Здесь в земле спит Уилльям Йетс 6 страница



Чтоб хлад забвения в наш сад из мрака не проник.

Мой милый мне принадлежит, как в зеркале пустом.

У моря синего всегда высок зеленый холм.

 

 

"ЧТО Ж ТЫ, СТОЯ НА РАСПУТЬЕ…"[144]

 

 

Что ж ты, стоя на распутье,

Слезы льешь в тоске?

Вот он в сумраке, с борзыми,

Сокол на руке.

 

Не подкупишь птиц на ветке

Чтоб молчали. Прочь

Не прогонишь солнце с неба —

Чтоб настала ночь.

 

Ночь беззвездна для скитальцев,

Ветер зол зимой.

Ты беги, посеяв ужас

Всюду пред собой.

 

Мчись, пока не станет слышен

Плач извечный волн.

Выпей океан бездонный.

Ох, и горек он.

 

Там, в обломках корабельных,

Где песок зыбуч,

Отыщи, сносив терпенье,

Золоченый ключ.

 

Путь тебе к мосту над бездной,

На краю земли.

Купишь стража поцелуем,

Проходи. Вдали

 

Замок высится безлюдный.

Ты успела в срок.

Поднимайся по ступеням,

Отопри замок.

 

Позади сомненья, страхи,

Проходи сквозь зал.

На себя гляди, сдувая

Пауков с зеркал.

 

За панелью ножик спрятан.

Видишь? Молодец!

Нож воткни себе под сердце.

Лживей нет сердец.

 

 

ЭПИТАЛАМА[145]

 

 

Ты, кто вернулся вечером на узкое свое ложе,

В мыслях печальных имя одно повторять печально, и ты, тоже,

Кого еще никто не касался, и ты, бледный любовник, который рад

Этот дом покинуть утром, в поцелуях от макушки до пят,

Вы, юные мальчики, не старше четырнадцати лет,

Начинающие только понимать, что имеет в виду поэт.

Наполним шампанским бокалы, друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

Не школу или завод новый прославить, а по другой причине,

Сегодня мы песнь посвящаем женщине и мужчине.

О, повар, континентальным искусством блесни, наконец,

Празднуя соединение двух любящих сердец.

Слуги, будьте проворны и незаметны, вы, пажи, тож,

Славя бога, имя которого, изреченное, есть ложь.

Наполним шампанским бокалы, друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

Уже он явил нам ласточек, минувших лилий Сциллу,

Скользящими друг за другом под мостами Англии; применив силу,

Совершил кражу со взломом, найдя желанный пестик —

Освободившись от пыльцы назойливой над сверкающим предместьем.

Он ведет нас вверх по мраморным ступеням и по его велению

Души и тела сочетаются по красоте и вожделению.

Наполним шампанским бокалы, друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

Но не только это мы воспеваем, а любовь, ту, что свыше,

Пусть кота мурлыканье сегодня станет воплем на покатой крыше,

Пусть сын вернется вечером к маме, в окно глядящей с испугом,

Пусть викарий подталкивает юного хориста в темный угол.

И саду цвести этим вечером, как расцветает он раз в сто лет,

Пусть прислугу-за-все поймают на лестнице, исполняющую минет.

Наполним шампанским бокалы друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

И пусть хоть на час заключат перемирье враги,

Пусть дядя племяннику великодушно оплатит долги,

Пусть нервной хозяйке обед невкусный простится,

Пусть вора отпустит, поверив вранью, полиция.

Пусть избежит порки обычной мальчик, пойманный с сигаретой,

Пусть сегодня блядь даром даст то, за что платят звонкой монетой.

Наполним шампанским бокалы друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

Пусть срединной стране гарантируют к морю выход,

Пусть полуночник в лаборатории, для всеобщих выгод

Откроет, провода распутав, то чего не смог до сих пор,

Пусть астматичному клерку приснится ночью, что он боксер.

Пусть бессердечных исполнится эта мечта — страсть за страсть.

О, дай же малодушному, ну хоть на час, эту власть!

Наполним шампанским бокалы, друзья, трезвыми быть нам сегодня нельзя.

 

 

" О, ЧТО ТАМ ДОЛИНУ, ВЗГЛЯНИ, РАЗБУДИЛО"[146]

 

 

О, что там долину, взгляни, разбудило

Будто то грома раскаты, раскаты?

Это солдаты в красных мундирах, милый,

Это идут солдаты.

 

О, что там так ярко всю даль осветило,

Это наверно не просто, не просто?

Отблески солнца на ружьях их, милый,

И легка их поступь.

 

О, сколько оружья, двум войскам хватило б,

Зачем же им столько, сегодня, сегодня?

Да это ученья обычные, милый,

Или же кара Господня.

 

О, что намерения их изменило,

Уже миновали селенье, селенье?

Приказ получили иной они, милый,

Ты — почему — на колени?

 

О, может приказано, чтоб поместили

В больницe; им доктор поможет, поможет?

Но раненых, вроде, не видно там, милый,

Да и коней стреножат.

 

О, старому пастору власть не простила

За то, что с амвона грозит им, грозит им?

Но церковь они миновали, милый,

Не нанеся визита.

 

О, фермеру с рук до сих пор все сходило,

Кто ж им, лукавым, обижен, обижен?

Нет, мимо фермы бегут они, милый,

Все ближе и ближе.

 

О, где ж твои клятвы — вдвоем, до могилы?

Куда ты? Останься со мною, со мною,

Ну, что жe, забудь обещания, милый,

Мне время — расстаться с тобою.

 

О, у ворот уже сломан замок.

Что ж во дворе псы не лают, не лают?

По полу топот тяжелых сапог.

Ах, как глаза пылают!

 

 

GARE DU MIDI[147]

 

 

Неприметный скорый с юга, суета

на пeрроне, в толпе лицо, коему собрать

с галунами оркестр мэр не удосужился, но

отвлекает взгляд что-то по поводу рта

с тревогой и жалостью, несмотря на холод,

валит снег. Сжимая руками немудреную кладь,

он выходит стремительно инфицировать город,

чье ужасное будущее предрешено.

 

 

АВГУСТ 1968[148]

 

 

Монстр то и творит, на что монстр горазд,

Деянья немыслимые для нас.

Один лишь ему недоступен трофей —

Косноязычен он в речи своей

O стране покоренной, не снесшей обид;

Средь тех, кто отчаялся или убит,

Монстр шествует важно и смотрит в упор,

Пока его рот несет всякий вздор.

 

 

В ДВУХ ФУТАХ ОТ НОСА…[149]

 

 

В двух футах от носа почти что, смотри,

Моей Персоны границы, внутри

Pagus, не поднятая целина —

Личная собственность, вся сполна,

Прохожий, разве что в мыслях — альков,

Тогда я с тобою брататься готов.

Границ не нарушить нагло врагу:

Я безоружен, но плюнуть могу.

 

 

АРХЕОЛОГИЯ[150]

 

 

Лопата археолога

Углубляется в жилища,

давно оставленные,

 

извлекая свидетельства

образа жизни,

вряд ли теперь возможного

 

и о котором ему мало есть что сказать,

поскольку слова подтвердить нечем.

Счастливчик!

 

Знанием можно воспользоваться

Но отгадывать загадки всегда

Занимательней, чем познавать.

 

Известно наверняка, что Человек,

то ли со страха, то ли любя,

всегда хоронил своих мертвецов.

 

Что разрушило город —

вулкана изверженье,

разбушевавшаяся река

 

или человечья орда,

жадная до славы и рабов —

видно с первого взгляда

 

и мы уверены вполне,

что, как только дворцы были возведены,

их правители,

 

Пресыщенные женской лаской

и умиротворенные лестью,

сразу начинали изнывать от скуки.

 

Но должна ли яма для зерна

Означать голодный год?

А отсутствие монет

 

за какой-то период предполагает

глобальную катастрофу?

Может быть. Может быть.

 

Фрески и статуи

дают намек на то,

чему поклонялись наши Отцы,

 

но кто объяснит,

отчего Они краснели

или пожимали плечами?

 

Поэты донесли до нас их мифы,

но Те — от кого их взяли?

Вопрос неразрешимый.

 

А норманны, услышав грохот грома,

Неужто верили они,

Что это молот Тора?

 

И я готов побиться об заклад,

что люди мифом развлекались,

словно сказкой

 

и подоплека их наивной веры

лишь в том, чтобы найти предлог

для ритуальных действий.

 

Поскольку лишь в обрядах можем мы

отречься от чудачеств

и обрести утраченную цельность.

 

Не то, чтоб всем подобным ритуалам

должны мы равно доверять,

иные омерзительны и вряд ли

 

одобрил бы Распятый,

скажем, бойню,

чтоб ублажить Его, затеянную нами.

 

Эпилог.

 

Из Археологии, по крайней мере,

одну мораль извлечь нам предстоит.

А именно, что все

 

Учебники безбожно лгут.

То, что Историей они зовут,

той, что негоже нам гордиться,

 

была сотворена такой, какая есть,

преступником, живущим в нас извечно.

И лишь Добро — вне времени и тела.

 

 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ [151] [152]

 

Дверь

 

 

И нищих будущее входит, а за ним

Законы, палачи, загадки — все войдут:

Ее Величество, чей нрав невыносим,

И, дураков дурача, пьяный шут.

 

Герой ее глазами ест, отсечь немедля чтоб

У прошлого главу, просунут лишь едва —

С миссионерскою ухмылкою вдова,

Иль с ревом рвущийся потоп.

 

Сгребаем все к ней, благо ли — испуг

И бьемся в створки — если смерти мгла.

Она однажды отворилась вдруг,

 

Алисе показав Страну Чудес,

Столь крохотной, в сиянии небес,

Что та и слез сдержать огромных не смогла.

 

 

Приготовления

 

 

Все загодя купить не преминули

У лучших фирм: тончайший аппарат

Для измерения порока и, подряд,

От сердца ли, желудка ли — пилюли.

 

Для нетерпения — часы, конечно. Плюс

Для сумрака — фонарь и зонтик — от лучей;

На пули не скупился казначей

И дикарей утешить — связки бус.

 

Им Упования была ясна система,

И раньше получалось, говорят.

К несчастью, в них самих гнездилась их проблема:

 

Ведь отравителю нельзя доверить яд,

Кудеснику — тончайший тот прибор

И меланхолику — винтовочный затвор.

 

 

Распутья

 

 

Здесь обнялись они, прощаясь. Больше не

Им свидеться. По собственной вине.

Один рванулся к славе; шумной ложью

Сражен безжалостно, едва начавши взлет,

Другой похоронил себя в глуши, по бездорожью

Смерть тащится за ним туда который год.

 

Распутья, пристани, колес вагонных стук,

О, все эти места решений и разлук,

Кто может предсказать, какой прощальный дар

Укроет друга от бесчестья своей сенью,

И нужно ль вообще ему идти туда,

В края поганые и там искать спасенья?

 

Объяты страхом страны и погоды.

Никто не знал, вступив в борьбу со злом,

Что время не пошлет им откровенья;

Ибо легенды утверждают: для деянья

Предел ошибок ограничен годом.

Каких друзей еще предать и, покидая дом,

 

Каким веселием отсрочить покаянье,

Хотя, что проку в дне еще одном

Для путешествия длиною во мгновенье?

 

 

Пилигрим

 

 

В предместьи нет окна, чтоб осветить ту спальню,

Где в маленьком жару огромный день играл;

Где множились луга, где мельницы нет дальней,

Любви изнанку мелющей с утра.

 

Ни плачущих путей, сквозь пустоши ведущих

К ступеням замка, где Мощей Великих склеп;

Мосты кричали: "Стой!", за плащ цеплялись кущи

Вокруг руин, где дьявол шел след в след.

 

Он повзрослеть мечтал, забыть, как этот сон,

Все заведения, где их учили руки мыть и лгать,

И истину скорей взвалить себе на плечи,

 

Ту, что венчает вздоха горизонт,

Желая быть услышанной и стать

Отцовским домом, материнской речью.

 

 

Город

 

 

В провинции, там, где прошло их детство

В познаньи Неизбежности, в пути

Они учили, что им никуда не деться

От Неизбежности, одной на всех, как ни крути.

 

Но в городе уже их различали,

На веру деревенскую плюя,

Суть Неизбежности подобна там печали —

У каждого, как ни крути, своя.

 

Он, как и все они, прижился без проблем,

Среди соблазнов многих выбирая

Один, чтоб завладел им и повел,

 

Чтоб, совершенствуясь в искусстве быть никем,

Сидеть на площади, со смехом наблюдая,

Как входят в город юноши из сел.

 

 

Искушение первое

 

 

Стыдясь стать баловнем своей печали,

Он в банду россказней беспутнейших вступил,

Где дар его чудесный все признали,

Избрав главой юно-воздушных сил,

 

Кто голод превращал в латинскую похлебку,

И хаос города — по мановенью — в парк,

И одиночество любое — девой робкой —

Заставить мог сойти к нему во мрак.

 

Но если в помыслах своих он был предельно прост,

Ночь шла за ним, как с топором подонок.

Дома кричали: "Вор!", захлопывая двери.

 

Когда же Истина пред ним предстала во весь рост,

Он в панике приник к твердыне этой — вере

И сжался, как от окрика, ребенок.

 

 

Искушение второе

 

 

Книг этих безмятежные ряды

Как будто бы и впрямь существовали —

Он отшвырнул соперникa труды

И застучал наверх по лестничной спирали.

 

И он вскричал, склонясь на парапет:

"Извечное Ничто, страсть без конца и края,

О, отпусти того, кто совершенства свет

Познал сейчас, с Тобой отождествляя."

 

И камня немудреное томленье

Он ощущал дрожащею рукой,

Как приз ему за подвиг восхожденья,

 

Как обещание, что плоть угомонится

И обретет, страдалица, покой.

И в лестничный проем нырнул — чтобы разбиться.

 

 

Искушение третье

 

 

Он принцев изучал, походку их и стать,

Что дети говорят, о чем судачат жены,

Он в сердце старые могилы вскрыл познать,

Какие мертвецам не писаны законы.

 

И неохотно заключил: "Все врут

Любители помудрствовать лукаво

И к ближнему любовь — причина ссор и смут,

И песня жалости — бесовская забава."

 

И пред судьбой склонился так, что вскоре,

Над всякой тварью стал судьею и отцом,

Пока не встретил он в разрушенном соборе

 

В ночном кошмаре, в темном коридоре

Фигуру с перекошенным лицом,

Его лицом, вопящую: "О, горе!.."

 

 

Башня

 

 

Архитектура эта для благих;

Вот так и гнал их страх на штурм небес,

Пока Господь не проявил к ним интерес,

Отметив девы непорочный лик.

 

Почиют здесь миры триумфов, и в ночи

В абстрактных домыслах Любовь дотла горит.

И Воля ссыльная, вернувшись, говорит

Таким возвышенным стихом, что плачут палачи.

 

Колодец бы взамен уж лучше б сладить им,

Но их преследует водобоязнь. Сейчас

Кто видит все, становится незрим.

 

Но и волшебникам здесь нелегко самим —

Они, по климату нормальному томясь,

Прохожему вздохнут: "Остерегайся нас!"

 

 

Самонадеянность

 

 

Чтоб зверя ублажить, народ единорогу,

Дев непорочных, по обычью, поставлял.

Средь девственниц, однако, слава богу,

Процент красавиц был ничтожно мал.

 

Герой отважен был; не врали, знать, знаменья,

Но странный опыт свой он от народа скрыл.

И ангел сломанной ноги, как избежать паденья,

К нему сойдя, в холмах его учил.

 

Что ж, обнаглев, идти они решили сами,

Туда, где с львами им отведен был придел;

И стали в полпути, пещеру обнаружив.

Ну а для тех из них, кто до абсурда смел,

 

Остался выбор — выбраться наружу

И, монстра встретив, превратится в камень.

 

 

Посредственность

 

 

Его родители тянулись, как могли

Чтобы чадо отлучить от чахлой их земли

Для поприща почетнее стократ,

Чтоб зубы сжал, но стал богат.

 

Амбиций их неистовый накал

Дитя дубрав безумно испугал.

И он решил — любви такой

Достоин разве что герой.

 

И вот он здесь без пищи и без карт

И ни живой души уже который день

И непереносим пустыни злобный взгляд.

 

Он под ноги взглянул и там увидел тень,

Посредственности, той, чей идеал

Был Исключительность. И в ужасе бежал.

 

 

Призвание

 

 

Чиновник изумлен — ведь он был назван

Средь тех, кто за терновым там стоял венцом

И в список занесен решительным отказом.

 

Уж не скрипит перо. И страстотерпцев лики

Он, опоздавший, не умножит, стало быть.

Осталось языка раздвоенным концом

 

Испытывать решительность юнцов

Рассказами о промахах великих

И ироничной фразою безудержных стыдить.

 

Теперь глумятся зеркала и над его ошибкой,

Видать пришла пора у женщин и у книг

Насмешнику, чей стиль — укол рапирой гибкой,


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!