Формирование мировоззрения школьников



Мировоззрение — это система философских, научных, социаль­но-политических, нравственных, эстетических взглядов и убежде­ний человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания. В коммунистический период развития России это были диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа рриентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах может происхо­дить отход от материализма к другим мировоззренческим концепци­ям. В конфессиональных, школах России формируется религиозное мировоззрение.

Закон РФ об образовании говорит, что содержание образова­ния должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и сту­пени обучения (ст.14, п.2). Там же сказано, что содержание образования должно «...учитывать разнообразие мировоззренче­ских подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п.4). Совре­менная отечественная педагогика, как это видно из Закона, неопределенно высказывается о необходимости формирования одного мировоззрения для всех. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения шко­лой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи, хотя разумно принять прин­цип толерантности (терпимости) к взглядам учащихся.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа уче­ников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечива­ется отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных сообра­жений. Можно считать, что в отечественной педагогике и школе учитель традиционно выступает как носитель норм и идеалов вполне определенного мировоззрения.

Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений, которые прояв­ляются в разных видах деятельности, способность совершенство­вать свои знания и деятельность.

4. Нравственное воспитание

Основные понятия

Мораль как форма общественного сознания есть сумма пра­вил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодей­ствие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, экзистенциализм). Натура­листические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нрав­ственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль как предписание сверхъестественной духовной силы, бога.

Следует остановиться на научно-материалистической пози­ции: мораль детерминирована обществом, однако человек свобо­ден в выборе норм поведения, но должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в приня­тии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодо­левать аморализм отдельных групп или всей социальной системы (фашизм, сталинизм).

Структуру нравственности личности составляют знания, чув­ства и отношения, поведение. Все три компонента нравственно­сти определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (С. Колберг). На доморальном уровне ребенок исполняет требова­ния из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюде­ние морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохране­ния. Третий уровень нравственного развития автономный: чело­век добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро.

Примерно так же отечественная психология и педагогика трактуют процесс нравственного развития, отмечая, однако, что развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социаль­ном и педагогическом воздействии.

2. Содержание и методы нравственного воспитания

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько мораль­но-ценностных концепций, чтобы определить содержание НВ в современной российской школе. К ним можно отнести коммуни­стическую концепцию, христианскую (религиозную) мораль, ин­дивидуалистическую мораль свободного, западного мира.

Согласно коммунистической, морали у школьников надо воспитывать преданность идеалам коммунизма, патрио­тизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и пр. Этот моральный комплекс в настоящее время должен быть оценен отрицательно, так как его методология и содержание носили вульгар. но-материалистический характер, в нем предлагалась мораль агрессивная, по существу антигуманная.

Христианское воспитание предполагает знание учащимися священной истории, христианского вероучения, заповедей Хрц. ста, обучение индивидуальному духовному опыту. Значительная часть либеральных педагогов Запада, равно и педагогов России, считает, что в основе нравственного воспитания должны лежать религиозные ценности, сознание, христианская мораль.

Тем не менее содержание НВ в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодейство­вать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает са­мопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств. В западных странах имеются специальные программы по формированию ценностей, саморазвитию, анализу социаль­ных и психологических проблем.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 45; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ