ЛЕГЕНДА О ДВУХ БРАТЬЯХ-ШАМАНАХ.



(Из культа близнецов).

 

В древности, в местности под названием «Юёттээх» в нашем Баппагайском наслеге, как гласит о том легенда, родились два брата – шамана. Одного из них звали Ычым, а другого по православному Басылай (Василий). Однажды Ычым похитил у Верхне-Вилюйского шамана Бёлюёкэ-Уола запас сушеной рыбы – «хохчу» и съел все. Это послужило поводом для вражды между ними.

В один вечер Ычым, раздеваясь, чтобы лечь в постель, сказал домочадцам:

«Да, видимо приблизился час, когда мой враг Бёлюёкэ-Уола покончит со мной (дословно – съест); люди, ходящие под моим солнцем, когда буду с ним биться, придите ко мне на помощь – кто с ледоколом, кто с рогатиной! Только держитесь всегда позади меня и ни под каким видом не заходите вперёд!»

Так сказавши, он разделся и лёг, но тут же перекатился на пол и с бычьим рёвом стал рыть руками землю (как это делает пороз перед тем, как вступить в бой с противником). На этот момент из середины его темени вырос один рог. Продолжая рыть землю рогами, но вырыл яму под дверным порогом и через это отверстие вышел во двор. Домашние наблюдали за ним и видели, как он, в единственном числе, изображая из себя быка, с тяжкими стонами бодался с невидимым противником. Люди, испуганные происходящим, все попрятались.

Наконец, прекратив борьбу, он вошёл в юрту и заплакал со словами:

«Как же это вы на виду позволили забодать меня бесовскому сыну?»

Через некоторое время все основание его шеи оказалось кругом распухшим. От того он вскорости умер.

Со смерти шамана прошло два-три года. Как-то раз на озере Арыылаах случилась рыбная ловля; ловили сачками. Собрался народ, и в числе их был старший брат умершего шамана – Басылай.

Вдруг, народ видит надвигающийся вихрь; крутящийся снег столбом взвился до небес. Глядя на этот вихрь, Басылай сказал:

«Эй, острие моих рогов, лезвие моего оружия, моя собачка Юнюгэс, кажись она бежит, держа в зубах черепную кость Бёлюёкэ-Уола?» И мы, значит, не остались сидеть и досадовать, как рыболов перед озером, не имеющий в ручках сачка и длинного шеста!» (Поговорка, выражающая чувство бессильного гнева. Г. К.).

(Сам рассказчик на вопросы поясняет: «Юнюгэс» - это общеупотребительное имя охотничьей собаки. Охотники, находясь в тайге, свою собаку, из почтения и жалеючи, кличут этим именем, скрывая настоящее») (Г.К.).

 

 

Борисов Михаил.

Селение Нюрба.

7 марта 1925 г.

 

БОРЬБА ШАМАНА В ОБРАЗЕ БЫКА СО ЗЛЫМ ДУХОМ.

В древности в Удюгейском улусе, в наслеге Мэйик жили два брата, известные шаманы. Старшего из них звали Лагларыйа-Шаман, а младшего – Сабыкы.

Однажды появилась оспенная эпидемия. Заболел оспой также и младший шаман. В начале эпидемии попросили старшего брата камлать над больными. Младший, лежа в постели, предупреждал брата, говоря:

«Тебе не следует вступать в состязание с духом оспы (досл. – «бодаться» с ним, как если бы речь шла о борьбе двух быков), ты этим учинишь непоправимое бедствие! Он истребит весь наш народ!»

Но брат не послушался и стал бодаться.

Прежде чем выйти на двор для борьбы с духом оспы, шаман сказал жене:

«Какой бы шум, стук и гром ни происходил на дворе, ты не выходи смотреть!»

И вышел. Но голоса борющихся были столь ужасны, что женщина не вытерпела и, вопреки запрету, приоткрыла двери юрты, чтобы видеть происходящее. Она увидела двух бодающихся быков, один из которых был голубо-пестрой масти, а другой – рыже-пестрой. Когда женщина выглянула за дверь, ее муж чуть-чуть повернул свою голову, чтобы краем глаза взглянуть на неё. Его противник, воспользовавшись этой оплошностью, всадил свои рога у основания его шеи. Через два-три дня шаман умер.

От той оспы в роду шаманов вымерло сорок человек, остались в живых только двое. Про этих двух младший шаман будто бы говорил:

«Их спас я, укрыв своим телом (досл. – держа их под своей печенью) и спустившись с ними в недра своей воды «гибели».

И этот шаман вскоре умер от оспы.

В настоящее время живет один шаман по имени Сонгкур, который говорит, что он, будто бы, возник из воды того самого Лагларыйа-Шамана (о котором рассказано выше). И он тоже говорит: «Если придёт оспа, то и я зря не останусь!».

 

 

Руфов Александр.

Верхне-Вилюйский улус.

5 марта 1925 г.

 

БОРЬБА ШАМАНА С ДУХОМ ОСПЫ.

Один шаман в нашем 2-м Удюгейском наслеге по имени Бодонгкос, по прозванию Огусар-Ойун, рассказывал, что он бодался с духом оспы, приняв вид голубо-пестрого быка. Он говорил: «Я чувствовал, что могу быть равным ему по силе противником, но дело испортила моя жена, которая открыла двери юрты, чтобы взглянуть на нас. Благодаря последнему обстоятельству, он осилил. Мое противоборство разгневало духа оспы и имело результатом то, что из моей семьи погибло семь человек (от оспы)!»

 

Самсонов Спиридон.

Селение Нюрба.

6 марта 1925 г.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!