Методы и методические приемы работы учителя в процессе обучения композиции.



Технологии и методики обучения композиции в изобразительном искусстве.

 

Термин «композиция» имеет в лексике русского языка не одно значение: композиция как способ восприятия и как форма выражения мысли, композиция как авторская художественная находка (произведение искусства), композиция как способ создания художественного образа, композиция как учебный предмет и как творческий процесс и т.д.

Наша цель – изучение организации творческого процесса композиции на уроках с детьми в общеобразовательной школе. Композиция в данном случае выступает как объект изучения способов организации обучения созданию композиций.

Закономерности построения композиции для всех видов искусств общие, поэтому композиционная организация на плоскости подчиняется определенным правилам, характерным для всех художественных произведений. При этом каждый вид искусства ограничен некоторыми характерными лишь этому виду рамками. Композиция изображений также имеет свои особенности. Одна из них - ограниченный двухмерный лист, на котором изображается трехмерное глубинное или плоскостное пространство. В декоративных и конструктивных видах искусства также имеются свои художественные задачи и пути их решения, зависящие от различных характеристик и факторов изобразительной плоскости, формы и пространства.

Изобразительное искусство условно и символично: объем форм, время, движение, настроение, состояние, эмоции, характер отношений между объектами, пространство символично передается с помощью художественно-изобразительных средств, умелое использование которых помогает решать творческие задачи в изобразительном искусстве, позволяет создавать незабываемые выразительные художественные образы.

Объем знаний по композиции учителя изобразительного искусства.

Учителю изобразительного искусства необходимо знать средства художественного выражения, понимать изобразительный язык и учить этому детей. В первую очередь необходим запас знаний и опыт практической работы по следующим направлениям:

1. Понимание структуры конструкции произведения, модели его композиционной организации.

2. Законы и правила композиционной организации изображения относительно его смысла и содержания: закон цельности, закон единства формы и содержания, смысловых связей элементов.

3. Средства композиционной выразительности: композиционный центр, динамика, и статика, ритм и пластика, симметрия и асимметрия, контраст и аналогия, контрасты тона, цвета, формы и др.

4. Понятия: рамы, границы; пространство и время; масштаб, размер и мера.

Методика обучения композиции на уроках изобразительного искусства в школе и формах дополнительного образования.

Преимущественное значение познания композиционных законов и правил придается урокам тематического рисования (композиции), Однако обучение композиции осуществляется на каждом уроке изобразительного искусства, не зависимо от того, каким видом деятельности заняты дети. Хороший учитель постоянно ведет работу в этом направлении с классом в целом и индивидуально с каждым учеником, подбирая наиболее эффективные методы объяснения в каждом отдельном случае.

На современном этапе существует несколько способов изучения композиции как средства создания изобразительных произведений:

1. Академический подход - модель обучения фигуративной сюжетной предметной композиции – «изображение жизни в формах самой жизни».

Эта модель опирается на школу академического реалистического рисования, в основе которой лежит познание окружающего мира средствами изобразительного искусства и отражение жизни во всем её богатстве форм и сюжетов в произведениях графики, живописи, скульптуры.

2. Инновационный подход – модель обучения нефигуративной, формальной композиции - «сквозь форму».

Модель обучения, опирающаяся на поиски гармонии или дисгармонии в художественном произведении аналитически-формальными изобразительными средствами, не отражая форм существующей действительности в том виде, как их привыкли воспринимать большинство людей. Чаще всего, это знаковые, символические комбинаторики, отвечающие основным правилам композиционного размещения изобразительных объектов.

3. Сочетание первого и второго подхода.

Эта модель объединяет оба предыдущих, использует формальные средства для изучения закономерностей и средств композиции и является первоначальным поиском структурной организации элементов рисунка (композиции) с целью дальнейшего уточнения конкретных форм в соответствие с темой, замыслом рисунка и окружающей реальностью.

Методы и методические приемы работы учителя в процессе обучения композиции.

Обучение детей композиции осуществляется учителем различными методами. Большое значение в обучение композиции имеют следующие методы, часто применяемые на уроке комплексно:

1. Объяснительно-иллюстративный метод, наглядно демонстрирующий особенности структуры и изобразительного языка произведений. Для его успешного применения - объяснения и демонстрации использования правил и приемов композиции в учебном процессе - учителю изобразительного искусства обязательно нужно подготовить и использовать наглядно-методический материал, куда входят:

- методические статичные и динамичные таблицы,

- дидактический материал для выполнения упражнений,

- педагогический рисунок на листе бумаги или на классной доске,

- обучающие видеофильмы,

- примеры произведений искусства с различными типами композиций в виде репродукций, иллюстрированных книг, слайдов, открыток и т.п.

Методические статичные таблицы.

Пособия, на которых показаны приемы работы над композицией по различным видам, жанрам и темам изобразительного искусства.

Методические динамичные таблицы,

Это эффективный прием использования динамических наглядных пособий, когда элементы композиции перемещаются по плоскости картины. Объяснение с их применением происходит доступно и занимает немного времени. К тому же после объяснения учителем основных правил и текущей задачи на уроке можно привлекать самих учеников для работы с такими пособиями, что чрезвычайно повышает активность и интерес к предмету.

Дидактический материал для выполнения упражнений.

Дидактический материал (для пользования учителем и учеников) - раздаточный содержит, как правило, изобразительную плоскость (если она отличается от обычного альбомного белого листа) и элементы композиции в различных вариантах (различие по цвету, форме, размеру, фактуре, и другим характеристикам).

При использовании раздаточных комплектов детям предоставляется хорошая возможность проводить композиционные поиски и выбирать наиболее удачный вариант самостоятельно путем создания различных комбинаторик.

В дидактический материал включаются заготовки для кроссвордов, карточки различного содержания в зависимости от цели урока (цвет, форм, фактура др.). Этот материал можно использовать получения обратной связи, при проведении фронтальных краткосрочных заданий после объяснения учителя.

Также используются материалы, специально заготовленные в начале года или принесенные в класс детьми (кусочки ткани, обрезки бумаги разного цвета и фактуры и др.), которые применяются в создании композиции.

2. Педагогический рисунок на листе бумаги или на классной доске также стимулирует внимание и познавательный интерес детей.

Требования к педагогическому рисунку на уроках композиции не отличаются от общих требований. Процесс педагогического рисования мелом на классной доске или углем, фломастером на бумаге происходит более динамично с использованием заранее заготовленных форм изобразительной поверхности с обязательным пояснением своих действий. На уроках тематического рисования (композиции) учителю предоставляется возможность показывать последовательность рисования отдельных элементов композиции, но более существенным является демонстрация общих этапов творческого процесса работы над композицией по следующим направлениям:

а) нахождение композиционного центра и смысловой зависимости между главными и второстепенными элементами рисунка относительно главной мысли рисунка;

б) определение схемы построения композиции в зависимости от темы и планируемого эмоционального выражения и состояния будущего рисунка: спокойствие, движение, тревога, мягкость, стабильность – композиция по горизонтали, вертикали, диагонали, в круге, треугольнике, овале и др.

в) организация композиционного пространства - размещение элементов картины в соответствие с правилами и приемами композиции (равновесие, динамика/статика, симметрия/асимметрия).

г) нахождение приемов и методов формальной композиции (напряжений и контрастов, растяжек, обобщенных геометрических форм, линий и пятен, веса и масштаба, фигур и фона, композиционных узлов др.).

3. Эффективным методом обучения считается выполнение комбинаторик с помощью аппликации (совместное и индивидуальное) - поиски разнообразного сочетания изобразительной плоскости (форма, пропорции, размер) и структурных элементов композиции.

4. Необходим также метод аналитического сравнения полярных композиций, с помощью которого демонстрируется яркое отличие способов достижения эмоционального состояния в произведении. Этот метод предусматривает обоюдное участие учителя и школьников в процессе обсуждения композиционных средств выразительности. В результате беседы выделяются общие и различные композиционные приемы обеих композиций, с помощью которых в произведении найден художественный образ.

5. Метод проблемныйвключает ряд вопросов, наводящих на проблему, поставленную художником в произведении, ответы на которые определяют поиск и анализ изобразительных средств, с помощью которых это решено.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 4448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!