Культура доколумбовой Америки



 

 

 

Каменая голова Ольмека. Центр. Америка (2 тыс. до н.э. – I в. н.э.)

 

Каменные головы Ольмеков. Этот памятник относится к древней культуре ольмеков 2 тыс. до н.э. – I в. н.э., Центральная Америка.

Поразительно огромные (высотой от 1,5 до 3 м, весом от 5 до 40 т) человеческие головы, высечены из базальта, являются прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков – американского народа, который жил на территории нынешних штатов Мексики: Веракрус и Табаско, на побережье Мексиканского залива. Этот народ получил условное название, благодаря ацтекским источникам, труду саахуна, «ольмеки» (или «археологические ольмеки») по имени небольшой группы племен («этнографических ольмеков»), жившей на той же территории позднее, в XI‑XIV веках. Головы плотно облегают шлемы с наушниками, украшенные рельефным узором. Широкие приплюснутые носы, большие, чуть приоткрытые полные губы, раскосые миндалевидные глаза, лица, выражающие внутреннюю собранность и энергию, полные величавого достоинства – вот, характерные черты ольмекских голов. Древние скульпторы заботливо ставили их на специальные низкие платформы из каменных плит, у подножия которых располагались подземные тайники с дарами богомольцев.

Базальт для упомянутых гигантских голов, а также для больших алтарей, саркофагов и каменных стел доставляли плитами, весом от 20 до 60 тонн, со склонов вулкана, именуемого ныне Сан‑Мартин‑Пахапан и удаленного от центра ольмекского культа на 125 км. Повозок ни одно из доколумбовских американских племен не знало. Эти многотонные блоки переправлялись сначала по морю, а затем на плотах против течения по реке Тонала.

Мастерство ольмекских каменотесов и резчиков по камню, создавших удивительные скульптурные образы, отразившие силу и величие этого древнего народа, впечатляет и сегодня.

Храм закона Паленке (ок. 692 г. н.э.)

 

Пирамида Кукулькана. Чичен‑Ице (X‑XII вв. н.э.)

 

Ступенчатые пирамиды доколумбовой Америки. Xрам закона («Храм надписей»). Паленке – город майя (ок. 692 г. н.э.). Пирамида Кукулькана («Пернатого змея») в Чичен‑Ице. Культура майя. Х‑ХII века н.э.

Строительство пирамид было характерно для всех индейских культур доколумбовой Америки. В отличие от египетских американские пирамиды были усеченными и служили основанием храму, поднимая его как можно выше к небу. Эта особенность роднит их с зиккуратами Междуречья.

В более позднее время пирамида стала одновременно служить и гробницей.

Пирамида надписей была возведена майя в VII веке. На ее высокой платформе возвышался храм. Поначалу считалось, что мексиканские пирамиды не являются гробницами, а предназначались только для культовых действий. В 1949 г. мексиканские археологи обнаружили в пирамиде надписей среди руин города Паленке гробницу, где находились останки людей, видимо принесенных в жертву, верховного жреца Паленке, на котором были богатые украшения из нефрита, а лицо закрывала портретная мозаичная маска из дерева, раковин, нефрита, обсидана.

Храмом надписей называется он потому, что его плиты испещрены 620 графическими знаками. Внутри него находится «царский склеп».

Пирамида Кукулькана, посвященная богу Кетцалькоатлю («зеленому пернатому змею») является ступенчатой, имеет ведущую вверх лестницу, расширяющуюся кверху. Это дает эффект того, что она кажется круче. Внутри, грубовытесанные камни майя скрепляли очень стойким известняковым раствором, поэтому опасность оползней практически исключена. Культовый храм находится на верхней платформе. Пирамида является первой студией звукозаписи человечества. Ученый акустик из Калифорнии Д.Лабмэн утверждает: «Пирамида построена так, чтобы 92 ступени воспроизводили звуки, имитирующие пение священной для майя птицы кетцаль».

Самая большая пирамида доколумбовой Америки и мира расположена в городке Чолула мексиканского штата Пуэбло. Построена она была между II и VI веками н.э. в честь ацтекского Бога Кетцалькоатля. Пирамида занимает площадь в 18 гектаров, высота ее 54 метра, общий объем 3,3 млн. метров кубических.

 

 

Древнееврейская культура 

 

 

Храм царя Соломона. Иерусалим (Реконструкция). (X в. до н. э.)

 

Храм царя Соломона в Иерусалиме. Сын царя Давида, Соломон, правил в объединенном израильско‑иудейском царстве 965‑928 гг. до н.э. По завету отца на горе Мориа он воздвиг храм построение которого продолжалось семь с половиной лет и было завершено в одиннадцатый год его царствования. Для строительства требовалось громадное количество камня и дерева. Камень был в изобилии и в самом Ханаане, кедры и кипарисы везли из ливанских лесов. Вся обработка материалов производилась за пределами Иерусалима, а искусные зодчие, резчики и ювелиры заранее готовили украшения. Само строительство напоминало скорее священнодействие: в благоговейном молчании и тишине устанавливались уже готовые «детали» на свои места, храм вырастал как бы сам собой. Когда храм был отстроен, он величественно стал возвышаться над всем Иерусалимом, устремляясь ввысь. Внутреннее его убранство сверкало золотом, в глубине храма в «святая святых» за занавесом, стоял ковчег завета с двумя каменными скрижалями Закона.

Впоследствии Храм Соломона неоднократно подвергался разграблению чужеземцами, а в 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II сравнял его с землей. После возвращения евреев из вавилонского плена (520‑515 гг. до н.э.) храм был восстановлен. Это был второй храм, или храм Зоровавеля. В 20‑х годах до н.э. Ирод Великий реконструировал храм и святилище стало носить его имя, но все это были жалкие воспоминания о былом величии. В 70 году н.э. римские войска захватили Иерусалим и сожгли храм. До наших дней сохранилась лишь Стена Плача у подножия Храмовой горы, сложенная из камней храма Соломона и храма царя Ирода, где евреи оплакивают потерю Храма.

 

 

 

Древнекитайская культура

 

 

 

Великая китайская стена (начало строительства 221‑207 гг. до н.э.)

 

Великая китайская стена является выдающимся памятником архитектуры китайской цивилизации. Это крепостное сооружение, равного которому нет во всем мире, создавалось в течение двух тысячелетий, достигнув в длину более 5 000 км. Строительство Великой стены было начато в эпоху Цинь (221‑207 гг. до н.э.). По свидетельству китайских источников за 10 лет строительства, силами 200 тыс. каторжан и 100 тыс. солдат армии китайского императора Цинь‑Шихуанди удалось возвести участок стены в 750 км.

Во II веке до н.э. под прикрытием Великой стены наладилось караванное сообщение между Китаем и Средней Азией и впервые пролегла дорога на Запад – так называемый «Великий шелковый путь». Это способствовало расширению знаний китайцев о мире и развитию искусства.

В окончательном своем виде Великая китайская стена имеет следующие параметры: высота колеблется от 5 до 7 м, ширина от 6 до 10 м. Примерно через каждые 100 м на стене возвышаются защитные башни, на которых в случае тревоги зажигали сигнальные огни. Кое‑где в стене встречаются ворота с проходом в 3‑4 м, но их немного, они расположены на караванных путях и возле городов. Стена тянется вдоль северной и северо‑восточной границы императорского Китая, проходя, в основном, по горной местности и поднимаясь, порой, до 1800 м над уровнем моря. Китайские императоры были убеждены, что стена станет непреодолимой преградой на пути «досаждавших государству кочевников».

 

Глиняная армия китайского императора Цинь‑Шихуанди (III в. до н.э.)

 

Глиняная армия китайского императора Цинь‑Шихуанди (III в. до н.э.) – самый яркий и одновременно уникальный памятник древнекитайского изобразительного искусства. Представляет собой огромное число выполненных из обожженной глины фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину. Найдена в 1974 году на подступах к погребению императора Цинь‑Шихуанди, находящемуся в окрестностях Сианя. На строительстве погребального комплекса работало 700 тыс. осужденных и других рабочих. Сооружение комплекса началось в 246 году до н.э., когда юный Чжэн, еще не стал Первым Императором, а только унаследовал трон правителя. Цинь, так и не закончилось, когда через 36 лет император умер. Его смерть повлекла за собой гражданские войны. В 206 году восставшие против власти династии Цинь ворвались в гробницу Цинь‑Шихуанди и после продолжительного грабежа подожгли ее. Бушевавшее пламя ослабило балки, поддерживавшие земляную крышу над глиняной армией, и обрушившись она разбила многие из фигур. Такими их и нашли археологи почти 22 века спустя.

Армия изображена: на марше солдаты построены в колонны, разбитые на отделения во главе с офицером. Фигура каждого воина проработана до мельчайших подробностей, так что даже были версии о портретной индивидуальности этих скульптур, но на самом деле многие части фигур делались по шаблону, а потом скульпторы при помощи острых инструментов изменяли черты лиц по своему усмотрению. Все терракотовые фигуры, включая лошадей были первоначально окрашены в яркие цвета, кроме того в композиции использовались бронзовые элементы (уздечка коня, оружие, спусковые механизмы арбалетов, колокола для подачи сигналов и т.д.). Археологические раскопки в погребальном комплексе продолжаются до сих пор.

 

 

 

Древнеиндийская культура

 

 

 

Восточные ворота каменной ограды Большой Ступы в Санчи. Центральная Индия (III в. до н.э.)

 

Восточные ворота каменной ограды Большой Ступы в Санчи в нескольких километрах к северу от города Бхопал (Центральная Индия).

Большая Ступа в Санчи была возведена по указанию Ашоки, императора из династии Маурьев в III веке до н.э. Позднее, во II веке до н.э., она была надстроена с использованием камня и существенно увеличена, тогда же появилась и каменная ограда. В I веке до н.э. были сооружены четверо ворот, ориентированные по сторонам света.

Схема ворот представляет собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Самая верхняя из перекладин завершалась фигурами гениев – стражей священного места, а также буддийскими символами – «колесом закона» и крылатыми львами. На рельефах, покрывающих перекладины, изображены сюжеты «Махабхараты» и буддийских легенд – джатак, рассказывающих о деяниях и подвигах Будды в его предыдущих рождениях, а также жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Ворота между изображениями украшают фигуры зверей и птиц, на столбах вырезаны пышные цветы и вьющиеся растения. Необычны фигуры качающихся на ветвях девушек‑якшинь, духов плодородия, помещенных в боковых частях ворот. Они определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталонам Индийской скульптуры.

Комплекс пещерных буддийских храмов в Аджанте. Центральная Индия (II в. до н.э. – VII в. н.э.)

 

Знаменитый комплекс пещерных буддийских храмов в Аджанте. Он вырублен в толще скалистого берега реки Вагхоры в западной части плоскогорья Декан Центральной Индии.

Комплекс создавался на протяжении нескольких столетий (II в. до н.э. – VII в. н.э.) и представляет собой череду пещер, соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы‑чайтьи, в остальных двадцати четырех – монастырские залы‑вихары, окруженные монашескими кельями. Весь комплекс является прекрасным созвучием природы, архитектуры, скульптуры и живописи. Пещеры были украшены замечательными скульптурами, однако о них легко можно было забыть при взгляде на прекрасные, бесценные фрески, основное сокровище Аджанты. Росписи покрывают не только стены, но и колонны и потолки. Потолки украшены удивительно разнообразным орнаментом, уничтожающим давление скалы, приподнимая пространство над головой. Стены и колонны заполнили мир людей и мир богов, мир буддийских сказаний и реальный мир той, древней Индии, народ которой был наполнен жизненной силой и духовностью, создал своеобразную индийскую философию и искусство.

В VIII веке буддизм утратил былое влияние и Аджанта была предана забвению и стала известна всему миру только после 1819 года, когда ее случайно обнаружили англичане.

Мавзолей Тадж‑Махал в Агре. Индия (XVII в.)

 

Мавзолей Тадж‑Махал в Агре, Индия – «последнее чудо света», шедевр индо‑мусульманской архитектуры. Рациональное, конструктивное мышление исламских архитекторов соединилось здесь с иррациональным, полным древнейших тайн и сокровенных учений индуизма мироощущением индусов. Мавзолей был возведен в 1629‑1650 годах по повелению Шаха Джахана для его любимой жены Мумтаз Махал. Над его созданием трудились лучшие архитекторы и мастера того времени, собранные со всего Востока. Главным архитектором и автором проекта считается индийский зодчий Устад‑Иса.

Тадж‑Махал выстроен из белоснежного мрамора и украшен кружевной резьбой, а внутри – нежно мерцающими самоцветами. Главной чертой этого прославленного сооружения является невесомость: купола его легко плывут в синем небе, стены легки и едва касаются земли, зеркальная водная дорожка ведет к подножию мавзолея, и второй Тадж‑Махал, такой же прекрасный и невесомый, опрокинувшись, плывет в ней. Тадж‑Махал просто‑напросто совершенен. Когда завершалось возведение усыпальницы, которую великий Рабиндранат Тагор назвал «слезинкой на челе времени, чей блеск навек запечатлен», Шах Джахан приказал начать новое строительство – ее точной копии на противоположном берегу реки Джамны, но только из черного мрамора. Новый мавзолей по его замыслу должен был со временем стать его последней вечной обителью. Вскоре его собственный сын Аурангзеб сверг отца с престола и заточил в крепость, где Шах Джахан оставался до конца своих дней. По одной из легенд, из окна его темницы был виден Тадж‑Махал, в который долгими часами всматривался стареющий узник, пока не ослеп и умер. Его погребли рядом с любимой женой.

 

 

 

Крито‑микенская культура

 

 

 

«Игры с быком», фреска. Музей Гераклион (первая пол. XV в. до н.э.)

 

Световой колодец. Кносский дворец (первая пол. XV в. до н.э.)

 

«Игры с быком» , фреска из восточного крыла Кносского дворца на о. Крит (первая половина XV в. до н.э.). Музей Гераклион. Название культуры крито‑микенская условно, так как она была распространена по всему бассейну Эгейского моря, а не только на территории о. Крит и в Микенах.

Крит является колыбелью великой культуры. По преданию здесь родился и воспитывался Зевс, сюда же он привез похищенную им Европу, родившую знаменитых царей Крита. Здесь была даже могила Зевса, которую критяне показывали (за что и попали в поговорку: «Все критяне – лжецы»). Крит знаменит его загадочным лабиринтом, Минотавром Астерием‑Звездным, железным Талосом – стражем острова, священными пещерами (в одной из которых царь Минос беседовал со своим отцом Зевсом), двухлезвийными топорами – лабрисами, человеческими жертвами, почитанием женщины – жрицы и владычицы, великим мастером Дедалом, сделавшим крылья, чтобы летать, и его сыном Икаром, который опалил крылья и разбился.

Открытие культуры древнего Крита принадлежит английскому ученому Артуру Эвансу (1851‑1941) и плеяде его коллег и учеников. Начатые в марте 1900 года раскопки в Кноссе, в центральной части острова, уже через несколько месяцев дали поразительные результаты: были открыты развалины огромного дворца с великолепными фресками. В нем имелась подземная система канализации и водоснабжения (водопровод). Освещение Кносского дворца представляло следующую систему прохождения через 2‑3, а иногда и 4 этажа сверху донизу световых колодцев‑шахт. Через них в помещение не проникали ни палящие лучи солнца, ни леденящие ветры, дождевая же вода уходила по специальной системе подземных труб. Одним из символов Крита бесспорно являются кносские игры с быком. Этот сюжет встречается и на фресках, и на печатях, каменных и глиняных сосудах. Бык был на Крите и священными, и жертвенным животным. Быков приносили в жертву при погребениях. Характер ритуальных церемоний носят и опасные игры с быком.

 

 

 

Культура Древней Греции

 

 

 

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437‑432 гг. до н.э.)

 

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437‑432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480‑479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко‑персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины‑Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

 

Парфенон – храм Афины‑Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда‑то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447‑438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

 

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы»,[3] – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

 

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее‑антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550‑х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

 

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130‑100 гг. до н.э.)

 

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130‑100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

 

 

 

Культура этрусков

 

 

 

Капитолийская волчица. Бронза. Дворец консерваторов. Рим (первая пол. V в. до н.э.)

 

Химера. Бронза. Археологический музей. Флоренция (первая пол. V в. до н.э.)

 

Капитолийская волчица. Бронза. Рим (первая половина V в. до н.э., Дворец консерваторов).

Химера. Бронза. Флоренция (V в. до н.э., Археологический музей).

Обе скульптуры выполнены неизвестными нам этрусскими мастерами. В период VI‑V веков до н.э. этруски достигают зенита своей славы и могущества. Этрусские цари династии Тарквиниев правят в Риме, превратив его в подлинно великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум, а на Капитолии построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы – трех божеств покровителей города. В конце VI века римляне освобождаются от власти Тарквиниев и устанавливают республику, начинается завоевание римлянами этрусских поселений, а к началу III века до н.э. все этрусские города утрачивают свою независимость. Позднее выпадает из общения язык этрусков, их книги пропадают, а история Этрурии пишется по греческим и римским источникам.

«Капитолийская волчица» была найдена в Риме в X веке и считается символом Вечного города, хотя, скорее всего, скульптура не имеет отношения к легенде, согласно которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, брошенных в корзине в Тибр по приказу царя Амулия. Ромул затем стал основателем Рима. Фигурки двух младенцев добавлены к волчице в эпоху Возрождения скульптором А. Поллайоло. С XV века «Капитолийская волчица» находится на Капитолии в Риме. В 2007 г. французский реставратор Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba) в газете La Reppublica в статье La Lupa Capitolina («Капитолийская волчица») опубликовала результаты своего девятилетнего исследования, где утверждала, что скульптура была создана не в V веке до нашей эры, а не ранее VII‑VIII вв. н.э. Анализ, проведенный Анной Марией, показал, что «Волчица» была сделана не по античной методике, а по технологии более позднего периода: статуя была отлита сразу и целиком. А этот метод был хорошо освоен в Европе значительно позже.

Бронзовую скульптуру «Химера» нашли в 1554 году при рытье траншей и строительстве укреплений у города Ареццо в Тоскане, в самом центре древней Этрурии. Скульптура была отправлена во флорентийский дворец Козимо Медичи, – великого герцога Тосканского. Изысканные произведения этрусского искусства, наполнили восторгом и гордостью всю Италию. Донателло и Микеланджело, Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи, Брунелески, Альберти, Мазаччо, Вазари отталкивались от прошлого, используя мотивы этрусков в своих работах.

 

 

 

Древнеримская культура

 

 

 

Амфитеатр Флавиев, или Колизей. Древний Рим (75‑80 гг.)

 

Амфитеатр Флавиев или Колизей – самый большой амфитеатр Рима и всего Древнего мира. Был сооружен в 75‑80 годах на месте искусственного озера с соленой водой вырытого по приказу императора Нерона. О том, что здесь было озеро напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволявшая затопить арену за несколько минут, для устроения морских сражений – навмахий. Этим сооружением новая династия Флавиев хотела показать, что она более прежней, заботится о своих гражданах. В плане он имеет форму эллипса (наружные размеры: 188x156м, высота 57 м). Колизей был рассчитан на 50 тысяч зрителей, на его арене могли одновременно выступать 3 000 пар гладиаторов. Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, заполнявшими проемы второго и третьего этажей.

Арену окружали четыре яруса с сиденьями для публики. 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу зрителей. Подвальные помещения предназначались для гладиаторов, служителей амфитеатра; здесь же стояли и клетки со зверями. Колизей окружала высокая стена, на которой в жаркое время крепился огромный тент. Грандиозный амфитеатр служит и образцом решения многих функциональных задач: обеспечение видимости, эвакуации, безопасности зрителей и т.д., но главное – он должен был служить символом мощи, незыблемости и долговечности Римской империи.

Богатые украшения интерьера не сохранились. В средние века руины Колизея использовались как каменоломня – местные жители брали оттуда камень для построек. Однако то, что сохранилось, позволяет судить о величии замысла.

Форум Траяна в Риме (начало II века н.э.)

 

Форум Траяна в Риме (начало II века н.э.)

Первый Форум – центр общественной жизни Рима, появился в Царский период. В конце Республики он оказался тесен для разросшегося города и началось строительство ряда дополнительных императорских форумов, первый из которых был возведен Юлием Цезарем. Форум Траяна, ставший последним в истории Рима, был самым обширным и величественным. Он был построен по приказу императора, архитектором Аполлодором из Дамаска, чтобы увековечить победу Рима над Дакией. Убранство форума восхищало своим великолепием. В центре его стояла конная статуя императора. За ней возвышалась базилика Ульпия (по родовому имени Траяна), раскинувшиеся во всю ширину форума. Портик ее венчали изваяние трех колесниц; фасад, облицованный белоснежным мрамором, украшали статуи и колонны разных цветов, завершало все это великолепие черепичная позолоченная бронзовая крыша. Позади базилики находилась библиотека, имевшая два корпуса – для латинских и греческих сочинений. Между ними помещалась небольшая площадь, в центре которой возвышалась колонна Траяна – единственное сооружение, сохранившееся от форума до наших дней. Колонна украшена спиральной лентой барельефов (более 200 м), посвященных войне с даками. Вершину ее первоначально венчал орел, а после смерти Траяна – его статуя, которая впоследствии исчезла в сумятице варварских нашествий. В 1588 году папа Сикст V поставил на ее место статую апостола Петра.

Форум Траяна ознаменовал ту эпоху, когда Рим был совершенно уверен в своем могуществе, и выражал незыблемость и величие Вечного города.

Пантеон. Рим (120‑125)

 

Пантеон – храм всех богов. Рим (начало II века н.э.). Архитектор – Аполлодор Дамасский.

Пантеон – храм во имя всех богов, возведенный императором Адрианом, а быть может, и по его проекту – и поныне остается одним из величайших памятников Древнего Рима. Судя по датам, выбитым на кирпичах кладки, он был возведен между 118 и 128 годами на месте сгоревшего в 80 году н. э. более раннего храма, названного Пантеоном, построенного в 27 году до н.э. Марком Агриппой, советником и зятем Августа. Адриан тактично велел сохранить на архитраве храма его надпись («Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз построил»).

За увенчанным крестом обелиском XVIII века перед нами предстает мощный фасад Пантеона. Храм представляет собой огромную ротонду, диаметр которой, равен ее высоте с портиком, украшенным тремя рядами коринфских колонн. Но самое удивительное в этом сооружении – это его гигантский купол (вес – 5000 тонн, диаметр – 43 метра), имеющий в центре круглое «око» Пантеона диаметром 9 метров. Через него в храм проникает солнце, обходя в течение дня весь его интерьер. Пантеон, заключая в себе идеальную сферу, являет собой символ – мироздания, неба и земли, единства империи, сплоченности всего греко‑римского пантеона богов, благосклонно взирающих на Вечный город.

В 609 году император Фока передал здание Пантеона папе Бонифацию IV, а тот приспособил его под церковь (Санта‑Мария дель Мартири). Сегодня Пантеон является и национальной культурной святыней, и церковью одновременно. Кроме того здесь находится гробница двух итальянских королей и титана Возрождения – Рафаэля. При этом Пантеон остается в значительной мере таким, каким его создал Адриан, являя совершеннейший образец античного зодчества.

 

 

 

Тибетская культура

 

 

 

 

Потала – резиденция Далай‑Ламы. Тибет (VII век)

 

Потала – бывшая резиденция Далай‑ламы в столице Тибета Лхаса. Потала (по названию «Чистой Земли» бодхисатвы Авалокитешвары, «воплощением» которого считаются Далай‑ламы) – грандиозный дворец – монастырь Далай‑лам, возведенный в Лхасе столице Тибета. Лхаса (в переводе на русский «страна небожителей») – расположилась на Тибетском нагорье, на высоте 3 650 м, в горной долине реки Джичу. Ансамбль Поталы, возвышающийся над северо‑западной частью города, начат в VII веке и отстроен в современном виде в XVI‑XVII веках. Горят огнем золотые крыши Поталы. Стены дворца словно вырастают прямо из гор. Этот гигантский архитектурный комплекс состоит из ряда построек, составляющих в плане трапецию. Центральная часть ансамбля – тринадцатиэтажный «Красный дворец» с тронными залами, галереями, усыпальницами, украшенными резными колоннами, золотыми статуями, росписями и картинами‑свитками. По сторонам «Красного дворца» расположены оборонительные башни, восточная – символ Солнца, западная – символ Луны.

Долгое время Лхаса была таинственным, недосягаемым и даже мифическим местом для европейцев, белым пятном для российской науки. Только русскому путешественнику, востоковеду, исследователю Тибета Г.Цыбикову, переодевшемуся бурятским ламой удалось удачно совершить свое путешествие. Материалы, вывезенные им из Тибета, ученые изучали многие десятилетия, но часть сочинений философов‑пандитов еще не прочитана до сих пор. Труд профессора Цыбикова «Буддист‑паломник у святынь Тибета», изданный в Петрограде в 1918 году, является объемным произведением жизни Тибета. Книгу украшают фотографии автора, одна из которых и приведена здесь «Потала – резиденция Далай‑ламы. 1901 г.».

 

 

 

Японская культура

 

 

 

Золотой павильон (Кинкаку). Киото, Япония (1398)

 

Золотой павильон (Кинкаку) , 1398 год. Киото, Япония – одна из ранних построек периода Муромати, входившая в дворцовый ансамбль близ Киото (ныне располагается в черте города). Впрочем, сначала здесь был только сад с прудом, служивший местом отдыха аристократии. Когда же этот старинный участок в конце XIV века купил сегун Асикага Ёсимицу (ум. 1408), то он и построил для себя роскошный кабинет, сегодня известный как Кинкаку или «Золотой павильон». Павильон стоит на берегу пруда, он квадратный в плане (11,6 x11,6 м), трехэтажный. Первый этаж его с верандой и крытой лестницей – жилой, решен в стиле парадных резиденций синдэн. Второй этаж построен как зал музыки и поэзии, с раздвижными стенами и расписным потолком, он перекрыт крышей с большим выносом. Третий этаж – молельня в стиле храмов Дзэн, покрытая четырехскатной крышей с кровлей из коры кипариса, увенчанной бронзовой фигурой птицы счастья Хоо (феникс). Второй и третий этажи снаружи окрашены золотой краской. Специфически японские черты сказались в легкости каркасной конструкции, простоте очертаний террас и балкона, глади дощатых стен нижних двух этажей, а также в организации интерьеров. Однозальные, они демонстрируют связь с традициями «стиля синдэн» (синдэн‑дзукури – архитектурный стиль, сложившийся в эпоху Хэйан, «синдэн» букв, «спальный павильон») и одновременно использованием соломенных циновок – «татами» для покрытия пола предвосхищают черты «стиля сеин» (архитектурный стиль сеин‑дзукури, сеин‑букв, «окно» с широким подоконником). В 1408 году «Золотой павильон» был превращен в буддийский монастырь Рокюондзи или «Золотой храм». В 1950 году первоначальная постройка была уничтожена пожаром, но заново отстроена. Особенно красив «Золотой павильон» зимой, с покрытыми снегом крышами, окруженный заснеженными деревьями, он весь сверкает на солнце, отражаясь в зеркале пруда на фоне звенящей лазури неба.

«Победный ветер. Ясный день». Кацусика Хокусай. Япония (1823‑1829).

 

«В морских волнах у Канагавы». Кацусика Хокусай. Япония (ок. 1820 ).

 

Кацусика Хокусай «Победный ветер. Ясный день» («Красная Фудзи»), «В морских волнах у Канагавы» («Большая волна») . Серия «36 видов горы Фудзи». Цветные ксилографии, 1823‑1829 года. Япония.

Кацусика Хокусай (1760‑1849) – гениальный мастер, достигший упорным трудом совершенства в своем искусстве, но никогда не перестававший повторять: «Ах, если небеса дадут мне еще 10 или даже 5 лет жизни, я, наконец, стану великим художником». Наследие Хокусая огромно – около 30 тысяч рисунков и гравюр. Он создал иллюстрации более чем к 500 книгам, известен был также как мастер «суримоно» (гравированные поздравительные карточки). О себе он говорил так: «Начиная с шести лет я страдал манией зарисовывать форму вещей. Примерно с пятидесяти лет я создал большое количество произведений всякого рода, но все, что я нарисовал до семидесяти лет, на самом деле не стоит никакого внимания. В семьдесят три года я, наконец, начал что‑то понимать в природе птиц, животных, насекомых, рыб – жизненную силу трав и деревьев. Поэтому в восемьдесят я достигну успеха, в девяносто еще глубже проникну в суть вещей и в сто лет стану действительно удивительным; в сто десять лет каждая точка, каждый штрих будут, без сомнения, обладать собственной жизнью».

Серия «36 видов горы Фудзи» для самого Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия, выполненная в крупном горизонтальном формате, состоит из 46 листов, но лишь на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо», на остальных же она только присутствует в композиции. В «36 видах Фудзи» Хокусая слиты в единую систему мироздания повседневные заботы людей, жизнь великих, загадочных стихий – земли, воды и неба.

 

 

 

Африканская культура

 

 

 

Мужская голова культуры Нок. Зап. Африка. (X в. до н.э. – III в. н.э.)

 

Мужская голова культуры Нок . Западная Африка. Терракота (X в. до н.э. – III в. н.э.). Джосский музей, Нигерия.

Памятники «культуры Нок» были открыты в 1943 году во время разработки одного из оловянных рудников в Северной Нигерии, вблизи селения Нок (в провинции Зария), где из‑под 6‑8‑метрового слоя породы были извлечены фрагменты терракотовых статуй, фигурки животных, каменные и металлические орудия, получившие название по месту находки.

Терракотовые головы культуры Нок, ярко выраженного африканского типа, но более точная этническая принадлежность не установлена. Их отличают острая, почти гротескная выразительность, энергичная лепка обобщенных объемов, отчетливая и сочная моделировка основных черт лица; размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины; очертания головы напоминают шар, цилиндр (как в данном случае), конус и т.д. Формы рта, носа, волос, ушей разнообразны. Только один признак объединяет почти все головы Нок – это глаза с глубоко высверленным зрачком, прямым верхним веком и нижним в виде равнобедренного треугольника; дугообразные брови имеют вид плетеного шнура.

Создатели этих терракот явно владели резьбой по дереву: глаза скульптур не вылеплены, но прорезаны в глине. Технологические свойства скульптур Нок показывают, что их создатели знали свойства глины и превосходно владели техникой обжига. Это еще одно свидетельство в пользу того, что мы имеем дело с древней, самобытной традицией.

Женская голова культуры Ифе. Нигерия. Терракота (XII‑XV вв.).

 

Женская голова культуры Ифе . Нигерия. Терракота (XII‑XV вв.).

Ифе (Иле‑Ифе) – средневековый город‑государство Западной Африки расположен в Юго‑Западной Нигерии. Издавна и до сих пор считается священным городом народа йоруба и являлся в прошлом крупнейшим центром его культуры. В результате изысканий, начатых здесь еще в 1910 году немецким африканистом Лео Фробениусом, миру явилось искусство, настолько неожиданное в Тропической Африке, что поначалу никто не поверил в его африканское происхождение. Сам Фробениус, например, связывал его с наследием мифической Атлантиды. И действительно, бронзовые и терракотовые головы Ифе своей завершенностью стиля, совершенством формы, тонкостью моделировки и пластичностью невольно вызывают ассоциации с античными образцами, с этрусским и эллинистическим искусством. Однако создателями этих произведений несомненно были местные мастера.

Искусство Ифе ведет свое происхождение от древней африканской культуры Нок. В этой связи следует отметить разделение искусства Ифе на 2 стиля: один – крайне условный, даже более, чем в культуре Нок (головы сведенные к цилиндру и конусу из погребения в Абари), второй – предельно реалистический, с удивительной тонкостью фактурных нюансов. Скульптурные головы Ифе разбили миф о только лишь «абстрактном» характере африканского искусства. Эти удивительные скульптурные портреты Ифе, проникнутые спокойным сознанием собственного достоинства вполне можно назвать африканской классикой.

Бронзовая женская голова. Бенин. Национальный музей в Лагосе, Нигерия (ок. 1515‑1550)

 

Бронзовая женская голова. Ухув‑Элао. Бенин. Около 1515‑1550 гг. Бронза. Национальный музей в Лагосе, Нигерия.

Город Бенин (Великий Бенин) был столицей некогда могущественного средневекового государства Бенин в тропической Африке. Этническая принадлежность основателей Бенина сомнений не вызывает: это народ эдо, или бини, до сих пор живущий в тех же местах и гордящийся памятью своих великих предков. В 1897 году английская карательная экспедиция взяла штурмом город и царский дворец, и большинство произведений бенинского придворного искусства оказалось в Европе, где они произвели настоящую сенсацию.

Еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали приемы художественной обработки металлов у народа йоруба. Легенда гласит, что в 1280 г. опытный литейщик Игве‑Ига был отправлен царем Ифе в Бенин, где и научил своему искусству местных мастеров, и где впоследствии возникла оригинальная школа торевтики – искусство рельефной обработки художественных изделий из металла.

Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки изделий из бронзы, что могли получать отливку, толщина стенок которой не превышала 2‑3 мм. Такой виртуозной работы европейские литейщики не знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 г. директор Берлинского музея говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».

Изготовление бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство литья держалось в строжайшем секрете, а бронзовых дел мастера – осама, жили и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным надзором одного из царских приближенных.

Памятники средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с религиозно‑магическим мировоззрением бенинцев. У них, как и у многих народов Африки, был широко распространен культ предков. Важную роль в религиозных церемониях играли священные головы предков царя.

Среди бронзовых изделий Бенина встречаются и головы царицы‑матери, занимавшей при царском дворе привилегированное положение. В соответствии с принятым в Бенине каноном она всегда предстает в облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками имитирует подлинный наряд царицы, который был сплетен из розовых и голубых кораллов, которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по своим размерам ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы подобно стоячему воротнику и обладающее магической силой.

Древний скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки. Бронзовая голова царицы‑матери принадлежит к подлинным шедеврам бенинского искусства.

Маска. Бенин. Британский музей, Лондон (XVI в.)

 

Маска – подвеска из слоновой кости. Лондон. Бенин (XVI в.) Британский музей.

Эта подвесная маска слоновой кости – одна из пары почти идентичных работ – одна находится в британском Музее в Лондоне, другая в Музее Метрополитен Нью‑Йорке. Подвесная маска, как полагают, была произведена в начале 16 столетия для царя Бенина Эзиге (Оба Эзиге – Oba Esigie), который носил ее обычно на груди: каждый год Оба (царь) Бенина принимал участие в религиозных ритуалах почитания королевских предков, чтобы приумножить удачу и благополучие своего государства. Подвесная маска изображает королеву‑мать Идию, мать Обы Эзиге, которая была канонизирована в XVI столетии. Показательным является отсутствующий взгляд священной правительницы Африки, смысл которого недоступен простому смертному. Вершина маски – головной убор‑гребень с изображением голов бородатых португальцев, который видимо должен был символизировать союз Бенина с европейцами. В трактовке маски сказалось характерное для африканского искусства единство стиля в скульптуре и прикладном искусстве. По своим стилистическим особенностям она тяготеет к искусству первой половины XVI века, так как в ней чувствуются те же реалистические тенденции, что были присущи бенинскому искусству раннего периода (XIV – нач. XVI в.), хотя не исключается возможность и более позднего происхождения.

Уже в начале XVI века между Бенином и Португалией установились прочные торговые связи. Бенин закупал у своего сильного союзника огнестрельное оружие, пользовался услугами европейских наемников для урегулирования конфликтов с соседними феодальными государствами. Таким образом мы можем говорить об уважительном отношении в Бенине к европейцам, поэтому, возможно, и изображение португальцев наделялись некими особыми магическими свойствами, дающими силу маске‑подвеске. В настоящее время в Африке такие ритуальные маски‑кулоны носят при ежегодных церемониях духовного обновления и очищения.

Трубач. Бенин. Музей человека. Лондон. (начало XVII в.).

 

Трубач. Бенин. Бронза (начало XVII в.). Музей человека. Лондон.

Искусство Бенина делится на три этапа: ранний период (XIV‑нач. XVI вв.), средний период (нач. XVI – конец XVII в.) и поздний период (конец XVII в. – 1897 г.). Если в скульптуре раннего периода еще ощущается сильное влияние искусства Ифе, сохраняется большая мера натурализма в произведениях, безусловные индивидуальные черты в царских скульптурных портретах, то в средний период усиливается орнаментальность, условность изображения и художественный стиль становится грубее. Но тем не менее это не означает упадок придворного бенинского искусства, напротив с конца XVI века количество художественных изделий из бронзы резко увеличивается. Появляются новые сюжеты: изображения фигурок европейцев, трубачей, охотников, статуэтки вельмож, всадников, богато орнаментированные фигурки животных. Однако, несмотря на все разнообразие сюжетов, и здесь сохраняется строгий канон и общий стиль. По сравнению с головами царей фигурка, изображающая трубача, выглядит несколько реалистичнее. Мастер внимательно прорабатывает всю его одежду и атрибуты, виртуозно наносит узор из параллельных и перекрещивающихся линий. Поза трубача трактована довольно свободно, но в лице остается та же условность, что и в царских изображениях большие геометрически правильной формы глаза, зрачок, помещенный точно посередине, создает впечатление «египетского» взгляда сквозь зрителя, широкий приплюснутый, схематично решенный нос – все говорит о традиционности и единстве стиля.

 

 

 

Византийская культура

 

 

 

Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан). Ок. Антиохии. Сирия (кон. IV в.)

 

Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан) около Антиохии в Сирии.

В конце IV века Сирия стала провинцией Византии. И в последующие два столетия художественная культура Сирии развивается в постоянном контакте с византийской, сохраняя свое своеобразие, обусловленное сочетанием древних ближневосточных, античных и христианских традиций.

Монастырский комплекс Калат Семан возник, согласно преданию, вокруг колонны Святого Симеона Столпника. Массивный каменный храм монастыря включал в себя четыре трехнефные базилики, сгруппированные крестообразно вокруг восьмиугольного центрального помещения, перекрытого, вероятно, деревянным куполом. Подобный тип храма, представляющий собой в плане равносторонний «греческий» крест с купольным перекрытием средокрестия, получил наименование крестово‑купольного. В дальнейшем он будет развиваться в архитектуре Византии, где на его основе появятся такие шедевры, как Святая София Константинопольская.

Культовые христианские сооружения первоначально представляли собой помещения, построенные как жилые, но приспособленные для богослужения. Однако, так как в Сирии христианство начало распространяться еще в римский период, то представления о храме как о здании, где верующий приобщается к духовным началам, здесь складывались быстро. В IV‑VI веках строительство монастырей в Сирии приобретает широкий размах, превращаясь в целые комплексы, защищенные надежными стенами. Это были тяжеловесные, основательные строения, сложенные из квадров тесанного камня, схожие с древнеримскими образцами. Для украшения зданий использовано декоративное членение стен аркадами, резное убранство порталов.

 

Храм Святой Софии. Константинополь (532‑537).

 

Храм Святой Софии в Константинополе. Византийская империя (532‑537).

Самое знаменитое произведение византийской архитектуры. Храм был возведен при императоре Юстиниане I Великом (527‑565) архитекторами – греками из Малой Азии – Анфимием из Тралл, Исидором Старшим и Исидором Младшим из Милета. Святая София представляет собой классическую трехнефную базилику крестово‑купольного типа, с огромным куполом диаметром 31,5 м, возведенным на парусах, опирающихся на четыре мощных столба. С востока и запада к главному куполу добавлены два полукупола того же диаметра, поддерживающие и воспринимающие его распор. Невесомость купола подчеркивалась световым кольцом из 40 окон, размещенным у его основания, казалось он «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». По словам русского византиниста К.П.Кондакова Храм Святой Софии в Константинополе «сделал для Империи больше, чем многие ее войны». Восхищала Святая София чужеземных гостей и завоевателей, немалую роль сыграла ее красота и в выборе веры для Руси князем Владимиром. Когда турецкий султан Мехмед II‑Завоеватель захватил Константинополь, он не посмел разрушить этот символ ненавистного ему города, но превратил его в мечеть.

В 1934 году мечеть в храме была упразднена и вместо нее открылся музей, где можно увидеть шедевры византийской мозаики, под сенью парящего в вышине купола.

Мозаика купола Баптистерия Православных. Равенна. V в.

 

Мозаика из мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. V в.

 

Мозаика из церкви Сан‑Витале. Равенна. VI в.

 

Мозаики Равенны. Баптистерий Неона (Баптистерий православных). Деталь мозаики в мавзолее Галлы Плацидии, интерьер церкви Сан‑Витале.

Равенна была резиденцией последних императоров Западной Римской империи, начиная с Гонория. Затем она была столицей короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего в 493 г. Италию. В 540 г. город был отвоеван войсками императора Восточной Римской империи – Византии – Юстиниана.

Равенна становится центром так называемого Равеннского экзархата, наместничества византийского императора за пределами митрополии, на долгое время став оплотом империи в Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, затем отвоеван у них франками.

В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V‑VII вв., который в этот период приобрели максимальную парадность и торжественность, с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи. (В самой Византии, охваченной в VIII в. иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились). Восьмиугольный баптистерий Неона был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков и поначалу именовался Баптистерием православных, в отличие от Арианского баптистерия Теодориха. Баптистерий получил свое второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками во второй половине V века. Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон непосредственно со сценой крещения (в ней кроме Иисуса и Иоанна Крестителя изображена персонификация реки Иордан в образе мужчины, держащего полотенце). Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображенная радиальными лучами.

Голуби, пьющие из источника воды живой. Деталь мозаики в мавзолее Галлы Плацидии. Это – раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника живой воды в раю, символ наследуемой христианами вечной жизни.

Церковь Сан‑Витале всегда вызывала величайшее восхищение своей архитектурой и мозаичными произведениями внутри базилики. Строительство ее было начато во времена епископа Экклесии и завершено византийцами в 547 году.

Необычайно впечатлительна внутренняя часть церкви, богато украшенная мозаичными полотнами на исторические и библейские сюжеты. Здесь представлен фрагмент мозаики правой стены, верхней ее части, где изображен евангелист Марк со своим символом – львом.

Мозаичная техника была унаследована византийскими живописцами от художников древнего мира, где искусство мозаики находилось на большой высоте. Но римские мозаичные композиции набирались главным образом из разноцветных камней, а византийские использовали особое цветное стекло – смальту. От этого поверхность мозаики начинает сиять, поблескивание золота достигает особого эффекта благодаря тому, что отдельные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой‑то мерцающей, волшебной атмосферы, которая пронизывает теплыми лучами весь интерьер церкви.

Императрица Феодора. Деталь мозаики апсиды церкви Сан‑Витале. Равенна (ок. 547)

 

Императрица Феодора . Деталь мозаики апсиды церкви Сан‑Витале в Равенне. Около 547 года. Италия.

Эпоха Юстиниана Великого (527‑565) была «золотым веком» Византийской империи. И в замечательных мозаиках равеннской церкви Сан‑Витале мы находим отражение этого апофеоза могущества и славы Византии. Полные спокойного величия и торжественности предстают перед нами, в окружении вельмож и знатных дам, император Юстиниан I и императрица Феодора. Цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью. Мерцает драгоценными камнями царское облачение Феодоры, но в нем нет крикливости или излишней роскоши. Голову императрицы, окруженную золотым нимбом, венчает удивительной красоты корона, но рядом с веселым, торжествующим победу супругом она кажется грустной, усталой и задумчивой. Лицо ее продолговатое, худое, черты правильные, огромные глаза под тонкими темными бровями – лицо женщины познавшей все беды жизни и застывшей в своем утомленном величии. В ранней молодости она была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на ней. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием. Это она удержала от бегства императора во время восстания «Ника» в Константинополе (532), предпочитая умереть императрицей, нежели жить изгнанницей. «Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван», – сказала она.

 

 

 

Мусульманская культура

 

 

 

Куббат ас‑Сахра (Купол Скалы). Иерусалим (687‑691)

 

Куббат ас‑Сахра (Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой, араб. – Масджид Куббат ас‑Сахра) – монумент на Храмовой горе (или Мории) в Иерусалиме, рядом с мечетью Аль‑Акса.

Куббат ас‑Сахра была построена в 687‑691 гг. н.э. по повелению омейядского халифа Абд аль‑Малика в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма, ее воздвигли иерусалимские инженеры Раджа бен Хайва и Язид бен Салям. Есть предположение, что в строительстве храма участвовали византийские архитекторы.

Помимо своего религиозного значения, мечеть является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент. Мастерам удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние полусферический купол (диаметром около 20 м), вознесенный над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращенная в небольшое святилище. К настоящему времени изменились облицовка стен снаружи и отдельные детали храма, но план, конструкция и основные архитектурные формы сохранились с 7 в. н.э. В ансамбле площади мечеть выделяется своими размерами, ясностью, величием и спокойствием архитектурных пропорций.

Очень часто в литературе Куббат ас‑Сахру как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с Мечетью Омара (Аль‑Акса) – третьей святыней ислама после мечети аль‑Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с Аль‑Аксой исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение на небеса). Хотя Куббат ас‑Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа Омара – Аль‑Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль‑Шариф.

Внутри мусульманского храма Купола Скалы, в средине возвышается на 1,25‑2 м большая скала длиной 17,7 м и шириной 13,5 м. Этот камень в исламе считается священным и окружен позолоченной решеткой, чтобы никто к нему не мог прикоснуться. Существует версия, что этот архитектурный памятник оберегает «Камень основания» с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира и на котором стоял Ковчег Завета со времен Первого Храма царя Соломона.

Храмовая гора, где царит Куббат ас‑Сахра, почитается христианами, иудеями и мусульманами, недаром Иерусалим называют священным городом трех религий.

План замка Каср аль‑Хейр аль‑Гарби. Сирия (VIII в.)

 

Арабский замок Каср аль‑Хейр аль‑Гарби («дворец‑сад, западный») – образец светских омейядских архитектурных сооружений в пустыне. Находится в Сирии; к востоку от Хомса. Был основан в 727 году, на месте монастыря VI века, некоторые из элементов которого включены в Каср аль‑Хайр. Представляет собой дворец‑крепость, построенный по типу арабского военного лагеря, который, в свою очередь, восходит к римскому образцу.

Прямоугольный в плане, с внутренним двором, окруженным галереей, жилыми помещениями, банями и службами и обнесенный стеной с полукруглыми башнями. Над украшением замка трудились мастера из разных областей халифата, привносившие в его убранство художественные приемы и вкусы своей родины. Внутреннее убранство замка может служить прекрасным примером начала трансформации античного в своей основе орнамента в мусульманский. Большие с резным узором стуковые панно, украшавшие его стены, разделены на ромбы, шестиугольники и другие геометрические фигуры и заполнены стилизованным растительным узором. И хотя в них уже сильна «ковровая» плоскостность узора в трактовке отдельных мотивов все еще сохраняется движение, живая упругость реальных форм, напоминающая античные прототипы. Кроме орнамента в Каср аль‑Хайр были фигурные изображения, а также объемная скульптура, приближенная к позднеантичному типу и фресковые росписи. Все это показывает, что в Сирии того времени еще продолжали жить изобразительная традиция, в которой переплетались элементы античных, языческих и христианских представлений.

Найденные в руинах Каср аль‑Хайр аль‑Гарби панно искусственного мрамора, орнаментальные решетки окон и арок, фрагменты скульптуры и фрески в настоящее время хранятся в Национальном музее в Дамаске.

Минарет аль‑Мальвия. Ирак (847‑852)

 

Уникальный спиралевидный Минарет аль‑Мальвия при большой мечети Мутаваккиля (847‑852). Самарра, Ирак.

Самарра – это средневековый город, расположенный в 138 км к северо‑западу от Багдада. Город был обнаружен немецкими археологами в начале XX века. Основан в 836 году халифом Аль‑Мутасимом. И уже через полтора десятка лет превратился в город, «пленительный и прекрасный, как мираж в пустыне». Что впрочем не удивительно, так как Самарра изначально задумывалась, как новая столица тогда еще могучей Аббасидской державы. Мечеть Мутаваккиля, представляющая собой типичный образец колонной мечети, выделяется среди мечетей Самарры, она одна из самых обширных по территории (240x156 м) в мусульманских странах.

До наших дней от нее сохранились только мощные внешние стены из обожженного кирпича с полукруглыми башнями и остатками галерей, огромный минарет аль‑Мальвия, располагающийся в несколько метрах от торцовой стены мечети, с северной ее стороны. Он покоится на квадратном основании и имеет форму усеченного конуса, охваченного внешним спиральным обходом‑пандусом. Этой особенностью он напоминает вавилонские зиккураты. Высота его достигает 52 м. На самой его вершине находится небольшая комнатка‑келья в форме ротонды, с которой муэдзин возвещал свой призыв на молитву пять раз в день.

Самарра процветала недолго. Уже в 892 году звезда ее закатилась, город начал быстро пустеть, столицу халифата вновь перенесли в Багдад. Исчезли аллеи тенистых деревьев, каналы пересохли, по широким улицам стал все чаще бродить лишь один неугомонный странник пустынь – ветер. И все же руины Самарры, разбросанные отдельными группами вдоль берега Тигра на 33 километра еще напоминают о былой славе и красоте города.

Мечеть Ибн‑Тулуна. Каир (876‑879)

 

Мечеть Ибн‑Тулуна – одна из самых древних мечетей арабского Каира. Она была построена еще до появления самого города в 876‑879 годах по приказу султана Ахмед Ибн‑Тулуна – первого правителя Египта, независимого от багдадских халифов, основателя династии Тулунидов – и получила его имя. Мечеть располагается между цитаделью и старым городом, позади нее находится дворцовый квартал – королевский дворец, многочисленные дворцы знати, сады и площади. Этот район носит название Харет Ибн‑Тулун. Мечеть дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся века все же оставили на ней свои отпечатки. Этот совершенный образец колонной мечети продолжил на земле Египта архитектурные традиции Самарры. Общими были приемы строительства из обожженного кирпича, минарет, не похожий ни на один из египетских, отчасти подражал спиралевидному аль‑Мальвия большой мечети Мутаваккиля в Самарре.

Вместе с тем в облике мечети Ибн‑Тулуна появились черты, характерные именно для египетского искусства: строгость, суровость образа, четкая организация пространства, преобладание архитектурных приемов над другими выразительными средствами.

Просторный внутренний двор мечети 92x92 м, с трех сторон окружен аркадами с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. В центре двора находится фонтан для омовения. В 1296 году над ним был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе. Долгое время мечеть Ибн‑Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальней дорогой.

Комплекс султана Калауна. Каир (XIII в.)

 

Комплекс султана Калауна – один из грандиозных архитектурных памятников периода правления Мамлюков – Бахритов (1250‑1390) в Египте. Был возведен в 1284‑1285 годах в центре Каира на месте дворца предыдущей династии Фатимидов и представлял собой своеобразный ансамбль, состоящий из мечети, мавзолея, в котором покоятся султан Калаун и его сын, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Снаружи это здание, занявшее целый квартал, обнесено высокой стеной, над которой высятся трехъярусный минарет мечети и большой, сферический, слегка заостренный кверху купол мавзолея.

Строитель этого прекрасного ансамбля султан Калаун в юности был куплен на невольническом рынке за тысячу динаров и назван ал‑Алфи – «тысячный». Затем он был обучен военному искусству, сделал блестящую военную карьеру, захватил власть и стал египетским султаном.

В маристане султана Калауна особенно ярко проявились новые своеобразные пластические и декоративные качества архитектуры. На смену простому орнаментальному ритму аркад колонной мечети пришли иные более сложные композиции, слагающиеся из мощных, отвлеченно‑геометрических по форме, монолитных архитектурных блоков, величественных порталов и айванов.

Новым было широкое употребление для украшения зданий богатой плоскостной резьбой, которая словно кружево покрывала стены и своды маристана. Появилась и полихромная кладка из коричнево‑красных, серых и белых камней. Выложенные «в шашку» они украшают наружный фасад, а в интерьере обрамляют оконные и дверные арки, создавая красивый радиальный узор. В сравнении с подобными сооружениями Египта XI‑XII веков Маристан Калауна имеет более сложное композиционное решение и разнообразнее декорирован, что должно было подчеркивать богатство, могущество и величие новых правителей.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!