Другое возражение того же еретика 15 страница



Не упоминая об изречениях других, ибо их много, и прибавив еще одно, я обращу речь к другому предмету. Есть изречение Шестого святого Собора богоносных отцов: «На некоторых священных иконах изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, принятый в образ Благодати и прообразовавший нам в Законе истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и (347) сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира»[871].

Итак, возлюбленные, имея такие свидетельства вместе с собственным и на самой истине неопровержимо основанном убеждении, как показано выше, бодрствуйте, увещеваю вас, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16:13), и не страшитесь ни в чем противников, [Col. 1137] равно как и ложных братий, обольщенных и обманутых, это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, как написано: потому что вам дано от Бога ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне; что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушо за веру Евангельскую, со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 1:29–30; 2:12), дабы мне, грешнику, слыша о вас, радоваться. Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его, смотрите, чтобы кто‑нибудь не оскорбил в чем‑нибудь Бога. Ибо этот великий дракон весьма хитер и многоопытен. Где он не может погубить из‑за веры[872], там старается посредством падения произвести то же зло в нас самих через закон греха, противящийся закону ума нашего (ср. Рим. 7:25). Он рыкает, ища похитить, как лев (1 Пет. 5:8). Огонь зажигает, грозящий сжечь дом души. Но мы имеем от Бога средства для прогнания его: воду [живую] в голове[873] – источник слез, прошения, молитвы. Во всем пусть будет страх Божий, приковывающий и пригвождающий плоть нашу. Нигде пусть не обитает зависть, ни вражда, ни тщеславие, ни какое‑либо (348) из дел тьмы; страсти пусть [тотчас] отражаются, пока они не укрепились, чтобы, если они вселятся и заразят душу, нетрудно было истребить их. Все подвижники воздерживаются от всего. Так бегите, чтобы получить; повинуйтесь младшие старшим, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 9:25, 24; 14:33). Предстоятели, божественно любите подвластных и не по властолюбию, но по добродетели и благости требуйте подчинения и послушания. Не отделяйтесь друг от друга, меняя много мест и нигде не получая пользы. Евангелиста Марка Павел не хотел взять с собою, как написано, за то, что он не пошел вместе, но раньше возвратился домой (Деян. 15:38). Не тем ли более мы должны довольствоваться [своим состоянием]? Каждый оставайся в том звании, братия, в котором призван (1 Кор. 7:20). Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1). Держите предания, которым вы научены (2 Фес. 2:15); наставляйте друг друга, всегда помните о смерти. Итак, молитесь, увещеваю вас, о всех. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12:14), переходя с места на место, терпя недостатки, скорби, озлобления, скитаясь по пустыням и горам, а может быть, скрываясь и по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:37–38). Хвалитесь, что это за Христа, что вас не достоин мир.

Потерпите, дети мои, дети, потерпите немного, и придет Господь венцедатель, мздовоздаятель, Которого сонаследниками быть обещано нам: с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17); всегда молясь [Col. 1140] обо мне, несчастном, чтобы укрепилось сердце мое перенести до смерти постигающие нас бедствия, чтобы не отверг меня Христос по недостоинству моему, чтобы мне очиститься от зла во всем всяким образом. Теперь я живу, возлюбленные, если вы стоите в Господе. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли и в настоящем веке, и в будущем (1 Фес. 2:19)? Так, вы – услаждение любви и утешение (349) мое. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23).

Верен Бог (1 Кор. 1:9) наш: Он и совершит это, братия. Приветствуйте друг друга лобзанием святым (2 Кор. 13:12). Приветствие от меня, смиренного Феодора, всем членам моим из уст сердца моего. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. Благодать со духом вашим. Аминь.

 

222. К Иосифу, брату и архиепископу (II, 9) <145>[874]

 

Мне всегда приятно писать твоей святости, и тем приятнее, чем большее расстояние [нас] отделяет. [Письмо] приближает меня к честному твоему лицу, [слова] обращения доставляют мне облегчение, как [например] в настоящем случае, когда я грустно настроен вследствие предания некоторыми игуменами истины. Да знает твое преподобие, что «старая гвардия», то есть Иосиф, совершитель прелюбодейного брака (ο μοιχοζεύκτης), [игумены] Фотинудский, Ираклийский, Мидикийский, <p. 128> Милийский, Иполихнийский, Гулейский и – горе мне, грешному! – даже Флувутский, уловленный по безрассудной простоте, недолгое время сообща хранившие стойкость, были якобы под предлогом икономии увлечены привыкшим к таким делам Иосифом вслед за сатаной, однократно и двукратно вступив в общение с нечестивыми[875]. За это милостиво отпущенные [на свободу], они уловляют своим падением нетвердых. Кроме того, и Никейский [митрополит][876] делается причиной падения для епископов. (350) Они призывают [и] находящихся в ссылке последовать их примеру. И если рука Божия не поспешит нас укрепить, то и мы, остальные, погибнем. В чем же дело? В том, что и на этот раз, как видно, дело идет о нас, смиренных, вместе с немногими.

Восстань же, о человек Божий, как архиерей Христа, истинного Архипастыря, и именно с такой силой, насколько ты превосходишь всех главизной священства, исключая одного того, что содержится в тайне. Прославляй Бога и в теле, и в душе своей (1 Кор. 6:20). Конечно, ты не будешь оставлен на острове. Возможно, что тебе предстоит по‑прежнему искуситься, чтобы и здесь [теперь] получить более блестящий венец. Да, да, брат, до какого времени мы дожили! И всё же – благодарение Соблюдшему [нас]. И сие от Бога, говорит апостол, что нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него (Флп. 1:28–29). Господь не презрел нашего смирения в прошлом. И теперь, я уверен, Он не обойдет тебя, честнейший. Но как тогда, так и теперь прославится Господь в теле твоем, творя с избытком свою милость во славу [Col. 1141] твоей добродетели.

Поэтому простри и мне посредствующую руку, преподобный, чтобы мне укрепиться и спастись от настоящей суровой зимы. Стой и умоли [Бога], чтобы буря превратилась в легкое веяние Святого Духа. Да будет! Низко кланяюсь братьям и прошу их усиленно молиться о моем смирении. Окружающие меня припадают к твоим ногам.

 

223. К чаду Навкратию (II, 10)[877]

 

Дурная весть в письме твоем, сын; она, коснувшись (351) смиренной души моей, действительно опечалила меня и извлекла сердечные слезы и едва не лишила меня сна в ту ночь, когда я получил его. Это как из‑за всех падших, так особенно из‑за Флувутского [игумена]. Те и ныне поступили подобно прежнему, а этот считался в числе тех, которые, казалось, стояли твердо. Я удивлялся, когда они еще стояли, что они, не исповедав прежнего падения своего по поводу прелюбодеяния и сочетания прелюбодеев, стали ратоборствовать по настоящему предмету[878]; думал, что они, быть может, частным образом и у самих себя совершили покаяние, и радовался я, смиренный, их исправлению. Но, как оказалось, построив дом свой на песке, они при дуновении восставшей ереси пали тягчайшим падением (ср. Мф. 7:2627), снова называя искажение истины икономией. Они и прежде были соблазном для Церкви Божией (ср. 1 Кор. 10:32), и теперь тоже, делами своими увлекая всех к погибели. Так многие, склонные к участию в зле в затруднительных обстоятельствах, надеясь найти какой‑либо случай, чтобы им совершать подвиги благочестия без печалей и бедствий, сделались общниками отречения от Христа, Богородицы, всех святых. Ибо это означает отвержение иконы кого‑либо из них. Увы, несчастие! Увы, обольщение! Увы мне! Как они, начав хорошо, обратились назад? Увы мне! Для сколь многих они послужат поводом к падению, для равночинных и высших, для мирян, клириков и монахов? Но это старая рана, внутреннее зло. Иосиф, справедливо названный раньше сочетателем прелюбодеев, а теперь хулителем Христа, он – вождь этой «старой гвардии» (τής αρχαίας κουστωδίας).

 

Отвержение иконы – отречение.

 

Как же ответим на это? Будем ли мы слабыми? Падем ли духом? Окажемся ли бессильными к исповеданию и вместе защищению Христа? Нет, братия, нет. Ибо если при падении нечестивых праведные поражаются страхом (Притч. 29:16), то при падении близкого величайшая осторожность [нужна] для стоящего. Итак, еще увещеваю, восстанем сильнее в Господе, не страшась ничего от противников. Разве ради падших наше исповедание? Или, утверждаясь на их стоянии, (352) мы были крепкими, чтобы при их падении нам поколебаться? Да не будет! Не ради этих или других; Христос – наше основание, на котором мы стоим, которым хвалимся, говоря вместе с Павлом: кто отлучит нас [Col. 1144] от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8:35, 37). Так, кто не выступает и не подвизается за Христа, тот не может быть и христианином.

 

Подвиги мучеников.

 

Разве напрасны подвиги мучеников, борьба, страдания? Разве они не были одной с нами плоти? Разве они не страдали, подвергаясь таким мучениям? Разве они не теряли надежды быть живыми, как говорит апостол (2 Кор. 1:8)? Но, по страху вечных мучений и по желанию небесных воздаяний, они, как благоразумные, решились лучше подвергнуться смерти телесной, нежели вечной; не боялись, не страшились и, представляя будущее как настоящее, с радостью шли на мучения, считали дарами великие страдания. Потому что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29); и еще в другом месте: ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуютрадостью (2 Кор. 8:2). Так радовались, так восхищались, страдая за Христа, все святые. Вкусим и мы, возлюбленные, любви Христовой; пойдем по следам святых; отвергнем пристрастия века сего. Ибо не имеем здесь постоянного града (Евр. 13:14); горний Иерусалим – отечество и город наш, о мужи, сильные в Духе, о дети Бога, а не меня, грешного! Не преклонимся, хотя бы все низвратились, чего да не будет! Мы же, как прежде укрепляемые Богом, так и теперь, одни будем бороться. С нами Бог и все святые, бывшие от века, с нами Восток и Запад; не велика часть, отторгшая себя от поднебесной Церкви, и притом по страху, ради временных благ, ради плоти, которую спустя немного мы предадим вечному огню вместе с душою, если (353) не будем защищать истину. Пусть мы будем искушаемы – да будет! – пусть будем бичуемы, и притом часто; пусть наконец и умрем. Потом не радость ли неизреченная – получить нам Царство Небесное и чрез то достигнуть бессмертной славы, а, напротив, избежав вышесказанного, не сделаемся ли мы чрез это посмешищем до конца и не будем ли терпеть бесконечный стыд? Так прошу вас, дети мои, которых я родил в Господе, которых возрастил Христос в делах и трудах не только подвига, но и борьбы, дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Флп. 2:2–3). Это апостольские увещания, хотя и припоминаемые мною, несчастным. Молитесь и обо мне, прошу вас, чтобы мне дана была сила, крепость, речь за вас, хотя я и недостоин Божественной благодати, чтобы единогласно в одном духе прославлялся Бог в теле и в духе нашем.

 

Если не будем защищать истину.

 

Пошли к архиепископу доброго Дионисия. Приветствуй авву Петра, [Col. 1145] авву Игнатия и авву Тифоия и покажи им это письмо. Затем будь готов вместе с прочими и особенно с вышеупомянутыми, ибо, когда пали близкие к нам, нам не следует допустить быть обольщенными ими. Да даст Господь силу, крепость, ум, глаз, благоразумие и всё, чтобы вам хорошо действовать в честь и славу Христову, в похвалу мою, в вечную славу вашу! Находящиеся со мною приветствуют [вас] обоих. Христос с вами. Аминь.

 

224. К нему же <146>[879]

 

(354) <p. 129> Что [особенного] в моей жизни и слове, что вы так хлопочете обо мне, чадо, и скорбите; несмотря на такое расстояние и столь великое искушение, не ставите ни во что ни труд, ни опасности, чтобы посетить мое смирение? И это вы делаете беспрестанно и с такими издержками на подарки. Далекое вы сделали близким, неудобоисполнимое – легким, пустыни – удобными для проезда. Вы поразили взоры, открыли во славу Господа уста всех, кто только постиг дела вашей веры и любви. Кто среди других так преуспел представить своим отцам доказательство искренней любви? Благословен Бог, сделавший вас такими, соответственно вашей добродетели и несмотря на мое убожество. Ведь открыто признаю, что я грешен и ничтожнее всех людей, хотя ты, побуждаемый любовью, большими похвалами пытаешься отклонить меня [от этой уверенности]. Я принимаю, любезный, твои желания, принимаю твое ухаживание за стариком. Ты поддержал меня, как дитя, ходил за мною, как брат, берег, как отец. И если, как сотрудник, ты потрудился вместе со мною или, как ученик, восполнил мои недочеты, то да воздаст тебе добром Господь Бог отца моего, пусть приложит тебе духа к духу, силу к силе, разум к разуму до полной меры.

Да будет. Итак, молись о моем смирении, чтобы хотя на будущее время своей жизни я шествовал, как угодно Господу. Я был бы очень рад, если бы было позволено быть у меня брату Адриану. До сентября по многим причинам воздержись посылать сюда [послов], исключая разве случай крайней необходимости. Узнав о делах некоторых игуменов, я, несчастный, восстенал. Да укрепятся прочие отцы, собою утверждая нас, малодушных. Приветствуй по обыкновению. Много приветствует тебя и мое братство. Будь здоров о Господе. Позаботься также и о теле, ибо я немало огорчился, узнав о твоей внутренней болезни.

 

225. К нему же (II, 11)[880]

 

(355) [Col. 1145] Сверх чаяния увидел я письмо твое, возлюбленный сын, и братий, ибо ты не дождался до сентября, как я писал прежде. Впрочем, я с удовольствием принял твое усердие, неизменную любовь, пламенную расположенность, во всем любовь к Богу и, прибавил бы я, любовь к отцу. Ты моя радость и утешение; ты – моя опора в Господе при всех опасностях и скорбях и венец хвалы, со всеми сподвижниками твоими и больше всех братий наших во Христе Иисусе и сынов. Поэтому я радуюсь, благословляя Бога отца моего, что ты здравствуешь душой и телом; так Бог устроил, что ты освободился от уз, чтобы ты облегчал находящихся в узах, а свободных, соединяя, укреплял. Это и делаешь ты благодатью Христовой, увещевая, вразумляя, утешая каждого, как поистине домоправитель Божий. Прошу же тебя, не ослабевай делать то же самое во славу Христа, для приобретения твоего спасения, в похвалу мне, скудному во всяком благе.

Впрочем, брат, не напрасно мы шествовали и шествуем прежде и ныне и не тщетно трудимся, ибо это за Христа и для Христа, за Которого страдать (πάσχειν) есть пасха (πάσχα), за Которого скорбеть – радость. Если только с Ним страдаем, говорит апостол, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:17–18). И справедливо. Ибо здешняя скорбь всякая подобна тени и сновидению, а тамошнее воздаяние – бесконечная жизнь с вечною славою. Не постыдимся же, сын, настоящего мученичества, ибо оно Господнее. Многие из любви ко Христу желали видеть это, но не получили, а мы удостоились. Что же это? Страдать за Него, быть гонимым, пленяемым, заключаемым под стражу, изгоняемым с места на место или, может быть, подвергаться ударам, соделаться позорищем для Ангелов и человеков (1 Кор. 4:9).

(356) Если даже пронесут имя наше, как бесчестное (Лк. 6:22), анафематствуя частным образом и публично вместе со святыми, то не следует ли радоваться, не следует ли восхищаться? Я знаю, сын, это блаженство, [предсказанное] Господом. Этому и ты радуйся и веселись со всеми сынами. И вы – тело Христово, а порознь – члены. Посему, страдает [Col. 1148] ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:27, 26). Желай, говорит он, остального: заплеваний, заушений, наконец креста, приятных для меня гвоздей Христовых, которыми пригвоздиться ко кресту вместе с Ним кто удостоится: раб – пронзиться копьем вместе с Владыкою, человек – смешать кровь с кровью живого Бога? Проникаясь таким настроением, святые радовались, когда были бичуемы, веселились, когда члены их были рассекаемы. Итак, настала и наша радость; отчасти и мы испытаны, и о, если бы были испытаны до конца благодатью и человеколюбием Иисуса Христа, Господа нашего! Ибо по благодати должна быть победа у каждого, чтобы никто не хвалился, будто он имеет что‑нибудь сам от себя, но чтобы нам стяжать милость Божию во Христе Иисусе смиренномудрием и деятельной верой.

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение веры, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость, с апостолом скажу я, несчастный: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, делая друг против друга и восставая друг на друга (Флп. 2:1–3). Ибо и в самые подвиги за благочестие обычно вторгается искание первенства и соревнование. Но вы, как служители Божии, – я соединяю в лице твоем стоящих выше [других], которые пусть также прочитают письмо, – никому ни в чем не полагайте претыкания, чтобы не было порицаемо служение (2 Кор. 6:3).

 

Вопрос о приеме падших.

 

Относительно тех, о которых ты писал мне, что они приносили покаяние. Для принадлежащих к нашему телу[881] мы, хотя и недостойные, будем врачами. Итак, какую епитимию при посредстве братий мы назначили пришедшему сюда Оресту, – ибо мы не (357) почли за благо лично видеться с ним по многим причинам, – такую же пусть примут и прочие, то есть пусть не причащаются Святых Таин и соблюдают остальное. Ты спрашиваешь: доколе? До тех пор, пока снова не воссияет ясное небо Православия. А если, скажешь, случится смерть? Тогда пусть причащаются. Мы веруем, что грех отпустится им. Ты писал, что вы спорите между собою о том и другом предмете; оставьте ваши споры и живите в мире между собою. Этих надобно принимать не так, как обращающихся от ереси, хотя и в этом случае соблюдается немалое различие между той и другой ересью, но как отрекшихся от имени Господнего или участвовавших вместе с христоборцами в отречении от Него по страху или какому‑либо другому обстоятельству. Подлинно, в отречении от Него они явно участвовали с отвергшими святую икону Его. Ибо отвержение образа относится к первообразу, как вещает вещающий [Василий Великий][882]. И это не иначе, хотя некоторые и хотят уменьшить такое отречение. А если бы те, которые прежде не были православными и не были научены истине, от Божественного Промысла просветившись истиной, прибегли к нам, то было бы иное дело; их надобно принимать не как случится, но с согласия многих православных, как объяснил божественный Василий [Col. 1149] прибывшим из Египта в Месопотамию, укоряя их за неосторожное принятие[883]. Разве вы не знаете, что говорит тот же отец в другом письме? «Не признаю епископом и не причисляю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники»[884]. Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на [епископские] престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, говорит апостол, какая мне польза? (1 Кор. 15:32). Скажу и я: если, по вашему мнению, после отречения или общения с христоборцами такие тотчас должны быть принимаемы и оставаться без епитимии, то для чего я напрасно подвергаюсь опасностям каждый день, а не уклонился к противникам и потом тотчас чрез покаяние присоединился к православным без епитимии? Не обманывайтесь: худые сообщества развращают (358) добрые нравы. (1 Кор. 15:33). Бодрствуйте в Господе. Что общего у света с тьмою (2 Кор. 6:14), чтобы у нас делалось подобно христоборцам? Ибо они, говорят, приходящих к ним из Православия принимают с радостью, без епитимии. Увы, следовательно, нам должно было бы и увенчивать отрекшихся от Христа, и прославлять, как они некоторых из тех. Братия, умоляю вас, не будьте дети умом (1 Кор. 14:20), но усовершайтесь в истинном ведении.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!