Рождение новой европейской науки

Великие гуманисты Европы

В это время продолжается процесс обмирщения созна­ния: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонни­ки такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

С

ильными, прекрасными, деятельными предстают пе­ред нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изме­нить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо... Ни небо не представляется для него слишком вы­соким, ни центр земли слишком глубоким...» — сказано в рукописи XV в.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образован­ность.

 

Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелли написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь знания доставляют разу­му столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не живот­ное».

Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, что­бы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

 

Гуманист из Роттердама.

 

Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кис­ти Ганса Гольбейна Младшего  

 

Гуманистические идеи, заро­дившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших про­поведников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком ла­тыни, Эразм Роттердамский коммен­тировал сочинения древних писате­лей, показывая, как позднейшие не­вежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сбор­ник греческих и латинских погово­рок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной антич­ной культуры.

 

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он соста­вил что-то вроде наставления длясвоих учеников, в котором учил их изящно и красиво вы­ражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров...» сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах.

Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России.

Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и по- свящённая другу гуманисту Томасу Мору.

Эта книга име­ет выразительное название — «Похвала Глупости». Глав­ная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.

Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует дви­жению мира, ибо «божественная сила» Глупости прости­рается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь че­ловеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глу­постью, может воистину именоваться человеком».

Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, ко­торыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки об­щества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмея­нию отжившие традиции средневекового прошлого. «По­хвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.

Первые утопии. В Англии идеи гу­манистов, прославлявших физиче­скую красоту и духовное совершен­ство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478— 1535). Этот мудрый политик и буду­щий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался истори­ей, философией, литературой.

Томас Мор. Портрет кисги Ганса Гольбей­на Младшего

В начале XVI в. Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь
же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Необычное про­изведение поразило воображение читателей.

В первой части описывается современная автору Ан­глия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского кре­стьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несча­стий Англии писатель видит в частной собственности.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Острови­тяне — земледельцы и ремесленники — постоянным тру­дом сумели превратить свой остров в прекраснейшее ме­сто на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением поль­зуются занятия искусством и наукой.

Автор описал идеальное государство, продумав мель­чайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произве­дения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

Франсуа Рабле

Современник Томаса Мора фран­цузский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциаль­ном городке, детство провёл на фер­ме. В юности он был очень религио­зен и поступил в монастырь, но оста­вался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позд­нее он много занимался наукой, стал
знаменитым врачом и одним из самых образованных лю­дей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль».

 

Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Ра­бле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир вой­нами». И добродушные гиганты громят рати врагов с по­мощью... хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге по­беждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями па- поманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За поряд­ком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папе- го. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных пред­ставлений, во время которых шуты веселили народ и вы­смеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

 

Эти слова принадлежат одному из удивительных людей XVI столетия — выдающемуся французскому гуманисту Мишелю Монтеню (1533—1592). Монтень много размыш­ляет о жизни, странах и людях. Плодом раздумий стала книга со странным названием — «Опыты».

«Опыты» — собрание рассуждений о морали, филосо­фии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного крута родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на лич­ном опыте. Но получилось так, что с момента своего по­явления книга привлекла внимание многих и многих лю­дей, и сегодня остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересо­вала современников Монтеня? Чем интересна она читате­лям нашего времени?

В глазах гуманистов человек стал перед необходимо­стью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн во славу человека, его разумной и доброй природы, но и результат стремления автора познать и оценить себя.

Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостере­гает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разум­но вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавли­вать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Под­линная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.

Монтень предостерегает людей от безделья, прежде все­го умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в ос­нове которого правило: ни в чём не полагаться на авто­ритет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в бо­лезнях, скромность в забавах... неприхотливость в питье и пище... умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о ве­ротерпимости, а это было время религиозных войн. Про­блема принадлежности к католической или протестант­ской церкви — личное дело человека, и нельзя ненави­деть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способ­ностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мирозда­ния.

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргу­ментируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.

 

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпо­ху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую про­гулку по Риму эпохи Возрождения.

 

К XVI в. Рим — духовная столица католического ми­ра — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответство­вать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраивать­ся. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставле­на для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В XVI в. перепланировка Рима продолжается. Появля­ются дороги, ведущие в торговый центр города, благо­устраиваются площади. К Ватикану прокладываются пря­мые улицы, которые украшаются фонтанами и найденны­ми при раскопках античными скульптурами. Самой значительной из построек того времени можно считать новую церковь в Ватикане — Сикстинскую капеллу (в на­звании увековечено имя заказчика — папы Сикста IV). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы по­ручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение че­тырёх лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростёртому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро ар­хитектор Браманте строит изящный храм — Темиьетто. Сооружение на­поминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнад­цатью колоннами дорического орде­ра. Всё это придаёт небольшому хра­му величественный вид. Современни­ки видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Свя­того Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Закан­чивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он рас-

 

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

критиковал почти готовую постройку и за 15 дней выле­пил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украше­нием храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обе­лиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по пре­данию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным раз­махом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связы­вая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

HD

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Мир художественной

Культуры Возрождения

Т

ворцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего фи­зическую красоту и духовное совершенство. Идеалы ита­льянских гуманистов нашли немало сторонников и после­дователей среди европейских мыслителей, также пытав­шихся отстаивать его право на счастье, утверждавших ценность и уникальность любой личности.

«Какое чудо природы человек!» В далёкой Англии гу­манистические традиции Возрождения ярко проявились в творчестве Уильяма Шекспира (1564—1616). Поэт и дра­матург провёл юность в маленьком провинциальном го­родке, сонной и размеренной жизни которого он предпо­чёл шумный Лондон. Шекспир был влюблён в театр, вы­ступал как актёр, сочинял пьесы. Окружающий мир он воспринимал как сцену, а людей — как актёров. Он свя­то верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости.

В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совер­шают ошибки, разочаровываются, борются за своё счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. Погибает не­счастная Офелия, преданная самыми близкими людьми; поверив клевете, Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Каждый ищет свой ответ на вопрос, как поступить, стол­кнувшись со злом:

...покориться

Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?

Против юных Ромео и Джульетты — весь свет. Их по­пытка противостоять семейной вражде, трагическому сте­чению обстоятельств приводит влю­блённых к гибели. Но ничто не за­ставит отказаться от высокого и светлого чувства, сделавшего героев свободными и счастливыми. Так во­преки поражениям и смерти утверж­дается мысль Шекспира: «Какое чудо природы человек!»

 

Такой же силой духа и мужест­вом обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Эти замечательные персонажи были придуманы испанским писателем Мигелем Сервантесом (1547—1616), чья судьба похожа на приключенческий ро­ман.

 

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворяни­на, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удаётся вы­купить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в жизни Сервантеса: он становится писа­телем. «Дон Кихот» был задуман автором как пародия на средневековые рыцарские романы.

Высоченный, тощий Рыцарь Печального Образа, взгро­моздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не платит жалованье батраку, страдания каторжников, осуждённых жестоким судом, — вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, Дон Кихот обнажает оружие и защищает обиженных, потому что «ради свободы... как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

Часто он попадает в нелепые ситуации. Однажды, при­няв ветряные мельницы за злых великанов, бросается на них с копьём, в другой раз вступает в битву с вражеским войском, оказавшимся лишь стадом баранов.

Уильям Шекспир

Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность. Так и бродит по дорогам в сопровождении своего оруженосца последний рыцарь добра в мире несправедливости, по­могая людям стать немного лучше.

Эпоха титанов. Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, от­меченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными та­лантами.

Одним из них был Леонардо да Винчи (1452—1519). Его необыкно­венная одарённость поражала совре­менников. Леонардо был художни­ком, поэтом, архитектором, скульп­тором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, исто­рией, философией, разбирался в механике и военном деле. Его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе рав­ных даже среди разносторонних гениев Возрождения.

Люди, знавшие Леонардо да Винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, очень силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда ще­гольски одет, его беседа была обворожительна.

После смерти Леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. А вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. В трактате о живописи Леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, спо­собном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте.

Леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. Матема­тические расчёты помогали ему показать в картинах глу­бину пространства, перспективу. Длительные опыты на­учили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света.

Героями произведений Леонардо делал не богов и свя­тых, а обычных людей. Такова юная «Мадонна с Младен­цем» («Мадонна Литта»). В мягких переливах света и тени — мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Ле­онардо изобразил землю с огромной высоты. Только ис­тинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного.

Не меньше загадок таится и в портрете Моны Лизы («Джоконда») — жены богатого флорентийца. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, «столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытыва­ешь более божественное, чем человеческое, удовольст­вие...» — писал биограф художника. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру Моны Лизы, смягчает контуры. Кажется, эта женщина владеет какой-то тайной, волную­щей и наших современников.

Кроме живописных произведений, сохранилось не­сколько грандиозных фресок Леонардо. Изображение «Тайной вечери» украсило стену богатого миланского мо­настыря. Евангельская легенда повествует о том, как Христос незадолго до смерти в последний раз собрал уче­ников. Только что произнесено пророчество: «Один из вас предаст меня». Ученики поражены страшными словами. Реакция каждого неповторима: удивление, страх, гнев, недоверие, отчаяние. Иисус спокоен и печален, и только его руки, бессильно лежащие на столе вверх ладонями, выражают покорность судьбе, ожидание неизбежной ги­бели.

Конец жизни Леонардо провёл вдали от родины, во Франции, где ему было предложено место придвор­ного живописца. Гений художника вызывал всеобщее восхищение и по­клонение, смерть его опечалила всех, ибо, как пишет современник, «никог­да не было человека, который принёс бы столько чести... живописи».

Почти на полвека пережил Лео­нардо да Винчи его постоянный со­перник в искусстве Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Надгробие Микеланджеловеликого Микеланджело, сделавшего

Буонарроти   так миого дЛЯ украшения Флоренции
и прославления рода Медичи, укра­шают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитекту­ра. Но сам он считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляю­щее человека, его красоту.

Микеланджело считал, что в глы­бе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь всё лишнее. В одном из соне­тов он писал:

И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.

Ещё при жизни Микеланджело приобрёл славу искуснейшего твор­ца. Однажды ему сообщили о пре­красном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало не­сколько скульпторов, основательно его испортив. Церковные власти махнули на всё рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Ми­келанджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты — 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.

Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнажённую фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид от­важился на бой со страшным великаном Голиафом и сра­зил его камнем, выпущенным из пращи. Скульптор изо­бразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.

Микеланджело. Да­вид. 1501-1504 гг.

Открытие монумента превратилось в народное торже­ство. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защи­щали.

Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению ещё одной музе — Поэзии.

Его стихи поражают невероятной силой, сходством с изваянными из камня величественными фигурами, ведь пером водила рука, привыкшая держать резец скульпто­ра. Наброски стихов можно увидеть на листках с рисун­ками. В них чувствуется мощь каменотёса, привыкшего подчинять себе неподатливый материал. Кажущаяся «не- отшлифованность» придаёт поэзии неповторимое своеоб­разие.

Подобно многим гуманистам, Микеланджело отдал дань любовной лирике. Цикл сонетов повествует о прекрасной возлюбленной поэта. И хоть его любовь безответна, автор видит в своей избраннице самое лучшее творение при­роды:

Кто создал всё, кто сотворил и части — И после выбрал лучшую из них, Чтоб здесь явить нам чудо дел своих, Достойное его высокой власти...

Но не только земная красота волнует и вдохновляет по­эта. Стихи полны раздумий о совершенной красоте искус­ства, которое переживёт своих создателей:

Удел искусства более велик,

Чем естество! В ваяньи мир постиг,

Что смерть, что время здесь не побеждает.

Последние годы жизни творца прошли в трудах и оди­ночестве. Он умирает в возрасте 89 лет, достигнув верши­ны славы. В день похорон множество поэтов Флоренции приходили поклониться гробу великого старца и прикреп­ляли к дверям усыпальницы латинские и итальянские стихи.

Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483—1520). Всего 37 лет прожил этот гений. Он покинул мир в расцвете сил и сла­вы, оплакиваемый многочисленными друзьями и учени­ками. Природа наделила Рафаэля трудолюбием, скромно­стью и добрым нравом. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. Мо­жет быть, поэтому мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и прекрасным, гармоничным и спокойным.

Рафаэль выполнял разные работы. По приказу пап рас­писывал в Ватикане покои и залы для торжественных церемоний, проектировал римский собор Святого Петра, украшал интерьеры церквей и дворцы вельмож. Исклю­чительное место в искусстве мастера занимали женские образы. «Мадонна Конестабиле» — воплощение женствен­ности и материнской любви. Рафаэль расположил её фи­гуру на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Тонкие деревца, прозрачный воздух создают ощу­щение мечтательности, лёгкой грусти. Едва заметный на­клон головы Мадонны, округлые линии тела подчёркива­ют трогательную любовь к сыну. И только нимбы над головами Мадонны и Младенца напоминают о божествен­ности.

Для монастыря Святого Сикста Рафаэль написал глав­ный образ алтаря — «Сикстинскую Мадонну». «Единст­венной в своём роде» считали картину знатоки живописи. Медленно, как будто не ступает босыми ногами по обла­кам, а легко парит над ними, Мария движется навстречу судьбе. Недетски серьёзен взгляд Младенца Христа. Он словно предчувствует грядущие мучения и гибель. Печа­лен и тревожен взгляд матери, она знает о том, что пред­стоит, и всё же идёт вперёд, чтобы отдать людям ребёнка, ценою жизни которого откроется им путь к спасению.

Северное Возрождение. «Мужицкий живописец». Гума­нистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы.

 

 

Экономический расцвет, который переживают в XVI в. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь. Вслед за торговыми устанавливаются прочные культурные связи с Италией, что открыло пути для широкого распространения идей гу­манизма. Этому в немалой степени способствовало пре­красно развитое издательское дело. На севере страны воз­никала новая демократическая культура, ярче всего про­явившаяся в изобразительном искусстве.

Нидерландские живописцы изображали на своих по­лотнах вполне реальных персонажей: купцов, корабле­строителей, крестьян, членов городского магистрата, ни­щих. Они создавали картины, героями которых были тор­говцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами. Именно за свою любовь к изобра­жению простолюдинов и народных сцен Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) был прозван Му­жицким.

Брейгель был образованным человеком, членом гиль­дии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство. Он жил в Антверпене и Брюсселе, однако часто посещал окрестные сёла. Биографы рассказывают, что Брейгель любил переодеться в крестьянскую одежду и смешаться с толпой, чтобы беспрепятственно наблюдать за сельской свадьбой, деревенским карнавалом, театраль­ным представлением на ярмарке или событиями в тавер­не, подмечая характерные движения, выразительные же­сты и позы персонажей своих будущих картин.

Полотно «Крестьянский танец» переносит нас на празд­ничную деревенскую улицу. Художник любуется грубова­тым весельем крестьянского праздника, шумным гомоном многолюдной толпы. Пространство картины буквально переполнено народом. Автор соединяет фигуры так, чтобы дать возмолшость зрителю рассмотреть отдельные сценки. В неловких движениях и неуклюжих фигурах танцоров, простоватых лицах участников бесшабашного веселья уга­дывается сила и мощь народа.

Художник изображал не только сельские праздники, но и полные тяжёлого труда крестьянские будни. В сере­дине 1560-х гг. им была создана серия картин «Времена года», посвящённая отдельным месяцам (в Средние века так иллюстрировали календари). Они позволяют «загля­нуть» в мирную жизнь жителей Нидерландов, предста­вить обыденные сезонные заботы, незатейливый быт, про­стые радости. Главный герой произведений — вечный труженик — крестьянин, которому природа диктует ритм жизни и цикл повседневных работ.

«Жатва» — одна из пяти сохранившихся картин серии. На фоне бескрайнего пейзажа художник запечатлел убор­ку хлеба. Жаркое лето, воздух насыщен благоуханием цветущей природы — полей созревшей пшеницы, зелене­ющих лугов, деревьев, согретых солнцем. Крестьяне уби­рают урожай, возят сено, вяжут снопы, несколько чело­век присели передохнуть, истомлённые зноем. Всё в кар­тине буквально пронизано ощущением тишины и покоя, царящих вокруг. Мы не увидим резких движений, ненуж­ной суеты или раздражения. Люди ощущают себя частью великого и прекрасного мира, находятся в гармонии с ним. Это впечатление становится особенно отчётливым, если рассмотреть группу отдыхающих крестьян, к кото­рой автор даёт возможность приглядеться, расположив их на переднем плане. Мужчины и женщины разворачивают нехитрую еду, неторопливо беседуют, кого-то сморила мягкая дремота. Позы некоторых работников неловки, даже неуклюжи, лица простоваты, но во всём угадывает­ся очень доброе отношение автора к своим персонажам.

Совсем иным настроением проникнута картина «Воз­вращение охотников», символизирующая зиму. В этой картине царит холод, морозный воздух прозрачен и чист, много белого снега, на котором чётко выделяются тёмные силуэты деревьев. Повсюду глубокие сугробы, по которым бредут усталые охотники. Их путь лежит в долину, там виднеются чистенькие и приветливые домики, церковная колокольня, гружёная телега, медленно двигающаяся по заснеженной дороге. А ещё мы видим крохотные фигурки рыболовов и весёлых конькобежцев на покрытых льдом прудах, придающих этому холодному зимнему дню жи­вую радость человеческого тепла. Эти мирные сценки, так же как и ясные и простые пейзажи сменяющих друг дру­га времён года, дороги Брейгелю, и за их кажущейся про­стотой угадывается величественный круговорот вечного обновления.

 

Леонардо да Винчи из Германии. Благотворным оказа­лось воздействие итальянского искусства на культуру Гер­мании. Не случайно немецкого живописца, гравёра и учё­ного Альбрехта Дюрера (1471—1528) сравнивали с Лео­нардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, Дюрер занимался математикой и механикой, был сведущ в архи­тектуре, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. Сильное влияние на творчество Дюрера оказа­ли поездки в Италию. Во время одной из них он знако­мится с Рафаэлем и дарит ему авто­портрет, вызвавший восхищение про­славленного мастера. Но главным учителем Дюрера была природа: он рисовал прекрасные пейзажи, натюр­морты. После возвращения на родину художник открыл в Нюрнберге свою мастерскую. В портретах и автопор­третах он утверждал гуманистиче­ское понимание личности.

Автопортреты донесли и до нас образ живописца. В наиболее про­славленном (1498) Дюрер изобразил себя в виде нарядно одетого кавале- Альбрехт Дюрер, ра-дворянина. Спокойная поза, уве- Автопортрет. 1498 г.


репный взгляд свидетельствуют о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей.

С юности художник увлёкся гравюрой. Появившиеся в XV в. «летучие листки» (так называли гравюру) были очень популярны — в местах паломничества можно было получить гравюры с изображением святых. Технику гра­вирования Дюрер довёл до совершенства.

С замечательным мастерством молодой художник вы­полняет серию гравюр к последней книге Нового Завета — Апокалипсису, в которой рассказывается о грядущей ги-


 

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника. Из серии «Апока­липсис». 1498 г.

бели мира. Самый известный лист серии — «Четыре всад­ника». Всадникам, олицетворяющим страшные бедствия людей: Мор, Войну, Голод и Смерть, дана власть истре­бить часть человечества. Под копытами их коней гибнут грешники, среди которых король и священник.

Большое влияние на Дюрера оказала встреча с Эразмом Роттердамским. Два выдающихся современника высоко оценили друг друга: Дюрер сделал набросок углём, позд­нее превратил его в знаменитую гравюру, на которой изо­бразил Эразма за стойкой для письма, с пером и черниль­ницей в руке, а великий философ восторженно отзывался о мастерстве художника.

На пути к бессмертию. До позднего Возрождения му­зыкальное искусство Западной Европы оставалось связан­ным с церковью. Музыка была главной частью религиоз­ной службы; воздействуя на прихожан сильнее, чем сло­во, она подчиняла их молитвенному настроению.

На протяжении столетий церковь бдительно следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. Но в конце XVI в. под влиянием изменений в жизни общества харак­тер церковной музыки постепенно меняется. Как в живо­писи и скульптуре, где религиозный сюжет рассматривал­ся гуманистами с позиций человека, так и в музыке ду­ховные произведения стали обращаться к человеческим чувствам.

Широкое развитие и распространение получают свет­ские (нецерковные) произведения. Простой люд распевал песни, которые были подспорьем в тяжёлой трудовой жизни, в быту. В дни праздничных карнавалов во время уличных шествий звучали весёлые танцевальные мело­дии. Немало их сочинил специально для народных празд­неств Лоренцо Великолепный.

Светскую музыкальную культуру пропагандируют мно­гочисленные гуманистические музыкальные кружки. Те­перь музыкальное творчество — часть жизни не только придворных, но и образованных горожан. Правила хоро­шего тона предписывали молодёжи из состоятельных се­мей уметь играть на музыкальных инструментах. Италь­янский художник Караваджо изобразил юношу, который предаётся мечтательному настроению, тихонько перебирая струны лютни. На картинах художников Возрождения можно часто увидеть сцены домашнего музицирования. На полотне неизвестного автора три музыкантши стара­тельно играют по нотам. Причём нотные знаки так от­чётливо выписаны автором, что мы при желании можем повторить мелодию.

Высоко ценилось искусство сочинять и петь мадрига­лы — лирические вокальные произведения, многие из ко­торых написаны на стихи знаменитых поэтов своего вре­мени. Мадригалы исполнялись для широкой аудитории и были предшественниками оперы.

Музыка Возрождения вышла из узких рамок церков­ных правил, заняла полноправное место в ряду других светских искусств, проложив путь бессмертным музы­кальным творениям XVII—XVIII вв.

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокро­вищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.

1. Сопоставьте смысл высказываний: «Я ставлю тебя в центре мира» и «Какое чудо природы человек!». 2. Как вы думаете, со­гласился бы гражданин античных Афин с мнением У. Шекспира о значении театрального искусства? Свой ответ обоснуйте. 3. На­зовите литературные произведения раннего Нового времени, в которых действуют сильные духом и мужественные литературные герои. Как вы думаете, почему авторы произведений показывают своих персонажей в сложных, трагических, необычных ситуациях? 4. Расскажите, чем прославились У. Шекспир, М. Сервантес, Ле­онардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, П. Брей­гель Старший, А. Дюрер.

1. Шекспиру приписывают слова: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажет­ся, есть ли нечто общее у театра и жизни? 2. Многие герои ли­тературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот приём? 3. Ука­жите общее в библейских образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. Чем это можно объяснить? 4. Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Воз­рождения излюбленным жанром? 5. Герои картин Брейгеля внеш­не мало похожи на персонажей произведений итальянских живо­писцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о нидерландском мастере как художнике-гу­манисте? б. Выберите и опишите живописное или скульптурное

 


 

Велико было влияние Эразма Роттердамского на немец­кого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497—1543). Гольбейн не раз писал портреты выдающегося гуманиста, иллюстрировал его «Похвалу Глупости». За свою жизнь ему удалось создать целую галерею портретов современни­ков. Спокойны и невозмутимы люди, запёчатлённые ху­дожником, но за непроницаемостью и уравновешенностью отчётливо проступает индивидуальность, сложность и про­тиворечивость человеческой натуры.

Генриха VIII Гольбейн писал много раз, но настоящим шедевром является портрет короля почти в полный рост, созданный в 1540 г. Зритель видит перед собой фигуру могучего мужчины, которая занимает почти всё про­странство картины, мужественное лицо, взгляд тёмных глаз, устремлённый поверх зрителя. Уверенный жест хо­лёных рук, подчёркнутая торжественная неподвижность позы, надменное выражение — всё свидетельствует о не­померной гордости и упрямстве, безжалостном, не знаю­щем колебаний властолюбии. Впечатление парадности, недоступности усиливает роскошь одежды и обилие дра­гоценностей, тщательно выписанных автором.

Но не только внешний блеск привлекает художника. Гольбейн явно симпатизирует своему герою, увлечён не­заурядностью его натуры. В портрете нет никаких «гово­рящих» деталей, свидетельствующих о высоком статусе изображённого. Художник предлагает зрителю сосредото­читься на самом герое, увидеть и понять его душу и ха­рактер, отметить гибкий ум, чувство собственного досто­инства, суровость и энергию короля, переданные автором картины с истинным вдохновением.

Чем дольше вглядываешься в портрет, тем очевиднее становится замысел Гольбейна — создать образ абсолют­ной силы и уверенности, заставить поверить в почти бо­жественный характер королевской власти, воплощением которой является Генрих VIII.

Наивысшего расцвета искусство Голландии достигло в творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669).

Художник родился в семье мельника, недалеко от при­тока реки Рейн, поэтому к фамилии семьи стали добав­лять «ван Рейн». Рембрандт получил хорошее образова­ние, и родители прочили ему благополучную карьеру чи­новника. Но юноша избрал для себя непростой путь живописца. Он никогда не был в Италии, но неустанно изучал искусство титанов Возрождения по копиям и гра­вюрам. Великому голландцу были близки их жизнелюбие, уважение к человеку, стремление освободить творчество от средневековых ограничений.

Худолшику всегда был интересен человек, его внутрен­ний мир. Пристально наблюдает Рембрандт за людьми, старается постичь и передать на полотне их мысли, ду­шевное состояние.

Рембрандт становится модным портретистом. Влиятель­ные бюргеры, врачи, чиновники наперебой добиваются чести позировать художнику. Заказчики ценили не толь­ко превосходно переданный на холсте шёлк и бархат, лёг­кость дорогого кружева или блеск драгоценностей, но и то, что мастер умел подметить особенности людей, их ха­рактерные жесты и позы.

С годами Рембрандту удаётся глубже проникнуть в тай­ны человеческой души. Это не всегда нравилось состоя­тельным людям, и тогда Рембрандт начинает писать про­стых горожан, бедных ремесленников.

«Портрет старика в красном» — трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Чуть согнутые плечи, натружен­ные руки с узловатыми венами, седая борода, нахмурен­ный лоб и взгляд тёмных глаз придают герою картины облик библейского мудреца.

Художник и сам прожил жизнь, полную поисков и разочарований. Судьба не пощадила Рембрандта: корот­кий период славы и благополучия сменился непризна­нием и полным забвением. Умирает любимая жена, ра­стут долги, распродаются дом, мебель, работы самого Рембрандта и тщательно собранная коллекция. Но чем тяжелее приходилось в повседневной жизни, тем больше сил отдавалось живописи. Последнее произведение, «Воз­вращение блудного сына», написано в самый горький пе­риод — после смерти сына.

В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив бо­гатства, вернулся назад, был прощён и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о перенесённых страданиях. Чуткие паль­цы слепого старика-отца касаются спины юноши. В жесте рук мы угадываем просветлённую радость почти потеряв­шего надежду человека и безмерную любовь. Картина на­полнена сияющим светом, мягким мерцанием, золотистые блики играют даже на лохмотьях одежды сына, подчёр­кивая духовное преображение героя.

В отличие от Голландии, Испания и к XVII в. продол­жала оставаться страной средневековых пережитков и инквизиции. Здесь с трудом пробивались ростки новой, гуманистической культуры. Завоевательные войны обре­кали народ на голод и нищету, ещё более разительную в сравнении с блестящей жизнью аристократии. Этот кон­траст воплотило искусство Диего Веласкеса (1599—1660), придворного живописца короля.

Веласкес писал портреты испанских дворян и самого короля Филиппа IV. Раскрывая внутренний мир своих ге­роев, художник никогда не угождал заказчикам. Живо­пись Веласкеса запечатлела надменные лица, холодные взгляды, величественные позы придворной знати. Таков и сам повелитель испанцев: некрасивое лицо с тяжёлой че­люстью и крупным носом, глаза смотрят равнодушно и мрачно.

Всесильного фаворита короля, графа Оливареса, худож­ник написал в тёмной оделсде. Над белым отложным во­ротником — массивная голова. В его облике — жесто­кость, надменность, самоуверенность в сочетании с про­ницательностью и умом.

Совсем иное настроение владело Веласкесом, когда он делал небольшие зарисовки из жизни крестьян, ремеслен­ников и солдат. На полотне «Завтрак» — весёлая сценка в кабачке. Двое юношей приглашают старика-нищего раз­делить с ними скромную трапезу. Художник подмечает выразительные жесты, простодушные и приветливые улыбки молодых людей. Умудрённый жизнью старик прислушивается к их речам.

Одним из наиболее значительных произведений Вела­скеса стало написанное в конце жизни полотно «Пряхи». На картине — мастерская гобеленов. Здесь руками тка­чих-тружениц создаются эти великолепные тканые ков­ры. Красивы и полны достоинства женщины, выполняю­щие тяжёлую работу, проворны их руки, изящны движе­ния. Перед их мастерством и трудолюбием преклоняется автор, подчёркивая благородство и привлекательность простых работниц.

Лучшему творению природы — человеку — Веласкес отводил в своих произведениях главное место. На пьеде­стале его памятника — два слова: «Живописцу истины».


 

 

Рождение новой европейской науки

 

 

Р

ождение науки, основанной на опытном знании. Од­ной из черт Нового времени стало усиление интереса человека к окружающему миру. Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысль европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих на ней людях. Рост городов, развитие ману­фактурного производства и мирового рынка рождали по­требность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с посто­янной заботой верующих о вечном, о душе всё ярче про­является интерес к жизни земной.

В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета — за истину принимались мысли ве­ликих учёных древности. Географию изучали по Птоле­мею, медицину — по Гиппократу, а физику — по Архи­меду. Однако рост любознательности и критического от­ношения к действительности заставляет людей раннего Нового времени лично наблюдать явления природы. Пер­выми на этот путь встали учёные-гуманисты, признавшие за человеческим разумом возможность понять и объяс­нить мир. Их деятельность подготовила революцию в естествознании XVII в., положившую конец средневеко­вым взглядам на мир. И хотя наука в то время ещё не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие учёные являлись верующими и оставляли за Богом роль Творца человека и Вселенной, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опира­лись на религию. Не «Как возник на­блюдаемый мир?», а «Каков он?» — вот важнейший вопрос, вставший перед людьми Нового времени.

Эпоха Возрождения подарила ев­ропейцам независимость мышления, и главным достижением нового мыш­ления было растущее убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живёт, а для этого стали нужны обоснованные достоверные знания.

«Он подрывал фундамент веры». В маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор в Фромборке, 30 лет жил одинокий тихий человек — великий польский астро­ном Николай Коперник (1473—1543). Именно он совер­шил переворот в науке, отказавшись от принятого в тече­ние тысячелетий учения о неподвижности Земли.

Николай Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Ита­лии, изучал живопись, математику, философию, грече­ский язык, астрономию, юридические науки, медицину... Эти годы и превратили его в исследователя, стремящегося познать законы развития Вселенной. В 24 года, вернув­шись на родину, он стал каноником. Теперь у него были средства для жизни и время.

Тридцать лет наблюдал Коперник небесные светила с помощью простых приспособлений. Сложные вычисления помогли ему сделать вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Но надо ли об этом заявить миру, считавшему, что Земля неподвижна? И вот он ре­шился: свои знания надо оставить людям. Сомнений в правоте не было. В 1543 г. книга «О вращении небесных сфер» была напечатана, но её автор был уже при смерти.

Сегодня никто не знает, где могила Николая Коперни­ка, но его книга осталась. Учение нашло своих последо­вателей.

Николай Коперник

«Враг всякого закона, всякой веры». В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу «отцов церкви» был со­жжён на костре Джордано Бруно (1548—1600). Родился он в маленьком итальянском городе Нола, в 17 лет стал послушником в монастыре. В великолепной монастырской библиотеке он и приобрёл обширные знания. Но чем боль­ше узнавал Бруно, тем больше сомне­ний возникало у него в истинности религиозного учения. Особенно силь­ное влияние произвела на него книга Коперника.

Развивая учение Коперника, Бру­но пришёл к выводу, что «Вселенная не имеет края, она безмерна и беско­нечна». Она не имеет центра — ни Земля, ни Солнце не являются цен­трами мира. Вселенная — это бесчис­ленное множество звёзд. Вселенная существует вечно и исчезнуть не мо­жет.

В 28 лет ему пришлось бежать из Рима из-за пресле­дования инквизиции. Началась жизнь, полная скитаний. Всюду проповедовал он своё учение, но мало кто был спо­собен понять его.

В Женеве Бруно посадили в тюрьму, и его чуть было не сожгли на костре. В Париже он был в чести и даже давал уроки королю, но и во дворце учёный отстаивал свои взгляды. Снова дорога. Англия. Диспуты с учёными мужами. Его не понимают, над ним смеются. Опять Фран­ция, затем Германия... И всюду гонения, толпы разъярён­ных людей. Но он убеждён в том, что «вера не совмести­ма с разумом». Одну уступку Бруно делал — признавал необходимость религии для невежественного народа.

Тоска по родине не оставляла его, он возвращается в Италию. По ложному доносу его арестовывает инквизи­ция. Обвинения глупы и бездоказательны — за них не может быть серьёзного наказания. Надо только подо­ждать. Но и в тюрьме продолжает Джордано Бруно споры о вере и о Боге. И вот новый донос — от соседей по ка­мере.

Восемь лет сидел в тюрьме великий мыслитель, но не отказался от своего учения. А когда инквизиторы зачи­тывали Бруно приговор, учёный воскликнул: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслу­шиваю его!» И вот последний путь — на костёр. Его сожгли на рассвете.

Джордано Бруно

Впоследствии на месте казни ему поставили памятник. На памятнике — слова: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошёл на смерть».

«Человек незаурядной воли, ума и мужества!..» Галилео Галилей (1564 —1642) был великим учёным, первым астрономом, наблюдавшим небо в телескоп, физиком, поэтом, автором комедий. Его вклад в позна­ние окружающего мира огромен.

Галилей происходил из знатной, но небогатой семьи, получил образо­вание в университетах Флоренции и Пизы. Имя молодого профессора бы­стро приобрело известность.

Первые наблюдения небесных све­тил в телескоп помогли открыть но­вые звёзды — спутники Юпитера. Правда, пришлось назвать их «Звёз­дами Медичи»... А затем он наблюда­ет горы на Луне, пятна на Солнце... и многое другое. Все открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвержда­ли учение Коперника и означали переворот в представле­нии людей о строении Вселенной.

Галилей открыл не только новые миры — он сформу­лировал законы падения тел, движения маятника и дру­гие законы физики. Свои наблюдения в области астроно­мии учёный изложил в «Звёздном вестнике». Инквизиция осудила его работу. Когда в 1616 г. учение Коперника запретили, Галилей пошёл на хитрость — он выступил с учением о Священном Писании и природе. «Диалоги о двух системах мира» стали главной книгой его жизни. Ватикан пришёл в ярость. Папа вызвал Галилея в Рим 70-летний учёный должен предстать перед судом святой инквизиции. Пять месяцев продолжались допросы, уби­вая волю больного человека. «Унижение великого челове­ка было глубокое и полное, — писал один из французских биографов Галилея. — В этом унижении он был доведён до отречения от самых горячих своих убеждений и до му­чения человека, побеждённого страданием...»

22 июня 1633 г. в церкви монастыря Святой Минервы в присутствии всех членов суда, подчиняясь приговору, в одежде кающегося грешника Галилей, опустившись на колени, прочитал отречение.

Галилео Галилей

До конца своих дней, ослепший и больной, находился он под надзором инквизиции. Ему было запрещено писать книги.

Позже люди сложили легенду, что после слов отрече­ния, встав с колен, учёный воскликнул: «А всё-таки она вертится!» Хотелось верить, что задушить науку нельзя.

Он завершил создание новой картины мира. Исаак Ньютон (1643—1727), опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. За за­слуги в развитии науки восхищённые современники из­брали его членом Королевского общества. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет.

В 1661 г. Ньютон начал учиться в Кембридже, где за­тем получил кафедру физики и математики и стал самым молодым профессором в университете. В 1665 г. Ньютон получил степень бакалавра (первая учёная степень). В это время Англия переживает тяжёлые времена — свиреп­ствует чума. Молодой учёный покидает университет и едет на родину, в деревню Вулсторн, где живёт около двух лет. Это годы удивительных открытий. Именно здесь он открыл закон всемирного тяготения, своими руками создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения солнечного света.

Уже в 1671 г. Ньютон сам построил маленький зер­кальный телескоп, позволяющий видеть небесные тела лучше, чем с помощью самых больших телескопов со сте­клянными линзами.

В книге «Математические начала натуральной филосо­фии» (1687) учёный изложил основные понятия и аксио­мы классической механики, в частности: масса, количе­ство движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения (законы Ньютона). Открытие закона всемирного тяготения знаменовало переход от про­стого описания солнечной системы к объяснению законов её движения и окончательно утвердило победу учения Ко­перника. Учёный открыл законы распространения света и новые методы математических вычислений.

Открытия Исаака Ньютона имели огромное значение как для науки, так и для мировоззрения людей. Его тео­рия утверждала, что природа подчиняется точным зако­нам механики. Открытые им законы носили универсаль­ный характер — их можно было применить к любому явлению. Учёный завершил создание новой картины мира.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...» Эти слова принадлежат удивительному человеку — юристу и дипломату, политику и оратору, историку и литератору англичанину Фрэнсису Бэкону (1561 —1626), который по

Фрэнсис Бэкон


 

Какие детали изображения свидетельству ют о роде занятий Ф. Бэкона?

праву считается создателем новой философии. Он проис­ходил из дворянской семьи, учился в Оксфордском уни­верситете, сам преподавал в университетах Оксфорда и Парижа, при Якове I Стюарте был лордом-хранителем пе­чати, а затем лордом-канцлером Англии.

Крупнейшая заслуга учёного заключается в том, что он предложил новый метод изучения природы — рассужде­ние от частного к общему, основанное на эксперименталь­ных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающе­гося на эксперимент, можно проверить достоверность зна­ний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.

Учёного, делающего научные открытия на основе на­блюдений и опытов, философ сравнивал с пчелой: «Пче­ла... извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению... Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и не­рушимый (чего до сих пор не было) союз этих способно­стей — опыта и рассудка».

Бэкон умер, простудившись во время одного из физи­ческих опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей он с торжеством сообщает, что этот опыт удался.

 

Учёный был уверен в том, что наука должна дать че­ловеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.

«Я мыслю, следовательно, я существую». Французский учёный Рене Декарт (1596—1650), как и Фрэнсис Бэкон, считается основоположником науки и философии Нового времени.

Жизнь Декарта складывалась непросто. Сначала обыч­ная жизнь французского дворянина, находящего удоволь­ствие в верховой езде, фехтовании, кутежах и картах. За­тем неожиданно для окружающих он в течение двух лет ведёт жизнь затворника, отдавая всё время изучению ма­тематики. Потом Декарт отправляется в Голландию, где живёт 20 лет и совершает свои важнейшие открытия в области философии и математики.

Рене Декарт видит главную цель науки в достижении человеком господства над силами природы, которые сле­дует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основывать­ся на достоверных знаниях. Источником таких знаний Декарт считал разум человека. Человек мыслит, он бес­конечно сомневается в правильности своих научных пред­положений, и в этом движении мысли рождаются науч­ные знания. «51 мыслю, следовательно, я существую», — говорил он.

В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая её идеалом и образцом для всех дру­гих наук. Он создал аналитическую геометрию, ввёл по­нятие переменной величины, на уроках алгебры вы и сей­час пользуетесь введёнными им алгебраическими обозна­чениями.

В отличие от средневековых учёных, Рене Декарт отво­дил разуму главную роль в научном исследовании.

В XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учёными Нового времени, носят все­общий характер. Рождаются новые методы исследова­ния природы — сочетание опыта (практики) и теории (разума).


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 946; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!