Не бояться, не отступать, не засыпать душевно



 

Отцы, братия и чада. Если люди, призываемые на земле царем к славе, благоденствию, богатству и наслаждению, идут [на зов] не леностно, а с усердием и радостью, тем паче мы, призываемые Богом всех и Царем, должны с ревностью и радостью и неутомимым желанием каждый день и час стремиться, толкаться и спешить не к вышеупомянутым ничтожным и тленным [благам], а к Небесному Царству, незаходящему свету, бесконечной жизни, неизреченному блаженству, усыновлению[909] и наследованию вечных благ, не бояться и не отступать[910], так сказать, ни пред печалью, теснотою, голодом, жаждой, ни пред опасностью, ни пред мечом, ни смертью (см. Рим. 8:35–38; 2 Кор. 11:27), но с мужеством, силою и великодушием проходить путь подвигов и переносить все, как нечто пустое и легкое, ввиду ожидаемого впереди и всеблаженного нашего чаяния. Падать и пренебрегать подвигами значит засыпать душевно. Поэтому прошу вас, чада и братия, зная, к какому концу приводит это наше дело, – великому, божественному и неизреченному, – будем нести и выносить наше превосходное послушание и его дела: отречение от своих желаний, движение и работу в полном повиновении, частые и многочисленные упреки от множества братий, ограничения сверху и снизу. Вполне справедливо и к нам приложить известное апостольское выражение: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся (1 Кор. 4:11), но во всех сих, говорит [апостол], препобеждаем за Возлюбльшаго ны (Рим. 7:37). Укрепитесь и вы, чада многожеланные, в державе силы Его (см. Еф. 6:10) и к прежним своим подвигам и искушениям присоедините настоящие и будущие, считая за великую радость (см. Иак. 1:2), что удостоились охотно терпеть это за Спасителя Христа и делаетесь подражателями Его страданий. Это одно для разумных достойно великой награды.

 

Подражание Христу

 

Вспомните, чада, что Он перенес за нас. Не был ли Он младенцем по плоти? Не избегал ли убиения от Ирода? Не подчинился ли родителям? В двенадцатилетнем возрасте, не учившись грамоте, не обличил ли бывших во храме? Это я говорю для неграмотных, чтобы они не огорчались. Не путешествовал ли часто пешком и, утомленный, не искал ли пищи на смоковнице? Не был ли поруган иудеями? Не слышал ли: беса имаши (Ин. 8:48) и: о веелзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Лк. 11:15)? Не был ли едва не побит камнями и не избежал ли побивающих? И кроме всего этого, во время сорокадневного поста не был ли Он искушаем, как человек, от диавола, именно, когда тот сказал Ему: вся сия Тебе дам, аще пад поклонишимися, и услышал от Него: иди за Мною, сатано (Мф. 4:9‑10) и прочее. Не умыл ли Он, как слуга, ноги Своих учеников? Не отрекся ли от Него предатель? Не был ли Он схвачен иудеями? Не подвергся ли издевательствам от Анны и Каиафы? Не был ли заушаем рукою раба, бичуем от Пилата, ударяем руками, которые создал? Не надели ли на Него венец в насмешку, не возвели ли на крест? Не пронзили ли гвоздями Его святых рук и ног? На кресте не выслушал ли Он многих насмешек, не был ли копьем прободен в левый бок, в жажде не был ли напоен питьем из желчи, не был ли погребен и восстал, как Бог, тридневен? Что же, можем ли мы сказать, что перенесли столько же? Покажи мне, брат, иссеченную, как и у Христа твоего, спину, побитые щеки, бесчисленные насмешки, порицания и издевательства, [покажи] все твои члены, освященные страданиями. Конечно, ничего этого у тебя нет. В таком случае, по крайней мере, долготерпеливо возлюби малое, – и по Своей высочайшей благости Человеколюбец ради сего образа [монашеского] сопрославит тебя в пакибытии. А образ есть ничто иное, как обещание [понести] Его крест и смерть.

 

Что есть монашеский образ?

 

Об этом в малой степени мы напомнили, сами не исполнив ничего из сказанного, но чтобы этим напоминанием возбудить ревность в вас и в себе, чтобы нам снова подняться, встать и поспешить, без упущений соблюдая и исполняя послушание, какое кому досталось, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 84

О том, что братство должно пребывать в мире и единомыслии

 

Похвала преп. Феодора достижений братии

 

Отцы мои, братия и чада. Вижу, что по благодати Христа, истинного Бога нашего, животворящего все, и при содействии молитвы нашего общего отца вы перешли к другому состоянию, заслуживающему похвалы, а не порицания. Теперь уже как‑то исчезли из вашей среды происшедшая по грехам враждебная зависть, и гордое надмение, и являющееся отсюда стремление к разделениям, и иудейский раскол[911], – и все это есть, как сказано, Божий дар (см. Еф. 2:8) и последствие ваших подвигов. Божественное и преподобное совершено не моим смирением, которое, наоборот, у меня привыкло начальствовать. Итак, чада, вот к какому и сколь великому состоянию привело вас послушание и постепенное стремление к одному и тому же. Чего только оно не принесло! Мир, тишину, искреннюю веру, неразрывное единение, спасительную печаль, благоприятный ответ, умиление пред Божественным, умеренную скромность, братскую любовь, любовь отеческую, покаяние нераскаянное. Во всем этом, если выразиться по‑апостольски, представьте себя чистыми посредством должных дел (см. 2 Кор. 7:11). Благословен Господь, яко посети, и сотвори избавление людем Своим, – ибо вы – народ Его, народ избранный, – и воздвиже рог спасения нам (Лк. 1:68–69) чрез вновь установившееся у нас хорошее состояние. Это для вас, чада, радость и веселие, это есть слава и благоволение. Это будет считаться мудростью, и наукою, и высочайшим ведением – вести жизнь доброхвальную и чистую пред Богом. Правда, кто‑то из внешних свои качества в некоторых случаях сравнивает с нашими. Он говорит: «Я того считаю мудрым, кто выработал непорочный и чистый образ жизни, хотя бы он не знал грамоты и не имел представления о том, что составляет у греков предмет серьезного изучения». Если даже те, за которыми признается только свойство говорить и слушать, такого мнения, то нам не о чем думать, как только о правиле святых [отцов]. Умудряйтесь же, чада мои, в страхе и трепете пред Господом соблюдении Его заповедей, и благодать сделает вас сосудами избрания Его (см. Деян. 9:15), уготованными и на всякое дело благое (см. 2 Тим. 2:21; 3:17). Ведь где ради чистоты душевной вселился Отец и Сын и Святой Дух (см. Ин. 14:23), там чего только нет доброго, мудрого, согревающего, полезного, поучительного (см. 1 Тим. 3:2; 2 Тим. 2:24), умного, внушительного! Все же иное – холодные слова, обман, хвастовство, хитрость, глупости, неразумие и все другое – есть свойства бесчестных. Внимайте чтению (см. 1 Тим. 4:13), и пусть из ваших уст не падает на землю [бесполезно] слово Писания (см. 1 Цар. 3:19), [пусть] оно будет не показным, а направлено ко спасению; не преступным, а [направлено] к соблюдению заповеди. Вы понимаете, о чем я говорю, ведь у вас есть разум. Удержите язык свой от зла (см. Пс. 33:14), и особенно преданные искусству каллиграфии, в частности новички и наиболее несдержанные из них, насчет беспорядочного и познанного яда смертоносного языка, вследствие которого многие из нас часто и легко впадают в грех.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!