Виктор Пронин: детективы никто не пишет



“Литературная газета”, №6 (5866), 13-19 февраля 2002 г.

Интервью с популярным автором романов на криминальную тему В.Прониным. Он очень высоко ценит классический детектив и вполне трезво оценивает сегодняшнюю “детективную” литературу, в том числе и собственное творчество.

“Для начала скажу - детективы сейчас никто не пишет. Детектив - это жанр редкий, отмеченный не только изысканным литературным стилем, но и игрой ума, парадоксальностью мышления, когда в суждениях и поступках героев таится второй, третий смысл. Детектив требует ограниченного места действия - замок, корабль, поезд, остров, ограниченного количества персонажей. Детектив - это Эдгар По, Конан Дойл, иногда Агата Кристи, иногда Жорж Сименон. …Книги, которые мы сегодня видим на книжных прилавках, - это вовсе не детективы, это то, что с некоторой натяжкой можно назвать криминальными романами. И главный вопрос в этих произведениях вовсе не “Кто?”, главный вопрос там звучит примерно так: “Чем же все это закончится?” …В результате произошло разжижение жанра. И детективом нынче называют любой роман, в котором произошло нечто противоправное”.

http://www.russ.ru/krug/razbor/20000804.html

Виктор Сонькин

Месть доктора Уотсона

Непринужденные заметки по поводу “Собаки Баскервилей”, Шерлока Холмса и доктора Уотсона.

“С одной стороны, ты понимаешь, что только в детско-подростковом возрасте понты Холмса могут производить такое впечатление. С другой - ход исследования все-таки завораживает; характеры остаются живыми, настоящими, а не превращаются в картонные схемы, как часто происходит с другими любимыми в детстве книгами”.

 

http://www.ej.ru/086/life/litera/nestoit/

Елена Стафьева

Как сделана коммерческая проза

“Еженедельный журнал”, № 086, 10.9.2003

Рецензия на роман А.Переса-Реверте “Морской меридиан”, рассматриваемый автором статьи как образец коммерческой халтуры.

“Три эти имени [Мураками, Коэльо и Перес-Реверте] прекрасно представляют три главных рецепта изготовления коммерчески успешной прозы в жанре “непонятно что”. Это может быть детектив, экшн, приключения, триллер, а может - и первое-второе-третье, всего понемножку. Но один компонент в этой стряпне присутствует всегда - загадка и мистика…”

“…от популярного чтива (даже и с некоторыми интеллектуальными претензиями) никто не требует художественных поисков и эстетических откровений. Требуется только одно - не халтурить, то есть ну хоть чуть-чуть освежить затертые до полной неразличимости штампы. Но Перес-Реверте не делает даже этого”.

http://www.russ.ru/culture/literature/20040109_as.html

Андрей Степанов

О фантазиях Басинского и мастерстве Акунина

Полемическая статья, в которой спор, в основном, идет не о детективе, а “о политике”: автор статьи защищает героя “Алмазной колесницы” Эраста Фандорина от обвинений в “антироссийских настроениях”. Однако по ходу дела речь заходит и о детективе.

“Фандорин действительно космополитичен по своему литературному происхождению. Он сконструирован по крайней мере из трех компонентов: из Шерлока Холмса - британского джентльмена, вооруженного дедуктивным методом; из японского ниндзя - идеального шпиона и непобедимого бойца; из жюльверновского Инженера - двигателя и рыцаря прогресса. Но все эти три составляющие скрепляет четвертая - русский дворянин с понятием о чести (которое трансформируется в демократическое чувство собственного достоинства - главный предмет проповеди Акунина)…”

“Метод Акунина - ироническая трансформации жанра классического детектива, которую как раз и чувствуют его читатели, знатоки и детектива, и иронии. Классический детектив имеет реалистические истоки. Основой реалистического искусства был принцип детерминизма: убеждение, что рядоположенные явления связаны неявной причинно-следственной связью и задача писателя - эту связь раскрыть. Поэтому реализм не мог не породить детектив, в котором это же явление абсолютизировано и представлено в чистом виде. Детектив разгадывает загадки, делает тайное явным, соединяет разрозненное, объясняет странное. Главное в детективе - восстановление причинно-следственной цепи, и в этом смысле, в каком бы фантастическом хронотопе ни разворачивал его автор, он глубоко реалистичен. Детектив каждый раз подтверждает, что мир однороден, посюсторонен и полностью объясним. Способный к смешению со многими жанрами, классический детектив избегает только мистических, а если и сочетается с ними, то принимает характер разоблачения”.

http://magazine.biblio-globus.ru/text08.01.htm

Т.М.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!