Большие и малые трезвучия от звука.



Правило третьей линейки.

Рис. Написание штилей

При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх.

Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:

  • точка — ставится справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
  • две точки — увеличивают длительность ноты на половину и еще на четверть;
  • лига — вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной высоты, при этом продолжительность звучания будет равна сумме залигованных нот;
  • пауза — перерыв в звучании называется паузой, паузы имеют такие же длительности, как и ноты (рис. 1.6).

Рис. Паузы различной длительности

Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:

  • скрипичный ключ, или ключ соль (рис. 1.7) — означает, что на второй линейке нотного стана пишется звук соль первой октавы;
  • басовый ключ, или ключ фа (рис. 1.8) — означает, что на четвертой линейке нотного стана пишется звук фа малой октавы;

Рис. . Скрипичный ключ

Рис. . Басовый ключ

ключи до (рис. 1.9) — означает, что на линии, попадающей на середину ключа, пишется звук до первой октавы. Этот ключ применяется гораздо реже, чем скрипичный и басовый, и предназначен, в основном, для того, чтобы уменьшить количество дополнительных линеек.

Рис. . Альтовый ключ

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

Рис.  . Сложный пятидольный метр

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать значком "|". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается относительно сильной.

Ритм образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис. 1.11).

Рис. Различные ритмические рисунки

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой (рис. 1.12).

Рис. Тактовый размер

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли.

 

Тоника.

 

Тоника – самый устойчивый звук в песне. На тонике песня заканчивается.

 

Лад. Мажор и минор.

Лад – организация звуков вокруг тоники. Более яркие, светлые краски образуют мажорный лад. Звучащие более мягко, нежно – минорный лад.

 

Тональность.

 

Все звуки, с которыми ладит тоника, образуют тональность. Название тональности состоит из названия тоники и лада. Например: Соль мажор, ре минор. Знаки в тональностях выставляются при ключе.

 

Гамма. Строение мажорной гаммы.

 

Звукоряд лада от тоники до тоники образует гамму. Звуки гаммы называются ступенями. Их обозначают римискими цифрами (рис. 1), I ступень часто обозначается T.

 

Мажорная гамма состоит: тон+ тон+полутон+тон+тон+тон+полутон (рис.2):

 

 

Тоническое трезвучие.

В ладу I,III, и V ступени являются устойчивыми. Они образуют тоническое трезвучие (рис.3):

 

 

Вводные звуки.

 

Вводные звуки – это II и VII ступень лада. Они окружают тонику, то есть «ведут» к ней. Они очень неустойчивые и требуют разрешения (перехода) в тонику.

 

Рис. 4

 

 

Разрешение неустойчивых ступеней.

Это переход неустойчивой ступени в устойчивую.

 

 

Рис. 5

 

Опевание I, III и V.

 

Рис. 6

 

 

Затакт.

Затакт – это неполный такт, с которого начинается песня.

 

 

Рис. 7

 

Одноименные тональности.

 

Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые тоники, называются одноимёнными. Например, Ре-мажор и ре-минор.

 

Параллельные тональности.

Две тональности, у которых одинаковые звуки, но разные лад и тоника, называются параллельными. Например, Соль-мажор и ми-минор.

 

Замечание: VI в мажоре = I в параллельном миноре.

              III в миноре = I в параллельном мажоре.

 

Знаки, удлиняющие звук.

                                     

                                  - фермата

                                  - лига

 

Натуральный минор.

 

Это минор, в котором все звуки совпадают со звуками параллельного мажора. Он строится так: тон –полутон -два тона -полутон -два тона.

 

 

Рис.8

 

Гармонический минор.

 

Это минор, в котором повышена VII ступень. Она отстоит от тоники на полутон.

 

 

Рис. 9

 

Мелодический минор.

 

 В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени. При обратном движении вниз чаще всего звучит как натуральный.

 

Рис. 10

 

Знаки сокращения нотного письма.

                                                    - вольты

                                                    - репризы

                                                    -

                                                -

 

Интервалы

Интервал — сочетание двух звуков, взятых одновременно или по очереди. Звуки интервала, взятые поочередно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний - вершина. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала):

  • прима — 1, первая ступень (звучание двух звуков в унисон);
  • секунда — 2, вторая;
  • терция — 3, третья;
  • кварта — 4, четвертая;
  • квинта — 5, пятая;
  • секста — 6, шестая;
  • септима — 7, седьмая;
  • октава — 8, восьмая.

Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы.

         
  Название Обозначение Количественная величина  
  Чистая прима 4.1 0 тонов  
  Малые секунды м.2 0,5 тона  
  Большие секунды 6.2 1 тон  
  Малые терции м.З 1 ,5 тона  
  Большие терции б.З 2 тона  
  Чистая кварта ч.4 2,5 тона  
  Увеличенная кварта ув.4 3 тона  
  Уменьшенная квинта ум. 5 Зтона  
  Чистые квинты ч.5 3.5 тона  
  Малые сексты м.6 4 тона  
  Большие сексты 6.6 4,5 тона  
  Малые септимы м.7 5 тонов  
  Большие септимы 6.7 5,5 тонов  
  Чистые октавы ч.8 6 тонов  
         

Все перечисленные интервалы (рис. 1.16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора.

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (рис. 1.17).

 

Консонансы звучат мягко, пусто, чисто. Диссонансы – резко.

 

Интервал квинта.

Интервал ч.5 охватывает пять ступеней и содержит 3 с половиной тона. Чистую квинту образыют I и V ступени лада, т.е. крайние звуки тонического трезвучия. В одноименных тональностях её образуют одинаковые звуки. Ч.5 звучит широко, пусто, спокойно.

 

 

Рис.11

 

Интервал терция на I ступени в мажоре.

 

Интервал терция охватывает 3 ступени. Большая терция – б.3 - содержит 2 тона, а малая – м.3 – 1.5 тона. На I ступени в мажоре строится большая терция, а в миноре - малая. Терция – начало трезвучия: б.3 – мажорного, м.3 – минорного.

 

Рис.12

 

Интервал кварта .

 

Интервал кварта охватывает 4 ступени. Чистая кварта содержит 2,5 тона. Ч.4 на V звучит твердо, устойчиво. В одноименных тональностях её образуют одинаковые звуки.

 

 

                                                   Рис.13

 

Интервал секунда.

 

Интервал секунда охватывет две соседние ступени. Большая секунда (б.2) – содержит 1 целый тон, малая (м.2) – полутон.

Интервал секунда всегда звучит неустойчиво и требует разрешения. Малая секунда звучит более остро, чем большая.

 

 

Рис.14

 

Размер такта 4

 

Размер 4 – сложный, поскольку каждый такт как бы состоит из двух

 

простых по 2. Таким образом, в такте 4 доли, и каждая длится четверть

 

(один удар). Первая доля – сильная, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая – слабая.

 

 

Рис. 15

                  

                           

 

Интервал терция на I, III, IV и V.

 

В мажоре на I, IV и V строятся б.3, а на III – м.3.

 

 

Рис.16.

В миноре на I, IV и V строятся м.3, а на III – б.3.

 

 

Рис.17

 

 

Интервал секста.

 

Интервал секста охватывает 6 ступеней. Звучит широко и мелодично. Большая секста (б.6) содержит 4.5 тона и звучит светло, мажорно. Малая секста (м.6) содержит 4 тона и звучит мягко, минорно.

В мажоре на I и V строится б.6, а на III – м.6.

В миноре на I и V строится м.6, а на III – б.6.

 

Обращение интервалов

 

Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам.

1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1

 

Рис.18

Аккорды. Трезвучия.

 Аккорд –сочетание трех и более звуков.  Аккорд строится и читается всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучие — сочетание трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З
  • увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З
  • уменьшенное трезвучие

 

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены только по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой.

Обращения трезвучий.

Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. Каждое трезвучие имеет два обращения.

Первое обращение тонического трезвучия (Т53) называется тонический секстаккорд, второе – тонический квартсекстаккорд.

Секстаккорд (Т6) строится на терцовом тоне Т53, т.е.на III ступени лада, и состоит из терции и кварты. Его крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (Т64) – строится на квинтовом тоне Т53, т.е. на V ступени лада, и состоит из кварты и терции.

 

Рис.19

Главные ступени лада

К ним относятся:

I – тоника (Т)

IV – субдоминанта (S)

V – доминанта(D)

Главные трезвучия

 

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои названия:

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени -- доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.

В гармоническом миноре из-за повышенной VII  ступени D 53 чаще всего встречается в гармоническом виде (мажорное).

 

Рис. 21

Секвенция

Это мелодия, состоящая из одного мотива (звена секвенции), которая повторяется от разных ступеней тональности. Секвенция может излагаться вверх или вниз, возможно проведение от каждой ступени, либо через ступень. Секвенция бывает точная, бывает варьированная.

 

Рис. 22

 

 

 

Рис. 20

 

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными.

Рис. 21

Разрешение субдоминантового трезвучия.

Субдоминантовое трезвучие (S53) – неустойчивое. Оно разрешается в T6. При этом устойчивы звук (I) остается на месте, а два других идут на ступень вниз.

 

Рис.23

 

Разрешение доминантового трезвучия.

 

D53 звучит еще более неустойчиво. Оно разрешается в T 64. При этом устойчивый звук (V) остается на месте, а два других идут на ступень вверх.

 

 

Рис.24

 

Одноименные трезвучия.

 

Мажорное и минорное трезвучия с одной тоникой называются одноименными.

 

Рис.25

 

Большие и малые трезвучия от звука.

 

Мажорное трезвучие (большое) состоит из б.3 + м.З. Его крайние звуки составляют ч.5. Обозначается Б53.

Минорное трезвучие (малое) состоит из м.З + б.З . Его крайние звуки также образуют ч.5. Оно обозначается М53.

 

 

Рис.26

Большие и малые секстаккорды от звука.

Большой (мажорный) секстаккорд состоит: м.3+ ч.4. Обозначается Б6.

Малый (минорный) секстаккорд состоит: б.3+ ч.4. Обозначается М6.

Тоникой в секстаккорде является его верхний звук.

 

Большие и малые квартсекстаккорды от звука.

 

Большой (мажорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+б.3. Обозначается Б64.

Малый (минорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+м.3. Обозначается М64. Тоникой в квартсекстаккорде является его средний звук.

 

 

Рис. 27

 

Интервал септима.

 

Интервал септима охватывает семь ступеней. Большая септима содержит 5,5 тонов. Малая септима – 5 тонов. Большая септима – выраженный диссонанс, звучит очень резко и грязно. Малая септима – также диссонанс, однако звучит более приятно.

 

 

Рис.28

 

На пятой ступени в одноименном мажоре и миноре строится м.7. Она имеет два способа разрешения: в сексту и в терцию:

 

 

Рис.29

 

Доминантовый септаккорд.

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом, так как его крайние звуки образуют септиму.

Септаккорды есть на всех ступенях мажора или минора. Септаккорд на V ступени называется доминантовый и обозначается D7. Он состоит: б.3+м.3+м.3 или D53+ м.3. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками.

 


 

 

Рис.30

 

D7 разрешается в неполное Т53 с утроенным основным тоном (отсутствует квинтовый).

 

Рис.30

 

 

Размер 6

              8.

 

        

Размер 6

8 - сложный размер, так как каждый такт в нем состоит из двух простых тактов по 3

                       8.

 

 

6

8  *   *   *           *   *   *

 

Первая доля – сильная, четвертая – относительно сильная. Вторая, третья, пятая и шестая – слабые.

В основе дирижирования на 6

8, как и для всех сложных размеров лежит крестообразная схема:

 

                  

 

 

Рис.31

 

 

6

8

 

                           

Тритоны.

 

Это особая категория интервалов. К ним относятся увеличенная кварта (ув. 4)  - охватывает четыре ступени - и уменьшенная квинта (ум.5) – охватывает пять ступеней. При этом оба интервала содержат ровно по три тона.

Ув. 4 и строится на IV, а ум.5 на VII в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Звучат резко, неустойчиво.  Разрешаются по ладовому тяготению, кварта как бы раскрывается, квинта - закрывается:

 

Рис.32

 

Ув.4 обращается в ум.5 и наоборот.

 

Рис.33

 

 

Уменьшенное трезвучие.

 

Трезвучие, состоящее из двух малых терций, называется уменьшенным, так как его крайние звуки образуют ум.5. Строится только на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Разрешается в неполное Т53 с удвоением основного тона.

 

 

Рис.34

 

Ум. 53 входит в состав D7.

 

 

Рис. 35

 

Обращения D 53.

D 6 - первое обращение D 53.

 

D 53, как и всякое любое трезвучие, имеет два обращения. Первое называется доминантовый секстаккорд. Обозначается D6. Он строится на VII в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т53.

 

Рис.36

 

 

D 64- второе обращение D 53.

 

Второе обращение D53 называется доминантовый квартсекстаккорд. Обозначается D64. Он строится на II в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т6.

 

Рис.37

 

Обращения S 53.

 

S 53 также имеет два обращения. Первое называется субдоминантовый секстаккорд. Обозначается S6. Он строится на VI  и разрешается в Т64.

Второе – субдоминантовый квартсекстаккорд – S64. Он строится на I и разрешается в T 53.

 

 

Рис. 38

 

Каденция.

Возможны два варианта толкования этого слова. Первое – развернутый виртуозный пассаж в середине или ближе к концу инструментального концерта. Второе – музыкальный оборот, которым завершается музыкальная мысль (каданс).

 


 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 121;