О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯН 1 страница



А в ней 3 статьи

1. На патриарших приказных и на дворовых людей и на детей

боярских и на крестьян и на всяких чинов людей, которые живут в

патриарших в домовых вотчинах, во всяких делех суд давати

безсрочно на патриарше дворе, потому что при прежних государех и

блаженные памяти при великом государе царе и великом князе

Михаиле Феодоровиче веса Русии ни в которых приказех на них суда

не давали, а судили их на патриарше дворе, что судные дела

слушает и указывает патриарх.

2. А будет патриарши приказные люди в каком деле праваго

обвинят, а виноватаго оправят по посулом или по дружбе, или по

недружбе, и тем людем, кто будет обинен не по делу, на тех

патриарших приказных людей бити челом государю, и по тому

челобитью спорные дела ис патриарших приказов взносити к государю

и ко всем бояром. Да будет сыщетца, что патриарши судьи кого

обинят не по делу, и тем патриаршим судьям за их неправду указ

чинить против того же, как указано о государевых судьях.

3. А которые патриарши приказные и дворовые люди и дети

боярские и патриарши крестьяне учнут в которых приказех на каких

людех всяких дел искати, а ответчики на них в тех же приказех, не

сходя с суда, учнут встречно искать, и на них суд давать в тех же

приказех.

 

ГЛАВА XIII                                                     170

О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ

А в ней 7 статей

1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их

приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их

крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на

строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и

на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной

причет, во всяких делех, по нынешнее государево уложение, суд

даван в Приказе Болшаго Дворца.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа

Русии, по челобитью столников, и стряпчих, и дворян московских, и

городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и гостиные, и

суконные, и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и

посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно, и на

митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их

приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их

крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на

строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и

на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной

причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском

приказе.

2. А которые митрополичьи, и архиепископли, и епископли

приказные и дворовые люди, и дети боярские, и крестьяне, также и

розных монастырей архимариты, и игумены, и строители, и келари, и

казначеи, и соборные и рядовые старцы, и монастырские слуги, и

крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людех, а

ответчики после его ответу учнут по челобитным на тех исцах

искати своих исковых дел, и тем ответчиком на митрополитов, и на

архиепископов, и на епископов, и на архимаритов, и на игуменов, и

на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на соборных и на

рядовых старцов, и на митрополичих, и на архиепископлих, и на 171

епископлих приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и

на монастырских слуг, и на крестьян, по их исковым челобитным,

суд давати в тех же приказех, против их ответчиковых челобитен.

3. А которые патриарши, и митрополичи, и архиепископли, и

епископли, и монастырские, и бояр, и околничих, и думных, и

всяких чинов московских людей, прикащики, и крестьяне живут в

городех во властелинских и в боярских вотчинах и в поместьях, и

на тех патриарших и митрополичих, и на архиепископлих, и на

епископлих, и на монастырских, и на боярских, и всяких чинов

людей, на прикащиков, и на людей их, и на крестьян в городех

всяких чинов городовым людем, и на городовых людей патриаршим и

иных властелинским, и монастырским, и боярским, и околничих, и

думных, и всяких чинов московских людей прикащиком, и крестьяном

давать суд по дватцеть рублев, а больши дватцети рублев и в

вотчинных и в поместных и в холопьих делех на них в городех суда

не давать, опричь тех городов, в которых городех по государеву

указу бывают с воеводами дьяки, и опричь понизовых городов,

которые городы ведают в Казанском Дворце.

4. А на которых служилых людех учнут искати исков своих

духовнаго чину люди и монастыри, а в челобитных их будут написаны

имена архимаритов, и игуменов, и келарей, и казначеев, и старцов,

и попов, и дьяконов, и били будет, и бесчестили, и грабили их

самих, или им самим какие обиды учинили, и в тех искех, где

челобитье иноческаго и священническаго чину, по преданию Святых

Апостол и по правилом Святых Отец, быти жеребью, а крестному

целованью не быть, для того, только архимариту, и игумену, и

попу, и дьякону, или в их место кому крест целовать, и тому не

священствовать.

5. А будет в челобитных написаны будут имена властелинские,

и старческие, и попов, и дьяконов, а обиды какия починилися в

вотчинах их, или инде где слугам их, или крестьяном, в каких

делех нибудь, и в тех искех жеребью не быть, а давать им с

слугами и с крестьяны веру, крестное целованье.

6. А будет которые исцы или ответчики, мирские люди, учнут

бити челом, чтобы духовнаго чину людей в и(ы)скех вместо веры и

жеребья, допрашивати патриарху, и митрополитом, и архиепископом,

и епископом, священническаго чину по священству, а иноков по 172

иноческому обещанью, и тем бы судные дела вершить, и тем мирским

людем, исцом и ответчиком, с священническим, и иноческим чином

дать на волю, чего они похотят, по жеребью ли, или по

святительскому допрашиванью, и к тем скаскам мирским людем велеть

руки прикладывать, да по тому и дела вершить.

7. А на пашенных на всяких людей в управных делех суд давать

на те же сроки, на которые сроки указано будет суд давати на

дворян и на детей боярских потому, что за крестьян своих ищут и

отвечают они же дворяне и дети боярские во всяких делех, кроме

татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.

 

ГЛАВА XIV                                                      173

О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ

А в ней 10 статей

1. Которым Московскаго государства всяких чинов русским

людем доведетца по судным делам изо всех приказов крест целовать,

и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А

возрастом бы те люди были, кому целовати крест, в дватцать лет, а

меньши дватцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать.

А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.

2. А будет кто сам, или за кого люди его поцелуют крест в

розных искех трожды, а после того будет кто учнет на нем чего

искать, или он сам на ком чего учнет искать, а по тем делам

дойдет до веры, и похочет он в и(ы)сцове, или в своем иску крест

целовати в четвертые, и то дело вершить сыском, а крестнаго

целованья в том деле ему не давать. А будет про то дело сыскать

нечем, и то дело розымать пыткою.

3. А будет на русских людех учнут искать литва, или немцы,

или татаровя, или иные всякие иноземцы, а в том их иску доведетца

крест целовать русским людем, а иноземцом крест ставить, и

русских людей в и(ы)ноземцовых искех ко кресту приводить в

приказех, где которой иноземец учнет искати, а крест для того

держати в приказе написав на иконе. Так же будет и русской

человек учнет искати на иноземце, а к вере доведетца приводити

иноземца, и иноземцов к вере приводити по их вере в приказех же.

4. А которой человек Московскаго государьства взыщет на

чюжеземце чего нибудь, и чюжеземец в том его иску даст ему на

душю, и он в том своем иску похочет крест поцеловать, и ему в том

дать на волю. А будет он в том своем иску креста поцеловать не

похочет, или на нем на самом учнет чего искать чюжеземец, а он в

том чюжеземцове иску креста целовати не похочет же, и учнет бити 174

челом, чтоб ему с чюжеземцом в вере дати жеребей, кому крест

целовать, и им в том дати жеребей, и чей жеребей выметца, и тому

поцеловав крест, свое и взяти, или отцеловатца.

5. А которым людем исцом, или ответъчиком доведетца целовать

крест, и ко кресту приводить самим, а людей у них нет, и те исцы

и ответчики сами будут меньши дватцати лет, лет в пятнатцать, а

переменитца им будет неким, и тем исцом и ответчиком по неволе

крест целовать, и ко кресту приводить самим, хотя кто и меньши

дватцати лет. А меньши пятинатцати лет никому креста не целовать,

а целовати за них крест тем, кто за них в суде будет. А наемным

людем и подставою креста не целовать, и ко кресту не приводить

никоторыми делы.

6. А быть у крестнаго целованья дворянину да подьячему, для

береженья из сотен целовалником. А крест целовати исцом и

ответчиком в своих искех в сентябре, в октябре со 2-го часа по

6-й час дни; в ноябре, в декабре, в генваре, в феврале с 1-го

часа по 5-й час дни; в марте, во апреле, в мае, во июне со 2-го

часа по 7-й час дни; во июле, во августе с 3-го часа по 6-й час

дни; а после указных часов и в вечере креста не целовати. А

велети исцом и ответчиком у крестнаго целованья ставитися три

дни.  А которые люди истец или ответчик у крестнаго целованья на

третьей ставке не станет самовольством, без челобитья, или и

станет, да во указныя часы креста не поцелует, или кто кого в те

часы ко кресту не приведет, и того тем обвинити.

7. А которые люди учнут на ком искати своих исков, а в

жалобе напишет того самого, до кого ему будет дело, до человека

его имянно, и ответчик возмет на душю человеку своему, и имя тому

человеку скажет, и в таком деле крест целовати ответчикову тому

человеку, которой его человек будет в жалобе написан, а не тому,

кого тот ответчик в суде имянем скажет.

8. А которые исцы ищут на ответчиках рублев трех сот и

больши, а на суде даст ответчик на душю исцу, и в том иску крест

целовати одному человеку, кому ответчик поверит. А будет ответчик

возмет на душю своему человеку, и в человеке дати на волю исцу,

кому истец поверит. А кто на ком ищет не сходя с суда по двум или

по трем челобитным разных исков, а ответчик в тех во всех искех

возмет себе на душю, или даст исцу на душю, а опричь веры 175

крестнаго целованья тех дел вершити будет нечем, и в тех искех

ответчику, или исцу крест целовати во всяком иску порознь.

9. А кто крест поцелует, или кто кого ко кресту приведет не

на правде, и сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити

жестокое наказание, против того, как о том писано выше сего в

суде о крестьянех.

10. А в правилех Святых Отец про крестное целование

написано. Будет крестьянин крестьянина напрасно приведет к

крестному целованию, и велит крест поцеловати, и он крест

поцелует на том, что он прав, и таковаго по нужди кленьшагося

великий Василий на шесть лет запрещению подлагает, сиречь от

церкве отлучает, по осмьдесят второму правилу своему.

А будет велможа крест поцелует, или велит кому иному крест

поцеловати накриве, и таковых священником в церковь Божию не

пущати и в домы их не приходити, и Божественаго пения в домех у

них не пети. А будет поп учнет в чьем нибуди дому Божественое

пение пети, а такия ротники, которые учинили крестное целование

накриве, тут же будут, и их из тоя храмины вон выслати. А кто

крест поцелует накриве, и тому великий Василий в шестьдесят

четвертом своем правиле полагает запрещение на десять лет, два

лета да плачется, три лета да послушает Божественных Писаний,

четыре лета да припадает, и едино лето да стоит с верными и потом

Божественнаго причащения причастится.

О томже царя Льва Премудраго новая заповедь 72-я повелевает

кленущемуся во лжю язык урезати, аще после обличен будет. А кто

покаяния просит, и поп даст ему заповедь на та лета, в

понедельник, в среду, и в пяток единою днем ясти хлеб с укропом,

во вторник же и в четверток дважды с варивом без масла. И того

ради подобает отцем духовным детей своих духовных поучати и

наказовати страху Божию, и чтобы промежю себя и в соседстве жили

любовно, не крали, и не разбивали, и не ябедничали, и на лжи не

послушествовали, и чюжаго не восхищали, и сами не обидили, и

скверными речьми не укорялися, и накриве бы креста не целовали, и

именем Божиим во лжу не ротилися и не клялися, занеже

православным християном крестное целование ротою и накриве в

конец отречено бысть священными правилы, но вдан от Христа

християном крест на освящение и просвящение и на отгнание врагов 176

видимых и невидимых, и того ради православным християном достоит

святому кресту верою покланятися и истинною, и чистотою, и того

честнаго креста целовати со страхом, и с трепетом, и с чистою

совестию, и целуяй тако крест освящает себе и от болезни и от

недуг всяческих исцелевает. А не верою и не истинне на лжи целуяй

крест, и той бо лжи обещник есть, и не исцелно вреждает себе, и

по Писанию яко христоубийца вменяетца таковый поругатель честному

кресту. Всего злее преступати крестное целование, и целовати

святыи крест, или икона Святыя Богородицы, или иного Святаго

образ. Се бо видев Захария пророк, сходящ серп огнян с небесе на

землю, и вопроси, что есть Господи серп сей; и рече, гнев Божии

есть, посылается от руки Божия на тех, иже ходят накриве к роте,

да поженет пламень их, и душа предастся огню негасимому.

Да и в выписях к крестному целованью сию статью из правил

Святых Апостол и Святых Отец по всем судным делам писать, и

велеть тое статью у крестного целованья подьячим вычитать истцам

и ответчиком при многих людех вслух, чтобы про то всякие люди

ведали, как про крестное целование в правилех Святых Апостол и

Святых Отец написано.

А которые люди к кому приставят не в больших искех, в рубле

или меньши рубля, и тем давати к и(ы)ску их жеребей. А кто учнет

искати болши рубля, и в том иску давати крестное целование.

 

ГЛАВА XV                                                       177

О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ

А в ней 5 статей

1. У кого будет тяжба в чем нибудь с митрополиты, или со

архиепископы, или с епископы, или с монастыри, и те власти с ними

в тех делах помирятся, и записми укрепятся, что им впредь тех дел

не всчинати, а после того в тех местех будут иныя митрополиты,

или архиепископы, или епископы, и в монастырех архимариты, и

игумены, и келари, и строители, и учнут те прежния дела всчинати,

а про прежних властей учнут говорити, что те прежние власти

мирилися, и записи давали не делом, и тому их челобитью не

верити, и тех дел не переделывати, быти по тому, на чем

помирилися прежние власти.

2. А будет у которых помещиков или у вотчинников тяжба будет

с кем нибудь о крестьянех, или о бобылях, или о землях и о всяких

поместных и вотчинных угодьях, и в том они с кем помирятся, и

записми укрепятся, что им впредь тех дел не всчинати, а после

того тех помещиков и вотчинников поместья их или вотчины даны

будут иным помещиком или вотчинником, и новые помещики или

вотчинники учнут те прежния дела всчинати, а про прежних

помещиков и вотчинников учнут говорити, что те прежние помещики

или вотчинники в тех делах мирилися, и записи на себя давали

неделом, и тому челобитью новых помещиков и вотчинников не

верити, и старых дел не всчинати, а быти тем старым делам по

тому, на чем помирилися прежние помещики и вотчинники.

3. А будет кто помещик, или вотчинник ис поместья своего,

или из вотчины крестьянина своего или бобыля отпустит на волю и

отпускную ему даст, а тот крестьянин, или бобыль написан за ним в

писцовых книгах, а после того то поместье, или вотчина отдана

будет кому иному, и новой помещик, или вотчинник   о том

крестьянине или о бобыле, котораго отпустил прежней помещик или

вотчинник, учнет бити челом, что того крестьянина или бобыля

прежней помещик или вотчинник отпустил неделом, и чтобы того 178

крестьянина или бобыля отдати ему, и будет которой крестьянин или

бобыль отпущен из вотчины с отпускною, и того крестьянина новому

вотчиннику не отдавати. А будет которой крестьянин отпущен будет

ис поместья, и того крестьянина по писцовым книгам отдати новому

помещику потому, что ис поместей помещиком крестьян на волю

отпускати не указано.

4. А которыя судныя всякия дела всяких чинов людей во всех

приказех по государеву указу и по боярским приговором вершены до

нынешняго уложенья, и тех судных дел впредь не всчинати, и быти

тем делам по тому, как те дела вершены прежде сего.

                О третейском суду

5. А будет кто истец и ответчик поговоря межь собою

полюбовно, пойдут на суд перед третьих, и дадут на себя третьим

своим запись, что им их третейскаго приговору слушати, а будет

они третейскаго приговору не станут слушати, и на них взяти

государева пеня, что государь укажет, да третьим бесчестье. И по

той их записи третьие дело их вершат и дадут исцу и ответчику

розныя приговоры: один третей исца оправит, а ответчика обвинит,

а другой третей ответчика оправит, а исца обвинит, и по челобитью

исца или ответчика то третейское дело и приговоры и третейскую

запись у третьих взяти в приказ. Да будет та запись написана з

государевою пенею и то третейское дело вершити по суду и по

третейскому приговору, которой третейской приговор написан будет

против судного дела. А которой приговор написан не делом, и тот

приговор оставити, а третьему за тот неподельной приговор учинити

наказание, или по записи взяти на нем пеня, что государь укажет,

да на нем же велети тому, кого он не по делу обвинит, доправити

проести и волокиты с того числа, как то дело зачнется, да по то

число, как то дело вершится, по гривне на день.

А в которой третейской записи государевы пени будет не

написано, и того третейского дела у третьих в приказ неимати. А

будет третьие дело вершат, и правому на виноватаго приговор дадут

оба один, а тот, на кого они приговор дадут, учнет на них бити

челом государю, что они его не по делу обвинили, и по тому его


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!