Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
Высокую оценку труду Г. Спенсера дал М.М. Ковалевский: «Возьмите предметом занятий Конта и Спенсера — этих двух китов социологии. Если студенты их достаточно хорошо будут знать, они будут знать главное. Большинство социологов и до сих пор занимается лишь повторением того, что было сказано ими».
В интерпретации правовых проблем на его концепцию опирались такие авторы, как К. Кавелин, Н. Страхов, Л. Троицкий. Многие идеи Спенсера заимствованы современной западной социологией, в частности структурно-функциональным анализом Парсонса, политической этнографией, социобиологией (Р. Александер, Э. Уилсон, Ван ден Берт и ДР-)-
Вопросы для самоконтроля
1. Какой концепции эволюции форм правления государства
придерживался Коит?
2. Как соотносятся положения социологии Конта с его поли
тической теорией?
3. Что представляет собой проект социократии Конта?
4. Каково отношение Коита к правам человека?
5. В чем заключается смысл органической теории происхож
дения государства Спенсера?
6. Чем отличается у Спенсера военный тип общества от про
мышленного типа?
7. В чем состоит отличие политического учения Спенсера от
политического учения Конта?
8. Каковы по Спенсеру основные грехи законодателей?
9. Какую типологию права разработал Спенсер?
Литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Гиденс Э. Социология. М., 1999.
Коит О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д., 2003. Конт О. Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912; Вып. 5. СПб., 1913.
|
|
Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. № 2.
Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1898. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
Глава 20
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции пролетариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую и политическую систему капиталистического общества. Тем самым особое значение приобретает рабочий вопрос.
Ответом на этот вопрос на практике было создание партий и организаций, отстаивающих интересы рабочих на Западе: «Всеобщего германского рабочего союза» (1863), Социал-демократической рабочей партии Германии (национальный уровень); I Интернационала («Международного Товариществ Рабочих» 1864); II Интернационала (1889), организованного социалистическими партиями (международный уровень).
Ответом на этот вопрос в теории были требования замены капитализма на общественный строй без экономической эксплуатации и изменения политической системы.
|
|
В рамках социалистической политико-правовой теории на Западе сформировалось три направления:
1) «научный социализм» — Маркс, Энгельс (самоназва
ние принадлежит Марксу);
2) анархизм (Прудон, Бакунин, Кропоткин);
3) социал-демократический социализм (Лассаль).
Эти теории противостояли другим теориям, появившимся также в XIX в., таким, как теория политического либерализма (Констан), теория социократии (Конт) и др.
300 Глава 20. Основные направления социалистической...
В России возникла еще одна социалистическая теория — теория «русского социализма» (название принадлежит А. Герцену). Приверженцем теории «русского социализма» наряду с Герценом был Н.Г. Чернышевский.
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Марксизм представляет собой систему экономических, социальных, философских, политических и правовых взглядов. Особое место среди них занимает политико-правовое учение.
Маркс Карл (1818-1883) — немецкий политический философ, экономист, идеолог мировой пролетарской революции.
Биография. Родился в Трире (Рейнская Пруссия). Был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Маркса (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. К. Маркс изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 1841 г. получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета. В 1842 г. Маркс был приглашен на работу в редакцию «Рейнской газеты». В этой газете он опубликовал различные статьи критического направления. После запрещения прусским правительством этой газеты Маркс переехал в Париж, где стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник».
|
|
В 1844 г. в Париже состоялась встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом. Она привела к созданию совместных произведений: «Святое семейство, или Критика критической критики» (1844), «Немецкая идеология» (1845-1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848).
С 1849 г. и до конца жизни Маркс почти постоянно жил в Лондоне. С этого времени он много писал и сотрудничал с различными западными газетами. С 1864 г. Маркс участвовал в создании Международного товарищества рабочих (I Интернационал), написал Учредительный манифест и Устав этой организации. Маркс входил в состав Генерального совета международного товарищества рабочих и был автором различных резолюций и документов этой организации до ее роспуска в 1872 г. В последующие годы
|
|
301 |
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Маркс продолжал анализировать развитие рабочего движения на Западе. В 1883 г., спустя два года после смерти жены, Маркс умер.
Энгельс Фридрих (1820-1895) — немецкий мыслитель, сподвижник К. Маркса.
Биография. Родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта. Отец не дал сыну закончить гимназию: Ф. Энгельс стал рано работать в конторе торговой фирмы в Бремене. В 1841 г. жил в Берлине, отбывая воинскую повинность, и одновременно был вольным слушателем в Берлинском университете. В 1842-1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопрядильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. состоялась встреча Энгельса с Марксом в Париже, творческий союз которых продолжался многие годы.
Подготовил «Наброски к критике политической экономии» (идея переходного характера капиталистической системы). Участвовал вместе с Марксом в создании первой международной революционной рабочей организации «Союз коммунистов» (1847) и написании программы этой организации — «Манифеста Коммунистической партии». Как и Маркс, участвовал в работе I Интернационала. После смерти Маркса Энгельс продолжал в своих работах развивать материалистическое учение о праве и государстве и бороться с антимарксовскими течениями в рабочем движении. В 1884 г. Энгельс опубликовал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в основу которой легла рукопись Маркса.
Последнее десятилетие своей жизни Энгельс много сил отдал подготовке к выходу в свет второго (1885) и третьего (1893) томов «Капитала» К. Маркса. В 1895 г. Энгельс умер. Логическое основание политико-правового учения. Источниками марксистского учения являются идеи, содержащиеся в немецкой классической философии (Гегель, Людвиг Фейербах), английской политической экономии (Рикардо, Смит), французской и английской социалистической теории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), французской исторической науке и др.
Основные работы: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848, Маркс и Энгельс); «Нищета философии» (1847, Маркс); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850, Маркс); «18 Брюмера Луи Бонапарта»
302 Глава 20. Основные направления социалистической... (1852, Маркс); «К критике политической экономии. Предисловие» (1859, Маркс); «Гражданская война во Франции» (1871, Маркс); «Критика Готской программы» (1875, Маркс); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884, Энгельс).
Содержание политико-правового учения. Марксистское политико-правовое учение обусловлено представлениями К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать, необходимо революционное переустройство капиталистического общества.
В «Манифесте Коммунистической партии» (1847-1848), опубликованном на многих европейских языках, содержатся анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества. «Манифест» был написан Марксом и Энгельсом как программа созданной ими в Лондоне международной рабочей организации «Союз коммунистов», лозунгом которой стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Первый перевод на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» был сделан М.А. Бакуниным.
Современное буржуазное общество «все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат».
Капитализм разрушается через классовую борьбу: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». С развитием капитализма все больше средних, промежуточных слоев между капиталистами и пролетариями будет вливаться, рекрутироваться в ряды пролетариата: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (буржуазия. — Авт.) превратила в своих платных наемных работников».
С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинному производству будет расти производительность труда, что вызовет рост резервной армии труда, которая будет влиять на рынок труда и препятствовать росту заработной платы.
303 |
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия:
• между производительными силами и буржуазными
производственными отношениями;
• между общественным характером производства и час
тнокапиталистическим характером присвоения: «Буржуаз
ные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить со
зданное ими богатство».
В такой ситуации пролетариату терять нечего: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Пролетарское движение есть движение «огромного большинства в интересах огромного большинства».
Программа действий пролетариата. «...Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», в ходе «открытой революции», «коммунистической революции». Произойдет отождествление государства с «пролетариатом, организованным как господствующий класс», «завоевание пролетариатом политической власти».
Таким образом, была высказана идея диктатуры пролетариата, хотя термина «диктатура пролетариата» в «Манифесте Коммунистической партии» еще нет.
Задачи пролетариата как политически господствующего класса:
• «вырвать у буржуазии oiar за шагом весь капитал»;
• «централизовать все орудия производства в руках го
сударства»;
• отменить право наследования;
• конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;
• централизовать кредит в руках государства посред
ством создания национального банка с государственным
капиталом;
сконцентрировать весь транспорт в руках государства;
увеличить число государственных фабрик;
ввести одинаковую обязательность труда для всех;
создать промышленные армии;
соединить земледелие с промышленностью, содействовать постепенному устранению различия между городом и деревней;
• обеспечить общественное и бесплатное воспитание
всех детей.
304 Глава 20. Основные направления социалистической..._____
В итоге «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого являет ся условием свободного развития всех».
«Манифест Коммунистической партии» — не только программа действий пролетариата в ходе совершения коммунистической революции, но и основа марксистской тео^ рии государства и права. В этой работе даны марксистские определения политической и государственной власти, права, закона.
1. «Политическая власть в собственном смысле слова —
это организованное насилие одного класса для подавления
другого». После ликвидации классов «публичная власть
потеряет свой политический характер».
2. «Современная государственная власть — это только
комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».
3. «...Ваше право (буржуазное. — Авт.) есть лишь возве
денная в закон воля вашего класса, воля, содержание кото
рой определяется материальными условиями жизни ваше
го класса».
4. «Законы, мораль, религия — все это для него (проле
тариата. — Авт.) не более как буржуазные предрассудки, за
которыми скрываются буржуазные интересы».
В 1848-1849 гг. в Европе прокатилась волна буржуазно-демократических революций. В некоторых странах революции сопровождались национально-освободительным движениям (Венгрия, Италия, Чехия). К. Маркс осмысливает эти события и в 1850 г. пишет работу «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (была опубликована в 1859 г. в Нью-Йорке). Впервые Маркс использует здесь термин «классовая диктатура пролетариата», в этой же работе содержится характеристика задач пролетариата.
«Пролетариат все более объединяется вокруг революционного социализма, вокруг коммунизма, который сама буржуазии окрестила именем Бланки. Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».
20. 1. Политико-правовое учение марксизма _____ 305
I? 1852 г. К. Маркс отправил письмо своему другу Иосифу Вейдемейеру, в котором дал оценку своей теории общественного развития. Маркс признавал, что до него буржуазные экономисты уже описали экономическую анатомию классов, а буржуазные историки описали историческое раз-питие борьбы классов: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с опреде
ленными историческими фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре
пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к
уничтожению всяких классов и к обществу без классов».
В работе Маркса «18 Брюмера Луи Бонапарта» на смену идее отмирания государства, провозглашенной в «Манифесте Коммунистической партии», приходит идея его
слома.
Маркс критикует французское государство — ужасный «организм-паразит» на теле общества: полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Он предлагает сломать старую государственную машину: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе».
Это важное положение вошло в предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1872 г.: «В особенности Коммуна доказала, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей».
В работе «К критике политической экономии. Предисловие», написанной в 1859 г., дается экономическая интерпретация истории и формируются концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки.
Базис — совокупность производственных отношений. Это отношения, в которые вступают люди в процессе производства: «определенные, необходимые, от их воли не зависящие».
Надстройка — это совокупность таких явлений, как государство, право, формы общественного сознания, возвышающихся над базисом, но зависящих от него. Маркс полагал, что базисные изменения определяют изменения в надстройке, а не наоборот: «На известной ступени своего
307 |
306 Глава 20. Основные направления социалистической...
развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
В 1871 г. была провозглашена Парижская коммуна. В Парижской коммуне Маркс увидел прямую противоположность буржуазному государственному аппарату, необходимость слома которого была им обоснована еще в 1852 г. Маркс пишет статью «Гражданская война во Франции» (1871), в которой восторгается достижениями Коммурш: «Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, дешевое правительство, уничтожив две самые крупные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество. Коммуна — это правительство рабочего класса». Маркс приветствует мероприятия Коммуны, направленные на уничтожение постоянного войска и замену его вооруженным народом, а также действия, связанные с лишением государственных чиновников привилегий несменяемости, невыборности и высокой оплаты труда.
В работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс вновь обратился к теме переходного периода и диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
В этой же работе Маркс оценивал право, которое должно было существовать в течение всего переходного периода. Он полагал, что в переходный период от капитализма к коммунизму сохранится «узкий горизонт буржуазного права», ведь «право по своей природе может состоять лишь в применении равной меры» к неравным людям. Напротив, утверждал Маркс, при коммунизме «право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным».
После смерти К. Маркса в 1883 г. Ф. Энгельс пишет работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В этой работе он анализирует эконо мические предпосылки перехода людей из родовой организации общества к государственной. К числу этих предпо-
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
сылок Энгельс относит три крупных общественных разделения труда. Под первым крупным общественным разделением труда он понимал выделение пастушеских племен из массы варваров. Первое крупное общественное разделение труда, считал Энгельс, вызвало и первое социальное расслоение: «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».
За первым общественным разделением труда последовало второе — отделение ремесла от земледелия, а затем и третье — появление в обществе класса купцов — класса «настоящих общественных тунеядцев». Эти три крупных общественных разделения труда вызвали рост обменных отношений в обществе, что привело в свою очередь к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством».
Государство возникло для того, утверждал Энгельс, чтобы «классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе». Энгельс, сравнив государство с родовой организацией жизни людей, выделил следующие признаки государства:
• территориальное деление подданных государства;
• наличие публичной власти, не совпадающей непосред
ственно с населением;
• налоги и государственные долги;
• законы, которые искусственно поддерживают автори
тет государственных чиновников.
Обобщив свои взгляды на происхождение государства, Энгельс сделал ряд выводов:
• «государство существует не извечно», так как люди
первоначально жили в родовом строе;
• государство появилось как объективная необходи
мость, вызванная экономическим развитием человеческих
обществ, расколовшихся на классы;
• существование классов при современном уровне раз
вития производства становится тормозом развития этого
производства, и потому они «исчезнут так же неизбежно,
как неизбежно они в прошлом возникли»;
308 Глава 20. Основные направления социалистической...
• если исчезнут классы, то «исчезнет неизбежно государство».
В результате такого рода объективного процесса вновь установится бесклассовое общество, но уже на более высоком уровне экономического развития: «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Следует отметить тот факт, что Энгельс не всегда придерживался такой трактовки происхождения государства. В более ранней работе «Анти-Дюринг» (1876) Энгельс допускал возникновение государства в обществе, в котором еще не произошел раскол на противоположные классы: «Общество разделяется на классы — привилегированные... а государство, к которому стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли только в целях удовлетворения своих общих интересов (например, на Востоке — орошение) и для защиты от внешних врагов, отныне получают в такой же мере и назначение — посредством насилия охранять условия существования и господства правящего класса против класса угнетенного».
Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» (1891) Энгельс дает определение государству и одновременно прогнозирует его отмирание: «В действительности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае государство есть зло, которое по наследству передается пролетариату, одержавшему победу в борьбе за классовое господство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худшие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности».
Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Ф. Энгельс дал высокую оценку всеобщего избирательного права как легального средства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания».
______ 20. 1. Политико-правовое учение марксизма 309
Тем не менее Энгельс принципиально не отказывается от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действительно «историческим правом» — единственным, на котором основаны все без исключения современные государства».
Некоторые научные положения К. Маркса и Ф. Энгельса оспаривались при их жизни и после. В XX в. Положение Маркса о базисе и надстройке было подвергнуто критике французским социологом Раймоном Ароном. Он признавал научно приемлемым понятия базиса и надстройки, но при этом замечал: «Возражение вызывает только догматическое толкование, согласно которому одно из них определяет другое». Французский политический антрополог Жорж Лапьер признал подход Энгельса к рассмотрению происхождения государства с позиций экономического детерминизма ограниченным: «Если ни одно человеческое общество не живет только экономикой средств существования, если всякая человеческая жизнь требует "перерасхода" излишка благ, чтобы установить коммуникацию, обмен символами, значениями, то как не сделать из этого факта вывода о том, что производство и обмен знаками и символами, — является не менее "фундаментальным", чем производство простых "материальных" средств существования».
Если оценивать политико-правовую идеологию марксизма, то следует признать, что ее широкому распространению способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Международного товарищества рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в Западной Европе.
Марксистское политико-правовое учение построено на основе признания антагонизма между классами, который выступал для Маркса и Энгельса движущей силой истории. Призыв основателей марксизма к насильственной революции скрывал цену этой революции — гражданскую войну. В отличие от основателей марксизма французский социолог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса), считал, что индустриальное общество — это не антагонистическое общество: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.
310 Глава 20. Основные направления социалистической...
20.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль
Фердинанд Лассаль (1825-1864) — немецкий публицист и политик, адвокат.
Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку мешала буржуазная оппозиция в рейхстаге, поэтому он был согласен допустить туда рабочих, понимая, что в условиях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Ф. Лассаль поддерживал политику объединения Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии.
Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпциг-ской торговой школе, в Бреславском и Берлинском университетах, занимался филологией и философией.
В 1848-1849 гг. участвовал в демократическом движении Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии— Всеобщего германского рабочего союза (1863). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли.
Логическое основание политико-правового учения. Ф. Энгельс называл Ф. Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником К. Маркса: знал наизусть «Манифест Коммунистической партии» и экономические труды Маркса, широко их пропагандировал в немецком рабочем движении.
Основные работы: «Система приобретенных прав» (1861); «Программа работников» (1862); «Наука и работники» (1862); «О сущности конституции» (1862); «Гласный ответ» (1863).
Содержание политико-правового учения. Ф. Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, — цель государства дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества, благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».
311 |
20.2. Политико-правовое учение и программа...
Современное буржуазное государство основано на имущественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индивида и его собственность: «Буржуазия определяет нравственную цель государства так: она состоит исключительно в охранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в образе караульщика, все назначение которого предупреждать разбои и грабежи». Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи.
Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего государства. Если ввести всеобщее избирательное право, полагал он, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому: «При всеобщем и прямом избирательном праве невозможно, чтобы избранные представители не сделались, наконец, верным и точным отражением избравшего его народа». Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия».
Лассаль обращался к рабочим со следующими словами: «Всеобщее и прямое избирательное право — это не только ваш политический, но и ваш основной социальный принцип, основное условие всякого социального улучшения».
Когда 98 % неимущих пойдут голосовать, они будут способны изменить политику государства. Социальный вопрос будет решен через:
S государственные субсидии и государственный кредит;
S учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объеме, чтобы из них возникла социалистическая организация совокуп ного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Рабочие в этих товариществах будут получать «полный трудовой доход».
Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с канцлером О. Бисмарком: за поддержку рабочими его политики Бисмарк обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии.
Заметим кстати, что обе стороны выполнили свои обещания!
В отличие от политической программы Маркса, основанной на концепции классовой борьбы и насильственной
312 Глава 20. Основные направления социалистической— ____
революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль, как отмечалось, возлагал надежды на существующее государство: «Я приписываю государству высокую, великую задачу, — развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех».
Лассаль выступал за мирный путь перехода к социализму (через легальную политическую борьбу за всеобщее избирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только».
Под влиянием идей Лассаля еще одна рабочая партия, созданная в Германии, стала называться «социал-демократической», включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство».
Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретичес кие проблемы конституционализма. В работе «О сущности конституции» он говорит о двух конституциях: действительной и правовой.
Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.
Конституция правовая представляет собой конституцию писаную: «Упомянутые нами действительные отношения общественных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение которым наказывается». Стабильность писаной конституции зависит от ее соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, реальному соотношению между общественными силами».
В подтверждение своих слов Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повесили табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели
313 |
20.3. Политико-правовая идеология...
ваша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом? Действительная конституция пробивается через писаную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.
Разработанные Лассалем политические идеалы получили признание у некоторых представителей немецкой социал-демократии (Э. Бернштейн и др.). Лассальянство и марксизм — две противоположные друг другу доктрины, возникшие в XIX в. Интерес к ним политических исследователей не ослаб, и в XX в. австрийский юрист Г. Кельзен посвятил этим учениям отдельную работу «Маркс или Лассаль».
20.3. Политико-правовая идеология «русского социализма». А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
Эпоха. Восстание 14 декабря 1825 г., направленное на свержение самодержавия и отмену крепостного права, закончилось поражением: по форме правления Россия осталась абсолютной монархией, сохранился и институт крепостного права. Идеологию такого государства лаконично выразил министр просвещения граф С.С. Уваров: «самодержавие, православие, народность».
Согласно программе де Местра (см. 14.1) в 1811 г., будучи попечителем Петербургского учебного округа, С.С. Уваров запретил преподавание философии, политической экономии, эстетики и основ коммерции.
Наряду с официальной идеологией государства сформировалось либеральное направление политической и правовой мысли. Представители этого направления обосновывали необходимость проведения реформ, направленных на признание за членами общества личных и политических свобод. Они выступали за отмену крепостного права, ограничение произвола государственной бюрократии. Представители русского либерализма вырабатывали свои идеалы, сопоставляя исторические пути развития России и Запада. Следствием этого стала поляризация взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. И в 1830-1840-е гг. либералы окончательно разделились на «западников» и «славянофилов».
315 |
314 Глава 20. Основные направления социалистической...
«Западники» П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский и др. признавали универсальную значимость западных политических и правовых ценностей (двухпалатный парламент, отмена крепостного права, гражданский кодекс и др.) и, соответственно, высоко оценивали реформаторскую деятельность Петра I, давшую импульс развитию России в направлении к западным политико-правовым стандартам.
«Славянофилы» К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др., напротив, признавали политические и правовые ценности западной культуры ложными. «Славянофилы» не принимали западного индивидуализма в его стремлении только к внешней свободе; не понимали значения для народа представительной демократии; пороком Запада называли «язву пролетариатства», отрицательно относились к реформаторской деятельности Петра I, предлагали вернуться к самобытному пути развития (патриархальность, консерватизм, православие).
Деление русских либералов на «западников» и «славянофилов» — это, по мнению Герцена, только условное деление. Герцен писал: «У нас и у них запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Кроме официальной идеологии государства, либеральных теорий «западников» и «славянофилов» сформировалось еще одно, третье направление политической и правовой мысли — теория «русского социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).
Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский мыслитель, критик русского самодержавия и законодательства, основоположник теории «русского социализма».
Биография. Родился в Москве 25 марта (6 апреля) 1812 г. Его отцом был богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев, матерью — уроженка Штутгарта, дочь мелкого чиновника 17-летняя Генриетта-Луиза Гааг, увезенная Яковлевым в 1811 г. из Германии. Как незаконнорожденный, ребенок получил искусственную фамилию, произведенную от немецкого слова «Herz» (сердце) — Герцен, и был оставлен в семье отца как «воспитанник». Он остро переживал
20.3. Политико-правовая идеология...
свое «ложное положение» в семье, много общался с дворовыми крепостными и с раннего детства чувствовал «непреодолимую ненависть ко всякому рабству и ко всякому произволу». Получил хорошее домашнее образование: выучил французский и немецкий языки, рано пристрастился к чтению.
Духовное пробуждение Герцена началось после восстания декабристов: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Вместе с Н.П. Огаревым дает клятву «отомстить казненных». Во время учебы в университете вокруг Герцена и Огарева складывается кружок свободомыслящей молодежи, горячо обсуждаются политические события в России и на Западе. В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета, представив диссертацию на тему «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». В 1834 г. он был арестован по ложному обвинению в распевании «пасквильных» песен, порочащих членов царской семьи, сослан на шесть лет — сначала на службу в Пермь, затем — в Вятку, под строгий полицейский надзор.
С 1836 г. начал печататься под псевдонимом Искандер. Вторую ссылку отбывал в Новгороде. В 1842 г. уходит с государственной службы и переезжает в Москву, где начинается наиболее плодотворный период философского творчества Герцена. Известность ему принесли произведения, в которых он резко критиковал крепостничество (роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка»). С 1847 г. А.И. Герцен проживал за границей (в Италии, Франции, Англии). Был свидетелем Февральской революции 1848 г. во Франции, жестокого подавления восстания рабочих в июне того же года.
Разочаровавшись в революционных возможностях Запада, Герцен разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. В 1853 г. . в Лондоне основал Вольную русскую типографию, где печатал газету «Колокол», в которой вел революционную пропаганду, требовал освобождения Крестьян с землей. В период подготовки крестьянской реформы 1861 г. полемизировал с Н.Г. Чернышевским. После отмены крепостного права стал на сторону революционных демократов, оказал содействие в организации «Земли и воли». Выступал в поддержку Польского восстания .1863-1864 гг.
316 Глава 20. Основные направления социалистической...
А.И. Герцен умер в Париже, был погребен на кладбище Пер-Лашез, позднее согласно завещанию перезахоронен в Ницце.
Современники: Фердинанд Лассаль, Михаил Бакунин, чьи политические и правовые взгляды оказали на Герцена заметное влияние.
Логическое основание политико-правового учения. На формирование герценовской теории «русского социализма» большое влияние оказали его личные впечатления от революционных событий 1848 г. во Франции. Его надежды на то, что Франция, хотя бы отчасти, решит «социальный вопрос», т.е. вопрос «труда» и «капитала», не оправдались.
Основные работы: «Дилетантизм в науке» (1842-1843); «Письма об изучении природы» (1844-1845); «О развитии революционных идей в России» (1850); «Былое и думы» (1852-1868); «К старому товарищу» (1869-1870).
Содержание политико-правового учения. А.И. Герцен полемизирует со «славянофилами», видя их главный порок в непонимании общих закономерностей истории и невольной поддержке крепостнической идеологии.
На Западе же, по мнению Герцена, торжествует «мещанство», позволяющее дать людям «скромный покой, менее тяжелую жизнь и посильное довольство... хотя и недостаточное для большинства». Он делает из этого вывод, что социализм «несовместим с европейским государственным устройством». Как внимательный наблюдатель, Герцен еще в середине XIX в. осознал, что Западная Европа, выработав идеал социалистического общества, не способна претворить этот идеал в жизнь — эту миссию призвана выполнить Россия.
Применительно к России Герцен создал собственную теорию социализма и назвал ее теорией «русского социализма»: «мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, — и идет навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
А.И. Герцен резко критиковал русское самодержавие и законодательство. Анализируя историческое прошлое России, он писал: «Законодательство царей было абсурдным, законодательство императоров чуждым; и то и другое име-
317 |
20.3. Политико-правовая идеология..
ло единственную цель: создать сильное государство. Это удалось: совершенно подавив личность, создали грозную
империю».
А.И. Герцен выявляет следующую закономерность развития русского законодательства: с водворением на царство нового правителя его политика в сфере законодательства каждый раз кардинальным образом изменяется: «Каждое царствование ставит под вопрос большую часть прав и установлений; то, что предписано было вчера, сегодня воспрещается; законы то меняются, то ограничиваются,
то упраздняются».
Герцен критически оценивал «Свод законов российской империи», который был подготовлен М.М. Сперанским в первой трети XIX в.: «Свод законов, изданный Николаем, — лучшее свидетельство отсутствия принципов и единства в имперском законодательстве. Этот свод представляет собою собрание всех существующих законов, это смесь распоряжений, повелений, указов, более или менее противоречивых, которые гораздо лучше выражают характер государя или интересы дня, нежели дух единого законодательства. Основой служит уложение царя Алексея, а продолжением — указы Петра I, проникнутые совсем иной тенденцией; рядом с законом Екатерины, в духе Беккариа и Монтескье, находишь там суточные приказы Павла I, превосходящие все самое нелепое и своевластное, что было в эдиктах римских императоров». У Герцена встречаются достаточно радикальные представления о том, что делать с такого рода законами: «пора бросить все эти законы в огонь».
Он верил в то, что на самом-то деле человеческие отношения достаточно просты, а путаница в них вносится искусственно юристами (например, судьями, которые в своей деятельности придерживаются формальностей и устаревших принципов).
Законодательство, существующее в той или иной стране, влияет на правосознание народа. А.И. Герцен справедливо полагал, что царское законодательство не соответствовало народным представлениям о праве: «Народ уважает только те установления, в которых отразились присущие ему понятия о законе и праве. В самом деле, идея права у нас вовсе не существует или существует очень смутно, она смешивается с признанием силы или совершившегося факта. Закон не имеет для нас другого смысла,
кроме запрета, сделанного власть имущими, мы не его уважаем, а квартального боимся».
В крепостной России, считал Герцен, в правосознании народа просто не могло сформироваться какое-либо уважение к праву частной собственности, потому что сама частная собственность понималась как добыча. Он писал: «Трудно было внедрить веру в непогрешимость и справедливость права, нелепость которого очевидна для обеих сторон: и для помещика, который владел своими крестьянами, и для крепостного крестьянина, который не был хозяином своего владения. Все знали, что происхождение помещичьих прав — довольно темное; все хорошо знали, что ряд произвольных мер — мер полицейских — мало-помалу поставил земледельческую Россию в крепостную зависимость от России дворянской...».
Герцен полагал, что в России сложилось отношение к закону только как к внешнему насилию: «Подчиняясь ему (закону. — Авт.), он подчиняется лишь силе; вопиющая несправедливость одной части законов вызвала в нем презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нем в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство».
А.И. Герцен стремился оценивать значение государства для народа с позиций народного же сознания. Существование государства он оправдывал внутренним рабством людей и неразвитостью народного сознания: «Опыт-показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Таким образом, каковы народные массы, таковы и институты власти: «Государственные формы, церковь и суд выполняют овраг между непониманием масс и односторонней цивилизацией вершин. Их сила и размер — в прямом отношении с неразвитием их».
Для народа существование государства — это традиция, которая передается из поколения в поколение, а все новое, полагал Герцен, народ может принимать «только в старых одеждах». Именно поэтому народ и поддержал Пугачева: «Пугачев для низложения немецкого дела Петра сам назвался Петром, да еще самым немецким, и окружил себя андреевскими кавалерами из казаков и разными псевдоВоронцовыми и Чернышевскими».
319 |
20.3. Политико-правовая идеология...
Вслед за Гегелем, который считал, что мировой дух разни нается в направлении все большей свободы, а само рабство — лишь шаг к этой свободе, Герцен понимал государство лишь как временную форму человеческой несвободы: «То же — явным образом — должно сказать о государстве: и оно, как рабство, идет к самоуничтожению (...) и его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста».
В отличие от анархиста М. Бакунина, который выступал за немедленное уничтожение государства, Герцен высказывался против неоправданных действий, направленных на разрушение государственных форм человеческой жизни: «Из того, что государство — форма преходящая, не следует, что это форма уже прошедшая. (...) С какого народа, в самом деле, может быть снята государственная опека, как лишняя перевязка, без раскрытия таких артерий и внутренностей, которые теперь наделают страшные бедствия, а потом спадут сами?»
Герцен предлагал понимать государство как инструмент достижения целей, которые ставят перед собой носители государственной власти в различные исторические эпохи. При этом цели могут быть как реакционные, так и прогрессивные: «Государство не имеет собственного определенного содержания — .оно служит одинаково реакции и революции — тому, с чьей стороны сила; это — сочетание колес около общей оси, их удобно направлять туда или сюда — потому что единство движения дано, потому что оно примкнуто к одному центру. Комитет общественного спасения представлял сильнейшую государственн}пю власть, направленную на разрушение монархии. Министр юстиции Дантон был министр революции. Инициатива освобождения крестьян принадлежит самодержавному царю».
Герцен солидаризуется с позицией Лассаля в его положительном отношении к государству: «Этой государственной силой хотел воспользоваться Лассаль для введения социального устройства. Для чего же — думалось ему — ломать мельницу, когда ее жернова могут молоть и нашу муку».
Герцен верил в то, что социалистическая идея, выработанная западными теоретиками социализма, может быть реализована в России. Но основу будущего социализма Герцен увидел в сельской общине. Герцен писал: .
320 Глава 20. Основные направления социалистической...
20.3. Политико-правовая идеология...
321
«Община спасла русский народ от монгольского варварства, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе».
В русской крестьянской общине Герцен увидел существование трех институтов, которые позволят перейти к социализму в России:
1) право каждого на землю;
2) общинное владение землей;
3) мирское управление (единодушное принятие реше
ний сходкой).
Существовавшая в то время крестьянская община представлялась Герцену не вполне готовой формой для будущего социалистического общества. Недостаток крестьянской общины он видел в отсутствии личной свободы у крестьян.
Сопоставляя достижения народов Запада и России, Герцен расценивает их как две крайности: «Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека».
Герцен предложил осуществить синтез этих двух достижений, т.е. соединить общинный быт с правами личности: «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное self-government на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы».
Герцен допускал революционное насилие для упразднения самодержавия в России, однако считал, что этого будет недостаточно для построения социализма: «Насильем можно разрушать и расчищать место -- не больше. Петро-грандизмом социальный переворот дальше каторжного равенства Гракха Бабёфа и коммунистической барщины Кабе не пойдет».
Для отмены крепостного права и пропаганды социалистических идей Герцен предлагал созвать бессословный «Великий Собор». Он писал: «Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами».
А.И. Герцен вошел в историю политической мысли как теоретик «русского социализма», т.е. социализма крестьянского. В этом его главное отличие от Маркса, теоретика социализма пролетарского.
Благодаря А.И. Герцену идея Учредительного собрания стала направляющей идеей демократической идеологии в России.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) — русский мыслитель, теоретик «русского социализма».
Биография. Родился в Саратове. В 1846 г. поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1850 г. закончил его и в 1851 г. возвратился в Саратов, преподавал литературу в гимназии. В 1853 г. — вновь Санкт-Петербург, здесь он преподает в Кадетском корпусе, работает над диссертацией, начинает публиковаться в «Отечественных записках», а затем — в некрасовском журнале «Современник», в 1856-1862 гг. был одним из его редакторов. Его статьи, по мнению царской цензуры, потрясали основы монархической власти. В 1862 г. журнал был запрещен на восемь месяцев, и в июле этого же года Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость, где он пишет роман «Что делать?». В 1864 г. был подвергнут гражданской казни и отправлен в Сибирь; в 1883 г. освобожден из ссылки.
Логическое основание политико-правового учения. Чернышевский испытал на себе сильное влияние западных мыслителей: Г. В. Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо, а также представителей французской социалистической мысли (П. Ж. Прудона и др.). Из отечественных мыслителей наибольшее влияние на Чернышевского оказал А.И. Герцен, основоположник теории «русского социализма», с которым он встречался в 1859 г. в Лондоне. В основе теории социализма Чернышевского лежит представление о человеке будущего общества, в котором произойдет «соединение качеств собственника и работника в одном лице».
Основные работы: «Экономическая деятельность и законодательство» (1859); «Критика философски предубеждений против общинного владения» (1858); «Капитал и труд» (1859); романы: «Что делать?» (1863); «Пролог» (1867-1869).
Содержание политико-правового учения. Чернышевский критиковал самодержавие, рассматривая его как «само-
■ I
11 М. Н. Марченко
322 Глава 20. Основные направления социалистической...
дурство» и «азиатство». Он выступал за уничтожение кре постного права. В 1859 г. Чернышевский писал: «В уничтожении крепостного состояния дело идет коренным образом о возвращении гражданских прав людям, которые до сих пор не признавались самостоятельными членами общества».
В работах Чернышевского много места отведено критике идеалов либерализма, которые в XVIII в. выражал Ш. Л. Монтескье, а в XIX в. Б. Констан. Идеи этих мыслителей нашли многочисленных последователей в XIX в. Чернышевский же полагал, что либерализм отстаивает только права абстрактные, которые никак не связаны с материальными потребностями простого народа. Для невежественных людей, страдающих от материальной нужды, свобода как отсутствие юридических запретов или свобода как свобода печати не могли быть привлекательными, поскольку «голодному не до цветков природы или красноречия». Чернышевский заявлял: «Ни мне, ни вам, читатель, не запрещено обедать на золотом сервизе; к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет средств для удовлетворения этой изящной идеи; поэтому я откровенно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой сервиз, и готов продать это право за один рубль серебром или даже дешевле. Точно таковы для народа все те права, о которых хлопочут либералы».
Все эти нрава — не для большинства народа, они представляют ценность только для людей, материально обеспеченных и имеющих развитые умственные потребности: «Все эти конституционные приятности имеют очень мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни умственного развития для этих десертов политического рода».
В отличие от России на Западе, полагает Чернышевский, установилась буржуазная демократия. Эта система включала в себя:
S институт выборного народом законодательного органа (парламента);
•/ наделение народа избирательными правами;
• S признание принципа равенства всех перед законом.
По сравнению с системой абсолютной монархии, эта система представлялась Чернышевскому более прогрессивной. Однако при буржуазной демократии сохраняется вопиющее фактическое имущественное неравенство; массы трудящихся не избавлены от экономической эксплуатации.
323 |
20.2. Политико-правовое учение и программа...
I [апример, парламент может принимать законы только в пользу экономически господствующих слоев населения и никак иначе: «Он не может при настоящем своем составе справедливо решить вопрос, например, о взаимных отношениях фабриканта к работникам, потому что в английском парламенте находятся представители только одной из этих сторон».
Если либералы считали, что избирательная система должна была обеспечить народу право на управление государственными делами, то Чернышевский, анализируя английскую политическую систему, утверждал, что «английская избирательная система построена таким образом, что рабочий или крестьянин не могут быть избраны в парламент, что и доказала парламентская реформа 1832 г.».
В отличие от Лассаля Чернышевский не верил в то, что посредством всеобщего избирательного права можно решить проблемы рабочего сословия в Германии. Отмена избирательных цензов при условии сохранения собственности на средства производства в руках капиталистов ничего для рабочего сословия изменить не сможет: «Участие в государственной власти, влияние на общественные дела зависят не от того, получено ли известными лицами или известным сословием формальное участие в формальных актах управления, — оно зависит просто от того, находятся ли эти лица или это сословие в таком положении среди общественной жизни, чтобы иметь реальное значение в ней».
Судебная система, имеющая для теоретиков либерализма безусловную ценность, так как призвана гарантировать, по их убеждению, права человека, для Чернышевского представляет ценность сомнительную: «Хорошее отправление правосудия стоит очень дорого, и нет ни одной страны, в которой небогатые люди могли вполне воспользоваться его выгодами».
Свою теорию социализма Н.Г. Чернышевский выработал как оппозицию теории политического либерализма. Общества будущего в России и на Западе представлялись ему социалистическими, а не буржуазно-демократическими. Возможность построения социализма в России Чернышевский обосновывал научными доказательствами. Так, Чернышевский полагал, что, как это ни парадоксально, России легче перейти к социализму — именно в силу своей отсталости, поскольку она может воспользоваться опытом передовых народов. Исходя из того, что различные народы
и*
324 Глава 20. Основные направления социалистической... живут в разном социальном времени, Чернышевский допускал возможность социального скачка. Используя в своих рассуждениях прием аналогии, он заявлял, что в XIX в. дикарям Новой Голландии уже не нужно начинать свое техническое развитие с дубины, а можно сразу воспользоваться ружьями, которые уже имеются у технически развитых народов. Кроме того, исходя из закона отрицания отрицания Гегеля, Чернышевский делал вывод, что высшая ступень развития общества по форме совпадает с низшей, хотя содержание этой формы и становится богаче (триада: первобытная община — частнособственническое общество — социалистическое общество). Поскольку в России сохранялось общинное владение землей, т.е. первобытная форма, то она, по мнению Чернышевского, легко может стать формой высшего развития земельных отношений.
Чернышевский идеализировал русскую общину, находя в ней много черт будущего социалистического общества. Ценности общинного владения, по его мнению, заключаются в том, что оно:
S обеспечивает «участие огромному большинству нации во владении недвижимой собственностью»;
• S «поддерживает по возможности равномерное распределение подлежащей ему части недвижимой собственности между лицами, участвующими в ней»;
■ S исключает возникновение огромного числа юридических споров о частной собственности;
S исключает государственную бюрократию («и по своему принципу и по всем подробностям и результатам своего существования общинное владение совершенно чуждо и противно бюрократическому устройству»);
S «поддерживается и охраняется силами самого общества», которые возникают из инициативы ее же членов; S воспитывает «прямодушие и хорошие качества». Чернышевский придерживался достаточно радикаль ных взглядов на решение социального вопроса как в России, так и на Западе. Он считал, что на Западе должна произойти пролетарская революция, а в России — крестьянская. К. Маркс, ознакомившись с работами Чернышевского, всерьез задумался над вопросом: а может ли Россия перескочить буржуазно-экономическую формацию, совершив крестьянскую революцию и перейти к социализму? Свои соображения по этому вопросу Маркс изложил в 1882 г. в предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии». Он писал: «Может ли русская
20.2. Политико-правовое учение и программа... 325
крестьянская община — эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землей — непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада? Единственно возможный ответ в настоящее время на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».
Форма государства будущего социалистического общества мыслилась Чернышевским как:
S отрицание российского самодержавия;
• S удержание лучших форм демократического правления на Западе (Швейцария, США).
Чернышевский писал в 1858 г.: «Швейцария и Северо-Американские Штаты по административной форме есть совершенное возвращение от бюрократического порядка к первоначальному быту, какой имели люди до возникновения обширных государств».
Идеальной формой государственного правления должна быть республика, которая исключила бы какую-либо бюрократию и максимально использовала бы возможности народного самоуправления на разных уровнях.
Чернышевский выступал за то, чтобы каждый государственный чиновник («администратор») полностью подчинялся жителям того округа, делами которого он занимается, и у него «ежеминутно» можно было бы требовать «отчета о ведении каждого дела».
Представляется, что Чернышевский в своих рассуждениях использует идеи Ж.-Ж. Руссо о суверенитете народа, который не может быть отчужден никакому «администратору».
Со временем государство должно исчезнуть, считал Чернышевский, так как в общественную жизнь будет внедрен принцип распределения по потребностям, отсутствие которого в общественной жизни и составляет основу существования государства.
Чернышевский близок к теоретикам анархизма, которые возлагали большие надежды на демократический принцип добровольно заключаемых союзов — принцип фе-
326 Глава 20. Основные направления социалистической...
дерализма: «Демократия требует самоуправления и доводит его до федерации».
В качестве новой формы организации труда при социализме Чернышевский предлагал форму товариществ, состоящих из 400-500 семей: «Товарищество будет заниматься и земледелием и промыслами или фабричными делами, какие удобны в той местности». В этих товариществах будет «до 500 или больше взрослых работников и столько же работниц». Чернышевский верил, что труд из тяжелой необходимости может превратиться «в легкое и приятное удовлетворение физиологической потребности». Вначале руководителей этих товариществ будет назначать правительство, а затем они будут управлять собой сами: «Власть прежнего директора, назначенного правительством, становится уже излишнею и совершенно прекращается. Со второго года все управление делами товарищества переходит к самому товариществу; оно выбирает всех своих управителей, как акционерная компания выбирает директоров».
Эти взгляды Чернышевского совпадали со взглядами теоретиков «кооперативного социализма» на Западе.
«Кооперативный социализм» — реформистская теория, рассматривающая кооперацию как одно из основных средств мирной и постепенной «трансформации» капитализма в социализм.
В статье «Экономическая деятельность и законодательство» (1859) Чернышевский критикует либеральную концепцию невмешательства государства в экономическую жизнь и вырабатывает свою концепцию закона. Чернышевский предлагает различать регламентацию экономической и других сфер жизни человеческого общества (мелочную, неэффективную, требующую больших затрат от государства) и регулирование посредством законов. Для него законы и регламентация — это сообщающиеся сосуды: «отсутствие законов порождает регламентацию». Регламентация же способна производить только произвол: «Где нет закона, там произвол; произвол сам по себе есть стеснение; кроме того, от него возникает множество злоупотреблений и опасностей; где множество злоупотреблений и опасностей, там неизбежны стеснительные меры, т.е. регламентация».
В этой же статье Чернышевский затронул проблему исторического происхождения законов. Законы появляются
20.2. Политико-правовое учение и программа... 827
иследствие столкновения интересов людей в различных сферах деятельности. Чернышевский полагал, что общество не может обходиться без законов — политических, гражданских, уголовных, «пока существует несоразмерность между средствами удовлетворения человеческих потребностей и самими потребностями».
В более ранней статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858) Чернышевский предлагал посмотреть на процесс исторического развития справедливости и права, следуя гегелевскому закону отрицания отрицания. Первоначально, полагал Чернышевский, справедливость отсутствовала, и преступник избегал действия закона возмездия, затем — отрицанием этого состояния стал порядок, основанный на законе, и преступник уже подвергается возмездию. Согласно закону отрицания отрицания, считает Чернышевский, должно появиться общество, в котором устанавливается «полная справедливость», нет преступников, никто не подвергается страданию «даже во имя справедливости».
Такого рода логика приводит Чернышевского к другой редакции юридического постулата, анализ которого в I в. до н.э. дал римский философ Цицерон. Если Цицерон рассматривал принцип summum jus summa injuria — «высшее право есть наивысшая несправедливость», то Чернышевский трактует этот принцип как «Summum jus summa injuria, pariter ас пиИить — «Высшее право есть наивысшая несправедливость, как и отсутствие праваь.
* * *
А.И. Герцен называл Н.Г. Чернышевского представителем не русского, а «западного социализма». Благодаря статьям Чернышевского, публиковавшимся в журнале «Современник», теория «русского социализма» стала достоянием всей читающей России.
Словарь
« Summum jus summa injuria , pariter ас nullum » — «Высшее право есть наивысшая несправедливость, как и отсутствие права»
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть марксистской концепции государства и права?
2. Как Маркс понимает государство?
328 Глава 20. Основные направления социалистической...
3. Как Маркс понимает право?
4. Марксистское понятие классовой борьбы.
5. Б чем суть идеи диктатуры пролетариата?
6. Какую программу перехода к социализму выдвигал Лассаль?
7. Как Лассаль определяет социальное государство?
8. Какие два вида конституций различал Лассаль?
9. В чем заключается критика Герценом русского самодер
жавия и законодательства?
10. Какую оценку и почему дал Герцен правосознанию рус
ского народа?
11. Какие разногласия в представлениях о государстве были
между Герценом и Бакуниным?
12. В чем смысл теории «русского социализма» Герцена?
13. Каково было отношение Чернышевского к западным тео
риям политического либерализма?
14. В чем состояла критика Чернышевским институтов
представительной демократии на Западе?
15. Что представляла собой теория «русского социализма»
Чернышевского?
16. Какова была позиция Маркса к теории «русского социа
лизма»?
Литература
• Герцен А.И. Сочинения: В 2 т. М., 1986.
• Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Эн
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2. М., 1980.
• Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое
издание).
• Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Эн
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.
• Маркс К. Письмо к И. Вейдеймеру от 5 марта 1852 года //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.
• Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.
• Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения
М.ч1950.
• Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности
и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведе
ния: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.
Глава 21
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ АНАРХИЗМА
Наряду с государственно-правовыми теориями социализма и коммунизма в первой половине XIX в. возникли и развивались иные концепции, обосновывавшие полную отмену буржуазного и всякого другого государства и законодательства, замену права договорами, государства — общественным самоуправлением (М. Штирнер, П. Ж. Прудон и др.). К таковым принадлежит политико-правовая теория анархизма.
Теория анархизма есть учение об устройстве общественной жизни без государства (слово «анархия» по-древнегречески .означает «безвластие»). Главная задача анархистов — добиться максимальной свободы индивидов. Ее можно выполнить, лишь исключив из общественной жизни все формы насилия человека человеком: политическую, экономическую, идеологическую (религиозную) и др. Государство для анархистов есть отрицание свободы большинства населения, когда одни (правящие) эксплуатируют других (управляемых).
Анархизм можно рассматривать как одно из направлений социалистической мысли наряду с «научным социализмом» К. Маркса и Ф. Энгельса, социализмом Ф. Лассаля, «русским социализмом» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Все эти направления объединяет одно — отстаивание интересов широких масс трудового народа, а различает выбор средств выполнения поставленной цели. Теоретиков анархизма, в частности, отличает радикализм, который состоит в безусловном отрицании ими значения государства для широких масс трудового народа. Показательно в этом смысле высказывание одного из анархистов — Адольфа
330 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
Фишера, который в мае 1885 г. в Чикаго принимал активное участие (и за это был казнен) в массовых демонстрациях рабочих, выступающих за переход к восьмичасовому рабочему дню: «Каждый анархист — непременно социалист, но не каждый социалист обязательно анархист».
Начиная с античности, в западных политических и правовых исследованиях большое место отводилось обоснованию справедливых форм государственного правления и законов для обеспечения свободы индивидов и поддержания общественного порядка. Государство и законы рассматривались политическими и правовыми мыслителями как безусловные ценности, а анархия лее воспринималась негативно, поскольку могла привести только к общественному беспорядку, хаосу.
К концу XVIII в. начинает формироваться прямо противоположное понятие анархии — анархия как порядок. Во многом такой перелом в сознании некоторых философов был связан с их глубоким разочарованием в институтах государства и законов.
В XIX в. видными представителями анархизма были П. Ж. Прудон, М.Н. Бакунин и П.А. Кропоткин.
21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона
Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) — французский социалист и теоретик анархизма.
Эпоха. Февральская революция 1848 г. во Франции . привела к провозглашению Второй республики. Переворот 2 декабря 1851 г. повлек за собой установление во Франции президентской республики. В середине XIX в. малоимущее население Франции окончательно разочаровалось в представительной демократии, не веря в ее возможности решить социальные проблемы.
Биография. Родился в Безансоне, в семье мелкого ремесленника. С 18 лет начал работать наборщиком в типографии, затем некоторое время был владельцем небольшой типографии, но разорился.
Прудон сформировался как оригинальный мыслитель благодаря самообразованию. В 1837 г. он был удостоен премии Академии Безансона за очерк в области филологии «О воскресном отдыхе». В 1838 г. сдал экзамены на степень бакалавра. Позднее Прудон принял участие в другом кон-
21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона 331 курсе, объявленном академией на тему: «Последствия равного раздела наследства между детьми». В 1840 г. он написал сочинение «Что такое собственность?», которое сделало его знаменитым. В дальнейшем Прудон много писал, попробовал себя как политический деятель — был избран депутатом Национального собрания (1848). Политическая деятельность закончилась очень быстро: за статьи, в которых Прудон нападал на первого французского президента Луи Наполеона, он был приговорен к трем годам тюремного заключения (1849-1852).
Логическое основание политико-правового учения. В основании теории анархизма Прудона лежит его представление о сущности человека. Прудон считал: «Как индивидуализм является первоначальным качеством человека, точно так же склонность к объединениям является его дополнением». Он верил в общественный прогресс, связанный с развитием рационального мышления.
Основные работы: «Что такое собственность?» (1840); «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846); «Нищета философии» (1847); «Война и мир» (1861); «Принцип федерализма» (1863); «О федеративном принципе и единстве Италии» (1863); «Политические возможности рабочего класса» (1864).
Содержание политико-правового учения. П. Ж. Прудон стал рассматривать анархию как порядок, основанный не на институтах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между индивидами, группами, семьями, городами, провинциями. Частная собственность и анархизм. По мнению Прудона, собственность — это основа экономики и государства. Уже в своих первых трудах Прудон критиковал институт частной собственности, предложив посмотреть на нее без сложившихся предубеждений. В работе «Что такое собственность?» он заявил, что «собственность есть кража» и поэтому является несправедливым институтом: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысяче-летним существованием собственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципиального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожите зло на земле».
332 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма______
Критика государства в целом и отдельных институтов государства.
Прудон порывает с предшествующей западноевропейской традицией рассматривать государство как институт, без которого невозможно существование рационально мыслящих индивидов. Напротив, значение государства для общества, состоящего из образованных индивидов, может быть, по мнению Прудона, только отрицательным. Прудон заявляет о том, что чем просвещеннее становятся индивиды, тем быстрее в их сознании происходит разрушение представлений о какой-либо значимости для них государственной власти: «Власть человека над человеком находится—в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».
Государство для образованных людей перестает быть «органом, насаждающим справедливость» и превращается в орган, делающий из людей рабов государственной власти: «Иметь правительство — это значит постоянно находиться под наблюдением, подвергаться беспрестанному надзору, шпионажу, управлению, организации, значит быть под лупой, под чьим-то неустанно оценивающим оком, строиться по ранжиру, быть под началом кого-то, значит быть регламентированным и жить в страхе перед цензурой; и все — от людей, не обладающих ни правом на это, ни мудростью, ни достоинством. Иметь правительство означает, что на каждом шагу, при любой сделке или операции человека отметят, зарегистрируют, перепишут, обложат налогом, проштемпелюют, навесят ярлык, оценят, прикрепят патент, выдадут лицензию и милостивое разрешение, отрекомендуют, пожурят, изменят и выправят».
В отличие от Гроция, Гоббса и других представителей договорной теории происхождения государства, рассматривающих государство как нечто разумное, Прудон полагал, что государство рождается из «темных» черт человеческой натуры.
В отличие от Руссо, который был приверженцем непосредственной демократии, Прудон считал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, противоречий идей и интересов, разнообразия мнений и импульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким образом можно установить аутентичность и законность такого об-
_____ 21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона 333
паружения (общей воли. — Авт.). И это тот вопрос, на который демократия не может дать ответ».
Прудон критиковал и другие институты непосредственной демократии: «Всеобщие выборы, императивный мандат, ответственность представителей, ограничение поля судебного усмотрения — все это, в конце концов, детские игрушки...»; «у меня есть веские основания вовсе не верить в эту божественную интуицию толпы, которая позволит ей с первого взгляда определить достоинство и честность кандидатов».
Со временем взгляды Прудона на всеобщее избирательное право изменились. В 1863-1864 гг. он уже называл всеобщее избирательное право «блестящим демократическим принципом», которое избирателям можно в тактических целях использовать (сдавать пустые бланки для голосования), показывая, таким образом, свое несогласие с существующим государственным режимом.
Критика законодательства. Прудон утверждал, что поскольку законы издаются для защиты государства, рожденного из «темных черт» человеческой природы, то и сами законы являются средством, эксплуатации простого народа. Он заявлял: «Я готов договариваться, но я не желаю законов. Я не признаю их. Я протестую против любого порядка, вде власть претендует на мою свободную волю. Законы! Люди знают, что они из себя представляют, и знают им цену. Хитросплетения в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь — для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками
правительства...».
Прудон отрицал законодательство, которое защищает только права собственников и не защищает прав пролетариев; предрекал, что от кодекса Наполеона «не останется ни единого параграфа»; указывал на недостатки законов: несправедливость их содержания, их противоречивость. Не всегда лестно Прудон отзывался о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и
буквоедов».
Обществу с государственным институтами и законодательством Прудон выдвинул альтернативу — общество, которое состоит из различных ассоциаций граждан, создаваемых на основе взаимовыгодных договоров, что позволяет сохранить неограниченную свободу индивидов. «Сво-
334 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
бодная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества... Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».
Эти ассоциации уже не будут нуждаться в «центральной власти»: «Нет власти, нет правительства, хотя бы и самого народного, — вот революция».
Прудон — теоретик «мютюэлизма» — учения о добровольных взаимовыгодных обязательствах, которых достаточно для достижения социальной и экономической гармонии: «Две семьи, два города, две провинции договариваются... существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».
Мютюэлизм — от фр. mutuel — взаимный.
Прудон полагал, что «господство договоров вместо господства законов было бы истинным правительством человека и гражданина, истинным верховенством народа, революцией».
В отличие от Маркса — теоретика насильственной пролетарской революции, Прудон не был сторонником насильственных мер при установлении общества будущего. Он выступал за мирную социальную эволюцию, которую называл «органичной революцией». Прудон заявлял: «Истинно органичная революция — это результат общественной жизни, и хотя у нее есть исполнители и глашатаи, она не есть дело рук кого-то одного».
Прудон допускал, что в истории действует сила провидения, которая в течение всего XIX в. вела европейцев к разрешению различных общественных кризисов (морального, мировоззренческого, политического, социально-экономического) в направлении осуществления идеи равенства. Для Прудона историческими достижениями европейской культуры являются постулаты:
• христианского равенства людей перед Богом;
• интеллектуального равенства (XVI-XVII вв.); равен
ства всех перед законом (XVIII в.).
Начиная с первой трети XIX в. логика исторического процесса требует достижения равенства также и в социально-экономической сфере. Поэтому Прудон в своих работах много внимания уделял обоснованию равенства в отношениях между работодателями и наемными рабочими.
_____ 21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона 335
Теория анархизма Прудона основана на идее суверенитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. на признании первостепенной значимости индивидуальной и коллектив-i юй свободы в обществе.
Аналогичное представление было присуще и Бенжамену Констану — теоретику политического либерализма.
В отличие от Констана Прудон для реализации идеи суверенитета личных прав индивидов и прав групп: вначале предлагал государство уничтожить, затем смягчил свою позицию и стал предлагать государство упростить.
Для того чтобы «государство упростить», необходимо провести децентрализацию государственной власти через федерализацию, что обеспечило бы широкое самоуправление на местах. Прудон отрицательно отнесся к образованию в то время централизованных государств (в Германии и Италии) именно потому, что это противоречило его представлениям о человеческом прогрессе.
Таким образом, Прудон — сторонник принципа федера лизма, который позволит:
S сохранить «суверенную независимость» тысячам городов и деревень;
S избежать централизованного государственного управления этими субъектами по законам «завоевания».
Централизацию Прудон признавал необходимой для обеспечения единства нации, но она должна создаваться снизу, от периферии к центру.
В конце своей жизни Прудон все чаще и чаще называл себя федералистом, а не анархистом, считая, что федерации — это будущее человечества: «Двадцатый век откроет эру федераций». Добровольно создаваемые федерации представлялись Прудону средством достижения гармонии между свободой и властью: «Федерация разрешает все проблемы, которые возникают из-за нужды сочетать свободу и власть. Французская революция обеспечила основы для нового порядка, секретом которого обладает ее наследник — рабочий класс. Это новый порядок: объединить всех людей в "федерацию федераций"».
В 1848 г. в Париже и Лионе стихийно возникли добровольные производственные объединения рабочих, в которых был реализован принцип рабочего самоуправления. Эта форма показалась Прудону революционной, так как она исключала необходимость существования государства:
336 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
«Мы, рабочие, объединенные или почти объединенные, — не нуждаемся в государстве... Социализм является противоположностью государственности... мы хотим, чтобы эти объединения были... первым компонентом в широкой федерации объединений и групп, объединенных в общую связь демократической и социальной республикой».
Вместе с тем Прудон полагал, что такого рода рабочее, самоуправление и то государственное управление промышленными предприятиями, о котором писали Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», не смогут сосуществовать: «пока централизация продолжает обеспечивать постоянным доходом мощное государство, ничто не может быть достигнуто посредством спонтанной инициативы или путем независимых акций групп или индивидуумов».
При рабочем самоуправлении, считал Прудон, рабочие будут:
■ S иметь неотделимую долю в собственности компании;
S должны «пройти через все ступени работы в промышленности», чтобы стать всесторонне подготовленными;
• S сами устанавливать свое рабочее время;
• S сами выбирать своих руководителей, инженеров, бухгалтеров и др.
В 1857 г. Прудон разочаровался в рабочих объединениях, признав, что руководители этих объединений превратились в таких же самых «буржуазных эксплуататоров»; все несправедливости капиталистических компаний «были еще более раздуты в так называемых братствах». Однако он не отказался от самой идеи рабочего самоуправления, а поиск и применение новых форм ее реализации он понимал как «экономическую и общественную необходимость». Прудон полагал, что если не будет решен вопрос рабочего самоуправления, то «в этом враждебном мире для него (пролетария. — Авт.) не останется никакой надежды».
Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепцию рабочего самоуправления, а также концепцию профессионального федерализма. Он высказывался за создание промышленных федераций и сельскохозяйственных объединений рабочих. Именно эти федерации, а не отдельные рабочие объединения или само государство Прудон хотел наделить правом владения всеми средствами производства.
21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона Синдикат |
337
___ „ название профсоюзов во Франции.
11рудон критиковал коммунистическую теорию бабувис-i он. Бабувисты предполагали установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности, но при этом делали ставку на насильственную революцию. Прудон же полагал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует применения насилия: «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все способности человека принадлежат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуатация слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это
гнет и рабство...».
Прудон высказал идею «научного управления» обще ством: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международной статистики. Наука о правительстве или о власти должна быть, представлена одной из секций Академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право представлять в Академию наук записку, то всякий сделается законодателем; но в силу того, что мнение человека принимается в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разума, никто не может быть царем.
Все относящееся к области законодательства и политики является объектом науки, но не убеждений: законодательная власть принадлежит разуму, систематически изученному и обоснованному».
* * *
Идеи П. Ж. Прудона были популярны в социалистическом движении Франции и других стран Европы в середине XIX в. Прудонисты пользовались влиянием на первых трех конгрессах (1866—1868) I Интернационала.
Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» отнесли работу Прудона «Философия нищеты» к
338 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
произведению, в котором обосновывается «буржуазный социализм», цель которого — «излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».
Идеи французского философа оказали заметное влияние на анархистские проекты отечественных мыслителей — М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!