Ценностные основания личностно ориентированного воспитания



(1995 г.)

Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педа­гогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспи­тательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологи­ях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания.

У К.Н. Вентцеля есть тонкое замечание о том, что культура предпо­лагает культ человека. «В прежние времена царип культ предков: вопя предков, запечатленная в религиозных верованиях, обычаях, тех или других преданиях, составляла абсолютный закон, господствующий над жизнью единичного человека и общества. Настоящее время, по край­ней мере в его существенных чертах, может быть охарактеризовано как культ взрослого человека, являющегося хозяином жизни, налагаю­щего на все свою печать и диктующего всему свою властную волю. Будущее несомненно явится культом ребенка, этого носителя и источ­ника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на беспредельное об­новление всех сторон человеческого существования» (Свободное воспи­тание: Сборник избранных трудов. М., 1993. С. 135).

Абсолютной ценностью воспитания и является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек — это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом из­мерении — зто гуманистический, личностно ориентированный процесс.

Для выявления сущности личностно ориентированного воспитания важно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и куль­
турной. Соответственно этому и рвбенка необходимо рассматривать в трех измерениях — как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосу­ществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек — существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных эта­пах признается противоречие между социальным и биологическим, при­родным началом. И единственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» человеческих потребностей.

Между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия мвжду природным и социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естествен­ное вхождение в социальную жизнь.

В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпи­центр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонен­том его целостности.

Опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, ду­ховности, жизнетворчества. Раскроем основные из названных пара­метров.

Человек культуры — свободная личность, способная к самоопреде­лению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуваже­ния, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, со­четаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориенти­ровке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, уменив принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбср содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свобод­ной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и раз­вития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной сис­темы.

Человек культуры — гуманная (гуманизированная) личность. Гуман­ность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к со­переживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимани­ем ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содер­жания образования, гуманизации его методов и всвй системы воспита­тельных отношений.

Человек культуры — духовная личность. Воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внут­ренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспи­тание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию свовго внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Образование — основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культу­ру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, человековедения, истории религий и других гуманитарных предметов.

Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым резуль­татом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творче­ство проявляется во всвх сферах ее жизнедеятельности: в учении, тру­де, быту, организации досуга, общении и т.д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характерис­тиках, как развитые способности, потребности в преобразующей дея­тельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умвний, соче­тание аналитического и интуитивного мышления, способность и стрем­ление к жизнетворчеству.

Цель воспитания человека культуры включает и практическую подго­товку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяй­ствования, диалога культур и народов, межнационального общения, но­вой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адап­тация к этим условиям требует от него практического овладения осно­вами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыка­ми общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т.д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить по­вседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.

Особый пласт духовности гражданина составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтни­ческого взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущен­ность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Национальный нигилизм содержания рос­сийского образования всегда беспокоил выдающихся педагогов.

К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в гла­за отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближв знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего мвнее знаком именно с тем, что всего к нему ближв, со своей роди­ной и со всвм, что к ней относится» (Избр. пед. соч. М., 1954. Т. 11. С. 279).

Отмеченные качества личности составляют основу идеального обра­за человека культуры. В нем нашли отражение и природные особенно­сти человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действо­вать), и социальные его свойства (быть гражданином, семьянином, тру­жеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адап­тивность). При этом развитие и природных, и социальных начал пред­ставлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность.

Основополагающее свойство целостного человека культуры — это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.М. Бахтин).

Поистине актуальной становится задача «расширения и просветле­ния его сознания» (Н. Бердяев), восстановления личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на со­хранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазви­тию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Для этого необходимо:

на основе знания базовых основ русской культуры формировать мо­тивацию к саморазвитию в ней;

развивать историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;

формировать национальное самосознание;

начать воспитание черт русского национального характера, разви­вать самобытность каждой личности;

формировать нравственные основания и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедея­тельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.

Таким образом, ценностные основания и целевые установки личнос- тно ориентированного воспитания связываются нами с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрирован­ного на национальные ценности.

Таким образом, новое качество личностно ориентированного воспи­тания определяется принципом культуросообразности. Предшествующее изложение позволяет выделить основные направления вго реализации.

Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей лич­ность (П.Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребен­ка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержа­ния воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценнос­тей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последую­щую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Основные функции культуросообразного воспитания состоят в созда­нии различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации твор­ческих задатков и способностей. Иными словами, это воспитание, кото­рое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ре­бенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип лриродосообразности воспитания означает отношение к ре­бенку как к части природы, что предполагает его воспитание в един­стве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природ­ной среде его обитания и развития.

Принцип лриродосообразности предписывает учитывать половозраст­ные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физичес­кие и умственные нагрузки подросткам (в современной же, так назы­ваемой развивающей школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Особую грань принципа лриродосообразности составляют требова­ния, связанные с воспитанием личной ответственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отноше­нию к флоре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в вос­питательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внут­реннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ве саморазвитие, формирование субъектных свойств — высшим показателем его эффективности.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность уни­версальна, и главной задачей воспитательной работы становится фор­мирование индивидуальности, создание условий для развития творчес­кого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предпо­лагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспитание — это пе­дагогически управляемый процесс культурной идентификации, социаль­ной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механиз­мом этого процесса является собственная активность личности, вклю­ченной в воспитательный процесс в качестве вго субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннвго дет­ства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самосто­ятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегу­ляции, способности к рефлексии и др.

В становлении субъектности ребенку требуется духовная и нравст­венная поддержка и помощь. Ев оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Соответственно вышесказанному педагогическое управление разви­тием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи, соци- ально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции ин­дивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Ориентация на описанную парадигму по-новому выстраивает отно­шение между образованием и воспитанием в учвбно-воспитательном процессе. Она означает перевод системы образования в рамки кулыуро- сообразного человвкообразующего и жизнеобеспечивающего процесса.

Цели воспитания становятся и целями образования: усиливается гу­манитарная компонента содержания, гуманизируются технологии обра­зования. Вопрос о воспитывающем обучении в системе культурологи­ческого личностно ориентированного образования просто снимается, так как оно предполагает иную культурную среду обучения, в которой ученик выступает «автором» (О.Н. Крутова) своих мыслей, ориентаций, оценок, высказываний, поступков. В системе же воспитывающего обу­чения ориентации и оценки, направление мыслей ученику задаются, внушаются.

Сущность культурологического личностно ориентированного образо­вания в достаточной степени еще не раскрыта. Однако можно выде­лить его некоторые принципы и важные характеристики.

В культурологической школе приоритетное значение придается изу­чению культуры и человека как ее субъекта, формируется целостный образ культуры, с которым связывается общая картина мира. Содержа­ние образования характеризуется тенденциями к энциклопедичное™, интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленностью, которая распространяется и на области естественнонаучного знания. Эпицентром образования в этой школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей. Для этого применя­ются технологии дифференцированного и индивидуализированного обу­чения, используются методики развивающего, опережающего и коррек- ционного обучения. Учебные программы отличаются вариативностью, что создает условия для свободного выбора содержания и способов образования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культу­рологического и исторического мышления, проблемному видению и по­знанию мира, интеграции знаний в целостную систему. Эта школа ду- ховно-практической ориентации, которая помогает ребенку не только обрести систему духовных ценностей, но и подготовиться к жизни в конкретно-историческом социокультурном пространстве.

Таким образом, можно констатировать, что у гуманистического вос­питания и культурологического личностно ориентированного образова­ния общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Специфика же образования состоит в осуществлении их особой центра- ции на развитие интеллекта учащихся, способностей к познавательной деятельности и творчеству.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержани­ем оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры лич­ности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, эко­номической, правовой и других ее сторон.

С этих позиций гуманистическое личностно ориентированное воспи­тание в дошкольном и младшем возрасте — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, ис­кусством. Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жиз­ни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.

В подростковом возрасте — это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте — включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество.

Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значение приоб­ретают процессы духовно нравственной автономизации личности, физи­ческого и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитар­ных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситу­ациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.

Понимание механизмов культурного развития личности на каждом возрастном этапв предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и к технологиям образования. Приоритетное значение в системе культурологического личностно ориентированного образова­ния в младшем школьном возрасте приобретают технологии развиваю­щего обучения; в подростковом — технологии, имеющие ценностно-ори- ентационный характер (например, проблемное обучение, стимулирую­щее способности к выбору и ориентации, другие технологии, разверты­вающиеся на ситуативной основе); в старшем школьном возрасте — технологии рефлексивно-творческого обучения (например, по термино­логии В.Т.Фоменко, построение учебного процесса на диалогической основе, на личностно-смысловой основе и др.).

Следует обратить внимание на то, что для культурологического об­разования недостаточно тех областей гуманитарного знания, которые определены в базисном учебном плане. Заслуживают внимания мнения культурологов о необходимости расширить их и представить культуру в школьном образовании целостно. Так, В. Болотов и А. Малышевский предлагают включить в учебный план в качестве его культурологичес­ких оснований следующие области гуманитарного знания: словесность, искусство, культурную антропологию, основы социальной практики, фи­лософскую антропологию. Авторами предлагается и соответствующий этим областям нетрадиционный набор учебных дисциплин, значительно .расширяющий границы возможного выбора.

Становление системы культурологического личностно ориентирован­ного образования в регионе предполагает самодетерминацию в регио­нальной культуре и самоопределение образовательных учреждений как нужных окружающему социуму структур, индивидуализацию образова­тельных микросистем (детских садов, школ), их саморазвитие.

Раскрытие теоретических основ личностно ориентированного воспи­тания позволяет говорить о нем как о воспитании гуманистического типа, которое имеет альтернативный характер по отношению как к кол­лективистическому воспитанию, так и к воспитывающему обучению в их традиционном понимании. У этих воспитательных систем различные ценностные основания.

Основными ценностями гуманистического личностно ориентирован­ного воспитания выступают человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ раз­вития человека в культуре.

Именно эти ценностные основания позволяют осуществлять личност­но ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворе­ния потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории[223].

И.С. Кон,

психолог, социолог


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 39; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ