ГЛАВА 1. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В ИСКУССТВЕ как объект изучения



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И С. ТУРГЕНЕВА»

Философский факультет

Кафедра философии и культурологии

 

Масютиной Ксении Анатольевна

 

ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 18-19 ВЕКОВ

 

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Квалификация (степень): бакалавр

 

 Научный руководитель:

 к.ф.н., доцент Желтикова И.В.

 _________________________

 (подпись)

 

Оценка ГЭК _____________________

 

Орел - 2017




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В ИСКУССТВЕ как объект изучения. 6

ГЛАВА 2.ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА. 15

2.1 Общая характеристика русского крестьянства XVIII века. 15

2.2. Образ крестьянства в живописи. 24

2.3. Образ крестьянства в литературе. 27

ГЛАВА 3. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА. 33

3.1. Общая характеристика крестьян в России XIX века. 33

3.2. Образ крестьянства живописи. 40

3.3.Образ крестьянства в литературе. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57


ВВЕДЕНИЕ

 

Русская культура на протяжении всего её существования тесно связана с бытом, нравами и обычаями русского народа, поэтому изучение русского искусства не может идти в разрез с изучением крестьянства. Образ крестьянства можно назвать одной из важнейших тем в русском искусстве. «Крестьянство – одна из исторически первых появившихся на земле социальных групп, занятая натуральным или натурально-товарным сельскохозяйственным производством на базе семейного хозяйства (двора), существующая в специфическом природном и культурном контекстах, а также отличающаяся особым типом ментальности и подчиненным положением по отношению к власти и иным социальным группам» [49, с. 320]. Исходя из этого понятия, мы сделаем следующие выводы. Во-первых, об особенностях русского искусства. Во-вторых, о том, насколько оно сплетено с таким сословием как крестьянство. Актуальность темы состоит следующем: крестьянский вопрос является важной темой не только для русской культуры, но и для русского общества прошлых веков и в настоящее время. Выбор временного отрезка русской культуры показывает нам то, насколько ярко и правдиво в искусстве отражается образ крестьянства в трудах художников, писателей, поэтов, которые погружают нас в жизнь крестьянства и показывает самих крестьян и их внутренний мир, но и взаимосвязь с острыми волнующими вопросами.

Объектом данной работы выступает образ крестьянства. Предметом – образ крестьянства в русском искусстве XVIII-XIX веков. Цель данной работы – анализ образа крестьянства в русской живописи и литературе XVIII-XIX веков. Для осуществления цели, необходимо последовательно решить следующие задачи:

- анализ образа крестьянства в искусстве;

- выявление общих характеристик крестьянства в России XVIII и XIX века;

- анализ образа крестьянства в русской живописи и литературе XVIII века;

- анализ образа крестьянства в русской живописи и литературе XIX века.

Исследованность данной проблемы представлена в трудах зарубежных и отечественных исследователей искусства в области литературы и изобразительных искусств. Я.В. Брук [10] уделяет огромное внимание произведениям русских мастеров, которые занимались темой крестьянской, причем в своей работе пытается охарактеризовать крестьянский жанр как разновидность крестьянского бытового жанра. Сарабьянов Д.В. [61], Пайков Н. [51], Гаркави А. [19], Грушкин А. И. [23], Жидков Г.В. [30], Шатковская Т. В.[70], Шарандак Н. П. [68], Фокеев А.Л. [66], Добролюбов Н.А.. [26], Жданов В. [29], Леонтьева Г.К. [42], Мостовская Н. Н. [47], Новицкий А. [50], Рябцев. Ю. [60] – в своих произведениях затрагивают частные вопросы, связанные с интересующей нас темой на примере персоналий XVIII-XIX веков.

 В качестве источниковой базы работы мы использовали произведения искусства, отражающие видение крестьянства авторами XVIII – XIX вв, которые говорили своими произведениям о проблеме, затронутой в данной курсовой работе. В литературе, мы рассмотрели: «Господин и крестьянка» Бахтина И.И.; «Недоросль» Фонвизина Д.И.; «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева А.Н.; «Мертвые души» Гоголя Н.В.; «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.; «Записки охотника» Тургенева И.С.; «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.; «Огородник и философ» и другие Крылова И.А.; «Капитанская дочка» и «Дубровский» Пушкина А.С.; «Мертвые души» Гоголя Н.В.; сказки Салтыкова-Щедрина; «Разорение», «Из деревенского дневника» Успенского Г.И..

В живописи, мы рассмотрели: картины Вишнякова А.И.,  Шибанова М., Ерменёва И.А., Аргунова И.П., Венецианов А.Г., Тропинин В.А., Федотов П.А., Мясоедова Г.Г., Репина И.Е, Максимова В.М., Архипов А.Е.

В работе были использованы такие методы исследования, как метод исторического и художественного анализа, позволивший нам выявить специфику художественных произведений, не только как произведений искусства, но и элементов культуры определенного социума. В анализе произведений искусства как социальных явлений, мы опирались на социальную теорию визуальности Гризельды Поллак [75], Ти Джей Кларка [76], Джанет Вулф [77].

Метод сравнения и аналогии использовался нами для установления сходств и различий в изображении крестьянства в разных временных периодах и у разных авторов. Метод обобщения применяется в характеристике основных черт крестьянства в искусстве, метод восхождения от частного к общему помог нам прийти от творчества конкретных авторов и конкретных произведений к образу крестьянства в целом. Аналитико-синтетический метод позволил соединить видение крестьянства авторами XVIII-XIX веков в единую картину, которая репрезентировала образ русского крестьянства и отразила тенденцию, которая показывает изменение представления крестьянства в русском искусстве.

Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие крестьянства, история происхождения данного понятия и как образ крестьянства был реализован в искусстве. Во второй главе говорится о живописи и литературе, в которой отображен образ крестьянства в русском искусстве 18 века. В третьей главе рассматривается образ крестьянства в живописи и литературе XIX века русского искусства.


ГЛАВА 1. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В ИСКУССТВЕ как объект изучения

В произведениях искусства мы находим изображения людей, их образ жизни и чувств. Существует множество понятий термина «крестьянство». Самым общим можно считать определение крестьянства как самого древнего и многочисленного из общественно-экономических классов, составляющего в современных условиях свыше половины населения земного шара [8]. Крестьянство формируется как особый общественный класс в ходе разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества.

При феодализме крестьянство – основной класс, эксплуатируемый крупными землевладельцами-феодалами (помещиками). Также крестьяне в прошлом во многих странах мира являлись членами сельской общины, владели общинной землей. С развитием феодализма отношения между крестьянами и феодалами обострялись, что и привело к освобождению крестьян от зависимости в первую очередь в развитых странах. В докапиталистических формациях крестьянство является классом мелких сельскохозяйственных производителей, ведущие индивидуальное хозяйство, как правило силами одно семьи. При капитализме крестьянство распадается на разные слои. В СССР произошло, так называемое раскрепощение деревни, а в годы перестройки создаются предпосылки для возрождения и развития крестьянства как полноправного класса, для которого характерны такие непреходящие духовно-нравственные ценности, как любовь к труду и родной природе, святость семьи, патриотизм, чувство хозяина земли. В условиях индустриализации крестьянство имеет наиболее важное значение, борющееся с загрязнением продуктов и другим [62]. Таким образом, представления о крестьянстве в мире менялись.

Несмотря на то, что крестьянство является одним из первых сословий, термин «крестьянство» появляется в современном значении только в конце XIV веке [8]. Причем, происходит это в то время, когда уже в большинстве стран Западной Европы крестьянство считалось свободным сословием, а на Востоке оно было ещё в глубоком закрепощении.

Образ крестьянства проявляется в основном в бытовом жанре или в портрете примерно в XVI-XVII веках во время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, своё мировоззрение. При передачи образа крестьянства в произведениях искусства крестьянин сопровождается определенными атрибутами: одеждой, орудием труда и окружающей средой. Образ крестьянства в живописи, как правило, включал изображение национального костюма вне зависимости от страны, или рабочей одежды пожелтевшей от пыли или грязной работы, которые подчеркивали характер их тяжелого труда. Фоном картины может быть в живописи поле с зерном, или поле деятельности, например, место для вышивки. На большей части картин, крестьян можно увидеть с серпами для собирания колосьев, плугом для вскопки земли, коклюшками для плетения кружева и т. д. В литературе крестьяне изображаются также за работой, но здесь предпочтение отдается не внешнему облику, а внутренним качествам. В состав крестьянского народного костюма входили: материал, крой, силуэт, колористика, орнаментика, способы носить и комплектовать детали костюма, а также манера носить костюм (манера поведения). С их помощью народный костюм отражал не только социальное и семейное положение, половозрастные особенности и место проживания человека, но и религиозные, космологические, эстетические и этические представления русских крестьян, вызывал определенные образные ассоциации и эмоции [14].

Отдельную сюжетную линию составляет отдых селян, сельские праздники и пирушки, сцены крестьянских трапез и свадебных сговоров и сцены труда: пашня, ткацкое дело, краткие моменты отдыха работников. Кроме того, можно выделить внешние черты образа. Таковым является выразительность глаз, озабоченность, устремленность в думы, помимо лица следует обратить внимание на руки крестьян, всегда в связи с тяжелой работой в мозолях, темные от пыли, но некоторые художники стремились показать их грубость и неотесанность, даже старались сотворить сатирическое изображение крестьян.

Первые зачатки появления крестьянства в искусстве прослеживаются в Голландии. В живописи голландцы воссоздавали жизнь самых разнообразных слоев общества, в том числе и крестьянство. Наблюдать образа крестьянства можно и в мировом искусстве мастеров Западной Европы на картинах Я. Вермеера «Кружевница», П. де Хола «Хозяйка и служанка», сценах крестьянских празднеств у Питера Брейгеля Старшего и у Альбрехта Дюрера сцены бытовой жизни крестьян.

Если взглянуть на картины перечисленных авторов в них мы можем увидеть только внешний облик крестьян, их быт, отношение их к труду, образ жизни, но авторы не выражают внутренний мир крестьян на своих полотнах, хотя многих в то время многие люди, относящиеся к искусству, являются выходцами из крестьянства. На картине Я. Вермеера «Кружевница» (Рисунок 1.1) мы видим скромную, трудолюбивую крестьянку, которая увлеченно плетет кружево, боясь допустить ошибку, которая может испортить всю работу. Эту картину можно считать одним из добротных образцов изображения крестьян, где автор показывает свое отношение к крестьянскому сословию, говоря об их тяжком труде и не легком положении.

Следует обратить внимание на одну из картин Питера Брейгеля Старшего, например, «Свадебный танец» (Рисунок 1.2), здесь можно увидеть как автор изобразил традиционную крестьянскую свадьбу, сплоченность и веселье приглашенных на свадьбу, их беззаботность все танцующие отдыхают от труда. Но крестьянские праздники, как и многие другие картины Брейгеля Старшего написаны в сатирической форме. Это позволяет нам говорить о том, что Брейгель изображал празднества крестьян, но с некоторым высокомерием подчеркивая грубость и простоту крестьян.

Такое же изображение крестьян можно увидеть в гравюрах А. Дюре ра «Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне». Из воспоминаний художника можно вспомнить о восстаниях крестьян. В годы юности художника его поразила одна гравюра, смысла которой он не понял. У старших он узнал, что это часть история. На картине были изображены деревня с церковью, из одного дома виден в окне крестьянин, а под окном крестьяне. Оказалось, что крестьянин – это пастух и музыкант Ганс Бейгам, который говорил крестьянам о небесных видениях, которые ему рассказывали, что папа и император – зло, леса и земли являются общими, что все равны, а налоги нужно отменить. Крестьяне послушали Бейгама и ходили в паломничество, чтобы донести это до других. За это же власти крестьянина сожгли на Рыночной площади, но это дало толчок пойти крестьянам позднее на восстание [27]. Несмотря на эти воспоминания, ни на то, что сам художник выходец из крестьянства в его картинах нельзя найти ни сочувствия, ни сопереживания, ни теплого отношения к этому сословию. Например, на его гравюре «Три крестьянина» (Рисунок 1.3) видны рваные штаны, дырявые ножны, простое, грубое выражение лица крестьян, неряшливые волосы, нечесаные брови. Все это передает не просто бедность, а символ неряшливости. Он в своих гравюрах показывает крестьянскую простоту, грубость, неотесанность и видно, что он осуждает крестьянство в общем. А. Дюрер и П. Брейгель Ст. изображали крестьн грубыми и грязными, но после них тенденции в изображении меняются.

Все последующие проявления образа крестьянства связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. Авторы от простой фиксации явлений переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и содержания повседневной жизни и самих крестьян.

Уже в XVII веке, но во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянства – самого низшего и забитого представителя феодального общества. Например, картина Луи Ленена «Семейство молочницы» (Рисунок 1.4) первой половины XVII века изображает бедных, простых людей, которые воплотили в себе достоинство, стойкость перед трудностями, честь, мудрость. На этом полотне художник показал и серьезность детей, смотря на их взгляд можно рассмотреть, что они уже понимают жизнь. Все это придаёт некую лиричность произведению и вызывает у нас чувства грусти, сопереживания.

В XVIII веке Ж. Б. С. Шарден под влиянием просветителей утверждал в своих произведениях, как и братья Ленен достоинство человека 3 сословия, примером работ Шардена, может служить картина «Прачка».

Следующим шагом развития представлений о крестьянстве в искусстве можно назвать XIX век, его представители пытаются дать ответ на острые социальные вопросы. В произведениях художников начинают проскакивать критическая оценка, разоблачения существующих социальных отношений, они отстаивают права угнетенных слоев населений. Важная роль здесь принадлежит О. Домье, показавшему истинную изнанку буржуазного общества, с большой теплотой изображавшего трудовой народ. Высокое представление о человеке труда можно увидеть у других французских художников и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. Живописцы изображают крестьян в различных эпизодах, многие авторы героизируют крестьянство, придают этому образу эпический характер. Художники будто хотели убедить зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги. На одной из работ Ф. Милле можно проследить это. Например, картина «Сборщицы колосьев» (Рисунок 1.5), где автор непросто показывает крестьянок собирающих урожай, он показывает всю тяжесть жизни простых людей, говоря о том, насколько они важны и насколько стойко и достойно держат головы перед трудностями эти простые женщины, иными словами здесь можно говорить, что автор хочет выразить свою гордость.

В русской живопись образ крестьянства также интересовал художников и писателей, но представлен намного ярче, чем в Зарубежной Европе, но проявился этот образ только примерно в XVIII веке, это, безусловно, связано с особенностями развития самой страны России и конечно с крепостным правом. В русском искусстве освещали этот вопрос Венецианов А. Г.,  Перов В. Г.,  Репин И. Е. и многие другие художники XVIII-XX веков.

В XX веке развитие образа крестьянства становится сложным. Это связано с обострившимися противоречиями буржуазной действительности. В своих работах эти противоречия отразили во Франции Т. Стейнлен, в Германии К. Кальвиц, в Италии Р. Гуттузо, в Бельгии Ф. Мазерель, также в социальном реализме это можно увидеть в произведениях Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, А. А. Пласова [73].

Кроме живописи образ крестьянства представлен и в другом виде искусства литературе. В литературе образ крестьянства упоминается, начиная с XV века. Особую разновидность драм чести составляют крестьянские драмы чести к таким можно отнести пьесу «Фуэнте Овехуна». Лопе де Вега. В произведении Лопе де Вега говорится о небольшом селенье, которое называется Фуэнте Овехуна - там правит командор. Командора отправляют в связи с войной на фронт, все крестьяне селения рады этому, поскольку не доверяют командору из-за того, что он преследует красивых, молодых девушек. И вот он выбрал себе новую девушку Лауренсью, она не отвечала ему взаимностью, как и многие другие и была влюблена в другого человека. Однажды эта девушка встречалась с возлюбленным Фрондосо у озера, командор думал, что она одна и стал действовать настойчиво, увидев это, спрятавшийся возлюбленный Лауренсии заступился за любимую, поэтому командору пришлось отступить. После случившегося командор решил отправится к отцу Лауренсии Эстевану. Отец девушки в разговоре с командором говорит с большим достоинством, что у всех крестьян есть часть и не надо ее задевать. Далее в повести женятся влюбленные, на свадьбу приходит разъяренный командор забирает жениха и сажает его в тюрьму. Возмущенные крестьяне хотели постоять за себя, но Лауренсия напомнила, что мужчин практически нет, но девушки смогут отстоять свою честь. Крестьянам удалось выручить Фрондосо, а командора селение буквально разорвало на части. Король узнал о махинациях командора, а затем и о его смерти, судить город он не стал и нового командора в селение тоже не поставил, король сказал, что этими людьми никто, наверное, не сможет управлять[15]. Это произведение говорит о напряженных отношениях между крестьянами и феодалами, о стойкости и отверженности крестьянского народа. Позже можно говорить о трагикомедиях на тему крестьянского восстания.

Борис Виппер говорил о том, по какой причине в XVII веке в Испании, Португалии появлялись подобные произведения. «В XVII в. происходит заметный скачок в становлении капиталистических отношений и в превращении буржуазии из феодального сословия в современный класс. Именно в связи с расцветом мануфактурного способа производства можно говорить о созревании внутри западноевропейского феодального общества капиталистического уклада в настоящем смысле этого слова. Этот существенный сдвиг сопровождается все ускоряющимся упадком цеховой системы и развитием наемного труда, обезземеливанием крестьянства и ростом пауперизации, формированием крупных капиталов в результате процесса первоначального накопления и бурными вспышками колониальной экспансии, распространяющейся в XVII в. в самых различных направлениях» [12, c. 16]. Здесь автор говорит о том, что в Западной Европе развиваются капиталистические отношения, в связи с чем появляется множество колоний и большое количество зависимых крестьян, что приводит к крестьянским восстаниям.

Дальнейшие проявления крестьянского образа относятся к XVIII-XIX векам это связанно с появлением такого направления как реализм и критический реализм. Здесь можно выделить таких авторов как О. Бальзак, В. Гюго. Бальзак крестьянскую тему отображает в своем многотомном труде «Человеческая комедия». Нас в этом труде интересует первая наибольшая часть «Этюды о нравах». В этой части Бальзак говорит о жизни светской, провинциальной, городской и деревенской. Каждому сословию Бальзак уделил внимание и не только внешним чертам, но и внутреннему миру людей. Борис Виппер упоминал в своем труде о работах принадлежащих к направлению реализм, где авторы указывают на реалии жизни крестьянской и сельской жизни, но обличены в светскую оболочку. У Виктора Гюго также есть произведения, посвященные крестьянской теме. Например, роман «Труженики моря» показывает нам крестьянина-героя, то есть Виктор Гюго героизирует крестьянина обычного моряка, который спасает людей с корабля потерпевшего кружения. Или роман-эпопея «Отверженные», где рассказ идет о каторжнике и его судьбе, в нем затрагиваются такие проблемы как сила закона и любви, жестокость и человечность, непостижимые лишения бедных и нестерпимые страдания богатых, несчастье и благоденствие. Автор рисует длительный и нелёгкий жизненный путь бывшего каторжника Жана Вальжана (главного героя романа), его мировоззрение; перемены, произошедшие в его характере по ходу повествования; его стремление к исправлению прошлых ошибок, добру и самопожертвованию во имя свободы и счастья других. Жан Вальжан является одним из самых благородных и самоотверженных героев во французской литературе [15].

Кроме авторов Западной Европы о крестьянском вопросе писали в тоже время в странах ближнего зарубежья Белоруссии, Литве, Таджикистане и других. Об этом пишут там такие авторы как К. Маражевский, В. Дунин-Марцинкевич, М. Богданович, Ш. Руставели. В русской литературе образ крестьянства отражен пестрее, чем в любой другой стране здесь можно выделить десятки авторов начиная с XVIII века. Несмотря на то, насколько разная история стран и жизнь крестьян, мы видим схожесть упоминания крестьянства в искусстве и роль этого образа в искусстве.

Крестьянство довольно неоднозначный образ. В состав крестьянского образа входят внешние и внутренние особенности крестьян, т. е. черты лица, одежда, сцены их жизни, изображаются крестьяне в бытовом жанре и в жанре портрет. Ещё отметим, что в зарубежном искусстве присутствует образ крестьянства, но широко он развит в искусстве не был, хотя авторы говорили о крестьянском вопросе.

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!