ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 13 страница



К середине VII в. под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Путем захвата новых земель у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения Северной Африки, юга Испании, Средней Азии образовалась огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде. Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого, быстро приобретал черты феодализма. Государственное устройство представляло собой централизованную монархию.  

После смерти Мухаммеда из числа его родственников, имевших право на наследство, выбирался духовный и светский глава государства - халиф. Высшим чиновником считался визирь. Государственное управление осуществляли диваны - канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи.

Но вместе с тем, развернулась политическая борьба между сторонниками родственников Мухаммеда и сторонниками рода Омейя. В 644 г. власть захватил халиф Осман из рода Омейя. Приверженцы претендента на халифский престол потомка Мухаммеда – Али – организовали мятеж кочевых племён, придали ему религиозно-политическую окраску и на этой базе создали шиитское движение (араб. – «партия, группировка»).

Шииты провозгласили, что главой мусульман может быть лишь потомок Али, поскольку наследует от самого пророка Мухаммеда безгрешность в толковании Корана. Они не признавали те части Сунны, в которых не говориться о жизни их лидера Али, толкование Корана у них весьма иносказательно и в верованиях много мистических черт. Так, они верят, что последний 12-й преемник Али был взят на небо живым и теперь правит верующими через шиитских духовных лиц (аятолл, муджтахидов, имамов). В настоящее время шиитов в мусульманстве меньшинство – около 10%.

Шиизм разделился ещё на множество сект. Когда в 656 г. усилиями шиитов халиф Осман был убит, а на престол был возведён Али, то он был готов на компромисс с омейядами, однако радикалы были против, отделились от Али и создали течение хариджитов (араб. – «восставшие, отделившиеся») под лозунгами: за социальное равенство, общее владение землёй, справедливый раздел военной добычи, всеобщие выборы халифа.

Когда Али за пьянство и разгульный образ жизни лишил права наследования престола своего старшего сына Исмаила, последний стал лидером хариджитов, что значительно укрепило их позиции. Они провозгласили Исмаила последним законным преемником Мухаммеда и стали называться исмаилитами. Эта секта до сих пор существует в исламе и отличается воинственностью, жёсткой дисциплиной, радикализмом в социальных и религиозных вопросах. Их сейчас около 20 миллионов человек и это один из основных источников международного терроризма.

В 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз поднимали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой потомок Мухаммеда – Хусейн.

В начале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Мухаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад. При них основная часть мусульман примкнула к течению суннитов. Сунниты отделили систему правоверного исламского богословия (калам) от мусульманского права (шариат). Шариат (араб. – «путь к водопою»), сейчас понимается как правильный религиозный путь.

В IX в. Халифат распался на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье. В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Арабского халифата.

Однако у Халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.

В середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья сложилось мощное племенное объединение тюрок, начала формироваться государственность. В VIII в. они принимают ислам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку правовую основу государственности у них составлял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.

В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную угрозу всему христианскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ислама по всему миру. Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, а крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России.

Во всех завоёванных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям предлагался ультиматум: «ислам или полное уничтожение». Действия турок-османов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).

Еще в середине первого тысячелетия в Тюркском каганате практиковались пошлины, символы и титулы, которые платили и Европа, и Китай, и Персия. В тюркском государстве появилось слово «тамга», которое первоначально означало «клеймо» для скота, а спустя века превратилось в тамгу - родовую печать, ставившуюся на ярлыки об уплате соответствующей пошлины. Тамга стала иметь двоякое значение: печать и ставка пошлины. От слова «тамга» появилось слово «тамжить», а человек, который ставил печать стал «таможенником». Соответственно, место, где ставили печать нарекалось «таможней».

Сборщик налогов и таможенных пошлин в Тюркском каганате – тархан - занимал высокое положение, являлся высшим налоговым и таможенным чином Тюркского каганата. В его руках находилась главная казначейская печать государства – тамга. Впоследствии Чингисхан и Тамерлан унаследовал у тюрков тамгу и тарханство.

Мусульманское право. На религиозной идеологии ислама сформировалось мусульманское право - шариат. Его основные источники:

1) Коран - главная священная книга ислама;

2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (содержит нормы семейно-наследственного и процессуального права);

3) Иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны;

4) Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни.

Обязательственное право. Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Договорные обязательства образуют 2 группы договоров:

1) предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа);

2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа).

Риск случайной гибели вещи лежит на продавце.

Брачно-семейные отношения. В семейном праве права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. Выйдя замуж, она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания.

В наследственных отношениях по мусульманскому праву завещатель мог распоряжаться не более чем 1/3 своего имущества. К наследникам переходили только права, но не обязательства наследодателя.

Дифференциация преступлений и наказаний за них:

1) преступления против религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) наказывались смертной казнью;

2) преступления против отдельных лиц. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;

3) правонарушения, наказание за которые выбирает суд.

Судопроизводство. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей ‑ кадиев.

Основными чертами судопроизводства были непрерывность судебного процесса, единоличное решение дела кадием, отсутствие существенных различий между гражданским и уголовным процессом. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.

Государство и право Китая и Индии в средние века. В I ‑ III вв. в Китае сформировались феодальные от­ношения. В III в. произошло кратковременное объе­динение страны, после периода Троецарствия, под властью династии Западная Цзинь. В 316 г. она была уничтожена кочевыми племенами, вторгшимися в Ки­тай. На юге Китая империя Цзинь была восстановле­на (317-420 гг.), на севере утвердилась династия Се­верных Вэй. Между царствами до конца VI в. продол­жались войны. Во второй половине VI в. была осно­вана династия Суй под руководством полководца Ян Цзяня. В 589 г. она объединила две части страны. Усиление центральной власти сопровождалось за­крепощением землевладельцев. Выросли расходы государства (сооружение Великого канала, строи­тельство дворцов) и повинности с народа. В 618 г. в результате народного восстания к власти пришла ди­настия Тан. Она ввела систему госэкзаменов для госслужащих.

Глава государства - император - «Сын неба». Он правил на основе традиций и законов и совмещал в себе все ветви власти. При императоре работал Государственный совет. Его возглавляли 2 цзайсяна. В их подчинении находилось 6 министерств.

Территория страны делилась на 10 провинций, ко­торые состояли из областей и уездов. Руководители на всех уровнях назначались из центра.

Общественный строй Китая состоял из трех сословно-классовых групп:

1. «Благородные люди» - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Они осво­бождались от налогов, повинностей, телесных на­казаний.

2 «Добрые люди» - мелкие земледельцы и ремес­ленники - были основными налогоплательщиками.

3 «Дешевый народ» - неполноправные свободные и рабы (без- и малоземельные крестьяне-арендаторы, работавшие слугами, батраками в домах землевладельцев).

Судебные дела рассматривались не только в судеб­ных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обла­дал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занима­лись рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.). Если дело не было окончательно разрешено в об­ласти или провинции, оно направлялось в централь­ный судебный орган. Решение по делу выносилось от имени императора.

Право Китая в Средние века.Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллектив­ная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности.

В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действи­тельным при наличии соглашения сторон. Купля-продажа вещей, рабов, скота требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся дол­гом, выполнение которого должно было служить ин­тересам семьи, соблюдению обычая культа пред­ков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин - 14-15 лет.

Были запрещены браки свободных с рабами, с ли­цом, носящим ту же фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследованиидействовал принцип общего пра­вопреемства, так как наследники несли ответствен­ность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ мораль­ной нормы препятствовала разграничению форм вины. Классификация преступлений основывалась на кон­цепции «десяти зол»: 1) заговор о мятеже против им­ператора; 2) неподчинение; 3) измена, 4) преступле­ния против близких родственников; 5) особо жестокие преступления, колдовство, магия; 6) кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.; ос­тальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье.

Судопроизводство. Судебный процесс основывался на инквизицион­ных началах. Дело возбуждалось по жалобе потер­певшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось призна­ние вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняе­мый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвиде­тельства.

Индия в Средние века.Индия не отличалась тотальным контролем со стороны государства, а характеризовалась прочностью кастовой организации, выполняющей роль регулятора общественных отношений. Государственным чиновником был ученый-брахман, воспитывавший учеников в духе неукоснительного следования драхме, кастовым нормам и ритуалу. 

Центральные органы управления были разделены на ведомства чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ.

Ведомство чинов назначало, перемещало, смещало гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата. Ведомство доходов вело учет населения и сельхозземель, определяло размер налоговых поступлений, отвечало за сбор налогов. Ведомство обрядов ведало церемониями и обрядами, религиозными жертвоприношениями, направленными, в конечном итоге, на укрепление власти императора. Военное ведомство занималось ротацией военных чиновников, снабжением армии и почтовой службы. Ведомство наказаний состояло из тринадцати территориальных отделов и контролировало правосудие по всей империи. Его деятельность в некотором роде пересекалась с функциями цензоров и ревизионно-следственного столичного суда.

Административные единицы отличались друг от друга размерами уплачиваемых налогов и делились на категории. Это отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, которые назначались и контролировались центром.

Особенности государства и права средневековой Японии. Образование феодального общества и государства в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделилась родовая аристократия, развивались имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации (кроме рабской, которая не получила широкого распространения).

Географические условия Японии сковывали развитие феодальных отношений. Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

С IV в. в Японии сформировались племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединил большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 г.), определивший принципы государственного управления.

Закон из 17 статей ратовал за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закреплялось их неравенство, особо выделялся правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривался в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы людей (ст. 15).

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в реформах, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом «Тайхо-рё».

Реформы реорганизовали систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. Была введена надельная система, земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность. Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы.

Периодические переделы земли прекратились в Х в., когда на смену надельной системе пришло среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр.

Новая поместная система способствовала созданию крупного феодального землевладения. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси).

С Х в. в Японии начала утверждаться необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определило сходство японского и западного средневековья. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название «реставрации Мэйдзи».

Общественный строй.В Японии, как и в Китае, сложилось деление на два социальных слоя «добрых» и «подлых» людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди «добрых» выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.

Большая семья или группа малых семей составляла «двор» — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

В Японии не признавалось разного подхода к людям в зависимости от этнической принадлежности и религии. Чиновничья служба считалась личной и пожизненной привилегией любых способных кандидатов на государственные посты. В зависимости от поста и ранга дифференцировались размеры натуроплаты чиновника или его земельного надела.

Особое положение занимали первые четыре ранга высшей категории чиновников, представители сильнейших кланов, которые стояли во главе чиновничьего списка и были непосредственно связаны с императорским двором. Так, принц 1 категории получал за службу в кормление 80 те земли (около 5 тыс. га), 800 приписанных к ним крестьянских дворов для ее обработки и 100 слуг.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!