Хронологические рамки исследования - 1517 - 1555 гг.



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет: гуманитарных наук

Кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права

Направление подготовки (специальность): учитель истории

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

на тему: "Лютеранская Реформация в Германии как социокультурный феномен"

 

 

СТУДЕНТ(КА) ___________________ Куприй И.В.

(личная подпись )               (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ доктор исторических наук Софронова Л.В.

(личная подпись )                 (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

 

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к. и. н., доцент, А. В. Хазина

                                                                                (личная подпись)     (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

“___” ____________________ 20___ г.

 

Нижний Новгород

2015 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3-10

Основная часть:

Глава I. Взгляды Лютера на образование…………………………………….11-19

1. Учреждение и сбережение школ……………………………………………11-12

2. Предназначение образования……………………………………………….12-14

3. Школьное образование………………………………………………………14-17

4. Университеты…………………………………………………………………17-19

Глава II. Творчество Мартина Лютера…………………………………………20-37

1. Языковое творчество…………………………………………………………20-26

2. Музыка………………………………………………………………………...26-30

3. Застольные речи………………………………………………………………30-36

4. Изобразительные искусства………………………………………………….36-37

Заключение………………………………………………………………………38-39

Список литературы и источников………………………………………...……40-41

Введение

Актуальность темы исследования. В XVI в. произошел раскол римско - католической церкви. Начался отход от католицизма большого количества верующих и появились новые христианские вероучения. Поиски новых мировоззренческих ориентиров начались под влиянием открытий, новых идей гуманистов. Шло формирование новых ветвей христианской религии и образование новых христианских церквей.

Великое реформационное движение, открывающее новую эру западно-европейской истории, было не только религиозным или церковным явлением. В нем отразилась отрицательная реакция на средневековые мировоззрения и порядок вещей. В своем историческом развитии средневековый католицизм стал не только вероисповеданием, но и стал целой системой, которая устанавливала свои рамки на всю социальную организацию и культуру народов, исповедующих католицизм. Он подавлял национальность и государство своими теократизмом и универсализмом. Его стремление к усилению влияния церкви на разные сферы жизни создавало привилегированное положение духовным лицам, а догматизмом мысль заключалась в строгие рамки. Несомненно, что рано или поздно национальным самосознанием, государственной властью, светским обществом, а также усилившимся образованием против него должна быть начата борьба. Идеи реформации к началу XVI века стали назрели почти везде. Возрождение классического мира, выдающиеся географические и астрономические открытия возвращали к жизни мысль, сдерживаемую авторитетом церкви, и направляя ее другие пути. Благодаря книгопечатанию новые знания и идеи получили возможность широкого распространения. Во всем, что было установлено церковью в собственных интересах, она не допускала никаких изменений, в связи с чем практические выводы из этих идей были невозможны.

Мартин Лютер был самой значительной и разносторонней личностью, которую породила немецкая реформация. Он стал первым видным историческим деятелем, который вышел из народа, и не выбивался в знать, но при этом уже при жизни его известность, признание, превзошла славу светских и духовных властителей. Именно вокруг Мартина Лютера, который приобретал всё больше сподвижников и последователей, складывается вся религиозно-политическая борьба первой половины XVI века. В это же время Лютер обретает консервативных и радикальных противников.

Мартин Лютер является одним из величайших деятелей средних веков. Он повлиял на различные сферы жизни европейского общества, в том числе политическую и культурную. Он внёс огромный вклад в движение Реформации. Его разносторонняя деятельность получила самые разнообразные оценки: часть исследователей признает его историком, другие - теологом, педагогом, третьи - влиятельным деятелем в сфере политики и даже революционером, сыгравшим существенную роль в религиозном расколе, который произошел в католичестве и в результате которого выделилась новая ветвь христианской веры - протестантизм. Эпоха Реформации оказала существенное влияние на культуру того времени, внеся в него существенные перемены. По сути, в средневековом обществе произошла культурная революция, в том числе в сфере искусства, где произошел отказ от старых обрядов и форм, которые несли в себе идолопоклоннические символы. С этого времени слово Божье выступило на первое место по силе воздействия на верующих людей. Следует отметить, основой всей культуры той эпохи выступал религиозный язык. Лютер заключал в себе новый тип мышления, что делало его не просто исторической фигурой.

На сегодняшний день малоизученным остаётся социокультурный аспект Лютеранской Реформации. По данной проблеме написаны работы, освещающие педагогическую деятельность Лютера, но очень мало в литературе затронуто его литературное и музыкальное творчество. Мало внимания уделено влиянию Реформации на изобразительное искусство.

Степень изученности

В данной работе мною использованы следующие труды:

В сборнике Рутенбурга В.И. «Культура эпохи Возрождения и Реформация»[1] исследуется проблема соотношения Возрождения и Реформации как одних из самых значимых явлений XV – XVII веков. Помимо общепроблемного исследования в него помещены статьи о процессах культурного развития и реформационных явлений в различных странах: Германии, Франции, Испании, Италии.

Автор рассматривает влияние Реформации на немецкое изобразительное искусство. В его работе отмечены попытки Лютера и его единомышленников создать протестантскую иконографию.

В учебнике Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года»[2]излагается история западноевропейского музыкального искусства с античного времени и до 1789 года. В нем поэтапно описываются становление и развитие стилей и жанров, исследуется творчество крупнейших композиторов. Очень детально рассматривается развитие немецкой музыки в эпоху Реформации и влияние на нее творчества Лютера.

Вышедшая в 1984 году книга Соловьева Э.Ю. «Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время»[3]представляет собой первую в отечественной литературе биографию Мартина Лютера. Автор рассказывает о его борьбе с папским Римом и отношении к Крестьянской войне. В данной книге подробно разбирается языковое творчество Лютера, а именно его перевод Библии. Также затронуто его музыкальное творчество.

4. Соловьёв Э.Ю. Время толкует нас. «Очерки по истории философии и культуры».[4]

В жизненном опыте и творчестве выдающихся мыслителей прошлого автор пытается найти аналоги и провозвестия тех острых социальных проблем, которые в пору застоя были закрыты для прямого теоретического обсуждения.

Работа Курило О.В. «Мартин Лютер – «реформатор, проповедник и педагог»[5] включает в себя произведения реформатора Мартина Лютера, которые являются его педагогическим наследием. Благодаря ей представляется возможным взглянуть на его идеи и теологическую деятельность с точки зрения просвещения и гуманизма. В этой работе автор подробно изложил программу Лютера по реформе школ и университетов, показал его видение воспитания, личности, а также состояние образования в Германии в конце XV – XVI вв.

Книга Бейнтона Р. «На сем стою»[6] посвящена жизни Мартина Лютера. Автор рассказывает о том влиянии, которое реформатор оказал на развитие религиозной мысли в современном мире. Первое издание на английском языке вышло в 1950 году.

Порозовская Б. Д. осуществила перевод на русский язык книгу «Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность».[7] Это биографический очерк, который был опубликован в конце XIX века в серии "Жизнь замечательных людей" издателем Ф.Ф. Павленковым.

Работа представляет собой описание жизни и деятельности христианского богослова, видного деятеля Реформации, основателя протестантизма, оказавшего значительное влияние на все сферы духовной жизни Германии XVI - XVII веков.

Французский историк написал книгу «Лютер».[8] Перевод на русский язык осуществлен по изданию Ivan Gobri. Martin Luther. Paris, 1991. Автор дает оценку деятельности и личности Лютера с позиций католической церкви. Он считал Лютера просто слабым и скверным человеком, съедаемого пороками. Потеряв надежду найти спасение в стенах католической церкви, он на нее обиделся, и от обиды разрушил. При этом приводятся доказательства, привлекается психоаналитическая теория. Вместе с тем, не вписывающиеся в его концепцию факты, автором просто опускаются.

Гобри практически ничего не приводит в тексте об историческом фоне событий и о том затруднительном положении католической церкви в тот период. Им не говорится также о том, что Лютер не был первым или единственным, кто боролся с папством. В данной книге отсутствует подробное изложение "Тезисов" Мартина Лютера: по мнению Гобри они ограничиваются только критикой практики продаж индульгенций.

Во второй и третьей части книги описывается, открытая борьба Лютера с католической церковью. В них Лютер описывается в самом дурном виде – отрекается от собственных слов, если ему это выгодно, часто изменяет свои взгляды и вообще у него "инквизиторский склад ума". Употребление бранных или непристойных выражений, даже "зацикленность" на естественных отправлениях, физическую и нравственную нечистоплотность – все то, что может вызвать отвращение к Лютеру у современного "цивилизованного человека", Гобри тщательно подчеркивается.

В предисловии к книге Гобри профессор А.П.Левандовский честно сообщает читателю, что она является "биографией-памфлетом".

Автор затронул Лютеровский перевод Библии, вскользь упомянул вклад Лютера в развитие немецкого языка.

В 2009 году Полякова М.А. написала диссертацию «Разработка Мартином Лютером педагогической программы реформационного движения в Германии».[9] Ею были исследованы теоретическая суть педагогической программы реформатора, ее влияние в последующем развитии теории и практики образования на примере таких образцовых школ Германии как: Страсбургская гимназия И. Штурма, Нюрнбергская гимназия Ф. Меланхтона и народная школа в герцогстве Саксен-Гота. Также автором затронуты последующие теоретические разработки в сфере образования, которые были отражены в работах Я.А. Коменского и В. Ратке. В работе на материалах эпохи Реформации в Германии были показаны механизмы взаимодействия между педагогической мыслью и практикой образования в неразрывной связи с политическими, социальными, экономическими процессами, с одной стороны, и религиозным сознанием и церковкой практикой, с другой стороны.

В отечественной литературе достаточно широко освещена педагогическая программа Мартина Лютера, но мало внимания уделено его литературному и музыкальному творчеству. Мало изучено влияние Лютеранской Реформации в Германии на изобразительное искусство.

Таким образом социокультурный феномен Реформации в Германии изучен недостаточно, поэтому необходимо новое исследование.

Цель дипломной работы: исследование Лютеранской Реформации в Германии как социокультурного феномена.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть педагогическую программу Мартина Лютера и его вклад в развитие образования в Германии.

2) Изучить языковое творчество Мартина Лютера и его вклад в формирование нормы немецкого национального языка.

3) Исследовать музыкальное творчество Мартина Лютера.

4) Исследовать литературное творчество Мартина Лютера.

5) Проанализировать влияние Реформации на изобразительное искусство в Германии.

Хронологические рамки исследования - 1517 - 1555 гг.

Хронологические рамки моей работы охватывают период от первого выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 году и до Аугсбургского мира 1555 года. Именно в этот период складывается основной комплекс трудов Лютера и его сторонников, в том числе социокультурного характера.

Характеристика источников

В настоящем исследовании были использованы следующие крупные работы реформатора:

1. «К советникам всех городов земли немецкой»[10], изданное в конце января или начале февраля 1524 года. Данное сочинение, как и иные его произведения, являвшееся пылким отзывом воинствующего публициста на насущный вопрос его времени эпохи. Здесь автором предлагается концепция новой школы, являвшаяся одним из элементов программы Лютера по изменению общества, а также его религиозной организации на евангелистических началах. В этой части Лютером был достигнут ощутимый результат, в сравнении с провозглашавшими передовые педагогические идеи гуманистами. Они смогли создать разрозненные очаги просвещения, но провести последовательную, всеобъемлющую реформу образования им не удалось, поскольку они не видели необходимости кардинальных перемен в обществе и Церкви. Концепция, которая была высказана в сочинении «К советникам всех городов земли немецкой», была превосходно реализована, с помощью активной поддержки и стараний сподвижников реформатора, особенно Филиппа Меланхтона, прозванного "Наставником Германии".

2. «К христианскому дворянству немецкой нации»[11], законченное Лютером в конце июня 1520 году и опубликованное в августе того же года. До конца 1520 года оно было издано 13 раз. Впервые перевод небольших частей данного произведения на русский язык был осуществлен Д. Н. Егоровым и опубликован в 1906 году, полностью же произведение было переведено В. С. Рожициным. Публикация этого издания была осуществлена небольшим тиражом, в связи с чем оно давно стало библиографической редкостью. Перевод В. С. Рожицина выполнен для того времени искусно, но в настоящее время выглядит несколько устаревшим; иногда искажена суть написанного Лютером; местами переводчик механически воспроизводит "букву" оригинала. Помимо этого, в данном издании отсутствуют комментарии. По этим причинам возникла необходимость нового перевода.

3. «Проповедь о том, что детей нужно направлять в школы»[12], опубликованная Лютером в 1530 году. В этот период он уже разошелся с гуманизмом, и в данном сочинении отсутствуют похвалы, адресованные «свободным искусствам», правоведению и истории. В то же время, он решительно требовал обязательного обучения всех немецких детей грамоте: чтению и письму. Лютер снова вернулся к вопросу народного образования.

4. «Застольные речи» являются спонтанно возникающими в процессе беседы высказывания на самые различные темы, а не предварительно подготовленными, публичными речами, и даже не теми спичами, которые произносили участники вегетарианских застолий в репинских "Пенатах". Интересно, что эти материалы в собрании Антона Лаутербаха носят следующее заглавие: "Беседы, размышления, наблюдения, утешения, суждения, изречения, ответы, шутки господина доктора Мартина Лютера, а [также его] благочестивые воспоминания, которые были услышаны за столом во время трапез и во время поездок и точно воспроизведены".

В историографии неоднократно высказывалось мнение о необходимости осторожного, внимательного подхода к "Застольным речам" как к историческому источнику. И в самом деле, мы должны помнить о том, что часть записей и собраний "Застольных речей", на которых основаны их публикации, утрачены. Также не следует забывать то, что застольные беседы велись и на немецком, и латинском языках. При этом в записи подчас латинская речь передавалась на немецком языке, а немецкая – на латыни.

Кроме того записи застольных бесед не могли вестись дословно, так как стенографирования, то есть упорядоченная система скорописи, при жизни Мартина Лютера еще не существовала. Также, особенности восприятия тех, кто записывал обсуждавшиеся за столом темы, неминуемо накладывали отпечаток на воспроизведение их содержания. Так, чье-то внимание отвлекалось во время беседы, кто-то не вполне понимал суть сказанного, отчасти то, что один считал важным, другим совсем не учитывалось. Очевидно, что воспроизвести застольные речи совершенно точно и полно ни у кого не получалось.

И, наконец, когда редактировались заметки, в текст неоднократно были внесены произвольные изменения и дополнения. Записи застольных бесед Лютером не читались и не редактировались. Но одновременно следует подчеркнуть, что застольные беседы записывались не поверхностно рассуждающими на самые различные темы салонные шаркуны, а люди, имеющие разностороннее образование, бывшие на тот момент пасторами, суперинтендентами, университетскими преподавателями, либо ставшие ими после того, как они покинули дом Лютера. Часть из них, особенно Георг Рѐрер, Вейт Дитрих и Каспар Круцигер, занимались подготовкой сочинений, проповедей, лекций "позднего" Лютера к печати.

Конрад Кордатус заявлял, что застольные речи Мартина Лютера нужно признавать выше пророчеств оракула Аполлона. Разумеется, что он несколько преувеличивал, но при этом «Застольные речи» бесспорно являются по-настоящему неиссякаемым источником не только для биографов Мартина Лютера или историков Реформации, но и для тех, кто исследует менталитет немецкого общества и повседневную жизнь XVI века. Без этюдов, фрагментов и штрихов, которые запечатлены в «Застольных речах», нельзя вообразить в полной мере большую часть внешних событий жизни Лютера, его духовный мир, острую идейно-политическую борьбу сторонников и противников Реформации.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!