Шестерка четвертая. Малый образ.



Вовне сближаешься с одаренным, тем самым подчиняешься высшему.

 

Девятка пятая

Явное СБЛИЖЕНИЕ. Правитель применяет 3 ловчих, теряет впереди дичь. Люди из селения не вооружены. Счастье.

Девятка пятая. Малый образ

Счастье – в очевидном СБЛИЖЕНИИ, положение правильное и равновесное. Бросаешь противодействие, берешь Послушание. Теряешь дичь впереди. Людям из селения нет предостережения. Верх управляет срединой.

 

Верхняя шестерка

В СБЛИЖЕНИИ – отсутствие главы. Несчастье.

Верхняя шестерка. Малый образ

В СБЛИЖЕНИИ – отсутствие главы. Нечем закончить.

 

8 | Привязанные слова

 

 

СБЛИЖЕНИЕ. Счастье – в изначальном гадании. В Замысле – вечная Верность. Отсутствие неприятностей. Неуспокоенные стороны придут (сюда), последнему мужу – несчастье.

 

8 | Толкование Чэн И

СБЛИЖЕНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если есть толпа, то обязательно будет то, что всех сближает, поэтому принимается знаком СБЛИЖЕНИЕ». СБЛИЖЕНИЕ – это родственная поддержка. В человеческом роду обязательно должна быть родственная поддержка, и только после этого будет покой. Именно потому, что есть толпа, есть то, чем она сближается, поэтому СБЛИЖЕНИЕ идет после знака ВОЙСКО, 7.

Наверху знак Вода, внизу – Земля. Если говорить с точки зрения 2 тел, то Вода находится над Землей – это предметы, которые сцепляются близко и тесно, так, что между ними нет промежутка, и нет ничего, что более подобно этому, чем Вода на Земле, поэтому возникает идея СБЛИЖЕНИЯ. Кроме того, множество уровней иньские, и только пятый уровень янский и твердый располагается на позиции государя, поэтому вся толпа льнет к нему с родственными чувствами – это образ СБЛИЖЕНИЯ.

 

8 | ПС Исходный смысл

СБЛИЖЕНИЕ означает взаимную родственность, взаимную поддержку. Девятка пятая, янская твердость, находится в середине верхнего знака и при этом владеет правдой. Вверху и внизу 5 инь: они сближаются с янской силой пятого уровня и следуют за ней. Так 1 правитель способен успокоить толпы людей. В 4 морях все глядят на лик 1 человека.

Если гадающему выпадает этот знак, то следует в себе найти то, что помогает СБЛИЖЕНИЮ с другими людьми. В этом знаке есть указание на изначальное счастье Замысла с удержанием постоянной, вечной правды. Для того чтобы понять это, следует разобраться в своей внутренней природе. Если же внутри тебя еще нет способности к СБЛИЖЕНИЮ, то в будущем все равно должен будешь прийти к правителю. Если будешь медлить и придешь последним, то, несмотря на установившуюся связь, опоздаешь и обретешь несчастье. Если хочешь сближаться с людьми, то нужно изучать возможности СБЛИЖЕНИЯ.

 

8 | ПС Толкование Чэн И

СБЛИЖЕНИЕ. Путь счастья. Люди взаимной родственности сближаются, тогда само собой возникает счастье. Поэтому в «Толковании смешанных знаков» говорится: «В СБЛИЖЕНИИ радуешься, в ВОЙСКЕ, 7, огорчаешься. Когда люди взаимной родственности сближаются, они обязательно проходят этот Путь. Если же не пойти по этому Пути, то будут сожаления и неприятности. Поэтому необходимо искренне определить, с кем можно сближаться, и тогда с ними и сближаться».

Гадание указывает на возможность разрешения вопросов с использованием гадания на тысячелистнике и панцире черепахи. Если в СБЛИЖЕНИИ сохраняешь вечную Верность изначальному Замыслу, то будет отсутствие неприятностей. Замысел – это есть Путь обладания, власти, повелителя, государя. «Вечный» указывает на способность долго длить. «Верность» означает правильный Путь. Если верх сближается с низом, должны быть эти 3 качества, тогда низы подчиняются верху. Необходимо стремиться приобрести эти 3 качества, тогда будет отсутствие неприятностей.

Если человек не способен сам себя защитить, обеспечить покой и мир, если он приходит просить взаимного СБЛИЖЕНИЯ и получает то, чем сближаются, тогда он способен добиться покоя. Но если он проявляет неуверенность, если он медлит с заключением союза, если его воля к СБЛИЖЕНИЮ не однозначна и он приходит последним, то, даже будучи преданным мужем, он обретет несчастье. Даже опытному человеку в таких обстоятельствах будет несчастье, а что уж говорить о слабых и мягких? «Муж» – это тот, кто в твердости полагается на себя.

В «Объяснении устройства знака» говорится: «Господин является мужем с юга. Я же не являюсь мужем с юга, значит, не являюсь и господином. В любом случае, когда происходит рождение меж Небом и Землей, не бывает так, чтобы не происходило взаимной родственности и СБЛИЖЕНИЯ, чтобы мог сам в одиночку выстоять и сохраниться даже, если есть у тебя предельная твердость и сила.

Путь СБЛИЖЕНИЯ – это стремление друг к другу 2 воль. Если в 2 волях нет стремления друг к другу, тогда возникает разлад. Государь заботится о спокойствии подданных, поданные поддерживают его подобно родственникам. И родня, и друзья, и земляки должны вверху и внизу соединить волю и следовать вместе. Если нет этого значения взаимного стремления, то будет несчастье. Человеческие дела обладают таким свойством, что поддержка без родственных чувств невозможна. Сначала люди должны породниться, а потом взаимно поддерживать друг друга. Путь должен быть таким. Если же хочешь, чтобы воли были едиными, близкими, тогда не стоит медлить».

 

8 | ПС Сводные толкования

Го Юн говорит:

«Только в знаках ВОЙСКО, 7, и СБЛИЖЕНИЕ ян занимает срединное положение. При этом обладающий положением государя – это знак СБЛИЖЕНИЕ, обладающий положением полководца – знак ВОЙСКО».

 

Фэн И говорит:

«В знаках СОБИРАНИЕ, 45, и СБЛИЖЕНИЕ внизу – знак Земля, Послушность. Это их объединяет. Вверху – Вода и Водоем – тоже похожи по смыслу. Различие только на четвертом уровне, который есть образ разделения власти. Поэтому на пятом уровне знака СОБИРАНИЕ подчеркивается, что Замысел – в вечной Верности. В знаке СБЛИЖЕНИЕ отсутствует претензия на власть снизу. Слова „Замысел – в вечной Верности“ приводятся в самом начале знака. Значение в обоих случаях одинаковое».

 

Ху Игуй говорит:

«Среди 64 знаков Книги Перемен только в знаках НЕЗРЕЛОСТЬ, 4, и СБЛИЖЕНИЕ упоминается о процессе гадания. В НЕЗРЕЛОСТИ говорится о ценности первичного гадания, а в знаке СБЛИЖЕНИЕ говорится о счастье изначального гадания. На Пути искоренения НЕЗРЕЛОСТИ необходимо опираться на предельную искренность начального гадания. На Пути проявления СБЛИЖЕНИЯ нужно опираться на полное понимание изначального гадания. В этом различие между ними».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Выражение „изначальное гадание“ в„Исходном смысле“ рассматривается также, как и в выражениях „изначальный зародыш“ „изначальный храм предков“ „изначальное поле“ их общее значение – первоначальный. Слова о счастье, отсутствии неприятностей, о несчастье – все это гадательная часть. Счастье – это предсказание о том, что верх и низ друге другом сближаются. Отсутствие неприятностей – это гадание сближающимся сторонам. Несчастье – это гадание тому, с кем сближаются. В знаках НЕЗРЕЛОСТЬ, 4, и СБЛИЖЕНИЕ специально говорится о гадании двумя одинаковыми иероглифами для того, чтобы показать их общность.

Когда получаешь знак НЕЗРЕЛОСТЬ и следующие слова: „В НЕЗРЕЛОСТИ стремишься к Воплощению, на Пути Воплощения можно применять“ – это совет и человеку, с которым сближаются, и тому, кто стремится к СБЛИЖЕНИЮ; все могут применять Воплощение. Гадающий должен точно понимать, где находится неизменная, неподвижная часть. В знаке НЕЗРЕЛОСТЬ это человек, к которому обращаются с вопросом. Если не найти единства с этим человеком, то не будет сосредоточенности в понимании.

В гадании к знаку СБЛИЖЕНИЕ эта неизменная часть находится во мне. Выражение „неуспокоенные стороны придут“ указывает на нижние 4 иньские черты. Приходящие приходят сами, мне же нужно спрашивать у себя самого, можно ли сближаться с ними или нет. Те же, кто опаздывает, остаются вне поля моего внимания. Получается, что Путь правителя – это Путь великой общности, и это, следовательно, очевидность СБЛИЖЕНИЯ с Девяткой пятой».

 

8 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / СБЛИЖЕНИЕ – счастье.

 

8 | ОУ / 1 Исходный смысл

Эти два слова, скорее всего, ошибочно вставленный текст.

 

/ 2 / СБЛИЖЕНИЕ – это поддержка. Внизу Послушность и следование.

 

8 | ОУ / 2 Исходный смысл

Здесь через устройство знака объясняется название знака.

 

8 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

СБЛИЖЕНИЕ – к счастью. СБЛИЖЕНИЕ, сплочение – это Путь счастья. Слово «поддержка» уточняет значение понятия СБЛИЖЕНИЕ. Получается, что СБЛИЖЕНИЕ – это взаимная родственная поддержка. «Внизу Послушность и следование» – в этом выражении как раз и скрывается смысл СБЛИЖЕНИЯ. Пятерка, будучи янской, находится на положении власти, и множество людей внизу Послушно следуют за ней и роднятся между собой, поддерживая ее. Так получается значение СБЛИЖЕНИЯ.

 

8 | ОУ / 2 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Выражение „СБЛИЖЕНИЕ – счастье“ означает, что через взаимное родственное СБЛИЖЕНИЕ будет обретено счастье. Выражение „СБЛИЖЕНИЕ – это поддержка“ поясняет, каким образом в СБЛИЖЕНИИ обретается счастье. Выражение „внизу Послушность и следование“ указывает, что все инь в Послушности следуют за Девяткой пятой».

 

Изречения по родам Чжу Си

Слово «поддержка» объясняет внутренний смысл понятия «СБЛИЖЕНИЕ». А выражение «внизу Послушность и следование» объясняет значение слова «счастье».

 

Ян Цисинь говорит:

«Слова „внизу Послушность и следование“ становятся понятны из устройства самого знака, поскольку внизу располагается Послушность знака Земля. При этом Девятка пятая является хозяином знака, поскольку это единственный янский уровень. Выражение из слов к знаку „неуспокоенные стороны придут“ означает, что верх и низ находятся в созвучии».

 

/ 3 / Изначальное гадание. В Замысле – вечность Верности. Отсутствие неприятностей – через твердость и равновесие. Неуспокоенные стороны придут – верх и низ в созвучии. Последнему мужу – несчастье, потому что Путь его уже истощен.

 

8 | ОУ / 3 Исходный смысл

Слова «твердость и равновесие» указывают на Пятерку. Слова «верх и низ» указывают на 5 инь.

 

8 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Конфуций говорит о ценности изначального гадания, которое освещает Путь взаимного СБЛИЖЕНИЯ. Также говорится о необходимости обрести вечную Верность Замыслу, которая обеспечит отсутствие неприятностей. Слова «В Замысле – вечность Верности» относятся к Пятерке, так как, будучи янской и твердой, она находится в равновесии и правде, полностью завершая Путь СБЛИЖЕНИЯ. Янская твердость соответствует Силе духа государя на положении власти. Замысел, или Намерение, находится на середине в равновесии и обретает правильное положение (ян на янском уровне), поэтому оно может вечно хранить Верность. «Объяснение устройства знака» уточняет смысл слов к знаку: «В Замысле – вечность Верности». Такова природа Девятки пятой, твердой, равновесной и правдивой.

Если правитель не способен сохранять покой и уверенность, разве люди обратятся к нему, прося защиты и СБЛИЖЕНИЯ? В обстоятельствах СБЛИЖЕНИЯ государь должен обладать покоем и умиротворением, устойчивостью. Верхи и низы должны быть в созвучии друг с другом, и, конечно же, должна быть предельная искренность, если стремишься достичь СБЛИЖЕНИЯ в Поднебесной. Тем самым происходит успокоение народа.

Если говорить сточки зрения черт знака, то «верхи и низы» – это множество инь, которые сближаются с твердой Пятеркой, а Пятерка сближается с многочисленным народом, то есть множеством инь. Это значит, что верх и низ находятся в созвучии. Сначала должно произойти СБЛИЖЕНИЕ, после чего можно использовать способность следования по Пути своей жизни. В пространстве Неба и Земли обязательно происходит СБЛИЖЕНИЕ родственности, после чего появляется способность двигаться дальше. Если же в обстоятельствах СБЛИЖЕНИЯ не торопишься и приходишь последним, значит, не ценишь СБЛИЖЕНИЯ и не можешь осуществить его. В этом случае, даже если ты выдающийся человек, все равно придешь к несчастью из-за истощения и слабости и так закончишь свой Путь.

 

8 | ОУ / 3 Сводные толкования

Ху Бинвэнь говорит:

«Слово „созвучие“ в большинстве случаев означает, что 2 уровня – твердый и мягкий – обретают созвучие друг с другом. Здесь же говорится, что вверху и внизу 5 инь находятся в созвучии с твердостью Пятерки. Так же обстоит и со знаком ВОЙСКО, 7, где 1 ян действует в созвучии с 5 инь и, кроме того, мягкая Пятерка созвучна твердой Двойке, то есть она передает Двойке всю полноту полномочий. Созвучие в СБЛИЖЕНИИ говорит о том, что верх и низ созвучны Пятерке. Это означает силу и строгость государя».

 

8 | Большой образ

 

 

На Земле есть Вода. СБЛИЖЕНИЕ. Правители прежних лет использовали эти образы, чтобы учреждать 10000 стран и родниться с удельными князьями.

 

8 | БО Исходный смысл

На Земле есть Вода. Вода сближается с Землей. Между ними не может быть никакого промежутка, зазора. Учреждение стран и установление родственных отношений с князьями – это те средства, с помощью которых прежние правители сближались с Поднебесной так, чтобы в этой близости не оставалось промежутков. В «Объяснении устройства знака» говорится о намерении того, чтобы человек сблизился со мной, а смысл этого знака в том, что я сам отправляюсь к СБЛИЖЕНИЮ с другим.

 

8 | БО Толкование Чэн И

Родные люди сближаются друг с другом так, что меж ними нет промежутков, то есть условностей. Вода, которая находится над Землей, – это лучший образ для подобного СБЛИЖЕНИЯ. Прежние правители, взирая на эти образы, учреждали 10000 стран и роднились с владетельными князьями. В учреждении 10000 стран, уделов происходило сближение с народом, а породнение с владетельными князьями приводило к тому, что происходило СБЛИЖЕНИЕ с Поднебесной.

 

8 | БО Сводные толкования

Чжан Пзюнь говорит:

«Вода движется по Земле – малое и великое сближаются друг с другом. Вода стремится на восток1, и прежние правители брали это за образец. Устанавливая жизнь 10000 стран, внизу они сближались со своим народом, а когда роднились с владетельными князьями, то сближались с государем. Подобно этому тело действует руками, а руки действуют пальцами – малое и великое связаны друге другом, и в этом каждое из них обретает свой Путь».

 

Изречения по родам Чжу Си

Учреждения 10 000 стран недостаточно для того, чтобы сблизиться с Поднебесной. Учреждение владений приводит к СБЛИЖЕНИЮ с народом, а Сын Неба просто роднится с владетельными князьями и все. Это и есть Путь СБЛИЖЕНИЯ с Поднебесной.

 

Фэн Данкэ говорит:

«Над Землей есть Вода. Маленькие источники сливаются, соединяются друг с другом и составляют потоки. 9 потоков сливаются и впадают в море. Так же и владетельные князья, великие и малые, сближаются друг с другом и идут на СБЛИЖЕНИЕ с Сыном Неба».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В знаке ВОЙСКО, 7, говорится, что питаешь множество людей. Для этого используется образ колодезных полей. Путь СБЛИЖЕНИЯ – это то, как можно заставить народ жить в ладу друг с другом. В СБЛИЖЕНИИ учреждают страны и роднятся с князьями – за образец берется уклад государства. Таким образом, это приводит к тому, что народ и государь соединяются друг с другом без промежутков, зазоров».

 

8 | Начальная шестерка

 

 

В наличии доверия сближаешься с ним. Отсутствие неприятностей. Наличие доверия, наполняешь глиняный сосуд, окончишь приходом. Наличие другого счастья.

 

8 | НШ Исходный смысл

На Начальном уровне знака СБЛИЖЕНИЕ ценится наличие веры. Тогда может быть отсутствие неприятностей. Если есть действие доверия в настоящей реальности, тогда и в присутствии другого будет счастье.

 

8 | НШ Толкование Чэн И

Начальная Шестерка – начало знака СБЛИЖЕНИЕ. Это Путь взаимного СБЛИЖЕНИЯ, корень его – в искренней вере. Если в сердце нет веры, а хочешь породниться с людьми, то разве кто-нибудь пойдет на СБЛИЖЕНИЕ с тобой? Когда есть искренность в доверии, тогда будет отсутствие неприятностей. Доверие – это чувство, которое находится внутри. Искренняя вера – это правильное чувство, настоящая правда. Глиняный сосуд – простая, неприхотливая утварь. Если душа заполняется подобно тому, как наполняется нужной жидкостью глиняный сосуд, то пропадает необходимость во внешних украшениях. В этом случае можно прийти к обладанию другим счастьем.

«Другой» означает «не этот», «внешний». Если искренне, по-настоящему наполнен внутри, то все вещи, сущности будут верить тебе. Зачем тогда использовать внешние украшения, чтобы добиться СБЛИЖЕНИЯ? Если есть у тебя искренняя вера и внутренняя наполненность, тогда другие обязательно должны последовать за тобой. Доверие и наполненность – такова основа СБЛИЖЕНИЯ.

 

8 | НШ Сводные толкования

Чжэн Жусе говорит:

«Пятерка является хозяином СБЛИЖЕНИЯ. Начальная черта стоит максимально далеко от нее, кроме того, не имеет правильного созвучия. Откуда же тогда берется значение счастья? Счастье появляется, если искренне направляешь свою волю на СБЛИЖЕНИЕ с пятым уровнем. Наполненность означает внутреннюю целостность. Глиняный сосуд – это простая утварь. Он указывает на то, что положение у тебя низкое, ведь ты находишься на Начальном уровне. В подобных обстоятельствах тебе нужно собрать свою веру и наполниться ею. Хотя и нет созвучия, в конечном счете будет отклик и наличие счастья в другом.„Наличие другого счастья“ указывает на нечто, чего ты не ожидаешь, что не должно быть получено, а ты его получаешь».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Когда с человеком соединяешься через веру, то это начало родственного СБЛИЖЕНИЯ. Если способен иметь искреннюю веру, то так сближаешься с отсутствием неприятностей. Еще говорится о наличие другого счастья. Начальная Шестерка с пятой не находится в созвучии, и поэтому говорится о наличии другого. В Девятке четвертой знака БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, и в начальной Девятке знака ДОВЕРИЕ К ВНУТРЕННЕМУ, 61, также говорится о наличии другого со значением предостережения о том, что есть намерение, направленное на другого. А здесь наличие другого должно принести счастье».

 

8 | Начальная шестерка. Малый образ

 

 

Начальная Шестерка знака СБЛИЖЕНИЕ означает, что при наличии другого – счастье.

 

8 | НШ.МО Толкование Чэн И

На уровне Начальной Шестерки Путь СБЛИЖЕНИЯ находится в самом начале, когда способность к доверию очень высока.

С помощью этого доверия сближаешься с другим и тем самым обретаешь счастье. Если в начале нет искренности, то откуда в конце будет счастье?

 

8 | НШ.МО Сводные толкования

Цзян Тишэн говорит:

«Слова куровню говорято наличии доверия. Также говорится о наполнении простого глиняного сосуда. В „Толковании Образов“ эти подробности опускаются, и непосредственно говорится о том, что основа Пути СБЛИЖЕНИЯ состоит в наличии другого, с кем можно сблизиться. И этот смысл подтверждается словами к знаку: „Последнему мужу – несчастье“».

 

8 | Шестерка вторая

 

СБЛИЖЕНИЕ происходит изнутри. В Верности – счастье.

 

8 | Ш2 Исходный смысл

Мягкая Послушность, равновесие и правда. Наверху отклик с Девяткой пятой, изнутри – СБЛИЖЕНИЕ с прежними уровнями. При этом обретаешь свою правду – таков Путь счастья. Если гадающий способен так себя вести и быть Верным, то будет счастье.

 

8 | Ш2 Толкование Чэн И

Двойка и Пятерка имеют правильный отклик, обладают правдой и равновесием и через Путь равновесия и правды друг с другом сближаются. Двойка находится внутри, поэтому говорится: «СБЛИЖЕНИЕ изнутри», когда применение твоих качеств зависит от тебя самого, ты должен проявить себя так, чтобы правитель мог тебе довериться. В этом случае обретаешь правду и счастье. Через Путь равновесия и правды созвучен правителю в его поисках. Сам же действуешь изнутри и не теряешь себя, постепенно устанавливая СБЛИЖЕНИЕ. Если не ценишь государя, то потеряешь себя.

 

8 | Ш2 Сводные толкования

Лян Инь говорит:

«Двойка и Пятерка осуществляют СБЛИЖЕНИЕ, когда внутреннее сближается с внешним. Если есть счастье в Верности, то проявляется изначальная доброта этого уровня. Здесь говорится: „В Верности – счастье“ это значит, что в уровне присутствует изначальная доброта. Если же нет Верности, то получаешь предостережение. Говорится, что изнутри сближаешься с внешним и обретаешь свою правду, поэтому и будет счастье».

 

Гу Цзяцзе говорит:

«Внутри обладаешь чем-то, с помощью него сближаешься. Оно хранится без изменений. Таким образом, отсюда будет правда, поэтому счастье.»

 

8 | Шестерка вторая. Малый образ

 

 

СБЛИЖЕНИЕ изнутри. Не теряешь себя.

 

8 | Ш2.МО Исходный смысл

Если обретаешь правду, то не теряешь себя.

 

8 | Ш2.МО Толкование Чэн И

Удерживаешь себя на Пути равновесия и правды, тем самым служишь стремлениям того, кто на самом верху, и тогда не теряешь себя.

В этих словах дается очень точное предостережение. Двойка – равновесная и правильная, но тело ее мягкое и Послушное, поэтому дается предостережение, чтобы не терять себя, но сохранять Верность высшему. Если человек совершенствует себя на Пути, то воля его стремится вверх, то есть он стремится к СБЛИЖЕНИЮ „изнутри“ или снизу. Если воля его движется вниз, то он навлекает позор на себя, это не есть Путь самоуважения. Поэтому государь и предводители народа должны действовать так, чтобы в сердцах не было отсутствия взаимодействия, для этого обязательно применялся обряд, так что в конце концов все происходило правильно.

 

8 | Ш2.МО Сводные толкования

Чжу Чжэнь говорит:

«Шестерка вторая – мягкая, у нее есть страх, что она потеряет себя. Двойка располагается внутри и служит требованиям Пятерки. Она находится в созвучии с Пятеркой и сближается с ней изнутри. Это значит, что, конечно, она не потеряет саму себя».

 

8 | Шестерка третья

 

 

Сближаешься с негодным человеком.

 

8 | Ш3 Исходный смысл

Иньская мягкость, нет правильности и равновесия. Следуешь за инь, за тобой идет инь, созвучие также с инь, поэтому возникает образ, что СБЛИЖЕНИЕ происходит не с тем человеком. Это гадание – к большому несчастью, не стоит об этом много говорить.

 

8 | Ш3 Толкование Чэн И

У Тройки нет равновесия и правды (соответствия положению). В СБЛИЖЕНИИ, следовательно, также нет равновесия и правды. Четвертый уровень – мягкий и неравновесный. Все они не обладают равновесием и правдой, это неправильные люди. Когда сближаешься с неправильным человеком, то, конечно же, появляются ошибки, отклонения. Не нужно даже и говорить о сожалении и стыде.

 

8 | Ш3 Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Четверка сближается во внешнем знаке. Двойка находится в созвучии с Пятеркой, поэтому поблизости нет взаимодействия, а вдали нет созвучия. Тот, с кем соединяешься, – это не твои родственники, поэтому говорится: „Сближаешься с негодным человеком“».

 

Изречения по родам Чжу Си

Начальная находится в созвучии с Четверкой, в СБЛИЖЕНИИ находишь своего человека; Двойка находится в созвучии с пятой – также СБЛИЖЕНИЕ происходит со своим человеком; только Тройка находится в созвучии с Верхней, но наверху сближается с отсутствием главы, поэтому и говорится: «Сближаешься с негодным человеком».

 

Чжао Яньсу говорит:

«Начальная черта стремится сблизиться с Пятеркой – это преждевременно. Двойка в созвучии, Четверка едет на Тройке. Шестерка третья лишена нужных качеств, и, конечно, в будущем не сможет сблизиться с Пятеркой».

 

8 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Сближаешься с негодным человеком – разве в этом не будет вреда?

 

8 | Ш3.МО Толкование Чэн И

В СБЛИЖЕНИИ люди ищут покоя и счастья. Если сближаться с негодным человеком, то в конце концов обязательно будут сожаления и стыд, и закончишь вредом. Здесь дается предостережение от ошибок в СБЛИЖЕНИИ.

 

8 | Шестерка четвертая

 

 

Вовне сближаешься с ней. В Верности – счастье.

 

8 | Ш4 Исходный смысл

Уровень пребывает на мягкости, вовне сближается с Девяткой пятой и потому обретает ее правильность. Таков Путь счастья. Гадающий должен следовать этим указаниям.

 

8 | Ш4 Толкование Чэн И

Четвертая и Начальная черты не созвучны друг с другом. Пятерка находится в непосредственной близости от Четверки. Она вовне сближается с Пятеркой и, обретая Верность в правде, достигает счастья. Государь и слуга друг с другом сближаются – такова правда. СБЛИЖЕНИЕ друг с другом – таково главное указание. Пятерка – срединная и правильная. Пятерка – это одаренность, которая находится на положении власти, располагаясь наверху. Родниться с одаренными, которые следуют за высшим, – такова правильность СБЛИЖЕНИЯ. Поэтому говорится, что в Верности – счастье.

Шестерка находится на четвертом – уместном – уровне, поэтому также обретает значение правды. Кроме того, обладая качеством иньской мягкости, она не является уравновешенным человеком. При этом она способна сближаться с твердым, просвещенным, срединным и правильным, одаренным. Через эту связь Четверка обретает правду и достигает счастья. Значение уровня становится полностью ясным из его положения.

 

8 | Ш4 Сводные толкования

И Фу говорит:

«В Переменах верхний знак является внешним, нижний знак является внутренним. Но и каждый из них также обладает внутренним и внешним. Четверка и Пятерка являются внутренними для Верхнего знака. Поэтому говорится, что „вовне сближаешься с ней“, поскольку обладают общей природой».

 

Ли Го говорит:

«И Двойка, и Четверка сближаются с Пятеркой. Двойка находится во внутреннем знаке и оттуда устанавливает созвучие с Пятеркой, поэтому говорится, что „сближается изнутри“. Четверка несет на себе Пятерку и в знаке находится вовне, поэтому говорится, что „сближается вовне“. Качество этих уровней отличается друг от друга. Тем не менее у них есть то, что их сближает, поэтому смысл одинаков. Поэтому в обоих случаях дается указание: „В Верности – счастье“».

 

8 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Вовне сближаешься с одаренным, тем самым подчиняешься высшему.

 

8 | Ш4.МО Исходный смысл

Выражение «вовне сближаешься» говорит о том, что Четверка следует за Пятеркой. Пятерка – твердая, ясная, срединная и правильная, она подобна одаренному человеку и располагается на месте государя. Четверка сближается с ней, это и есть то, что она сближается с одаренным человеком, поэтому достигает счастья.

 

8 | Девятка пятая

 

 

Явное СБЛИЖЕНИЕ. Правитель применяет 3 ловчих, теряет впереди дичь. Люди из селения не вооружены. Счастье.

 

8 | Д5 Исходный смысл

Один ян находится на положении власти. Это качества твердости, напряженности, равновесия, правды. В знаке множество иньских черт, и все они приходят, чтобы сблизиться с тобой. Очевидность этого СБЛИЖЕНИЯ основывается на отсутствии корысти. Это подобно тому, как государь на охоте не замыкает круг, оставляя с одной стороны свободный проход. Тогда приходящим не препятствуют, а уходящих не преследуют. Поэтому говорится: «Правитель применяет 3 ловчих, теряет впереди дичь, люди из селения не вооружены». Такое обращение не рождает страхов по отношению друг к другу, поэтому все обязательно обретут то, к чему стремятся. Таков Путь всеобщего счастья. Если гадающий ведет себя соответственно тому, что сказано, то обязательно обретет счастье.

 

8 | Д5 Толкование Чэн И

Пятерка находится на положении государя, располагается в точке равновесия, обретает правду. Именно она наилучшим образом выражает Путь СБЛИЖЕНИЯ. Правитель СБЛИЖАЕТСЯ с людьми на Пути Поднебесной, с очевидностью Воплощая в себе Путь СБЛИЖЕНИЯ. Если твое намерение взаимодействия с людьми искренне, если, забывая себя, терпелив в управлении и склонен к человечности, то Поднебесная с готовностью распоряжается благами и добром через тебя. Так проявляется Путь родственного СБЛИЖЕНИЯ повелителя с людьми Поднебесной. Если таков порядок Поднебесной, то кто же откажется от СБЛИЖЕНИЯ с верхом? Если же есть жестокость и нет человечности, если действуешь без поощрений, то встаешь на Путь отклонения. Разве сможешь тогда достичь СБЛИЖЕНИЯ с теми, кто ниже тебя в Поднебесной?

Поэтому в словах к Девятке пятой мудрые люди провозглашают правду СБЛИЖЕНИЯ, правильность СБЛИЖЕНИЯ в Поднебесной. Для этого они используют сравнение с 3 ловчими с 3 сторон загона, когда 1 сторона остается открытой. Князья прежних времен внимательно следили за своим состоянием, поэтому применяли доброту, человечность, сердечность в течение всех 4 времен, используя в соответствии с обрядом загон, открытый с одной стороны. Этот обряд назывался «Сын Неба не закрывает награду». Оставляя открытым проход для дичи, чтобы она могла уйти, Сын Неба сам уходил от полного истребления живой твари и так проявлял любовь к жизни. Сын Неба брал только то, что само отдавало ему в руки свою судьбу. Вся преследуемая дичь могла убежать. Поэтому и говорится «теряешь дичь впереди».

Когда Путь СБЛИЖЕНИЯ ясен для правителя, тогда в Поднебесной все, естественно, приходят сближаться с ним. Приходящий, следовательно, поощряется, поэтому повсюду и дальше происходит СБЛИЖЕНИЕ с другими сущностями. Если тех, кому нужно убежать, не преследуют, то тех, кому нужно прийти, принимают. Таково величие Пути правителя. Получается, что народ существует как есть в своей самости, и никто не знает, почему так устроено.

Если люди в предместье не вооружены, то это – к счастью. Это указание на полноту справедливости и отсутствие корыстных устремлений. «Предместье» в Переменах – это всегда близкое к столице селение. Правитель находится в предместье столицы, удельные князья – в глубинке, на своих землях, а «вооружение» означает особый вид договора. Если же ты принимаешь вещи в их единстве, нераздельности, то тебе не нужно будет договариваться о вооружении. Так ты получишь счастье.

Мудрый человек применяет великую справедливость, а не пользуется мелкими ухищрениями, управляя Поднебесной. Поэтому он и проявляет намерение сблизиться. Не только он сам идет на СБЛИЖЕНИЕ, но и других людей поощряет к этому, и все следуют правителю. Человек, который служит правителю с искренней преданностью, отдает все свои силы этому служению, также сближается с государем. При этом сила СБЛИЖЕНИЯ исходит от государя. Нельзя самому идти навстречу, нужно только ожидать СБЛИЖЕНИЯ.

Так же и среди друзей, соратников: если ты совершенствуешь свою искренность в общении с другими, то сможешь встать на Путь СБЛИЖЕНИЯ. Если же, напротив, ограничиваешь свое общение определенным кругом людей, то вызовешь раздражение у людей твоего селения. Таков закон, говорящий: «Загон с 3 сторон. Утрачиваешь дичь впереди».

 

8 | Д5 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Вопрос. И Чуань объясняет СБЛИЖЕНИЕ: «В проявленном СБЛИЖЕНИИ правитель применяет с 3 сторон загон, теряет впереди дичь». Это говорит о том, что приходящего принимают, уходящего не преследуют. Как можно понять, кто есть убежавший, а кто пришедший?

Ответ: обряд охоты означает, что ставят флажки, косят траву, делают ограждения, оставляя ворота для дичи. Из ворот загоняют ловчие, звери идут на меня. Я отпускаю всех, кто успел убежать через ворота, и беру только тех, кто остался в загоне из-за собственной слабости. Я не преследую дичь, которая уходит. Здесь дается намек на «пришедших», то есть тех, которых принимают. Основной смысл именно в этом.

Еще говорится: «В селении люди не вооружены». Это означает, что люди в селении сами не боятся, не опасаются, потому и не вооружаются. Если они хотят войти в столицу, то им не препятствуют. Если продолжают пахать, то выполняют свое предназначение.

 

Ху Бинвэнь говорит:

«На всех иньских уровнях говорится о СБЛИЖЕНИИ, когда инь сближается с ян. Пятерка говорит об очевидном сближении; ян – это то, к чему приближается инь. Пятерка в знаках ВОЙСКО, 7, и СБЛИЖЕНИЕ использует образ охоты в поле. В ВОЙСКЕ выражение„на поле нет дичи“ говорит о дичи, которая вредит полю. В СБЛИЖЕНИИ говорится „теряешь впереди дичь“ – это о дичи, которая уходит от тебя. В ВОЙСКЕ должен удерживать ее, таково предназначение правителя. В СБЛИЖЕНИИ должен отпустить ее, такова человечность правителя».

 

Лян Инь говорит:

«Девятка пятая, янская твердость, срединная и правильная, является хозяином СБЛИЖЕНИЯ. Янская твердость означает ясность и отсутствие омрачения. Срединность и правильность указывают на общность интересов и отказ отличной корысти. Именно поэтому и осуществляется очевидное СБЛИЖЕНИЕ. Для объяснения берется образ охоты на поле и применения ловчих с 3 сторон, когда дичь впереди может уйти от преследования. Это означает, что приходящим не препятствуют, а уходящих не преследует. Через это сближаются с теми, кто внизу. Конечно, это очевидное СБЛИЖЕНИЕ.

Если по-настоящему становишься на Путь СБЛИЖЕНИЯ, то даже твои корыстные устремления становятся созвучны намерениям верха. Поэтому не надо призывать к оружию. Когда верх и низ друг с другом сближаются, то это говорит о том, что их устремления на этом Пути одинаковы. Так разве может не быть счастья?»

 

Линь Сиюань говорит:

«Очевидность и сокрытость противопоставляются. В ясности света, в величии правды нет сокрытости, затаенности, нет кривизны, извилистости, омраченности, обмана и плутовства. Такова очевидность. Если же говорится о сокрытости, омраченности, извилистости, кривизне, обмане и плутовстве, об отсутствии ясности и величия правды, то это и есть иньская сокрытость.

Правитель выполняет обязанность отца и матери для Поднебесной: порождает, питает, обучает, наставляет. Он знает свое предназначение и на этом Пути готов полностью исполнить свой долг. В управлении народом он прислушивается к тому, как народ отвечает ему – с благодарностью или нет.

В начале Пути СБЛИЖЕНИЯ присутствует нерадивость, когда в жестокости и корысти получаешь мало наград, противоречишь Пути, действуешь без поощрений, стремишься, чтобы 100 фамилий стали твоими родственниками. Получается, что осуществляешь управление через принятие мер. Разве можно в этом случае ждать ясности света и величия правды? Через сокрытость, извилистость, омраченность, обман, плутовство возникает болезнь как в теле, так и в обществе.

Выражение „явное СБЛИЖЕНИЕ“ говорит о том, что мудрый правитель, расставляя сети, оставляет одну сторону свободной для дичи и берет только тех, кто сам идет к нему, а уходящих отпускает. Это означает, что мудрый правитель не стремится к обязательному обретению в начале. Поэтому в данных обстоятельствах даже частные устремления следует рассматривать как проявления высшего смысла.

Если нет в тебе настороженности, сокрытости, то обязательно получишь желаемое. Мудрый человек применяет трехсторонний загон, теряет дичь впереди, и таким образом обретается Путь правителя. „Люди в предместье не вооружаются“ потому, что правитель преобразует их. Таков безусловный Путь счастья. Правитель способен быть в очевидности СБЛИЖЕНИЯ, так как правитель преображается в своих действиях на уровне Девятки пятой».

 

Лу Чжэньци говорит:

«Выражение „с 3 сторон загоняют дичь, теряют дичь“ означает, что в потере нет сожаления. Пребывая в мире, правитель сохраняет чистоту сердца. „Люди из селения не вооружены“ означает, что они стремятся познать величие Послушания. Так происходит преобразование правителя».

 

8 | Д5 Замечание Ли Гуанди

В «Исходном смысле» говорится: «Если люди предместья не вооружаются, значит, они не опасаются друг друга». Также означает, что они всегда получают то, чего хотят. Таким образом, они не сожалеют о дичи, которая утрачена впереди. Также говорится, что правитель на полевой охоте приближается к предместью и не вызывает страхов и тревог.

Общее значение таково, что охота правителя обладает щедростью и широтой. Об этом же говорят и слова «теряет дичь впереди», «люди из селения не вооружены». Это означает, что люди, удаленные от правителя, и люди, приближенные к правителю, все зависят от его милости. В явном СБЛИЖЕНИИ все подданные почитаются как родственники. И в этом – великая преобразующая сила государства. Если даже не замечаешь этого, все равно оно приносит великие плоды.

 

8 | Девятка пятая. Малый образ

 

 

Счастье – в очевидном СБЛИЖЕНИИ, положение правильное и равновесное. Бросаешь противодействие, берешь Послушание. Теряешь дичь впереди. Людям из селения нет предостережения. Верх управляет срединой.

 

8 | Д5.МО Исходный смысл

Пятерка обладает высшей Силой духа и в повелениях своих не допускает отклонения.

 

8 | Д5.МО Толкование Чэн И

В СБЛИЖЕНИИ достигаешь счастья, потому что место, на котором находишься, обладает правдой и равновесием. И если находишься в области правды и равновесия, то и следуешь по Пути правды и равновесия. Сближаешься, осуществляя добро, и не знаешь отклонений, потому и говорится: «Бросаешь противодействие, берешь Послушание». Так действуют обстоятельства в знаках СБЛИЖЕНИЕ и СЛЕДОВАНИЕ, 1 7. В обрядах используешь то, что не требует повеления, принуждения. И тем самым оставляешь непокорность.

Послушность судьбе дает возможность избавиться от ошибок, которые сам можешь навлечь на себя. Если сближаешься через противодействие, это означает, что ты идешь против потока. Стремление продвигаться вверх – это противодействие, а спуск вниз – это Послушность. Поэтому ошибка возникает в том, что стремишься вперед и теряешь дичь. Также это можно понять как предостережение: приходящего приласкай, уходящего не преследуй. Верхи управляют низами в равновесии, мире и неотклоняемости, поэтому далекое и близкое становится единым.

 

8 | Д5.МО Сводные толкования

Цю Фуго говорит:

«Выражение „бросаешь противодействие“ означает, что оставляешь 1 инь наверху. Инь опирается на ян – это противодействие. „Берешь Послушание“ говорит о том что, берешь внизу 4 инь. Инь принимает ян – это Послушность. Теряешь наверху 1 инь, о чем и говорится, что теряешь впереди дичь».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В знаке ВОЙСКО если управление происходит неправильно, то управляет Пятерка. В знаке СБЛИЖЕНИЕ Пятерка осуществляет правильное, равновесное управление».

 

8 | Верхняя шестерка

 

 

В СБЛИЖЕНИИ – отсутствие главы. Несчастье.

 

8 | ВШ Исходный смысл

Инь находится наверху. Нет никого, с кем он мог бы сблизиться. Таков Путь несчастья. Поэтому говорится «отсутствие главы». Гадающего предупреждают о возможности несчастья.

 

8 | ВШ Толкование Чэн И

Шестерка находится наверху. Это окончание обстоятельств СБЛИЖЕНИЯ. Глава говорит о начале, об исходном Замысле. Если же говорится об отсутствии главы, то это с неизбежностью указывает на несчастье. Эти слова описывают окончание обстоятельств знака СБЛИЖЕНИЕ. Верхняя Шестерка – иньская, мягкая, не обладает срединностью, находится на пределе знака Опасность, поэтому не способна правильно вести себя. Таким образом, заканчиваешь СБЛИЖЕНИЕ в искривлении, в Опасности. Значит, попадешь в ловушку – так часто происходит.

 

8 | ВШ Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Отсутствие главы означает, что находишься на мягком положении в конце знака. Это также относится к тому, кто пришел последним. И это тоже несчастье для него».

Ван Шэньцзы говорит:

«Правитель – это 1 янский уровень, который находится на положении власти, 4 инь сближаются с ним снизу. Поэтому в „Объяснении устройства знака“ говорится: „Внизу Послушность и следование“. Верхняя Шестерка одна стоит вовне и не подчиняется, не способна следовать. Разве это не образ пришедшего последним мужа?»

 

8 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

В СБЛИЖЕНИИ – отсутствие главы. Нечем закончить.

 

8 | ВШ.МО Исходный смысл

Говорится с точки зрения образов верха и низа, и поэтому возникает образ отсутствия главы. Говорится с точки зрения образов конца и начала, поэтому возникает отсутствие конца.

 

8 | ВШ.МО Толкование Чэн И

Если в СБЛИЖЕНИИ у тебя будет отсутствие главы, то чем ты закончишь? Если во взаимном СБЛИЖЕНИИ нет того, кто главенствует, то в конце будет противоречие. Если начинаешь не на Пути, то как сможешь закончить? Поэтому говорится: «Нечем закончить».

 

8 | ВШ.МО Сводные толкования

Ян Шицзянь говорит:

«Сближаешься, исходя из самого начала. В СБЛИЖЕНИИ проявляешь искренность. Если не проявляешь искренность уже на Начальном уровне, тогда в конце будет отклонение, не сможешь соединиться с людьми, и это Путь несчастья. Глава – это начало. Если нет начала, то чем ты сможешь закончить? Поэтому говорится „нечем закончить“».

 

Цзян Тишэн говорит:

«Слова этого уровня поясняют смысл выражения из „Привязанных слов“ – „последнему мужу – несчастье“».

 

8 | Примеры гаданий

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!