Буквенные обозначения звуков и тональностей.



 

МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ ДИЕЗНЫЕ БЕМОЛЬНЫЕ
До, до C,c Cis,cis Ces,ces
Ре, ре D,d Dis,dis Des,des
Ми, ми E,e Eis,eis Es,es
Фа, фа F,f Fis,fis Fes,fes
Соль, соль G,g Gis,gis Ges,ges
Ля, ля A,a Ais,ais As,as
Си, си H,h His,his B,b

 

Мажор-dur

Минор-moll

 

Квинтовый круг тональностей.

 

 

 


Триоль.

 

Деление длительности на три равные части вместо обычный двух образует триоль.

 

 

Диатонические и хроматические звуки.

Диатоническими называются звуки, образующие обычный семиступенный звукоряд мажора или минора.

Хроматическим называется звук, который получился в результате повышения или понижения на тон обычного диатонического звука.

Хроматические звуки могут быть проходящими или вспомогательными. Проходящий хроматический звук образуется между двумя соседнмим диатоническими ступенями:

 

Вспомогательный хроматический звук образуется между основной (диатонической ступенью и её повторением):

 

 

Модуляция, отклонение, сопоставление.

 

Кратковременный уход в другую тональность с последующим возвращением в основную называется отклонением.

Окончательный уход мелодии в другую тональность называется модуляцией.

 

Если новая тональность появляется внезапно, без плавного перехода, такая разновидность модуляции называется сопоставлением.

 

 

Модулирующая секвенция.

 

Если тональность каждого звена секвенции не меняется, то секвенция называется однотональной (диатонической). Например, Шопен. Вальс до-диез минор, осн. тема.

 

Если тональность каждого звена секвенции меняется, появляются хроматические звуки, то секвенция называется модулирующей. Например, Гурилев, романс «Сарафанчик», К-Ф № 506.

 

Гармонический мажор.

 

Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью. Его верхний тетрахорд совпадает с верхним тетрахордом одноименного гармонического минора. Благодаря одновременному присутствию свойств мажора и минора имеет необычное, красочное звучание, свойственное мелодике восточных песен.

 

Уменьшенное трезвучие на II ступени.

 

В миноре и гармоническом мажоре есть еще одно уменьшенное трезвучие (м.3+м.3), оно строится на II ступени.

Разрешается в неполное Т53 с удвоением терцового тона.

 

 

Обращения доминантового септаккорда.

Как любой септаккорд, D7 имеет три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккккорд и секундаккорд.

 

Первое обращение – квинтсекстаккорд – D65 – строится на терцовом тоне D7, то есть на VII ступени мажора и одноименного гармонического(!) минора. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками.

 

 

Звучит неустойчиво. Разрешается в Т53 с удвоенным основным тоном.

 

 

……………

 

Таблица аккордов.

Расположение в ладу Обозначения
I T53 , S64
II D 6 4 , Ум.53, D 4 3
III T6
IV S53 , D2
V T64 , D53 , D7
VI S6
VII D6 , Ум.53, D65

 

Субдоминантовые тритоны.

В натуральном миноре и гармоническом мажоре (в отличие от натурального мажора и гармонического минора) есть еще одна пара тритонов. Это ув.4 на VI и её обращение - ум.5 на II. Они получили название «субдоминантовые», так как хорошо сочетаются с IV  ступенью в басу. Разрешаются также, как и «доминантовые» - противоположным и встречным движением голосов.

 

 

Построение доминантсептакорда (и его обращений) от звука.

D7 состоит: б.3 + м.3 + м.3, или D53 + м.3, его нижний звук приравнивается к V ступени лада.

 

 

D65 состоит: м.3 + м.3 + б.2, или ум.53 + б.2, его нижний звук приравнивается к VII ступени лада.

 

D 43 состоит: м.3 + б.2 + б.3, его нижний звук приравнивается ко II  ступени лада.

 

D2 состоит: б.2 + б.3 + м.3, или б.2 + Б53 его нижний звук приравнивается к IV ступени лада.

 

 

Старинные размеры.

2

2

Размер 2 – простой, двухдольный. В такте две доли, каждая

2

 

равна половинной. Дирижировать как на две четверти, только взмахи крупнее и темп медленнее.

 

3

2

Размер 3 – простой, трехдольный. В такте три доли, каждая равна                        2 

половинной. Дирижировать как на три четвери, только взмахи крупнее и темп медленнее.

 

6

4

Размер 6 - сложный, так как каждый такт в нем состоит из двух

4

простых тактов по три четверти. Дирижировать так же, как и на

6                                                                                                          8, только взмахи крупнее и медленнее.

 

 

Вводные септаккорды.

Септаккорд, строящийся на VII в мажоре и гармоническом миноре, называется вводным септаккордом. Обозначается DVII7.

В мажоре DVII7 состоит из двух малых и одной большой терций, а его крайние звуки образуют малую септиму. В этом случае он называется малым вводным септаккордом.

В гармоническом миноре DVII7 состоит из трех малых терций, а его крайние звуки образуют уменьшенную септиму. В этом случае он называется вводным уменьшенным септаккордом.

 

Разрешается двумя способами:

1) в T53  с удвоением терцового тона;

2)в D65 – внутрифункциональное разрешение.

 

 

Гармонический мажор.

Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим, так как его верхний тетрахорд совпадает с верхним тетрахордом одноименного гармонического мажора.

 

В гармоническом мажоре, благодаря пониженной VI, образуются новые интервалы. Это – ув.2 на VI пониженной и ум.7 на VII (характерные интервалы), а также еще одна пара тритонов – ум.5 на II и ув. 4 на VI пониженной.

 

В гармоническом миноре, по сравнению с натуральным, изменяются и некоторые аккорды. Так, все субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, трезвучие на II ступени становится усеньшенным, а DVII7 – тоже уменьшенным вводным.

 

 

Пентатоника.

 

Пентатоника – особый натуральный лад, состоящий из 5 звуков. Он отличаеися от натурального мажора отсутствием IV  и VII ступеней, а от натурального минопра – отсутствием II и VI. Таким образом, в пентатонике нет полутонов.

 

Период.

С

 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 71;