Как совершать приветствие солнцу (сурья-намаскар)



Одно из ключевых упражнений в хатха-йоге – сурья-намас– кар – приветствие солнцу. Оно состоит из 12 шагов (рис. 5).

1. Соедините стопы и выпрямите позвоночник, не напрягая его. Выдохните.

2. Соедините ладони и, не разъединяя их, поднимите руки над головой. Немного наклоните корпус назад, не прекращая дышать.

3. Продолжая дышать, наклонитесь вперед и коснитесь ладонями пола, не сгибая колен.

4. Отставьте одну ногу назад, выпрямите ее, коснитесь пола кончиками пальцев. Вдохните.

5. Отставьте назад другую ногу, держите руки и ноги прямыми, задержите дыхание.

6. Продолжайте дышать, согните руки в локтях и потянитесь грудью к полу, опираясь коленями на пол.

7. Вытяните руки и отклонитесь назад, сделайте вдох.

8. Опираясь на пол ладонями и ступнями, поднимите бедра, выпрямите ноги и руки, чтобы получилась буква «Л». Не забывайте о дыхании.

9. Вынесите вперед ногу, которую в пункте 4 отводили назад и сгибали. Ваши ступня и колено должны оказаться на одной линии у вас под подбородком, между ладоней. Вдохните.

10. Коснитесь ладонями пола, как в позе 3. Дышите.

11. Поднимите руки со сложенными вместе ладонями над головой, на вдохе немного отклонитесь назад, как в позе 2.

12. Опустите руки, вернись в исходную позу – позу горы. Продолжайте дышать.

Итак, вы поприветствовали солнце и готовы к новому прекрасному дню.

 

Тайцзи

Тайцзицюань – китайское боевое искусство, очень популярное в Японии. Первые школы тайцзи появились задолго до возникновения буддизма и конфуцианства.

Считается, что его создателем был Чжан Саньфэн, даос и мастер боевых искусств, а главным популяризатором во всем мире – Ян Лучань, живший в XIX веке.

Поначалу тайцзи было боевым искусством, направленным на преодоление себя. Его целью была самозащита с минимальным использованием физической силы, в основном за счет ловкости.

Позже тайцзи стало восприниматься как способ излечить тело и душу, достичь здоровья и мира в душе. Китайское правительство начало продвигать его, чтобы приучить граждан страны к занятиям спортом, так что постепенно тайцзи ушло довольно далеко от исходного боевого искусства, превратившись в практику обретения здоровья, подходящую для всех.

 

Стили тайцзи

Существуют различные направления тайцзи, среди которых можно выделить четыре основных:

• стиль чэнь: в рамках этого стиля принято чередовать медленные движения с быстрыми;

• стиль ян: медленные текучие движения;

• стиль ву: очень медленные точные движения;

• стиль у-хао: движения почти незаметны, потому что в этом стиле главное – внутренняя работа. Это одна из самых редких школ тайцзи как в Европе, так и в Китае.

Несмотря на различия, все стили тайцзи объединены следующими целями:

1) тщательно контролировать каждое движение;

2) превосходить силу ловкостью;

3) идти вторым, но приходить к цели первым;

3) познать себя и противника.

 

Десять базовых принципов тайцзи

Мастер Ян Чэньфу полагал, что существует 10 основных принципов, помогающих правильно практиковать тайцзи. Перечислим их.

1. Голова поднята, в ней сосредоточена энергия.

2. Грудная клетка сжата, спина выпрямлена.

3. Поясница расслаблена, ее движения определяют движения всего тела.

4. Следует различать легкое и тяжелое, чтобы понимать, где находится вес тела.

5. Плечи расслаблены, а локти свободны.

6. Ум должен преобладать над физической силой.

7. Верхняя и нижняя части тела хорошо скоординированы и действуют вместе.

8. Внутреннее слито с внешним, чтобы синхронизировались сознание, тело и дыхание.

9. Движения непрерывны, плавны и гармоничны.

10. Поиск покоя внутри движения. Действия, которые совершает тело, приносят спокойствие сознанию.

Подражая облакам

Одно из самых известных упражнений тайцзи – «облака», или «руки-облака». Вот как оно выполняется (рис. 6).

1. Вытяните руки вперед, ладонями вниз.

2. Приблизьте руки к себе, разверните ладони, словно обнимаете дерево.

3. Раскройте руки в стороны.

4. Отведите правую руку вверх и в центр, а левую – вниз и в центр.

5. Нарисуйте перед собой воображаемый мяч.

6. Разверните правую ладонь к лицу.

7. Перенесите вес на правую ногу повернитесь вправо, продолжая следить глазами за движением рук.

8. Измените положение ладоней: правую поставьте на пояс, а левую поместите перед лицом.

9. Перенесите вес тела на левую ногу.

10. Повернитесь влево, глядя на поднятую левую руку.

11. Медленно повторите эту последовательность движений, перенося вес тела, когда меняется положение рук.

12. Снова вытяните руки вперед, затем медленно опустите их, вернувшись таким образом в исходную позицию.

 

Цигун

Название «цигун», или «ки-гонг» происходит от слов «ки» – жизненная энергия» и «гонг», работа. Центральная задача, которую ставит перед собой цигун, – работа с жизненной силой организма. Хотя цигун – сравнительно молодая практика, название ее берет начало от искусства даосских монахов, направленного на улучшение душевного и физического состояния.

В начале XX века про цигун стали писать в статьях и научных трактатах, посвященных боевым искусствам, а в 30-е годы прошлого века его элементы стали использовать в больницах – об этом говорится в книге Донь Хао «Лечение туберкулеза с помощью цигун». Позже практику стало популяризовать китайской правительство, как это было и с тайцзи.

 

 

Цигун – физические упражнения, статические и динамические, которые выполняются сидя или стоя и направлены на стимуляцию дыхания. Существуют различные стили цигун, но цель каждого из них – усилить существующую в человеке жизненную энергию. Движения, как правило, довольно мягкие и несложные, при этом цигун требует серьезной работы.

 

Преимущества практики цигун

Последние научные исследования показали, что цигун, как и йога или тайцзи, благотворно влияет на здоровье. Вот в чем этот эффект состоит:

• улучшается работа мозга;

• улучшается баланс половых гормонов;

• снижается вероятность инфаркта;

• снижается давление у людей, страдающих гипертонией;

• укрепляются кости;

• улучшается кровообращение;

• замедляется развитие старческой деменции;

• работа всех систем организма гармонизируется;

• улучшается взаимосвязь мозга с остальными органами;

• укрепляется сердце;

• нейтрализуется побочный эффект лекарств от рака.

Регулярные занятия цигун не только улучшают физическую форму человека, но и продлевают ему жизнь.

 

Школы цигун

Чтобы правильно выполнять упражнения цигун, нужно принять во внимание, что жизненная энергия распределена по всему нашему телу, поэтому важно уметь следующее:

1. Контролировать тело, чтобы принять правильную позу. Важно крепко стоять на полу.

2. Контролировать дыхание – оно должно быть ровным, мягким и спокойным.

3. Контролировать сознание: это самое сложное, так как требуется фильтровать мысли.

4. Контролировать жизненную энергию: путем выполнения предыдущих трех пунктов, чтобы она свободно текла по телу.

5. Контролировать дух: это самое главное, ведь «дух – это сила и корень в сражении».

Таким образом, цигун способствует более слаженной работе организма.

 

Пять элементов цигун

Одно из самых известных упражнений цигун состоит в последовательном изображении пяти элементов – земли, воды, дерева, металла и огня. Эта последовательность движений помогает уравновесить пять потоков энергии, чтобы улучшить работу мозга и остальных органов.

Существует много способов заниматься цигун. Мы приводим здесь упражнения Марии Исабель Гарсиа Монреаль из Института цигун в Барселоне.

Земля

1. Поставьте ноги на ширину плеч.

2. Слегка разведите носки, чтобы сделать позу более устойчивой.

3. Расслабьте плечи, не поднимая их, руки опустите вдоль тела.

4. Не забывая дышать, поднимите руки на уровень плеч, ладонями вниз.

5. Продолжая дышать, согните колени, опустите руки ладонями к себе на уровень пресса.

6. Замрите в этой позе на несколько секунд, сконцентрировавшись на дыхании.

 

 

Вода

1. В позе земли согните колени, присядьте, держа спину прямой. Во время упражнения продолжайте глубоко дышать.

2. Опустите копчик вниз, растягивая поясницу.

3. Продолжайте дышать, встаньте и вернитесь в позу земли.

4. Трижды повторите упражнение.

 

Дерево

1. Из позы земли, не забывая глубоко дышать, разверните ладони вверх, раскройте руки в стороны круговым движением, пока ладони не окажутся на уровне ключиц. Разверните руки так, чтобы ладони и локти смотрели вниз, а плечи оставались расслабленными.

2. Выполните движения из пункта 1 в обратном порядке, вернитесь в исходную позицию.

3. Повторите эту последовательность трижды.

 

 

Металл

1. Из позы земли поднимите руки на уровень грудной клетки.

2. Сблизьте ладони, оставив между ними 10 см. Пальцы расслаблены и слегка раздвинуты.

3. Продолжая дышать, разведите ладони, поставьте их на уровне плеч.

4. Продолжая дышать, верните ладони в позицию 2.

5. Выполните эту последовательность еще три раза, ощущая, как энергия концентрируется в теле каждый раз, когда вы сближаете ладони перед грудью.

 

 

Огонь

1. Из позы земли, продолжая дышать, поднимите руки на уровень сердца, держа одну ладонь чуть выше другой (ладони смотрят друг на друга).

2. Сделайте круговое движение руками, чтобы почувствовать энергию сердца.

3. Слегка разверните бедра налево, не напрягая торс, держите локти параллельно полу.

4. Разведите руки (ладони все еще обращены друг к другу), правую поднимите на уровень плеча, а левую опустите до низа живота.

5. Продолжая дышать, соедините руки на уровне сердца.

 

 

Окончание упражнения

Из позы земли, продолжая дышать, снова поднимите руки на уровень плеч ладонями вниз.

Продолжая дышать, опустите расслабленные руки вдоль корпуса и вернитесь в исходное положение.

 

 

Шиацу

Терапия шиацу была создана в начале XX века в Японии для борьбы с артритом. Также шиацу работает с энергией: врач давит ладонью или большим пальцем на определенные участки тела пациента. В сочетании с растяжкой и дыхательными упражнениями шиацу приводит органы в равновесие.

 

«Не так важно, чтобы упражнение имело название, подражало чему-либо и было бы увековечено в нефрите. Важны техника и суть этого упражнения. Выпрямляться и сжиматься, наклонять и поднимать голову, шагать, сидеть, отдыхать, стоять на месте, идти быстро или медленно, кричать или дышать… Все что угодно может быть упражнением».

Гэ Хун, китайский ученый и алхимик

 

 

Правильно дышать,

Чтобы жить дольше

Книга «Десять книг, приближающих к совершенству» (Xiuzhenshishu) была написана в XIII веке. Это сборник материалов разного происхождения для совершенствования тела и сознания. В частности, в книге приводятся цитаты Сунь Сымяо, известного китайского врача и эссеиста, жившего в V веке. Этот знаток восточных традиций соотносил свои техники дыхания со временами года.

 

«Весной дыши, чтобы видеть яснее, а дерево может помочь твоей печени.

Летом дыши, чтобы сердце и огонь пребывали в мире.

Осенью дыши, чтобы прийти к равновесию, собирай металл и держи легкие влажными.

Затем дыши для здоровья поясницы и наблюдай за тем, как успокаиваются твои внутренние воды.

В любое время года дыши глубоко, чтобы селезенка справилась с пищей.

И, конечно, не выдыхай громко – выдоха не должны слышать даже твои собственные уши.

Эти упражнения прекрасны, они помогут тебе сохранить свой божественный эликсир».

 

Глава 9

Психологическая

Устойчивость и ваби-саби

Как принимать проблемы

и перемены, не старея от тревог и стрессов

 

Что такое психологическая

Устойчивость?

Всех людей с четким икигай объединяет то, что они не отступают от цели, что бы ни происходило. Когда судьба отворачивается от них, когда повсюду препятствия – они никогда не сдаются, а продолжают бороться.

Мы поговорим о психологической устойчивости – это понятие в последние десятилетия стало очень популярно в психологии. Эмоциональная устойчивость – не только стойкость и готовность к борьбе. Как мы увидим из этой главы, таково определенное восприятие мира, которое можно воспитать в себе, чтобы уметь сосредоточиваться на главном, а не на сиюминутном, защищаться от негативных эмоций. В последней главе мы расскажем, как стать менее эмоционально хрупкими.

Рано или поздно у всех у нас случаются трудные моменты, и борьба с ними может привести к снижению качества жизни. Чтобы быть готовым к сложностям, необходимо тренировать тело и сознание.

«Если ты упал семь раз,

встань восемь».

Японская пословица

 

Эмоциональная устойчивость – это наша способность справляться с трудностями. Чем мы более психологически устойчивы, тем проще нам после падения подняться и вновь обрести смысл жизни.

Психологически устойчивый человек умеет концентрироваться на главном, на своих целях, не позволяет горю полностью захватить себя. Его сила в гибкости, в умении приспосабливаться к жизненным изменениям и ударам судьбы. Он сосредоточен на том, что ему подвластно, и не переживает из-за вещей, которые не может контролировать.

Как гласит знаменитая молитва о душевном покое Рейнгольда Нибура:

 

«Боже, даруй нам милость:

принимать с безмятежностью то, что не может быть изменено,

мужество – изменять то, что до́лжно,

И мудрость – отличать одно от другого».

 

Стоицизм и буддизм для

Эмоциональной устойчивости

Сиддхартха Гаутама (Будда) родился принцем города Капилавасту, жил во дворце, окруженный роскошью. В 16 лет он женился, и у него родился сын. Но богатства и семейной жизни Сиддхартхе было недостаточно, поэтому, когда ему исполнилось 29, он задумал изменить свою жизнь, поэтому сбежал из дворца и стал аскетом. Но и аскеза не удовлетворила его: принц не достиг счастья и благополучия, к которым стремился. Ни роскошь, ни бедность не принесли плодов. Сиддхартха понял, что мудрый человек не должен отказываться от удовольствий. Он может жить с ними, понимая, как легко стать их рабом.

Древнегреческий философ Зенон Китийский в юности учился в школе киников. Ее приверженцы вели аскетичный образ жизни, отринув все земные наслаждения: жили прямо на улице и не имели никакой личной собственности, кроме одежды, которая была на них.

Зенон обнаружил, что это не приносит ему душевного покоя. Его философия стоицизма началась с признания, что в удовольствиях нет ничего дурного, если только они не подчиняют нас себе: нужно всегда быть готовым к тому, что какое-то из них исчезнет. Цель его философии состояла не в том, чтобы лишить себя всех эмоций и радостей (как это делали киники), а в том, чтобы уберечься от негативных переживаний.

С самого начала одной из целей как буддизма, так и стоицизма, был контроль над желаниями и эмоциями. Несмотря на все различия между этими двумя философскими системами, обе они стремятся к уменьшению нашего эго и контролю над отрицательными эмоциями, а в центре обеих находится душевное здоровье.

 

Что самое ужасное может

С нами произойти?

Даже получив работу своей мечты, через некоторое время мы начинаем искать новую. Выиграв в лотерею и купив отличную машину, мы вскоре начинаем хотеть яхту. Стоит нам завоевать возлюбленного – и нам тут же нужен кто-то другой.

Мы бываем ненасытны.

С точки зрения стоиков, это недостойные желания. Цель добродетельного человека – достичь спокойствия, освободиться от тревоги, страха, жалости, тщеславия, злобы, наполниться радостью, любовью, покоем и благодарностью.

Идя к этой цели, стоики практиковали нечто вроде негативной визуализации: воображали себе худшее, что могло с ними произойти, чтобы быть к этому готовыми. Чтобы опробовать эту методику, нужно представить себе плохое событие и постараться воспринимать его объективно и отстраненно.

Сенека, один из богатейших людей Древнего Рима, вел роскошную жизнь, будучи при этом приверженцем стоицизма. Он советовал каждый вечер, перед отходом ко сну, заниматься негативной визуализацией. Сам Сенека не только представлял себе неприятные ситуации, но и реализовывал их: к примеру, прожил неделю без слуг и без дорогой еды и питья. После такого опыта ему было легче ответить на вопрос: что самое ужасное может с тобой приключиться?

 

Медитация: лечение чувств

Помимо негативной визуализации, существует еще один базовый принцип стоицизма – осознавать, что подвластно нам, а что нет, – об этом молился теолог Рейнгольд Нибур.

Нет смысла страдать из-за того, что мы не можем изменить. Необходимо понимать, на что мы можем повлиять, а на что – нет, чтобы не дать отрицательным эмоциям захлестнуть себя. Эпиктет сказал: «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них».

Дзен-буддизм использует медитацию, чтобы осознать свои чувства и желания и таким образом освободиться от них. Цель медитации не только очистить сознание, но и понаблюдать за собственными переживаниями, не вовлекаясь в них. Таким образом мы приучаем себя не идти на поводу у гнева, зависти, досады.

Одна из главных буддистских мантр направлена на контроль отрицательных эмоций: «ом мани падме хум», где «ом» – щедрость, очищающая от гордыни, «ма» – этика, усмиряющая ревность, «ни» – терпение, утихомиривающее страсти и желания, «пад» – усердие, избавляющее от предрассудков, «ме» – отказ от алчности, «хум» – мудрость, очищающая от ненависти.

 

Настоящий момент,

Или Непостоянство вещей

Еще один ключ к эмоциональной устойчивости – жить настоящим: буддизм и стоицизм учат нас, что лишь оно существует и подвластно нам. Не стоит жалеть о прошлом и бояться будущего, нужно воспринимать вещи такими, какими они являются в данный момент.

Тхить Нят Хань говорил: «Мы находимся здесь и сейчас, и единственное время, в котором мы живы, это настоящий момент». Стоики советовали также размышлять о бренности вещей. Император Марк Аврелий сказал: «Вещи, которые мы любим, подобны листьям на дереве – они могут опасть, как только подует ветер». И еще один его афоризм: «Перемены в мире вокруг – это не что-то внезапное, они в природе вещей» – по сути, очень близкая буддизму идея.

Нужно отдавать себе отчет в том, что все вещи, которыми мы обладаем, и все люди, которых мы любим, когда-нибудь исчезнут с лица земли. Нужно помнить об этом, но не впадать из-за этого в пессимизм. Мысли о бренности всего сущего не должны огорчать нас, напротив, из-за них нужно ценить каждую минуту своей жизни и людей, которые нас окружают. «Жизнь наша коротка, все мы смертны», – сказал Сенека.

Непостоянство, эфемерность вещей стоит в центре любой буддистской практики. Если помнить о них постоянно, притупляется боль от утрат.

 

Ваби-саби

И неповторимость момента

Ваби-саби – японское понятие, описывающее красоту переменчивого, иллюзорного и несовершенного мира, который нас окружает: вместо того, чтобы искать красоту в идеальном, поищем ее в несовершенстве и незавершенности.

Именно благодаря ваби-саби японец оценит, к примеру, чашку неправильной формы с трещиной посередине. Лишь несовершенное, эфемерное и незаконченное обладает истинной красотой, поскольку уподобляется природе.

Еще одно важное для японской культуры понятие, тесно связанное с ваби-саби, – ити-го, ити-э, что можно перевести как «этот момент существует только сейчас и никогда больше не повторится». Эту фразу часто произносят во время встреч с другими людьми – родственниками, близкими или даже незнакомцами, – чтобы напомнить друг другу, что момент встречи уникален и неповторим, поэтому нужно наслаждаться им, не думая о прошлом или будущем.

Еще это часто говорят во время чайной церемонии, дзен-медитации и в японских боевых искусствах: каждое из этих искусств сосредоточено на настоящем моменте.

Мы, европейцы, привыкли к незыблемости каменных домов и соборов. Иногда нам кажется, что все неизменно, и мы теряем чувство времени. Греко-романская архитектура любит симметрию, идеально ровные линии, безупречные фасады, статуи и здания, которые остаются неизменными через века.

Японская архитектура, напротив, не стремится быть идеальной и безупречной, так как следует принципу ваби-саби. Традиционное деревянное здание строится с сознанием того, что в будущем оно разрушится и понадобится помощь следующих поколений, чтобы восстановить его. Японская культура принимает смертную природу человека и его творений.

В Японии синтоистские храмы перестраивают каждые 20 лет уже несколько тысячелетий. Не так важно, чтобы здание простояло много лет, важно поддерживать традиции и обычаи – они существуют дольше любого рукотворного здания.

Нужно просто принять тот факт, что существуют вещи, неподвластные нам, – такие как ход времени или эфемерная природа всего, что нас окружает.

Ити-го, ити-э учит нас сосредотачиваться на настоящем и наслаждаться каждым моментом жизни. Поэтому стоит искать свой икигай и следовать ему. Ваби-саби учит нас ценить красоту несовершенного как возможность для развития.

 

Антихрупкость как вершина

Эмоциональной устойчивости

Легенда гласит, что, когда Геракл впервые увидел Лернейскую гидру, он впал в отчаяние: стоило ему отрезать ей одну голову, как на ее месте вырастали две новые. Он никогда не сможет убить Гидру, ведь под его натиском она лишь становится сильнее.

Нассим Николас Талеб, американский исследователь ливанского происхождения, в своей книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» (Antifragile: Things That Gain from Disorder) пишет, что мы используем слово «хрупкость», говоря о людях, вещах и компаниях, которые слабеют, когда им причиняют вред, а слова «прочность» или «устойчивость» – применительно к вещам, которым сложно нанести урон, однако у нас нет специального термина, обозначающего способность становиться сильнее от вреда.

Чтобы описать Лернейскую гидру, Николас Талеб использует слово «антихрупкость». За самой идеей антихрупкости стоит знаменитый афоризм Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Концепция антихрупкости хорошо иллюстрируют катастрофы и стихийные бедствия. В 2011 году в регионе Тохоко цунами разрушило десятки городов и деревень вдоль побережья, множество людей погибло.

Спустя два года после катастрофы мы посетили те места. Мы проехали десятки километров по разбитому шоссе, видели десятки опустевших заправок и деревень-призраков с разрушенными домами, разбитыми машинами и покинутыми железнодорожными станциями. Эти села оказались хрупкими, без помощи правительства они так и не смогли восстановиться.

Другие города, к примеру, Исиномаки или Кесеннума, тоже сильно пострадали от цунами, однако спустя несколько лет жители объединились и отстроили их заново. Исиномаки и Кесеннуму можно считать примером устойчивости – эти города после бедствия сумели вернуться к нормальной жизни.

Также от цунами и землетрясения пострадала атомная станция Фукусимы. Инженеры оказались не подготовлены к стихийному бедствию: атомная станция до сих пор находится в аварийном состоянии, и так будет еще несколько десятков лет – цунами продемонстрировало ее хрупкость.

Спустя несколько минут после землетрясения японские финансовые рынки закрылись. Какие же компании были наиболее востребованы в течение нескольких недель после землетрясения? В 2011 году сильно обогатились большие строительные корпорации: они отстраивали заново все побережье Тохоку. В данном случае эти компании можно считать примером антихрупкости: катастрофа лишь увеличила их доход.

Посмотрим, как можно применить идею антихрупкости в нашей повседневной жизни.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!