I. АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА В Г. ИРКУТСКЕ

М. М. Журавлева

АНИМАЦИЯ В РЕКРЕАЦИИ И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций Иркутск 2011

УДК 379.81 ББК 77.02-77.04 Ж 91

Печатается по решению научно-методического совета Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» в г. Иркутске.

Журавлева М. М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011 г. - 135 с.

 

 

Курс лекций по дисциплине «Анимация в рекреации и туристской деятельности» предназначен для самостоятельного изучения дисциплины студентами очной и заочной форм обучения. В конспектах лекций рассматривается методика анимационной деятельности в туризме, методика организации и проведения туристских анимационных программ, современное состояние и перспектива развития анимационной деятельности в России и за рубежом. Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт». УДК 379.81 ББК 77.02-77.04

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..5 I. АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….6

Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туристский досуг», «культурно-досуговая деятельность»

II. ИСТОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНЕСТВ И ЗРЕЛИЩ ………...… 15 2.1. Хронология развития массовых празднеств и зрелищ ……………….15 2.2. Русская народная культура как основа анимационного сервиса …... 20 2.3. Календарь русских народных праздников …………………………... 22 III. СУЩНОСТЬ АНИМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ …………………………………………………………………… 27

3.1. Основные понятия туристской анимации …………………………… 27 3.2. Функции туристской анимации ……………………………………… 28 3.3. Типология анимации ………………………………………………….. 29 3.4. Виды анимации ………………………………………………………... 33 3.5. Анимация и спорт ……………………………………………………... 34 3.6. Особенности и значение гостиничной анимации …………………… 35 3.7. Понятие «менеджмент анимации» …………………………………… 37 IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ………………………………………………………………… 44

V. Роль аниматоров в организации и реализации анимационных программ ……………………………………………………………………………… 49 5.1. Особенности работы с туристами разных категорий ………………. 49 5.2. Формы работы с разными возрастными группами отдыхающих ….. 51 5.3. Национальные особенности туристов ……………………………….. 54 5.4. Анимационные программы для семейного круга …………………… 56 5.5. Гостиничные анимационные услуги и программы …………………. 58

VI. РЕКРЕАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ … 60

6.1. Отдых и рекреационная деятельность в туризме …………………… .60 6.2. Валеология как теоретическая основа туристской анимации …………… 61

VII. ДРАМАТУРГИЯ АНИМАЦИОННО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРОГРАММ ………………………………………………………………. 65 4 7.1. Сценарий как основной вид драматургии …………………………… 65 7.2. Особенности сценария анимационной программы …………………. 68 7.3. Использование средств в сценарной работе ………………………… 72 7.4. Принципы построения сюжета ………………………………………. 73 7.5. Монологические и диалогические формы информационноанимационной деятельности ……………………………………………… 75

VIII. Подготовка и разработка анимационных программ, массовых праздников, организация концертов, вечеров отдыха ……………… 78 8.1. Особенности подготовки и разработки анимационных программ … 78 8.2. Организация концертов и вечеров отдыха …………………………... 80 8.3. Стадии и процесс разработки новых анимационных программ ….. 84 8.4. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы ... 86 8.5. Принципы и методы туристско-анимационной деятельности ……. 88

IX. ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ ………………………………………. 90 9.1. Игра в образовательном и воспитательном процессе ……………... 90 9.2. Классификация игр …………………………………………………........ 93 9.3. Психолого-педагогические возможности игры ……………...…….. 96 X. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ………………………………………........ 100

Схема построения анимационных мероприятий ……………………….. 100 Задания …………………………………………………………………….. 101 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 119 ПРИЛОЖЕНИЕ. ИГРОТЕКА АНИМАТОРА ………………………. 121 Шуточные игры …………………………………………………………... 121 Домашний театр ………………………………………………………….. 124 Новогодняя вечеринка …………………………………………………… 128 Сценарий праздничного вечера 8 Марта «Для милых дам» ……………….. 131

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Деятельность порождает определенные отношения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества. Поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности, которая в туристском пакете определяется как анимация и имеет ряд предпосылок. Развлекаясь, человек удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Социальная направленность развития анимационной индустрии выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Анимационная индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего, воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Профессиональная деятельность специалиста анимационной сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы профессиональной деятельности анимационной сферы представляют собой сложное психологическое явление, составляющими которого являются: осознание общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, в создании условий для культурного досуга людей; состояние творческой удовлетворенности, радости и успеха; желание быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе анимационной деятельности; стремление занимать лидирующее положение в группе отдыхающих при организации их досуга, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям. Цель профессиональной деятельности специалиста-аниматора обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга.

I. АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туристский досуг», «культурно-досуговая деятельность» Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. В связи с этим, «…развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества»

1. Активное освоение личностью общественных и производственных отношений зависит от интересов и потребностей личности, ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга. В подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

1) деление времени на рабочее и внерабочее, когда «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;

2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «человек, свободный от дел, занятий…»

2. До начала XX в. понятие «досуг» означало свободное, незанятое время. Советский энциклопедический словарь дает такое определение: «Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.); спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми»

3. Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Следовательно, занятия определенными видами деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой дополнительный вид занятий по отношению к основному производственному роду деятельности. При этом не исключено, что на 1 Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М. , 1998. 2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. – М. : Русский язык, 1978- 1980. 3 Советский энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1989. 7 определенных этапах исторического развития какое-то из этих занятий поднимается до ранга основного. Об этом свидетельствует, например, развитие различных видов интеллектуальной и художественной деятельности от раннеисторических этапов до настоящего времени. Особый интерес представляет русская этнографическая школа в лице И. Абрамова, А. Афанасьева, А. Болотова, В. Даля, И. Забелина, М. Забелина, А. Ефременко и многих других этнографов. Благодаря их уникальным изысканиям сегодня имеется масса разнообразных сведений о досугово-бытовой жизни русского и других народов. В работах Н. Ф. Максютина  отмечается, что «культурно-досуговая деятельность есть подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творческой личности». Современные исследователи, такие, как Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско, разработали научный подход к технологии культурно-досуговой деятельности. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате культурно-просветительской работы использовались только понятия «организация» и «методика». С помощью понятия технологии культурнодосуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования. Непосредственное бытие личности и доминанты культурно-досуговой деятельности обусловлены характерами ментальности, ориентирами духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью технологического процесса. Стержнем технологии культурно-досуговой деятельности служит удовлетворение круга человеческих потребностей. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т. д. Возможности досуга, способствующего укреплению социальных групп, были известны уже на ранней стадии развития цивилизации, в связи с чем были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, т. е. одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха.

Максютин Н. Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. Казань, 1999, Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника: учеб. пособие. – Казань: Медицина, 1996, Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие. Казань, 2001, Максютин Н. Ф. Очерки истории досуга – Казань : Медицина, 2003. – 2-е изд., стер. 8

Существует много разнообразных современных типологий досуга

5 . Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный домашний и внедомашний; индивидуально и коллективно организованный. Культура досуга – это проявление внутренней культуры человека, предполагающее наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Перечислим ряд общих положений, которые позволяют охарактеризовать полноценный туристский досуг:

1. Обязательным «внешним» условием, предопределившим возникновение досуга вообще, а также любых его разновидностей, можно считать наличие свободного времени.

2. Деятельность человека в свободное время определяется объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью культурнодосуговых учреждений, курортов, гостиниц и т. д.

3. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни, поэтому можно утверждать, что досуг является общественно осознанной необходимостью.

4. Вместе с тем досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. В этой связи важно, чтобы и сам человек осознавал свою потребность в полноценном и содержательном проведении досуга. Значение данной потребности чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя и определяющих, условий недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека.

5. Кроме того, досуг безусловно подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому туристский досуг рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом заключается социальная роль туристского культурного досуга.

6. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такие условия можно обеспечить предоставлением каждому возможности активно проявить себя в различных видах отдыха и развлечений.

7. Нужно добиваться преодоления потребительского отношения туристов к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то другой, а не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д.

8. Деятельность туристов в сфере свободного времени основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к общению и творчеству. 5 Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М. , 1998.

9. В этой связи становятся актуальными вопросы общения в коллективах и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, коллективов и масс. Сегодня туризм становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала человека и общества в целом. Реализуя рекреационную цель, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, организаторы досуга создают такие мероприятия, в которых заложены программы рекреации, саморазвития и творчества. Термин «рекреация» впервые был введен в Америке в конце XIX века в связи с установлением нормированного 8-часового рабочего дня, выходных и отпусков. Это поставило общество перед необходимостью решать вопросы массового досуга населения. Термин рекреация – производный от латинских глаголов обновлять и восстанавливать. Значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с функциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств человека. С точки зрения производимого эффекта рекреация – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма (рис. 1). Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность, виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Рис. 1. Цель и результат рекреации Цель: Восстановление физических и духовных сил человека Отдых Досуг (организованный, культурный, например, туризм) Результат: восстановление физических и духовных сил человека Средства достижения цели

10. Таким образом, рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т. е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами. В Энциклопедии туризма рекреация определяется как:

1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);

2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

6. Рекреация направлена на:

- оздоровление человека путем снятия производственного и непроизводственного психического и физического утомления через движение; - удовлетворение и развитие культурных потребностей, познание окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования;

- повышение общей культуры здоровья человека при занятиях в оздоровительных центрах;

- повышение способности человека к труду, увеличение продолжительности сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваний и повышения жизненного тонуса;

- расширение сферы приложения труда; - увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания в учреждениях отдыха и в отраслях, косвенно связанных с рекреацией (производство спортивного оборудования и туристского снаряжения, строительство объектов рекреации);

- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения за счет организации рекреационных занятий. Энциклопедический словарь дает такое определение: «Отдых – состояние покоя либо деятельность такого рода, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности»

7. Отдых является неотъемлемой частью социальной, экономической и культурной жизни нации, а также одним из основных компонентов индивидуального и коллективного поведения личности. Это процесс, 6 Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин. В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2000. – С. 205. 7 Советский энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1989. – С. 959

11 направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию черт, которые делают человека счастливым. Счастье и позитивное мироощущение являются побочными продуктами полноценного отдыха. Другими словами, счастье дается тем, кто умеет хорошо отдыхать. Находясь на отдыхе, люди вместе радуются жизни, и это позволяет им установить более крепкие связи на основе приятных воспоминаний о хорошем совместном времяпрепровождении. Как известно, существуют пассивный и активный виды отдыха. Основной смысл такого разделения – определение видов передвижения и интенсивности деятельности человека в процессе отдыха. Выбор активного или пассивного отдыха зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих, а также финансовых возможностей. С течением времени, изменением возраста, уровня образования, жизненного опыта, семейного положения и доходов, а также других факторов образ отдыха постепенно меняется, трансформируется, преобразуется. Пассивный отдых – это состояние бездеятельности. Пассивный отдых и пассивные виды туризма ориентированы на более спокойную и менее напряженную, в смысле физических нагрузок, программу тура или туристского путешествия. Они рассчитаны на лиц, более склонных к спокойному, размеренному времяпровождению, требующему менее напряженного цикла перемещений и физиологических нагрузок. Пассивный отдых необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. На основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью и скуке. Удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик. В процессе активного отдыха происходит не только физиологическая подзарядка организма, но и развитие личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов. Существующей теорией активного отдыха выявлено, что наиболее эффективным способом снятия состояния утомления служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности, т. е. состояния нервных клеток от заторможенного до сильно возбужденного и наоборот. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью. Организация отдыха отличается сложной структурой и разнообразием форм проявления, то есть сильно дифференцирована. Дифференциация потребностей отдыхающих важна для определения 12 структуры и формы рекреационных занятий и рекреационного обслуживания. Помимо этого для достижения этой цели необходим анализ рекреационных ресурсов. Разнообразные виды отдыха определяют его специфику и различия в рекреационном обслуживании. Фонды размещения могут быть общественные, собственные, арендованные, принадлежащие другим гражданам (частный сектор) и т. д. К особой группе относятся виды отдыха, не требующие для реализации фондов размещения. По продолжительности отдых подразделяется на длительный (многодневный), отдых выходного дня, или уик-энд (2-3 дня), и однодневный. Различные виды культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек, обладают определенными характеристиками сложившихся значений, устоявшихся традиций, отобранных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и средств достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности и являются составляющими механизма технологии. Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют собой единство идеальных и предметных компонентов: - организационная подсистема – штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участников работы и т. д.;

- подсистема методической деятельности – сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т. д.;

- психологическая подсистема – формальная и неформальная структуры, отношения между участниками деятельности и т. д. С учетом общих физиологических и психологических способностей человека, проявляющихся в рекреационной, познавательной и творческой деятельности, в настоящее время осуществляется новое направление туристской деятельности – анимация, которая основывается на общих методах социально-педагогического воздействия на каждую личность в отдельности, на группы туристов, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе. Анимацию называют посредником между личностью и обществом. Существуют различные типологии форм анимационной деятельности: по субъекту деятельности (форма массовой, групповой, индивидуальной деятельности); по месту осуществления (домашние и внедомашние культурно-досуговые виды деятельности); по характеру организации (институционные, общественно-организационные и личностные формы культурно-досуговой деятельности) (рис. 2). 13 Рис. 2. Классификация туристской анимации на основе типологического подхода Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, то есть в деятельность, свободную от внешнего принуждения, становится основой развития и приложения сущностных сил личности. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, рождает у них новые потребности и, прежде всего, потребности в творчестве. Получив ночлег и питание, турист также хочет получить надлежащую долю развлечений. Развлечения, активные и пассивные, – непременный элемент тура, их набор зависит от направленности путешествия. Перечень видов развлечений зависит от национальности туриста, соблюдаемых им традиций и привычного образа жизни, есть также общие виды развлечений, легко воспринимаемые любыми группами туристов. Чаще всего развлечения построены на организации экскурсий на объекты туристского интереса (музеи, исторические памятники), обзорных экскурсий по городу или местности, наблюдении (природных явлений или красивых ландшафтов), иных познавательных или развлекательных мероприятий (например, посещения магазинов или игорных заведений). На курортах и в хороших отелях нанимаются специальные группы аниматоров, чаще всего из числа талантливой молодежи и студентов, которые активно развлекают туристов. Существует более 100 видов:

- Анимация по территориальному охвату,, по отраслевому признаку, по национальному признаку, по месту проведения, национальная государственная, городская, муниципальная, локальная, специальная, детская, юношеская, студенческая, молодежная, семейная, социальная, для пенсионеров, или инвалидов, этнографическая, межнациональная. национальная парковая, уличная, клубная, ассоциативная, специальная производственная, в учебных заведениях, туристская, рекреационная, гостиничная, трансферная, по возрастному признаку… 14 наиболее популярных развлечений, но благодаря фантазии устроителей и техническому прогрессу появляются все новые и новые. В анимационном сервисе можно выделить несколько элементов, базирующихся на видовых связях основных направлений анимационной деятельности (рис. 3)8 . Рис. 3. Видовые связи анимационного сервиса Структура и кадровый состав службы туристского комплекса зависят от его величины и типа, функционального назначения и номенклатуры технических анимационных систем, географического расположения, концепции и программ анимации, а также от других факторов. В свою очередь формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента является одной из важнейших задач главного аниматора туристического комплекса. В зависимости от его величины возможны различные (более или менее разветвленные) организационные структуры анимационной службы — отделы

9. Наиболее распространенная структура анимационной службы гостиничного предприятия приведена на рис. 4. Рис. 4. Структура анимационной службы гостиничного предприятия 8 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 72 9 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 72

Генеральный менеджер отеля, Генеральный менеджер анимационной службы, Организатораниматор, Менеджер мини-клуба, Спортивный инструктор, Менеджер шоу-отдела, Художник, Костюмер, Аниматоры, Виды анимации, Анимация в движении, Анимация через общение, Анимация через успокоение, Анимация через переживание, Творческая анимация. Культурная анимация…


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!