II. Тема. 1850е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа



Й класс

I. Тема. Обобщение. Русская литература от середины XVIII в. до середины XIX в.

В XVIII в. русская литература вступила в новый этап своего развития. В основе этого процесса лежало обогащение церковной, духовной литературы мотивами, отражающими явления мирской, светской жизни. Русский фольклор оставался источником образов, тем и идей для литературы нового времени (XVIII–XIX вв.), жанрово-стилевая система литературного процесса формировалась на традициях древнерусской литературы, развивая достижения ее ведущих жанров. Большую роль для становления самобытной русской литературы сыграли лучшие произведения западноевропейской литературы, представлявшие современный литературный процесс.

Среди замечательных писателей XVIII в. выделяются М.В.Ломоносов, поэт, развивавший жанр оды и систему русского стихосложения, создавший теорию литературных стилей, Г.Р.Державин, автор оды нового типа и лирик, драматург Д.И.Фонвизин, написавший бессмертную комедию «Недоросль», и А.Н.Радищев, гражданский писатель, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», разоблачавшей пороки современного ему общественного устройства жизни России. Эти писатели творили в эпоху Просвещения, ведущим литературным стилем времени являлся классицизм. В середине XVIII в. в Европе набрало силу литературное направление сентиментализма, утверждавшего превосходство чувства над разумом. В русской литературе самым ярким представителем сентиментализма в конце XVIII – начале XIX вв. был писатель, просветитель Н.М.Карамзин, автор новаторской повести «Бедная Лиза», ценной для просвещения русского общества книги «Письма русского путешественника» и 12-томного труда, послужившего источником многих сюжетов в русской литературе, – «История государства Российского».

В конце XVIII-го в. в европейских литературах появляется новый литературный стиль – романтизм, поглотивший в своем развитии сентиментализм. Помимо чувствительности, определявшей характер отношения к миру в сентиментализме, романтизм утверждает ценность человеческой личности во всех сферах жизни, особенно сильно воздействовал романтизм в литературе на изображение отношений любви и дружбы, а также общественной позиции романтического литературного героя. Первым русским романтиком в литературе начала XIX в. стал поэт В.А.Жуковский, кроме переводов романтической европейской поэзии, создавший шедевры национальной лирики в жанрах элегии и баллады. Известный критик В.Г.Белинский метафорически назвал Жуковского «Колумбом» открывшим для России «Америку романтизма». Русская лирика получила свое дальнейшее развитие в поэтических творениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и поэтов Пушкинской поры: К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского, К.Ф.Рылеева и других. Жанры элегии, баллады и поэмы, ставшие традиционными для поэтики романтизма, получили в русской лирике дальнейшее развитие. Национальная поэзия приобретала самобытный характер, становилась более разнообразной в жанровом и стилевом отношении: например, распространенным был жанр послания, возник жанр думы – особый жанр гражданской лирики. В начале XIX в. новый импульс к развитию благодаря творчеству И.А.Крылова получает жанр басни. Большая часть из них представляет собой переводы классических басенных сюжетов, однако есть и оригинальные русские произведения; однако все басни Крылова настолько талантливы и самобытны, богаты по языку, точны по передаче народной мудрости, что кажутся пришедшим из отечественного фольклора. Традиции комедиографии Д.И.Фонвизина поддерживаются в многочисленных комедиях, среди которых наиболее художественными значительными считаются комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и Н.В.Гоголя «Ревизор». В них художники подвергают обличению и осмеянию недолжные порядок жизни общества и нравы своих современников.

Особое место в русской литературе занимают три великие произведения: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». В «Евгении Онегине» центральными являются темы героя времени, любви и России, в романе М.Ю.Лермонтова главными оказываются вопросы смысла жизни назначения человека. Содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя обусловлено нравственно-религиозной проблематикой и острым сатирическим обличением крепостного права в России.

 

СОНЕ:

К этому тексту небольшие портреты: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

 

Е.Л.:

Может быть, сделать задание типа:

  1. Составить конспект этого текста, выделив основные стили и жанры литературы XVIII– XIX вв. Можно сделать схематично и/или как план-конспект.
  2. Расположить портреты (см список выше), например, так
<Портрет Ломоносова> М.В.Ломоносов   ______________ <Портрет Жуковского> В.А.Жуковский   ______________
<Портрет Радищева> А.Н.Радищев   ______________ <Портрет Лермонтова> М.Ю.Лермонтов   ______________
<Портрет Пушкина> А.С.Пушкин   ______________ <Портрет Грибоедова> А.С.Грибоедов   ______________
<Портрет Гоголя> Н.В.Гоголь   ______________ <Портрет Державина> Г.Р.Державин   ______________
<Портрет Крылова> И.А.Крылов   ______________ <Портрет Фонвизина> Д.И.Фонвизин   ______________

Соотнесите даты жизни с портретами: (1799–1837), (1809–1852), (1744–1792), (1814–1841), (1743–1816), (1783–1852), (1790 или 1795–1829), (1749–1802), (1766–1826), (1769–1844). Подумайте, кто из писателей был современниками. Вспомните из предыдущего курса литературы, кто из писателей общался между собой.

v Повышенной сложности: вспомните и назовите эпизоды общения (встреч) этих писателей, ставшие важными для русской литературы (формулировка корявая, помогите, пож. В целом, я имею в виду Державина с Пушкиным в Лицее, Жуковский подарил Пушкину свой портрет, Пушкин дал Гоголю идею Мертвых душ, Лермонтов написал свой стих на смерть Пушкина)

Теперь разделите писателей на группы. Сформулируйте, какие еще критерии, кроме дат жизни, следует учитывать.

Писатели XVIII века Писатели XIX века
   
   
   
   
   

 

  1. В группе или самостоятельно подготовьте по творчеству каждого из упомянутых в статье писателей карточку по приведенному ниже образцу. В качестве источников информации воспользуйтесь учебниками литературы предыдущих классов или справочниками, энциклопедиями.
Писатель Основной литературный стиль творчества Основные жанры творчества Основные произведения данного жанра

По этой карточке подготовьте устное сообщение / письменный доклад (или попросить написать статью?) по творчеству 1 из писателей. Охарактеризуйте проблематику основных произведений.

 

  1. Вспомнить и перечислить поэтов пушкинской поры. Почему их так называют. Назовите основные произведения.

 

  1. Какие еще литературных критиков XIX века помните. Назовите писателей XIX в., чьи критические работы читали в предыдущем курсе литературы.

II. Тема. 1850е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа

Иван Александрович Гончаров

Портрет

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое важное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа писателя: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – работа, ставшая незаменимой для понимания великого произведения. Большое значение для русского общества, расширения кругозора и национального самосознания, углубления взгляда на окружающий мир имела книга очерков «Фрегат Паллада», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.

И.А.Гончаров родился в г.Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской дом. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нем взял на себя крестный отец Н.Н.Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырех детей Гончаровых.

Следующие 8 лет (с 1822 по 1830 гг.) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему ближе были словесные науки и литература, и поэтому в 1831 г. молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1834 г.

Благодаря учебе в Московском университете Гончаров мог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию видеть выдающихся писателей, ученых, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.Ю.Лермонтов, К.С.Аксаков и другие известные в будущем литераторы. По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошел А.С.Пушкин в сопровождении князя С.С.Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И.Давыдова и М.Т.Каченовского, в котором великий поэт принял живейшее участие.

В 1840 е гг. в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоев русского общества, активно шел процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился с кругом именитых писателей, объединившихся вокруг В.Г.Белинского: Д.В.Григоровичем, В.И.Далем, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым и другим. В этом кругу весной 1846 г. писатель читал свой первый роман «Обыкновенная история», который тонкий критик Белинский сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. «Обыкновенная история» была опубликована в следующем, 1847 г., в издании, ставшем центром новой русской литературы и издававшемся Некрасовым, – журнале «Современник».

В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией. Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе. Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземленной, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдается, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни современного общества.

 

Задания

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!