Экзамен считается успешно пройденным, если абитуриент набрал 36 и более баллов.



Программа вступительных испытаний и критерии оценки знаний для поступающих на программы бакалавриата по направлению 45.03.01 «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вступительный экзамен по литературе проводится в устной форме и оценивается по 100-бальной шкале. Билет содержит три вопроса, учитывающие специфику развития русской литературы XVIII‒XXI веков, а также теоретико-литературные понятия.

 

Требования к уровню подготовки выпускников, поступающих по направлению 45.03.01 «Филология», профиль «Отечественная филология. (Русский язык и литература)»

 

На устном экзамене по литературе абитуриент должен

Знать:

· своеобразие литературы как вида искусства;

· содержание программных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей, этапы их творческой эволюции;

· историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

· основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

· основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

 

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь).

· соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

· представлять конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

· соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

· определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

· сопоставлять литературные произведения, в также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

· выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

· аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

 

Владеть:

· навыками и приемами анализа художественного произведения на жанрово-композиционном и проблемно-тематическом уровнях;

· навыками и приемами интерпретации литературного произведения;

· навыками и приемами сравнительно-сопоставительного анализа литературных явлений.

Абитуриент должен также иметь представление о литературных направлениях и течениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм и д.р.; знать роды литературы (эпос, лирику, драму) и уметь характеризовать их специфику, основные жанры, иметь понятие об основных системах стихосложения (силлабической, силлабо-тонической, тонической) и стихотворных размерах: ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии, анапесте (с приведением соответствующих примеров), об особенностях художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза и д.р.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Вступительный экзамен по литературе оценивается по четырем позициям:

1. Глубина и самостоятельность понимания поставленных проблем, предложенных в вопросах билета;

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями;

3. Обоснованность привлечения текста художественного произведения;

Последовательность и логичность выстроенного ответа.

За каждую представленную позиции абитуриент может получить максимальное количество баллов – 25, минимальное – 0.

 

1. Глубина и самостоятельность понимания поставленных проблем, предложенных в вопросах билета Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает глубокое понимание проблем, предложенных в вопросах билета; демонстрирует знание историко-литературной ситуации, творчества писателя; раскрывает проблемно-тематическое своеобразие обозначенных произведений; умеет обосновывать собственные суждения; фактические ошибки  при ответе отсутствуют 25
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблем, предложенных в вопросах билета, и предлагает объяснение их смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1 – 2 фактические ошибки 20
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблем, предложенных в вопросах билета, но объясняет их смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3 – 4 фактических ошибки 10
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблем, предложенных в вопросах, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей 0
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала 25
б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала 20
в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала 10
г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала 0
3. Обоснованность привлечения текста произведения Баллы
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 25
б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 20
в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария 10
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Последовательность и логичность выстроенного ответа Баллы
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов 25
б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания 20
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе 10
г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания 0
 Максимальный балл 100

 

Экзамен считается успешно пройденным, если абитуриент набрал 36 и более баллов.

Список произведений

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. Баллада (по выбору), стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Море».

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин. Лирика: «К морю», «Вольность», «Арион», «Анчар», «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...», «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», К***», «Евгений Онегин»

Прим. Статьи В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»                                                                 (8-я и 9-я)

«Поэт», «Поэту», «Два чувства дивно близки нам...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...» и др. по выбору абитуриента).

«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери» или «Каменный гость»).

«Медный всадник», «Полтава», «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору абитуриента).

М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Смерть поэта», «Бородино», «Дума», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...», «Герой нашего времени». Статьи В.Г. Белинского «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» и «Герой нашего времени», *«Молитва». («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Пророк», «Желание», «На севере диком...», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...».

«Мцыри», «Демон».

Н.В. Гоголь. «Мертвые души», «Шинель».

А.Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница» (по выбору абитуриента).

«Полемика в критике (статьи Н.А Добролюбова «Луч света в темном царстве»,

Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского», «На всякого мудреца довольно простоты»).

«И.А Гончаров. «Обломов». Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов». Роман И.А Гончарова, А.В.Дружинина «Обломов» Роман    И.А. Гончарова»).

И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Полемика в критике (статьи Д.И. Писарева «Базаров», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», Н.Н. Страхова «Отцы и дети» И.С. Тургенева»). Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента), «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» (по выбору абитуриента).

Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Silепtium!», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...».

А.А. Фет. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Прости - и все забудь...», «Поделись живыми снами...», «Вечер» («Прозвучало над ясной рекою...»), «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Я тебе ничего не скажу...».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Родина», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода...», «Внимая ужасам войны...».

«Вчерашний день часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Рыцарь на час», «Еду ли ночью по улице темной...», «Что ты, сердце мое, расходилось...», «Умру я скоро...», «Я не люблю иронии твоей...», «О, письма женщины нам милой...», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»).

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сказки (по выбору абитуриента)

Л.Н. Толстой. «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» или «Идиот».

А.П. Чехов. «Ионыч» и другие рассказы (по выбору абитуриента), «Вишневый сад», «Три сестры» (по выбору абитуриента).

А.И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» и другие рассказы (по выбору абитуриента). Стихотворения («Одиночество», «Последний шмель» и др.).

Поэзия «серебряного века»: стихи И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Ф. Сологуба и В. Хлебникова (стихотворения по выбору абитуриента).

А.А. Блок. «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Родина», «На поле Куликовом» («Река раскинулась...»), «О доблестях, о подвигах, о славе...». «Выхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре...», «Скифы».

М. Горький. «На дне».

С.А. Есенин. «Береза», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Мир таинственный, мир мой древний», «Неуютная жидкая лунность...», «Письмо женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь Советская», «Каждый труд благослови, удача...», «Не жалею, не зову, не плачу...». «Выткался на озере алый свет зари...», «Я последний поэт деревни...», «Письмо матери...», «Я иду долиной...»,*«Мы теперь уходим понемногу...».

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Во весь голос», «Письмо Татьяне Яковлевой». «Лиличка! Вместо письма», «Облако в штанах».

А.А. Ахматова. Стихотворения (по выбору). «Реквием».

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Спасибо, моя родная...»,   «Василий Теркин».

Б.Л. Пастернак. Стихотворения (по выбору). «Доктор Живаго».

А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору абитуриента).

А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет (К. Симонов, К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента)).

Проза второй половины XX века. (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов,                    В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, С.Д. Довлатов, В.Г. Распутин, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору абитуриента).

Поэзия второй половины XX века. (Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский,            А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий,            Ю.П. Кузнецов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов,, В.Н. Соколов, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору абитуриента).

Драматургия второй половины XX века. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору абитуриента).

 

Примерные вопросы к экзамену:

1. Проблемы воспитания в жанре комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

2. Художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

3. Мотив поэтического бессмертия в стихотворении «Памятник» Г.Р.Державина.

4. Художественное своеобразие элегии В.А. Жуковского «Море».

5. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского («Светлана»).

6. Своеобразие художественного мира баллады В.А. Жуковского «Светлана».

7. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

8. Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

9. Образ Поэта в лирике А.С. Пушкина («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

10. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

11. Тема русского бунта в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

12. Образ Петра Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

13. Проблематика и образы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

14. Художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

15. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

16. Художественное своеобразие «Песни про… купца Калашникова»                         М.Ю. Лермонтова.

17. Образ Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова.

18. Художественное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

19. Проблематика и образы комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

20. Философская концепция России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

21. Художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

22. Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

23. Широта охвата народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Многообразие крестьянских образов.

24. Темы, образы и художественные особенности лирики Н.А. Некрасова.

25. Своеобразие книги М.Е. Салтыков-Щедрина «Истории одного города». Темы образы художественные особенности.

26. Сказки, как особый жанр в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Образная система, сюжеты и конфликты.

27. Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обломов». Литературная полемика вокруг романа.

28. Художественное мастерство И.С. Тургенева в повестях «Ася», «Первая любовь».

29. Идейно-художественная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Образ Базарова. Литературная полемика вокруг романа.

30. Купеческий быт в художественном изображении А.Н. Островского-драматурга («Гроза»). Н.А. Добролюбов о «Грозе».

31. Особенности художественного психологизма в драматургии                               А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»).

32. Своеобразие поэтического мировидения Ф.И. Тютчева («О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Silепtium!», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...»).

33. Художественное своеобразие поэзии А.А. Фета («Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Прости - и все забудь...», «Поделись живыми снами...», «Вечер» («Прозвучало над ясной рекою...»), «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Я тебе ничего не скажу...»).

34. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого (от замысла к художественному завершению). Многообразие человеческих характеров и художественные приемы их раскрытия.

35. Романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Проблематика, образы, приемы психологического анализа. Смысл теории Родиона Раскольникова.

36. Идейный смысл и художественное своеобразие повести А.П. Чехова «Ионыч».

37. Драматургические принципы А.П. Чехова («Вишневый сад»).

38. Основные темы рассказов А.И. Бунина

39. Поэзия «серебряного века»: И. Анненский, К. Бальмонт, В. Брюсов,                            Н. Гумилев, М. Цветаева, Ф. Сологуб, В. Хлебников (стихотворения по выбору абитуриента).

40. Образ России в стихотворениях А.А. Блока.

41. Новаторство Горького-драматурга в пьесе «На дне». Роль ремарок. Реалистическое и символическое в диалогах. Конфликт истинный и мнимый.

42. Основные мотивы лирики С.А. Есенина.

43. Проблемно-тематическое своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина».

44. Поэзия О. Мандельштама. Темы, мотивы, образы

45. Основные мотивы лирики А. Ахматовой.

46. Поэтическая индивидуальность М. Цветаевой: темы и образы ее лирики.

47. Художественное своеобразие лирики М. Цветаевой.

48. Своеобразие поэтического творчества В.В. Маяковского.

49. Проблематика и художественное своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон».

50. Традиции русской классики и новаторство в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита».

51. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе ХХ века                      (К. Симонов, К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента)).

52. В. Астафьев «Последний поклон»: проблематика, тема, идея, герои.

53. В. Распутин «Последний срок»: проблемно-тематический анализ.

54. Основные мотивы поэзии В. Высоцкого.

55. Творчество И. Бродского: периодизация, художественные особенности.

56. Художественное своеобразие рассказов В. Шукшина.

57. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: своеобразие жанра и стиля.

58. Драматургия А. Вампилова: проблематика, герой, идея.

59. Творчество А. Солженицына: художественные особенности.

60. Проза С. Довлатова: художественные особенности.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!