Происхождение и развитие Древнерусского государства. Социально – экономический и политический строй Древней Руси.



Образование Руси(9ый век). В начале IX в. на базе полынско-го союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян

Территория: Восточные земли

Причины создания Др.Руси:

развитие производительных сил; земледелия с использованием орудий труда из железа; переход от родовой к соседской общине; рост числа городов; наличие органов власти у местных князей – дружины; возникновение военной дружинной знати.

Внешнеполитический фактор:

-освоение Восточно-Европейской равнины, взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением

-военные походы антов, склавен, русов на более развитые гос-ва (Византия), значительная доля добычи – у военных предводителей и дружинников, усиление расслоения общества, требуется господство над массами

Результат: образование классов и государства

Внешнеполитические задачи:

-защита границ от набегов печенегов

-борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии

Социально-экономические отношения обусловили социальную структуру древнерусского общества, о хар-ре этой структуры можем судить на основе изучения свода законов того времени — «Русской Правды», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого (1019-1054).

Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка знати, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи. Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь)

 

 

Основные группы противоречий в российском обществе на рубеже XIX века: причины революции 1905-1907 гг.

В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 - 1907 гг.

Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России.

В революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

 Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории "официальной народности". Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие - основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ. Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). В радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

 

Исторические предпосылки необходимости духовного преобразования общества в X веке. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России. Культура Киевской Руси.

Владимир попытался создать единый пантеон богов (980 г.).

Собрал у княжеского двора статуи Перуна, Даждьбога, Хороса, Симарагла, Стрибога, Мокоши и устроил общее жертвоприношение. Попытка объединить божества, которым подчинялись в разных частях страны. Но попытка введения единой языческой религии потерпела крах, т.к. многие продолжали верить в старых богов, отвергая насилие власти.

988 г. – Новая государственная религия – христианство.

Принятие христианства = укрепляло государственную власть и территориальную целостность, Русь становилась равной другим христианским странам, развитие культуры (влияние Византии, а через нее – античной культуры)

Церковь – особая феодально-религиозная организация.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри – крупнейшие феодальные собственники.

Налог «десятина» (на все население) (1/10 часть дохода)

В домонгольское время – 70 монастырей.

Церковный суд: антирелигиозные преступления, нарушения нравственных и семейных норм


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!