Глава 4. Полноценно жить в приходящей



Культуре Досуга

 

 

Общество прошлого – как производственный цех

Общество ХХ-го века проживало расцвет технической мысли и, по сути, представляло собой огромное производство: одни люди непосредственно что-то производили, другие занимались исследованиями и развитием технологий, третьи участвовали в распределении производимой продукции... В этот период практически каждый человек участвовал в этом грандиозном процессе и являлся его частичкой, «винтиком». Отрасли же, напрямую не занятые в «технологическом процессе», были ориентированы на поддержку работоспособности этой колоссальной производственной системы: можно сказать, что они ее обслуживали, являясь, по сути, своеобразными «наладчиками» или «ремонтниками».

Задачей гуманитарных направлений в этот исторический этап являлось обеспечение нормальной работы человека на производстве. Обеспечить же нормальную работу человека означало, прежде всего нормализовать физиологическое и психологическое состояния людей: сохранить физическое и душевное здоровье человека. Целью такого подхода являлась помощь человеку в полноценном исполнении им своих профессиональных и служебных обязанностей.

Интересно то, что в этот период многие «нормализующие» области заимствовали свой подход в отношении человека из технических отраслей: видели свою задачу в его «ремонте». Аналогично тому, как механик чинит испорченную машину – восстанавливая вышедшие из строя детали, производит диагностику и отладку, точно так же эти области действовали и в отношении человека.

Неразрывно связанное с этим этапом развития общества материалистическое мировосприятие, действительно много давшее техногенному прогрессу, являлось единственным возможным и конструктивным на тот момент, и именно оно подтверждало правильность такого подхода к человеку. Можно сказать, что именно этот подход «отремонтировать» человека стал для «сопровождающих» производство отраслей фундаментальным и абсолютно верным на тот момент. Таким образом, к концу ХХ века «лечебный и диагностический» подход стал основным для большинства психологических и сопутствующих им направлений, закрепился для них, как основной и, по сути единственный.

Определив, таким образом, основное направление и цели работы этих направлений – сохранять нормальное состояние человека, для решения задач в этой области был наработан колоссальный теоретический и практический «лечебный потенциал»: психотерапевтические и психокоррекционные методики, приемы, методы, теории и знания. Согласно своему основному подходу, являвшемуся мировоззренческим фундаментом этих наук, все инструменты также создавались с основной целью – помочь человеку сохранить «норму».

Тут сделаю маленькую оговорку – возможно это будет интересно: до сих пор нет четкого и однозначного определения в рамках этих наук того, что такое «норма здоровья». Если же рассмотреть это понятие «нормальности» на основании того, что я только что сказал в отношении роли и функции человека на прошлом этапе развития общества, то все встает на свои места: норма – это способность человека полноценно выполнять свои обязанности и работу в условиях прошедшей общественной ситуации. Проще говоря, быть «нормальным винтиком». Поэтому, думаю, когда вы слышите такие фразы, как «нормальная психика» или «нормальное здоровье», то, думаю, понимаете теперь, что это значит, и для чего они являются «нормальными». И тем более, понимаете, что именно хотят от вас – кем и чем вас хотят видеть, когда вас «приводят в норму».

Общество ментального предпринимательства

 

 Современное же общество – общество века XXI-го уже не похоже на большой производственный цех, в котором каждый человек всего лишь «винтик», от которого требуется исключительно выполнение своих обязанностей. Уже уходит в прошлое материально-ориентированное «общество потребления». Сегодня все более вступает в силу некая принципиально иная общественная формация, которую можно назвать «обществом предпринимательства». А это значит, что от человека уже требуется быть не «винтиком», а быть творческим лидером – то есть проявлять свою индивидуальность. Поэтому и требования к его внутреннему состоянию становятся иные: уже не достаточно быть «психологически здоровым» и «работоспособным» – требуется быть инициативным, неординарно мыслящим. В принципе, разницу между «лечебным подходом» и тем, что нужно человеку сегодня, можно сравнить с разницей между здоровым человеком и олимпийским чемпионом: здоровье, конечно, необходимо – но это не гарантирует того, что вы вообще чего-то сможете добиться.

Естественно, что наступление данной стадии развития общества стало возможно благодаря тому, что ранее на предыдущем этапе общественного развития была создана достаточная мощная материальная и социальная основа, не только гарантирующая человеку комфорт жизни, новые возможности доступа к информации и передвижения, но, прежде всего, с помощью развития техники высвободившая его силы и время – освободившая человека от «черной работы». Поэтому интересы людей общества предпринимательства не ограничены рамками только постоянной работы «до изнеможения», потребления и «приобретательства» материальных продуктов производства внимание предпринимателя ориентировано на «потребление» свободного времени.

Таким образом, высвобождение личного времени и расширение сферы услуг и развлечений характеризует наступление Культуры Досуга. Тогда, как «общество потребления», представлявшее собой огромный производственный цех, можно характеризовать, как «культуру работы».

Можно отметить, что колоссальный расцвет индустрии развлечений – это прямое и естественное следствие наступления именно данной культуры: ночные клубы, места отдыха, телевидение, радио, туризм, компьютерные игры… Все они служат одному – разнообразить «потребление» свободного времени человеком.

Окончательное формирование именно Культуры Досуга является главной целью общества предпринимательства сегодняшнего этапа развития общества. И именно жизнь человека – его личность, индивидуальность, внутренний мир выходят на первый план. Поэтому в сегодняшнем обществе все более выходят на передний план и развиваются сферы услуг, обеспечивающие заполнение свободного времени человека: не столько направленные на развлечение человека, а все более на подчеркивание индивидуальности и обеспечение возможности самовыражения.

Нужно, конечно, отметить и то, что необходимость выполнять социальные функции, работать, остается: просто не на механическом исполнении рабочих функций уже сосредоточены интересы человека сегодня. Мало кто мечтает о карьерном росте исключительно ради карьеры – даже уже сложно найти человека, который бы работал ради работы: кто-то зарабатывает средства для отдыха, более высокого уровня жизни, кто-то ходит на работу ради общения… Идеальным может считаться вариант, когда профессиональная деятельность удовлетворяет интересы человека и позволяет проявляться его творчеству: например, если человек любит общаться с новыми людьми – и по роду деятельности ему этим приходится заниматься постоянно.

На сегодняшний день в организациях присутствуют обе культуры – уходящая и приходящая. Формально, внешне, во многих организациях все выглядит по требованиям «культуры работы»: правила, требования к сотрудникам, распорядок работы, система поощрений. Внутри же сотрудников, если так можно выразиться, присутствует уже новая «культура досуга». Можно сказать, что сотрудники вынуждены еще подчиняться внешним формальным требованиям уходящей культуры, но при этом, весь их «внутренний механизм мышления» работает уже по законам нового времени.

Думаю, что для людей, занимающихся вопросами управления, организаций, персонала и его мотивации, командообразованием и прочим, данное понимание прольет свет на причины многих сегодняшних проблем внутри организаций: хотя бы уже на вопросы мотивации и конфликтов… Но мы, в рамках ЭССЛ, этими вопросами не занимаемся.

Таким образом, следует понимать, что предприниматель сегодня – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека, – человека, стремящегося реализовать свой потенциал и свою индивидуальность. Согласитесь, что сегодня понятие «предприимчивый человек» подразумевает гораздо более широкий контекст, чем это было принято, например, еще в период 90-х годов XX века; более того, предприниматель XXI века это человек, стремящийся, прежде всего, к самореализации и самовыражению. Поэтому предприниматель не обязательно связан с бизнесом: ему в принципе нет разницы, какую социальную функцию исполнять и в какой области деятельности самовыражаться. С этой точки зрения предпринимателем можно назвать и художника, и музыканта, и ученого, и менеджера. Ведь предприниматель – это состояние мышления человека, стремящегося к проявлению своей личности.

Таким образом, прошлый век создал технологическую базу для жизни человека, снял с него большую часть физической нагрузки и высвободил время; в итоге, на первый план выходит индивидуальность человека и его мышление – как умение заполнять время. В результате этого, современное общество можно назвать Обществом Ментального Предпринимательства, а культуру – Досуговой.

 

 

Культура Досуга

 

Такова сегодня социальная данность: сегодня для того, чтобы быть полноценным членом общества, эффективно действовать и побеждать, далеко недостаточно, хотя и необходимо, быть просто профессионалом. Именно умение самовыражаться определяет то, насколько человек состоится в социуме и будет востребован обществом.

В прошлом веке для человека было важно состояться профессионально – люди как бы соревновались своим профессионализмом; позднее стали соревноваться своей материальной и финансовой состоятельностью. Если же задаться вопросом о том, чем «соревнуются» люди в Досуговой Культуре, то ответ может поразить и удивить: люди соревнуются наполненностью жизни – тем, чья жизнь более оригинальная, яркая, наполнена впечатлениями.

То есть наиболее важным является Умение вести образ жизни более яркий и интересный, чем у окружающих – именно тут, в заполнении жизни интересными событиями, эмоциями, и находит свое применение весь потенциал ментального предпринимательства человека. Точно так же, как человек когда-то гордился самой новой и дорогой машиной – и это являлось символом его соответствия требованиям общества, как наиболее состоявшейся личности, в Культуре Досуга аналогичное значение имеет то, насколько человек наделен ментальной потенцией: насколько эмоции, наполнение его жизни, сам ее образ оригинален, уникален, индивидуален.

Иными словами, соревнование происходит между людьми тем, насколько они способны реализовывать в своей жизни оригинальные, интересные идеи и проекты, наполнять время своей жизни чем-то таким, что не пришло в голову окружающим – насколько высок уровень их ментальной предприимчивости. Естественно, что ни материальная, ни профессиональная составляющая жизни человека никуда не исчезает: просто они перестают быть самоцелью – а становятся средствами для реализации собственных оригинальных проектов и задумок.

Считается, что история развивается по спирали и постоянно повторяется. Если обратиться к истории, то аналогичная ситуация «досуговой культуры» существовала во времена Древней Греции.

В условиях уходящей «культуры работы», особенно на последних ее этапах существования «общества потребления», наиболее состоявшимся считался человек, «сколотивший состояние» и потому более, чем другие, наделенный возможностью «приобретательства»: именно такие люди пользовались «благами общества» и вызывали наибольшее преклонение и уважение. В условиях общества предпринимательства или общества Досуговой Культуры возможности приобретательства уходят на второй план, а все «блага» признание, уважение, преклонение переходят к людям, способным гибко и оригинально мыслить и виртуозно выражать самих себя: владеющим Искусством Коммуникации и творческим мышлением, что неизбежно выражается в уникальности и оригинальности их жизни.

Именно с этим моментом и был связан расцвет философии в Древней Греции: философ – это оригинально мыслящий и оригинально живущий человек, способный виртуозно раскрывать окружающим свою уникальность, в первую очередь, посредством коммуникации. Именно философы были наиболее уважаемыми и пользующимися всеми благами общества людьми – людьми, способными к «предпринимательству мысли», виртуозно владеющими искусством коммуникации. Поэтому расцвет мысли в тот многовековой период истории развития человечества был не прихотью «странных людей», а жизненной необходимостью: быть в «досуговом обществе» человеком с неразвитым мышлением и невежественным в коммуникации равносильно быть нищим материально в обществе потребления.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!