Музейная культура школьников: социологические исследования



Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений

 

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Учебный год

Выпуск 7 (16)

Февраль 2015


Автор-составитель Чесняк М.Г.

Редакционная коллегия Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Кравцов И.Н., Кравцова С.Л.

 

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве выходит начиная с 2013 – 2014 учебного года ежемесячно, с августа по апрель.

В сборнике регулярно публикуется тематическая подборка научных статей из материалов конференции «Прозрителевские чтения». Тематика этого учебного года – фондовые коллекции Ставропольского государственного музея-заповедника. В сборнике также даются рекомендации по организации работы школьного музея и информация о выставках, мероприятиях, планируемых музеем-заповедником.

Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений, а также для всех интересующихся научной и культурно-образовательной деятельностью музея.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Из материалов научно-практической конференции «I Прозрителевские чтения» Малявко И. Б. Ставропольский краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………   4  
Для школьного музея Чесняк М. Г. Музейная культура школьников: социологические исследования……………………………………………………………………………     12
  Музейный глоссарий Литера «П» (продолжение)….……………………………………………………     14  
Активный музей (интерактивные экскурсии, тематические циклы) …… 18
  О выставках в марте 2015 года……………………………………………..   20  
Контактная информация………….…………………………………………. 22  

 

Из материалов научно-практической конференции

« I Прозрителевские чтения»

Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут использоваться учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ и должны указываться в списке литературных источников.

Текст настоящей статьи приводится из сборника материалов научно-практический конференции «I Прозрителевские чтения» (2005 г.).

И. Б. Малявко

Ставропольский государственный

краеведческий музей

им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Старший научный сотрудник

 

Ставропольский краеведческий музей

В годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны все силы страны были мобилизованы на решение задачи скорейшего разгрома врага и освобождения страны от гитлеровских захватчиков. В условиях, когда Отечество оказалось в опасности, музеи, наряду с другими политпросветучреждениями страны, вносили свою лепту в решение этой общенациональной задачи (1, С.2).

Ворошиловский краевой музей краеведения (так именовался Ставропольский краеведческий музей в 1941 – 1943 гг.) с первых дней войны перестроил свою работу так, чтобы «она была подчинена интересам Отечественной войны» (2).

Уже в июле – августе 1941 года в музее было организовано 16 выставок патриотической направленности. Выставки, которые экспонировались в госпиталях, воинских частях, истребительном батальоне, на стадионе Динамо города Ворошиловска, за июль – август того года посетило 7480 человек (3).

Три четверти музейного здания было передано воинским частям, поэтому часть экспозиций пришлось свернуть. Смета и штаты были сокращены наполовину. Обстановке военного времени соответствовало и оформление здания музея: по фасаду выставлялись стенды с ежедневно обновляемыми материалами ТАСС, а в 1944 – 1945 гг. – стенды «Родной Ставрополь освобожден», «Отважные партизаны», «Ставрополь – фронту» и другие.

Для воинских частей и госпиталей, расположенных в городе, музей выделял во временное пользование свои экспонаты. Госпиталю № 1668 были переданы четыре картины В. С. Шлепнева и Ф. М. Черноусенко. Воинским частям была передана фотосерия «Героическое прошлое русского народа», портреты вождей и географические карты.

Музей, который в 1941 году включал четыре отдела, – истории, социалистического строительства, природы и художественная галерея – перестраивал свою работу в соответствии с задачами военного времени. Раздел экспозиции «Военная интервенция и гражданская война» был дополнен материалами о борьбе против немецких оккупантов в 1918 году. В целом, обращение к примерам ратных подвигов наших предков, к именам выдающихся русских полководцев, составивших славу Отечеству на протяжении его многовековой истории, – отличительная черта воспитания высокого морального духа нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Условия военного времени, безусловно, не могли не сказаться на кадрах музея. К августу 1941 года штаты музея, составлявшие в июне 1942 г. 42 человека, были сокращены до 16 человек. В 1944 году в музее работал 21 человек, причем научных сотрудников – всего 4 человека. Часть сотрудников музея была мобилизована в армию. Иван Григорьевич Ключников, заведующий отделом социалистического строительства, служил в истребительном батальоне города Ворошиловска. Погиб 3 августа 1942 года. В декабре 1944 года в действующую армию был призван фотограф музея Виктор Васильевич Палей (4).

Летом 1942 года, в период наступления гитлеровцев на Северный Кавказ, сотрудники музея принимали участие в оборонительных работах, несли дежурство по охране здания музея (5). Тяжелым бременем легла на его сотрудников работа на лесозаготовках и торфоразработках.

Сотрудники музея собирали вещи для семей красноармейцев, книги для воинских частей, располагавшихся в городе. Регулярно к праздничным датам собирали подарки для бойцов Красной Армии. Для поддержки фронта неоднократно реализовывался заем, отчислялась часть и без того скудного заработка в фонд добровольческой дивизии (6).

Материальное положение сотрудников музея было исключительно тяжелым. Средняя заработная плата в 1942 году составляла всего 300 рублей. Сотрудники получали хлебные карточки, талоны на питание в столовой. Приносили из дома продукты и по очереди варили горячий обед, чтобы выжить в этих условиях.

С 3 августа 1942 года, когда город Ворошиловск был оккупирован гитлеровцами, в жизни краеведческого музея наступает особый период. Наступление гитлеровских войск было столь стремительным, что вывезти коллекции музея просто не успели. Гитлеровское командование, обосновавшееся в городе, объявило о продолжении работы Ворошиловского музея краеведения. Функционировал только отдел природы (7). Об этом свидетельствуют и дневниковые записи офицера гитлеровского Вермахта Эрнса Юнгера, сделанные в Ворошиловске с 24 ноября 1942 по 8 января 1943 года.

Архивные документы неопровержимо свидетельствуют, что на самом деле обстановка была не столь идиллической. С самого начала оккупации гитлеровцы начали грабить музей. Немецкие генералы забрали для украшения своих квартир наиболее ценные картины музея: полотно И. К. Айвазовского «Черное море», В. В. Верещагина – «Дервиш», А. Васильева – «Сумерки», Гофмана – «Диана», картины В. С. Шлепнева «Смотрины невест во время вечернего разбора воды», «Бой под Воздвиженкой», «Горцы спускаются в аул на Кольцо», а также изделия из фарфора и хрусталя. Полностью были разграблены этнографические коллекции: старинного оружия, одежды, обуви и орудий труда горских народов. Была похищена богатая коллекция платиновых, золотых, серебряных монет и медалей. По идеологическим соображениям почти полностью были уничтожены экспонаты отдела социалистического строительства (8).

Все предметы церковного культа, находившиеся в антирелигиозном музее, который располагался в двух комнатах первого этажа краеведческого музея, представителями немецкой комендатуры были также изъяты.

Неоценимый вклад в спасение коллекций музея внесли заведующий отделом истории Т. М. Минаева, хранитель фондов С. Н. Усенко, секретарь-машинистка М. Ф. Сухачева. Они спрятали часть коллекций в тайниках, замаскировав их под грудами мусора. К сожалению, документы содержат и сведения о том, что один из сотрудников музея, некто И., «способствовал порче и изъятию музейных ценностей, при его содействии захватчиками были обнаружены тайники, а затем вещи вывезены» (9).

После изгнания гитлеровцев из города в музее была создана комиссия, которая, подсчитав ущерб, констатировала, что гитлеровцами было уничтожено и вывезено 12 тысяч экспонатов, 2375 книг из библиотеки. Общая стоимость ущерба в отношении экспонатов составляла 4 559 580 рублей (в ценах 1943 года), а материальных ценностей – 500 000 рублей (10).

После освобождения города краеведческий музей, в котором к тому времени работало всего 9 человек, начал восстанавливать свою работу. Здание было заново остеклено. Сотрудники очистили помещения от мусора. Под одной из куч мусора были обнаружены (вероятно, спрятанные там сотрудниками от немцев) два ценнейших экспоната: лист груши с запиской наибу Талхику, подписанный Шамилем, и картина Гофмана «Диана» (11). Уже через месяц после освобождения города, 23 февраля 1943 года, музей открыл свои двери для посетителей.

Комплектование фондов в эти годы соответствовало духу времени. Особый акцент делался на «сбор и обработку материалов о героях Отечественной войны – наших земляках» (12). Первые предметы по данной теме поступили в самый разгар войны, за месяц до вторжения гитлеровцев на территорию края. Это была подборка плакатов, призывающих граждан страны встать на защиту Отечества. В период оккупации Ставрополья (с августа 1942 по январь 1943 г.) комплектование музея экспонатами было прервано. После освобождения края от гитлеровцев руководством музея, совместно с крайкомом комсомола, были разосланы письма и памятки по сбору материалов о Великой Отечественной войне.

В 1944 году, по заказу краеведческого музея, художником Разумовской из Ессентуков была написана картина «Разрушения, произведенные фашистами». В декабре 1944 года на хранение были переданы бесценные раритеты – шефские знамена 53-й кавалерийской дивизии и 16-го кавалерийского полка.

В 1945 году сотрудниками музея была проведена работа по сбору материалов, связанных с периодом оккупации Ставропольского края. Произведены зарисовки братской могилы у Холодного родника, бывшего немецкого аэродрома на западной окраине Ставрополя и описание мест, связанных с заключением советских граждан в этот период.

Часть экспонатов, поступивших в фонды музея в годы войны, представляли трофеи – обмундирование, знаки различия военнослужащих Вермахта, а также газеты периода оккупации. В послевоенные годы трофейные вещи, а также оккупационные газеты по идеологическим соображениям были изъяты из музейного фонда.

К сожалению, в годы войны поступления подлинных вещей участников войны были единичными. Основную массу составили материалы агитационно-пропагандистского плана: плакаты, листовки, портреты военачальников и вождей, прежде всего скульптурные и живописные портреты Сталина.

Работа отдела природы строилась с учетом потребностей военного времени. В частности, разворачивались выставки, имеющие военно-оборонное значение (лекарственное сырье края).

Научно-исследовательская работа велась в крайне тяжелых условиях. Но несмотря на обстановку военного времени, все же выделялись небольшие средства на сбор естественноисторического и исторического материала, реставрацию экспонатов, ремонт здания. Сотрудники отделов истории, природы (1944 – 1945 гг.) выезжали в научные командировки в Краснодар, Орджоникидзе, Черкесск, Нальчик, на курсы музейных работников в Москву (13).

Особо следует отметить плодотворную научную работу заведующего отделом истории Татьяны Максимовны Минаевой. В 1944 – 1945 годах при ее непосредственном участии были обследованы археологические памятники Ставропольской возвышенности, выявлены неизвестные ранее археологические памятники на территории Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкесии и других районов.

В 1944 году музей возобновил работу Ученого Совета, в состав которого вошли представители краевого комитета ВКП (б), краевого отдела народного образования, преподаватели сельскохозяйственного и педагогического институтов, Суворовского училища, а также сотрудники противочумной станции и химбакинститутов.

Научно-просветительная работа музея в годы Великой Отечественной войны имела свои особенности. Она была сориентирована на школьников, военнослужащих и воспитанников Суворовского училища, которые составляли половину всех посетителей музея в те годы. Для воспитанников Суворовского училища в музее реализовывался специальный учебный план, включающий экскурсии по древним памятникам Ставрополья. Внемузейная работа строилась также с учетом изменившейся обстановки – разработаны экскурсии по местам, где в период оккупации были замучены мирные граждане. После оккупации края наметилась тенденция к росту посещаемости музея. Количество посетителей выросло с 50 тысяч человек в 1944 году до 60 тысяч человек – в 1945 году (14).

Таким образом, Ставропольский краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны сумел перестроить свою работу в соответствии с особыми условиями, в которых оказалась страна. Комплектование фондов, экспозиционно-выставочная, научно-исследовательская и массовая просветительная работа соответствовали требованиям военного времени. Особое значение в этот период придавалось сбору материалов по истории Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что во время немецко-фашистской оккупации края здание музея и его экспозиции подверглись частичному разрушению, сотрудники сумели сохранить основные музейные коллекции. Их подвижническая деятельность в период военного лихолетья позволила старейшему на Северном Кавказе музею развиваться в послевоенные годы.

Использованная литература и источники:

1. Серебренников Г.Н. О показе в музейно-выставочной экспозиции Великой Отечественной войны советского народа с немецкими оккупантами. – Москва, 1942.

2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф.645. Оп.2. Ед.хр.160. Л.83.

3. ГАСК. Оп.2. Ед.хр.160. Л.83.

4. ГАСК. Оп.2. Ед.хр.169. Л.18; Оп.3. Ед.хр.2. Л.12;Оп.3. Ед.хр.1. Л.11.

5. ГАСК. Оп.2. Ед.хр.170. Л.29.

6. ГАСК. Оп. 2. Ед.хр.166. Л.1-2; Ед.хр.169. Л.56.

7. ГАСК. Оп.2. Ед.хр. 170. Л.15.

8. ГАСК.Оп.2. Ед.хр.170. Л.6

9. ГАСК. Оп.2. Ед.хр. 170. Л.29

10. ГАСК. Оп.2. Ед.хр.170. Л.6

11. ГАСК. Оп.3. Ед.Хр. 11. Л.2

12. ГАСК. Оп.2. Ед.хр.156. Л.48.

13. ГАСК. Оп.3. Ед.хр.12. Л.13-14

ГАСК. Оп.3. Ед.хр.3. Л.13; Ед.хр.18. Л.3


ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 

Музейная культура школьников: социологические исследования

 

Музейная культура – это часть общей культуры современного человека, а именно образованности как освоения совокупности знаний. В этом смысле музейная культура характеризуется системностью, широтой, всесторонностью и глубиной (И. А. Зимняя).

Какова эффективность формирования музейной культуры современного школьника? Для этого необходимо определить ряд параметров, определяющих этот вид культуры как личностное приращение, и измерить их с помощью социологических методов (наблюдение, опрос, анкетирование и др.).

В соответствии с определением, взятым за основу в этой статье, можно выделить в качестве параметров сформированности музейной культуры системность, широту, всесторонность и глубину постижения музейной информации. Здесь можно измерить частоту, периодичность, тематическую направленность посещений школьником выставок музея. Можно исследовать способность к восприятию музейного предмета как свидетельства конкретного явления, события или умение «считывать» информацию с музейных образов. Так, например, школьники должны уметь внимательно рассмотреть музейный предмет и дать ему описание и той среды, в которой он бытовал.

Заинтересованным педагогическим работникам предлагаем провести исследование музейной культуры учащихся и поделиться результатами на страницах нашего издания. Под руководством учителя исследование могут проводить и школьники.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!