Движущие силы педагогического процесса



Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требо­вания соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными. Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порож­дает педагогический процесс, педагогическую ситуацию. Педагогическая ситуация — такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, до­стигнутым в формировании личности. Цепь педагогических ситуаций, по существу, образует педагогический процесс.

Закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутрен­ние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

 

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педа­гогического процесса — ведущие, исходные требования к воспита­нию и обучению, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. О принципах воспитания и обучения сказано отдельно в соответст­вующих разделах.

Задания на усвоение и проверку

Вставьте пропущенные слова.

1. Противоречия между требованиями жизни и уровнем
развития ребенка являются...

2. Объективные, существенные, устойчивые связи между
сторонами педагогического процесса и явлениями называются...

3. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются...

Слова для вставки: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.

Тема 4. Развитие, социализация и воспитание личности.

Биосоциальная природа личности

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отно­шениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отноше­ниях». Так К.Д. Ушинский понимает задачу педагога: изучать природу ребенка. В науке имеются разные теории лич­ности. В зависимости от понимания сущности личности строят-

ся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретиче­ское, но и большое практическое значение.

Научно-материалистический взгляд на сущность человека утверждает: человек — биологический вид, высокоразвитое жи­вотное, способное к сознанию, речи, труду. Личность понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной дея­тельности и общении. Это означает, что природные задатки получают развитие только в социальной среде. Личность -системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе. По К.К. Платонову, выделяются четыре подструктуры личности:

биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;

психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;

опыт: умения, навыки, знания, привычки;

направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр.

Таким образом, материализм считает, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развивается собственно личностное начало.

Иначе понимают сущность человека религиозные учения. Христианство, в частности, учит, что природа человека двойст­венна, в ней есть человеческое, греховное начало (тело,душа) и божественное, высшее — дух. Смысл человеческой жизни — приближение к богу, спасение, очищение через выполнение заповедей, духовный опыт. Сущность человека духовна и изна­чально задана верховными сверхчувственными силами.

3. Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы: подсознание («Оно»), сознание, разум («Я») и сверхсознание («сверх-Я»). Природной и разрушительно опасной основой личности 3. Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле «стимул-реакция», рассматривая личность как набор поведенческих реакций в от­вет на ситуации. Развитие личности происходит путем выработ­ки правильных реакций на внешние стимулы.

Как видно, и идеалистические, и материалистические уче­ния выделяют в личности природные, низшие, пласты и высшие структуры (дух, направленность, сверх-Я), однако объясняют

природу последних по-разному: дух имеет сверхчувственные ис­точники; направленность обусловлена социальным окружением человека, его общественной природой.

Понятие «индивидуальность» дополняет характеристику личности и означает конкретного человека с присущими только ему психофизиологическими и личностными свойствами.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 48; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ