Принцип единства воспитания и обучения
Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности
|
Принцип эстетизации детской жиз-
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО:
О принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику; О принципы воспитания требуют комплексного использования — не поочередно, не поэтапно, не изолировано, а одновременно и фронтально следует их применять; О принципы воспитания не бывают главными и второстепенными — они все важны; О принципы воспитания — это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога[199].
(О SJ о |
Воспитание в широком педагогическом смысле
Факторы воспитания
|
Целенаправленная воспитательная деятельность в семье
Учреждения культуры здравоохранения и правозащиты |
Учреждения общественного воспитания: дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
Детские (юношеские) общественные организации и объединения
Обучение преподавание и учение |
Воспитание в узком педагогическом смысле |
|
Цели воспитания
|
Формирование знаний и способов учебно- познавательной деятельности
Формирование
8 0 =3 1 ЭС я So |
§ 3 I |
Мотивации и опыта деятельности
Самовоспитание
|
|
3 К g -о S 5 8 i |
Формирование культуры и опыта общения |
Как условие и результат реализации целей воспитания
Формирование субъективно- личностных рациональных и эмоциональных отношений
Если прокомментировать схему крупными штрихами, то это могло бы выглядеть так: воспитание осуществляется в рамках определенных систем, выступающих в качестве его факторов (семья, учреждения общественного образования, учреждения культуры, здравоохранения и т.п., детские общественные объединения); цели воспитания (формирование знаний, способов учения, отношений, опыта деятельности и общения) реализуются в процессе обучения и во внеучебной деятельности; самовоспитание при этом является условием и результатом достижения целей.
Воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
♦ РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО Б СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗБИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека, остается спорным в течение многих столетий:
О одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны;
|
|
■ |
Воспитание может все[200].
Клод Адриан Гельвеций
О другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание — это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным;
От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах[201].
Франсуа Вольтер
О третьи рассматривали воспитание как один из ряда в равной степени важных факторов формирования личности.
Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей[202].
Лев Толстой
Мы процитировали здесь классиков в силу особой колоритности и недвусмысленности их высказываний.
А вот как определены роль и место воспитания в системе факторов развития человека в учебных пособиях по педагогике и психологии (в большинстве учебников по психологии эта проблема не рассматривается):
ш ф ш ш |
ш |
ш |
Воспитание призвано «развернуть все положительные задатки в ребенке, заглушить отрицательные, развить наилучшим образом разносторонние способности и дарования детей, устранить и изжить имеющиеся недостатки в их развитии»[203].
|
|
Воспитание обладает огромной силой воздействия на развитие человека и способно активно воздействовать на влияния, оказываемые наследственностью и средой[204] (Курсив мой. — B.C.).
...В условиях социализма роль и возможности воспитания чрезвычайно возрастают и оно способно оказать заметное воздействие на влияние других факторов, играющих роль в развитии человека и формировании его личности[205] (Курсив мой. — B.C.).
Действенность воспитания зависит от того, в каком сочетании оно находится с другими социальными влияниями на детей[206].
...Воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие[207].
«...Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комплексе, в системе...», — при этом, отмечают авторы, в разных обстоятельствах развития различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние[208].
Воспитание — это очень важный фактор, оказыва- 1
ющий большое влияние на развитие и формирование /______ |
личности человека. Однако сила его воздействия зави- ^^^^^ сит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым[209].
|
|
Ведущая роль в формировании личности принадле- /^y^i жит целенаправленным воздействиям на нее — воспи- I ) \ танию. Воспитание направляет и организует развитие ^^^^
ш |
личности в соответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную социальную среду или ситуацию развития...»[210].
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание[211].
Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. (...) Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека
нельзя[212].
Ш |
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию[213].
ш ш |
...Воспитание выступает в качестве того важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей[214].
Воспитательный процесс совершается под влиянием внешних и внутренних условий. Эти условия — предпосылки воспитания[215].
Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, можно... впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания как раз говорит об обратном. Насилие, сопровождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, спо
собствует усилению приспосабливания человека к требованиям
воспитателя[216].
Введение в текст пособия столь большого количества цитат может быть оправдано желанием предоставить читателю возможность познакомиться с широким спектром мнений по одному из важнейших вопросов антропологии.
Основной вывод, который можно сделать на основе анализа учебной педагогической литературы: большинством авторов роль воспитания определяется если и не как решающая, то как ведущая в системе факторов.
А теперь три вопроса-задания читателю: Как вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития человека?
Обнаруживается ли эволюция во взглядах авторов учебных пособий на рассматриваемый вопрос?
Чем вы могли бы объяснить эволюцию или, напротив, устойчивость педагогических позиций?
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
О что такое воспитание в широком социальном смысле, широком и узком педагогическом значении;
О соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»;
О сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его функции и логику развития;
О роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности;
О место воспитания в совокупности факторов развития человека и формирования его личности.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
&
реализацию специфического воспитательного потенциала каждого из них;
О обеспечивать реализацию функций воспитания в их логической последовательности в целостном и непрерывном педагогическом процессе.
♦ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Вы познакомились с принципами воспитания, вы знаете уже о том, что существуют правила, выполнение которых обеспечивает практическую реализацию педагогических принципов. Предлагаем вам разработать комплекс (свод) правил по осуществлению следующих принципов:
О принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
О принцип опоры на положительное в человеке;
О принцип гуманистической направленности воспитания;
О принцип стимулирования активности личности;
О принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности;
О принцип целостного подхода в воспитании;
О принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействия на формирование в единстве сознания и опыта деятельности;
О принцип сотрудничества, партнерства в воспитании;
О принцип эстетизации детской жизни.
О определять пределы возможностей воспитания и педагогической деятельности в развитии личности ребенка; О координировать целенаправленные формирующие влияния всех социальных институтов воспитания, обеспечивая максимально полную |
Напоминаем, что по форме и стилю изложения правила должны быть лаконичными, конкретными, корректными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, как следует поступать, чтобы достичь желаемого результата.
2. Вы знаете, что процесс формирования личности человека является предметом исследования ряда наук. Каждая из наук формулирует определенные выводы, которые педагогика и педагоги учитывают при разработке теории и методики воспитания, при реализации практических педагогических задач.
Теперь представьте себе молодого педагога, который родился и вырос в крупном городе, но по окончании института приступил к работе в небольшой сельской школе. Как и следовало ожидать, свою педагогическую деятельность он начал с выполнения аналитической функции и, конечно, не ограничился только изучением своих учеников и реальной социально-педагогической ситуации их развития. Он погружается в чтение литературы, в которой пытается почерпнуть сведения о специфике воспитания детей в соответствующих условиях. Сформулируйте, пожалуйста, для своего коллеги краткие выводы, к которым вы пришли, изучая философию, социологию, экономику, право, этнографию, биологию, медицину и физиологию, психологию и, конечно, педагогику. Для каждого из вас — человека энциклопедических знаний — сделать это, вероятно, не составит особого труда... Но не забывайте, что выводы должны быть: краткими и емкими, конкретными, имеющими практическое значение именно в заданной ситуации.
3. Прочитайте внимательно статью Е.В. Бондаревской «Ценностные основания личностно ориентированного воспитания» (раздел «Проблемно-аналитический материал») и выполните следующие задания:
Определите, с какими закономерностями можно было бы соотнести положения автора, характеризующие «человека культуры» и необходимость культуросообразного воспитания.
Напишите краткую (в форме тезисов) рецензию на статью; укажите, с чем вы согласны, а с чем — нет; аргументируйте свои суждения.
4. «Воспитание есть принудительное насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...
Воспитания как предмета науки нет. Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму. Воспитание есть ...явление, доказывающее неразвитость человеческой мысли и потому не могущее быть положенным основанием разумной человеческой деятельности — науки.
Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам».
«Мне не хочется доказывать то, чтб я раз уже доказывал, и то, что слишком легко доказать: что воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Права воспитания не существует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания» [217]. Это слова JI.H. Толстого.
«...Выводы, к которым я пришел о воспитании. Они следующие.
Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»[218] И это JI.H. Толстой.
Первая цитата взята из статьи «Воспитание и образование», в которой JI.H. Толстой, противопоставляя воспитание образованию, утверждает, что воспитание есть насилие, а образование — благо; предметом науки, по его словам, может быть не воспитание, но образование.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
О Справедливо ли однозначное и категорическое утверждение «Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму»? Если вы согласны с этим умозаключением, попытайтесь доказать его истинность, и наоборот...
О Обоснован ли, с точки зрения педагогики и логики, вывод — воспитание не может быть предметом науки, который, как явствует из цитируемого фрагмента статьи, сделан на основании посылки — воспитание есть насилие?
О Какую ошибку (в данном случае — сознательную) допускает автор пособия, предлагая вам на основе фрагмента статьи сделать выводы о педагогической позиции Л.Н.Толстого, о его взглядах на воспитание?
О Как бы вы определили мотивы столь жесткого неприятия воспитания — для ответа на этот и предыдущий вопросы мы настоятельно рекомендуем вам прочитать статью Л.Н. Толстого полностью. Кстати, это позволит вам ответить и на следующий вопрос, который мы начнем с цитаты:
О «Если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании, — воспитание, то причины такого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти я вижу: ...»[219] Продолжите мысль автора и прокомментируйте его рассуждения.
Теперь обратимся ко второй цитате, в которой JI.H. Толстой высказывает бесспорную мысль о том, что воспитание начинается с самовоспитания педагога (воспитателя). Изменилось ли, по вашему мнению, отношение к воспитанию? Если на основании приведенного здесь небольшого фрагмента вам будет сложно сделать вывод, то ответ на этот вопрос вы найдете в небольшой статье «О воспитании (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)»[220].
5. «В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется»[221], — считает известный психолог и социолог И.С. Кон.
О Согласны ли вы с мнением автора о том, что ныне положение меняется?
О Продолжите мысль И.С. Кона; укажите, какие в последнем десятилетии двадцатого века появились новые социально-педагогические обстоятельства развития личности и к каким изменениям в целях и оценке успешности воспитания они привели? (Ответить на этот вопрос вам поможет его статья «Социализация и воспитание молодежи» (см. сноску)).
6. Утверждают, что основной причиной отчуждения личности воспитанника от воспитания и воспитателя является формализм[222].
О Что же лежит в основе педагогического формализма?
О Игнорирование каких закономерностей и принципов воспитания приводит к педагогическому формализму и, как следствие, к отчужденности воспитанника от воспитания и воспитателя?
О Начнете отвечать на эти вопросы вы, надо полагать, с определения понятия педагогический формализм. Возможно, что вам не удастся найти это определение в справочниках и словарях — не беда, вы сами уже способны охарактеризовать его. Кстати, не забудьте внести это понятие в ваш краткий педагогический словарь.
7. Объясните, как вы понимаете суть следующих объективных внутренних противоречий:
О противоречие между активно-деятельной природой ребенка и
социально-педагогическими условиями его жизни; О противоречия между внешними требованиями и внутренними
стремлениями и возможностями детей; О противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; О противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; О противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения. Первые два из указанных противоречий прокомментируйте на примерах — как вы смотрите на то, чтобы вновь обратиться к известным нам персонажам: Тому Сойеру и Буратино. Впрочем, вы можете выбрать в качестве примера любой другой персонаж или реальное лицо, в том числе и себя...
А вот третье — пятое противоречия объяснить вам поможет скорее всего ваш собственный опыт и опыт становления личности ваших знакомых.
Вопрос непростой, необходимо основательно разобраться в хитросплетениях педагогической фразеологии, подумать и найти объяснение. Но будет значительно хуже, если при знакомстве с названными противоречиями вы промелькнете текст глазами и... забудете о нем!
6. Найдите или сформулируйте определения понятиям: О вариативность деятельности; О воспитательное взаицрдействие; О воспитательное воздействие; О воспитательные отношения; О личностно-ориентированное воспитание; О нравственные ценности; О нравственный идеал;
О педагогическое руководство; О репродуктивный характер, способ деятельности; О управление деятельностью; О целостность воспитания.
Внесите эти определения в ваш краткий педагогический словарь.
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
Е.В. Бондаревская
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1133; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!