Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.



Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним – активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, – это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора[36]. Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же – остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании – общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,
Бога боящиеся * руки простирали к Нему,
милость от Него испрашивая
и прекращение зол.
С этими же по обычаю молился * и царствующий,
воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.
«Даруй мне, – * вопиял он, – Спасе, * как Давиду Твоему,
победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.
Спаси верный народ Твой, * как милостивый,
как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ – «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY – «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, – это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555–556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти – 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец»[37].

 

Диакон Владимир Василик

17 октября 2014 г.

 

[1] Gelzer. S. 76.

[2] Pitra. Sanctus Romanus veterum melodorum princeps. Cantica sacra ex codicibus mss. Monasterii S. Ioannis in insuoa Patmo. Roma, 1888. P. 42.

[3] Philipps 1622, f 42 r (XIV в.). – Delehaye S. Romanos le Melode // Analecta Bollandiana. 13 (1894). P. 441.

[4] Рукопись X–XI в. – Патриаршая библиотека. Кодекс № 40. Л. 19.

[5] Сodex patmiacus. 241, 12 saec. f 30 v.

[6] Τομαδάκη Νικολαου. Βυζαντινη υμνογραφία και' ποίησις. Αθῆναι, 1966.

[7] Papadopoulos-Kerameus A. Varia sacra graeca. Petersbourg, 1909. P. 20.

[8] S. 11–22.

[9] Grosdidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. Paris, 1977. P.169. Перевод д. В. Василика.

[10] Theophanis chronographia / Ed, C. de Boor.. Lipsiae, 1883. P. 227–228.

[11] Древняя традиция, фиксированная 14-м правилом Трулльского Собора.

[12] Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. by P. Maas, K. Trypanis. Vol. I. Cantica Genuina. Oxford, 1963. № 33. P. 259–266 (далее – Maas-Trypanis).

[13] Maas-Trypanis. P. XXII.

[14] Grosdidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. P. 184–185.

[15] Maas-Trypanis. T. II. Cantica dubia. № 62. P. 62.

[16] В связи с этим св. Иоанн Златоуст категорически убеждает своих слушателей скорее умереть, чем идти лечиться к еврейским врачам (P.G. T. 48, 854).

[17] Гимн 62. 24, 6 // Grodidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. P. 305; Lampe G.W.H. Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 118.

[18] Grodidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. P. 181.

[19] Zacharia Scholasticus. Vita Severi / Ed. M.A. Kugener // Patrologia Orientalis. T. 2. Paris, 1907. P. 52.

[20] Кроме того, в византийском греческом слово Αιγύπτιος в ряде контекстов означало «глупый, неразумный», «еретик».

[21] См. Janin R. La region occidentale de Constantinople // Revue des Etudes Byzantines. 15. (1957). P. 115–116; Janin R. La geographie ecclesiastique de l’empire byzantin. Paris, 1969. P. 193–195.

[22] Acta Conciliorum Oecumenicorum. Berolini, 1938. T. III. P. 70.

[23] Известно, что поэт Иоанн Кириотис, живший в этом квартале, носил свое прозвище по церкви Богоматери. См.: Sajdak J. Que signifie Κυριώτης Γεωμέτρης? Byzantion. 6. (1931). P. 343–353.

[24] Μιτσάκης Κ. Βυζαντινη υμνογραφία. Αθηναι, 1986.

[25] Emerau C. Saint Ephrem le Syrien. Son oeuvre. Litteraire grecque. Paris, 1919. P. 5.

[26] Legouis E., Cazamian L. A History of English Literature. London, 1957. P. 35–36.

[27] Достаточно упомянуть Д.И. Менделеева, увидевшего свою таблицу во сне, а также А.С. Грибоедова, увидевшего на Кавказе во сне «Горе от ума».

[28] Grodidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. P. 243.

[29] Lampsidis.

[30] Поэтический перевод С.С. Аверинцева. – Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. С. 260, 262.

[31] Grodidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. P. 245.

[32] Xanthopoulou Nikephorou Kallistou. Ermeneia eis tous Anabathmous. Ierosolyma, 1862. P. 127–128.

[33] Georgius Hamartolus. Chroniikon / Ed. C de Boor. Lipsiae, 1889. P. 616.

[34] Procopius. De aedificiis. 1, 3. 6.

[35] Georugius Hamartolus. Chronikon (recensio brevis) // P.G. 110. 940.

[36] Procopius. De bellis.1. 24, 43.

[37] Хождение Антония Новгородского. М., 1880. С. 105.

 

https://pravoslavie.ru/74385.html

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!