Путешествие в глубь строки» (игра для подростков)



                         

Цель игры – на примере конкретного произведения проверить психологическую готовность подростка к чтению классического произведения.

Игра организована в виде путешествия по одному маршруту. Каждая остановка маршрута – это проверка того или иного качества восприятия по критериям, соответствующим природе чтения художественной литературы как виду творчества.

Вариант маршрута:

1. Залив созерцания (проверка образного мышления ребенка)

Как представляет ребенок тот или иной эпизод?

Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что и как бы он нарисовал, если бы был художником?

2. Бухта радости и светлой печали (проверка эмоционального резонанса читателя)

Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить?

3. Мыс проникновения (проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст)

Объясните, почему персонаж действовал так, а не иначе, почему у него возникли такие мысли и чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор этого произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение?

4. Айсберг (проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения)

Есть ли какой-нибудь тайный смысл, скрытый в этом произведении, о чем автор не говорит открытым текстом, но дает понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения.

5. Утес творчества и фантазий (проверка фантазии читателя)

Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложатся их судьбы?

6. Бухта важных мелочей (проверка тонкости восприятия, умения истолковывать мелочи и детали)

Обратили ли вы внимание на такую подробность? Что она означает? О чем говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово?

7. Пролив воспоминаний (проверка ассоциативного мышления читателя)

Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких история, похожая на эту? О чем напомнила вам книга? Может быть, подобная история или герой знакомы вам по фильмам или другим книгам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга?

8. Риф самопознания (проверка способности перенести читаемое на себя).

Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую бы роль для себя вы выбрали? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-либо созвучного вашей душе? В чем сходство или различие?

9. Земля сущности (проверка способности целостного восприятия произведения).

О чем же это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чем ее глубинный смысл и ее оригинальность?

По результатам:

Возможно номинации те же, что и на конкурсе «Лучший читатель художественной литературы»: читатель-фантазер, читатель-психолог, читатель-мыслитель и др.

                         

                         

Для чего ты читаешь?

                         

                         

(игра для подростков 12–13 лет)

                         

Цель игры – осознание и обогащение мотивации чтения художественной литературы.

Мотивация, или побудительные причины чтения, в значительной мере определяют результативность чтения, его влияние на личность. Опыт показывает, что подростки не всегда осознают мотивы своего чтения или же осознают очень обыденно. На вопросы: «Что дает тебе чтение?», «Зачем надо читать?», «Что побуждает тебя браться за художественную литературу?» – они дают часто стереотипные ответы: «Чтобы больше знать», «Чтобы быть умнее», «Чтобы лучше учиться», «Чтобы грамотнее писать» и т.п. Все они, как правило, утилитарны и не отражают подлинного назначения искусства слова влиять на сердца людей, возвышать потребности, содействовать духовному саморазвитию личности.

Участие в игре, обмен мнениями со сверстниками о мотивах чтения, исключение из общего «банка» суждений – банальных и поверхностных, стимулирует осознание подростком сугубо личностных мотивов чтения, соответствующих природе художественной литературы, с ее гуманистическими, эстетическими, психологическими и иными ценностями.

Условия игры. Число играющих от 2-х и больше. Возможно проведение игры в рамках одного класса. Для участия в игре каждому понадобится листок бумаги и ручка. Ведущий (библиотекарь) предваряет основное задание предложением сделать небольшую разминку: вспомнить пословицы и поговорки о чтении, известные афоризмы о роли книги, искусства, придумать девиз игры.

На листках бумаги в порядке нумерации дать не менее 5 кратких ответов на вопрос: «Для чего я читаю художественную литературу?» По окончании работы участники зачитывают свои ответы вслух и сверяют их с ответами других. Одинаковые вычеркиваются. Остаются не вычеркнутыми только оригинальные суждения. Авторам предоставляется слово для обоснования и защиты неповторяющихся ответов.

Выигрывает тот, кто обладает наиболее оригинальной и самобытной мотивацией чтения и умением ее аргументировать и отстаивать.

Осознание и расширение мотивационного поля чтения – выигрыш для всех.

                         

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!