Юнг, французские философы эпохи Просвещения короновали Богиню Разума в соборе Нотр-Дам. Поклонение разуму продолжалось два последующих столетия, подчеркивая положительную, прогрессивную, изобретательную и научную силу сознания («Алхимические исследования»).

В «Puer Aeternus» («Вечный отрок») Мария-Луиза фон Франц обсуждает возможные опасности, если жить исключительно головой. Она говорит, что, согласно Юнгу, чувствующий тип с большей вероятностью, чем тип мыслительный, будет находиться в контакте со своими творческими способностями, уникальностью своей системы ценностей. В то время как чувствующий тип способен вложить всего себя в отношения эмоционально и искренне, мыслительный тип, как правило, будет сдерживать и анализировать себя, своего партнера, жизнь и обычно, как говорит фон Франц, он «находит в супе волосы». Юнг приписывает это тенденции интеллектуала думать статистически, а это угнетает. Человек подобного типа рассуждает так: «В моем родном городе живут тысячи людей, похожих на меня, с такой же подготовкой. Есть тысячи людей, которые каждое утро идут на работу точно так же, как я. Я думаю, что влюблен в уникальную женщину, но на самом деле существуют тысячи точно таких же, как она! Как скучно!» Это не помогает человеку найти смысл жизни, счастье или даже удовлетворенность своей работой или отношениями.

Далее. Вечный отрок также имеет тенденцию к низкой энергетике и слабое либидо. Он обычно считает свое тело хилым и неспособным выполнить то, что другие делают в своей жизни. Поэтому он может спать допоздна, много курить, употреблять наркотики, чтобы сбежать в измененное состояние сознания, мечты и фантазии о будущем. Он может относиться к существующему моменту, как к чему-то преходящему, через что нужно пройти и мечтать о том, что будущее предложит больше возможностей, чем настоящее.

В Близнецах мы имеем дело с Мутабельным Воздухом, который представляет наблюдение, анализ, рациональную классификацию данных и объективность. У нас есть сознательное размышление (Меркурий), обрабатывающее информацию. В Деве, другом Мутабельном знаке Гермеса, мы встретим Mercurius psychopompous, или Гермеса как проводника к Подземному миру и ученика волшебника, волшебного целителя, владеющего Кадуцеем.

Подобно подвижному сознанию, Гермес считал себя самым счастливым, когда был в движении. Он предпочитал не оставаться слишком долго на одном и том же месте. Если вдруг он где-нибудь остался надолго, то застрял бы там. Ситуация вокруг него стала бы выкристаллизовываться со всеми своими связями и обязательствами, с установившейся практикой и структурами и сделала бы его жизнь весьма унылой. Без новых сплетен и опытов она больше не могла быть захватывающей, забавной или информативной. Его мечты об отдаленном будущем никогда не смогли бы реализоваться. Случись такое, что его идеал совершенной действительности должен был исчезнуть, Гермес завяз бы в весьма несовершенной реальности.

Гермес ассоциируется с Питером Пеном, Вечным отроком, который отказался стать взрослым и брать на себя ответственность. По этой причине Юнг воспринимал Вечного Отрока (puer) как противоположность Мудрому Старцу (Сатурн) (Senex), то есть как ребенка, который отказывается расти, чтобы стать основательным или успокоиться (чтобы стать Сатурнианской мрачной личностью). Вечный Отрок смотрит в будущее и не связывает себя обязательствами в настоящем; он чрезвычайно напоминает Гермеса и воздушный архетип Близнецов. Человек-Близнецы пытается избегать скучной действительности максимально долго. Близнецы, в гороскопе которых мало Земли и много Воздуха, например, говорят астрологу: «У меня мало друзей, имеющих в гороскопе знак Земли. Я нахожу их тяжелыми, серьезными и, честно говоря, скучными людьми». Близнецы — очень изобретательный знак с образным воображением. Воображение — это также характеристика мифов о Гермесе, а основательная Земля кажется слишком структурированной, чтобы быть творческой с точки зрения Близнецов. Близнецы собирают факты и сводят их вместе изобретательным, новым и экспериментальным способом.

Часто ребенку-Близнецам скучно в школе и, благодаря своему интеллекту, он говорит родителям: «Я не желаю продолжать образование после окончания средней школы, а хочу набраться жизненного опыта. Я умный, ты знаешь это, мама. Это — только временное, краткосрочное решение. В конечном счете я вернусь к учебе и получу степень». Но скоропалительные решения часто имеют долгосрочные последствия.

В этом случае мама может согласиться со своим сыном: «Он вернется к учебе. Он мой самый яркий ребенок. Ему всегда первым удавалось освоить новую обучающую игру; он любит учиться. Он уйдет на несколько лет, а потом снова вернется в колледж (Девятый Дом — высшее образование), и к тому времени сын будет твердо знать, что ему интереснее изучать в качестве профилирующей дисциплины. Позже он станет более зрелым».

Астролог мог бы сказать маме: «Да, он был первым, кто освоил новую обучающую игру, но он также был первым, кому она надоедала. Многие из тех, кто бросает обучение после средней школы или в течение первых двух лет учебы в колледже, никогда больше не возвращаются за парту. Быстрое решение действительно имеет долгосрочные последствия. Оно не может быть мудрым (подобно

Юпитеру). Почему бы не посоветовать ребенку посетить консультанта по профессионально-техническому образованию, способного подобрать ему программу обучения, которая окажется более стимулирующей, чем классная комната, или сможет помочь ему проявить свои способности на разноплановых курсах с более интересными преподавателями?»

Вне таких практических соображений, как приобретение навыков, которые подготовят Близнецов к трудовой деятельности, Девятый Дом играет экспансивную роль в развитии аналитического молодого сознания. Два знака Гермеса, Близнецы и Дева, должны двигаться от частного к общему, от конкретного факта к полной картине. Требования либеральных искусств имеют в целом расширяющий эффект. Обучающие курсы включают в себя философию, иностранные языки, юриспруденцию, историю иностранных культур и цивилизаций, программы путешествий (типа одного года за границей), литературу и изучение великих книг, благодаря которым студент знакомится с широким разнообразием идей, а также с хорошими авторами — знатоками языка. Все это — заслуживающие внимания пути интеграции Девятого Дома.

Наконец, образованный человек совершенствует искусство изучения; он любит учиться. Он всегда способен занять свое сознание позитивным образом. Поскольку ему нравится учиться, он заполняет свободное время, посещая курсы по новым и разным предметам. Благодаря любви к учебе он может участвовать в архетипе Стрельца напрямую, а не опосредованно, читая письма от своего путешествующего супруга (супруги) или беседуя с супругом (супругой), которые продолжают учиться. Если человек-Близнецы любит учиться, то он сам делает это и не зависит от своего спутника жизни, ожидая, что он придет домой и будет стимулировать его сознание.

По моему опыту, многие женщины, родившиеся в архетипе Близнецов, выходят замуж за путешественников, например, моряков, военных, работников авиалиний, дипломатов или профессоров, находящихся в творческом отпуске. Когда путешествующий супруг уезжает, у Близнецов оказывается много свободного времени. «Праздный ум — мастерская дьявола» (Праздность — мать всех пороков), — гласит старая пословица.

Воздушные знаки, как правило, остро чувствуют скуку. Обучение — это выход из этого положения. Образованный Близнец, который развил свое сознание и внутренние ресурсы, с меньшей вероятностью поддастся искушению (Мефистофелю, или темной стороне своего сознания) и попадет в различные «истории», чем необразованный. Поэтому, даже с этической точки зрения, образование помогает развивать альтернативы Близнеца, а полярность Девятого Дома обеспечивает большое разнообразие выбора для этой ментально любознательной индивидуальности.

Когда фон Франц говорит о своих сессиях психотерапии с индивидуальностями типа «вечного отрока» и предупреждает, что этот архетип не склонен прислушиваться к советам, особенно к тем, которые требуют определенной работы, оседлости или жизни в конкретных рамках. (Гермес, как мы помним, был богом без границ, который помогал в пути путешественникам.) Школа — это ограничительная структура для молодых.

С раннего детства Близнец, восходящий Близнец должен много читать. Это будет стимулировать его внутренние ресурсы, которые могут быть обнаружены и развиты управляемым сознанием. Фон Франц также отмечает, что «вечный отрок» мастерски убеждает психолога в том, что он уже справился с внутренней работой и заканчивает терапию. Близнецы с готовностью изучают словарь и язык любого психолога и не по годам развиты. Они одарены значительным вербальным талантом. Почти всегда можно слышать, что «вечный отрок» Близнец говорит: «Да, я выпустил мой «особый» творческий потенциал; я объединил свои гармонические теневые аспекты, довел до конца спор с отрицательной теневой стороной, преодолел комплекс матери — я все сделал!»

Фон Франц говорит, что ей приходится прикладывать усилия, чтобы поймать их на этом. Она спрашивает: «Что вы делали сегодня утром? Во сколько вы встали? Когда вы пришли домой на ланч? Что вы должны показать на работе сегодня днем?» Другими словами, ментальные фантазии «вечного отрока» и его чувство реальности имеют тенденцию смешиваться.

К.Г. Юнг полагал, что «вечная дева» (puella) должна находиться дома с маленькими детьми, что это для нее — тяжелая работа, которая ее «приземлит». Я пыталась рекомендовать подобное Близнецам, находящимся в прогрессии Рака, но обычно не раньше. Большинство из них кажутся после этого очень оскорбленными, если только они не имеют несколько натальных (материнских) планет в Раке, которые находятся в соединении с прогрессией Солнца.

В «Вечном отроке» фон Франц пишет, что Юнг прав, предлагая решение проблемы для сексуально активных женщин-Близнецов, но она не говорит, послушалась ли хоть одна женщина этого совета. Моя собственная клиентура «вечных дев» состоит главным образом из академических женщин с высоким процентом Воздушных планет, многие из которых имеют Солнце в Близнецах или восходящих Близнецов. У меня есть несколько клиентов с очень напряженным соединением Солнца — Урана, это — перманентные студенты. Когда дело у них доходит до фактического выполнения работы в выбранной сфере деятельности, всегда обнаруживаются «волосы в супе», и они снова возвращаются к учебе. Фон Франц упоминает, что вечный отрок Юнга — нервный тип. Это также тип Близнецов, восходящих Близнецов.

Интересно, что вечный отрок Юнга, вечный юноша типа Гермеса, обладает литературным талантом Близнецов. Два примера, обычно цитируемые в текстах и лекциях Юнга о Вечном Ребенке, это Антуан де Сент-Экзюпери и Гарри Кросби, которые не только заигрывали с опасностью и бросили вызов смерти, но и считали себя литературно одаренными людьми, писателями. Кросби сохранил свою пылкую проказливую натуру до дня самоубийства, тогда как Сент-Экзюпери отошел от своей ребяческой стороны к теневой фигуре, Маленькому Принцу.

Принц был наивен, невинен, непосредствен и способен просто выражать свои чувства и потребности, чего не мог сделать сам Сент-Экзюпери. Сент-Экзюпери летал туда и обратно, чтобы провести несколько недель со своей легко поддающейся переменам настроения женой, курил опиум со своей подругой и писал письма матери, которая предпочитала видеть его с курящей опиум подругой, а не с женой. Сент-Экзюпери написал прекрасную, сентиментальную книгу, полную очаровательных, искренних картин его тени, его особого принца, и содержащую отчет о путешествии «вечного отрока» к цельности. Его собственное путешествие было прервано трагическим крушением пилотируемого им самолета. Мы возвратимся к Маленькому Принцу позже.

На расстоянии ста восьмидесяти градусов от знака Близнецов находится Стрелец — мудрость, сила видеть факты в перспективе. Юпитер, управитель Стрельца, по мифологии являлся отцом Гермеса. Гермес был «секретарем» Юпитера (хотя образ писца-секретаря может соответствовать Деве и восходящей Деве больше, чем Близнецам). А в вавилонских мифах Нэбо, эквивалент Гермеса, был писцом Мардука, вавилонского Юпитера. Эта полярность Близнецов и Стрельца означает, что факты помогут привести Близнеца к мудрости, если он сможет поместить их в надлежащую перспективу, то есть научиться синтезу. Быть секретарем (писцом) — не очень захватывающая цель, хотя изучение ряда несвязанных друг с другом курсов может быть весьма забавным для Близнеца — перманентного студента. Юпитер управляет Девятым Домом (обучением), который находится в оппозиции к Третьему Дому или Близнецам (конкретным фактам и привычке учиться).

Юпитер считался классическим управителем знака Рыб, до того момента, как была открыта планета Нептун. Таким образом, мифологически те же самые боги управляли осью от шестого до двенадцатого знака — от Гермеса (Дева) до отца Юпитера (Рыбы), но в Домах от шестого до двенадцатого наблюдается больший акцент на логике, чем на интуиции. В случае обоих управляемых Гермесом знаков интеграция полярности включала бы изучение того, как следует работать с фактами. Это часто является дилеммой для детей Гермеса, когда они приходят к астрологу. «У меня есть шесть серьезных оснований, чтобы оставить мою работу и вернуться к учебе, — говорит логический Гермес, — и шесть серьезных мотивов, чтобы не уходить». «У меня есть шесть серьезных причин для переезда в Нью-Йорк и шесть оснований, чтобы остаться в Калифорнии». «Я думаю, что мой друг вполне подходит, чтобы выйти за него замуж, но у меня есть шесть серьезных причин, почему этого не стоит делать». Это — перекресток принятия решения для нашего первого Воздушного знака. Наш следующий Воздушный знак, Весы, будет стоять перед той же дилеммой нерешительности в менее нервной модальности. Гермес, как управитель Мутабельного Воздуха, Близнецов, очень беспокоен и напряжен.

Близнецы стоят на распутье и ищут наставника. Глиф для Близнецов (“) — это символ, напоминающий римскую цифру II, - принцип двойственности, как индусы определяют его в «Упаниша- дах». Греки называли этот глиф Вратами Геракла, воротами в мир противоположностей. Недавно на экскурсии в Эфесе (Турция), наш гид попросила, чтобы мы молча прошли через так называемые Врата Геракла. «Разве вы чем-то мудрее?» — спросила она. Но ни один из нас не признался в большей мудрости или большей проницательности при необходимости сделать выбор. У Близнецов есть определенный недостаток эмоциональной привязанности к идее; идеи подыскиваются и идеями восхищаются за их собственные, присущие им ценности — за явную стимуляцию ума.

Гермес, логическое сознание, принимает быстрое решение, но он не притворяется, что это будет непременно мудрое решение. К.Г. Юнг считал его проказником или обманщиком, и в его личности определенно есть эта черта. На античных вазах иногда встречаются изображения Гермеса, дающего снотворное питье мужу и провожающего его жену к любовнику, а в других случаях — воссоединяющего двух разлученных партнеров. Он не имеет морали. Гермес — Меркурий действует в контексте определенной, конкретной ситуации (Третий Дом). Он оценивает специфические обстоятельства и определяет соответствующий курс действий.

Архетип Стрельца, находящегося на расстоянии 180 градусов, представляет собой моральный или этический императив (Девятый Дом). Юпитер (отец Зевс, судья людей, богов и полубогов) действует с пламенной определенностью, основанной на его восприятии правды, этики и абсолютной морали, применительно к специфической ситуации. Гермес — Близнец размышляет, а Юпитер реагирует.

Гермес-проказник также появляется во снах людей, когда они становятся слишком напыщенными или чванливыми, слишком сатурнианскими (мрачными) в своей социальной роли во внешнем мире. В книге Юнга «Человек и его символы» есть юмористическое описание епископа, одетого в яркие расшитые одежды, сидящего на троне и держащего свою митру (Гермесов пастушеский посох с крючком), во время торжественного ритуала, возможно, конфирмации. Внезапно с потолка прямо над троном епископа отваливается плитка, падает и ударяет его по голове. Взрослые члены конгрегации в шоке «ахают», а маленькая группа алтарных мальчиков- служек начинает хихикать. Вещи, подобные этой, происходят во снах и наяву, чтобы напомнить нам, что даже при замешательстве или оскорблении необходимо сохранять чувство юмора, искреннюю спонтанность и радость, нужно действовать соответственно ситуации, а не пытаться все время играть свою социальную роль или носить авторитетную маску.

Полярный для Близнецов знак Зодиака — Стрелец. Пример, с которым часто сталкивается астролог, это скоропалительное решение с долгосрочными последствиями по отношению к своей полярности. Разобраться в этом поможет анализ диалога и всей ситуации между автором — Сент-Экзюпери — и его персонажем, Маленьким Принцем. Когда Маленький Принц, особенный золотоволосый ребенок с крошечного астероида, внезапно появился перед ним в пустыне, Сент-Экзюпери принял быстрое решение сразу же от него отказаться. Он еще не знал, было ли появление Принца положительной или отрицательной Тенью, полезной фигурой, которая направит его к будущему росту, или той, что заставит его завязнуть в собственном детстве. Ситуация, в которую попал Сент-Экзюпери, ясно призывала к избавлению от Ребенка, как фактору дополнительного напряжения, и к концентрации на ремонте двигателя, чтобы неисправный самолет смог улететь из пустыни, прежде чем у летчика закончится вода. Но он не был мастером в таких практических вещах, как ремонт самолета.

Сент-Экзюпери не смог воспротивиться желанию показать Принцу два своих детских рисунка. Всю жизнь он носил их с собой, надеясь найти кого-то, кто сможет посмотреть на них и понять, что это удав, который проглотил слона, кто сможет объяснить, почему рисунки пугали его. Принц (который был, конечно, частью самого Сент-Экзюпери) сразу же ответил ему на вопрос, что за существа были изображены на рисунках, но он не сказал, что они означали. Вместо этого Принц попросил его нарисовать барашка, чтобы он смог забрать его с собой на свою маленькую планету. Сент-Экзюпери, который был озабочен тем, что у него кончается питьевая вода, быстро нарисовал трех барашков, ни один из которых не понравился Принцу. Экзюпери объяснил, что мог бы стать настоящим художником, если бы взрослые поощряли его талант в детстве, но этого не произошло, и в результате он не может нарисовать барашка.

«Этот барашек слишком старый. Это — баран, посмотри на его рога!» — сказал Принц.

Тогда Сент-Экзюпери предложил: «Вот ящик с отверстиями для воздуха. Барашек находится внутри, ты не можешь видеть его, но он там, возьми рисунок и иди». И снова принялся читать инструкцию по устройству самолета. Принц на время поверил ему: «О, он спит в коробке, я вижу, я вернусь позже. Мне придется сделать ему намордник, чтобы он не съел мою розу. Ты можешь нарисовать мне намордник».

Галлюцинация в виде Маленького Принца с крошечного астероида подобна архетипическому сну Ребенка. Действительно ли персонаж сна — положительный или отрицательный Гермес? Возникает ли он из Самости, чтобы вести нас? Или это на самом деле часть нас самих, с которой надо сначала столкнуться, а затем отпустить? Будет ли это представлять какую-то отрицательную черту, которую мы видим в других, но не хотим увидеть в себе?

Когда Принц вернулся, чтобы получить рисунок намордника и положить его в ящик с барашком, он рассказал Сент-Экзюпери о жизни на астероиде. Автор продолжал чинить самолет, а Маленький Принц делился своими проблемами. На астероиде было два активных вулкана и один потухший. Каждое утро перед завтраком Малыш чистил их, чтобы они не извергались. (Сознание очищает либидо). Там цвела прекрасная роза; для Принца она была единственной, поскольку он никогда не видел ни одной другой розы. Она была чувствительна к сквознякам и легко простужалась, и Принц был ответствен за нее. Он хорошо полил ее, когда покидал, отправившись на поиски барашка, чтобы принести его домой. Роза была капризным существом (как жена Сент-Экзюпери), очень чувствительной и, по-видимому, весьма требовательной; у нее существовала своя система ценностей. Они поссорились. Его путешествие на Землю — в пустыню — было, очевидно, своего рода отпуском, чтобы отдохнуть от розы. Он не знал, вернется ли он к ней или нет. Сент-Экзюпери сказал Принцу, что на свете существует множество роз разного вида и цвета, а не только одна роза. Принц заплакал. Как расстроится его роза, когда узнает об этом. Как расстроился он сам, когда узнал об этом! Он упал на песок и сказал: «Я — не Принц. Я просто Хозяин одной розы и трех вулканов, один из которых потухший».

Сент-Экзюпери не успел нарисовать намордник для барашка, поэтому Принц ушел. Он встретил желтую змею (желание смерти; змея предложила ему возможность смерти и возвращения к его астероиду и розе). Принц договорился встретиться со змеей позже, принять ее яд и отправиться с рисунками домой. Он также встретил лукавого и хитрого лиса. «Ты мог бы приручить меня. Ты мог бы остаться здесь, на этой планете», — сказал лис. Но Принц не слушал. Он думал о своей розе и мечтал вернуться домой. Сначала, тем не менее, он хотел получить намордник, чтобы защитить розу от барашка.

Сент-Экзюпери увидел, что Принц вернулся, когда он почти уже заканчивал ремонт двигателя самолета. Он покачал головой. «Снова вернулся, а я все еще не нарисовал намордник». (Внутренний ребенок во снах также очень требователен; он продолжает возвращаться.) Внезапно Сент-Экзюпери улучил момент, чтобы спросить Ребенка, а зачем ему барашек, и попробовать понять его характер, а также характер «вечного отрока». «Мне не придется больше работать! Барашек может делать мою работу за меня», — сказал Принц. «Видите ли, на астероиде есть деревья баобабы, и если им позволить вырасти, то их корни разорвут астероид пополам. Так произошло с соседним астероидом — его разрушили деревья. Я должен работать, чтобы выпалывать молодые побеги, а барашек легко может их съесть, и я, вместо того чтобы работать, буду свободен весь день».

Эта тема — дорогая для сердца «вечных отроков» — свобода от мирской, рутинной работы. Подобно Маленькому Принцу и его барашку, «вечный отрок» придумывает много хороших теорий, чтобы избежать работы. Но, вероятно, в этом случае особенный Принц- Тень выразил идеал «вечного отрока» Сент-Экзюпери. В таком случае Принц — не советчик, представляющий Самость, а скорее отрицательная Тень, посланная, чтобы показать «вечному отроку» его темную сторону. У Принца было характерное для «вечного отрока» желание смерти; он хотел покинуть Землю и вернуться в идеальный мир — мир бессознательного — чтобы быть свободным.

Сент-Экзюпери потом спросил Принца, не хотел бы тот взять его рисунок со слоном — любимый рисунок его детства — на свой астероид? Возможно, слон мог бы есть побеги вместо барашка? Но Принц ответил: «Нет! Мой астероид не достаточно прочен, чтобы вынести вес даже одного слона!» Это, кажется, подразумевает, что Сент-Экзюпери должен попробовать выполнять обычную «овечью» работу, посвятив себя на некоторое время другим, менее привлекательным занятиям, вместо того чтобы подвергать себя опасности, летая над пустыней.

Фон Франц считает слона репрезентацией комплекса матери у Сент-Экзюпери. Это хорошо согласуется с азиатской интерпретацией слона как символа Богини-Матери. Сент-Экзюпери чувствовал себя пойманным в собственном детстве между удавом и пожирающей матерью. Он сбежал в небо, став летчиком. Принц жил на астероиде, где земля не была прочной. (Не было основы). Астероид мог легко расколоться или разломиться, фактически с его двойником, другим астероидом, это уже произошло. Маленький Принц дал Сент-Экзюпери очень реальное предупреждение. Хотя Принц сопротивлялся работе по выпалыванию ростков деревьев и был очень ребячливым, он, тем не менее, принес важное послание. Если Сент-Экзюпери не изменит род занятий и не займется чем-то обычным или вернется к своей розе (жене) по собственной воле, то его самолет может расколоться подобно астероиду.

Сент-Экзюпери, наконец, почти закончил рисунок; остался только ремень, чтобы надеть намордник на барашка в ящике. Его самолет был готов к взлету, но когда он приблизился к Принцу, желтая змея ужалила его маленькую Тень, которая к этому времени, казалось, стала реальным физическим телом, столь сильно было видение. Сент-Экзюпери взял Принца на руки и заплакал, но он не мог вернуть его к жизни. Он очень тосковал без Принца и продолжал искать его повсюду вплоть до того дня, когда его самолет потерпел катастрофу и писатель погиб.

Проблемы зрелости — практичность, работа, обычная рутинная жизнь, обязательство перед супругом (супругой), ответственность — проносятся в этой истории, даже при том, что рисунки похожи на рисунки ребенка, а язык текста сентиментален. Основательность и завершение усилий — особенно важные темы. Сент-Экзюпери, например, задавался вопросом, не оторвался ли на астероиде намордник для барашка, и не съел ли барашек розу, потому что он не закончил рисовать ремень.

Момент сновидения, когда Близнец стоит на перепутье, кажется, говорит о том, что интеллект не должен быть слишком быстрым, чтобы принять посланника-Гермеса, как прибывшего непосредственно от Самости, и не должен быть слишком скоропалительным, чтобы отказаться от него. Он — обманщик, но, возможно, у него есть важное сообщение. Быстрое, схематичное изображение ящика с отверстиями для воздуха нужно, чтобы отложить работу Посланника. Он возвратился позже, и мечтатель смог достичь более ясного понимания его характера и мотивов, а также его сообщения. В ряде снов или ряде видений мы можем думать: «Будет время, и я снова соединюсь с советником». Однако в реальной жизни (состояние бодрствования) у нас не всегда есть интерес или возможность. Скоропалительные, поверхностные решения по умолчанию могут стать долгосрочными решениями.

Змея — любопытный персонаж в истории о Маленьком Принце. Ясно, что благодаря своему мощному яду она стала освободителем, когда Принц был готов вернуться домой. Желание смерти у Принца, вероятно, было также желанием Сент-Экзюпери, потому что автор не отказывался летать на опасные задания и попал в катастрофу. Фон Франц поясняет подробности страха Вечного Отрока перед Мудрым Старцем — старостью. Вечный Отрок не хочет жить слишком долго, стать старым и закостенелым. Он не желает быть Мудрым Старцем, а предпочитает оставаться вечным золотоволосым ребенком с большим потенциалом, с захватывающим будущим. Тогда змея из сна может трактоваться как желание смерти у Вечного Отрока, особенно в середине жизни, когда он уже знает о переменах, об ограниченности выбора и возможностей, о старении тела. Середина жизни, согласно фон Франц, очень трудное время для Вечного Отрока.

Мои клиенты — «вечные отроки» не часто упоминают мрачные сны о змеях или об опасении стать старше. Однако в отличие от других одиннадцати знаков почти каждый Близнец поднимает проблему родных братьев. Это кармическое обязательство оказывается очень важным аспектом жизни, характерным для Близнецов. Даже «Маленький Принц», источник информации по архетипу Вечного Отрока, был, вероятно, вдохновлен смертью младшего брата автора. (Фон Франц полагает, что Принц был версией умершего ребенка и что сцена чудовищного несчастья в конце книги, где автор держит умирающего Принца и ощущает такую беспомощность и неспособность оживить его, связана с реальной смертью брата Сент-Экзюпери.)

В астрологии смерть и преобразование идут рука об руку. Иногда Гермес держит свой обвитый змеей жезл, свой кадуцей, над Близнецом в тот момент, когда последний находится на перекрестке жизни и, кажется, зовет родного брата для совета или помощи. В других случаях жезл со змеей, очевидно, подразумевает смерть родного брата и почти немедленное преобразование жизни Близнеца из Вечного Отрока в Мудрого Старца, часто почти внезапную перемену, которую нередко переживали мои клиенты. Одна женщина — вечная дева, имеющая в гороскопе восходящий знак Близнецов, которая попробовала себя в трех карьерах, но не сумела найти свою нишу, узнала о смерти старшего брата прямо накануне квалификационного экзамена. В следующий раз, когда я ее увидела, вся ее юношеская беззаботная веселость сменилась серьезным выражением Сатурна и главными стали слова «нужно», «следует».

«Я заняла место моего брата в правлении предприятия семейного бизнеса. Мне жаль, что все эти годы я не слушала его рассуждения о бизнесе, но я никогда этим не интересовалась... У меня были собственные таланты и планы... А теперь... да, в общем это трудная перемена, но я быстро учусь. Никого другого подходящего для этой работы нет, так что я полагаю, я должна делать это. Семья ждет этого от меня...»

Позже, когда начальные трудности изучения информации о товарах и контактах постепенно прошли, она сказала: «Я чувствую себя опустошенной, слишком уставшей. Так чувствовал себя греческий бог Атлант, когда держал на плечах весь мир». Мутабельные знаки часто жалуются на усталость, на низкую живучесть. Я порекомендовала ей найти проект в рамках бизнеса — или даже целиком вне его — что-то стимулирующее, чтобы возбудить ее сознание, ее желание жить. Зарабатывание еще большего количества денег могло бы быть захватывающим делом для ее брата, но это было слишком земным занятием для Близнеца. Кажется, что, по крайней мере, пока ей нравятся новые исследования и области развития, а также возможность встретить в связи с этим интересных людей.

Близнец обладает чувствительной нервной системой. Груз ответственности может вынудить его слишком много курить. Астрологически Близнецы, восходящие Близнецы связаны с легкими, поэтому продукты курения кумулятивно накапливаются в организме. Или, подобно Гарри Кросби, типичному Близнецу — «вечному отроку», человек, рожденный под этим знаком, имеет тенденцию расслабляться при помощи алкоголя, и в итоге совершенно терять интерес к своей работе. Или, подобно Сент-Экзюпери с его опиумом, Близнец использует наркотики, которые помогают ему почувствовать прилив творческих сил. Все это, безусловно, вредно для людей этого знака, которым на самом деле нужно укреплять свой организм. Близнецы от рождения обладают очень хорошим умом (если только на них серьезно не влияет Меркурий), и нет никакой необходимости «улучшать» сознание какими-либо искусственными веществами. Внимания требует именно организм.

Когда Близнец занимает место родного брата, умершего или неспособного работать, и берет на себя его финансовые обязательства или заботу о его детях, создается давление. Свежим воздухом и физическими упражнениями, также как и здоровыми развлечениями в этом случае могут пренебрегать. Игривый «вечный отрок» внутри такого человека хочет выхода для своей спонтанной шаловливой натуры. Слишком часто личная жизнь (брак) страдает от чрезмерной структурированности, возникающей, когда «вечный отрок» становится «мудрым старцем». Как пример этого, мы имеем характерный для архетипа образец — единственный Близнец — президент США, Джон Ф. Кеннеди, взявший на себя роль своего родного брата для реализации родительских амбиций после смерти брата во время войны. Ребячливый и очаровательный — так описывали его в средствах массовой информации — эта сторона «Вечного отрока» — Кеннеди явно проявилась в его внебрачных связях. Эта неустойчивость в отношениях становится бичом тех Близнецов, кто живет в роли родного брата, или тех, кто живет слишком структурированной жизнью из-за своей настройки к нательному Сатурну в угловой позиции в их гороскопе. (См. Козерог, Глава 10.)

Многие Близнецы, кажется, начинают жизнь как «вечные отроки» или «вечные девы», но движутся к практическому, сатурнианскому (мрачному) образу жизни, успокаиваясь примерно в возрасте 30 лет, в год возвращения Сатурна. Часто, как Мутабельные знаки, они чувствуют, что обстоятельства, находящиеся вне их контроля, сдвинули их с определенного пути в год перемен. Многие ссылаются на судьбу семьи, с которой они хотят идентифицироваться, если в их гороскопе сильна планета Сатурн. Семейные стремления, ожидания и амбиции становятся персонифицированными. Мой типичный клиент восходящий Близнец, кажется, сопротивляется основательности дольше, чем человек зодиакального знака Близнецов; возможно, по своему отношению он в большей степени является Питером Пеном — менее кармически привязанным к семье и родным братьям, чем человек зодиакального знака Близнецов. Аспекты транзита Сатурна к Асценденту в Близнецах, однако, являются важными в развитии желания успокоиться в карьере или браке.

Меркурий, или Гермес, появляется в небесах в сумерках, когда, как говорят нам «Упанишады», предметы — не те, чем они кажутся; это — время суток, когда веревку легко принять за змею. Если наступает полнолуние, Гермеса трудно различить в небе, потому что он прячется; он светит менее ярким светом, чем Луна. Он также осуществляет попятное (ретроградное) движение по своей орбите в среднем три раза в год. В древние времена, когда люди наблюдали за движением планет, это создавало ауру тайны вокруг ночного бога. Говорили, что он материализовался из ниоткуда со своим волшебным кадуцеем — двумя змеями, которых он загипнотизировал и переплел, чтобы получить свой жезл. Он смастерил себе сандалии из ветвей миртового дерева и прикрепил к ним крылья для быстрого полета. Он носил щит и шапку-невидимку, которую иногда давал взаймы нуждающимся героям. Он легко давал героям быстрые советы, но не обращался к глубоким этическим проблемам.

Те из вас, у кого в гороскопе есть доминирующие Близнецы, могут почитать краткие легенды о Гермесе в «Гиде по Греции» Паузания (I&II, Penguin Paperbacks) или в книге Уолласа Отто «Боги Гомера». Эти истории — скорее фрагменты мифа, потому что они не столь длинные или запутанные, как мифы о Ясоне и Золотом руне или Тесее и Минотавре. Тем не менее, они завершенные и дают тот же взгляд на человеческое сознание, что и «Упанишады» и «Сутры йоги» Патанджали. Если бы мы должны были на самом деле исследовать свою мотивацию и контролировать свои мысли — «настроение нашего сознания», как назвала это Лиз Грин («Астрология судьбы», Близнецы), мы были бы поражены двойственностью, которую обнаружили бы в себе — оттенками света и темноты, отражающими наши мысли.

Мифы о Гермесе кажутся мне столь же краткими, как промежуток времени внимания маленького ребенка-Близнеца. В первой истории Гермес еще в колыбели. Он умный, бойкий и рано развившийся ребенок. Считают, что он был самым сильным ребенком Юпитера, а грозный бог имел весьма немалое потомство.

Гермес в мифе выбрался из колыбели, ушел в лес и украл пятьдесят священных коров Аполлона, спрятал их и вернулся в колыбель, чтобы притвориться спящим. Когда Аполлон обнаружил отсутствие коров, он сразу пошел к Юпитеру требовать, чтобы их нашли и вернули ему, а вора судили. Гермеса призвали на суд всевышнего Зевса (Юпитера), и он отвечал на обвинения различными умными историями. Он любопытен и хочет выяснить, сможет ли он избежать неприятностей или нет. Аполлон разъярен, а Юпитер смеется, пока слезы не начинают течь по его щекам. Затем он говорит: «Понимаете ли вы, что Аполлон — бог пророчества? Как же он не может знать, кто украл его собственных коров?» Юпитер назначил дату их возвращения. В назначенный день, когда Аполлон ждал его, Гермес украл его лук и стрелы. Затем он сделал красивую лиру, в обмен на которую выторговал у Аполлона его же лук и стрелы.

Гермес получил много прозвищ и титулов после этой истории — покровитель воров, покровитель торговцев (за сделку с Аполлоном), искатель потерянных объектов (коровы) и лгун. Есть также история, в которой он учит своего сына, Автолика, как надо убедительно лгать. Все это — только забавы. У Гермеса или Близнецов редко встретишь подлость. К нему можно относиться как к практическому шутнику в штате вашего офиса, веселому, добродушному, доброжелательному товарищу.

Гермес щедр на услуги. Ему нравится путешествовать в трех мирах и поддерживать слухи. Он оказывает помощь путешественникам, но во время принятия решения на перепутье большую помощь могли бы оказать мудрость Юпитера (Стрелец) или доброта (Рыбы). Близнец часто просит о помощи на перекрестке своей жизни. Все, по его мнению, «за» и «против», которые он обычно перечисляет, на самом деле не дают подходящего решения. По-прежнему существует неизвестный элемент. Никогда нельзя собрать все факты. Пока он сидит на столбе Гермеса, ожидая вдохновения, он консультируется насчет карьеры с психологом утром, с астрологом вечером и с врачом днем. После всех этих советов профессионалов он, вероятно, будет также серьезно слушать на следующий день своего парикмахера. Все это — процесс сбора данных. Каждый из нас имеет свой вход для ребенка Гермеса.

Объективность, подобно проницательности, является важным достоинством Близнеца. Гермес может иметь два мнения, но он всегда непредубежден. Как Мутабельный знак, Близнец восприимчив к Компаньону в пути, Гермесу, во всех его многочисленных масках. Гермес управляет самим путешествием и может появляться как иностранец — Стрелец, «удача» (посланник Юпитера), который предложит Близнецу волшебную возможность во время нужды. Греками шанс столкновения с чужестранцами или незнакомцами рассматривался как встреча с самим Гермесом и имел ауру судьбы — или божественного случая.

Например, в «Илиаде», царь Трои Приам, подавленный после сообщения о смерти своего сына, Гектора, на поле битвы, просил Юпитера сделать так, чтобы ему вернули тело Гектора для исполнения надлежащего похоронного обряда. Только тогда смог бы отец из Трои успокоить свою душу. Это казалось невозможной просьбой, потому что тело находилось во вражеском лагере Ахиллеса, греческого военачальника, презиравшего Трою.

Юпитер послал Гермеса к Приаму с такими интересными словами (из последней книги «Илиады»): «Гермес, для тебя прежде всех других богов, самое дорогое — быть компаньоном человека». Другими словами, Зевс сказал: «Иди — они любят тебя там, на Земле. Представляй меня; используй свой волшебный дар и сделай невозможное!» Гермес придумал историю, чтобы подтвердить подлинность своих верительных грамот у царя Приама, который сразу же спросил: «Кто ты, и каково твое происхождение?» Гермес лгал творчески: «Я благородный человек из провинции Ахиллеса в Греции (чужестранец). Мой отец весьма богат. Я — седьмой сын седьмого сына. Я могу сделать тебя невидимым при помощи моей шапки, ускорить твое путешествие к вражескому лагерю и провести тебя через все препятствия, усыпив часовых моей волшебной палочкой. Тогда ты убедишь Ахиллеса (несмотря на его ненависть к Трое), и я приму меры, чтобы он возвратил тебе тело Гектора. Он даже согласится приостановить войну на двенадцать дней для похорон. Тогда я проведу тебя с телом Гектора прежде, чем охрана проснется, или царь Агамемнон прибудет в лагерь и убьет тебя. Я приведу тебя обратно в твой лагерь, чтобы ты смог похоронить сына. Тогда мир в твоей душе будет восстановлен, и душа Гектора будет в покое».

Приам проверил Гермеса с помощью «подкупа» — золотой чаши. Тот отказался от нее. Тогда царь принял эту «невозможную возможность», предлагаемую ему «удачей» в виде красивого молодого благородного чужестранца. Волшебство сработало. Длинный эпос в той же самой главе заканчивается похоронами Гектора.

Что кажется сильно интригующим в архетипе Близнеца — так это количество клиентов, которые в течение ряда лет не только были представителями или посредниками иностранцев (перевод, обучение и т.д.), но и которые просили иностранцев о незаконной помощи: «Вы не пронесете для меня этот пакет через таможню? Не спрячете ли вы кое-кого из иммигрантов?» — буквально просьба о том, чтобы сделать кого-то невидимым, как Гермес — Приама, проводя его мимо охраны. В роковом столкновении этот знак может вызвать мысль о взятке (вспомните золотую чашу, которую Приам предложил Гермесу), что компрометирует Близнеца. Эта проблема — ре- альное испытание его этики, проницательности и объективности. Обстоятельства слегка отличаются от клиента к клиенту, но объективность Воздушного элемента — их лучшая защита.

Эмоциональная идентификация с нуждающимся незнакомцем — это опасность (которая обычно включает наличие других водных архетипов в карте клиента, не только планет в Близнецах). Этические испытания могут быть очень тонкими. Юпитер предлагает хорошую судьбу, особенно в областях, подобных •движению убежища», где этические и юридические проблемы очень сложны. Приам задал непростые вопросы посланнику Юпитера. Он не сознавал, что имеет дело с Гермесом до самого конца истории. Благополучно вернувшись домой с телом Гектора, Приам, должно быть, издал глубокий вдох облегчения.

Не все столкновения с Гермесом заканчиваются так же хорошо, как у Приама. Особенно остерегайтесь решения, которое выглядит слишком поверхностным. Будет ли Близнец верным или непостоянным? Надежным? Если в его гороскопе есть фиксированные знаки, то он имеет тенденцию поступать этически. Обычно это верно, если в гороскопе Близнеца есть гармонические аспекты Меркурия — Юпитера или если он интегрировал этические стандарты, которым был обучен в раннем детстве. За детьми, рожденными в лукавом, рано развившемся знаке Близнецов, нужно внимательно наблюдать и ловить их за руку, когда они слишком вольно обходятся с правдой, как Юпитер поймал Гермеса! Очень хорошо для детей Гермеса, если у них высоко моральные родители.

Геркулес, например, не всегда следовал советам. Элис Бэйли при описании Близнецов, приводит пример Геракла, импульсивно отказывающегося от своего наставника ради ложного преподавателя, которого только что встретил. Это кончается тем, что его из- за непостоянства на год привязывают за руку и за ногу к жертвенному алтарю. Большинство Близнецов, кажется, добивается большего успеха, чем Геракл (Бэйли, «Подвиги Геракла»). Они могут носить трагическую маску, когда вы видите их утром, и комическую маску к вечеру, и хотя проходят годы, они по-прежнему выглядят юными. Хотя Близнецы способны постоянно интеллектуально развиваться, им удается не воспринимать жизнь или собственные ошибки слишком серьезно.

Тем самым Гермес, как символ отсутствия морали и двойственного сознания, может привлекать как хорошее, так и плохое. Он передал Золотое руно, великое сокровище, предкам Ясона. В его честь греки в древние времена великодушно оставляли пищу и напитки в Гермах, или столбах Гермеса (пограничные камни), для его протеже, утомленных путников. Но путники должны остерегаться других любимых детей Гермеса, грабителей, которых также немало бродит ночами по дорогам. Сознательное понимание и настороженность требуется тем, кто связан с энергией Гермеса.

Это понимание особенно важно после столкновения с игривым Гермесом, Обманщиком. Сознание, как говорят нам «Упанишады», может привлекать либо то, чего оно боится, либо то, чего оно хочет. Даже очень интеллектуальный Близнец типа Гермеса с чрезвычайно хорошим сознанием подчас встречает на пути убедительного обманщика или вора. Позже, когда Близнец восстанавливает свое объективное восприятие, он думает: «Как же я мог быть настолько глуп, чтобы поверить этому человеку?»

Это ведет к большей осторожности и предусмотрительности при следующем столкновении с Гермесом. Иногда это приводит к появлению горечи. Юмор Меркурия превращается в острое, саркастическое остроумие, и Близнец на некоторое время закрывает дверь перед новыми компаньонами. Это грустно, потому что он теряет возможности — то, что Кереньи называет новыми «радостями, удовольствиями и открытиями» на Пути. (К. Кереньи, «Гермес, наставник душ».)

Астрологи иногда встречают Близнецов старшего возраста, ставшими циничными в результате отрицательных столкновений, особенно часто такими становятся те, кто прогрессировал в Деву. Это печально, потому что они, кажется, теряют свою открытость и способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы, а также возможность учиться через отношения. Обучение — главная часть путешествия для людей знака Гермеса.

Гермес-Обманщик давно ассоциируется с несчастными случаями на дороге. Люди, полные предчувствий, в жизни которых нет никаких творческих интеллектуальных проектов для выхода энергии Близнецов, уязвимы для постоянных мелких несчастных случаев, а иногда и более серьезных происшествий при транзите Меркурия. Сколиоз, «высохшая» рука или переломы рук весьма распространены среди людей-Близнецов. Для них важно быть внимательными в транспортном потоке, независимо от рода занятий, особенно в дни тяжелых транзитов. Во время этих транзитов мы часто можем справиться с Обманщиком (нервная ментальная энергия Гермеса): во-первых, проверкой эфемеридов и во-вторых, предоставлением ему альтернативы — проекта для обучения, или написания статьи, или организации лекции — но не в автомобиле. Мы достигнем своего предназначения позже! Недалекие пригородные путешествия — это Третий Дом или область существования Близнеца, отрицательно относящегося к путешествиям на большие расстояния (Девятый Дом).

Тем, у кого в Близнецах есть Солнце, Луна или Асцендент, следует быть проницательными в отношении импульсивных покупок в течение периода ретроградного Меркурия. Когда Меркурий находится в ретроградной стадии, в магазинах проводят обширные распродажи. Это, должно быть, одна из уловок Гермеса. Если вы — импульсивный Близнец, старайтесь избегать таких распродаж. При покупке нового устройства или прибора высока вероятность, что он не будет работать, когда вы доберетесь домой — а товары, продающиеся на распродаже, возврату не подлежат. Если вы дешево купите платье, то может оказаться, что оно не подойдет для того случая, который вы имели в виду, а нужно будет надеть синие джинсы и закрытый купальник. Или вы отправляетесь при ретроградном Меркурии в книжный магазин — Близнецы любят читать — и покупаете книги, которые, как вы позже обнаруживаете, просто повторяют слегка измененным образом информацию, уже имеющуюся на ваших полках.

Гермес — катализатор, посланник. Он передает информацию и соединяет людей. Именно поэтому в медицинской астрологии Близнец управляет нервной системой. Она функционирует как сеть, несущая сообщения от органов чувств к головному мозгу. В социальных ситуациях архетип Близнеца — также катализатор. Это, конечно, включает два фактора — положительный и отрицательный (дуализм). В положительном смысле, друзья Близнеца прекрасно справляются с распространением вашей визитной карточки в различных бытовых ситуациях. Дайте им стопку карточек, чтобы они вручили их своему садовнику, парикмахеру, поставщику провизии, портному. Но, в отрицательном смысле, остерегайтесь сплетен. Помните, что Гермес, постоянно путешествуя между тремя мирами, говорил со многими богами, героями и людьми. Поэтому, если у вас есть черты личности Скорпиона, не доверяйте свои самые глубокие тайны детям Гермеса. Они не всегда точно передают смысл истории. Гермес любит импровизировать, создавать иллюзию и развлекать.

Третий Дом, Близнецы, в природном Зодиаке имеет дело с коммуникацией, близкими родственниками (особенно родными братьями и сестрами) и соседями. Матери Близнецов часто оставляют детей с близкими родственниками или подругой-соседкой, а сами идут на работу. Близнецы стремятся во взрослые компании и к взрослым разговорам; им трудно быть дома с детьми младше шести лет. Женщина-Близнец общается, может учить и сидеть дома с детьми своих родственников, хотя она не всегда бывает терпелива при этом и, как правило, ведет обучение собственными творческими методами.

Гермес нянчил детей нескольких богов. Однако он не слишком заботился о собственном сыне, Пане. Хотя Пан был уродливым ребенком, сначала отец его обожал. В конечном счете Гермесу надоело его отцовство, и он отдал Пана на воспитание Дионису. Я наблюдала женщин с Меркурием в Пятом Доме,- многие из них работали в сфере коммуникации (продажи, обучение, реклама и т.д.) или были писательницами. Когда мы обсуждали детей как значение Пятого Дома в их жизни, они обычно отвечали: «Ну ... Мне кажется, что я слишком нервная и чувствительная, чтобы хотеть иметь собственных детей. Мне нравится учить их, ну, вы понимаете. Я люблю детей. Но шумные дети дома вечером, после того как я пробыла в школе целый день? Нет... Я так не думаю, вот если бы у меня были родственники, живущие по соседству, которые могли бы помогать мне, чтобы я могла продолжать работать». Приходящая няня или родственник сделали бы это.

Я думаю о Гермесе и Пане. Близнецы рассчитывают на помощь соседей, готовы к необходимости внесения усовершенствований и изменений и, конечно, если вы ищете свою подругу-Близнеца, то загляните в дом ее соседей. Она может быть там, мило беседуя с ними.

Кароли Кереньи в своей книге «Гермес, наставник душ», делает интересное замечание о посланнике богов. Везде, где оказывался Гермес, все, что ему было нужно в данный момент, материализовалось рядом с ним. Об этом часто говорят и сами Близнецы. Они, кажется, знают, что, независимо от того, где они находятся, если им что-то нужно, и они спрашивают об этом людей вокруг, то нужная вещь или информация, которая им требуется, появится.

Кереньи приводит нам пример Гермеса, попавшего в ситуацию, которая вносит напряженность в жизнь многих Близнецов — давление назначенного крайнего срока. Зевс потребовал, чтобы в определенный день Гермес предстал перед разгневанным богом Солнца Аполлоном и вернул ему украденных коров. Аполлон тяжело воспринял это происшествие. Божественный младенец смутил его, ведь он мог потерять лицо перед остальными членами пантеона. Златокудрый бог был успешно обманут озорником. Требовался подарок, чтобы у Аполлона улучшилось настроение, но какой подарок? Возможно, что-то, что подчеркнет его творческий потенциал, поскольку Аполлон был богом Пятого Дома.

Инстинктивно Гермес отправился к дому своей матери. Через порог ее дома ползло именно то, что было ему нужно — черепаха. Аполлон любил музыку и, вероятно, обладал скрытым талантом к ней. Гермес быстро схватил черепаху, снял с нее панцирь и сделал инструмент, первую в истории лиру, для бога Льва. Аполлон был восхищен. Изобретательное сознание одержало победу, а окружающая среда создала для этого предпосылки.

Я часто думаю об этой истории, когда клиент, имеющий в своем гороскопе много планет в знаке Близнецов, говорит: «Мне это необходимо для проекта к понедельнику. Однако я не могу позволить себе потратить на это много денег. Но я знаю, что в этот уик-энд то, что мне нужно, будет на толкучке».

Задайтесь вопросом, разве то же самое не произошло бы с нами, как и с Близнецами, если бы мы были в большей степени к этому готовы? Вполне возможно. Их готовность — часть магии Гермеса, но и их изобретательность — также часть этого. Многие из нас, например, посмотрев на ту уродливую черепаху, прогнали бы ее, вместо того чтобы проследить связь между черепахой и существующей проблемой — как умиротворить бога Льва. Смогли бы мы увидеть в черепахе решение проблемы и сделать то, что понравилось бы Аполлону даже больше, чем его священные коровы?

Гермес подарил Пандоре удивительный голос и магический ящик, а профессии, связанные с коммуникацией, — торговля, обучение, реклама, журналистика, работа регистратора — характерны для его детей. Они могут встречаться с публикой и легко планировать свой день — решать разнообразные вопросы, проекты или задачи. Они ненавидят сидеть и любят ходить по комнате или ездить по городу на автомобиле. Ментальная неугомонность Близнеца, кажется, создает физическую подвижность, напоминающую об Овне. Близнецу часто нравится быть офис-менеджером или курьером.

Близнец — разносторонний архетип. Гермес, как изобретатель лиры, был покровителем инструментов и ремесел. Многие Близнецы — творческие мастера. Некоторые из них даже свободно владеют обеими руками. Другие так хорошо скоординированы, что могут одновременно шить, смотреть телевизор, разговаривать по телефону (прижимая трубку к уху плечом) и готовить в духовке обед. Как управитель Близнецов, Гермес способен к художественному совершенствованию в ремеслах, а будучи управителем Девы, он является адептом чрезвычайно скрупулезного ведения документации. Деву, однако, обычно можно видеть сидящей все утро за столом и поглощенной одним проектом, тогда как Близнец часто делает перерывы и предпочитает сразу начинать три различных проекта до полудня. Завершение чего-либо к крайнему сроку — проблема для обоих управляемых Гермесом знаков. Близнец становится очень нервным по мере приближения Рождества, так как его планы относительно подарков для родственников должны быть выполнены. Дева также нервничает при приближении крайнего срока, установленного боссом или издателем. Для завершения дела Деве приходится вносить несколько дополнений в последнюю минуту. Детей Гермеса часто можно увидеть корпящими над проектом до полуночи в течение последней недели перед крайним сроком.

Близнецу Гермес дает свое веселое остроумие и навыки коммуникации, философию «юного сердца», многосторонность и хорошие способности. Дар Гермеса, который на первый взгляд кажется сомнительным или даже обладающим отрицательной ценностью — Это двойственное сознание. В некотором смысле Близнец прекрасно ориентируется в том, что касается сознания, потому что он знает о его двойственности. Индуистская философия считает, что все мы должны сначала познать иллюзию Майи или двойственность в природе — холодное и горячее, светлое и темное, удовольствие и боль, любовь и ненависть, — чтобы выйти за пределы наших предпочтений и отвращения. Близнец, возможно, лучше всего подготовлен к тому, чтобы анализировать мысли, наблюдать за светлыми и темными идеями, проносящимися у него в мозгу. Конечно, следующий шаг — это преодоление двойственности, проход сквозь Врата Геркулеса и появление с другой стороны с Мудростью (Стрелец), и этот шаг все равно необходимо предпринять.

Близнец постоянно собирает идеи, поступающие из окружающей среды (Третий Дом), и хранит данные (если они логичные) в своем банке памяти. Близнец все время действует, как говорят «Упанишады». Он отделяет себя от своих мыслей и классифицирует их как логичные или нелогичные и не идентифицируется с ними. Он не торопится маркировать идеи как «свои». Они находятся в файле памяти, пока он не столкнется с их полярной противоположностью — обратной стороной истории, — в этой точке Близнец уравновешивает обе идеи. Он инстинктивно ищет большей правды (Стрелец), и иногда думает, что сложение всех фактов или мнений в один файл даст ему эту правду. Гермес, быстрое сознание, не персонифицирует, он воплощает.

Интересно наблюдать, как клиенты-Близнецы обращаются со своей темной стороной, или Тенью, которую, как выразился К.Г. Юнг «все мы имеем, но немногие из нас хотят открыто признать» («Архетипы бессознательного»). Я выяснила, что если у Близнеца или восходящего Близнеца нет в гороскопе большого количества планет в водных знаках (элемент персонификации), то, когда его темная сторона оказывается вытащенной на поверхность, он говорит: «Да, я — такой! Я заметил эти тенденции много лет назад». Обычно они не пытаются отрицать или извиняться по этому поводу. Темная сторона — это просто факт. Близнец осознает то, что происходит в его жизни и мыслях.

Нередко при общении с Близнецом, если астролог касается какого-либо момента учения Юнга о Тени, — например, что это является совершенно нормальным инстинктом, вполне соответствующим тому, чтобы выразить его в определенных обстоятельствах, или даже что это может быть творческим началом и, возможно, его нужно принимать во внимание (К.Г. Юнг, Aion, Собр. Соч., т. 9) — глаза Близнеца становятся вдумчивыми, а на лбу появляется нервная морщина Гермеса. «Это не рационально. Это не разумное поведение». Одна женщина-Близнец со слабым влиянием стихии Огня в гороскопе, своего рода продукт обучения в частной школе, сказала: «Леди не ведет себя как торговка рыбой! Когда я взрываюсь из- за чего-то, это меня смущает. Это не нормальное поведение для меня. У меня мирный характер».

Я подумала о том, что ей не хватает именно стихии Огня, и о ее ретроградном Марсе, а также о ее тенденции не выражать свое негодование и гнев, но позволять этому накапливаться и взрываться по незначительным поводам. Больше всего в момент выражения гнева ее беспокоило, что: «Эго не рациональное поведение. Человек должен подумать (Гермес), а стоит ли раздражаться на своего ребенка-подростка и его друзей, разгромивших дом, пока вы были в отъезде во время уик-энда. Итак, я стояла в шоке в дверном проеме, а затем решила войти, чтобы начать распаковывать вещи и подумать о том, что с этим делать. Позже, два дня спустя, я накричала на него, когда он что-то пролил на ковер, потому что это происходит постоянно». Инстинктивно мы знаем, как справиться с ситуацией быстрым, прямым, немедленным, спонтанным образом. Но тип Гермеса часто будет отклонять то, что проявляется как темная или иррациональная инстинктивная реакция. До некоторой степени это применимо ко всем Воздушным знакам, потому что Воздух — элемент размышления. Спонтанность знака Огня в отличие от Воздушного знака дает толчок соответствующему типу действия. Стрелец — наиболее прямолинейный коммуникатор в Зодиаке, и он противоположен Близнецу.

Еще несколько слов о двойственности. Настоящие, физические близнецы также представляют архетип Близнецов. Они работают над пониманием Тени, темной стороны собственной индивидуальности. Но, как писала Лиз Грин в разделе «Близнецы» книги «Астрология судьбы», им проще спроецировать темную сторону вовне, чем противостоять ей внутри. Постоянное присутствие рядом человека, своей точной физической копии, зеркального отображения, является возможностью для «хорошего» близнеца проецироваться на «плохого».

Я многие годы наблюдала борьбу клиентов-близнецов с темной стороной или Теневой проблемой и внимательно слушала, что они рассказывали об этом. Близнецы-мужчины рассматривали друг друга как доминирующего или успешного и более слабого или неудачливого. Когда транзиты сбивали успешного с высокого пика достижений в каменистую долину нищеты, он отмечал, что внезапно начинал намного лучше понимать своего брата-близнеца... что успех не был единственной ценностью в жизни. Близнецы-женщины воспринимали друг друга как игривую и ответственную личность. В моей практике было несколько подобных случаев. Работая с психологом над проектом, я применяла для близнецов и других людей тест личности Майерс-Бриггс. Несколько близнецов были восхищены возможностью узнать о различиях в их личностях. Одна леди позвонила и сказала: «Я получилась этиком, а она логиком — я знала это! У меня все получается играючи, а она — трудоголик».

Близнец ищет хорошего советчика на перепутье, как отмечала Алиса Бэйли. На теневом перекрестке мои клиенты-близнецы часто обращаются к родственнику (Третий Дом), чтобы он стал их арбитром или советчиком. Они звонят тете Майе и спрашивают: «Я права, не так ли? Этот мужчина не подходит для моей сестры-близнеца? Ей необходима другая работа ...» Иногда астролог должен бороться против исполнения им роли тети Майи, когда дорогая леди уезжает из города.

У людей этого архетипа бывают затяжные сражения с их темной стороной, борьба, которая часто включает ревность и боль разделения идентичности во взрослой жизни (после возвращения Сатурнa). Все же у физических близнецов также есть сильная мотивация, чтобы преодолеть боль и поддерживать их особенные связи друг с другом. Эта мотивация — то, что Митчелл Уолкер в своей статье в "Quaternary Magazine" (1975) называет «Двойным архетипом». Двойная концепция кажется подобной индуистской идее о духовном спутнике — ощущении единства с кем-то благодаря не только одинаковой длине ментальной волны, но и одинаковым чувствам на уровне сочувствия. Большинство из нас в какой-то момент жизни мечтал иметь друга, который по-настоящему понимал бы нас такими, как мы есть. «Как бы я ни сердилась на свою сестру, как бы ни ревновала к ней — я всегда любила ее больше всех! И я всегда знала, что если кому-то из нас на самом деле нужно что-то другое — независимо от того, что происходит в этот момент в наших собственных жизнях — мы будем рядом друг с другом», — сказала однажды женщина-близнец. Мужчина-близнец говорил: «Хотя мы с братом видимся примерно раз в год, поскольку живем в разных частях страны, когда мы встречаемся, мы разговариваем так, будто расстаюсь всего лишь накануне. Один из нас начинает предложение, останавливается, чтобы сделать вдох, а другой его заканчивает».

Поиск-парного, особенно на ментальном уровне, понимания со стороны другого, кажется настоящим поиском человека-Близнеца. Физические близнецы рождаются вместе — у каждого из них уже есть друг, но Уолкер дает примеры профессиональных соавторов, которые в процессе создания музыки, написания пьес или романов достигали совпадения длины волны. Работа спорилась, когда обе присутствовали в офисе или на студии. Энергия распространялась в пространстве. У пары возникало вдохновение, чего не случалось, когда они были еще с кем-либо другим.

Тема Митчелла очень интересна для меня, однако, кроме ментального понимания и творческого потока, она связана с темой гермафродита. Он говорит, что парность действует только между людьми одного пола. Многие годы я размышляла о гермафродитной алхимической славе Гермеса и Меркурия (см. Дева) как вечного юноши. Вечные дети всегда находятся в состоянии непрерывного движения — они свободны для путешествий между тремя мирами.

До знакомства со статьей Митчелла я никогда на самом деле не связывала архетип Близнецов и Гермеса с моими клиентами-гомосексуалистами. Со временем, тем не менее, связь была установлена, и я была удивлена числом геев, которых я наблюдала в этом характерном для Близнецов поиске ментальной дружбы — совершенных совместных отношений. Сколько творческих людей стремятся урегулировать свою двойственность и участвовать в архетипе Близнецов — через Солнце, Луну, Асцендент или Третий Дом, карьеру Гермеса в коммуникации идей (включая его торговую или коммерческую карьеру) и близкие связи с родственниками? Я наблюдала нескольких клиентов с натальной картой, в которой Близнецы были главной темой, когда они проходили период участия в гомосексуальных отношениях. Нередко эти годы они считали пиком своего творческого потенциала. В целом этот период совпадал с транзитами или прогрессиями через Пятый Дом — любовь и творческий потенциал. Астрологу есть, что проанализировать в двойном архетипе. Гермес, в конце концов, является единственной гермафродитной правящей планетой, потому что другие боги и богини определенно являются либо мужчиной, либо женщиной.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!