Структура программы на Turbo Pascal



Программа на языке Turbo Pascal состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например, Program PRIM;.

Описания могут включать в себя:

- раздел подключаемых библиотек (модулей);

- раздел описания меток;

- раздел описания констант;

- раздел описания типов;

- раздел описания переменных;

- раздел описания процедур и функций.

Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми: uses CRT, Graph;.

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например, label 3, 471, 29, Quit;.

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:

const K= 1024; MAX= 16384;.

В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:

var P,Q,R: Integer; A,B: Char; F1,F2: Boolean;

Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.

Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами begin ... end последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом «;». Текст программы заканчивается символом точка.

Кроме описаний и операторов программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.

Пример 1 .

program Primer; {вычисление суммы двух чисел} var x,y,s: integer; begin Write('Введите через пробел два числа'); ReadLn(x,y); s := x + y; Write('Сумма чисел равна ',s); end.

Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.

Пример 2 .

program Primer; {вычисление суммы двух чисел} uses Crt; {подключение модуля, необходимого для процедур очистки экрана и задержки} var x,y,s: integer; begin ClrScr; {очистка экрана} WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn('Сумма чисел равна ',s); ReadKey; {ожидание нажатия клавиши} end.

Примеры программ

Вычисление площади треугольника

Разработать программу для вычисления площади треугольника, если известны длины его сторон a, b, c.

Математическая постановка задачи. Для вычисления площади треугольника по известным длинам сторон необходимо вначале вычислить полупериметр треугольника, а затем по формуле Герона его площадь:

,

где Р – полупериметр треугольника.

Таким образом, при решении задачи используются следующие простые переменные вещественного типа:

1. А, В, С – длины сторон треугольника (исходные данные);

2. Р – полупериметр треугольника (вспомогательная переменная);

3. S – площадь треугольника.

Блок-схема алгоритма. Алгоритм для данной задачи называется линейным. Вычисления в нем происходят сверху вниз последовательно, друг за другом.

Рисунок 2 – Линейный алгоритм

Текст программы.

Program PRIMER1;

{раздел описаний}

V ar A, B, C: real;   {исходные данные}

Р: real;                     {промежуточный результат}

S: real;                     {конечный результат}

{основной блок}

Begin

W riteln ('Ввод исходных данных');

W riteln ('Введите длины сторон, разделяя значения пробелами');

R eadln (a, b, c); {ввод исходных данных с предварительным сообщением}

P: = (A+B+C)/2; {оператор присваивания – вычисление P}

S: = sqrt( Р *(P-A)*(P-B)*(P-C));

W riteln (‘S = ‘, S :8:2,’ кв. см.’); {вывод S в поле из 8 позиций с 2 цифрами после точки и с пояснением}

R eadln; {пустой оператор для приостановки работы программы, дающий возможность увидеть результаты в окне просмотра}

End. {конец программы}


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!