Активные и интенсивные методы обучения



В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельньгх разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.

Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творче­ский, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.

Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике. Болгарский ученый Г. Лозанов создал направление в педагогике — суггестопедию — обуче­ние посредством внушения, использования скрытых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Ниже описаны некоторые из них.

Метод дидактических игр

Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры — моделирование и имита­ция. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.

Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе — деловыми). Например, Школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра «Пруд» - - диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.

Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры (КВН и пр.). Вот примеры некоторых. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-КОНКУРС

«Аукцион знаний» проходит в школе № 825 г. Москвы. Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме «Киевская Русь периода феодализма». Сюжет: с аукциона «продают» шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные ученика­ми). «Покупает» тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. «Торг» ведут группы учащихся по 5—6 человек, кото­рые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы узнает об 1—2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходило взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ведет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятельно учиться, сотрудничать в ходе учебы.

ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕБА

Творческая учеба (ТУ) в школе № 825 г. Москвы: регуляр­ные воскресные встречи по «коммунарской методике» проведе­ния коллективного творческого дела (КТД). Встреча состоит из двух частей, познавательной и творческой. Первая часть -встреча с интересными людьми, познавательные рассказы в какой-либо области. Вторая часть — КТД, познавательная игра. Например, «защита» времени года (1—4 кл.)- Ученики делятся на разновозрастные отряды, равные по силам и «защищают» свое время года: стихи, рассказы, сцены и т.п.

«День веселых друзей». Игра-путешествие в страну веселых друзей, заседание клуба почемучек, веселые старты (1—3 кл-)-Путешествие в Читай-город (1—3 кл.). Азбука человеческих знаний (4—5 кл.). Заседание ученого совета (старшеклассники) на тему «Наука и молодежь».

Результаты: развитие интереса к знаниям, формирование умений добывать знания, воспитание коллективизма и пр.

2. Обучение по алгоритму

Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. Пример. Алгоритм действий по распознаванию видов простых предложений. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы. 1. Есть ли в предложении подлежащее?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 106; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ